досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами

Родители и опекуны детей инвалидов могут выйти на пенсию раньше

Отделение ПФР по Пензенской области напоминает, что родители и опекуны, воспитавшие инвалидов с детства, имеют право на досрочную страховую пенсию по старости.

Страховые пенсии по старости досрочно устанавливаются одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, и мужчинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет.

Определяющим фактором является признание ребенка инвалидом до 18 лет, либо после 18 лет с причиной инвалидности «инвалид с детства». При этом продолжительность срока такой инвалидности не имеет значения. Обязательным условием является воспитание данного ребенка до достижения 8-летнего возраста.

Кроме того, при установлении досрочной пенсии одному из родителей, у второго так же сохраняется такое право и может быть применено при условии перехода первого родителя на другой вид пенсии.

Например, если мать ребенка инвалида с детства является получателем досрочной страховой пенсии по старости, она имеет право перехода на пенсию на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста. После перевода матери на другой вид пенсии, отцу, при наличии всех необходимых условий, также может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Досрочное назначение страховой пенсии по данному основанию обоим родителям одновременно возможно в случае, когда в семье имеется более одного ребенка, признанного инвалидом с детства, и оба родителя воспитывали их до достижения ими 8-летнего возраста.

Также правом на назначение страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста пользуются опекуны инвалидов с детства, и лица, которые являлись опекунами инвалидов с детства, даже, если на момент обращения за пенсией они таковыми не являются.

Указанной категории граждан возраст выхода на пенсию уменьшается на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет для мужчин и женщин соответственно. Возраст, по достижении которого может быть реализовано право на досрочную пенсию по старости, определяется пропорционально в зависимости от продолжительности периода опеки над ребенком-инвалидом. При этом обязательным условием является установление опекунства и воспитание до 8-летнего возраста ребенка. Продолжительность опеки для права на досрочную пенсию определяется только с учетом периодов, когда ребенок признавался инвалидом.

Источник

Досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами

досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами фото. картинка досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть фото досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть картинку досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами фото. картинка досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть фото досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть картинку досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами фото. картинка досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть фото досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть картинку досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами.Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 996-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шафиковой Расихи Сахипзяновны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Р.С. Шафиковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Р.С. Шафикова оспаривает конституционность положения подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Как следует из представленных документов, распоряжением главы администрации Азнакаевского района и города Азнакаево 26 января 2004 года Р.С. Шафикова была назначена опекуном над несовершеннолетним племянником А.З. Миннехановым (17 декабря 2003 года рождения), который с 28 сентября 2012 года был признан ребенком-инвалидом. Р.С. Шафикова, полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 50 лет как опекун инвалида с детства, в декабре 2012 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево. Однако в назначении пенсии досрочно ей было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности фактического периода опеки над ребенком-инвалидом. Правильность отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Р.С. Шафиковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Что касается опекунов инвалидов с детства, то, как отмечено в названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. Снижение возраста выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства осуществляется за фактическое время опеки над ребенком-инвалидом.

Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан.

Что касается различных условий пенсионного обеспечения родителей и опекунов детей-инвалидов, то, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем (Определение от 15 апреля 2008 года N 263-О-О и др.).

Опека как одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их интересов и прав (пункт 1 статьи 123, пункты 1 и 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 ГК Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Установление опеки представляет собой вынужденную и временную меру, имея в виду возможность освобождения и отстранения опекуна от исполнения им своих обязанностей в предусмотренных законом случаях, в том числе по его просьбе, и не влечет возникновения у него прав и обязанностей в отношении своего подопечного в объеме, равном объему прав и обязанностей родителей по отношению к их детям.

В частности, предусматривая пенсии, пособия, иные социальные выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также право ребенка на воспитание, заботу о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии со стороны опекуна (попечителя) и на совместное с ним проживание (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», пункты 1 и 3 статьи 148 и пункт 6 статьи 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 36 ГК Российской Федерации), закон вместе с тем не обязывает опекуна содержать подопечного ребенка (статья 148.1 «Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка» Семейного кодекса Российской Федерации) и не дает ребенку право получать содержание за счет опекуна (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2012 года N 600-О).

Следовательно, родители и опекуны инвалидов с детства обладают различным правовым статусом, вследствие чего осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста родителям и опекунам детей-инвалидов не может рассматриваться как нарушающее права опекунов и не согласующееся с конституционным принципом равенства.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шафиковой Расихи Сахипзяновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривались нормы, закрепляющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости опекунам детей-инвалидов с детства.

Такое право имеется при определенных условиях у опекунов инвалидов с детства или у лиц, являвшихся опекунами этих инвалидов, если они воспитывали их до достижения ими возраста 8 лет.

По мнению заявителя, нормы неконституционны.

КС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.

Закон устанавливает право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Такое право представляет собой допгарантию соцзащиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, которая сопряжена с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

При этом необходимым условием для досрочного назначения такой пенсии одному из родителей (опекуну) является факт признания ребенка инвалидом.

Что касается опекунов инвалидов с детства, то значение для снижения им возраста выхода на пенсию имеют иные обстоятельства.

Это момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность периодов опеки над ребенком-инвалидом.

Возраст выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства снижается за фактическое время их опеки.

Такое правовое регулирование направлено на соцзащиту указанной категории граждан.

Условия пенсионного обеспечения родителей и опекунов детей-инвалидов различны.

Установление опеки представляет собой вынужденную и временную меру. При этом имеется возможность освободить и отстранить опекуна от исполнения им своих обязанностей (в т. ч. по его просьбе).

Поэтому опека не влечет возникновения у лица прав и обязанностей в отношении своего подопечного в объеме, равном имеющемуся у родителей таких детей.

Таким образом, родители и опекуны инвалидов с детства имеют различный правовой статус.

Из-за этого законодатель установил для них разные условия досрочного назначения пенсии.

Источник

Родители детей-инвалидов имеют право на досрочный выход на пенсию

Родители детей-инвалидов могут заблаговременно обратиться в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии.

Напомним, согласно статье 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ* в семьях, воспитавших ребенка-инвалида до возраста 8 лет (при этом неважно, когда ребенок был признан инвалидом и как долго им оставался), один из родителей имеет право выйти на пенсию досрочно:

Обращаем внимание, что на досрочную пенсию может сначала выйти мать, а затем отец, при условии отказа матери от данного вида пенсии или ее перехода на другой вид пенсии.

Требования к наличию у матери или у отца ребенка-инвалида индивидуального пенсионного коэффициента для права на досрочную пенсию таковы:

Период ухода неработающего родителя за ребенком-инвалидом также засчитывается в страховой стаж. За каждый полный год ухода начисляется 1,8 пенсионного коэффициента.

Опекуны детей-инвалидов имеют право на досрочный выход на пенсию на прежних условиях. Для них пенсионный возраст сокращается на 1 год за каждые 1,5 года опеки (но не более, чем на 5 лет в общей сложности). При этом, опекунство должно быть установлено до того, как ребенку исполнится 8 лет.

Отделение ПФР по г.Севастополю рекомендует родителям детей-инвалидов обращаться в Пенсионный фонд заблаговременно — за два года до наступления права на досрочный выход на пенсию, чтобы специалисты Фонда смогли провести предварительную оценку пенсионных прав; и в случае необходимости направить запросы в архивы, в организации, в государственные органы иностранных государств ближнего зарубежья.

*Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О страховых пенсиях»

Источник

О праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приемных родителей

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется трем категориям граждан с семейными обязанностями, определяющими их социальный статус:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

2) одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет;

3) опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.

Данной статьей сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для указанных категорий граждан, которое не связано с их трудовой деятельностью и работой в определенных условиях, а обусловлено определенным социальным положением и исполнением семейных обязанностей.

Категории граждан, которым предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение, в ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ сформулированы четко и расширенному толкованию с учетом возложенных на них обязанностей и норм семейного законодательства РФ не подлежат.

Более подробно рассмотрим категорию опекун инвалида с детства.

В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса РФ опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей (в связи с их смертью, лишением родительских прав, признанием недееспособными, болезнью, длительным отсутствием и т.д.), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.

Статья 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет понятие «опека» как форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Согласно ст. 32 Гражданского кодекса РФ опека также может быть установлена над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других специальных учреждениях, опекунство не устанавливается. Выполнение обязанностей опекунов в данном случае возлагается на администрацию этих учреждений. Право на досрочное пенсионное обеспечение представители администрации указанных учреждений не имеют.

Право на досрочную пенсию по старости имеют опекуны инвалидов с детства, которые являются таковыми на момент обращения за пенсией, а также лица, которые ранее являлись опекунами инвалидов с детства, но на момент назначения пенсии таковыми не являются.

Для приобретения права на пенсию опекунам (бывшим опекунам) необходимо, чтобы они воспитывали инвалидов с детства до достижения ими возраста восьми лет.

При назначении пенсии опекунам не имеет значения, была установлена ребенку инвалидность до или после достижения им возраста восьми лет, однако необходимо, чтобы до этого момента было установлено опекунство. Вместе с тем, для снижения возраста выхода на пенсию (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) на один год за полтора года опекунства учитываются те периоды, когда ребенок являлся инвалидом с детства (ребенком-инвалидом) с одновременным наличием у опекуна в эти периоды соответствующего статуса. Периоды осуществления попечения за ребенком-инвалидом (с 14 до 18 лет) в расчет не принимаются.

Для приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае, помимо указанных условий, требуется достижение опекуном соответствующего возраста и выработка страхового стажа не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В рамках Семейного кодекса РФ осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям.

Семейный кодекс РФ определяет приемную семью как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

Существуют отличия приемной семьи от «классической» опеки:

— особые условия функционирования приемной семьи и осуществления в ее приделах опеки: наличие платы, согласно договору о приемной семье. Указанное условие формирует правовой статус приемного родителя.

— необходимость заключения договора о создании приемной семьи.

Таким образом, не смотря на правовой статус и исполнение родительских (опекунских) обязанностей, приемные родители права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ не имеют.

В случае обращения приемных родителей в территориальные органы ПФР области специалистам следует разъяснять указанным лицам об отсутствии у них права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Заместитель управляющего В.В. Левенков

Источник

Родители и опекуны детей-инвалидов могут выйти на пенсию досрочно

досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами фото. картинка досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть фото досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами. смотреть картинку досрочная пенсия для опекуна детей не являющихся инвалидами.

Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области напоминает, что в семьях, воспитавших ребенка-инвалида до 8 лет, один из родителей может выйти на пенсию досрочно. Кто именно (папа или мама) воспользуется таким правом, семья определяет сама. При этом не имеет значения, в каком возрасте ребенок был признан инвалидом, и на какой период ему была установлена инвалидность.

Так, в 50 лет страховая пенсия по старости может быть установлена матери ребенка-инвалида или инвалида с детства, имеющей минимальный страховой стаж – 15 лет.

Отец ребенка-инвалида или инвалида с детства приобретает право на досрочную пенсию в 55 лет. Страховой стаж у мужчин должен составлять не менее 20 лет.

Опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства также положена льгота: если опекунство было установлено до исполнения ребенком 8 лет, то для них срок выхода на пенсию сокращается на 1 год за каждые 1,5 года опеки над ребенком. При этом сократить возраст выхода на пенсию можно не более чем на 5 лет. Требования к страховому стажу у опекунов такие же, как и для родных родителей: для женщины – не менее 15 лет, для мужчины – не менее 20 лет.

Еще одно общее важное условие и для родителей, и для опекунов- наличие как минимум 30 пенсионных коэффициентов (в 2021 году, с учетом переходного периода, – не менее 21 пенсионного коэффициента).

Обращаем также внимание родителей и опекунов еще на один важный аспект: период ухода неработающего трудоспособного лица за ребенком-инвалидом также засчитывается в страховой стаж. За каждый полный год ухода начисляется 1,8 пенсионного коэффициента. Это позволяет неработающему родителю или опекуну формировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.

Важно! Если одновременно у родителя (опекуна) имеется право на снижение пенсионного возраста за проживание или работу в «чернобыльской» зоне, льготы по снижению возраста суммируются. Женщинам в таком случае пенсия может быть назначена не ранее 45 лет, мужчинам – не ранее 50 лет.

В Брянской области досрочные пенсии по старости в связи с воспитанием детей-инвалидов получают более 6,7 тысяч родителей и опекунов. Большинство из них, конечно, женщины, но и мужчин тоже немало – 1103.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *