дополнительное соглашение к счету договору
Дополнительные соглашения
Договор – это документ, фиксирующий итоги соглашения между сторонами, права и обязанности. Заключается при оформлении сотрудника на работу, купле-продаже, поставках продукции. В документе фиксируются все ключевые условия, касающиеся сделки. Однако важные положения могут измениться уже после заключения договора. В этом случае и составляется дополнительное соглашение. Оно будет иметь ту же юридическую силу, что и сам договор.
Основные особенности
Договор часто имеет большой срок действия. За этот срок может многое измениться. Если какие-либо пункты документа не соответствуют действительности, требуется оформлять допсоглашение. Его функции:
Допсоглашение – это одновременно и договор, и сделка. К нему предъявляются требования, актуальные и для основного договора. Пункты соглашения должны устраивать всех участников. Обычно документ включает в себя эту информацию:
Документ приобретает юридическую силу только после подписания. Составляется он в нескольких экземплярах, число которых должно соответствовать числу участников сделки.
Какие соглашения нужно регистрировать?
Некоторые соглашения должны проходить государственную регистрацию. Только тогда они будут действительными. Не нуждаются в госрегистрации эти документы:
Почти во всех остальных случаях дополнительное соглашение нужно регистрировать.
Когда соглашение утрачивает свою действительность?
Соглашение утрачивает свою действительность в этих обстоятельствах:
Если договор необходимо заверять у нотариуса, то заверению подлежит и соглашение. Если оно отсутствует, то документ будет недействительным.
Разновидности
Допсоглашение подразделяется на виды в зависимости от вида базового договора.
К трудовому договору
Трудовой договор – это основной документ, на основании которого появляются правоотношения между сотрудником и работодателем. Отношения эти постоянно меняются. Наиболее распространенные изменения:
Все эти изменения должны быть задокументированы. Заключать трудовой договор заново, переписывать весь текст неудобно. Проще составить допсоглашение, в котором будет содержаться только актуальное положение. Документ нужно будет заверить у нотариуса в том случае, если его положения касаются работ с повышенной ответственностью.
К договору купли-продажи
Договор купли-продажи заключается при покупке каких-либо крупных объектов: авто, недвижимость. Участниками сделки могут быть как ФЛ, так и ЮЛ. Все ключевые условия сделки прописываются в договоре. Однако некоторые положения могут изменяться уже после подписания документа. К примеру, при передаче объекта покупателю последний может обнаружить какие-либо дефекты. В этом случае в дополнительном соглашении прописывается новый порядок действий, учитывающий наличие дефекта:
В допсоглашении отражается изменение сроков, новые обязательства продавца, снижение цены.
К договору аренды
Аренда – это, как правило, долговременное мероприятие. На протяжении срока аренды многое может поменяться. Все изменения отражаются в дополнительном соглашении. К примеру, это могут быть следующие корректировки:
Соглашение может аннулировать какие-либо пункты основного договора.
Дополнительное соглашение об изменении реквизитов
Договор наделяется юридической силой только тогда, когда в нем содержатся существенные условия. К ним относятся цены, даты, сроки и прочее. Реквизиты к существенным условиям не относятся. Однако обычно в договор они включаются. Требуются реквизиты, к примеру, для перевода денег по договору. Иногда они могут меняться. Ошибка в указании реквизитов существенной не считается. Однако рекомендуется их все-таки уточнить. В обратном случае могут возникнуть проблемы при переводе денег. Для уточнения используется дополнительное соглашение об изменении реквизитов.
Как уточнить реквизиты?
Неверно указанные реквизиты считаются несущественной ошибкой. Они не влекут за собой утрату документом юридической силы. Как правило, суды признают их технической ошибкой. Договор сохранит свое действие, если по указанной информации можно идентифицировать участников соглашения. Однако уточнение реквизитов нужно, прежде всего, самим участникам договора. Нужно учитывать, что эти реквизиты будут использоваться при совершении следующих операций:
Если реквизиты указаны неверно, данные операции будут проведены некорректно. Для уточнения реквизитов можно предпринять эти действия:
То есть составлять соглашение необязательно. Достаточно уведомления. Но при его оформлении важно подтвердить то, что документ был отправлен контрагенту. Как правило, оформляется именно допсоглашение. Это наиболее надежный вариант.
ВАЖНО! Неправильные банковские реквизиты настоятельно рекомендуется уточнить. Если это не будет сделано, возможно инициирование судебного дела о безосновательном обогащении.
Особенности допсоглашения об уточнении реквизитов
Если компания абсолютно уверена в контрагенте, для уточнения реквизитов достаточно простого уведомления. Во всех остальных случаях составляется допсоглашение. Его оформление – это простая процедура. В документе указываются прежние и новые реквизиты. Обязательно должны стоять подписи, штампы и даты. При их наличии допсоглашение наделяется юридической силой, то есть его можно использовать при возникновении конфликтных ситуаций.
Образец допсоглашения об изменении реквизитов
Допсоглашение №88
К договору №12-А от 20.01.2020 года
ООО «Стройка», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице руководителя Крылова Р.Л., работающего на основании Устава, и ООО «Фон», именуемое «Исполнитель», в лице руководителя Зайцева О.Д., вместе именуемые «Стороны», заключили допсоглашение о следующем:
Из-за изменения реквизитов ООО «Фон» поменять раздел 7.1 Договора №12-А, поместив туда следующие обновленные реквизиты:
«Исполнитель»
ООО «Фон»
101000, г. Москва, ул. Ломоносова, 48
ОГРН: 88756788999;
ИНН: 78867575758587;
КПП: 978667564646464;
Р/с: 57779990000099988;
К/с: 777990000988878;
Открыт в ПАО «Сбербанк России»;
БИК: 766999.
Настоящее допсоглашение вступает в силу с момента подписания участниками сделки. Является частью договора №12-А.
Заказчик (Крылов) подпись
Исполнитель (Зайцев) подпись
Дополнительное соглашение к счету договору
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Приложение к договору, дополнительное соглашение и протокол разногласий. Как правильно оформить
Документы, которые дополняют, уточняют, изменяют договорные условия в процессе подготовки договора к заключению или в процессе исполнения обязательств, можно разделить на несколько видов:
● приложение к договору;
● протокол согласования разногласий.
Приложение
Приложение к договору – это документ, который уточняет или более подробно раскрывает содержание договорных условий. Допустим, в договоре назван лишь предмет выполняемых работ, а в приложении к договору дается техническое задание уже развернутого содержания или приводится спецификация, перечисляющая и виды работ, и их стоимость.
Приложение оформляется на одном или нескольких листах, которые станут неотъемлемой частью договора. Оформление вступительной части документа необходимо начать с указания названия («Приложение») и на его порядковый номер. Обязательной является ссылка на сам договор, его номер и дату составления.
Далее следует озаглавить основную часть документа, исходя из его содержания. В заключительной части приложения необходимо указать реквизиты контрагентов. Они, наряду со ссылкой на номер и дату договора, являются важными факторами, подтверждающими принадлежность документа к основному договору.
Здесь же располагаются места для подписей уполномоченных лиц каждой из сторон, с указанием занимаемых должностей, фамилий и инициалов. Приложение должно быть подписано одновременно с заключением договора. В противном случае, если такой документ оформляется позже, следует составить дополнительное соглашение к договору, а не приложение.
Приложение в рамках закупок
На сегодняшний день в тендерной практике сложилось понятие « заминированная документация». «Заминированной» считается документация, которая вводит в некоторое заблуждение участника размещения заказа (далее УРЗ), и при прочтении её по диагонали очень сложно заметить важные моменты.
Одним из таких способов «заминирования» считают разнесение требований по тексту документации. Например, в документации требования к выполнению услуг одни, а в проекте договора другие. Причем, в самой документации требования детально расписаны, а в приложении к договору, техническом задании сводятся к 1-2 страницам. При этом участник, прочитав техническое задание в части документации, испугавшись таких объёмов и требовательности Заказчика к выполнению работ, может перестать анализировать документацию дальше и принять решение не участвовать.
Важно то, что после заключения контракта основным документом для обеих сторон является именно контракт со всеми неотъемлемыми приложениями. А все иные условия, отраженные в документации, извещении и пр., но не внесенные в контракт, уже не значимы для сторон.
Исполнителю нужно руководствоваться именно проектом договора. Правила закупки – это правила выбора Поставщика, и исполнять работы по документации необходимости нет.
Дополнительное соглашение
Дополнительное соглашение, в отличие от приложения, составляется к уже заключенному договору. Следовательно, дополнительное соглашение – это документ, который вносит изменения в уже действующий и подписанный ранее договор. При первоначальном согласовании условий договора дополнительные соглашения оформлять некорректно, так как самого договора еще не существует.
Кроме того, дополнительное соглашение может иметь своей целью расширение условий по договору, продление его действия и т.д. Причем в данном документе всегда указывается с какого момента (в виде конкретной даты или формулировкой «с момента подписания») оно начинает действовать. До этого момента имеют силу первоначальные формулировки договора.
При оформлении дополнительных соглашений стоит соблюдать следующие правила:
1. Преамбулу взять из договора, заменив слова «заключили настоящий договор» словами «заключили настоящее дополнительное соглашение»;
2. Скрепить допсоглашение подписями и печатями сторон, указать срок действия дополнительного соглашения.
Если вы своим допсоглашением вносите изменения (дополнения) в договор, то, во избежание в дальнейшем недоразумений и разночтений, целесообразнее всего оформить это следующим образом:
1. Изложить п… договора в следующей редакции:
«__. ____________________» (и пишете новую редакцию этого пункта);
2. Пункт ___ (в пункте ___ слова «___») из текста договора исключить;
3. Дополнить текст договора пунктом ___ следующего содержания:
4. Изменить Приложение №___ к Договору и принять его в новой редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
5. Дополнить Договор Приложением №___ «_________________», и принять его в редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
Дополнительное соглашение в рамках Закона № 44-ФЗ
В практике тендерных процедур часто возникает потребность заключения дополнительного соглашения к контракту. Изменение условий контракта урегулировано ч.ч. 1-7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Заметим, что начало ч. 1 ст. 95 нового Закона может вызвать вопросы, поскольку в нем говорится: «Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях. », при том, что понятие «существенные условия» не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона № 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, напомним, основан Закон № 44-ФЗ.
Рассмотрим основные условия, по которым возможно внесение изменений в уже заключенный контракт:
Условие 2: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Условие 3: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
Протокол разногласий
В процессе заключения договоров случаются такие ситуации, когда одна из сторон частично не согласна с некоторыми пунктами соглашения. Чаще всего урегулирование осуществляется в устной форме. Но такие согласования не имеют юридической силы, и в случае возникновения споров сослаться на них будет невозможно. Поэтому законодательством предусмотрен следующий выход: составляется протокол разногласий, который представляет собой письменное дополнение к договору, подписанное обеими сторонами. В этом протоколе стороны договариваются о внесении изменений только в те пункты договора, по которым существуют несогласия. Это означает, что составление протокола позволяет, не меняя основных пунктов договора, согласовать и внести частичные изменения только в отдельные его положения.
Данное дополнение должно быть оформлено как отдельный документ и включать следующие пункты:
● реквизиты основного договора: наименования сторон, номер, место и дата заключения, подписи и печати сторон;
● краткая содержательная часть (чаще всего в виде таблицы, далее – подробней);
● дата протоколирования спорных вопросов (может не совпадать с датой подписания договора).
Рекомендации по содержательной части протокола
Хотя законодательными актами не предусмотрена какая-либо специальная форма протоколирования разногласий, самый оптимальный и понятный вариант – составление таблицы из трех столбцов:
● в первом из которых указывается номер пункта договора, с которым составитель протокола не согласен;
● во втором – выносится текст спорного пункта основного соглашения;
● в третьем столбце – тот же пункт в измененной редакции.
Такой подход в составлении протокола разногласий к договору позволяет исключить все возможные непонятные моменты и ошибки в трактовке его содержания. Кроме того, составитель протокола имеет право исключить пункт, с которым он не согласен, с указанием об этом в третьем столбце «Пункт исключить». Или же добавить свое условие – в таком случае в столбец 2 вносится строка «Пункт отсутствует», а в столбец 3 – текст предлагаемого к внесению условия. Возможно также внесение в таблицу еще одного столбца, в котором можно указать доводы и аргументы за внесение изменений в условия основного договора.
Другие важные составляющие протокола
Составление протокола разногласий к договору будет верным и исключит все непонимания, если под таблицей будут перечислены условия основного обязательства, которые остаются без изменений.
Также необходимо указать, что своими подписями стороны согласны с внесенными изменениями и исправлениями, и после подписания протокола основной договор считается заключенным.
С момента подписания данный протокол разногласий считается частью главного договора, на тексте которого должна быть поставлена пометка «Договор действителен с учетом протоколом разногласий», причем и договор, и протокол должны быть скреплены одинаковыми подписями и печатями. С момента внесения этой пометки указанные в протоколе пункты действительны только в новой редакции, а эти же пункты в основном договоре теряют свою силу.
Еще одна рекомендация юристов: включать фразу «Все условия, внесенные в настоящий протокол, являются существенными». Эта фраза позволит упростить решение возникших споров, если дело дойдет до суда – пояснение должно быть в части Особые моменты.
Протокол разногласий в рамках 44-ФЗ
Протокол разногласий используется и в государственных и муниципальных закупках. Исходя из способа проведения закупки, можно выделить следующие ситуации по его использованию:
1. Протокол разногласий в рамках аукциона. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, имеет право направить протокол разногласий к государственному контракту заказчику, используя функционал личного кабинета на электронной площадке.
Протокол разногласий к контракту будет подписываться электронной подписью в личном кабинете, поэтому нет необходимости направлять заказчику подписанный и отсканированный документ. В действующей редакции Закона № 44-ФЗ нет ограничений по количеству указанных протоколов, которые может разместить победитель электронного аукциона. Срок их подачи составляет 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок.
Однако чиновники Минэкономразвития России подготовили проект изменений в Закон о контрактной системе. В том числе, они предлагают добавить норму, согласно которой победитель электронного аукциона сможет подать не более одного протокола разногласий.
Авторы проекта предлагают изменить часть 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ. В ней установят, что протокол разногласий нельзя направить более одного раза и позднее 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Соответственно, 13-дневный период из текста закона будет исключен.
2. Протокол разногласий в рамках конкурса или запроса котировок. Победитель конкурса не имеет права направить заказчику протокол разногласий. Направление победителем конкурса в адрес заказчика разногласий по государственному контракту может быть расценено как уклонение от его подписания.
При подаче заявки на участие в конкурсе участник размещения заказа соглашается со всеми условиями торгов, в том числе со всеми положениями проекта государственного контракта, в который по итогам торгов вносятся только цена контракта и, в случае проведения конкурса, другие условия его исполнения, которые являлись предметом оценки. Поэтому направление победителем торгов в адрес заказчика разногласий по государственному контракту можно расценивать как уклонение от его подписания, что является основанием для включения соответствующего поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Итого, возможность подачи протокола разногласий Законом № 44-ФЗ установлена только для проведения аукциона в электронной форме.
Протокол согласования разногласий
Сторона, получившая протокол разногласий, подписывает его в случае согласия с новой редакцией. В результате соответствующее условие договора будет действовать в редакции протокола разногласий, а не договора. Однако вполне вероятно, что часть предложенных условий может не устроить контрагента. В этом случае на протокол разногласий составляется протокол согласования (урегулирования) разногласий.
Данный документ оформляется по аналогии с протоколом разногласий с добавлением колонки «Согласованная редакция», в которой прописывается спорное условие с учетом требований обеих сторон. При этом в первоначальном протоколе разногласий делается отметка «С протоколом согласования разногласий».
Если и после составления протокола согласования разногласий стороны не могут прийти к единому мнению, то можем предложить два варианта дальнейших действий: либо составить новый текст договора и начать всю работу сначала, либо искать нового контрагента. И хотя на практике встречаются протоколы разногласий №2 на протоколы согласования разногласий, во избежание лишней бумажной волокиты логичнее воспользоваться первым вариантом предложенных действий.
Проект договора, протокол разногласий и протокол согласования разногласий целесообразно отправлять с сопроводительными письмами, в которых должно содержаться предложение подписать направляемые документы. В письме может быть указан и срок для рассмотрения данного вопроса.
Все рассмотренные документы по согласованию договорных условий позволяют сторонам уменьшить свои риски и привести спорные условия договора к «общему знаменателю». Используйте все способы урегулирования разногласий, возникающих как при заключении договора, так и при его исполнении. Как выходите на практике, перефразируя известное высказывание, «Договор дороже денег!».
Счет-договор: что это за документ, в каких случаях используется и как его подготовить? + образец и пример заполнения
Зачем вам и контрагенту составлять объемный договор, если сделка одноразовая, условия исполнения обязательств несложные, риски минимальны? В этом случае простым и удобным решением будет оформление такого документа, как счет-договор. Он исключает необходимость заполнения дополнительных соглашений, акта сдачи-приемки. Вы просто заполняете форму в соответствии с принятыми правилами делового этикета, а клиент перечислит оплату в установленное время. К тексту нет строгих требований, и составлен он может быть на ваше усмотрение, хотя необходимо учитывать важные разделы договора, без которых не обойтись.
Расскажем об особенностях заполнения и заключения счета-договора, его неотъемлемых пунктах. Сделаем обзор на два онлайн-сервиса по подготовке данной формы. А в конце вы сможете скачать образцы документа в формате Excel на поставку товара и оказание услуг для дальнейшего использования в своей работе.
Содержание:
1. Счет-договор: что это за документ простыми словами
Счет-договор считается простейшим договором для проведения сделки. Это письменный бланк, который включает в себя две части: счет и договор. Каждая из них заполняется с учетом установленных требований, хотя строгих рамок в законодательстве не предусмотрено.
Форма помещается на одной странице, в отличие от классических договоров, которые могут занимать десятки листов. В деловой среде ценится экономия времени и сокращение расходов на обмен документами и согласования, поэтому счет-договор активно используется при оформлении сотрудничества сторон. Востребован у представителей малого и среднего бизнеса.
Данный бланк не считается первичным документом, но имеет полную юридическую значимость. Применяется в основном при разовом приобретении товара или оказании услуг с малыми финансовыми рисками.
При регулярной покупке товаров или оказании услуг лучше всего заключать традиционный договор с указанием ответственности обеих сторон.
В счете-договоре достаточно будет одной подписи исполнителя, но может подписать и вторая сторона сделки.
2. Особенности счета-договора
Как мы уже выяснили выше, данная форма используется для оформления небольшой сделки, когда не нужно готовить объемный договор. Проще говоря, одна сторона выставляет счет, а вторая должна его оплатить – в этой ситуации, как нельзя лучше, подходит счет-договор.
В качестве примера выполнения обязательств сторон друг перед другом, оформленных в счете-договоре, можно назвать передачу собственности, внесение средств в общую деятельность, выплату определенной суммы.
Особенность документа в том, что одобрить сделку можно не обязательно его подписанием: если мы имеем дело с офертой, то акцептом (принятием условий) выступает непосредственная оплата товара или услуги, подтверждение операции в ответном письме или электронном уведомлении.
У представителей бизнеса и компаний часто возникает вопрос: до какой максимально возможной суммы можно заключать счет-договор? Юридически этот вопрос никак не регламентирован и законодательно ограничений не установлено. Вы можете оформить сделку на любую сумму, главное, чтобы контрагент был согласен с размером оплаты, знал дату и срок оплаты. Однако если сумма слишком крупная желательно все-таки заключать традиционный подробный договор с его неотъемлемыми атрибутами.
3. Кто может использовать?
Закон не устанавливает требований к статусу сторон, поэтому он подходит для предпринимательской деятельности и в работе любой компании.
Случаи использования бланка:
Простой договор лучше не брать, если есть вероятность, что вторая сторона неправильно интерпретирует условия сотрудничества.
Пример. Вы — фотограф и должны провести фотосессию сотрудников клиента. Может возникнуть недоразумение: вы будете думать, что для мероприятия клиент сам соберет людей, а клиент подумает, что сделать это должны вы. Чтобы исключить неоднозначность, целесообразно взять полноценный договор и прописать подробно действия каждого участника сделки.
4. Без каких пунктов не обойтись в тексте?
Для придания договору юридической значимости и возможности при необходимости его дальнейшего использования в судебных разбирательствах нужно включить в текст существенные условия.
Предмет договора
Например, купля-продажа канцелярских степлеров.
Наименование, единица измерения и количество товара или объём работ
Здесь важно уточнить, например: «Синие канцелярские степлеры, размер скобы – 10 мм. Страна производства – Россия, соответствуют ГОСТу. Количество: 1000 штук».
Если на цену изделий влияет их вес, то необходимо конкретизировать вес брутто (с упаковкой или тарой). Если не уточнить этот факт, то вес по умолчанию будет считаться без упаковки или тары (нетто).
Сроки поставки
К примеру, исполнитель обязан предоставить продукцию в течение 15 рабочих дней после того, как заказчик перечислил оплату. Дополнительно нужно прописать банковские реквизиты.
Цена товара
Всегда нужно указывать цену товара, хотя по закону существенным условием она не считается. Помните про указание НДС (цена товара с ним или без него).
В отличие от традиционного договора в счет-договор не нужно включать пункты с описанием штрафов или действий при форс-мажорных обстоятельствах, когда один участник не способен выполнить условия сделки.
Какую еще информацию указывать в бланке (учитываем, что документ состоит их двух частей)?
В части счета:
В части договора:
Условия, без которых не обойтись в договоре, называются существенными. Конкретный список существенных условий будет зависеть от характера отдельно взятого договора, то есть от его предмета.
Почему важно указывать дату? Может возникнуть недопонимание сторон. Например, в тексте говорится, что оплатить услугу нужно в течение 10 дней после подписания документа. Если даты не будет, то клиент опоздает с оплатой или придется решать эту проблему юридически.
При указании стоимости нужно конкретизировать этот показатель: клиент должен понимать принцип ценообразования
Дата на договоре. Дату писать обязательно, потому что дата помогает избегать неопределенности. Например, по договору срок оплаты — десять дней со дня подписания договора. Если даты на договоре нет, клиент вправе задержать оплату под предлогом, что он не знал, когда надо было подписать договор.
Стоимость. Смысл в том, чтобы клиент видел, из чего формируется сумма договора, и сколько по итогу он должен будет заплатить. Если создаете 5 сайтов для одного заказчика, то отразите цену одного сайта и общую сумму за все пять. Оказываете услуги по обучению, то пропишите стоимость одного урока и сумму за весь цикл.
Указывайте сумму с учетом НДС, а если он не предусмотрен, то не забудьте упомянуть «без НДС».
Способ оплаты. В тексте достаточно будет формулировки, что вы принимаете платежи по безналу, реквизиты же для перевода указываются в последнем пункте документа.
Сроки оплаты. Клиент должен понимать, когда ему делать перевод, поэтому указание срока – это обязательная часть нашей формы. Если хотите получить за свою работу предоплату, то пропишите это в тексте. Платеж клиента можно установить на определенный день или привязать к факту подписания формы:
Сдача-приемка. Принято, что заказчик после оказания услуги подписывает акт, а это говорит об отсутствии претензий с его стороны. Для экономии времени можно обойтись и без акта, если заключаете счет-договор:
Реквизиты сторон. Информацию об обеих сторонах следует указывать полностью. Если ИП, то – ИНН и ОГРН, для компании – ИНН и КПП. Для каждого – адрес, email, реквизиты банка.
Подпись. Договор нужно подписывать каждому участнику сделки, иначе она может быть признана недействительной. Если услуга несложная, то можно обойтись офертой. Такой договор не подписывается, а ставится галочка в соответствующем окне на сайте.
Если у вашего клиента, есть уполномоченное лицо, которое может подписывать документы, то поинтересуйтесь о наличии доверенности на такое право. В компаниях отвечать за подписание бланков могут юрист, ведущий маркетолог, территориальный директор.
Доверенность содержит условия о том, какие документы вправе подписывать уполномоченный сотрудник. Обычно там указывается тип документа (закупка товара, реклама, сдача собственности в аренду) или стоимость услуги – до 10 тыс. руб., 100 тысяч и т.д. Сверьте условия доверенности с текстом счета-договора.
5. Какую информацию можно указать дополнительно?
Поговорим об условиях, которые в текст включать не обязательно, но в некоторых ситуациях они помогут избежать недоразумений.
Согласование по электронной почте. Предусмотрите для себя вариант передоговориться об условиях соглашения. Вот два возможных пути:
Если у вас заказ на 4 дизайнерских макета, и вы его выполнили, а потом заказчик попросил создать еще 2 макета по той же стоимости, то попросите, чтобы он написал вам об этом на email. Это будет законным изменением условий договора. Заказчик не сможет заплатить вам вдвое меньше под предлогом, что сделано меньше, чем предусмотрено сделкой.
Возможность говорить о заказе. Получите от клиента согласие, что добавите заказ в портфолио, прописав примерно следующее: «Исполнитель вправе опубликовать информацию о клиенте и результаты работы на сайте www.(… … …).ru для рекламы своих услуг».
Решение конфликтных ситуаций. Укажите в тексте, как действовать клиенту, если у него будут претензии по услуге. Например, так: «Досудебный порядок урегулирования спора обязателен в течение 14 дней». Количество дней может быть любым, за это время клиент должен попробовать мирно решить возникшие проблемы.
Где пройдет суд. Если заказчик физлицо, то он вправе сам выбирать город, где может состояться суд. Если работаете с ИП или ООО, то место проведения суда вы обсуждаете совместно:
Размер ущерба. Уточните возможную сумму, которую вы должны будете выплатить, если заказчик подаст иск и выиграет суд. Если пропустить это условие, то заказчик сможет требовать возместить материальный убыток, упущенную прибыль и моральные издержки.
Закон не запрещает вам прописать любую сумму, но лучше остановиться на сумме договора, так заказчик не сможет требовать упущенную прибыль или моральные издержки.
Чтобы заказчик принял ваши условия, предусмотрите для него аналогичный вариант: «Ответственность заказчика и исполнителя ограничена стоимостью договора».
Номер договора. В законодательстве нет строгих требований к номеру договора. Вы сами выбираете формат нумерации в зависимости от своих внутренних процессов. Если подписываете в течение года небольшое количество договоров, то можно отразить месяц и год, например, «Договор № 09-21».
Город рядом с датой. Название места подписания указывать не обязательно, но это правила делового этикета. Отметьте город, в котором работаете.
6. Юридические риски счета-договора
Счет договор содержит в себе минимальное описание условий и не предусматривает указание на последствия, которые наступят, если одна из сторон нарушит свои обязательства. Если контрагент не будет соблюдать порядок соглашения, то доказать его виновность будет проблематично в суде.
Если форма не была завизирована заказчиком, а товар уже был отгружен, может выявиться, что договор был подтвержден лицом, не уполномоченным на такие действия. В такой ситуации сделку могут признать недействительной.
Если при заполнении случайно не указать какое-то из существенных условий (например, дату поставки), то договор потеряет свою юридическую силу, даже если работа была оплачена.
Некачественно подготовленный счет-договор может привести к отказу в предоставлении налогового вычета по НДС.
7. Обзор 2-х онлайн-сервисов для оформления счета-договора
Для автоматизации бизнес-процессов существуют специальные сервисы, в которых можно составить счет-договор и направить его контрагенту. Они помогают сократить время на подготовку документа и упростить заполнение полей. Простота заключается в том, что вы можете сохранять формы в своем кабинете, а затем использовать их снова, если сотрудничаете с тем же лицом или компанией, нужно будет только слегка подкорректировать текст.
Одним из таких сервисов является КУБ24. Это платная программа, но разработчики предлагают пользователям оценить возможности в течение 14 дней бесплатного периода. Чтобы активировать бесплатный доступ, нужно будет заполнить регистрационную форму (ввести название почтового ящика, отметить свой правовой статус, систему налогообложения) и нажать кнопку «Далее»:
В строчках указания информации о покупателе и вашей компании достаточно будет вставить номер ИНН и необходимые данные подгрузятся автоматически.
Сроки оплаты указываются в графе «Оплатить до».
Затем необходимо заполнить ваши реквизиты и реквизиты второй стороны, а также ввести информацию о товаре (наименование, количество, цена):
В разделе «Дополнительные параметры» можно указать следующие пункты для счета: скидки, наценки, с НДС или без него, сроки оплаты, вес, объем, артикул, валюту для расчетов, а также поставить отметку, что счет — не для бухгалтерии:
В конце при необходимости в форму можно добавить логотип, подпись и печать. В конце не забудьте нажать кнопку «Сохранить». Сам счет будет выглядеть так (образец заполнения):
Вторым сервисом, на котором можно заполнить счет-договор является service-online.su. Система сама может высчитать стоимость товара или услуги, рассчитать НДС, автоматически заполнить другие строчки.
Вы выбираете номер договора, устанавливаете дату, тип бланка, прописываете информацию о продавце и покупателе и их банковские реквизиты:
Программа предлагает стандартный текст для счета-договора, но если он вас не устраивает, то формулировки можно подкорректировать:
Сайт сервис-онлайн является бесплатным. Чтобы можно было сохранять заполненные формы, нужно будет зарегистрироваться в системе, и тогда откроются функции автозаполнения. На ваш почтовый ящик придет ссылка для подтверждения создания учетной записи.
8. Резюме + ссылки для скачивания шаблона счета-договора
Оформление сотрудничества с помощью счета-договора упрощает работу компаний и представителей малого и среднего бизнеса. Документ не имеет строгих правил по заполнению, но есть пункты, которые важно в нем учитывать.
Готовые образцы, лучше всего подходящие под характер вашей деятельности, вы можете найти в интернете или воспользоваться возможностями онлайн-сервисов, которые мы рассмотрели выше, или найти для себя более комфортные системы.
Скачать бланки можете по ссылкам ниже:
На этом наша статья подошла к концу. Если остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях.