доски форм сегена это тест

Доски форм сегена это тест

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций [10, т. 1]. Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов. Это:

§ дети с неразвитой речью;

§ не умеющие читать и писать;

§ дети дошкольного возраста с дефектами речи;

§ дети с задержками умственного развития;

§ неграмотные и не умеющие читать любого возраста;

§ те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заключенные).

Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).

Рассмотрим некоторые из широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта.

Примером теста действия является тест Доски форм Сегена (Seguin Form Boards), известный в нашей стране под названием Тест воспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. [10, т. 1]. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Другое название этой методики — Доски форм Сегена — связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки.

Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания.

Источник

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Методика «Доски форм» Э. Сегена)

Вводные замечания. Методика предложена Э. Сегеном в 1866 году и относится к группе практических тестов. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей, начиная с двухлетнего возраста. Тест можно использовать при обследовании детей с задержкой развития как орга­нического, так и невротического генеза. Дети восприни­мают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Углубленная апробация разных вариантов досок Сегена и анализ разных показателей (времени, ошибок, способов действий и др.) при диагностике умственной отсталости производились коллективом сотрудников пси­хологической лаборатории Московского НИИ психиатрии МН РСФСР (Поперечная Л. Н., Коробейников И. В.). Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей семи лет (200 здоровых и 100 умственно отсталых), проведен анализ экспериментальных данных по одной из наиболее сложных досок.

Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см

с врезанными в них фигурами.

В доску № 1врезаны 10 разных цельных фигур.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Доска № 2 включает две фигуры, каждая из кото­рых состоит из двух частей. В классическом варианте Э. Сегена доска № 2 в нашей стране промышленно не выпускается.

В доску № 3 врезаны две фигуры, состоящие соот­ветственно из четырех и пяти частей.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

В доску №4— пять фигур, состоящих из двух или трех частей.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

В доску №5— четыре фигуры, состоящие из двух, трех или четырех частей.

Порядок работы. Испытуемому предлагается вниматель­но рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Проце­дура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования.

В случае если испытуемый не справляется с задани­ем, экспериментатор оказывает помощь организующего

или стимулирующего характера. В дальнейшем при без­успешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендации изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи, оказывается, через определенные промежутки времени (например, одна минута), с тем, чтобы можно было наблюдать за действи­ями испытуемого после оказания помощи.

Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску № 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполне­нии досок № 2 и № 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам № 4 и № 5 оказывается недоступно.

Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия — это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание.

Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное— выполнить.

Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием № I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулиру­ющий и организующий характер («Подумай!», «У тебя по­лучится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия).

Важным критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи.

Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указаний экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить уровень обучаемости ребенка после пов­торных и даже трехкратных предъявлений того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично. Дети же, способные к некоторому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия. Эти данные могут иметь прогностическое значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую вос­приимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно проводить коррекционно-педагогическую работу.

Источник

Доска Сегена

Автор статьи: Крыжановская Вера.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Обучающий метод французского психолога и учителя Эдуарда Сегена завоевал популярность во многих странах. На сегодня методика ученого совершенствуется, появляются различные варианты развивающей доски Сегена в виде рамок Марии Монтессори и игр Лены Даниловой.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Что такое Доска Сегена?

Чаще всего пособие выглядит как деревянная доска с вырезанными на ней окошками. В эти прорези вставляются различные вкладки. Изготавливают его из разного материала: дерева, пластика или ткани.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Существуют доски Сегена разных вариантов сложности. В простых играх используются несложные геометрические фигуры. В более сложном варианте в окошки вставляются комбинации фигурок, состоящих из нескольких деталей. Например, квадрат собирается из 2-х треугольников; соединив детали пазла, малыш получает картинку гусеницы, собачки, машинки.

Родителям стоит понаблюдать, как малыш вставляет в окошки игрушки.

Если малыш пытается заставить фигурку влезть в непредназначенную для нее прорезь, то помогите ему изучить форму фигурки. Будет полезно начинать играть с вставками, изображающими животных, машинки, домики и т.д. Ведь дети склонны быстрее запоминать все красочное.

Заметив, что карапуз собирает вставки по памяти, неосознанно, родителям стоит пойти на «военную» хитрость. Подсовывайте ему другие фигурки, чтобы поощрить его думать, прибегать к помощи логики. В результате ребенок начнет соотносить ту или иную вставку с конкретным окошком и достигнет осознанного понимания.

Источник

Доски форм сегена это тест

Здравствуйте, дорогие читатели!

Продолжаем интересоваться ранним развитием наших деток. Методика доски Сегена, сегодня поговорим о ней.

Об авторе

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.Эдуард Сеген (годы жизни 1812-1880 гг.) — французский врач, психолог, педагог. Является основоположником новой для тех лет системы обучения и воспитания умственно отсталых и недоразвитых детей. Был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения.

Позже уехал в США, где первым открыл свою школу-пансион опять же для слабоумных детей, это было первое заведение такого рода в стране.

Сеген занимался именно отсталыми детьми не спроста, он вывел свою концепцию о том, что слабоумие — это не порок. И его можно преодолеть. Путем умственных, физических и другого рода нагрузок. Это всего лишь состояние организма, из которого его нужно вывести. В этом и заключалось его задача.

При помощи специальных упражнений и тренировок заставить органы чувств реагировать и воспринимать информацию, двигательный аппарат, все функции организма привести к активному состоянию.

Затем можно переходить к мышлению, логике, обучить чтению, письму, счету. И в завершении обучения привить ребенку нравственные качества и воспитание силы воли.

Одним из важных факторов в своей системе он уделял режиму, условий проживания и содержания, отношению окружающих.

Система была признана официально за ее позитивный оптимизм сделать умственно отсталых детей приспособленными к жизни и адаптированными в ней.

Суть методики

Сеген создал для своего времени уникальную систему развития ребенка, которая в последствии претерпела многочисленные видоизменения, так например Мария Монтессори позаимствовала у него для своих занятий всем известные в наше время доски-вкладыши или их еще называют рамки-вкладыши, имеются практически у каждого ребенка.

Не смотря на то, что методика была изобретена для умственно отсталых детей, активно применяется в наши дня на обычных малышах. Если уж отсталый малыш делает успехи по этой методике, то что говорить, про обычных.

Особенность данной методики в том, что не нужно ничего проговаривать и заумно объяснять, в этом чаще всего и кроется сложность обучения. Что ребенок не всегда понимает то, что хотят до него донести взрослые.

Здесь достаточно показать, таким образом легче работать с детьми, которые еще не говорят. Методика предельно проста в освоении и применении.

Развивающие досочки и вкладыши

Что это за вкладыши? Это обычные деревянные, как правило, с вырезанными на ней разной формы отверстиями, для каждого есть свой вкладыш. Формы все разные и могут отличаться по степени сложности. /Выбрать вкладыши по вкусу можно в Лабиринте /.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

На первых порах, пока ребенок еще не понял, чем отличаются детали, он будет пытаться насильно вложить детали в пазы, которые им не соответствуют. Это вполне нормально. В этом случае предложите ребенку, что детали можно менять местами, искать другое положение, или положить их в другой кармашек.

Задача взрослого продемонстрировать ребенку как нужно работать: переворачиваем нашу досочку, из нее высыпаются все вкладыши, можем перемешать их. Затем мама показывает, как берет любой и ищет нужное положение. /Приобрести пазл «Три медведя» можно тут /.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Задача ребенка работать самостоятельно, научиться мыслить и подбирать нужные окошечки. Иногда дети ленятся думать и начинают подбирать все подряд, не поддавайтесь на провокацию и дайте ребенку самому поразмышлять над головоломкой.

Можете дать ребенку такую подсказку: проведите пальчиком ребенка по форме отверстия и по форме вкладыша, давая ребенку понять на что нужно обратить внимание и в чем отличия.

Досочки Сегена представляют собой 18 дощечек с разной по геометрической форме отверстиями. Требуется отыскать нужный фрагмент. Или использовать коробочку-упаковку, как сортер.

доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Данные пособия могут быть изготовлены из разных материалов: из дерева, фанеры, пластмассы и даже ткани.

Всевозможные варианты тем, например сюжеты из сказок, или транспорт, животные, фрукты, птицы и прочие.

Так же отличаются размерами и количеством окошечек и могут быть в форме единого пазла, отличаются по сложности сборки.

Ящик Сегена

Так же разновидностью развивающего пособия может быть ящик Сегена, который выполнен в виде куба. На верхней части которого разные по форме отверстия и фигурами для них. Здесь малыш знакомится с объемной геометрией и должен проталкивать фигурки в соответствующие им по форме отверстия. доски форм сегена это тест. доски форм сегена это тест фото. картинка доски форм сегена это тест. смотреть фото доски форм сегена это тест. смотреть картинку доски форм сегена это тест.

Своими руками

Так же можно изготовить пособия Сегена и своими руками из плотного картона. Лучше изготавливать тематические пособия, дети быстрее запоминают красочные и определенные предметы, нежели абстрактные.

Преимущества методики

Развивайтесь играя, до новых встреч!

Пишите в комментариях, используете ли вы игры по методике Сегена?

Источник

Тесты интеллекта: тесты действия, неязыковые и невербальные тесты.

Тесты интеллекта

Одним из критериев классификации методик в отечественной психологической диагностике является форма (характер) стимульного материала. По этому критерию выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме — это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление. В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной классификация методик. Выделяются:

Тесты действия (performance tests) требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).
Неязыковые тесты (nonlanguage tests) разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).
Невербальные тесты (nonverbal tests) в излагаемой классификации правильнее называть, как указывает А. Анастази, тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями но каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные (в понимании некоторых западных психологов) непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих индивидов.

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций. Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов. Это:

— дети с неразвитой речью;

— не умеющие читать и писать;

— дети дошкольного возраста с дефектами речи;

— дети с задержками умственного развития;

— неграмотные и не умеющие читать любого возраста;

— те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заключенные).

Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).

Невербальные тесты интеллекта

Рассмотрим некоторые из широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта.

Тест Доски форм Сегена

Примером теста действия является тест Доски форм Сегена (Seguin Form Boards), известный в нашей стране под названием Тест воспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г.. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Другое название этой методики — Доски форм Сегена — связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место).

Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

Лабиринтные тесты

К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 г. С. Д. Портеусом (Porteus Maze Test).. Эти тесты состоят из серий

изображенных линиями лабиринтов возрастающей трудности. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики как детей, так и взрослых.

Прогрессивные матрицы

Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы (Progressive Matrices), разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена (Raven’s Progressive Matrices — RPM). Первый вариант для взрослых появился в 1960 г. Методика основана на теории гештальтпеихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения. Разработанный в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом его измерения является выявление отношений между абстрактными фигурами, этот тест многими британскими психологами рассматривается как лучший из существующих измеритель генерального фактора (g-фактора).

Стимульным материалом этой методики являются матрицы — композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста, рассчитанные на разный возраст И разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс обучения. Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках.

Тесты для диагностики представителей разных культурных групп

В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представителей разных культурных групп. Как уже сообщалось, связь тестирования интеллекта с культурой определенной социальной группы ограничивает сферу применения тестов. Они оказываются неадекватными для обследования лиц, принадлежащих к иной культуре, нежели та, в которой они создавались. Поэтому перед исследователями встала проблема разработки таких интеллектуальных тестов, которые были бы свободны от влияния культуры. При их создании пытались исключить параметры, по которым чаще всего различаются культуры. Наиболее известный из них — язык, другой параметр — скорость выполнения теста; еще одно различие между культурами — наличие специфичной информации, которая может предоставляться лишь в некоторых культурах. Учет этих параметров различий между культурными группами привел к тому, что тесты, «свободные от влияния культуры» (culture-free, culture-fair), делали невербальными, в них не использовали информацию, специфичную для некоторых культур и старались исключить влияние скорости выполнения. Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период первой мировой войны.

Тест «Нарисуй человека»

Еще один тест такого типа — Нарисуй человека (Draw-a-Man Test), разработанный американским психологом Ф. Гудинаф и описанный в 1926 г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет. Ребенка просили изобразить на листе бумаги мужчину, причем, сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый, как учтены пропорции фигуры, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка, а также получила статистические нормы для каждой возрастной группы. Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф-Харриса (Goodenough-Harris Drawing Test).

В этом варианте после завершения рисунка мужчины ребенку предлагалось рисовать женщину. Выполнение оценивалось на основе учета 73 элементов рисунка (для изображения мужчины) и 71 (для изображения женщины). Наряду с оценкой рисунков по элементам была предложена более простая обработка — качественная оценка путем их сопоставления с 12 образцами-эталонами (по степени сходства). Нормы были получены для возрастов от 5 до 15 лет. Ретестовая надежность Теста рисования выше, чем у теста Гудинаф (порядка 0,80), а валидность сохранилась на том же уровне. В России эти методики не использовались. Применение Теста рисования для обследования разных культур и этнических групп показало, что его результаты в большей степени зависят от фактора культуры, чем это предполагалось авторами. Проанализировав работы, относящиеся к этому тесту, Ф. Гудинаф и Д. Харрис высказали мнение, что «поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо от того, измеряет ли он интеллект, художественные способности, социально-личностные характеристики или любые другие черты, является иллюзорным».

Тест, свободный от влияния культуры Р. Б. Кеттелла

Еще один Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Culture-Fair Intelligence Test), был разработан Р. Б. Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй — для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием. Тест состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 одинаковых субтеста. Субтест «Серии» состоит из заданий, требующих выбора завершающего серию элемента. В заданиях субтеста «Классификации» следует найти элемент, не подходящий к другим находящимся в ряду. В субтесте «Матрицы» нужно отметить элемент, правильно дополняющий каждую матрицу. В субтесте «Условия» требуется найти среди предлагаемых вариантов тот, для которого соблюдалось условие, заданное в образце. Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено 3-4 мин. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме (ее границы 84 и 116 IQ). Коэффициенты надежности и валидности этого теста находятся на нижнем уровне допустимости, а проверки на выборках из разных стран Европы, Америки, Азии и Африки показали зависимость его результатов от фактора культуры.

Валидность тестов интеллекта

В заключение следует отметить, что по данным многих тестологов валидность тестов, разрабатываемых как «свободные от влияния культуры», низка в любой культуре. Это объясняется тем, что пытаясь исключить из заданий тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителями разных культур, диагносты измеряют с их помощью тривиальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуального развития. По существу, устранение культурных различий из тестов интеллекта означает исключение из них интеллектуальных компонентов. Как отметил Дж. Брунер, «свобода от культуры» есть просто «свобода от интеллекта».

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *