дорогие машины по страховым выплатам
Страховщики рассказали о самых больших выплатах по каско
Эксперты компании «АльфаСтрахование» рассказали о самых крупных выплатах по каско с начала 2019 года за автомобили, не подлежащие восстановлению после ДТП.
Как говорится в пресс-релизе, поступившем 24 ноября в редакцию «Известий», самые высокие компенсации компания выплачивала за автомобили марок Porsche, Mercedes и Lexus.
Лидером рейтинга стал автомобиль Porsche Panamera Turbo. В феврале 2019 года водитель этого автомобиля попал в ДТП в Тверской области. Выплата за ущерб составила 12 млн рублей.
Следом идет Mercedes-Benz Maybach. В ноябре 2019 года в Подмосковье автомобиль столкнулся с BMW. Размер ущерба Mercedes-Benz по каско составил 11,7 млн рублей. Почти в такую же сумму обошлось компании ДТП с участием Mercedes-Benz G-500, столкнувшимся с автомобилем Honda в Алтайском крае в апреле 2020 года.
Кроме того, в рейтинг попал Lexus LX, который в 2019 году столкнулся с автомобилем Volkswagen в Свердловской области. Выплата составила 6,7 млн рублей.
18 ноября сообщалось, что «АльфаСтрахование» в числе первых автостраховщиков получила доступ к камерам наружного видеонаблюдения, установленным на дорогах Казани.
Благодаря доступу к записям с камер страховые компании могут выявлять мошенничество и инсценировки ДТП и разрешать споры между участниками аварий. Это значительно сокращает сроки урегулирования страховых событий.
Дорогой ремонт: на что хватит полиса ОСАГО
Стоимость автозапчастей в справочнике для оценки ущерба по ОСАГО значительно выросла за последние два года — очередная волна актуализации цен произошла в марте. Cтраховщики, чтобы не повышать стоимость ОСАГО для увеличения лимитов по выплатам, предлагают использовать более доступные неоригинальные, но при этом качественные запчасти. Автодилеры идею поддерживают. В курирующем отрасль Центробанке выступают против, как и сами автопроизводители. Почему полиса ОСАГО скоро может не хватить на ремонт, разбирались «Известия».
С 15 марта 2021 года ремонт попавших в ДТП автомобилей по полису ОСАГО обходится дороже. Изменения в ценах связаны с серьезным ростом стоимости автозапчастей на фоне падения курса рубля, а также остановок производств по всему миру из-за пандемии. Эту разницу учли в актуализированном справочнике средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля. О пересчете цен сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) 23 марта.
Ремонт становится дороже
Новая версия справочника сохраняет наметившуюся в 2020 году тенденцию к росту выплат. Он составляет в среднем 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года. Как объяснил президент РСА Игорь Юргенс, актуализацию справочников в 2020 году производили в условиях нестабильного рынка запасных частей, вызванного ограничительными мерами, введенными в связи с пандемией COVID-19.
Это привело к тому, что действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года.
— Новая, введенная в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года, — рассказал Юргенс. — Серьезный рост средней стоимости запчастей, с которым столкнулись страховщики ОСАГО по итогам кризисного 2020 года — вызов для рынка. При этом мы видим, что несмотря на этот рост, страховщикам пока удается держать среднюю цену на полис обязательной «автогражданки» де-факто на уровне относительно стабильного 2019 года.
Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Очередная актуализация справочников пройдет в период до июня 2021 года.
Неоригинальные запчасти
Близкие к отрасли источники «Известий» отметили, что страховщики пытались пролоббировать в Центробанке возможность использовать для ремонта недорогие неоригинальные запчасти, но безуспешно. Один из источников напомнил, что страховщики несколько лет назад пытались даже перейти на ремонт б/у запчастями, но этот вариант тоже не получил поддержки.
Кроме того, против ремонта автомобилей неоригинальными запчастями выступают и сами автопроизводители. В случае если отремонтировать машину на гарантии при помощи запчастей, которых нет в списке рекомендованных, автомобиль, скорее всего, этой гарантии лишится.
В то же время ЦБ разрешил страховщикам использовать цены интернет-магазинов. Они, как правило, ниже.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев предположил, что вопрос с подорожанием стоимости официальных запчастей и нехватки выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешевые неоригинальные запасные части. Их ведь также изготавливают компании с мировым именем.
Сейчас же, по словам Зубарева, многие автовладельцы просто не могут себе позволить официальный ремонт у дилеров после ДТП по полису ОСАГО именно потому, что определяемого размера выплат для таких работ не хватает. В итоге автовладельцам приходится пользоваться услугами ремонтных станций, где они проходят по ценнику.
— После ДТП страховщики определяют размер ущерба по «железу» с учетом износа. При этом официальные дилеры обязаны для ремонта использовать только новые оригинальные запчасти — это требование автопроизводителей. Получается, что пройти ремонт у дилера так, чтобы расходы полностью покрыл полис ОСАГО, просто невозможно, — объяснил Зубарев.
«Получается средняя температура по больнице»
Он также указал на еще одну проблему с определением справедливой цены на запчасти в справочнике РСА:
— В РСА проводят замеры по рынку и определяют среднюю стоимость запчастей. Но в списки попадают практически все запчасти, по которым есть информация в открытом доступе. И они не всегда качественные. А вот от официальных производителей иногда цены вовсе не приходят, поэтому самые дорогие запчасти нередко в этом замере просто не учитывают. В итоге получается средняя температура по больнице.
По словам Зубарева, определяемый страховщиками размер компенсации зачастую не покрывает даже закупочной стоимости запчастей.
— В результате мы не можем проводить такой ремонт, страховые компании выплачивают деньги, и с ними автомобилисты идут не к официальным дилерам, а куда-то в гаражи. Дилеры при этом не получают возможной части доходов, а автомобилисты лишаются возможности провести максимально качественный ремонт. Сейчас выплаты по ОСАГО из-за роста цен на запчасти в справочнике подросли, но всё равно не покрывают разницы. Cтраховщики ссылаются на то, что у них свои ограничения: если они повысят выплаты, придется повысить стоимость ОСАГО. Но ведь если говорить про более дорогие автомобили стоимостью 4–5 млн рублей, повышение цены страховки на 20–30 тыс. рублей было бы для них некритично», — объяснил Зубарев.
Представитель РОАД считает, что и самим автопроизводителям нужно сделать шаги навстречу:
— Производителям уже давно пора расширить перечень запчастей, с которыми могут работать официальные дилеры. Есть неоригинальные, но качественные и более дешевые запчасти, которые могли бы помочь нам уложиться в эти тарифы. Например, есть производитель Bosсh. Есть и российские достойные поставщики. Только автопроизводители не заинтересованы в том, чтобы мы использовали чужие запчасти, а не их. Но все мы должны сделать шаги навстречу друг другу — и производители, и Центробанк, и страховщики.
Насколько подорожали запчасти у дилеров
Запчасти между тем действительно заметно дорожают. К примеру, директор по сервисному обслуживанию «АВТОDOM Алтуфьево» Роман Тимашов также признал, что цены подняли все автопроизводители и поставщики запчастей и расходных материалов, большинство из которых производится не в России и привязано к курсу валюты. По его оценке, за последний год подорожание составило от 7–8 до 10–15% в зависимости от марки.
А вот операционный директор АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев рассказал «Известиям», что с января 2021 года по разным брендам цены на отдельные позиции изменились минимально. По его словам, стоимость запчастей зависит от нескольких факторов — например, от курса валют по отношению к рублю, инфляции. Поэтому цены на некоторые детали, наоборот, могут снижаться. Что касается доступности запчастей, то после пандемии поставки восстановились практически полностью.
Что всё это означает для автомобилистов
Опасаться каких-либо изменений в цене полисов ОСАГО или в процессе ремонта автомобилей водителям не стоит, считает юрист в области автострахования Сергей Беляков. По его словам, чтобы регулировать свои риски, страховые компании используют тарифный коридор и в очередной раз повышать стоимость полисов для увеличения лимита по выплатам страховые компании не будут. Что касается роста цен на запчасти, то, по оценке Белякова, стоимость в справочниках весьма условна.
— Уверен, что полисы ОСАГО дорожать больше не будут, в распоряжении страховщиков есть тарифный коридор, который позволяет рассчитывать на нужную премию, — сказал Беляков. — Стоимость запчастей по этим справочникам — очень большая условность. Цены регулярно меняются, что-то в списки попадает, а что-то нет, поэтому не думаю, что принципиально в организации ремонта по ОСАГО что-то поменяется.
Рейтинг страховых компаний ОСАГО в 2021 году
Необходимость обратиться к топу компаний-страховщиков появилась практически одновременно с внедрением в России страхования по типу ОСАГО: с помощью списков, составленных другими водителями, и рейтингам страховых компаний ОСАГО от экспертов автовладельцы пытаются сориентироваться в обилии предложения. Учитывая обязательность оформления ОСАГО, закрепленную на законодательном уровне, вариантов действительно много: на финансовом рынке работают сотни компаний, готовых предоставить клиентам свои услуги.
Что учитывать при выборе страховой компании?
Выбирая компанию-страховщика, какие критерии может учесть рядовой автолюбитель, не сведущий в финансовых вопросах?
Прежде всего, стоит обратить внимание на наличие лицензии у учреждения — такая информация содержится в открытом доступе на официальном портале Центробанка.
Однако важнейшие критерии — финансовые показатели и репутацию у потребителя — едва ли можно оценить с ходу. Чтобы иметь представление о рентабельности компании и ее надежности, качестве обслуживания и внимательности к клиенту, автолюбителю имеет смысл обратиться к рейтингам лучших страховых компаний ОСАГО.
Топ страховых компаний по ОСАГО — по надежности и по выплатам. Народный рейтинг
Основным типом рейтинга, к которому стоит прибегнуть в первую очередь, считается рейтинг страховых компаний ОСАГО по надежности. Наиболее авторитетный в этом смысле топ предлагает рейтинговое агентство «Эксперт Ра»:
Финансовую надежность в учреждении понимают как способность компании-страховщика выполнять обязательства перед своими клиентами на базе заключенных договоров — страхования, сострахования, перестрахования. При этом «Эксперт Ра» располагает своей шкалой оценки:
Класс | Обозначение |
---|---|
A++ | Исключительно высокий уровень надежности |
A+ | Очень высокий уровень надежности |
A | Высокий уровень надежности |
B++ | Приемлемый уровень надежности |
B+ | Достаточный уровень надежности |
B | Удовлетворительный уровень надежности |
C++ | Низкий уровень надежности |
C+ | Очень низкий уровень надежности |
C | Неудовлетворительный уровень надежности |
D | Банкротство |
E | Отзыв лицензии или ликвидация |
Иной тип рейтинга — рейтинг страховых компаний ОСАГО по выплатам составляется на базе отношения страховых премий, собранных с клиентов, к размеру выплаченных компенсаций. Такой топ компаний, осуществляющий автострахование, предлагает популярный портал banki.ru:
Наконец, народный топ предлагает АСН — Агентство страховых новостей. Данный рейтинг был составлен на основе тысяч оценок от потребителей, в чем его главное преимущество над списками, составленными экспертами. Ведь кто как не клиент способен сполна оценить уровень обслуживания и надежность компании?
Итак, резюмируем вышесказанное. По ряду параметров автолюбитель способен самостоятельно оценить компанию-страховщика — законность ее деятельности, место на рынке страхования, развитость линейки ее продуктов и сети представительств. Однако важнейшие критерии — финансовую надежность и репутация у клиентов — самостоятельно оценить сложно. Для этого существуют рейтинги, с помощью который владелец авто может сделать выбор в пользу по-настоящему качественного продукта.
Страховщики назвали автомобили, которые приносят им самые большие убытки
Самыми убыточными для страховщиков являются автомобили люксового бренда Maybach и… отечественной марки ГАЗ. О таком парадоксе говорит исследование компании «АльфаСтрахование». Ее эксперты подсчитали, водители каких машин заявляли о самых больших убытках по ОСАГО после аварий в 2020 году.
Аналитики вывели так называемый коэффициент убыточности, определив, сколько пришлось выплатить по страховым случаям на каждый рубль, который владельцы автомобилей конкретной марки отдали за полис ОСАГО. Причем, в компании отметили это особо, «коэффициент не учитывает выплаты по мошенническим схемам».
Но если с дорогими люксовыми автомобилями все понятно, то «ГАЗели» и «Волги» принесли такие расходы благодаря использованию в такси и общественном транспорте. Скорее всего, подобное объяснение справедливо и для остальных «бюджетников» в топ-10.
Что касается недорогих машин, то их «высокий средний убыток объясняется широкой распространенностью и активной эксплуатацией», который влечет более высокую частоту страховых случаев, заключил специалист.
Убыточнее не бывает. Топ-10 самых «дорогих» автомобилей для страховщиков по ОСАГО
При расчете коэффициента убыточности из списка оцениваемых марок были сознательно исключены любые автомобили кроме легковых: мото, спец- и грузовая техника, прицепы, тракторы, а также троллейбусы и другой городской транспорт, LCV (малотоннажные грузовые автомобили) любых производителей. Расчеты приведены на 15 июня 2017 г., коэффициент указан за предшествующий год.
Согласно закону об ОСАГО, чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была хотя бы похожа на безубыточную, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%.
Структура лидеров неочевидна, география производства обширна, как и выявленный ценовой сегмент, да и особого разрыва в убыточности нет. Поэтому первое и второе место, неожиданно, в силу социального компромисса, за водителями автомобилей Jaguar и DAEWOO. Выплаты по ним превышают сборы по ОСАГО с владельцев машин этих марок на 143% и 140% соответственно.
Третье и четвертое место за водителями автомобилей отечественных производителей ГАЗ, где на каждый рубль премии страховщики выплачивают 1,35 руб. выплат, и ВАЗ, за ошибки владельцев которых страховщики выплачивают по 1,34 руб. на каждый рубль сданной премии.
№ | Марка автомобиля | Убыточность |
1 | Jaguar | 143% |
2 | DAEWOO | 140% |
3 | ГАЗ | 135% |
4 | ВАЗ | 134% |
5 | Datsun | 133% |
6 | Daihatsu | 132% |
7 | Geely | 130% |
8-9 | Infinity | 100% |
8-9 | Subaru | 100% |
10 | Honda | 96% |
Группа «АльфаСтрахование»
Объединяет АО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования». Собственный капитал Группы составляет 14,3 млрд руб. Группа «АльфаСтрахование» входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп» (Альфа-Банк, «Альфа-Капитал», А1, «Росводоканал», X5 RetailGroupN.V.). Согласно лицензии Группа предлагает более 100 страховых продуктов, включая продукты по страхованию жизни и страхованию от несчастного случая. На территории России страховую деятельность осуществляют более 270 региональных представительств. Услугами Группы пользуются более 24,8 млн клиентов по всей России. Группа «АльфаСтрахование» имеет рейтинг финансовой устойчивости Fitch «ВВ» по международной шкале и наивысший рейтинг надежности ruAA+ рейтингового агентства «Эксперт РА».
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь (только для представителей СМИ):