доставка товара самовывозом условие договора

Как выбрать условия поставки по международной сделке

И оформить с помощью правил Инкотермс

Я работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей — импортом и экспортом.

Моя задача — сделать так, чтобы товары попадали из одного государства в другое. Через меня проходят все международные договоры поставок, их называют еще контрактами. И практически в любом контракте можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP.

Каждое такое обозначение — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют «базисами» или «терминами». Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.

Зачем нужны правила Инкотермс

В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.

Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:

Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.

Вот какие условия может определять термин, он же базис:

Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.

Как правило поставки прописывается в документах

Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).

Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.

Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия международной торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.

Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.

Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.

Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.

Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.

Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.

Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.

Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.

Вот реальная история. В конце 2000-х годов российские предприниматели закупили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные платежи, по документам оформили груз, как будто там керамическая плитка. При транзите контейнер каким-то образом потеряли в Черноморске. Груз был застрахован, но по заниженной цене — как керамика, а не мрамор.

Страховая компания компенсировала потери по заниженной стоимости — предприниматели зафиксировали убытки и забыли. Через несколько лет контейнер вдруг нашелся — все там же, на терминале в Черноморске. Найденный груз считался невостребованным, поэтому его выставили на аукцион, который выиграли какие-то строители. Представляю их счастье, когда они вскрыли контейнер и обнаружили там мраморные плиты. Стоимость этих плит многократно превышала цену аукционного лота.

Что нужно знать про страховой полис

В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.

Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.

В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.

В страховом полисе указываются:

Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.

Обязанностей покупателя больше:

Что значит приставка «Франко»

Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.

Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.

Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.

Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.

Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но по моему опыту чаще всего эта услуга включена. Однако при заключении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.

Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.

По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.

А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.

Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.

По моему опыту если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов для вывоза.

Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.

Например, вы везете из Китая мягкие игрушки. Во внешнеторговом контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самостоятельно. Таможенная стоимость, с которой будет взиматься таможенная пошлина и НДС, будет включать в себя:

Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.

Обязанности покупателя следующие:

Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.

FCA — популярный базис: по моим наблюдениям он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

Этот базис подходит только для поставок по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.

Обязанности покупателя следующие:

Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.

Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.

Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.

Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.

Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.

Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.

Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:

Еще один исключительно «водный» базис.

Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.

Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.

Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.

Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.

После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.

CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.

Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:

Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.

Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.

Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.

DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.

Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.

DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.

Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.

Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.

Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.

По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.

Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.

Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс

Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.

DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. В последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесены, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь его можно передать не только в конкретном терминале, но и вообще где угодно — хоть в поле.

DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. В этом случае товар передается не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами и проходит таможенную очистку для вывоза. Особенно часто DAF применяется в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности.

Допустим, вы поставляете товар в Латвию по железной дороге. Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории вашей страны, и вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только вагон пересечет границу, например, России и Латвии, все обязательства с вас снимаются.

Какой базис выбрать покупателю

Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, но зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.

Если же покупать тот же самый товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.

Но импортер не может самостоятельно забрать товар из Китая, поэтому просит продавца привезти груз в Россию. Он соглашается, и стороны подписывают контракт на условиях, например, базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 Р — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.

Для новичков. Если вы только начинаете свой путь в международной торговле, то можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.

Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.

Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.

Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров и включать их конфискацию.

Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.

Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.

При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.

Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.

Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.

Какой базис выбрать продавцу

Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Чаще всего у них нет собственного отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.

Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.

Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяется в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.

Источник

Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных

Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде

доставка товара самовывозом условие договора. доставка товара самовывозом условие договора фото. картинка доставка товара самовывозом условие договора. смотреть фото доставка товара самовывозом условие договора. смотреть картинку доставка товара самовывозом условие договора.

Семен Кирьяк

Когда отношения с контрагентами идут гладко, бизнес может не вникать в договоры и работать вообще без них: кажется, что эти бумаги ни на что не повлияют. Но если вдруг возникнут проблемы, договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде. Рассмотрим в статье подробно, как работать с договором поставки безопасно для компаний и предпринимателей.

Чем отличается договор поставки от других видов договоров

Договор поставки — один из видов договора купли-продажи. По такому договору продавец передает покупателю товары, которые производит или покупает для перепродажи. Отличить поставку от других видов купли-продажи позволяют два важных признака:

У такого договора есть несколько особенностей, рассмотрим их дальше.

Как заключить договор поставки

По закону договор поставки можно заключить двумя способами:

Бывают ситуации, когда один предприниматель направил договор, а другой его не подписал, но своими действиями согласился с его условиями: например, перевел деньги или начал отгружать товар. В таком случае договор тоже будет считаться заключенным и связывающим контрагентов.

Дальше рассмотрим основные разделы, которые могут быть в договоре поставки.

Предмет договора

О чем раздел. Под предметом договора обычно понимается товар, который продавец передает покупателю. В законе нет четкого определения термина «товар», поэтому под ним понимают любые движимые вещи, например овощи или самосвалы. Единственное, товаром нельзя называть недвижимость, потому что ее продажа регулируется отдельными статьями Гражданского кодекса.

Предмет договора — это существенное условие договора поставки

Это значит, что если стороны не согласовали предмет договора, суд может признать договор незаключенным. Если возникнет спор, суд встанет на сторону покупателя и продавцу придется вернуть ему все деньги.

Что здесь писать. Предмет договора должен быть прописан четко и конкретно.

Если стороны укажут в договоре поставки, что его предметом является «машина», то определить, что именно должно быть передано продавцом покупателю, невозможно. «Машиной» можно одинаково назвать автомобиль, стиральную машину или заводской станок.

Если же стороны укажут, что предметом договора является поставка автомобиля, и укажут марку, модель и VIN, то предмет можно считать согласованным.

Предмет договора не обязательно согласовывать в самом договоре: его можно указать в дополнительных соглашениях или приложениях к договору. Это удобно, если контрагенты часто работают вместе и им не нужно заключать договор на каждую отдельную партию товара, а проще работать по заявкам на общих условиях.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Сроки поставки

О чем раздел. Срок — второе существенное условие договора поставки. Стороны при заключении договора поставки обязательно должны указать дату, когда продавец передает товар покупателю, или прописать условия определения этой даты.

Что здесь писать. Если покупателю важно, чтобы товар доставили к конкретной дате и не раньше, в договоре нужно указать, что «ранее данного срока товар не может быть поставлен». Иначе поставщик может привезти товар, а покупатель не сможет его принять и понесет этого убытки. Например, если вы заказываете крупногабаритное оборудование, но пока в помещении идет ремонт и вам некуда его установить.

Если важно, чтобы товар привезли как можно раньше, в договоре поставки можно написать, что «поставка раньше указанного срока возможна при условии уведомления покупателя за дней».

Цена, количество, качество и ассортимент товара

О чем раздел. Условия о цене, количестве и ассортименте товара можно включать в сам договор поставки или в приложения к нему. Это зависит от особенностей сотрудничества компаний.

Планируется разовая поставка по договоруПоставка товара партиями в течение долго времени
Удобнее прописать все условия сразу в договореУдобнее перенести условия о ценах, количестве и ассортименте товара в приложения

Компания покупает байдарки. Вместе с байдарками продавец обязан передать к ним весла, даже если они не указаны в договоре. Но все равно лучше указать в договоре полный список передаваемых товаров, чтобы избежать споров с продавцом и сэкономить время.

Условие про передачу сертификата или декларации соответствия важно, потому что эти документы обязательны для многих товаров. Если их не будет, можно получить штраф: от 30 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Обязанности сторон

Что важно для покупателя. Главная обязанность продавца по договору поставки — передать покупателю нужный товар надлежащего качества. Эта обязанность должна быть прописана в договоре поставки, иначе покупатель рискует получить товар не вовремя и плохого качества.

Если вы покупатель, лучше указать в договоре следующие обязанности поставщика, которые защитят вас от рисков:

1. Предоставить документы, подтверждающие соответствие товара обязательным требованиям.

Если товар поставляет зарубежная компания, можно указать такие документы: коммерческий счет (инвойс), упаковочный лист, сертификат происхождения, экспортную декларацию ЕХ1, письмо — разрешение производителя на импорт товара на территорию РФ, адресованное Федеральной таможенной службе.

Точный список документов, необходимых для таможенного контроля, снижает риск просрочки поставки товаров и штрафов за таможенные нарушения.

2. Обеспечить упаковку товара и его крепление перед перевозкой, чтобы защитить товар от механических и химических повреждений.

По общему правилу считается, что поставщик исполнил свои обязательства в момент передачи товара перевозчику. Поэтому при повреждении груза может возникнуть спор между покупателем, поставщиком и транспортной компанией о том, кто виноват. Если в договоре есть пункт об ответственности поставщика за перевозку, это дает возможность взыскать с него убытки.

3. Промаркировать упаковку товара с трех сторон: на двух противоположных боковых сторонах и сверху. Маркировка должна быть четко нанесена водостойкой краской на русском или английском языке. Обычно указываются отправитель, получатель, реквизиты договора, вес.

Это позволяет не перепутать партии товара. А надписи «Осторожно», «Верх», «Не кантовать» снижают риск повреждений при доставке.

4. Известить покупателя, когда товар приедет к нему.

5. Нести все риски, которым может подвергаться товар до момента передачи покупателю.

6. При необходимости помочь покупателю получить документы, которые могут потребоваться для экспорта и импорта.

Что важно для продавца. Главные обязанности покупателя — принять товар и оплатить его. К другим обязанностям покупателя можно отнести:

Самое важное для продавца — не допустить, чтобы процесс приемки товара затянулся. Иначе покупатель может начать пользоваться товаром, и будет сложно выявить реальную причину недостатков.

Способы доставки товара

О чем раздел. Тут описывают, каким образом товар доберется до покупателя. Если стороны в договоре не согласуют условия доставки, продавец вправе сам все решить.

Что здесь писать. Для покупателя важно прописать в договоре:

В договор поставки можно добавить условия, что покупатель может осмотреть товар на складе поставщика и самостоятельно его забрать. Если покупатель не заберет товары в срок, поставщик имеет право требовать их оплаты или может отказаться исполнять договор. Поэтому поставщику очень важно указать срок вывоза товаров: ведь ему приходится резервировать их под покупателя.

Например, в сфере строительства так могут продавать кирпич. Производитель резервирует вид кирпича, а строительная компания забирает его в определенный срок. Так строители не несут расходов на хранение и охрану кирпича, а забирают его тогда, когда он понадобится.

Приемка товара

О чем раздел. Момент приемки товара — один из самых важных: если в договоре не согласован порядок приемки, при этом товар принят, покупатель обязан его оплатить.

Что здесь писать. Если стороны нечетко проговорили условия приемки, это почти всегда приведет к спорам. Чтобы их избежать, в договоре желательно прописать следующие пункты.

Лица, которые будут участвовать в приемке, со стороны обоих контрагентов. Вряд ли принимать товар будет директор компании или сам индивидуальный предприниматель. Поэтому нужно указать:

Сроки приемки. Если в договоре срока нет, то по закону товар должен быть принят в разумный срок. Судебная практика считает разумным сроком 7 дней. Бывает, что за это время товары могут испортиться, поэтому в таких случаях особенно важно установить короткий срок, например один день.

Действия до приемки товара. Иногда для приемки нужно освободить помещение, нанять подъемно-погрузочную технику, установить измерительные приборы. Обо всем этом лучше договориться сразу, чтобы при споре не пришлось выискивать обязанности сторон в гражданском кодексе.

Действия во время приемки товара. Если нарушить порядок приемки, в некоторых случаях покупатель не сможет доказать, что продавец поставил товар ненадлежащего качества. Поэтому в договоре этот порядок тоже лучше подробно прописать: как проверяется работоспособность, проходит осмотр или экспертиза.

Действия сторон, если будут поставлены не все товары или в них обнаружат мелкие недостатки. Чтобы подстраховать себя в такой ситуации, продавцу в договоре стоит установить срок на допоставку и договориться, что покупатель принимает товар на ответственное хранение, пока продавец будет устранять недостатки.

Покупатель в такой ситуации должен сразу сказать поставщику, что товар принят на ответственное хранение. Иначе суды могут посчитать, что товары приняты без возражений.

Порядок расчетов

О чем раздел. В этом разделе указывают, каким способом покупатель оплатит товар, например наличными или безналичным переводом, будет ли предоплата.

Что здесь писать. Обычно в основной договор включают только способ расчетов — например, по расчетному счету платежными поручениями на основании счетов поставщика. А вот сроки платежей чаще выносят в приложения, чтобы указывать условия по каждой конкретной поставке.

От формулировки зависит, кто останется в выигрыше — покупатель или продавец:

Эти моменты важны в спорах, потому что от них зависит, как и кому будет начислены неустойки, штрафы и пени.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Ответственность сторон

О чем раздел. Здесь указывают санкции, которые применяют к поставщику и покупателю, если они не исполнят свои обязательства. К сожалению, неустойки не гарантируют исполнение обязательства: если у должника нет денег для погашения основного долга, то и неустойку он тоже не заплатит. Поэтому, даже если прописать самые серьезные штрафы, не стоит рассчитывать, что это на 100% убережет от проблем.

Что здесь писать. В договоре обычно предусматривают неустойки:

Еще можно прописать неустойку по замещающей сделке — объясняем ниже, что это значит.

Неустойка за нарушение сроков поставки или оплаты. Пример хорошего тона — «зеркальная ответственность». Компании договариваются о равных процентах неустойки, например 0,3% за каждый день неисполнения.

Слишком большая неустойка может быть снижена судом, если об этом попросит одна из сторон. Поэтому лучше устанавливать неустойку не более 0,5% за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Если стоимость товара высокая, можно установить предел для начисления штрафной санкции — «не более суммы основного долга» или установить сумму, на которую будет начисляться неустойка, — «от стоимости неоплаченного товара» вместо «суммы договора». Такое ограничение защитит поставщика от слишком большой неустойки, несоразмерной с тяжестью нарушения.

Неустойка по замещающей сделке. Если поставщик немотивированно откажется исполнять уже заключенный договор и покупателю придется закупить товар по более высокой цене, покупатель вправе взыскать с поставщика разницу как убытки. Для этого в договор добавляют пункт о взыскании убытков — это называется «неустойка по замещающей сделке».

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Форс-мажор

Форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы. Если они наступят, это освобождает должника от ответственности, например от уплаты неустойки или возмещения убытков.

На практике такие ситуации встречаются редко, и отечественные суды редко соглашаются с тем, что форс-мажор наступил. Поэтому не будем подробно рассматривать: скорее всего, это ни на что не повлияет.

Разрешение споров

О чем раздел. По закону нельзя обратиться в суд без предварительного досудебного разрешения спора.

Стандартные правила подачи претензии прописаны в законе. Досудебная претензия направляется стороной заказным или ценным письмом Почтой России, чтобы подтвердить факт ее направления или вручения. Срок рассмотрения претензии — 30 календарных дней с даты первой попытки вручения.

Что здесь писать. Чтобы разрешать споры быстрее, можно прописать в договоре собственный порядок:

Если спор не урегулирован путем обмена претензиями, стороны вправе обратиться с исками в суд.

Сроки действия договора

Иногда контрагенты считают, что если истек срок действия договора, то исполнять договор больше не нужно. Это не так. Если товар поставлен, обязательство по его оплате и штрафные санкции продолжают действовать и после истечения срока действия договора.

Поэтому в договоре стороны часто указывают, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Юридически это может звучать не совсем корректно, но интересы обеих сторон это полностью учитывает.

Досрочное расторжение договора поставки

О чем раздел. По закону односторонний отказ или изменение условий договора поставки в одностороннем порядке не допускаются.

Исключение, когда возможен односторонний отказ, — существенное нарушение обязательств со стороны контрагента. Например, если продавец не передает товар длительное время или покупатель его не оплачивает.

Что здесь писать. Чтобы подстраховаться на случай споров, в договоре можно прописать ситуации, когда договор может быть расторгнут.

Мы рассмотрели только самые частые ситуации. Но все подробности договора поставки невозможно учесть в одной статье, потому что случаи бывают разные. Мы не рекомендуем составлять важные договоры по советам из интернета, потому что это риски для компании. Стоит обратиться к профильному юристу, особенно если работаете с крупными суммами.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу

Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками

Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита

Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности

Бизнесу — про налог самозанятых: что нужно знать для безопасного сотрудничества

Собрали в одну статью все, что нужно знать бизнесу для безопасной работы с самозанятыми: кто и как платит налоги, как проверять статус и какие документы потребуются

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

доставка товара самовывозом условие договора. доставка товара самовывозом условие договора фото. картинка доставка товара самовывозом условие договора. смотреть фото доставка товара самовывозом условие договора. смотреть картинку доставка товара самовывозом условие договора.

доставка товара самовывозом условие договора. доставка товара самовывозом условие договора фото. картинка доставка товара самовывозом условие договора. смотреть фото доставка товара самовывозом условие договора. смотреть картинку доставка товара самовывозом условие договора.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *