дошкольникам о кубани методическое пособие
Методическое пособие «Кубанское наследие»
Татьяна Сердюк
Методическое пособие «Кубанское наследие»
«Кубанское наследие» средний и старший дошкольный возраст.
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций.
/Составитель Сердюк Т. Г. воспитатель МАДОУ № 16 г. Армавир, 2017 год. /
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти к приостановке духовного обнищания. В силу специфики своего исторического развития Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно русской культуры. Наш край, не смотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем хуторе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
• Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
• Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
• Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
• Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье, улице, хутору, краю;
• Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
• Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
• Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
• Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края
Для изучения, наглядности оформляется музея казачьего быта.
В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.
Предметно-развивающая среда группы создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам, традициям и обычаям казаков.
Познавательное развитие включает 7 тем:
-Обычаи и традиции казачества
-Моя город, хутор. Моя семья.
-Животный и растительный мир Кубани.
-Моя родина Россия. Промыслы Кубани.
-Защитники отечества. Труд взрослых.
-Народная культура, традиции Кубани.
Данные темы взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.
В работе с детьми используются самые разнообразные формы нравственного и патриотического воспитания: НОД (в т. ч. комплексная, целевые прогулки, экскурсии, видео-путешествия, встречи с интересными людьми и прочее.
Мы знакомим дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал; формируем личность, способную к успешной социализации; создаём обогащённую духовную среду; способствуем самореализации индивидуальности ребенка.
Особое внимание при организации и проведении работы необходимо уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа.
формы работы с семьей:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
•факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
•наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями народной культуры.
Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края
«Родной свой край люби и знай»
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории, учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов).
Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества,присущие ему: трудолюбие. доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ. Средняя группа.
Тема Пути достижения цели Формы, методы закрепления.
Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по д\саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки. Дидактические словесные игры.
Беседы, рассматривание иллюстраций.
Природа на участке детского сада. Природа Краснодарского края Экскурсии по маршрутам, наблюдения на прогулке, занятия по экологическому воспитанию, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественной литературы о природе, стихотворений, пословиц, примет, загадок. Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края.
Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки. Использование их на занятиях (заучивание в совестной деятельности, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр.
Театрализованные игры по русским народным сказкам. Музыкальные развлечения по русскому фольклору.
Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках. Рассматривание экспонатов народного быта на специально организованных занятиях. Иллюстрации Васнецова к русским народным сказкам. Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Знакомство с народной музой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе. Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей
Кто такие Кубанские казаки? Знакомство с кубанским народным костюмом. Рассказ воспитателя о заселении Кубани казаками. Рассматривание иллюстраций казачий костюм мужской, женский, (разное поколение) Специально организованное занятие. Отражение впечатлений в рисунках, играх.
Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством Кубани. Рассматривание вшивки на полотенцах, подушках, на посуде, изделий народного творчества Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно ролевые,дидактические игры.
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ. Старшая группа.
Тема Пути достижения цели Формы, методы закрепления
Армавир– его улицы, памятные места, здания, Наш хутор.
Закрепление знания детей по фотографиям значимых объектов.
Мой родной хутор. Кубань – казачий край. Рассказ воспитателя на занятиях о истории хутора, экскурсии по хутору,Беседы с детьми на тему: «Улица на которой, я живу». Рассказ воспитателя о заселении Кубани казаками. Сюжетно – ролевые игры «Путешествие в прошлое», «Строим наш хутор». Отражение впечатлений в самостоятельно творческой и изобразительной деятельности, рисунки, лепка, ручной труд.
Жилище казаком, Занятия, беседы, рассматривание картин, Сюжетно – ролевые игры. Закрепления знаний детей в рисунках.
Кубанские ремесла Беседы с детьми о кубанских ремеслах на Кубани Ознакомление с народным ремеслом, использовать в ИЗО, рукоделии, играх.
Направление развития хутора, труд родителей, промышленность района. Занятия, беседы, сюжетные игры, посещение мест работы родителей, рассматривание альбомов нашего хутора, района, края. Его развитие. Творческие игры. Закрепление знания детей в рисунках. Развивать умение детей давать описательный рассказ о работе родителей.
Сельское хозяйство Краснодарского края. Рассказы воспитателя, беседы «главные сельскохозяйственные культуры, животноводство. Экскурсии
на зерновые поля. Знание детей стихов, песен о Краснодарском крае.
Леса, реки края Занятия по экологии. Наблюдения, опыт, труд в природе. Рассматривание картин края, иллюстрации о природе Краснодарского края. Чтение, заучивание стихов о природе. Творческие игры. «Путешествие по реке Кубань» «Что увидели в лесу». Закреплять знания, умения детей видит красоту природы через рисунок.
Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картин Васнецовой «Богатыри» Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигов русских богатырей. Театрализованные игры. «Русские богатыри». Игры по сказкам про богатырей. Отражение впечатлений в ИЗО.
Заповеди и законы жизни казачества Занятия, беседы с детьми о культуре казачества. Развлечения, посиделки, заучивание обрядов. Знание детьми своей малой родине. Знать свою родню Кубань, ее природу, историю, быт, традиции кубанцев. Составление рассказов о родном хуторе, обыгрывание обрядов. Знание стихов, песен о родном крае. Проведение Кубанских игр.
ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ. Подготовительная группа.
«Традиции и обычаи казаков».
— познакомить детей с казачьей традиционной культурой;
— воспитать любовь к родному краю, научить уважать кубанское казачество;
Тема Традиции Формы и методы закрепления
Заселение Кубани
Внутреннее убранство жилища
Рассматривание и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера,
казаков к родителями
Законы казачьей чести. Говоря о казаке и его родителях,можно отметить:
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим,чем с родного отца.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Отношение к старшим Отношение к старшим было таково:
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя –казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать,непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту, требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. При конфликтных ситуациях, спорах,раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще, у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый»и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Отношение к женщине Отношение к женщине, эта тема заслуживающая особого внимания!
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела,женщина – в мужские.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Заботу о воспитании подрастающего поколения
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и «надрать уши», «угостить»легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые «добавят».
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Отношение казаков к гостям
Для казака его гости, это еще одна «святыня»!
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды»наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Чтение произведений Кубанских писателей. Рассказ воспитателя о выдающихся людях Кубани, их творчестве. Рассматривание портретов,
Русское народное музыкальное творчество.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Методическое пособие «Зайка-неунывайка» Методические рекомендации по использованию авторского пособия «Зайка – Неунывайка» в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
Методическое пособие «Чудо-домик» Методическое пособие «Чудо-домик» представляет собой сшитую из тюли накидку на детский спортивный комплекс. На пособии пришиты пуговицы.
Методическое пособие «Ферма» Цель: закрепление представления о домашних животных. Задачи: Образовательная: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее.
Методическое пособие «Лесенка успеха» Как Вы думаете, почему одни люди успешнее других? Почему, одним удается все легко и быстро, а других удача, будто из вредности обходит.
Методическое пособие «Окно в природу» Цель: формирование лексико-грамматического строя речи и связной речи. Описание пособия. Пособие состоит из двух частей: статичного «окна».
Методическое пособие по блокам Дьенеша Универсальное пособие «Пульт управления».Разработан совместными усилиями мной и логопедом нашего дошкольного учреждения Григорьевой Еленой.
Методическое пособие «Умные планшеты» «Игровые планшеты для развития речевых и сенсомоторных навыков у детей 4 – 5 лет групп компенсирующей направленности». Актуальность данной.
Методическое пособие «Веселый клоун» Цель: Развитие мелкой моторики, изучение цвета. Описание пособия. Пособие представляет собой фанерку с нарисованным клоуном, держащим.
Методическое пособие «Волшебные прищепки» Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный.
Методическое пособие «Звуковой паровозик» Цель: развитие звукового и слогового анализа. Описание пособия. Пособие представляет собой паровозик с тремя вагонами из самоклеющейся.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида №123 г.Сочи
«Ты, Кубань, ты наша Родина»
старший воспитатель МДОУ № 123 Захарова Е.А.
В пособие вошли конспекты занятий, игры, пословицы, поговорки, кубанские песни, стихи, загадки по ознакомлению детей с культурой Кубани. Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений.
«Кубановедение» в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре. Занятия по «кубановедению» способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края. Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Занятия по Кубановедению планируются уже с младшей группы. Цель занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах.
Организация деятельности с детьми по Кубановедению предполагает:
-формирование нравственно-патриотических чувств путём знакомства с особенностями истории и культуры родного края;
-ознакомление дошкольников с народными традициями и обрядами. Фольклор;
-знакомство дошкольников с элементами народно-прикладного искусства.
Работа по этой теме требует много знаний, времени, умений, но когда
видишь результат этого кропотливого постоянного труда –душа радуется!
И это проявляется в детях и их родителях. Цель совместной работы семьи
к своей «малой Родине». Ребёнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много информации. И то, что с малых лет он впитает ( любовь к Родине, своему народу, краю) пронесёт в своей душе по жизни.
Беседа для подготовительной группы
Самой большой рекой была река Кубань. На её высоком берегу, в урочище Карасунский кут заложили переселенцы крепость, построили укрепления. С неё и начинался город Екатеринодар. А вокруг стояли вековые дубы, да камыши шелестели на болотистом берегу Карасуна.
(Показ иллюстраций Екатеринодара, станиц, домов, убранство старых хат куреней, одежды казаков и казачек.)
Воспитатель: Чем занимаются кубанцы в настоящее время?
— Кого мы называем тружениками сельского хозяйства?
— Чем они занимаются? (выращивают овощи, фрукты, ухаживают за птицей, животными).
— Для чего они этим занимаются? (чтобы было больше молока, яиц, мяса, масла, овощей и фруктов для россиян).
(рассматривание картин и иллюстраций).
— Слушание кубанской народной песни «Хлеб всему голова».
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом
И пришел на сто к нам … (хлебом)
Воспитатель: Кем работают ваши родители?
Что такое созидательный труд?
Назовите профессии людей – созидателей и найдите соответствующую картинку. При зажженной свече прочитать легенду «Лебяжий край» Ивана Вараввы
«Возникновение имен и фамилий на Кубани»
Программное содержание : продолжать знакомить детей с историей жизни казаков, дать представление о возникновении имен и фамилий, воспитывать интерес к истории жизни казачества.
Материал : иллюстрации с изображением казаков в различных одеждах ремесленников.
Ребята, а знаете ли вы, что на Кубани живут люди разных национальностей?
Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших земляков.
Имена Паго (курносый), Шумаф (счастливый всадник)- адыгейские.
Давайте откроем старинный документ, составленный первым городничим Екатеринодара Данилой Волкорезом для войскового судьи Антона Головатого, в котором перечислены перечислены фамилии первых жителей города: Девятка, Найден, Спичка, Коровка, Задирака, Забыйворота, Бегун, Белоус, Торохтило, Перебейнос, Деревенщик.
И сегодня на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями.
Ребята, как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия?
А теперь внимательно посмотрите на картинки и угадайте тех, кого изобразил художник (ответы детей).
«Жизнь и труд казаков»
— познакомить детей с орудиями труда казаков,
-расширять знания детей о жизни и быте первых переселенцев,
— продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли,
— совершенствовать монологическую речь.
— воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Материал: круглая буханка хлеба, иллюстрации, иллюстрации «Орудие труда», «Труд и жизнь казаков», магнитофон, кассета с песнями Кубанского хора.
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, молотьба, сноп, амбар, коса, цепь, лукошко, каравай.
Предварительная работа: рассматривание фотографий «Музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Орудие труда», дидактическая игра «Для чего, кому, что нужно?», занятие «Экскурсия в музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Жизнь переселенцев Кубани», занятие «Рассказ воспитателя об истории Кубани».
2. Что вы можете сказать о хлебе?
При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборное зерно, а затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собрали в маленькие снопы и ставили в большой сноп.
Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация), зерно высушивали и ссыпали в амбары.
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) а затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, потому что казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит». Задать вопросы:
1. Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему?
2. Какие сейчас машины помогают нашим хлеборобам?
3.Какую пословицу придумали казаки о своем труде?
А вечером, за столом собиралась вся большая казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети и внуки.
Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, а мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали (иллюстрация), вязали (иллюстрация), пряли (иллюстрация), шили (иллюстрация). Пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
По праздникам казаки пели песни, танцевали. Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора. Предложить детям потанцевать, используя кубанские танцевальные движения. Затем задать вопросы:
1. Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему?
2. Какие орудия труда они использовали в работе?
3. Какие орудия труда используются сейчас, работая в поле?
Провести дидактическую игру «Назови орудие труда». Воспитатель показывает иллюстрацию современной техники, а дети называют орудие труда. Затем предложить детям исполнить песню «Ой, да на Кубани». Обратить внимание, что в песнях поется о труде, жизни казаков, о силе, мужестве, трудолюбии.
«Знакомство с промышленностью Кубани»
Программные задачи: дать детям представление о промышленном производстве Краснодарского края, продолжать расширять представление о труде людей края, познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, газовик, нефтяник, учить использовать в речи стихи, пословицы, поговорки о труде человека труда, уточнить знание детей о технике безопасности при обращении с газом и электричеством, развивать интерес к промышленности Кубани, прививать аккуратность при проведении опытов.
Материал: иллюстрации «Индустрия края», «Профессия», дидактическая игра «Узнай профессию», кусочки шифера, известняка (мела), песка, ракушечника, глины, для опытов: стаканчик, палочка, вода, цемент.
Словарная работа: машиностроение, цемент, природный газ, нефть, шифер, известняк.
Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых, опыты и игры с песком и глиной, дидактическая игра «Полезные ископаемые», рассматривание книги «Богатства Кубани», дидактическая игра «Для чего кому что нужно?».
Внести в группу коробку с коллекцией полезных ископаемых. Сказать, что сегодня мы еще многое узнаем о полезных ископаемых. Задать вопросы:
2. Почему их называют полезными?
3. Почему они ископаемые?
Нефть – это не только горючее для машин, тракторов, самолетов, а еще из нефти делают капроновые нити, красители.
В Краснодарском крае добывают газ. Кубанский газ идет в Москву, Санкт- Петербург, в Ставропольский край и другие промышленные центры.
1. У кого дома есть газ?
2. Как надо обращаться с газом?
3. Можно или нельзя пользоваться газом без присмотра взрослых и почему?
Показать детям цемент, определить свойства: сыпучий порошок серого цвета. Предложить детям провести опыт: в стаканчик положить немного цемента, полить немного воды и хорошо перемешать. Цемент – это важный строительный материал, он необходим для сооружения мостов, для постройки домов.
Кроме цемента в нашем крае из строительных материалов еще добывают известняк, мел, песок, ракушечник, глину. В крае очень много кирпичных заводов.
1. У кого дом сложен из кирпича?
2. Как называется профессия строителя, который строит дом? (каменщик)
3. А как называется профессия у людей, которые добывают нефть? Газ?
II часть: Дидактическая игра «Узнай профессию».
Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют профессию, предложить детям пословицы, поговорки и стихи о труде:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся «строители»,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего – нибудь да стоит.
Нефть бежит из скважины,
Словно черная река,
Хоть и маленький пока.
Голубое топливо, говорят про газ.
Буду газовщиком – это в самый раз.
Это машина и самолет.
Это помощник всюду, везде:
Маме на кухне, мне и тебе.
Пословицы и поговорки:
За всякое дело берись умело.
Дело мастера боится.
Мастера хвалит работа.
«История возникновения Кубани»
500 тысяч лет тому назад на Кубани жили древние люди (скифы, меоты, греки), затем Кубань населяли адыги. Позже эту землю царица Екатерина II подарила казакам за верную службу и переселила их для охраны южных границ своего царства.
Возглавляя казачье войско атаман Захарий Чепега, осенью 1892 года из Слободзея через Хаджибей, Очаков, двигаясь посуху, подошли к Ейскому укреплению. Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в путь.
А первый отряд казаков под командованием Саввы Белого следовал морем. В августе 1792года высадились на берегу Тамани.
Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряженных волами, да донской топот нарушал вековую тишину этих мест.
Там, где выгнула русло река,
Свиток царский был раскручен
И прочитан под гул тростника:
Защищать от врагов,
Вопросы: Кто населял Кубань раньше? Для чего подарила царица Екатерина землю казакам? Чему обрадовались казаки, увидев Кубань?
В тишине у зажженной свечи слушаем стихотворение «Кубань» Ивана Вараввы.
«Напитаем душу красотой»
Материал: глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами, кисти, тампоны.
Воспитатель : Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем зимой занимались люди? (вышивали, вязали, шили и т.д.).
Она убирает, она подает. Она одна за все отвечает.
Ведь какова пряха, такова и рубаха.
Проходите гости дорогие, ко мне в светелку на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. Что вам больше всего нравится. Что вы видите? (скатерти).
Скатерти очень красивые, украшены ажурными кружевами. А мы с вами знаем, как называлась в старину скатерть?
Настольник, так как клали её на стол. Что вы еще видите? (салфетки, полотенца). А как на Кубани называли полотенца? (рушники).
Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках.
Какие узоры подбирали. Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник? (красный, черный). Посмотрите на мой передник. Что на нем вышито? (цветы).
Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну заклинать. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям. Давайте мы с вами подготовимся к встрече весны.
Девочки рукодельницы вышивают рушники, а мальчики раскрасят «птушек».
Работают дети: мальчики разукрашивают птичек, девочки тампонами «вышивают» рушники. Тихо играет музыка. Музыкальный руководитель исполняет песню «Прялица».
Воспитатель : Итак, у нас все готово к встрече весны. Вышиты рушники, раскрашены «жаворонки». Чем мы с вами занимались зимой?
Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?
А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
А, вы, хлопцы казачата, сложа руки, не сидели?
Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.
Ну, девки белые, что еще вы делали?
Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
Как корзинки из лозы для хозяйства вы плели.
Что же девки белые, вы еще что делали?
А мы песни распевали и холсты под песни ткали.
Ну же, хлопцы – казачата, что еще вы делали?
Молоточками стучали и подковы мы ковали.
Ай да девки белые, что еще вы делали?
Мы лепешки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.
Собирайтесь, снаряжайтеся солнце красное встречать,
Весну красну зазывать.
Мальчики берут птичек, девочки – рушники и становятся в круг.
Жаворонушки прилетите- ка, весну красну принесите –ка.
Прилетайте, жаворонки, приносите девять ключей.
Запирать будем на девять замков зиму лютую.
Отпускать на волю весну красную.
Ясна – весна, приди весна с голубою далью,
С Иваном да Марьей, с золотистым гребнем.
С изумрудным стеблем.
Пришла весна войной пошла на все в зимнем:
На льды – ливнем, на снег теплом, на всю зиму – помелом.
Исполняется танец с рушниками.
Воспитатель: Весна, весна, приходи,
Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.
На темные лесочки, на серые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ.
Ознакомление дошкольников с символикой Кубани
Материал: карта Краснодарского края, флаг Кубани, изображение герба.
Воспитатель: Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна (ответы детей). А кто знает, какая страна в мире – наша родина? (Россия). Мы должны с вами гордиться тем, что живем в такой большой и прекрасной стране. А кто из вас скажет, как называется наш край, в котором вы родились и растете? (ответы детей). У нас очень большой и богатый край, в нем живут трудолюбивые и гостеприимные люди. Я хочу познакомить вас со стихотворением В.Бакалдина «Моя Кубань»:
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там вечер просторный и песня простая,
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться!
Тем где-то саманный курень мой дымится …
Люблю тебя край мой, простор краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
И пыль под копытами на ипподроме,
И яркую лампочку в маленьком доме.
Улыбку и радость на лицах казачьих,
Суровых и смуглых, простых, но горячих.
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край!
«Ты, Кубань, ты наша Родина!»
Ты, Кубань, ты наша Родина!
Вековой наш богатырь!
Разлилась ты вдаль и вширь.
Из далеких стран полуденных,
Из турецкой стороны
Бьем тебя челом, родимая,
О тебе здесь вспоминаючи,
Песни дружно мы поем
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина
Мы пойдем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную
От прославленных знамен,
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
«Праздник на весь день»
Звучат народные кубанские песни (фонограмма).
Воспитатель в народном костюме встречает детей.
Воспитатель: Знаете ли вы, дети, где мы с вами живем?
Обратите внимание, какая прекрасная, задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Воспитатель: А кто их исполняет?
Дети: Кубанский казачий хор.
Воспитатель: А кто еще поет кубанские песни?
Воспитатель: Любят в народе не только кубанскую песню, но и веселый, задорный перепляс.
— Веселил нас много раз
Наш кубанский перепляс.
Всех на танец приглашаем.
Дети пляшут под веселую кубанскую песню, используя знакомые танцевальные движения: шаг с притопом, вертушки, веревочка, козлик, сужение и расширение круга.
Воспитатель: За пляску удалую угощение вам, ребятушки.
Воспитатель: Сегодня у нас традиционное кубанское блюдо – тыквенная каша с молоком от кубанской бурёнушки, да чай и хлеб с малом. Приятного аппетита!
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами вместе вернёмся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые и независимые. Понравилась им кубанская земля да её просторы. А вам нравится наш край?
Викторина «Мой край»
2. Какие реки вы знаете? Кубань, Протока, Белая.
4. Мы знаем, что в нашем крае очень богатый растительный и животный мир. Знаете, какая рыба водится в водоемах нашего края? Карась, щука, окунь, лещ, судак, тарань, пеленгас, карп, осетр.
5. Какие звери водятся в лесах? Заяц, лиса, кабан.
6. Какие животные живут в плавнях? Кабан, енот, ондатра, норка.
7. Назовите птиц Кубани? Куропатки, голубь, ласточка, воробей, соловей, ворона, удод, сыч.
8. Какие породы деревьев растут в нашем крае? Дуб, клен, акация, тополь, платан, береза, ель, сосна.
9. Назовите травы Кубани. Ромашка, лебеда, подорожник, мята, лопух, тысячелистник, полынь. В лиманах растут: камыш, земляной орех, кувшинки, лилии и даже лотос.
Воспитатель: Как богата природа Кубань, но еще она славится своей красотой.
Воспитатель: Правильно. Чтобы хорошо жить, нужно трудиться. Какую работу выполняли казачата?
Дети: Помогали старшим в огороде, нянчили младших, пасли скот.
Воспитатель : А что хорошего в труде?
Воспитатель : А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: Ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки, прутьев ивы.
Конспект занятия в старшей группе
«Традиции и быт Кубанского казачества»
Воспитатель: Гузик Е.И.
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Ленинградской, беседы детей.
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек.
Они для вас самые родные, самые близкие самые дорогие люди.
Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сиди за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как живете, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника).
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенца, подзор на кровать.
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? Какие же?
Дети: Казаки гостей встречают с хлебом – солью.
Дети рассматривают фотографии
Казачка: А вот об одной традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а в поле, за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте. (Дети берут тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:
Ничь сизокрылая на викном,
Спы, мое сэрдэнько, мирным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрденько, добрым сном!
По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать детям тоже самое.
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте- ка, может вам понравится одеваться по – казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Дети садятся на лавку и слушают.
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голос, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Все было хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом.
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап- царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.
Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!».
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?
Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Казачка: А для теста?
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?
«Посвящение в казачата»
Цель: Расширить представления о кубанской поэзии, музыке, развить интерес и любовь к родной земле, воспитать желание выражать свои чувства с помощью речи, пения, движения. Сформировать интерес к жизни предков, знакомя детей с бытом и традициями кубанцев.
Реквизит: «Прошение», кисет, коники, 2 мешка, свиток, свидетельство.
(Декорации казачьего подворья)
Ведущая 1: Приветствуем, Вас, добрые люди!
Ведущая 2: Добро пожаловать, гости дорогие!
Ведущая 2: Будьте как дома!
Вместе: Милости просим!
Атаман : Слава Кубани!
Все (хором): Героям слава!
Атаман: Д оброго здоровья, дорогие станичники!
Ведущая 1: Здорово живешь, Батька Атаман! Рады тебя видеть в своем курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?
Атаман : Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Ведущая 2: А собрались мы шоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, шоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!
Атаман : Добре, Хозяюшка гутаришь, любо-дорого слушать такие речи! Ребёнок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить! Атаман : Ну, шо там у тебя малец, нагорело? Говори!
Ребёнок: Прошение прийми от нас, казачат!
(Передает Атаману свернутое прошение)
Атаман : Добре, сейчас прочтем! О чем таком просят наши хлопцы тай девчата.(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
Ну, шо сказать? Достойное прошение составили! Тай где ж ти хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать? А ну, Хозяйка, зови их сюда!
(под музыку дети поднимаются со стульев и становятся полукругом)
Атаман : Гляньте, гости дорогие! Яки гарни хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будэтэ?
Атаман : Так значит, вы все дети казаков будете?!
Песня «Как на зорьке»
Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, шоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы, да гарни девчата до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки.
Ведущая : Конечно, годятся! Они такие хорошие стихи о родной Кубани знают! Дозволь господин Атаман стихи ребятне почитать!
Ведущая: Стихи мы прочитали, Батька Атаман! Теперь хотим посоревноваться в ловкости! неси мешки!
Игра «Прыжки в мешках»
Атаман: В народе говорят, что есть в сыне лучшее — от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?
Ведущая: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только приказ, господин Атаман!
Песня «Ты цвети моя Кубань»
Ведущая: Господин Атаман! Так мы ж не только петь любим, но и плясать горазды! Дозволь пляску казачью закрутить!
Атаман : Хозяева дорогие! А земля у вас не провалится, когда все казаки в пляс пойдут?
Ведущая : Нехай пляшуть! Казак должен уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!
Атаман : Айда, братья-казаки в пляс!
Атаман : Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошел!
(Девочка передает Атаману кисет)
А теперь время пришло хлопцев испытать!
Ведущая 1: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять!
Игра «Папаха» (играют мальчики)
Ведущая 2: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!
Казак Машка утонул!
Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!Казаченьки-казаки,
Долго будете стоять Вы от нас в сторонушке?
Ведущая 1: Ну, шо хлопцы зажурылысь? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должен быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьем заливаются, зато вы лучше с конем управитесь!
Атаман : Дорогие гости! Как на ваш, погляд, лихо казаки на лошадях скакали? Гости: Лихо!
Атаман: Вот и я разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшуть, словом, дух казачий в них живет!
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания?
Ведущая 2: Батька Атаман! Бери их под свое атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!
Атаман : Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить свое атаманово слово, наш казачий наказ!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
(Обращается к детям):
Вот, дети мои, древний наказ наших предков — казаков, его должен знать и в сердце своем хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!
Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу!
Ведущая: Что бы вы всегда готовы были защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!
Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите этот документ!
А на прощание, давайте споем песню.
Песня «Как на зорьке».
КУБАНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ, СТИХИ, ПЕСНИ, СКАЗКИ