досудебная претензия авторское право
Товары с мультяшками: что делать, если пришла претензия
В 2018 году правообладатели Маши и Медведя, Свинки Пеппы и других мультяшек обнаружили 8000 случаев продажи нелицензионных товаров с героями мультиков и заставили продавцов выплатить компенсацию. Часто предприниматели не подозревают, что продают нелицензионный товар. Рассказываем, что делать, если за мультяшек требуют компенсацию.
Все мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Те, кто решит шить одежду, печь торты, делать игрушки с изображениями мультгероев, должны заключить договор с правообладателем. Если такого договора нет, товар становится контрафактным (ст. 1515 ГК РФ).
За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал о том, что товар контрафактный (ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 1250 ГК РФ).
Подробнее о товарном знаке и где взять лицензионные игрушки читайте в нашей статье «Как продавать товары с мультяшками и не попасть в суд».
Как правообладатели узнают о продаже контрафакта
Правообладатели или их представители устраивают проверки. Они приходят в магазин как обычные покупатели, берут товар с мультяшкой, расплачиваются и уходят. Процесс покупки снимают на скрытую камеру.
Если правообладатель обнаруживает, что купленный товар нелицензионный, он отправляет бизнесмену претензию. Это письмо, в котором правообладатель просит убрать с полок нелицензионный товар и выплатить компенсацию. А если бизнесмен не согласится — угрожает подать на него в суд (ст. 1252 ГК РФ).
По закону правообладатель может потребовать от предпринимателя компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):
В претензии правообладатель перечисляет, что предприниматель нарушил, и требует компенсацию за ущерб. Источник: группа Вконтакте
В претензии правообладатель перечисляет, что предприниматель нарушил, и требует компенсацию за ущерб. Источник: группа Вконтакте
Что делать, если пришла претензия
Уточните требования и убедитесь, что они адресованы вам. Для этого позвоните по указанным в претензии номерам телефонов.
Проверьте адресанта. Убедитесь, что он является представителем правообладателя. Погуглите название компании или фамилию человека, который прислал вам документ. В интернете полно информации об официальных представителях мультяшек.
Например, пришла претензия от Цуканова М.А., который представляет компанию «Медиа-НН». Наберите в строке поиска фамилию и инициалы представителя и название компании
Например, пришла претензия от Цуканова М.А., который представляет компанию «Медиа-НН». Наберите в строке поиска фамилию и инициалы представителя и название компании
По первой же ссылке видим информацию о «Медиа-НН» и то, что Цуканов был истцом нескольких судебных дел компании
По первой же ссылке видим информацию о «Медиа-НН» и то, что Цуканов был истцом нескольких судебных дел компании
Если претензия пришла не от сотрудника компании, а от юриста со стороны, попросите прислать вам документы, которые подтверждают его полномочия. На доверенности должны быть подпись руководителя компании и печать. Доверенность оформляют в письменном виде, поэтому вам должны прислать скан. Крупные компании предпочитают заключить такие договоры у нотариуса на бланке. Если вам пришел скан обычного листа, пусть и с логотипами правообладателя, свяжитесь напрямую с правообладателем. Уточните, действительно ли человек, который прислал вам претензию — его представитель (ст. 61 АПК РФ, ст. 185 ГК РФ).
Проверьте банковские реквизиты. Если в претензии указаны банковские реквизиты представителя, посмотрите в доверенности, есть ли у него полномочия принимать деньги для компании. Если нет, пишите заявление в полицию о мошенничестве (ст. 182 ГК РФ).
Проверьте товарный знак в базе. Номер товарного знака обязательно должен быть указан в претензии. Сверьте даты регистрации товарного знака и покупки товара. Если представитель правообладателя купил игрушку до того, как товарный знак зарегистрировали, он не может предъявлять претензий. Этот аргумент можно использовать в суде.
Проверьте правила использования товарного знака. В описании к товарному знаку указано, на каких товарах он может быть использован. Посмотрите, есть ли ваш товар в этом списке. Если нет — это аргумент в вашу пользу.
В списке товарного знака №505856 почти сотня товаров
В списке товарного знака №505856 почти сотня товаров
Ответьте на претензию. Компенсации, которые требует правообладатель или его представитель, обычно завышены — не соглашайтесь на первоначальные условия. Сформулируйте ответ на претензию. Ответить нужно в течение указанного в ней срока.
Уберите проблемный товар с полок. Такое требование указано в претензии — выполните его.
Как реагировать на претензию
Когда бизнесмен проверил все документы и убедился, что претензия адресована ему, у него есть несколько вариантов.
Заключить досудебное соглашение. Если вы не хотите идти в суд и согласны выплатить правообладателю компенсацию, в ответе на претензию предложите заключить досудебное соглашение. Стороны сами определяют условия досудебного соглашения. Можно договориться с правообладателем или его представителем о том, чтобы снизить размер компенсации. Досудебное соглашение можно оформить самостоятельно или с посредником — медиатором (закон №193-ФЗ).
Судиться. Прежде чем судиться, погуглите: в соцсетях есть группы, где предприниматели обмениваются информацией о судах по интеллектуальным правам. В них есть примеры документов и можно посоветоваться с теми, кто уже судился.
Суды по товарным знакам и авторским правам
ИП против узаконенного грабежа
Юридическая поддержка ИП. Иски правообладателей
Если вы решили судиться, в ответе на претензию напишите, что не согласны с ней, и ждите иска. Когда он придёт, напишите отзыв на исковое заявление: в нём подробно объясните свои возражения (ст. 131 АПК РФ). Отправить отзыв можно по почте, а если вы зарегистрированы на «Госуслугах» — в электронном виде через систему «Мой арбитр».
Прикрепите к отзыву копии товарных накладных и чеков. Если предприниматель продал одним чеком несколько товаров с одним и тем же товарным знаком — это одно нарушение. Если на товаре изображено несколько товарных знаков — тоже одно нарушение. Используйте эти факты в свою пользу (дело №А32-3419/2014, ст. 1252 ГК РФ).
Суд учтёт, сколько раз бизнесмен попадался на контрафакте, убыток правообладателя, материальное положение бизнесмена, есть ли у него несовершеннолетние дети и другие факторы.
Например, суд может назначить компенсацию ниже минимального размера, если (постановление Конституционного суда РФ):
Мы нашли только одно судебное дело, где правообладатель проиграл. Он злоупотребил своими правами — его представители заказали у ответчика торт с изображениями Лунтика и Смешариков, хотя в свободной продаже в кондитерской ответчика таких не было (дело №А13-15191/2018). Если предпринимателю удастся добиться, чтобы суд удовлетворил иск частично или снизил размер компенсации, он может потребовать возместить судебные расходы (ст. 110 АПК РФ).
Стороны, которые участвуют в суде, должны сами доказать свою правоту и собрать необходимые доказательства (ст. 65 АПК РФ). Если не уверены, что справитесь самостоятельно, наймите хорошего юриста, лучше специалиста по интеллектуальным правам. Он поможет вам собрать нужные аргументы для того, чтобы суд снизил компенсацию или вообще оставил иск без удовлетворения.
Заключить мировое соглашение. Мировое соглашение — это сделка между истцом и ответчиком о том, что они прекращают спор. В отличие от досудебного соглашения его заключают в суде. Мировое соглашение можно подписать в любой момент судебного разбирательства. Стороны сами договариваются об условиях (ст. 141 АПК РФ, ст. 139 АПК РФ).
Если истец и ответчик заключили между собой мировое соглашение, они не могут подать в суд друг на друга по тому же делу еще раз (ст. 220 ГПК РФ).
Проигнорировать претензию и ничего не делать. Суд все равно пройдет, но без предпринимателя. Скорее всего, суд удовлетворит иск полностью, и предпринимателю придется выплатить ту сумму, какую потребует правообладатель.
Памятка
За продажу нелицензионных товаров с мультяшками правообладатели могут предъявить претензию. Если бизнесмен откажется платить компенсацию, на него подадут в суд за нарушение авторского права и права на товарный знак.
Разрешить спор с правообладателем можно тремя способами:
Для того, чтобы суд снизил компенсацию до минимума, нужно подготовить грамотный ответ на исковое заявление — обратитесь к юристу по интеллектуальным правам.
Игнорировать иск — не выход. Суд все равно состоится, и предпринимателю придется выплатить компенсацию правообладателю.
Шаблонами документов с нами поделился Александр Слюняев.
Претензия о нарушении авторских прав
Несанкционированное использование при этом может как обойтись без последствий, так и вызвать претензию о нарушении авторских прав, поступившую от их правообладателя. Рассмотрим ситуацию с точки зрения автора (правообладателя) и с точки зрения нарушителя.
Договор как основа претензии
Претензия – это часть договорных правоотношений в их спорной фазе. И правоотношения в области интеллектуальной собственности – не исключение, так как существует множество договоров, так или иначе связанных с авторским правом.
Нарушить авторские права в рамках договора несложно. Например, притом, что договор запрещает передачу прав на публикацию авторского произведения третьим лицам, контрагент автора тем не менее нарушает это ограничение. Как следствие нарушения появляется претензия автора, требующая обычно не только расторжения договора и устранения нарушений, но и возмещения материального ущерба в рамках, предусмотренных договором.
Но договор может носить и характер оферты. Дело в том, что авторские права распространяются на некое продающееся или выставленное на общий обзор произведение (изобретение, изображение и т.д.), к которому имеют открытый доступ множество людей.
Например, персональный блог фотографа в Интернете, в котором он публикует свои фотографии. При этом сам блог содержит предупреждение, что материалы являются объектом авторских прав и их распространение и использование возможно только с разрешения автора.
То есть уже имеется квалифицирующий состав договора на базе публичной оферты.
Автор приглашает пользователей Интернета к просмотру и использованию с условием соблюдения его авторских прав, а пользователь, начиная просмотр, акцептирует оферту.
Рассмотрим еще один вариант нарушения прав автора.
Предположим, что фотография была взята не из блога автора, а из другого источника, без предупреждения об авторских правах на снимок, но и без указания о праве свободного использования. Будет ли это внедоговорным нарушением авторских прав? В известной степени да, хотя, если следовать квалификации неумышленных правонарушений, пользователь должен был знать или допускать, что у фотографии есть автор.
Дело в том, что в основе гражданской ответственности лежит понятие гражданского деликта, то есть гражданского правонарушения. Вне зависимости от того, умышленным или неумышленным был деликт, он является нарушением права автора на свое правоотношение.
А значит, казалось бы, внедоговорное нарушение все равно будет иметь характер договорного на условиях оферты. То есть будет служить основанием для написания претензии.
Претензия с точки зрения нарушителя
Обычно мы говорим, что претензия не порождает обязательств. То есть поступление претензии не обязывает ее адресата ответить на нее либо предпринять меры по устранению нарушений и выплатить материальный ущерб, если претензия будет содержать это требование. Обязанность возникнет только в случае, если автор претензии обратится в суд и его иск будет удовлетворен.
В отношении претензии о нарушении авторских прав действует то же правило.
Вернемся к нашему примеру с фотографом. Нужно помнить, что если при поступлении претензии иной раз достаточно удалить с сайта пиратский контент, и спорная ситуация разрешится, то в случае, если автор обратится в суд, взыскание будет огромным, включая:
То есть использование двух-трех фотографий может привести к иску в 100 и более тысяч рублей. Поэтому игнорировать требования автора претензии не стоит.
Ошибочно можно решить, что претензия, направленная фотографом через электронные средства связи, не будет служить доказательством направления претензии для суда. Это неверная тактика. Интернет уже породил нео-юстицию и направление претензии посредством электронного письма давно считается законным способом извещения.
Поэтому, при получении претензии первое, что следует сделать – это удалить объекты, нарушающие авторские права, а уже потом обратиться к юристам и вступить в переговоры с автором.
Претензия с точки зрения автора
Обнаружив нарушение своих авторских прав, автор имеет право как сразу обратиться в суд, так и направить претензию нарушителю в порядке досудебного рассмотрения спора. И то, и другое будет законным.
Подтвердить свое авторское право не сложно, будет достаточно:
Подготовив доказательную базу по авторству, следует осуществить фиксацию факта нарушения авторских прав. Скриншоты, URL, заверенные нотариально – это одни из наиболее распространенных способов фиксации.
Наличие доказательств сделает нарушителей более сговорчивыми в переговорах и, возможно, компенсацию удастся получить и без обращения в суд, только на основании претензии.
Не стоит писать претензию или звонить нарушителю, не собрав доказательства нарушения. Этим вы лишите себя возможности получения компенсации.
Сама форма и содержание претензии не регламентированы в законодательстве РФ, поэтому пишется претензия в произвольной форме, близкой к обычной жалобе.
С точки зрения содержания претензия должна включать в себя:
Сведения о нарушителе авторских прав
В Интернете нарушитель безлик, то есть непригоден для направления ему претензии. Таким образом, для предъявления требований в порядке досудебного спора или в порядке искового производства, потребуется выяснить личность нарушителя.
Самостоятельно это сделать сложно. Удобнее будет обратиться к юристу, специализирующемуся в вопросах авторского права, у которого есть возможность установления личности анонима путем выяснения хостера сайта, места регистрации, направления адвокатских запросов и т.д.
В каких спорах по интеллектуальной собственности обязателен претензионный порядок?
Судебные споры в сфере интеллектуальной собственности, равно как и споры по другим категориям, имеют свои особенности в части подготовки истца перед обращением в суд с иском.
Безусловно, к любому судебному процессу перед его инициированием необходимо готовиться. Как минимум, нужно собрать доказательства, подготовить исковое заявление, направить эти документы в суд.
Вместе с тем не всегда этих мер достаточно для того, чтобы суд рассмотрел по существу поступивший на его рассмотрение спор, в некоторых случаях перед обращением в суд от истца требуется соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, к которому также относится претензионный порядок.
По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Проанализировав приведенную норму, можно сделать вывод, что ее положения подлежат применению по следующим спорам в сфере интеллектуальной собственности:
— о взыскании задолженности или неосновательного обогащения по договорам о распоряжении исключительным правом;
— о расторжении договора о распоряжении исключительным правом (в этом случае документ может называться уведомление о расторжении договора).
Данный вывод следует из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) к договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права и к лицензионным (сублицензионным) договорам, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420 – 453 ГК РФ).
В то же время в абзаце втором части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
Для того чтобы разобраться, в каких спорах по интеллектуальной собственности досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора является обязательным, предлагаю обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой закреплено правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
В пункте 5.1 статьи 1252 ГК РФ указано, что в случае, если правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии.
Иск о возмещении убытков или выплате компенсации может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа на нее в тридцатидневный срок со дня направления претензии, если иной срок не предусмотрен договором.
При этом считаю важным отметить, что если по делу о нарушении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в котором в качестве способа восстановления нарушенного права может быть применено взыскание убытков или компенсации, а нарушителем или правообладателем является физическое лицо, спор в этом случае подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Как известно, при рассмотрении гражданских споров в судах общей юрисдикции подлежит применению Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который в отличии от Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает по такой категории споров обязательный претензионный порядок.
Кроме того, в абзаце 3 пункта 5.1. статьи 1252 ГК РФ содержится уточнение, которое заключается в том, что обязательный претензионный порядок не распространяется на споры о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; об изъятии материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации; о публикации решения суда о допущенном нарушении; об изъятии из оборота и уничтожении орудий, оборудования или иных средств, которые главным образом используются или предназначены для совершения нарушения исключительных прав.
Также некая аналогия претензионного порядка урегулирования спора применяется к делам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Пунктом 1 статьи 1486 ГК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, направляет такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Предложение заинтересованного лица направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором Российской Федерации.
Если в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица правообладатель не подаст заявление об отказе от права на товарный знак и не заключит с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо в тридцатидневный срок по истечении указанных двух месяцев вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела по спорам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования в качестве суда первой инстанции рассматривает Суд по интеллектуальным правам.
Таким образом, заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак, должно перед обращением в Суд по интеллектуальным правам направить правообладателю товарного знака предложение. При этом такое предложение по своей сути является аналогом претензионного письма.
Причем следует отметить, что документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, отнесены к формальным требованиям к составу документов, прилагаемых к заявлению, предусмотренному частью 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные документы подтверждают наличие условий, необходимых для возбуждения производства по делу.
Непредставление доказательств, соблюдения истцом претензионного или иного досудебного порядка, является основанием для оставления искового заявления без движения в соответствии с частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд также вправе возвратить исковое заявление, не оставляя его без движения, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, при условии, что такой порядок является обязательным в силу закона (пункт 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если уже после принятия иска к производству суд установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, но под это правило не попадают случаи, когда его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем возвращение искового заявления или его оставление без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после соблюдения претензионного порядка.
Подводя итог, я хотел бы изложить следующую правовую позицию. Обязательный досудебный порядок разрешения спора является не барьером для обращения в суд, а способом разрешения спора мирным путем (пункт I Рекомендации N R (86) 12 Комитета министров Совета Европы «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» (принята 16.09.1986 на 399-м заседании представителей министров). Решение спора самими сторонами миром позволяет, в том числе минимизировать вероятность возникновения дальнейших противоречий между ними и в целом снижает конфликтность. Разрешение спора мирным путем решает задачу содействия становлению и развитию партнерских деловых отношений (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»).
Таким образом, цель обязательного досудебного порядка разрешения спора состоит в попытке разрешения спора мирным путем без привлечения суда или иных посредников для такого разрешения.
Причем урегулирование спора до суда позволяет в большинстве случаев не только сохранить или наладить партнерские отношения между спорящими сторонами, но и минимизировать их расходы, в том числе на юристов, госпошлину, сбор доказательств и прочие.