достижение цели одним партнером за счет ущемления интересов других характерно для
Помогите пожалуйста придумать примеры к групповым Эффектам. Пожалуйста.
Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.
Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.
Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.
Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.
Достижение цели одним партнером за счет ущемления интересов других характерно для
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».
«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).
Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.
Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.
«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.
Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.
«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».
Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов
Обобщающий тест по обществознанию 6 класс «Человек среди людей»
Тесты по обществознанию по теме «Человек среди людей»
Отношения, связанные с соблюдением формальностей называются:
Выберите правильные объяснения, подходящие к понятию симпатия.
1) чувства, вызывающие расположенность и привлекательность собеседника;
2) терпимость, доброта, приветливость к окружающим.
Что из перечисленного наиболее полно раскрывает понятие общение?
получение сведений о событии;
Стратегией поведения в конфликтной ситуации является:
верно все вышеперечисленное.
Оптимальное число малой группы:
Как называется способ поведения человека, определяемый его положением в группе?
Как называется достижение цели за счет ущемления интересов отдельного человека?
Что из перечисленного называется ностальгией?
любовь к родным и близким;
любовь и тоска по далекой Родине.
Продолжи фразу: «Любви все. «
Какая из малых групп характеризуется передачей новым поколениям опыта?
Выберите правильные объяснения, подходящие к понятию антипатия.
1) агрессивное поведение по отношению к окружающим;
2) жестокость, грубость, хамство, оскорбление и унижение.
Нет верного ответа.
Общение между людьми способствует развитию:
принципиальности, отзывчивости, доброты;
интересов и способностей человека;
тормозит развитие интересов личности;
верно все вышеперечисленное.
Что определяет положение человека в малой группе?
Правила, которые обязательно принимаются и признаются всеми членами группы, называются:
Изменение своего поведения в соответствии с поведением и требованиями других людей называется:
Что из перечисленного не является мотивами дружбы?
принадлежность к одному коллективу;
Продолжи фразу: «Любовь моя. «
Какому из стилей семейных взаимоотношений характерно безразличие и холодность?
Тест на тему :»Человек в системе общественных отнашений»
Тесты по обществознанию по теме «Человек среди людей»
Отношения, связанные с соблюдением формальностей называются:
Выберите правильные объяснения, подходящие к понятию симпатия.
1) чувства, вызывающие расположенность и привлекательность собеседника;
2) терпимость, доброта, приветливость к окружающим.
Что из перечисленного наиболее полно раскрывает понятие общение?
получение сведений о событии;
Стратегией поведения в конфликтной ситуации является:
верно все вышеперечисленное.
Оптимальное число малой группы:
Как называется способ поведения человека, определяемый его положением в группе?
Как называется достижение цели за счет ущемления интересов отдельного человека?
Что из перечисленного называется ностальгией?
любовь к родным и близким;
любовь и тоска по далекой Родине.
Продолжи фразу: «Любви все. «
Какая из малых групп характеризуется передачей новым поколениям опыта?
Выберите правильные объяснения, подходящие к понятию антипатия.
1) агрессивное поведение по отношению к окружающим;
2) жестокость, грубость, хамство, оскорбление и унижение.
Нет верного ответа.
Общение между людьми способствует развитию:
принципиальности, отзывчивости, доброты;
интересов и способностей человека;
тормозит развитие интересов личности;
верно все вышеперечисленное.
Что определяет положение человека в малой группе?
Правила, которые обязательно принимаются и признаются всеми членами группы, называются:
Изменение своего поведения в соответствии с поведением и требованиями других людей называется:
Что из перечисленного не является мотивами дружбы?
принадлежность к одному коллективу;
Продолжи фразу: «Любовь моя. «
Какому из стилей семейных взаимоотношений характерно безразличие и холодность?
Обобщающий тест по теме «Человек среди людей»
А1. Чувство, прямо противоположное симпатии:
А2. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
А3. Быть лидером – значит:
1.быть членом группы 3. знать всех членов группы
2.брать на себя руководство 4. выполнять групповые нормы
А4. Примером неречевого общения может служить:
2. улыбка при встрече друзей
3. разговор пассажиров автобуса
4. беседа с приятелем
А5. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?
2. перерыв в общении
3. план решения конфликта
А6. Верны ли суждения о санкциях: а) санкции могут быть только поощрительными; б) для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А7. Верны ли суждения о целях общения: а) целью общения является общение ради самого общения б) в ходе общения человек получает и передает информацию?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А8. Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими: а) в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании; б) в общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтной ситуации?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А9. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации: а) избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации; б)в конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А10. Верны ли суждения о конфликтах: а) конфликты бывают конструктивными и неконструктивными б) наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
В1. Заполни пропуск в предложении:
В2. Установи соответствие между этапами конфликта и их примерами.
1. Возникновение конфликтной ситуации
А) попытка царевича Алексея укрыться при дворе австрийского императора
2. Проявление конфликтного поведения
Б) верховный суд приговорил царевича Алексея к казни
3. Углубление конфликта
В) равнодушное отношение царевича Алексея к делам Петра 1
4. Разрешение конфликта
Г) объединение вокруг царевича всех, кому деяния Петра 1 были чужды
В3. Найди в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера класса
1. Хорошая успеваемость
2. Физическое превосходство
3. Способность увлечь за собой
4. Готовность взять ответственность на себя
5. Боязнь самостоятельно принимать решение
Обобщающий тест по теме «Человек среди людей»
А1. Особая связь человека с окружающими людьми:
1. Межличностные отношения
А2. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:
А3. Чем отличается один народ от другого?
2. Традициями, фольклором
3. Устройством государства
А4. Деловое общение характеризуется:
1. Соблюдением этикета
2. Выражением эмоций
3. Дружеским тоном общения
4. Неформальным поведением
А5. Причиной наиболее острых конфликтов, перерастающих межличностные отношения, являются:
1. Противоположные интересы
2. Эмоциональные барьеры
3. Моральные барьеры
4. Различное положение в обществе.
А6. Верны ли суждения о стереотипах: а) стереотип – это многообразие представлений о людях, их действиях и поступках б) стереотип отражает нестандартность поведения человека?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А7. Верны ли суждения о групповых нормах: а) групповые нормы существуют только в формальных группах; б) групповые нормы могут различаться в разных группах?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А8. Верны ли суждения о санкциях: а) санкции являются средством охраны групповых норм; б) санкции носят исключительно порицательный характер?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А9. Верны ли суждения об общении: а) главным в общении является передача информации; б) основным средством общения является речь.
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
А10. Верно ли, что: а) любой конфликт может быть разрешен с помощью уступок; б) в любом конфликте одна из сторон всегда права?
Верно только а 2. Верно только б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие «антипатия». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
1. Комплимент 2. Злость 3. Грубость 4. Презрение 5. Враждебность 6. Неприязнь
В2. Какие из приведенных групп человек выбирает сам?
1.Семья 2. Спортсекция 3. Место работы 4. Технический кружок 5. Класс 6. Нация
В3. Установите соответствие между вариантами исхода конфликта и их примером.
А. брат и сестра смогли договориться о взаимной помощи в выполнении домашнего задания
Б. старший ученик отобрал мяч у младшего школьника на прогулке
3. прерывание конфликтных действий
В. В ходе спора братья поделили между собой выполнение домашних обязанностей
Столкнувшись с грубостью, ученик перестал посещать спортивную секцию