доплаты за работу с коронавирусом в поликлинике кому полагаются
Стимулирующие и другие выплаты медработникам в 2021 году
Стимулирующие выплаты медработникам за одну смену:
В Москве и Санкт-Петербурге ввели дополнительные выплаты за работу с ковидными пациентами
Работники медицинских организаций Санкт-Петербурга, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, в 2021 году получат компенсационные доплаты к федеральным социальным выплатам. Губернатор Александр Беглов подписал соответствующее постановление. Пока дополнительные выплаты медикам введены на шесть месяцев — с 01.01.2021 по 31.07.2021, но городские власти при необходимости и в зависимости от ситуации с заболеваемостью коронавирусом обещают их продлить до конца 2021 года.
Дополнительные компенсации получат все сотрудники медучреждений, подведомственных городской администрации. Размер зависит от места работы и квалификации и составляет за одну нормативную смену (руб.):
Отдельно установлены доплаты для лиц, работающих в лабораториях диагностики COVID-19 и проводящих судебно-медицинские исследования тел умерших, инфицированных SARS-CoV-19. Им положено за одну нормативную смену (руб.):
Водителям неотложной помощи, а также водителям, осуществляющим транспортировку пациентов, у которых выявлен COVID-19, и прочим медработникам и персоналу, в том числе осуществляющим дезинфекцию, положено дополнительно 522 руб. за одну нормативную смену.
В Москве тоже ввели дополнительные выплаты медработникам, работающим в стационарах, на станциях скорой помощи имени А.С. Пучкова, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Постановлением мэрии Москвы эти цели из городского бюджета выделено 3 млрд рублей.
Московским медикам власти намерены доплачивать не за отработанные нормативные смены, а за месяц. Выплаты установлены в таких размерах:
Новый размер выплат за работу с больными COVID-19 до конца 2021 года
Правительство РФ официально опубликовало постановление №1762 от 30.10.2020, которым установлена социальная выплата медработникам в 2021 году и порядок ее выплаты медицинским и иным работникам организаций, оказывающих медицинскую помощь в диагностике и лечении коронавирусной инфекции. Доплаты медикам продлены на период с 01.11.2020 до 31.12.2021. Теперь их размер зависит от:
Новые специальные социальные выплаты заменят стимулирование, действовавшее до 31.10.2020.
Новый размер выплат врачам, фельдшерам и медсестрам
Постановлением кабмина установлено, что доплата назначается за одну нормативную смену. Вот какие выплаты положены медицинским работникам согласно постановлению правительства №1762:
Отдельно установлены размеры доплат сотрудникам патолого-анатомических бюро.
В постановлении правительства №1762 разъясняется, будут ли доплаты медикам, не работающим с коронавирусом, — да, но не социальное стимулирование. Такие медработники получат все выплаты, которые причитаются им согласно положению об оплате труда медорганизации. Социальная поддержка по постановлению №1762 положена тем врачам и медицинским работникам, которые оказывают помощь в диагностике и лечении пациентов с COVID-19 или участвуют в оказании медпомощи коронавирусным больным, и специалистам, контактирующим с ковидными пациентами.
Новый порядок перечисления денег медикам
По новым правилам выплата медработникам в связи с коронавирусом, которые работают в поликлинике, и другим медикам по постановлению №1762 осуществляется территориальными отделениями ФСС России. Медицинские организации в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным (в декабре — до 25 числа), должны передать данные о фактическом количестве отработанных сотрудниками нормативных смен за месяц. После получения информации ФСС отправляет деньги на банковскую карту работника в течение 7 дней. Тем, кто не получит положенные выплаты, советуют жаловаться в ФСС России с помощью сайта фонда или портала госуслуг. С 1 декабря медработников информируют о факте перечисления денежных средств через портал «Госуслуги».
Все меры поддержки медиков из-за коронавируса
Следите за изменениями, связанными с выплатами и льготами из-за коронавируса, с помощью обзора КонсультантПлюс. Переходите по ссылке ниже, чтобы получить бесплатный доступ к системе.
Мобилизация медработников
В условиях вспышки и массового распространения заражения коронавирусом на плечи медицинских работников легла огромная нагрузка. Премьер-министр поручил правительству разработать механизм расчета стимулирования медиков, задействованных в эпидемиологических мероприятиях. Минздрав РФ в приказе №198н от 19.03.2020 утвердил временный порядок работы медучреждений в период эпидемии (аналогичный приказ №171 не применяется!). Приказом №246 от 27.03.2020 документ расширен. Информация о медработниках в Единой информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) была срочно актуализирована. Пока срочная мобилизация медперсонала не требуется, но сценарий зависит от масштаба распространения инфекции.
Особые выплаты на время карантина: федеральные и региональные
Федеральные меры поддержки определены поручением президента и постановлением правительства №484 от 12.04.2020, в п. 11 которого перечислены выплаты медикам:
Распоряжением правительства №976-р от 12.04.2020 определены суммы бюджетной поддержки для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.
Помимо федеральных, действуют и региональные выплаты медикам, работающим с коронавирусом, — за особые условия труда и дополнительную нагрузку (предусмотрена постановлением правительства №415 от 02.04.2020). Она рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года и составляет:
Аналогичные требования и правила начисления дополнительных выплат содержит приказ ФМБА №106 от 13.04.2020.
Условия получения
Доплаты предназначены медицинскому персоналу, оказывающему помощь больным COVID-19, тем, кто внесен в специальный информационный ресурс, созданный в соответствии с правилами учета информации о заболевших, утвержденными постановлением правительства №373 от 31.03.2020.
Определяет перечень должностей, которым устанавливается президентская доплата, региональный Минздрав или руководство клиники, издавая локальный нормативный акт (так требует письмо Минздрава №16-3/И/2-5951 от 06.05.2020).
Доплата выплачивается ежемесячно, начиная с месяца начала оказания помощи больным коронавирусом. В поправках к постановлению №484 правительство уточнило, что количество смен и часов за месяц не принимается в расчет (убрана формулировка «фактически отработанное время»), учитывают просто факт работы с больными коронавирусом. Если в карантинные месяцы медработник был в отпуске или на больничном, эти периоды из начисления доплат исключаются.
При окончательном расчете сумм, подлежащих выплате, используют районные коэффициенты.
Оплата дней, объявленных нерабочими
В указе президента отмечено, что нерабочий период не распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности. Это значит, что и частные, и бюджетные больницы и поликлиники продолжат работать. На период карантина и самоизоляции лечебные учреждения поменяли режим работы. Отменены плановые приемы, выдача справок (например, для бассейна), диспансеризации, проф- и медосмотры. Возможны телефонные консультации при заболеваниях, не несущих вред жизни. Планово принимают хронических больных и беременных женщин, работают узкие специалисты. Стоматологии принимают только экстренные обращения. Расписание работы разное и зависит от эпидситуации в регионе. Несмотря на это, допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений, других специалистов остается без изменений.
Если медицинского работника отправили на карантин с подозрением на коронавирусную инфекцию, он оформляет больничный лист по новым правилам, вступившим в силу 20 марта.
Возможно, некоторые частные больницы, стоматологии закроются на время, объявленное нерабочим. В этих случаях целесообразно объявить простой и оплачивать его исходя из 2/3 должностного оклада.
Доплаты, не связанные с карантином
Цель стимулирующих выплат — повысить качество работы, привлечь высококвалифицированных врачей и средний персонал. К примеру, оплата по дорожной карте медработников предусматривает поэтапное улучшение качества медицинских услуг и параллельное повышение зарплаты.
Кто вправе рассчитывать на стимулирование:
Административные сотрудники получают доплаты, если сочетают с основной деятельностью прием больных.
Виды надбавок медикам
ТК установлены обязательные надбавки, которые регулируются федеральными и региональными нормативными документами. Это базовые, компенсационные и социальные выплаты. Кроме того, медикам положены стимулирующие надбавки, правила назначения которых устанавливаются в локальных актах медучреждения. Руководство обязано ознакомить с этими документами всех сотрудников. Критерии стимулирования следующие:
Министерство здравоохранения разрабатывает методику начисления выплат — приказ Минздравсоцразвития №818. На его основе создаются соответствующие локальные положения о стимулирующих выплатах в медицинских организациях на местах. В конце каждого месяца, руководствуясь этими документами, администрация назначает и выплачивает надбавку сотрудникам.
Кроме стимулирующих, есть дополнительные мероприятия:
Критерии эффективности медперсонала
Оценку эффективности персонала проводит администрация комиссионно — с учетом мнения профсоюза и работников. Основой для расчета являются рекомендации Минздрава. Это приказ №421 от 28.06.2013 и приказ Минздрава №30н от 08.08.2014. Результат заседания комиссии — оценочный акт, на его основании издается приказ о выплате. Основные критерии, как начисляются выплаты медработникам, следующие:
Это требования к работе участкового терапевта. Аналогичные способы оценки установлены для других категорий: участкового педиатра, врачей скорой помощи, врачей стационаров и т. д., включая оценку деятельности младшего и среднего медицинского звена. В 2020 году введена дополнительная плата за раннее выявление онкологического заболевания.
Правила расчета доплат
Методика расчета тоже описывается в положении об оплате труда — каждая организация разрабатывает ее самостоятельно (за основу возьмите предложенную приказом Министерства здравоохранения №696н от 31.10.2014).
За эффективность труда начисляются баллы или процент от оклада, фиксированные значения (в каждом учреждении собственная методика). Доплата за категорию медработникам в 2020 году и за стаж тоже относится к стимулирующим.
Случаи лишения доплат
Этот вид выплат распространяется только на медицинских работников. Исключения составят:
В локальном положении указывается, предполагают ли стимулирующие выплаты медработникам депремирование, аналогично критериям оценки эффективности, утвержденным приказом №421. Доплаты не производятся при наличии дисциплинарных взысканий, при обнаружении фактов платного лечения в рамках программы государственных гарантий. Дополнительно включены варианты лишения выплат руководителей взрослого и детского учреждений, стационара.
Еще раз о том какие медицинские работники имеют право на получение стимулирующих выплат за работу с COVID-19
Уважаемые медицинские работники и руководители медицинских организаций! К нам ежедневно продолжают поступать обращения в связи со стимулирующими выплатами. Главный вопрос – положены ли выплаты медицинским работникам, которые работают в «зеленой зоне», но либо вынуждены заходить в «красную» зону, либо в силу своих профессиональных обязанностей периодически сталкиваются с зараженными COVID-19 пациентами. Например, имеет ли право на такие выплаты врач-нейрохирург, который оперирует пациента с черепно-мозговой травмой, если позже у пациента диагностируется COVID-19? Или имеет ли право на выплаты врач-инфекционист, который занимался лечением пациента с подозрением на наличие коронавирусной инфекции, если при этом его инфекционное отделение не является специализированным «ковидным» стационаром? На подобные вопросы мы очень развернуто ответим далее, но начать хотелось бы со следующего:
Параллельно с поступающими к нам вопросами, мы часто видим в СМИ заголовки о том, что в отношении того или иного руководителя медицинской организации прокуратура начала проверку по факту нарушений, связанных со стимулирующими «невыплатами». Не остался в стороне и председатель Следственного Комитета РФ, который взял этот вопрос под личный контроль.
К сожалению, сейчас все идет к тому, что «всех собак могут повесить» на главных врачей. Например, как сообщает Вадмекум, в Иркутской области в отношении главного врача местной больницы, на которого поступили жалобы от работников за невыплату стимулирующих надбавок, уже проводится доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).
В связи с этим, во-первых, хотелось бы напомнить, что по статье 145.1 УК РФ ответственность предусмотрена за невыплату, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации. Например, если главный врач выделенные деньги «положит к себе в карман». Однако, очевидно, что проводить подобные махинации достаточно рискованно, да и сложно поверить в то, что руководители медицинских организаций даже допускали мысль о подобных преступлениях. Поэтому ни о какой ответственности по статье 145.1 УК РФ речи идти не может.
Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.
Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.
Более того, Минздрав постоянно в своих письмах напоминает, что согласно Постановлениям Правительства РФ № 484 и 415, решение о перечне структурных подразделений, должностях, которым полагаются выплаты, и размерах этих самых выплат закрепляется локальным актом медицинской организации. Из-за этого, у обычных медицинских работников создается впечатление, что главными «злодеями» являются именно главные врачи, которые видимо из вредности решили не устанавливать выплаты в локальном акте. При этом, многие забывают, что такой акт согласовывается с региональным Минздравом, Департаментом или Комитетом здравоохранения (пункт 11 ПП РФ № 484 и пункт 10 ПП РФ № 415). Кстати, в отношении «президентских» надбавок Минздрав в письме от 06.04.2020 № 16-3/И/2-5951 даже указал, что перечень должностей, которым полагается стимулирующая надбавка, может быть утвержден соответствующим решением органа исполнительной власти РФ. Закроем глаза на тот факт, что данный вывод противоречит обоим Постановлениям Правительства, так как сейчас речь даже не об этом. Главный вывод – руководители медицинских организаций очень сильно ограничены в принятии решений о надбавках и сильно зависят от согласования региональных властей.
В то же время, ни региональные власти, ни федеральные сами до конца не понимают кому и в каких размерах необходимо выплачивать надбавки. Каждое новое разъяснение вносит только еще большую смуту, а ключевые вопросы остаются без ответов. Поэтому рассмотрим их еще раз.
Выплаты в рамках ПП РФ № 484
Мы начали с того, что не совсем ясно полагаются ли выплаты тем, кто в «красной» зоне вроде бы не работает, но все равно так или иначе сталкивается с зараженными пациентами. В своих последних разъяснениях от 21 мая Минздрав обмолвился, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 выплачиваются за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Аналогично, на сайте Правительства часто встречаются упоминания о том, что выплаты назначаются за «риск работы с пациентами, имеющими диагноз новой коронавирусной инфекции».
Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:
В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.
Говоря простым языком, цель «президентских» надбавок – поощрить медицинских работников за ответственную и тяжелую работу в условиях пандемии и простимулировать их и далее также ответственно заниматься лечением COVID-19. При этом, данная выплата изначально не предполагалась как компенсация за риск заражения. Однако на этом вопросы не заканчиваются.
Однако что значит «непосредственно работающие» и «непосредственно участвующие в оказании медицинской помощи» гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не совсем понятно. Например, мы упоминали о враче-нейхирурге, который фактически и непосредственно оказывал медицинскую помощь зараженному пациенту. Поскольку в тексте вышеприведенных норм ПП РФ № 484, не указано, что выплата осуществляется только тем, кто занимается «профильным» лечением коронавирусной инфекции, может сложиться впечатление, что врач-нейрохирург также имеет право на «президентские» надбавки. Однако, де-факто, к сожалению, все не совсем так.
ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:
Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.
Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).
В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.
Таким образом, «генеральная линия партии» изначально заключалась в том, что выплаты по ПП РФ № 484 будут осуществляться только работникам специализированных бригад скорой помощи и специализированных стационарных отделений, которые занимаются лечением коронавирусной инфекции. Позже к категории получателей выплат также добавили работников транспортных организаций, которые участвуют в оказании скорой помощи в составе специализированных бригад СМП, и на этом все.
Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).
Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).
Следовательно, если работник в соответствии с локальными актами медицинской организации не находится в штате специализированной бригады скорой помощи или не является сотрудником специализированного стационарного отделения, которое занимается лечением коронавирусной инфекции, для него «президентские» выплаты не предусмотрены ни Поручением Президента РФ, ни ПП РФ № 484.
Таким образом, причина по которой медицинские работники, рискующие своим здоровьем, не получают выплаты в формулировках Постановления Правительства и текста Поручения Президента, а не «вредные» действия администрации лечебного учреждения.
Однако власть на этом внимания не акцентирует, поэтому в обществе все больше демонизируется образ «главного врача», который почему-то отказывается выплатить своим работникам причитающиеся надбавки. Например, недавно в одной из групп в Facebook было опубликовано письмо сотрудников отдела по транспортировке тел умерших и погибших Бюро судмедэкспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. В нем работники Бюро жалуются на отсутствие выплат за повышенную нагрузку, связанную с транспортированием тел умерших граждан, с подтвержденным диагнозом COVID-19. По словам администрации, которые цитируются в жалобе, выплаты специалисты не получили, так как не работают с заражённым биоматериалом и не могут заразиться от трупов. При этом, сами работники считают, что тем самым администрация нарушает п. 11 ПП РФ № 484. В комментариях под постом один из пользователей уже обвинил начальника Бюро в излишней экономии.
Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.
Это, что касается ПП РФ № 484, однако давайте также кратко отдельно рассмотрим другое Постановление Правительства, которым предусмотрены «процентные» надбавки. С ними ситуация еще более запутанная.
Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415
Напомним, что Постановлением Правительства РФ № 415 предусмотрены выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку. То есть, по своему характеру это также стимулирующая выплата, а не компенсационная, поэтому она не может устанавливаться за «риск заражения». Однако в этот раз Правительство все-таки решило смешать мух с котлетами. В названии, а также некоторых пунктах данного постановления указано, что стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку полагаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:
Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).
Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).
Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.
Опять же, может сложиться впечатление, что надбавки по ПП РФ № 415 должны выплачиваться вообще всем работникам медицинских организаций, которые контактируют с зараженными COVID-19 пациентами опосредованно. То бишь, если следовать такой логике, формально надбавки по ПП РФ № 415 должны начисляться всем медицинским работникам, которые потенциально подвержены риску заражения, в том числе, оказывающим медицинскую помощь по другим профилям (например, врачам-хирургам, которые оперируют зараженных пациентов) и тем более работникам стационаров и амбулаторных учреждений, которые работают с пациентами, имеющими симптомы ОРЗ и подозрение на COVID-19 (напомним, что в отличии от «президентских» надбавок, выплаты по Постановление № 415 также полагаются работникам амбулаторных учреждений). Однако, де-факто, ситуация вновь отличается.
В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:
То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.
С работниками скорой помощи ситуация аналогична ситуации с получением «президентских» надбавок. Такие сотрудники должны быть отнесены к специализированной бригаде, которая ездит на вызовы с подтвержденным COVID-19. К сожалению, посещения пациента с подозрением на коронавирусную инфекцию недостаточно.
Остается вопрос как быть с медицинскими работниками «неспециализированных» отделений, которые: а) контактируют с пациентом, у которых позже подтверждается COVID-19; б) контактируют с «подтвержденным» пациентом, но не занимаются лечением коронавирусной инфекции.
В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.
При этом, «на местах» не спешат начислять надбавки только лишь за «контакт» с пациентом и риск заражения COVID-19. Например, в устном разговоре с заместителем Министра и главным экономистом одного из региональных Минздравов нам сообщили, что работники, в должностные обязанности которых не входит лечение COVID-19, и которые не работают с биологически зараженным материалом, не «испытывают» дополнительную нагрузку и не могут претендовать на выплаты по ПП РФ № 415. При этом, риск заражения, в данном случае опять же не учитывается.
Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.
Такая позиция вызывает возмущение и непонимание. Во-первых, согласно Постановлению выплаты опять же полагаются лицам из группы риска заражения COVID-19. Более того, в Постановлении также предусмотрены выплаты категориям работников, которые никак не контактируют с COVID-пациентами (например, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи). Даже, если выплата не привязана к риску и назначается только лишь за дополнительную нагрузку, очевидно, что в условиях, когда многие плановые отделения приостанавливаются, а специализированные перепрофилируются в «ковидные» стационары, значительно возрастает нагрузка на медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь по другим профилям. Однако такие специалисты вряд ли смогут рассчитывать на какие-либо надбавки от государства. Видимо, на всех банально не хватило денег. Но признаться в этом напрямую у чиновников не хватает смелости. Отсюда и расплывчатые формулировки, и постоянные «разъяснения», которые еще больше всех вгоняют в смятение. Зато как мастерски «козлами отпущения» сделали руководителей медицинских организаций. Достаточно лишь было указать, что перечень должностей и размеры выплат утверждаются руководством медицинской организации и устанавливаются в локальном акте.
В итоге, на главных врачей обозлились все: медицинские работники, правоохранительные органы и сами же чиновники. Например, на сайте Правительства РФ цитируется фраза Премьер-министра, который обращается к руководителям медицинских учреждений и считает, что за некоторые их решения по стимулирующим выплатам им должно быть стыдно перед врачами и медицинскими работниками, которые «каждый день рискуют своим здоровьем и, к сожалению, даже жизнью, неделями не видят своих родных и близких». Странно только, что не стыдно составителям Постановлений Правительства, которые сейчас прячутся за спинами этих самых критикуемых главных врачей…