доплаты к пенсии по возрасту в беларуси
Пенсия по возрасту в Беларуси
Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.
Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:
Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).
Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.
Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.
Возраст выхода на пенсию
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
Размеры трудовой пенсии
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Средняя пенсия по возрасту | 545 | с августа: 512,78 с сентября: 545 | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 280,04 (72+208,04) | 278,91(70,87+208,04) | 276,36 (68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
ноябрь 2021 – январь 2022 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) | 54 | 53,15 | 51,24 | 49,29 | 48,40 |
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) | 72 | 70,87 | 68,32 | 65,72 | 64,53 |
Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2021 году
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
Что говорит закон?
Популярные вопросы о пенсии в Беларуси
С какого возраста выходят на пенсию?
С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020
С 1 ноября 2021 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 72 рублей. Положенная доплата – 208,04 рублей. Общая сумма – 280,04 рубль.
Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?
Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
На что влияет страховой стаж?
Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.
Пенсии в Беларуси
Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).
В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2021 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.
Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
Социальная пенсия в Беларуси
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
Возрастная таблица пенсий в Беларуси (выход на пенсию)
В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
Повышения пенсий
НАДБАВКА НА УХОД К ПЕНСИЯМ ПО ВОЗРАСТУ, ПО ИНВАЛИДНОСТИ, ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА, ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
При наличии права на надбавку на уход по двум основаниям, надбавка начисляется по одному из них.
НАДБАВКИ К ПЕНСИЯМ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 39 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС,
ДРУГИХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ»
Статьей 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с данным законом, повышаются:
Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 35 «О повышении пенсий» (далее – Указ) установлены доплаты к пенсиям, постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим возраста:
Указанные доплаты выплачиваются независимо от установленных к пенсиям в соответствии с законодательством надбавок.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» с 01.01.2020 предусматривается установление ежемесячных доплат к пенсиям, постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим одновременно ученую степень доктора наук и ученое звание профессора. Размер доплаты составляет двукратный размер базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
К неработающим получателям пенсий относятся лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Лицу, имеющему право на ежемесячную доплату, для реализации права необходимо обращаться в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. При этом должны быть представлены: заявление об установлении доплаты, трудовая книжка, национальный диплом доктора наук или диплом государственного образца, выданный аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г., и национальный аттестат профессора или аттестат профессора государственного образца, выданный аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г.
Доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, но не ранее 01.01.2020.
Доплата не устанавливается (не выплачивается) к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Пенсия по возрасту: действия работодателя
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :
1) достижение установленного пенсионного возраста;
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
Обратите внимание!
В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более :
— 9 лет — по 31.12.2020;
— 12 лет — с 01.01.2021.
Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств :
1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;
2) назначается пенсия:
— на общих основаниях ;
— за работу с особыми условиями труда ;
Год выхода на пенсию
Мужчины
Женщины
Минимальный страховой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
Право на пенсию при нехватке
Возраст
Трудовой стаж
Требуемый страховой стаж
Вид пенсии (примечание)
мужчина
женщина
мужчина
женщина
общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет.
пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан
из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах
пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы (вводится с 01.01.2021)
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1
установленный страховой стаж – см. таблицу 1
пенсия по возрасту при неполном стаже работы
Несколько слов о размере пенсии
На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.
Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год
Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :
— административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;
— материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:
— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;
— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.
Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.
На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.
Процедура назначения пенсии
Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:
1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН ;
2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии :
— либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;
— либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.
Обратите внимание!
В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать . Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Минимальная пенсия
Минимальная пенсия – гарантированная государством пенсионная выплата определена законодательно и различается в зависимости от категории получателей.
Существующая в Республике Беларусь государственная система пенсионного обеспечения четко структурирована законодательно. Все пенсионные выплаты различаются по категориям получателей, зависят от их трудового стажа и иных заслуг, а также степени потери трудоспособности, наличия других источников дохода. Определение размера пенсий производится согласно нормативам, закрепленным, в частности в Законе «О пенсионном обеспечении». Для каждого вида пенсий установлен минимальный размер, как правило, представляющий собой определенный процент от величины прожиточного минимума.
Следует понимать, что минимальная пенсия это не принципиально новое пособие, но нижний предел пенсионной выплаты в какой-то конкретной категории.
Так минимальная трудовая пенсия назначается в случаях, когда объем страховых выплат в период трудовой деятельности не позволяет начислить пенсию выше определенного законом минимума. То же касается начисления трудовой пенсии по инвалидности или потере кормильца.
За отправную точку для исчисления пенсионных минимумов принимается размер бюджета прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту, которая, в свою очередь¸ также исчисляется от величины прожиточного минимума.
Для трудовых пенсий минимальной величиной является 25% от максимального размера среднедушевого бюджета прожиточного минимума за два истекших квартала (ст. 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Величина минимальной пенсии по инвалидности определяется в зависимости от группы:
К назначенным в минимальном размере трудовым пенсиям по возрасту полагается доплата в размере 20% от средней зарплаты по стране.
К минимальным пенсиям применяются надбавки на уход за инвалидами на общих основаниях.
Повышение размеров минимальных пенсий регулируется государством в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. Для иллюстрации динамики роста минимальных пенсий в 2020-2021 гг, можно рассмотреть соответствующие статистические данные.
Минимальный размер пенсии по возрасту:
Социальные пенсии | 01.11.2020-31.01.2021 | 01.02-30.04.2021 | 01.05-31.07.2021 | 01.08.-31.10.2021 | 01.11.2021-31.01.2022 |
В т.ч. 25% бюджета прожиточного минимума | 64,53 | 65,72 | 68,32 | 70,87 | 72 |
В т.ч. с доплатой при стаже работы 20 лет у женщин 25 у мужчин (в размере 20% средней заработной платы) | 272,57 | 273,76 | 276,36 | 278,91 | 280,04 |
Иногда минимальными называют социальные пенсии. Это все-таки разные понятия, хотя социальные пенсии также невелики. Социальные пенсии назначаются при отсутствии или недостаточности трудового стажа, гражданам, с доходов которых не делались выплаты в Фонд социальной защиты населения и отсутствуют основания для назначения другого вида пенсионных выплат.