допсоглашение об увеличении заработной платы образец
Дополнительное соглашение об изменении оклада работника
Все перемены, происходящие в условиях работы сотрудников предприятий и организаций, должны сопровождаться составлением дополнительных соглашений к трудовому договору. Касается это и зарплаты, в том числе повышения или понижения ее окладной части.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Что такое дополнительное соглашение
Дополнительное соглашение – это документ, который фиксирует те условия труда, которые возникли после заключения трудового договора между работодателем и подчиненным, в процессе текущей деятельности.
В документ вносятся изменения, которые касаются рабочего времени, выполняемых функций, полномочий, прав, отпуска, характера и периода оплаты и т.д.
Основные моменты при изменении оклада
Оклад – это неизменяемая часть зарплаты. Обычно для разных категорий работников она устанавливается отдельным распоряжением директора фирмы, фиксируется в штатном расписании и затем на протяжении определенного промежутка времени остается неизменной.
Однако в силу каких-либо обстоятельств руководство предприятия может принять решение о повышении или понижении оклада – закон в этом праве работодателя никак не ограничивает.
Единственное условие, которое требуется соблюсти: оповестить тех сотрудников, которых касается изменение оклада заранее и в письменной форме.
Если работник согласен с предлагаемым размером оклада, необходимо заключить с ним дополнительное соглашение.
Оклад можно менять как угодно часто, главное, чтобы он не был ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Изменение оклада может касаться как группы работников, так и какого-то особо отличившегося сотрудника, при этом размер изменения также строго индивидуален.
Порядок изменения оклада
В большинстве случаев предложение о том, чтобы повысить оклад тому или иному работнику предприятия высказывает его непосредственный начальник, который пишет на имя директора компании служебную записку с указанием причин такой рекомендации.
Далее на основании этой записки руководитель выпускает приказ об изменении оклада, в котором отражаются все условия повышения или понижения оклада, указывается сотрудник, которого касается это изменение, а также назначаются ответственные за исполнение данного распоряжения лица (как правило, это кадровик и бухгалтер).
Затем вносятся коррективы в действующее штатное расписание и с работником заключается дополнительное соглашение.
Новое соглашение или договор при переводе на другую работу
Иногда при перемещении работника на другое место (должность) и, соответственно, при перемене оклада, возникает вопрос: нужно ли заключать между работодателем и подчиненным новый трудовой договор или достаточно ограничиться доп. соглашением?
В данном случае, закон однозначно говорит о том, что при подобном переводе внутри организации новый трудовой договор заключать необходимости нет, вполне достаточно соглашения.
Кто формирует документ
Обычно непосредственно составлением дополнительных соглашений занимается либо сотрудник отдела кадров предприятия, либо юрист, либо секретарь – в зависимости от того, в чьи должностные обязанности вписана эта функция.
Но вне зависимости от того, кто именно формирует данный документ, важно, чтобы этот человек знал основы Трудового и Гражданского кодекса РФ, а также правила составления подобных документов.
Основные нюансы при составлении соглашения
Бланк соглашения не имеет унифицированной формы и, как и трудовой договор, может формироваться в произвольном виде или по шаблону, разработанному для такого рода бумаг внутри компании и утвержденному в ее учетной политике. Однако при этом, по форме и структуре оно должно соответствовать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту и содержанию — правилам русского языка.
Кроме того, существует ряд сведений, которые в документе указывать нужно обязательно:
На что обратить внимание при оформлении
Как к содержанию документа, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особенных требований, так что формировать дополнительное соглашение можно на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании. Писать соглашение допустимо как от руки, так и печатать на компьютере (второй вариант, конечно, намного удобнее).
Главное условие, чтобы на документе стояли «живые» подписи обеих сторон (использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом, совершенно недопустимо).
Заверять бланк при помощи печати или штампа нужно только в том случае, если эта норма установлена во внутренних нормативно-правовых актах компании (с 2016 года юридические лица могут не использовать при визировании своей документации штемпельные изделия).
Соглашение всегда печатается в двух экземплярах, один из которых передается на руки работнику, второй остается у работодателя.
Где и сколько времени хранить документ
После визирования копия дополнительного соглашения, оставшаяся у работодателя, весь период работы сотрудника на предприятии должна лежать в отдельной папке вместе с его личным делом и другими кадровыми документами.
После увольнения работника все эти бумаги, в том числе и бланк соглашения, нужно передать в архив компании, где он должен храниться не менее пяти лет или период, установленных для такого рода бумаг внутренними нормативно-правовыми актами фирмы.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Составление дополнительного соглашения к трудовому договору
Формирование дополнительного соглашения к трудовому договору происходит тогда, когда в процессе исполнения договора возникают какие-то новые обстоятельства.
Основные причины для составления доп. соглашений
Дополнительное соглашение может составляться по самым разным поводам:
Также соглашение должно составляться в тех случаях, когда произошла смена наименования организации, поменялся ее юридический адрес или действующий основной трудовой договор истек.
Таким образом, все изменения, которые касаются функций, прав, полномочий работника и работодателя, а также все перемены, имеющие отношение к самой организации, должны фиксироваться в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Новый трудовой договор или доп. соглашение
Некоторые работники ошибочно полагают, что для того, чтобы изменить условия работы у действующего работодателя, необходимо заключить еще один трудовой договор. Это не так. Дело в том, что чтобы оформить новый трудовой договор с уже зачисленным в штат сотрудником, необходимо разорвать прежний. А это нецелесообразно, поскольку, помимо собственно расторжения договора, это влечет дополнительные сложности: прерывается стаж работника, фактически происходит увольнение, что в свою очередь приводит к необходимости внесения соответствующих записей в его личное дело, кадровые документы, трудовую книжку.
Именно поэтому законодательство предоставило возможность руководству предприятий и организаций формировать дополнительные соглашения, которые становятся неотъемлемой частью действующих трудовых договоров.
Суть дополнительного соглашения
Если трудовой договор имеет характер основного документа и устанавливает факт трудовых взаимоотношений между работником предприятия и его работодателем, их период, условия, особенности и прочие параметры, то дополнительное соглашение – это прилагающийся документ.
Обычно доп. соглашение удостоверяет факт достижения согласия между работником и работодателем только по одному-двум измененным пунктам основного договора, полностью отменяя их прошлую редакцию и вводя в действие новую.
После того, как соглашение подписывается, как уже говорилось выше, оно считается частью договора. Надо сказать, что к одному трудовому договору может быть сделано несколько дополнительных соглашений.
Дополнения, изменения или уменьшения
Перемены, включаемые в трудовой договор путем составления дополнительного соглашения могут как увеличивать число пунктов основного договора, изменять их содержание, так и уменьшать их количество:
Ответственность за нарушение или неисполнение дополнительного соглашения
К формированию дополнительных соглашений следует относиться так же внимательно и серьезно, как к заключению основного трудового договора. Последствия их нарушения или неисполнения для работников и работодателей ровно такие же – административное наказание (в виде штрафов), дисциплинарные взыскания или даже (в особо тяжких случаях) уголовное преследование.
Можно ли формировать дополнительное соглашение без согласия работника
В самом названии документа заложен ответ на этот вопрос. Соглашение подразумевает двусторонний характер отношений и означает, что стороны пришли к обоюдному, добровольному и полному согласию в каком-либо вопросе.
Исходя из этого, делать соглашение в одностороннем порядке недопустимо – оно попросту не будет считаться законным.
Кто формирует доп. соглашения
Обычно обязанность по формированию дополнительных соглашений к трудовым договорам лежит либо на юрисконсульте организации, либо на специалисте/руководителе кадрового отдела. В любом случае, это должен быть работник, имеющий представление о том, как составлять подобного рода документы и хорошо знакомый с гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.
После написания дополнительное соглашение обязательно должно быть завизировано руководителем компании — без его автографа оно не получит статус юридически законного документа.
Как составить доп.соглашение
Для составления дополнительного соглашения к трудовому договору законом РФ не предусмотрено заполнения какой-либо единой унифицированной формы, так что писать его можно исходя из собственного представления о документе и потребностей или, если на предприятии есть разработанный и утвержденный шаблон документа, – по его образцу. Важно соблюсти только два основных правила: бланк по своей структуре должен отвечать общепринятым стандартам кадрового делопроизводства, а по тексту включать в себя ряд обязательных данных.
Далее идет основная часть, куда вносится:
Затем, по пунктам прописывается, какие именно изменения вносятся в трудовой договор при помощи данного соглашения. Если речь идет о заработной плате, то она должна указываться как цифрами, так и прописью.
Далее обязательно следует отметить, что не затронутая в тексте данного документа часть трудового договора, остается без изменений, написать, с какой даты соглашение вступает в законную силу, а также удостоверить тот факт, что стороны пришли к соглашению добровольно.
При наличии каких-либо дополнительных бумаг, которые одна из сторон желает прикрепить к соглашению, их тоже надо внести в бланк в виде отдельного пункта.
Как оформить соглашение
К оформлению соглашения, также как и к его тексту, никаких особых критериев не предъявляется: его можно писать на обычном чистом листе любого удобного формата или на фирменном бланке компании, от руки или печатать на компьютере.
Неукоснительно требуется соблюдать только одно условие: дополнительное соглашение должно иметь «живые» подписи обеих сторон.
Если организация-работодатель применяет в своей работе для визирования документации штемпельные изделия, то бланк соглашения нужно проштамповать.
Документ надо формировать в двух идентичных экземплярах – один из них остается у работодателя, второй передается сотруднику.
Где фиксируется дополнительное соглашение, условия и период его хранения
Надлежащим образом сформированное и завизированное дополнительное соглашение должно фиксироваться в журнале учета трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним.
После того, как документ проходит все стадии оформления, он передается на хранение в кадровый отдел предприятия, где весь период работы сотрудника в организации лежит в отдельной папке, вместе с основным трудовым договором.
После увольнения работника его можно передать в архив предприятия, где он должен содержаться период, установленный для такого рода документов локальными нормативно-правовыми актами компании или законодательством Российской Федерации.
Приказ об изменении оклада: инструкции для разных случаев
Способы корректировки окладов
Напомним, что составляющими заработной платы являются:
Изменение окладов может происходить различными способами.
Объем трудозатрат, связанный с документооборотом, зависит от выбора способа изменений, а также числа работников, которых оно касается (все или часть).
Как оформить повышение оклада
Самым распространенным вариантом является повышение денежного дохода. Как правило, оно связано с особыми заслугами, высокой производительностью, необходимостью дополнительной мотивации сотрудника. Рассмотрим варианты повышения.
Для всех сотрудников
Подобное развитие событий связано с корректировкой зарплаты всех сотрудников на одинаковый процент. Такое возможно при проведении индексации. Статья 134 ТК РФ обязывает нанимателя повышать сумму дохода в связи с ростом инфляции.
Работодатель определяет алгоритм индексации в коллективном договоре или локальном распорядительном акте. Трудовое законодательство не устанавливает периодичность и размер таких изменений, поэтому организация определяет их регулярность и размер самостоятельно. Как правило, увеличиваются ставки (оклады) на установленный коэффициент.
Алгоритм действия руководителя при необходимости индексации для всех работников следующий:
Образец приказа об изменении оклада
Для отдельных сотрудников
Индивидуальное повышение дохода сотрудника чаще всего происходит по представлению непосредственного начальника.
Два последних документа должны согласовываться в датах вступления в силу.
Как оформить понижение оклада
Основными причинами могут стать:
Уменьшить сумму по собственной инициативе наниматель не имеет права.
Если работник не против
Если работник против
Как составить приказ
Единый шаблон для составления распорядительного документа отсутствует, поэтому формировать его следует по общепринятым правилам. К таковым относятся:
Документ может быть оформлен как на бланке учреждения, так и на обычном листе А4. Заверять печатью не нужно. Он должен включать пофамильный список работников и конкретные размеры повышения.
Приказ утверждает руководитель. С документом знакомятся письменно лица, упомянутые в нем (как ответственные за исполнение, так и сам работник).
Приказ об увеличении оклада
Приказ об увеличении оклада относится ко внутренним локальным документам предприятий и организаций.
Он составляется в тех случаях, когда руководство компании приняло решение повысить заработную плату кому-либо из сотрудников в постоянной ее части и только при том условии, что на предприятии имеются свободные финансовые ресурсы для осуществления этого действия.
Причины для повышения оклада
Причины повышения оклада могут быть самые разные:
Не следует путать повышение оклада и индексацию заработной платы – это два совершенно разных явления.
Основное отличие заключается в том, что оклад может повышаться как кому-то одному из сотрудников, так и группе лиц на разные суммы и в любое время.
Индексация же происходит одновременно для всех работников организации и заработная плата в результате нее увеличивается на одинаковый для всех процент.
Как часто можно повышать оклад
Никаких ограничений по частоте повышения оклада нет – его можно увеличивать хоть каждый месяц.
В большинстве случаев администрация компаний руководствуется правилами, прописанными во внутренних нормативно-правовых актах, которые устанавливают причины и периоды для повышения окладной части заработной платы.
Кто составляет приказ
Приказ может писать любой работник предприятия, в чьи должностные обязанности входит данная функция:
Важно лишь одно: этот специалист должен обладать навыками по составлению распорядительной документации, знаниями Трудового и Гражданского законодательства РФ.
Кроме того, приказ после составления надо обязательно передавать директору организации для визирования – без его подписи он не приобретет законной силы.
Основание для приказа об увеличении оклада
Каждый издаваемый в компании приказ должен иметь какое-до документальное обоснование.
В данном случае в качестве такового может, к примеру, выступать специальное представление или служебная записка со стороны руководителя структурного подразделения о необходимости повышения оклада тому или иному работнику в связи с высокими производственными показателями и т.п.
Образец приказа об увеличении оклада
На сегодня не существует установленной законодательно унифицированной формы приказа на повышение оклада, так что представители предприятий и организаций могут писать его в произвольном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному в учетной политике фирмы.
При всем при этом есть ряд сведений, которые в документе следует писать обязательно:
В приказе следует дать распоряжение специалисту кадрового отдела и бухгалтеру на внесении соответствующих изменений в документацию и расчеты по их части.
Чтобы приказ был исполнен, руководитель прямо в приказе назначает ответственных за его выполнение лиц, с указанием их должностей и ФИО.
Как правильно оформить приказ
Как по содержанию документа, так и по его оформлению никаких запретов нет: его можно писать от руки шариковой или перьевой ручкой, печатать на компьютере. При этом использовать можно фирменный бланк организации или обычный простой лист А4 или даже А5 формата. Ни один из вышеперечисленных факторов не играет роли при определении законности документа.
Единственное условие, которое надо непременно соблюдать: на документе должна присутствовать подпись руководителя компании или иного работника, уполномоченного визировать подобного рода бумаги.
Кроме того, с приказом должны быть ознакомлены сотрудники, ответственные за его исполнение и все лица, которые в нем упомянуты. Их автографы будут свидетельствовать о том, что они прочли и согласны с выпущенным распоряжением.
Заверять заполненный бланк печатью строгой необходимости на данное время нет, поскольку с 2016 года закон освободил юридические лица от требования применять в своей работе штампы и печати – исключение составляют лишь те случаи, когда эта норма закреплена внутренними нормативно-правовыми документами фирмы.
Приказ, как правило, составляется в единственном экземпляре, но при надобности можно создать дополнительные его копии (например, для его передачи в отдел кадров и бухгалтерию)
После составления приказа
Надлежащим образом составленный, подписанный и изданный приказ становится основанием для специалистов кадрового отдела для внесения изменений в действующее штатное расписание.
Вдобавок к этому со всеми сотрудниками, в отношении которых издан документ, заключается дополнительное трудовое соглашение, где прописывается новый оклад.
Кроме того, приказ служит основанием и для бухгалтерии предприятия для перерасчета заработной платы работников, начиная с той даты, которая указана а распоряжении директора.
Как и сколько времени хранить документ
Весь период действия приказ на повышение оклада должен храниться вместе с прочей распорядительной документацией фирмы в месте с ограниченным доступом.
Затем, после того как актуальность его будет утрачена, документ следует передать в архив предприятия, где он должен находиться в течение срока, установленного законом или же внутренними нормативными актами компании, после чего его можно подвергнуть утилизации.
Можно ли обойтись без поднятия зарплаты?
Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем, что понимать под повышением зарплаты. Так, основаниями для него могут быть:
Игнорирование данной обязанности — повод для наложения на нарушителя штрафов по ст. 5.27 КоАП. Подробности — в заметке «Индексация зарплаты в 2021 году: как и на сколько».
Можно ли внести изменения в штатое расписание и оформить допсоглашения к трудовым договорам, если в организации повысили оклады? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Обоснование обязательного повышения заработной платы — образец приказа
Повышение окладов оформите распорядительной документацией. Как это сделать, рассмотрим на примере.
С 1 января 2021 года МРОТ составляет 12 792 руб. Если у нас есть сотрудники, зарплата которых ниже уровня МРОТ, то мы обязаны ее увеличить.
Сделать это можно двумя способами:
Чтобы установить новую сумму оклада, оформите приказ о его повышении. Приказ составляют в произвольной форме с указанием причин повышения оклада и новых сумм выплат.
Скачать приказ о повышении оклада до МРОТ можно ниже по ссылке.
На основании приказа внесите изменения в штатное расписание, а также заключите допсоглашения к трудовым договорам с работниками, поскольку условие об оплате труда — существенный пункт трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Однако повышать каждый раз оклад в связи с увеличением МРОТ вовсе не обязательно. Вы можете внести в положение об оплате труда условие о доплате до МРОТ, прописав условия ее назначения и порядок расчета.
ВАЖНО! Выбрав этот способ, вам придется ежемесячно следить за тем, чтобы общая сумма выплат работнику была не ниже МРОТ.
Нужно ли повышать зарплату работнику после выхода из отпуска по уходу за ребенком, если в этот период была проведена индексация, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Как обосновать добровольное повышение оклада и нужно ли заявление работника?
Документом — основанием для повышения зарплаты здесь также будет приказ или распоряжение руководства. А поводом для его издания могут послужить:
Скачать образец такой служебки можно здесь.
Посмотрите, как может выглядеть заявление о повышении заработной платы.
ВАЖНО! Повышая зарплату отдельным сотрудникам, не забывайте про ст. 3 ТК РФ, запрещающую какую-либо дискриминацию в сфере трудовых прав. Обиженные работники, занимающие аналогичную должность, вправе обратиться в Гострудинспекцию или в суд для того, чтобы добиться равной оплаты с более «везучими» коллегами.
Образец приказа о повышении заработной платы по решению работодателя вы найдете здесь.
А если рост зарплаты работника связан с повышением по службе, воспользуйтесь унифицированной формой Т-5.
Итоги
Повышение зарплаты сотрудникам может носить как обязательный, так и добровольный характер. От этого напрямую зависят обоснования увеличения зарплатных выплат и само содержание приказа.