достойный уровень жизни включен в группу прав
Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Право на достойный уровень жизни
Упоминание о праве на ДУЖ в Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее нашей страны вполне логично. К тому же, закрепление права в Конституции нашей страны отвечает абсолютно всем имеющимся правилам и установкам международного права.
В то же время 22 статья Всеобщей декларации прав человека отметила и официально закрепила право всех людей на достойный уровень жизни и использование в процессе жизнедеятельности тех прав, которые нужны для правильного, эффективного и свободного развития человека как личности в экономической, социальной и культурной сферах.
Статья 25 декларации предусматривает, что абсолютно каждый гражданин нашей страны имеет полное право на ДУЖ, который включает в себя наличие питания, одежды, жилья, медицинского обслуживания и всех социальных услуг, необходимых для поддержания здоровья и благополучия человека и всей его семьи. К тому же, в этой статье еще указано право человека на материальное обеспечение во время безработицы, в период какого-то серьезного заболевания, при инвалидности или при любом другом случае, из-за которого была утрачена возможность самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью, но по обстоятельствам, которые не зависят от этого человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Стоит отметить, что право на достойный уровень жизни, включает еще и социальную поддержку.
Система права на ДУЖ граждан нашей страны включает в себя следующие компоненты:
Итак, можно сделать вывод, что право человека на ДУЖ является ценностью в нашем обществе. А все те обязанности, которые возникают в соответствии с этим правом, выполняет государство, так как это необходимо для поддержания нормального уровня жизни населения нашей страны, а государство должно заботиться об этом.
Вообще, право человека на достойную жизнь можно считать правом каждого индивида на такой уровень жизни, который позволит самому человеку и его семье нормально существовать.
Реализация права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Право на ДУЖ является одним из основных социальных прав, закрепленных в международных документах, имеющих обязательную силу для всех государств-участников. В XX веке Российская Федерация стала участницей многих международных и региональных договоров, закрепляющих социальные права и право на ДУЖ. Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее признает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Понятие «социальная защита» (далее СЗ) является неотъемлемой частью права на достойную жизнь. Его следует рассматривать достаточно широко. СЗ включает в себя не только основные положения права на ДУЖ, но и часть аспектов трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (защита и защита частной собственности). Только комплексный подход к этой правовой категории позволяет раскрыть ее сущность.
К основополагающим принципам СЗ относят следующие особенности:
Говоря о международном осуществлении прав человека, можно сказать, что еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают, в частности, что они соответствуют только реалиям западного общества, основанного на индивидуализме, и не применимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и другие моральные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь частично.
Социальная практика подтверждает, что развитие стран в экономической и социальной сфере приводит к тому, что начинает развиваться самосознание и индивидуальность человека. Более того, такое развитие стран приводит к тому, что начинает расти стремление человека к свободе и пониманию, уважению человеческого достоинства. Иначе говоря, развитие стран в социальной и экономической сфере приводит к тому, что человек стремится уважать права других людей. Такое стремление способствует раскрепощению и самореализации личности, стимулирует социальный прогресс. Поэтому, учитывая национальные реалии, все более полная реализация индивидуальных прав является общей задачей для всего человечества.
Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)
Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30
Статья просмотрена: 12104 раза
Библиографическое описание:
Куклина, В. Е. Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект) / В. Е. Куклина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27478/ (дата обращения: 22.11.2021).
В статье рассматриваются правовые аспекты права человека на достойную жизнь. Главной целью статьи является рассмотрение поставленной проблемы в рамках юридической науки и современного законодательства. Автор рассмотрел позиции ведущих правоведов по вопросу исследования, и так же предпринял попытку осмысления важности установления дефиниции достойный уровень жизни на законодательном уровне.
Ключевые слова: достойный уровень жизни, качество жизни, права человека и гражданина, минимальный размер оплаты труда.
В сложных кризисных условиях, падения курса национальной валюты, значительного увеличения цен происходит упадок уровня жизни большей части населения России. Сложившаяся ситуация в сфере международного сотрудничества, экономики, социальной политики приводят к тому, что происходит уменьшение жизненного уровня населения и к увеличению количества населения, уровень доходов которых находится за гранью бедности. Согласно статье 7 Конституции: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Проблема состоит в том, что в Российских нормативных актах нет официальной дефиниции «достойный уровень жизни», установленный в Конституции и иных правовых актах.
Актуальностью данного исследования является то, что в современных условиях уменьшения уровня жизни населения, по данным Росстата на 23 %, необходимо понимание всех признаков, которые включаются в понятие «достойный уровень жизни». Для этого необходимо проанализировать международные и внутригосударственные правовые источники, а так же научные подходы к пониманию установленного нами вопроса исследования.
Для наиболее правильного раскрытия понятия «достойный уровень жизни» необходимо начать с рассмотрения российских и международных правовых актов, где оно закреплено.
Закрепление понятия «достойный уровень жизни» является соответствием российского права нормам и принципам международного права, поэтому стоит начать с рассмотрения исследуемого вопроса с международных источников. Наиболее точно и полно понятие «достойный уровень жизни» установлено во Всеобщей декларации прав человека (1948). Согласно статье 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2]. Наиболее узкое понятие установлено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), где в статье 9 закреплено, только то, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование» [3], никаких признаков того, каким должен быть уровень социального обеспечение не прописывается.
В большинстве международных источников права исследуемое нами понятие, значительно отличается по своему объему и содержанию, ни в одном нормативно акте прямо не установлено, каковы должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства [4].
Так, и в российском законодательстве нет официальной дефиниции «достойный уровень жизнь». Данный факт, который, по нашему мнению, является пробелом в российском законодательстве, создает множество проблем для исполнительной ветви власти. Например, в Трудовом кодексе Российской федерации в статье 2 части 7 закреплено, что заработная плата должна обеспечивать «достойное человека существование для него самого и его семьи». В конце 2015 года Вице-премьер Ольга Голодец озвучила, что Правительство Российской Федерации установило с 1 Января 2016 года минимальный размер оплаты труда, далее МРОТ, в размере 6204 рублей. Получается, что Правительство тем самым установило, согласно принципам трудового права, закрепленных в Трудовом Кодексе России, черту, при которой человеку и его семье будет обеспечено достойное существование. По нашему мнению, установленная сумма в современных условиях жизни не может обеспечить право человека на достойную жизнь. При этом стоит заметить, что каждый человек толкует понятие «достойный уровень жизни» со своей субъективной точки зрения, из чего следует, что никаких официальных возражений против Правительства России быть не может, из-за отсутствия официальной дефиниции, которая бы установила все признаки этого понятия. Планка, установленная исполнительной властью, не совпадает с современными условиями жизни в российском обществе, на данный момент прожить одному человеку на МРОТ в России практически невозможно.
В научной литературе сложилось множество подходов к пониманию установленного в нормативно-правовых актах понятия «достойный уровень жизни». Беребина О.П. считает, что «достойный уровень жизнь» это — «совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, в том числе и находящимся в других странах, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться». Согласно данному подходу достойный уровень жизни это более сложное, комплексное понятие, состоящее не из одного экономического элемента, а из множества элементов, так как для достойного развития человека, согласно Конституции, важно еще и развитие его личной культуры, семьи, труда, причем не только в рамках Российских, но и международных ценностей.
В своей статье «Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь»» Велиева Д.С. основывается на дефиниции, установленной во Всеобщей декларации прав человека (1948), при этом отмечая важность включения в исследуемое понятие такого признака, как обеспечение достойного экологического уровня жизни для населения. Так же автор подчеркивает, что «обеспечение достойного уровня жизни — это прямая конституционная обязанность государства», с исполнением которой, по мнению автора, российское государство не справляется должным образом.
По нашему мнению, право человека на достойную жизнь в социальном государстве является одним из основных прав, поэтому в нормативной базе государства должно быть наиболее полно установление понятие «достойный уровень жизни». Основным признаком понятия следует считать — экономический признак. Социальная политика государства должна быть направлена на то, что минимальный размер пенсий, МРОТ, пособий должны обеспечивать человеку его достойную жизнь [5].
Под понятием «достойный уровень жизни» мы понимаем, что человеку и его семье должны быть обеспечены возможности на свободное культурное развитие, поддержание гигиенических и санитарных условий жизни, возможность приобретения средств для получения образования, покупка одежды, заметим, что в России в разных регионах отличаются погодные условия, поэтому для большинства россиян необходимость приобретения каждый год теплой одежды для всей семьи наиболее важно для жизни. Так же для достойной жизни необходимо обеспечение здорового развития личности человека, обеспечение его безопасности, и защита человека со стороны государства с случае наступления страховых рисков [6].
Человек в России должен чувствовать себя защищенным, он должен понимать, что государство заботится о нем, а не заставляет собирать тонны бумаг для получения минимальных пособий, человек отработавший всю жизнь должен понимать, что на выходе на пенсию его не будет ждать нищета. У каждого человека на территории России есть на это право, только вот проблема состоит в том, что государство понимает достойный уровень жизни совсем не так, каков он должен быть в современном обществе. Дискуссионное понятие «достойный уровень жизни» российском государстве, к сожалению, заменено на понятие «достойный уровень выживания». Слово «выживание» (борьба за жизнь) в нормативно-правовых актах заменили на слово «жизнь» (развитие). Пока мы не добьемся исполнения нашего права на достойный уровень жизни, мы будем выживать. На современном этапе развития российского общества понятие «достойный уровень жизни» лишь абстрактное понятие.
Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории)
Невинский Валерий Валентинович, член редсовета журнала «Конституционное и муниципальное право», профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук.
В настоящей статье рассматриваются сущность и проблемы реализации формально не конституированного права человека в России на достойную жизнь в соотношении с достоинством человека и правом человека на жизнь как высшими конституционными ценностями.
Ключевые слова: конституционные ценности, достоинство, право на жизнь, достойная жизнь, доктрина, практика реализации.
The human right to decent life in the system of constitutional values of Russia (an unconquered milestone of the post-soviet history)
Nevinskiy Valeriy V., Member of the Editorial Board of the Constitutional and Municipal Law Journal, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law.
The article deals with to essence and problems of realization of the human right to a decent life, not formally constitutional in Russia, in Relation to human dignity and the human to life as the highest constitutional values.
Key words: constitutional values, human dignity, right to life, doctrine, implementation practices.
См.: Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 252.
В национальной системе конституционных ценностей современного государства важное значение придается тем из них, которые непосредственно сопряжены с повседневной жизнедеятельностью человека, его семьи, иного социального сообщества. Это обусловлено усиливающейся в последние десятилетия тенденцией признания конституционным законодательством различных стран прав и свобод человека высшей общественной ценностью, присущих человеку права на жизнь и достоинство базовыми субъективными правами по отношению к иным правам и свободам. На этом фоне в качестве важнейших конституционных ценностей, тесно интегрированных в понятие сущности человека, его места в обществе и государстве, выделяются право человека на жизнь и на достойную жизнь.
Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. и с вст. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 25.
См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 40, 55.
Сегодня право человека на жизнь, в его изначальном узком понимании, может быть определено как вид (биологическое существование в природе) и мера (временные пределы) возможного пребывания человека в живой природе, которые обусловлены естественно-природными и социальными свойствами человека. Оно является результатом объективных земных биологических процессов и в этом качестве представляет собой уникальную, высшую ценность в современном цивилизованном, осознающем свое место в окружающей среде обществе. Одновременно временные пределы пребывания человека в живой природе, начиная с его состояния в качестве человеческого зародыша, могут регулироваться социальными нормами, среди которых особое значение имеют правовые нормы, исходящие от государства, народа или международного сообщества. В этом случае естественное право на жизнь может быть ограничено государством. В частности, лишение жизни человека может быть обусловлено высокой степенью общественной опасности его поведения (осуществляется на основе приговора суда) либо нестерпимыми страданиями человеческого организма в результате тяжелого заболевания человека (осуществляется на основе медицинских показаний решением суда). При этом и то и другое должно быть общественно признано как крайнее, единичное обстоятельство, обусловливающее возможность преждевременного прерывания человеческой жизни от имени государства.
URL: https://www.ru.Wikipedia.org/wiki/Применение_смертной_казни_по_странам#Классификация_стран_по_применению_смертной_казни (дата обращения: 01.11.2018).
Комментарий к Конституции Российской Федерации. С. 202.
URL: https://www.ruxpert.ru/Статистика:Преступность_в_России (дата обращения: 01.11.2018).
URL: https://www.demoscope.ru/weckly/2018/0783/suicide/php (дата обращения: 01.11.2018).
К названным основаниям досрочного прерывания жизни человека можно отнести многие другие, которые связаны с личной и имущественной неприкосновенностью, несанкционированными медицинскими опытами, низким уровнем социального обеспечения и медицинской помощи, вредными и опасными условиями труда, неблагоприятной окружающей средой. Конституция и законодательство устанавливают в этой области широкий спектр прав человека и гражданина, возлагая на государство обязанность обеспечить адекватную реализацию их, а значит, и право человека на жизнь, на осуществление которого, как базового основного права, направлена вся система действующих конституционных прав и свобод.
Анализ сущности проявления права человека на жизнь позволяет увидеть следующее: во-первых, право человека на жизнь обусловлено природно-социальной сущностью человека как живого существа природы и члена общества и в этом качестве представляет собой уникальную общечеловеческую и конституционную ценность в любом уголке земли; во-вторых, в интерпретации международно-правовых и национально-правовых норм право человека на жизнь в узком значении прежде всего увязывается с формально-юридическим запретом государству произвольно или на основании расширительно применяемого закона лишать человека жизни; в-третьих, право на жизнь в широком значении предполагает одновременно создание условий и принятие мер для предупреждения и пресечения государством негативных социально-правовых и природных явлений, нарушающих право человека на жизнь; в-четвертых, право человека на жизнь выступает в качестве основы всех иных прав и свобод человека, реализация которых, в свою очередь, обеспечивает достойную жизнь человека в период пребывания его в живой природе, превращая ее в важнейшее основное право, сопряженное с правом на жизнь вообще.
Конституция Российской Федерации 1993 г., олицетворяя коренное обновление российского конституционализма, провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7). Однако в связи с провозглашенной Конституцией направленностью политики государства на обеспечение условий «достойной жизни» человека необходимо обратить внимание на следующее.
См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2018).
См.: Преамбула Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.; Преамбула Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма-ИНФРА-М, 1996. С. 39, 44 и 53.
URL: https://www.Infotables.ru (дата обращения: 01.11.2018); https://www.gazeta.ru/business/2017/12/14/11466330.shtml (дата обращения: 01.11.2018).
Российская газета. 2018. 10 октября.
С доктринальной точки зрения сущность права человека на достойную жизнь заключается в возможности удовлетворения человеком своих природных и социальных потребностей интеллектуального, физического и материального характера согласно устоявшемуся в обществе представлению о достоинстве человека (его самооценке и оценке обществом), формируемому с учетом требований общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека, сориентированных на них норм Конституции и законов.
При этом очевидным является то, что достойный уровень существования человека предполагает своим ориентиром высокотехнологичный потенциал производственной деятельности человека, рациональное использование природных ресурсов с целью получения устойчивых доходов, распределение и перераспределение доходов на основе принципа социальной справедливости, не допускающего чрезмерно контрастное социальное различие между богатством одних и бедностью других.
С конституционно-правовой точки зрения следует заметить, что Конституция РФ, конституционное законодательство не провозглашают право человека на достойную жизнь. Такое право имеет собирательный, доктринально-конституционный характер, вытекающий из провозглашения и реализации установленных в этой области конституционных ориентиров. Оно не противоречит смыслу Конституции РФ, содержанию ранее упомянутых конституционных положений. И наоборот, может быть положено в основу государственной программы или иной системной, целенаправленной деятельности государства и его институтов власти.
Учреждаемые Конституцией РФ принцип социального государства (как цель, функция и исходное начало государственной деятельности), упомянутые социальные институты и основные личные, экономические и социальные права выступают в качестве конституционных ориентиров содержания права человека на достойную жизнь в Российской Федерации.
URL: https://www.base.garant.ru/19244 (дата обращения: 01.11.2018).
URL: https://www.pravo.ru/news/201502 (дата обращения: 01.11.2018).
URL: https://www.Consultant.ru>document/cons_law_16565) (дата обращения: 04.11.2018).
Из установленного размера прожиточного минимума производится расчет оплаты труда трудоспособных граждан, пособий по безработице, пособий для малоимущих и многодетных семей, пенсий по возрасту и инвалидности, больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 года, прочих субсидий и льгот.
См.: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июня 2018 г. N 410Н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2018 года». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/2079211/ (дата обращения: 04.11.2018); https://www.potrebkor.ru (дата обращения: 04.11.2018); https://www.assesor.ru/notebook/region/moskva-minimum/ (дата обращения: 04.11.2018).
URL: https://www.ng.ru/economics/2018-03-28/1_7199_golikova.html (дата обращения: 04.11.2018).
См.: разъяснение Счетной палаты по вопросу перехода от прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету. URL: https://www.pravo.ru/news/201502 (дата обращения: 04.11.2018).
См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 1 марта 2018 г. URL: https://www.consultant.ru/cons_doc_law_291976/ (дата обращения: 04.11.2018).
См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 47. URL: https://www.pravo.ru/news/201502 (дата обращения: 04.11.2018).
Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: проблемы соотношения. Очевидным является то, что основу социального благополучия, достойной жизни для подавляющего большинства членов общества составляет труд в материальной и духовной сферах их жизнедеятельности. Конституция РФ провозглашает свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещая принудительный труд (ч. ч. 1 и 2 ст. 37). Не устанавливая универсальное право каждого на труд, она в то же время закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (наряду с правами на труд в условиях соблюдения требований безопасности и гигиены и на защиту от безработицы) (ч. 3 ст. 37).
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_27572/ (дата обращения: 04.11.2018).
URL: https://www.1.rre.ru/103903-gosduma-mozhet-uvelichitmrot-do-25-tysyach-rublej-v-2019-godu.html (дата обращения: 04.11.2018); www.infoportal.ru>v-gosdume-planirujut-mrot.html (дата обращения: 04.11.2018).
URL: https://www.rf.biz/2018-00-00/14066-mrot-s-1-maya-2018-goda-v-rossii-po-regionam-tablitsa-2018-1.html (дата обращения: 04.11.2018).
На это указывает, например, пенсионная реформа 2018 г. по целому ряду параметров, в том числе в части повышения возраста выхода на пенсию по старости, по общему правилу для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 60 лет (в проекте закона предлагалось даже до 63 лет). Сокращение послепенсионного срока жизни человека обусловлено продолжающимся социально-экономическим кризисом в стране, обусловленным, среди прочего, и неэффективностью государственно-политического управления. Навряд ли принятые меры помогут каждому восьмому из 42 миллионов пенсионеров, получающему пенсию на уровне официально установленного прожиточного минимума, или большей части из 15 миллионов работающих пенсионеров в силу недостаточности у них средств к существованию. См.: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons.doc_LAW_308156/ (дата обращения: 04.11.2018); https://polit-gid.ru/5354skolko-pensionerov-v-rossii-kakoe-kolichestvo-pensionerov-zafiksirovano-v-rossii-v-2017-godu/ (дата обращения: 04.11.2018).