допуск к государственной тайне 2 форма причины отказа
Допуск к государственной тайне 2 форма причины отказа
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
включение его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Приложение N 1. Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности
Инструкция
о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности
С изменениями и дополнениями от:
17 июня 2019 г., 7 августа 2020 г.
1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(1), Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»*(2), Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960*(3), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237*(4), Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, определяет порядок допуска к государственной тайне*(5) военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников*(6) органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, зачисляемых на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу*(7) и принимаемых на работу в органы федеральной службы безопасности*(8).
3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
4. В органах безопасности допуск по всем формам оформляется с обязательным проведением проверочных мероприятий.
5. Назначение сотрудников органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, более высокой степени секретности, производится только после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности*(11).
6. Допуск кандидатов и сотрудников органов безопасности предусматривает*(12):
а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
в) письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий;
г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
е) принятие руководителем, начальником органа безопасности решения (в письменном виде) о допуске.
7. Обязательства сотрудника органов безопасности перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне отражаются в контракте о прохождении военной службы, служебном контракте, трудовом договоре.
Информация об изменениях:
8. Сотруднику органов безопасности или кандидату может быть отказано в допуске по основаниям, предусмотренным статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Решения об отказе в допуске в отношении подчиненных сотрудников, а также кандидатов с учетом результатов проверочных мероприятий принимают руководители, начальники органов безопасности, наделенные правом издания приказов по личному составу.
9. Допуск сотрудника органов безопасности к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя, начальника органа безопасности, наделенного правом издания приказов по личному составу, в случаях, предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
10. Руководители, начальники органов безопасности несут персональную ответственность за подбор подчиненных сотрудников, допускаемых к государственной тайне.
11. Прекращение допуска не освобождает сотрудников органов безопасности и лиц, уволенных из органов безопасности, от ранее взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну*(15).
12. Вопросы, не урегулированные настоящей Инструкцией, разрешаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
II. Порядок оформления допуска к государственной тайне
13. Перечень должностей, при назначении на которые сотрудникам органов безопасности оформляется допуск, определяется номенклатурой должностей военнослужащих и гражданского персонала органа безопасности, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне*(16) (форма 3).
14. Номенклатура должностей разрабатывается уполномоченным сотрудником подразделения кадров совместно с другими подразделениями органа безопасности. При этом при определении формы допуска, которая утверждается номенклатурой должностей для конкретной должности, следует исходить из степени секретности сведений, с которыми будут работать сотрудники в соответствии с должностными (специальными) обязанностями, включая их ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, на объектах оперативного обеспечения и на объектах прикомандирования.
Номенклатура должностей хранится в подразделении кадров органа безопасности.
16. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.
Номенклатура должностей переутверждается в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет*(17).
17. Форма допуска сотрудников органов безопасности должна быть не ниже формы допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.
Изменение формы допуска сотрудников оформляется приказом руководителя, начальника органа безопасности, имеющего право принимать решение об их допуске, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма 1). В случае необходимости руководитель, начальник органа безопасности, ранее снизивший подчиненному сотруднику форму допуска, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий.
18. Подготовка материалов для оформления допуска кандидатов, а также для переоформления допуска сотрудников органов безопасности осуществляется специально назначенными приказом руководителя, начальника органа безопасности сотрудниками подразделения кадров, имеющими допуск не ниже второй формы.
Информация об изменениях:
19. Кандидаты, которым оформляется допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4)*(18), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, документы об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, форму и порядок получения которой устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития.
Указанная анкета подписывается сотрудником подразделения кадров и заверяется печатью подразделения кадров установленного образца*(19).
20. Сотрудники подразделения кадров органа безопасности*(20):
а) знакомят кандидата с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
б) сверяют сведения, указанные кандидатом в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
г) доводят до кандидата обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
21. Уполномоченные сотрудники подразделения кадров:
а) запрашивают карточки (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых кандидаты служили (работали) в течение последних 5 лет;
б) анализируют собранные материалы и материалы, представляемые режимно-секретными подразделениями с прежних мест службы (работы) кандидатов, оформляемых на государственную службу (работу) в органы безопасности, на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа им в оформлении допуска к государственной тайне;
в) проводят проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска кандидатов, а также обеспечивают сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске;
г) оформляют и хранят карточки (форма 1), а также учитывают их в журнале (форма 9);
д) осуществляют контроль за исполнением установленных требований по допуску сотрудников органа безопасности;
е) осуществляют в журнале (форма 14) учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);
ж) проводят инструктаж кандидатов, допускаемых к государственной тайне.
22. Проверочные мероприятия проводятся подразделением кадров в установленном порядке и в объеме, необходимом для оформления кандидату той формы допуска, которая предусмотрена номенклатурой должностей соответствующего органа безопасности для предполагаемой к замещению этим кандидатом должности.
23. Сотрудники подразделения кадров по завершении проверочных мероприятий изучают и всесторонне оценивают полученную информацию, в том числе представленную самим кандидатом, на предмет установления ее достоверности, полноты и актуальности, а также в целях выявления наличия возможных оснований для отказа в оформлении допуска.
На основании полученных результатов подразделение кадров готовит заключение о допуске либо об отказе в допуске, в котором указываются:
установочные данные оформляемого на допуск кандидата (сотрудника, которому производится переоформление допуска);
должность, предполагаемая к замещению данным кандидатом, и форма допуска;
содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению (переоформлению) допуска;
обоснованное мнение в отношении допуска оформляемого лица с учетом мнения заинтересованных подразделений органов безопасности;
окончательное решение о возможности или нежелательности допуска.
24. При отсутствии оснований для отказа кандидату в допуске подразделение кадров:
после зачисления на государственную службу (работу) заносит в графу 32 послужного списка личного дела сотрудника сведения о форме, номере, дате оформления (переоформления либо прекращения допуска), приобщает в отдельную папку первого тома личного дела сотрудника материалы проверочных мероприятий и заключение о допуске.
25. Карточки (форма 1) с отметкой о проведении проверочных мероприятий и номером допуска регистрируются и хранятся в подразделении кадров, учитываются в журнале учета карточек на допуск к государственной тайне (форма 9), пересылаются и уничтожаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
26. При переоформлении по установленным настоящей Инструкцией основаниям имеющегося у сотрудника органов безопасности допуска проводятся проверочные мероприятия, по окончании которых в соответствии с пунктом 23 настоящей Инструкции оформляется заключение.
27. В отношении уволенных из органов безопасности (переведенных в другие государственные органы) граждан, на которых в течение шести месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допусков прекращается, о чем делается запись в позиции 8 карточки (форма 1) с указанием сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка заверяется подписью начальника руководителя, начальника органа безопасности и скрепляется гербовой печатью органа безопасности.
32. Материалы изучения кандидата, которому отказано в допуске, хранятся в подразделении кадров и уничтожаются в установленном порядке по истечении одного года с даты принятия решения об отказе в допуске. Срок хранения таких материалов может быть продлен по решению руководителя, начальника органа безопасности.
35. Для определения наличия у сотрудника медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по решению руководителя, начальника органа безопасности он направляется в установленном порядке на медицинское освидетельствование.
III. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству
37. Дубликат карточки (форма 1) изготавливается подразделением кадров органа безопасности на бланке карточки (форма 1). В правом верхнем углу проставляется отметка «Дубликат». Все записи, содержащиеся в исходной карточке (форма 1), переносятся в дубликат, который учитывается как очередной лист карточки. Все внесенные сведения заверяются подписью начальника подразделения кадров и гербовой печатью органа безопасности.
Дубликаты карточек (форма 1) учитываются в порядке, установленном для учета карточек (форма 9).
В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) и в позиции 6 карточки (форма 1) делается отметка «Дубликат. Лист N___ направлен» и указывается наименование и адрес организации, в которую направлен дубликат карточки (форма 1).
39. В случае если гражданин, имеющий допуск, оформляется на работу по совместительству в органы безопасности, подразделение кадров органа безопасности запрашивает дубликат карточки (форма 1) по его основному месту работы.
IV. Переоформление допуска к государственной тайне
40. Переоформление допуска производится в следующих случаях:
а) зачисление (прием) на государственную службу (работу), назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, кроме случаев перевода из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в одном органе безопасности;
б) вступление сотрудника органа безопасности в брак (кроме случаев регистрации брака между сотрудниками органов безопасности);
в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;
г) возникновение обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в допуске;
д) зачисление (прием) на государственную службу (работу) кандидата, который ранее относился к одной из указанных категорий граждан:
члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
адвокаты, участвовавшие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну;
е) зачисление (прием) на государственную службу (работу) кандидата, у которого в карточке (форма 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности;
ж) прием на государственную службу (работу) кандидата, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске прошло более 6 месяцев;
з) прием кандидата на государственную службу (работу), у которого в карточке (форма 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске.
41. В необходимых случаях подразделение кадров осуществляет переоформление сотрудникам допуска в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией для оформления допуска соответствующей степени секретности.
42. При изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества сотрудника допуск не переоформляется, подразделение кадров делает соответствующие отметки в позициях 6 и 8 карточки (форма 1).
V. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудников при их командировании
43. Сотрудникам при их командировании в иные органы безопасности право доступа к находящимся в ведении этих органов сведениям соответствующей степени секретности предоставляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостоверяющего личность), предписаний на выполнение заданий (форма 5) и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6-8).
44. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) подписывается начальником подразделения кадров органа безопасности и заверяется печатью органа безопасности. Указанная справка регистрируется в журнале учета выдачи справок о допуске (форма 13) и выдается командируемому сотруднику на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске (форма 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в подразделении кадров не менее 5 лет.
45. Предписание на выполнение задания (форма 5), в котором указывается основание для командирования, подписывается руководителем, начальником органа безопасности или его заместителем, заверяется печатью органа безопасности и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма 14).
46. Предписание на выполнение задания (форма 5) и справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) регистрируются в журнале учета командированных (форма 15). После регистрации справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) остается в подразделении кадров принимающего органа безопасности, а предписание на выполнение задания (форма 5) с отметкой о форме допуска командированного сотрудника передается принимающему его должностному лицу принимающего органа безопасности.
Указанное должностное лицо заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания (форма 5) справку, после чего данное предписание передается в подразделение кадров принимающего органа безопасности, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) возвращается командированному сотруднику для сдачи в выдавшее ее подразделение кадров. На обороте справки о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) делается запись с указанием реквизитов документов, материалов, изделий, включая степень их секретности и дату ознакомления, с которыми ознакомился командированный сотрудник. Внесенная запись заверяется подписью начальника подразделения кадров принимающего органа безопасности и печатью этого органа безопасности.
Указанные в справке о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) данные об ознакомлении сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, переносятся в карточку учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну.
47. Сотрудники, которые осуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, находящимся в ведении курируемых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов безопасности) на основании служебного удостоверения и справки о допуске по соответствующей форме (формы 6-8).
48. Сотрудники получают доступ к хранящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности документам и материалам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному делопроизводству.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2018, N 11, ст. 1591.
Информация об изменениях:
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2018, N 28, ст. 4198.
Информация об изменениях:
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; 2019, N 8, ст. 761.
*(7) Далее военная служба и федеральная государственная гражданская служба вместе именуются государственная служба.
*(8) Далее граждане, зачисляемые на государственную службу и принимаемые на работу в органы федеральной службы безопасности, именуются кандидаты, если не оговорено иное.
*(10) Пункт 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(11) Пункт 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(12) Пункт 7 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(13) Формы учетной документации, предусмотренные приложением к Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, далее именуются «(форма____)» с указанием номера соответствующей формы.
Информация об изменениях:
*(15) Пункт 17 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(17) Пункт 25 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(18) При поступлении на государственную службу (работу) в органы безопасности данная анкета заполняется с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных правовых актов, предъявляемых к отбору кандидатов на государственную службу (работу) в органы безопасности.
*(19) Пункты 28, 30 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(20) Пункт 29 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Что такое государственная тайна
И что будет за ее разглашение
Есть информация, которую государство скрывает от посторонних.
Считается, что ее положено знать только специальным людям, поскольку эти сведения относятся к государственной тайне.
Многие считают, что все, что связано с государственной тайной, касается людей в форме и со звездами на погонах. Но это не совсем верно. Иногда с секретными сведениями сталкиваются и обычные люди, например при работе с государственными заказами. Так что риск столкнуться в реальной жизни с гостайной есть у любого человека.
А еще на государственной тайне можно заработать. Правда, если продавать такие сведения, заработать получится только уголовную статью и судимость. А вот если работать с гостайной на законных основаниях, можно получать доплаты и выгодные заказы.
Я расскажу, как это работает и как правильно должен быть оформлен допуск к государственной тайне.
Какие сведения относятся к государственной тайне
Государственная тайна — это сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Если сведения могут нанести ущерб безопасности другого государства, государственной тайной они не являются. Считается, что каждая страна должна сама заботиться о своих секретах.
Государство защищает сведения в следующих областях:
Но не вся информация из этих областей считается секретной. Для этого должны соблюдаться еще условия.
Засекречивать информацию имеют право органы государственной власти и учреждения, которые получили эти сведения. Полный список органов госвласти и то, какие сведения можно засекретить, указаны в специальном перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Он исчерпывающий: организация, которая в нем не указана, не может засекретить условный рецепт и требовать привлечь к уголовной ответственности своих бывших сотрудников за разглашение государственной тайны.
Грифы секретности
Чаще всего сведения, которые составляют гостайну, записывают на носители: документы, жесткие диски, журналы, издания и специальные устройства хранения информации. Чтобы такие носители отличались от других, на них проставляют специальный гриф секретности.
В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Разница между ними в том, какой ущерб может нанести разглашение такой информации.
К сведениям особой важности относятся такие сведения, разглашение которых нанесет ущерб интересам России в целом.
Совершенно секретные сведения при разглашении могут нанести ущерб интересам министерства, ведомства или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.
Секретные сведения при разглашении могут нанести ущерб предприятию, учреждению или организации.
Что именно и кому может нанести ущерб, какой гриф той или иной информации присвоить — решают сами руководители государственных органов. Они создают комиссию, которая и составляет развернутый перечень сведений, которые нужно засекретить. А уже эта комиссия определяет, что в работе госоргана или ведомства относится к сведениям особой важности, а что — совершенно секретно или секретно.
Такие перечни есть у каждого ведомства, работающего с государственными секретами.
А вот гриф «для служебного пользования» никакого отношения к государственной тайне не имеет. В принципе, любое предприятие или организация может разработать свое положение о документах с грифом ДСП. Но привлечь сотрудника за разглашение можно только в одном случае — если сведения являются коммерческой тайной.
Часто работодатели не оформляют документы так, как следует, а просто ставят на документе гриф «для служебного пользования» и пугают работников, что привлекут к уголовной ответственности за разглашение гостайны — гриф же в наличии. В данном случае работникам ответственности можно не бояться.
Какие сведения нельзя засекретить
Есть информация, которую засекретить невозможно в принципе, даже если очень хочется. К ней относятся сведения:
Даже если такие сведения засекретят, любой человек может обжаловать это решение в суде. А должностные лица, которые решили, что это нужно засекретить, понесут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба.
Как получить допуск к гостайне
Многие считают, что для получения доступа к гостайне достаточно устроиться в любое силовое ведомство — и доступ к секретным документам обеспечен. Но на самом деле это не так: условный полицейский кинолог или полиграфолог может поступить на службу и через много лет уйти на пенсию, так и не увидев ни одного секретного документа.
Но в некоторых случаях допуск действительно можно получить в связи с назначением на должность без проведения проверки. Но не для всех, а только для следующих должностей:
Для них специальная процедура допуска не предусмотрена: при назначении либо при допуске к делу их предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. Если нарушат режим секретности, этого достаточно, чтобы привлечь их к ответственности.
А для всех остальных граждан порядок сложнее: нужно получать допуск. Допуск — это серия мероприятий, во время которых человека проверяют.
Проверочные мероприятия
Что именно входит в перечень этих мероприятий, как правило, сам получатель допуска не знает, и раскрывать все подробности ни ему, ни окружающим закон никого не обязывает. Чтобы оформить допуск к секретным сведениям, эти мероприятия не нужны. А вот если человека планируют допустить к сведениям особой важности и совершенно секретным, проверочные мероприятия проводят в обязательном порядке.
Дальше все зависит от того, к каким именно сведениям человеку оформляют допуск. Если к секретным, проверочные мероприятия проводить не обязательно, но возможно. Например, если сведения, указанные в анкете, вызвали сомнения. В этом случае руководитель организации решает провести проверку и оформляет это решение в письменном виде. Если такие сведения вопросов не вызывают, без проверки можно обойтись.
Как оформить документы для допуска
Государственная тайна — это дорого. Поскольку раскрытая тайна может причинить ущерб, рисковать РФ не хочет и кого попало с такими сведениями не знакомит. Для обычного гражданина процедура допуска выглядит следующим образом.
Дать письменное согласие, поскольку допуск к гостайне — дело добровольное. Откажется — заставить его нельзя, но и с государственными секретами он знакомиться не сможет. Причем письменное согласие потребуется:
Заполнить анкету. Анкету подписывает сам претендент на допуск гостайне, работник кадрового подразделения и работник режимно-секретного подразделения. К ней прикладывают заверенные копии документов об указанных в ней сведениях: паспорта, свидетельства о браке, диплома и других.
На допуск могут не рассчитывать люди, которые имеют следующие болезни и расстройства здоровья:
Ознакомиться с текущим законодательством, которое касается государственной тайны, а также с законами об ответственности, если он ее нарушит. А еще письменно предупреждают о том, что права гражданина в связи с допуском могут быть ограничены.
Ожидать решения. После подписания гражданину больше ничего делать не нужно — начинается работа организации, министерства или ведомства, которое оформляет допуск. Оно должно сделать следующее:
Карточка, которая со всеми отметками вернулась в организацию, которая оформляет допуск, должна храниться в режимно-секретном подразделении вместе с копиями трудового договора, контракта или расписками, в которых гражданин обязуется соблюдать законодательство о государственной тайне.
Можно ли заработать на гостайне
Тем, кто допущен к секретам, государство платит надбавки, доплаты и различные льготы. Как правило, это делается за счет бюджета, поэтому страна просто так эти льготы не установит. Но надбавки и льготы положены не всем.
Для тех, кто допускается к гостайне разово, например для адвокатов, никакие надбавки и льготы не положены. А вот для тех, кто работает с государственными секретами на постоянной основе, предусмотрен целый ряд дополнительных социальных гарантий.
Процентные надбавки к заработной плате. Выплата надбавки не зависит от того, государственная организация или частная. Даже частные организации могут оформить допуск к гостайне для сотрудников, например в связи с тем, что строят секретные космодромы или проектируют космические аппараты. Но правила одни для всех — платить надбавку придется.
Размер надбавки зависит от степени секретности сведений, к которым допущен сотрудник, и считается в процентах от должностного оклада или тарифной ставки. Размер надбавки будет следующим:
А еще есть надбавка для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны — при условии, что эта защита является их основной функцией. Это могут быть, например, работники секретариата, в котором хранятся секретные документы, или системные администраторы, которые занимаются мероприятиями по защите государственных секретов. Такая обязанность должна быть прописана в должностной инструкции. Надбавка в данном случае зависит от стажа:
Кроме надбавок сотрудники, которые работают с гостайной, имеют преимущественное право на сохранение места, если проводятся организационные или штатные мероприятия.
Ограничения для тех, кто работает с гостайной
Надбавки, доплаты и льготы дают не просто так. Права должностного лица или обычного гражданина в этом случае можно ограничить. Причем ограничения могут действовать как в период допуска, так и после того, как человек перестал работать с гостайной.
Ограничения в правах могут быть такие:
Кто не сможет получить допуск
Бывают случаи, когда в допуске к гостайне могут отказать. Это возможно в следующих случаях:
Решение об отказе всегда принимается индивидуально и с учетом результатов проверки. Гражданин имеет право обжаловать отказ в вышестоящую организацию или в суд.
Прекращение допуска к гостайне
Если человек уволился, ему закрывают доступ к гостайне. Такое решение имеет право принять должностное лицо, принявшее решение о допуске. Бывают и другие случаи, когда допуск прекращают. Но в любом случае для этого нужны основания: просто так по желанию руководителя прекратить допуск не получится.
Например, допуск могут закрыть по таким причинам.
Человек расторг трудовой договор или контракт в связи с организационными или штатными мероприятиями. Это возможно, когда, например, меняется структура предприятия или человек уволился по личным обстоятельствам.
Работник нарушил обязательства, которые связаны с защитой государственной тайны. Это необязательно связано с разглашением — иногда достаточно оставить совершенно секретный документ на рабочем столе и уйти домой. Это уже может быть основанием для прекращения допуска, а в большинстве случаев — и для увольнения.
Пример из суда. Женщина работала в военкомате Таловского района Воронежской области. В ее дежурство обнаружилась пропажа секретного документа. В результате женщине прекратили допуск к гостайне и, как следствие, уволили. Женщина обратилась в суд. Она считала, что раз ее вина в пропаже документа не доказана, то и увольнять ее нельзя. Но суд с ней не согласился: когда она заступила на дежурство, то под подпись секретный документ приняла, а потом его не оказалось. А раз подпись поставила в приеме, значит, ей и отвечать. Увольнение признали законным.
Бывает, что когда допуск оформляли, у человека все было в порядке и никаких ограничений не было. Но потом выясняется, что родственники выехали за границу или появилась судимость. А еще бывает, что человек при трудоустройстве обманул работодателя, например скрыл судимость. Даже если об этом станет известно позже, допуск тоже можно прекратить, а сотрудника — уволить.
В городе Полярный сотрудник при устройстве на работу в организацию скрыл сведения о судимости, но через некоторое время это выяснилось. Допуск к гостайне прекратили, а сотрудника уволили. Он с увольнением не согласился и обратился в суд. В суде он заявил, что допуск к гостайне — это вообще проблема работодателя, а не сотрудника, нельзя на таком основании увольнять. И вообще, работодатель был обязан предложить ему вакансии, которые не связаны с государственными секретами, пусть и в других городах.
Суд с мужчиной не согласился. Если есть основания для отказа в допуске — это не проблема работодателя, решить своими силами руководство предприятия это никак не может, и обязать его нельзя. Судимость — это основание для отказа в оформлении допуска. А то, что работнику других вакансий не предложили, так это потому, что их просто не было, и работодатель это документально подтвердил. Увольнение признали законным.
Но даже если допуск к гостайне прекращен — это не повод делиться с окружающими известными секретами. От ответственности это не освободит.
Ответственность за разглашение государственной тайны
За разглашение гостайны придется отвечать по закону. Ответственность, в зависимости от ситуации, может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной.
Уголовная ответственность может наступить только для тех, кому гостайна стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законом. Человека, который никогда не был официально допущен к государственным секретам, привлечь по этой статье невозможно.
Если, например, человек получил допуск официально, а доверенная ему информация стала известна другим лицам, его могут наказать арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишить свободы на срок до 4 лет. Но если разглашение приведет к тяжким последствиям, например к гибели людей, его могут лишить свободы на срок от 3 до 7 лет. При этом неважно, как именно гостайну разгласили: устно, в письме, в сообщении электронной почты или в публичном выступлении. Важен тот факт, что она стала достоянием других людей, допуска не имеющих.
Пример из суда: в 2003 году два журналиста в Перми написали статью, в которой раскрыли личные данные агента правоохранительных органов, а это совершенно секретная информация. Журналистов и сотрудника милиции, который им про это рассказал, обвинили в разглашении гостайны и дело направили в суд. В результате журналистов суд оправдал: раз они допуска не имели, то и состава преступления в их действиях нет. А вот сотрудника милиции осудили условно.
Но для тех, у кого допуска нет, а с государственными секретами очень хочется ознакомиться, есть другая статья УК РФ. Она предусматривает ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, например путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия или любым другим незаконным способом. Санкция за это — от крупного штрафа до лишения свободы на срок до 4 лет.
В некоторых случаях наказание может быть строже — свободы можно лишиться на срок от 4 до 8 лет. Например, если получать секретные сведения в составе группы или с применением насилия. Также строго накажут, если использовать технику, которая предназначена для негласного получения информации, или сведения, составляющие гостайну, попали за пределы Российской Федерации.
Такое теоретически возможно, но встречается в судебной практике редко: если разглашение причинило ущерб государству, человека проще к уголовной ответственности привлечь, а если ущерба нет — применить дисциплинарную ответственность. Но такие материалы в суды иногда направляют.
Пример из суда: в Петропавловске-Камчатском военнослужащий в соцсетях разместил на своей странице сведения о находящихся на вооружении воинской части боевых машинах и снарядах к ним, а также сведения об учениях. Ущерба государству это не причинило, но раз факт был, военная прокуратура решила привлечь его к административной ответственности, тем более что военнослужащий своей вины не отрицал.
Но гарнизонный суд с мнением прокуратуры не согласился. За такое нарушение административная ответственность для военнослужащих не предусмотрена. Производство по делу прекратили. Постановление о прекращении производства направили командиру части, чтобы он привлек виновного к дисциплинарной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение материального ущерба государству от действий человека, разгласившего гостайну. Возможно это в том случае, если ущерб удастся посчитать в деньгах, например если кто-то раскроет иностранным агентам устройство систем распознавания самолетов и его придется срочно менять. Стоимость замены посчитают, и виновному придется ее возместить.
Но в некоторых случаях теоретически возможно и возмещение морального ущерба, например если раскрыть личность секретного агента спецслужб и все соседи узнают, что он сотрудничает с правоохранительными органами. В этом случае можно подать и иск о возмещении морального ущерба. Заявить такой иск может человек, которому это причинило ущерб, например секретный агент спецслужб, о котором узнали окружающие.
Дисциплинарная ответственность — увольнение. Чтобы уволить работника именно за разглашение, нужно, чтобы в трудовом договоре, инструкции или любом документе, регламентирующем его работу, было упоминание, что он работал со сведениями, составляющими гостайну.
Кратко о гостайне
Иван Сафронов вошёл в чат
Алексей, про государственную измену статья тоже будет
Дмитрий, п. 1.4 ПП 1233 определяет «Для служебного пользования», как пометку. В законе (я так понимаю речь о 98-ФЗ) есть понятия гриф «Коммерческая тайна», а не «Для служебного пользования». Требования ФСТЭК России так же определяют «Для служебного пользования», как пометку, а не как гриф.
Дмитрий, я согласен с Виктором Ивановым и подтверждаю, что грифа ДСП не существует, есть ограничительная пометка «Для служебного пользования» определенная в ведомственных документах по делопроизводству.
Не рассказали о том, как долго отдельный индивидуум может оставаться невыездным после увольнения с должности, где он имел доступ к сведениям, составляющим ГТ. ЕМНИП, это может быть что-то в районе 5-ти лет, для допуска 2-й степени.
Ilya, после увольнения с военной службы (с соответсвующим допуском) я был невыездным 15 лет
надбавка конечно прекрасно за гос. тайну, только вот некоторые предприятия специально занижают оклады так, что эта надбавка растворяется))
Отменил бы надбавку для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны
Пересмотр перечня сведений должен быть чаще. И ответственность за этот пересмотр тоже должна быть.
Владимир, а что это даст?
В некоторых провинциальных городах мед учреждения без понятия, как они должны проводить комиссию, чтобы выдать справку об отсутствии медицинских противопоказаний к работе с материалами, составляющими гос тайну. Меньше бюрократии нужно, каждый свою попу прикрывает фиговым листочком.
Оксана, все зависит от конкретной ситуации. Запрос о получении информации можете оформить письмом. Каких то особых установленных форм не существует.
Какая ответственность возникает при условиях, что лицо, обладающее информацией, относящейся к гос тайне неоднократно было предупреждено представителями компетентных органов о необходимости сохранения полученных им научных знаний в секрете.
Влад, все зависит от того, что это лицо со всей этой информацией будет делать.
После увольнения из органов, можно ли указывать свою бывшую принадлежность к органам? Нам говорили, что это гостайна и раскрытие себя, будучи уволенным по истечению контракта, является нарушением и грозит привлечением к уголовной ответственности. Это так? Могут ли привлечь к ответственности если я указываю в резюме для поиска работы «ФС. » без указания должностных обязанностей, но при приеме на работу сообщаю номер ВЧ прописанной в удостоверении офицера запаса?
А действие Дисциплинарного устава распространяется только на военнослужащих органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/c401b0ba6064c7e607a9ea1b9aeb05e4d7e20fdf/