допсихические формы отражения и регуляции активности в природе

Допсихическое отражение

v Стадия 1.

· Раздражимостьспособность живого организма отвечать активной реакцией при воздействии жизненно важного вещества (то есть питательного вещества и других необходимых явлений для поддержания жизнедеятельности). Это свойство присуще всей живой материи. В ответ на воздействие жизненно важного вещества в организме происходят физиологические изменения – это и есть активная реакция организма. Значит раздражимость – это опознание жизненно важного явления. Но если в неживой материи отображение свойства вступившего в контакт предмета – уже результат этого взаимодействия, то у живой материи – это начало деятельности.

Итак, раздражимость живой материи – активная реакция организма, необходимая для поддержания его жизнедеятельности.

В чем специфика развития простейших и растений?

— корм для них (например, солнечный свет, или углекислый газ) пока имеется в достаточном количестве;

— их пища не носит предметного, вещного характера. Весь мир для них похож на однородный, гомогенный кисель.

· Чувствительностьответная реакция на побочные действия, свойства жизненно важного для организма вещества. Ее иногда называют зачатком психического отражения.

Эта способность реагировать на побочные свойства позволяет выживать живому организму. Сущность чувствительности можно изобразить как сигнальность, то есть этот организм обладает предварительной ориентировкой в свойствах предмета. Если цвет, форма, вкус, запах, освещенность и т.д. являются сигналами для начала или окончания деятельности, то в данном случае есть зачатки психического.

· Психическое отражение. Психическое отражение характерно только для тех животных, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится постоянно и активно приспосабливать свое поведение, а это, в свою очередь, требует вспомогательного аппарата поведения – психической деятельности.

v Стадия 2. Психика животного

Первые формы психического – это отражение отдельных физических свойств предметов (упругость, шероховатость). Затем принимаются химические свойства, такие как запах, вкус. Значительно позднее формируется как самостоятельное отражение света и цвета, а также отражение формы предмета. Поэтому в эволюционном развитии психического отражения выделяются следующие подстадии:

· Сенсорная психикаотражение отдельных свойств внешнего мира или их совокупности в форме отдельных элементарных ощущений;

· Перцептивная психика.Эта стадия характеризуется способностью животных отражать внешнюю объективную действительность в форме отражения предметов, вещей;

· Интеллект («ручное мышление»).Наиболее высокоорганизованные высшие животные (приматы) поднимаются на еще более высокую стадию развития. Ее обычно называют либо интеллектом, либо «ручным мышлением». Хотя при сравнении с интеллектом человека, стоило бы взять понятие интеллекта у животного в кавычки.

У животного имеет место как бы внезапное «озарение», внезапное нахождение животным способа решения задачи. Келер, будучи представителем гештальтпсихологии, объясняет этот факт тем, что человекоподобные обезьяны обладают способностью соотносить в восприятии отдельные выделяемые вещи друг с другом так, что эти вещи воспринимаются как образующие единую «целостную ситуацию». Принцип, который лежит в основе создания такой «целостной ситуации», определяется как «принцип структурности», который лежит не только в основе психики животных и человека, но и в основе всего физического мира.

В более поздних работах психологов появились попытки объяснить интеллектуальное поведение приматов как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. В естественных условиях существования обезьянам довольно часто приходится выполнять действия с применением палки для добывания пищи. Отличие переноса способа действия, по сравнению с переносом операций, который наблюдается у животных на перцептивном уровне развития психики, у обезьян заключается лишь в том, что происходит у них в более широких границах.

В ходе экспериментов было обнаружено, что приматы могут решать так называемые «двухфазные задачи»: сначала найти предмет, «орудие», с помощью которого можно решить непосредственную задачу – добывание пищу. Обезьяны могут решить задачу разными способами. Они могут отделить операцию от предмета, с которым манипулируют.

Следовательно, специфика третьей, высшей у животных стадии развития психики, заключается в том, что происходит усложнение в строении их деятельности. Ранее слитая деятельность дифференцируется на 2 фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. Первая фаза и есть характерная черта интеллектуального поведения животных. Животное не просто пробует движения, а пробует различные, ранее выработавшиеся способы, операции.

v Стадия 3. Психика человека

· Сознание.Предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Каждая новая ступень психического развития связана с изменением внешних условий существования животных. Как мы рассмотрели выше, выход из «бульонной среды» амебы к вещно оформленной среде привел к возникновению сенсорной психики, с помощью которой животное отражает отдельные свойства среды. Затем, возникает перцептивная психика, как психическое отражение животными целостных вещей. Затем все более усложняющиеся отношения с окружающим миром потребовали развития такого чувственного восприятия животными, которое направлено на выявление объективных соотношений вещей уже в виде определенных предметных «ситуаций».

В чем же различие психики животных и человека?

1. Первое различие касается форм деятельности. Деятельность животного является «природно-биологической». Деятельность животного возникает лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности, или к предметам, которые включены в ситуацию удовлетворения этой биологической потребности. Поэтому и мир животные воспринимают в узких рамках их инстинктивных отношений.

2. Отношения животного к предмету никогда не существуют сами по себе, они всегда выступают неотделимо от инстинктивной потребности. Человек, вступая в те или иные отношения с предметом, отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, с другой – само свое отношение к этому предмету.

3. Отношения животных к себе подобным также резко отличаются от подобных отношений в человечком сообществе. Отношения животных ничем принципиально не отличаются от их отношений к другим внешним объектам: носят инстинктивный биологический характер (хотя мы порой и умиляемся тому, как заботятся о своем потомстве одни животные, и отрицательно относимся к «кукушкам» среди животных – все это инстинктивное поведение, а не «отношение» животного тому, что он делает).

4. Особой является и «речь» животных. Она, по внутренней сути, в корне отличается от речи человека. Животное отвечает не на то, что объективно отражает данный голосовой сигнал, а на сам сигнал как имеющий для него определенный биологический смысл. В то время как человек не только выражает в речи некоторое объективное содержание, но и отвечает на обращенную к нему в речи реальность, а не на речь, как на простой звук.

Таким образом, сознание человека представляет собой новую форму психического отражения действительности. Она приобретает принципиально новые черты, так как в целом человеческое развитие начинает подчиняться другим законам.

На уровне сознания мы отделяем предмет отражения от своих наличных отношений к этому предмету. Происходит отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства действительности. По мнению А.Н.Леонтьева «в сознании образ действительности не сливается с переживаниями субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту…». Человек разделяет в сознании предмет и свои переживания по поводу предмета, что ведет к осознают наличия иного мира – внутреннего. «Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения» (Там же, с.263).

· Личность. На основе наличия внутреннего мира появляется новая стадия психического отражения – личность, как система отражения внутренней реальности и реальности отношений между субъектами. Понятие личности и сама категория «личность» может анализироваться с разных позиций. Нас, в русле рассмотрения проблемы усложнения и качественного изменения психического отражения, интересует именно личностное отражение мира, личность как элемент в структуре психического отражения.

Контрольные вопросы к теме №2

1. Изложите суть понятия «психика».

2. Дайте характеристику основным этапам развития психики.

3. Какие вы знаете основные функции психики?

4. Что такое инстинктивное поведение животных?

Источник

Допсихические формы регуляции поведения. Появление психического.

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

4. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

5. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

1. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: 1999

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М, 2000.

3. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М, 1975, с.3-29.

4. Леб Ж. Вынужденные движения и тропизмы. М, 1928, с.7-23.

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001

Интеллектуальные и квазисоциальные формы поведения у животных.

1. Опыты Э. Торндайка и Б.Ф. Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

2. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К. Коффки.

3. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В. Келера.

4. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В. Келеру).

5. Коллективные формы поведения животных. Исследование “общественной жизни” обезьян.

6. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я. Гальперину).

1. Дембовский Я. Психология обезьян. М, 1963.

2. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М, 1949, с.29-41.

3. Тих Н.А. Предыстория общества. Л, 1970, с.32-50.

4. Шовен Р.От пчелы до гориллы. М, 1969.

5. Дембовский Я. Психология животных.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М, 1930, с.21-44.

7. Ладыгина–Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М, 1935, с.45-70.

8. Захаров А.А. Внутривидовые отношения у муравьев. М, 1963, с.26-58.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

При реализации программы дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и семинарские занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий

При самостоятельной работе студенты могут использовать рекомендованную учебную и научную литературу, использовать Интернет-ресурсы, такие как профильные электронные издания, справочники, тематические публикации. Обращение к учебным и научным публикациям позволяет учащимся составить целостную картину в исследуемой области. В ходе самоподготовки студенты готовят тематические задания и вопросы к текущим семинарским занятиям.

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формой контроля освоения дисциплины является контрольная работа, экзамен.

Источник

Объем дисциплины и виды учебной работы

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

Вид учебной работы

Общая трудоемкость часы

Структура дисциплины (тематический план)

Название раздела дисциплины
1Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.
2Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.
3Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.
№ п/пНаименование раздела дисциплиныЛекц.Практ. зан.Лаб.зан.Семин.СРСВсе­го
1Раздел 1. Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных. Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 3.Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.68418
2Раздел 2. Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения. Тема 6. Навыки и формы обучения у животных. Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.66315
3Раздел 3. Тема 8. Общественные формы поведения животных. Тема 9. Условия возникновения сознания человека.46313
16201046

Содержание учебной дисциплины

Лекционный курс

Тематические разделы курса:

Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.

Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных.

Изменение предмета психологии в начале 20 века: от сознания к поведению. Бихевиоризм и экспериментальная зоопсихология. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Проблема психичности животных в христианской культуре. Зоопсихология как выражение генетического подхода к пониманию психики.

Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.

Антропопсихизм и теория рефлексов Декарта. Панпсихизм Спинозы. Биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм. Виды тропизмов (гео-, хемо-, фото- и др.). Теория тропизмов Ж.Леба.

Тема 3.Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

Отражение как общее свойство материального мира. Отражение в живой и неживой природе. Механическое и функциональное отражение. Отражение как условие организации активности и строения растений.

Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.

Различные подходы к пониманию механизмов возникновения психики. Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека.

Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.

Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения.

Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр). Инстинкты у высших животных. Инстинкт как тип жизни (П.Я.Гальперин). Проблема инстинктов у человека.

Тема 6. Навыки и формы обучения у животных.

Проблема механизмов научения животных. Виды и методы научения у животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.

Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.

допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. допсихические формы отражения и регуляции активности в природе фото. картинка допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть фото допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. смотреть картинку допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

Опыты В.Келера. Трактовка логики научения в теории гештальтпсихологии (К. Коффка). Ограниченность интеллекта животных. Исследования И.П.Павлова, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (П. Я. Гальперин).

Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

Тема 8. Общественные формы поведения животных.

Принципы распределения и регуляции действий в сообществах насекомых. Коллективные формы поведения высших животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Отличие функции лидера в человеческом обществе от функции вожака у животных.

Тема 9. Условия возникновения сознания человека.

Гео-биосферная детерминация антропогенеза. Распределение деятельности как основа психических изменений. Природа сознания. Принципиальное отличие деятельности и психики человека от организации поведения животного (речь и звук, мышление, мотив и целеполагание). Учение о высших психических функциях. Формирование мышления и эмоциональной регуляции целеполагания.

Образовательные технологии

Лекции: проблемная, лекция-дискуссия.

Аналитическое задание позволяет отрабатывать аналитические процедуры, выявлять подходы к анализу материала, представленного в лекции непосредственно на занятиях.

Критерии оценки: полнота анализа, стиль изложения, уместное употребление терминов.

Критерии оценки: понимание обсуждаемой проблемы, раскрытие проблемы с точки зрения определённой роли, уместное использование терминов, знание литературы по проблеме, навыки участия в дискуссии.

Система текущего и промежуточного контроля

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: аналитических заданий, дискуссий, реферата и контрольной работы.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта с оценкой. Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Студенты, не набравшие необходимый минимум баллов, обязательно делают доклад-презентацию и сдают зачёт по контрольным вопросам.

Вопросы к аттестации по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология»

Вопросы к первой контрольной работе

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Этологические теории инстинкта.

3. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

4. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

5. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

6. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

7. Отражение как феномен живой и неживой природы.

8. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

9. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

11. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

12. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Вопросы ко второй контрольной работе

1. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

2. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

3. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

4. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

5. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

6. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

7. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

8. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

9. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

11. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия. Проблема инстинктов у человека.

12. Навыки и формы научения у животных.

13. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

14. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

Контрольные вопросы по курсу

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

3. 3.Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

4. 4.Отражение как феномен живой и неживой природы.

5. 5.Отличие организации отражения в живой и неживой природе.

6. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

7. Возникновение психики. Ситуации, где пихика не нужна и где она необходима.

8. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

9. Классификация уровней психического развития животных ( по Ф. Бойтендайку и К. Бюллеру).

10. Психический образ как “запасное поле” для обрабатывания и коррекции действия животного.

11. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

12. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

13. Основные характеристики инстинктивного поведения.

14. Этологические теории инстинкта.

15. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

16. Импритинг как феномен научения у животных.

17. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия.

18. Проблема инстинктов у человека.

19. Навыки и формы научения у животных.

20. Механистическая трактовка научения у животных.

21. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

22. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм (Р.Декарт о рефлекторной схеме действия), панпсихизм, биопсихизм.

23. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

24. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

25. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

26. 26.Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

27. Коллективные формы поведения животных.

28. Исследование “общественной жизни” обезьян (Я.Дембовский, Н.А.Тих, Н.Ю.Войтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс).

29. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

30. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

31. Отличия принципов управления группой животным-вожаком от организации совместной жизни в племени у примитивных народов.

32. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

33. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

34. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Темы рефератов по курсу «Зоо- и сравнительная психология»

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Этологические теории инстинкта.

3. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

4. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

5. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

6. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

7. Отражение как феномен живой и неживой природы.

8. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

9. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

11. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

12. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

13. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

14. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

15. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

16. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

17. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

18. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

19. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

20. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

21. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

23. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия. Проблема инстинктов у человека.

24. Навыки и формы научения у животных.

25. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

26. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *