досрочная пенсия в белоруссии по вредности

Возраст выхода на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года в Республике Беларусь повысился пенсионный возраст как для пенсий по возрасту на общих основаниях, так и для пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Впоследствии изложенные в Указе требования к пенсионному возрасту нашли своё отражение в Законе Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении».

Так, в соответствии со статьями 12, 15 указанного Закона право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, – по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

мужчины – при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;

женщины – при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, – по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

мужчины – при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;

женщины – при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год – за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Поэтапное повышение пенсионного возраста для лиц, отработавших согласно пенсионному законодательству необходимый стаж работы по Списку № 1 и Списку № 2, будет происходить следующим образом:

Источник

Условия досрочного выхода на пенсию по Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»

Действующее законодательство в Республике Беларусь предусматривает возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту на общих основаниях (ранее общеустановленного пенсионного возраста) для неработающих граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников и при других обстоятельствах, но при выполнении определенных условий.

Так, в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости) безработному может быть предложено назначение пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста, при наличии одновременно следующих критериев:

увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией предприятия, как юридического лица, находящегося на территории Республики Беларусь;

назначение пособия по безработице;

достижение возраста (на 2021 г. женщинами – 55 лет 6 месяцев, мужчинами – 60 лет 6 месяцев);

отсутствие возможности для трудоустройства;

согласие безработного на назначение пенсии по возрасту досрочно.

Другой категории безработных может быть предложено назначение пенсии по возрасту досрочно, но за один год до достижения установленного законодательством возраста, при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие права на пособие по безработице в течение 52 календарных недель (возникает у женщин при наличии не менее 33 лет стажа работы, у мужчин – не менее 38 лет стажа работы);

назначение пособия по безработице;

достижение возраста (на 2021 г. женщинами – 56 лет 6 месяцев, мужчинами – 61 год 6 месяцев);

отсутствие возможности для трудоустройства;

согласие безработного на назначение пенсии по возрасту досрочно.

В вышеуказанных случаях для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно необходимо наличие определенной продолжительности стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж). Например, в 2021 г. требуется не менее 18 лет страхового стажа работы (в 2022 г. – 18 лет 6 месяцев, в 2023 г. – 19 лет, в 2024 г. – 19 лет 6 месяцев, в 2025 г. – 20 лет – статья 5 Закона).

Право граждан на обращение за назначением пенсии по возрасту досрочно законодательно не закреплено, а его реализация основывается на инициативе органов по труду, занятости и социальной защите.

Одним из основных условий для рассмотрения вопроса об инициировании предложения о назначении досрочной пенсии по возрасту является отсутствие возможности для трудоустройства безработного. Под возможностью или невозможностью трудоустройства безработного в данном случае следует понимать наличие свободных рабочих мест (вакансий) на рынке труда региона, соответствующих его профессиональной пригодности, уровню образования, состоянию здоровья, стажу и опыту работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового рабочего места.

Таким образом, если в период нахождения на учете в органах по труду, занятости и социальной защите безработный соблюдал законодательство о занятости населения и активно занимался поиском работы, но не смог быть трудоустроен, то ему может быть предложено вместо пособия по безработице назначение пенсии по возрасту досрочно.

Вместе с тем, следует учитывать, что основной функцией органов государственной службы занятости населения является оказание содействия в трудоустройстве, поэтому при инициировании предложения о назначении пенсии по возрасту досрочно безработному могут предлагаться различные варианты для трудоустройства, в том числе, которые не по всем критериям соответствуют понятию подходящей работы (например, по уровню заработной платы).

Вопрос о предложении безработному возможности назначения пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно решается индивидуально в каждом конкретном случае органом по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации гражданина, исходя из норм законодательства.

Источник

О досрочном пенсионном обеспечении лиц, работающих в особых условиях труда

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).

Настоящим Указом предусматривается предоставление права на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно) работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. При этом наличие у таких работников права на досрочную профессиональную пенсию по Закону Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС, вступил в силу с 01.01.2009) и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют.

Данная норма Указа № 15 вступила в силу с 1 января 2020 г.

Справочно: до вступления в силу Указа № 15 (до 1 января 2020 г.) лица, работавшие во вредных условиях труда (статьи 12 (п. «в-з»), 13, 15, 47-49, 49-2), выработавшие с 1 января 2009 г. половину требуемого профессионального стажа по Закону о ППС, теряли право досрочно пенсионироваться в общей пенсионной системе. Таким работникам могла быть назначена досрочно (ранее общеустановленного пенсионного возраста) только профессиональная пенсия по Закону о ППС, размер которой исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Справочно: нормы Указа № 15 коснулись следующих категорий работников: трактористов-машинистов, непоследственно занятых в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах, других предприятий сельского хозяйства; работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах; доярок (операторов машинного доения), телятниц, занятых по уходу за телятами молочного периода, свинарей-операторов в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства; водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов; работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; отдельных категорий работников авиации и летно-испытательного состава; отдельных категорий медицинских и педагогических работников, артистов, спортсменов.

Например, тракторист-машинист выработал 12 лет специального стажа до 01.01.2009 и 10 лет профессионального стажа в период с 01.01.2009.

В соответствии с Указом № 15 данный работник может реализовать свое право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии с п. «Д » статьи 12 Закона.

К сведению, право на досрочную пенсию по возрасту по п. «Д» статьи 12 Закона на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчинам при наличии не менее 20 лет стажа на указанных работах и 25 лет общего стажа работы. Таким образом, половина от необходимого стажа работы с вредными условиями труда составляет 10 лет.

Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пении по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47-49, 49-2 Закона, право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении не предоставляется. Таким работникам предоставляется право:

формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.

Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

Например, гражданин Х., работающий трактористом- машинистом, обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по пункту «д» статьи 12 Закона. У него имеется 9 лет 11 месяцев специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 11 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.

Так как у гражданина Х. отсутствует половина от необходимо специального стажа до 01.01.2009, права на назначение досрочной пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона не имеется. Он может реализовать свое право на профессиональную пенсию по условиям и нормам Закона о ППС.

Источник

Разбираемся с назначением досрочной пенсии: кто может на нее рассчитывать

Такая процедура, как выход на пенсию, вызывает множество вопросов у работника. Чтобы специалист по кадрам смог оказать содействие в сборе документов, необходимых для оформления пенсии, особенно если предполагается оформление льготной или досрочной пенсии, ему необходимо иметь определенные знания законодательства о разновидностях пенсий, требованиях к их назначению и оформлению. В данном материале подробно изложены главные аспекты оформления досрочной пенсии.

Обязанность по своевременному оформлению пенсии работающему сотруднику лежит на кадровой службе организации. Перед специалистом по кадрам по месту работы будущего пенсионера стоит задача – установить время возникновения у него права на трудовую пенсию, в т.ч. и на пенсию на льготных основаниях, оформить и вовремя представить необходимые документы в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника.

И хотя специалист по кадрам не занимается назначением пенсий, он должен быть в курсе изменений норм пенсионного законодательства.

Трудовой стаж

С 1 января 2015 г. право на трудовую пенсию по возрасту, пенсию за выслугу лет предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет (Указ № 389).

Прежние условия о 10-летнем страховом стаже сохранились в отношении трудовых пенсий по возрасту для отдельных социально не защищенных категорий населения: инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, лилипутов и карликов, инвалидов с детства.

Не изменились также требования в отношении трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Для получения трудовой пенсии в полном объеме общий трудовой стаж должен составлять для мужчин 25 лет, а для женщин – 20 лет.

К периодам «иной общественно-полезной деятельности» относится время прохождения военной службы, время получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, время получения пособия по безработице. В общий трудовой стаж также входит время учебы на дневном отделении учреждения образования и время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

При подсчете стажа данные о таких периодах подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке нанимателями или соответствующими государственными органами. Так, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подтверждается военным билетом, справкой военного комиссариата, воинского подразделения, архивного учреждения, записью в трудовой книжке, внесенной на основании документов, и т.д.

Периоды, связанные с безработицей (период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства), подтверждаются справкой органа государственной службы занятости.

Пенсии досрочные по возрасту

Досрочная пенсия – это назначение пенсии раньше установленного в нашей стране пенсионного возраста, т.е. до исполнения 60 лет мужчине и 55 лет женщине.

В соответствии с Законом о профстраховании с 1 января 2009 г. застрахованные лица формируют свои права на профессиональные пенсии – приобретают профессиональный страховой стаж. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет ФСЗН.

Профессиональный стаж учитывается при назначении досрочных трудовых пенсий: пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда и пенсии за выслугу лет. Лицам, работавшим в особых условиях труда до 1 января 2009 г., но не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию из-за недостачи особого стажа, в качестве недостающего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 г. (ст. 21 Закона о пенсии).

Законодательство – ст. 12, 13 Закона о пенсии; ст. 11 Закона о профстраховании – дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, кому положена досрочная пенсия. В данных законодательных актах представлен полный перечень видов работ, которые при оформлении досрочной пенсии необходимо будет подтвердить документально. В частности, это подземные работы, работы во вредных условиях и горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, работа женщин трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях; некоторые виды работ на автомобильном, железнодорожном транспорте и метрополитене.

ЭТО ВАЖНО! Подтверждать льготный стаж обязан либо наниматель (предприятие, где человек трудился в условиях, дающих право на льготы), либо необходимые документы оформляются соответствующими государственными органами.

Не забываем, что речь идет о периодах работы до момента регистрации гражданина в системе персонифицированного учета в ФСЗН. С 2003 г. данные обо всех перемещениях работников наниматели передают в ФСЗН. То есть необходимые сведения о «льготных» периодах работы с 2003 г. стали накапливаться и при необходимости представляются ФСЗН органам по труду, занятости и социальной защите населения.

В случае невозможности представить некоторые справки или сведения от нанимателя законодательство предусматривает возможность для работников подтвердить свой льготный стаж до момента введения персонифицированного учета с помощью свидетельских показаний.

Досрочные профессиональные пенсии

С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь произошли изменения в системе назначения и выплаты пенсий за работу с особыми условиями труда. Наряду с трудовыми пенсиями по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет появился такой вид пенсий, как профессиональные пенсии.

Профессиональные пенсии выплачиваются за счет уплаченных страхователем взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.

Существуют 2 вида профессиональных пенсий: досрочные и дополнительные.

Досрочная профессиональная пенсия назначается и выплачивается застрахованному лицу при наличии 2 условий:

1) достижение возраста, установленного ст. 11 Закона о пенсии;

2) наличие профессионального и (при необходимости) общего трудового стажа, установленного ст. 11 Закона о пенсии.

Профессиональный стаж с 1 января 2009 г. формируется на основании представленных страхователем форм ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

При расчете профессионального стажа застрахованного лица учитываются периоды работы с особыми условиями труда, для которой предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности профессионального стажа и возраста выхода на пенсию.

При обращении граждан после 30 сентября 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за назначением досрочной пенсии указанные органы проверяют право на досрочную пенсию на основании представленных документов и справки ФСЗН о продолжительности периодов уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии гражданин может в любое время после возникновения права на такую пенсию.

Для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию застрахованное лицо должно иметь не менее половины требуемого профессионального стажа (ст. 11 Закона о профстраховании). Если стажа недостаточно, к профессиональному стажу, который формируется с 1 января 2009 г., добавляется специальный стаж, отработанный до 1 января 2009 г.

Например, для женщин, занятых на работах по Списку № 1, необходимо иметь 3 года 9 месяцев такого стажа до 1 января 2009 г.

Пример

Работница в возрасте 49 лет оформляет досрочную пенсию: после 1 января 2009 г. она отработала 3 года 10 месяцев в особых условиях труда по Списку № 1. При этом ее специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет 4 года и 6 месяцев, а общий трудовой стаж – 20 лет.

В данном случае женщина имеет право на досрочную профессиональную пенсию, так как выполнены условия о профессиональном стаже в особых условиях труда. Право на досрочную профессиональную пенсию работницы из Списка № 1 имеют по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 г.) на указанных работах.

Досрочная профессиональная пенсия выплачивается застрахованному лицу до достижения им общеустановленного пенсионного возраста, затем можно оформлять полную трудовую пенсию.

Пенсия за работу с особыми условиями труда

Пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы устанавливают особым категориям граждан в соответствии со ст. 12 Закона о пенсии.

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пп. «в»–«з»части первой ст. 12 и ст. 13 Закона о пенсии) назначают лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г. учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Профессиональное пенсионное страхование заключается:

– в уплате нанимателем взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности;

– формировании денежных средств за счет уплаченных взносов;

– использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

С 1 октября 2013 г. Указом № 441 внесены некоторые изменения в систему профессионального пенсионного страхования и предоставлены дополнительные пенсионные гарантии работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в частности:

– предоставлении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования (до 1 января 2009 г.) выработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по указанным нормам (подп. 1.1 п. 1; пп. «а» и «б» части первой ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсии).

ЭТО ВАЖНО! Наличие у таких работников права на профессиональные пенсии по Закону о профстраховании и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют;

– предоставлении права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности работникам, которые к 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа либо не имеют такового стажа до указанной даты.

При оформлении пенсии за работу с особыми условиями труда работник может выбрать:

– или профессиональное пенсионное страхование, т.е. продолжать формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию. В таком случае наниматель выплачивает за него взносы на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН до достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

– или ежемесячную доплату к заработной плате. При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.

Решение о праве конкретного работника на доплату наниматель принимает по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж работы с особыми условиями труда.

Досрочная пенсия в связи с ликвидацией организации

За 2 года до наступления пенсионного возраста правом досрочного выхода на пенсию по возрасту (в т.ч. на льготных условиях) пользуются лица, уволенные при ликвидации организации (ст. 22 Закона о занятости).

Для этого необходимо наличие следующих условий:

– увольнение работника в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации). При этом в трудовой книжке должна быть указана причина увольнения: «в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации)»;

достижение предпенсионного возраста: для женщин – 53 года (по Списку № 1 – 43 года, по Списку № 2 – 48 лет), для мужчин – 58 лет (по Списку № 1 – 48 лет, по Списку № 2 – 53 года);

– регистрация гражданина безработным.

ЭТО ВАЖНО! Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 1 год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости (часть восьмая ст. 24 Закона о занятости). Для этого необходимо наличие следующих условий:

– гражданин зарегистрирован как безработный;

– наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее 52 календарных недель;

– гражданину осталось год и менее до пенсионного возраста.

Пенсии за выслугу лет

Такой вид пенсий, как пенсия за выслугу лет, назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (ст. 46 Закона о пенсии). В такие категории выделены медицинские, педагогические и театральные работники, а также спортсмены.

Периоды занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 года учитываются при определении права на пенсию за выслугу лет при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников:

– мужчины – по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;

– женщины – по достижении 50 лет и при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (ст. 48 Закона о пенсии).

Отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет – по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (ст. 49. Закона о пенсии).

На пенсию за выслугу лет имеют право спортсмены:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (ст. 49-2 Закона о пенсии).

Документы:

Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (Закон о пенсии).

Указ Президента Республики Беларусь от 03.09.2013 № 389 (Указ № 389).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (Закон о профстраховании).

Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (Правила № 837).

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда»:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1);
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2).

Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального страхования и пенсионного обеспечения» (Указ № 441).

Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (Закон о занятости).

Справочно:

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, как и перечень категорий спортсменов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *