досудебная претензия о нарушении авторских прав
Товары с мультяшками: что делать, если пришла претензия
В 2018 году правообладатели Маши и Медведя, Свинки Пеппы и других мультяшек обнаружили 8000 случаев продажи нелицензионных товаров с героями мультиков и заставили продавцов выплатить компенсацию. Часто предприниматели не подозревают, что продают нелицензионный товар. Рассказываем, что делать, если за мультяшек требуют компенсацию.
Все мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Те, кто решит шить одежду, печь торты, делать игрушки с изображениями мультгероев, должны заключить договор с правообладателем. Если такого договора нет, товар становится контрафактным (ст. 1515 ГК РФ).
За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал о том, что товар контрафактный (ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 1250 ГК РФ).
Подробнее о товарном знаке и где взять лицензионные игрушки читайте в нашей статье «Как продавать товары с мультяшками и не попасть в суд».
Как правообладатели узнают о продаже контрафакта
Правообладатели или их представители устраивают проверки. Они приходят в магазин как обычные покупатели, берут товар с мультяшкой, расплачиваются и уходят. Процесс покупки снимают на скрытую камеру.
Если правообладатель обнаруживает, что купленный товар нелицензионный, он отправляет бизнесмену претензию. Это письмо, в котором правообладатель просит убрать с полок нелицензионный товар и выплатить компенсацию. А если бизнесмен не согласится — угрожает подать на него в суд (ст. 1252 ГК РФ).
По закону правообладатель может потребовать от предпринимателя компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):
В претензии правообладатель перечисляет, что предприниматель нарушил, и требует компенсацию за ущерб. Источник: группа Вконтакте
В претензии правообладатель перечисляет, что предприниматель нарушил, и требует компенсацию за ущерб. Источник: группа Вконтакте
Что делать, если пришла претензия
Уточните требования и убедитесь, что они адресованы вам. Для этого позвоните по указанным в претензии номерам телефонов.
Проверьте адресанта. Убедитесь, что он является представителем правообладателя. Погуглите название компании или фамилию человека, который прислал вам документ. В интернете полно информации об официальных представителях мультяшек.
Например, пришла претензия от Цуканова М.А., который представляет компанию «Медиа-НН». Наберите в строке поиска фамилию и инициалы представителя и название компании
Например, пришла претензия от Цуканова М.А., который представляет компанию «Медиа-НН». Наберите в строке поиска фамилию и инициалы представителя и название компании
По первой же ссылке видим информацию о «Медиа-НН» и то, что Цуканов был истцом нескольких судебных дел компании
По первой же ссылке видим информацию о «Медиа-НН» и то, что Цуканов был истцом нескольких судебных дел компании
Если претензия пришла не от сотрудника компании, а от юриста со стороны, попросите прислать вам документы, которые подтверждают его полномочия. На доверенности должны быть подпись руководителя компании и печать. Доверенность оформляют в письменном виде, поэтому вам должны прислать скан. Крупные компании предпочитают заключить такие договоры у нотариуса на бланке. Если вам пришел скан обычного листа, пусть и с логотипами правообладателя, свяжитесь напрямую с правообладателем. Уточните, действительно ли человек, который прислал вам претензию — его представитель (ст. 61 АПК РФ, ст. 185 ГК РФ).
Проверьте банковские реквизиты. Если в претензии указаны банковские реквизиты представителя, посмотрите в доверенности, есть ли у него полномочия принимать деньги для компании. Если нет, пишите заявление в полицию о мошенничестве (ст. 182 ГК РФ).
Проверьте товарный знак в базе. Номер товарного знака обязательно должен быть указан в претензии. Сверьте даты регистрации товарного знака и покупки товара. Если представитель правообладателя купил игрушку до того, как товарный знак зарегистрировали, он не может предъявлять претензий. Этот аргумент можно использовать в суде.
Проверьте правила использования товарного знака. В описании к товарному знаку указано, на каких товарах он может быть использован. Посмотрите, есть ли ваш товар в этом списке. Если нет — это аргумент в вашу пользу.
В списке товарного знака №505856 почти сотня товаров
В списке товарного знака №505856 почти сотня товаров
Ответьте на претензию. Компенсации, которые требует правообладатель или его представитель, обычно завышены — не соглашайтесь на первоначальные условия. Сформулируйте ответ на претензию. Ответить нужно в течение указанного в ней срока.
Уберите проблемный товар с полок. Такое требование указано в претензии — выполните его.
Как реагировать на претензию
Когда бизнесмен проверил все документы и убедился, что претензия адресована ему, у него есть несколько вариантов.
Заключить досудебное соглашение. Если вы не хотите идти в суд и согласны выплатить правообладателю компенсацию, в ответе на претензию предложите заключить досудебное соглашение. Стороны сами определяют условия досудебного соглашения. Можно договориться с правообладателем или его представителем о том, чтобы снизить размер компенсации. Досудебное соглашение можно оформить самостоятельно или с посредником — медиатором (закон №193-ФЗ).
Судиться. Прежде чем судиться, погуглите: в соцсетях есть группы, где предприниматели обмениваются информацией о судах по интеллектуальным правам. В них есть примеры документов и можно посоветоваться с теми, кто уже судился.
Суды по товарным знакам и авторским правам
ИП против узаконенного грабежа
Юридическая поддержка ИП. Иски правообладателей
Если вы решили судиться, в ответе на претензию напишите, что не согласны с ней, и ждите иска. Когда он придёт, напишите отзыв на исковое заявление: в нём подробно объясните свои возражения (ст. 131 АПК РФ). Отправить отзыв можно по почте, а если вы зарегистрированы на «Госуслугах» — в электронном виде через систему «Мой арбитр».
Прикрепите к отзыву копии товарных накладных и чеков. Если предприниматель продал одним чеком несколько товаров с одним и тем же товарным знаком — это одно нарушение. Если на товаре изображено несколько товарных знаков — тоже одно нарушение. Используйте эти факты в свою пользу (дело №А32-3419/2014, ст. 1252 ГК РФ).
Суд учтёт, сколько раз бизнесмен попадался на контрафакте, убыток правообладателя, материальное положение бизнесмена, есть ли у него несовершеннолетние дети и другие факторы.
Например, суд может назначить компенсацию ниже минимального размера, если (постановление Конституционного суда РФ):
Мы нашли только одно судебное дело, где правообладатель проиграл. Он злоупотребил своими правами — его представители заказали у ответчика торт с изображениями Лунтика и Смешариков, хотя в свободной продаже в кондитерской ответчика таких не было (дело №А13-15191/2018). Если предпринимателю удастся добиться, чтобы суд удовлетворил иск частично или снизил размер компенсации, он может потребовать возместить судебные расходы (ст. 110 АПК РФ).
Стороны, которые участвуют в суде, должны сами доказать свою правоту и собрать необходимые доказательства (ст. 65 АПК РФ). Если не уверены, что справитесь самостоятельно, наймите хорошего юриста, лучше специалиста по интеллектуальным правам. Он поможет вам собрать нужные аргументы для того, чтобы суд снизил компенсацию или вообще оставил иск без удовлетворения.
Заключить мировое соглашение. Мировое соглашение — это сделка между истцом и ответчиком о том, что они прекращают спор. В отличие от досудебного соглашения его заключают в суде. Мировое соглашение можно подписать в любой момент судебного разбирательства. Стороны сами договариваются об условиях (ст. 141 АПК РФ, ст. 139 АПК РФ).
Если истец и ответчик заключили между собой мировое соглашение, они не могут подать в суд друг на друга по тому же делу еще раз (ст. 220 ГПК РФ).
Проигнорировать претензию и ничего не делать. Суд все равно пройдет, но без предпринимателя. Скорее всего, суд удовлетворит иск полностью, и предпринимателю придется выплатить ту сумму, какую потребует правообладатель.
Памятка
За продажу нелицензионных товаров с мультяшками правообладатели могут предъявить претензию. Если бизнесмен откажется платить компенсацию, на него подадут в суд за нарушение авторского права и права на товарный знак.
Разрешить спор с правообладателем можно тремя способами:
Для того, чтобы суд снизил компенсацию до минимума, нужно подготовить грамотный ответ на исковое заявление — обратитесь к юристу по интеллектуальным правам.
Игнорировать иск — не выход. Суд все равно состоится, и предпринимателю придется выплатить компенсацию правообладателю.
Шаблонами документов с нами поделился Александр Слюняев.
Претензия о нарушении авторских прав
Несанкционированное использование при этом может как обойтись без последствий, так и вызвать претензию о нарушении авторских прав, поступившую от их правообладателя. Рассмотрим ситуацию с точки зрения автора (правообладателя) и с точки зрения нарушителя.
Договор как основа претензии
Претензия – это часть договорных правоотношений в их спорной фазе. И правоотношения в области интеллектуальной собственности – не исключение, так как существует множество договоров, так или иначе связанных с авторским правом.
Нарушить авторские права в рамках договора несложно. Например, притом, что договор запрещает передачу прав на публикацию авторского произведения третьим лицам, контрагент автора тем не менее нарушает это ограничение. Как следствие нарушения появляется претензия автора, требующая обычно не только расторжения договора и устранения нарушений, но и возмещения материального ущерба в рамках, предусмотренных договором.
Но договор может носить и характер оферты. Дело в том, что авторские права распространяются на некое продающееся или выставленное на общий обзор произведение (изобретение, изображение и т.д.), к которому имеют открытый доступ множество людей.
Например, персональный блог фотографа в Интернете, в котором он публикует свои фотографии. При этом сам блог содержит предупреждение, что материалы являются объектом авторских прав и их распространение и использование возможно только с разрешения автора.
То есть уже имеется квалифицирующий состав договора на базе публичной оферты.
Автор приглашает пользователей Интернета к просмотру и использованию с условием соблюдения его авторских прав, а пользователь, начиная просмотр, акцептирует оферту.
Рассмотрим еще один вариант нарушения прав автора.
Предположим, что фотография была взята не из блога автора, а из другого источника, без предупреждения об авторских правах на снимок, но и без указания о праве свободного использования. Будет ли это внедоговорным нарушением авторских прав? В известной степени да, хотя, если следовать квалификации неумышленных правонарушений, пользователь должен был знать или допускать, что у фотографии есть автор.
Дело в том, что в основе гражданской ответственности лежит понятие гражданского деликта, то есть гражданского правонарушения. Вне зависимости от того, умышленным или неумышленным был деликт, он является нарушением права автора на свое правоотношение.
А значит, казалось бы, внедоговорное нарушение все равно будет иметь характер договорного на условиях оферты. То есть будет служить основанием для написания претензии.
Претензия с точки зрения нарушителя
Обычно мы говорим, что претензия не порождает обязательств. То есть поступление претензии не обязывает ее адресата ответить на нее либо предпринять меры по устранению нарушений и выплатить материальный ущерб, если претензия будет содержать это требование. Обязанность возникнет только в случае, если автор претензии обратится в суд и его иск будет удовлетворен.
В отношении претензии о нарушении авторских прав действует то же правило.
Вернемся к нашему примеру с фотографом. Нужно помнить, что если при поступлении претензии иной раз достаточно удалить с сайта пиратский контент, и спорная ситуация разрешится, то в случае, если автор обратится в суд, взыскание будет огромным, включая:
То есть использование двух-трех фотографий может привести к иску в 100 и более тысяч рублей. Поэтому игнорировать требования автора претензии не стоит.
Ошибочно можно решить, что претензия, направленная фотографом через электронные средства связи, не будет служить доказательством направления претензии для суда. Это неверная тактика. Интернет уже породил нео-юстицию и направление претензии посредством электронного письма давно считается законным способом извещения.
Поэтому, при получении претензии первое, что следует сделать – это удалить объекты, нарушающие авторские права, а уже потом обратиться к юристам и вступить в переговоры с автором.
Претензия с точки зрения автора
Обнаружив нарушение своих авторских прав, автор имеет право как сразу обратиться в суд, так и направить претензию нарушителю в порядке досудебного рассмотрения спора. И то, и другое будет законным.
Подтвердить свое авторское право не сложно, будет достаточно:
Подготовив доказательную базу по авторству, следует осуществить фиксацию факта нарушения авторских прав. Скриншоты, URL, заверенные нотариально – это одни из наиболее распространенных способов фиксации.
Наличие доказательств сделает нарушителей более сговорчивыми в переговорах и, возможно, компенсацию удастся получить и без обращения в суд, только на основании претензии.
Не стоит писать претензию или звонить нарушителю, не собрав доказательства нарушения. Этим вы лишите себя возможности получения компенсации.
Сама форма и содержание претензии не регламентированы в законодательстве РФ, поэтому пишется претензия в произвольной форме, близкой к обычной жалобе.
С точки зрения содержания претензия должна включать в себя:
Сведения о нарушителе авторских прав
В Интернете нарушитель безлик, то есть непригоден для направления ему претензии. Таким образом, для предъявления требований в порядке досудебного спора или в порядке искового производства, потребуется выяснить личность нарушителя.
Самостоятельно это сделать сложно. Удобнее будет обратиться к юристу, специализирующемуся в вопросах авторского права, у которого есть возможность установления личности анонима путем выяснения хостера сайта, места регистрации, направления адвокатских запросов и т.д.
Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав
Подписаться на
рассылку
Отправляем полезные письма о бизнесе, сайтах и хостинге каждые 2 недели
Рассказываем, как сохранить заказы и контент на сайте.
Вы когда-нибудь получали письмо с претензией о нарушении авторских прав? Продажа товаров и использование контента без согласия правообладателя – серьезный риск для владельцев интернет-магазинов. Зачастую правообладатель требует закрытия доступа к страницам сайта с незаконным содержанием. Для этого он отправляет досудебную претензию о нарушении авторских прав.
Такое письмо могут получить и владельцы интернет-магазинов, которые продают товары законно.
Антон: «Как я потерял прибыль и заказы»
Антон из СтройРем – руководитель бизнеса и мастер своего дела. По натуре темпераментный и нетерпеливый человек. Занимается продажей строительных инструментов и материалов в интернет-магазине.
Хит продаж в СтройРем – товары бренда МакАллистер. Это любимый производитель всех, кто неравнодушен к ремонту. Основное производство фирмы сосредоточено на профессиональных электроинструментах.
В начале января резко упали продажи товаров МакАллистер. Статистика показывала нулевую посещаемость, хотя инструменты этого бренда добавляют в каждую третью покупку. При переходе на страницу загружалась ошибка 403. Она появляется при загрузке сайта или страниц, к которым ограничен доступ.
Первым делом Антон зашел в административную панель сайта. Все страницы были активны, но не загружались. Он сбросил кэш, но на страницах товаров МакАллистер загружалась все та же ошибка. Попробовал отключить и включить страницы, результат был тот же.
Антон понял, что не справится самостоятельно, и обратился к программисту. Тот сделал вывод, что доступ к сайту ограничен администратором хостинга и обращаться нужно к нему.
Антон позвонил в техподдержку хостинг-провайдера и сходу начал обвинять хостинг в безответственности, нарочном отключении сайта и лишении его дохода.
Специалист миновал негатив и перешел к делу: попросил Антона продиктовать данные тарифа хостинга и рассказать о проблеме с сайтом.
Антон постарался без раздражения объяснить ситуацию, хотя внутри все кипело. Специалист техподдержки выслушал и объяснил, что проблема возникла из-за предупреждения БрендРевизора. Он сказал, что отправлял письмо с претензией раньше и сейчас вышлет копию повторно. Теперь Антон понял, что действительно упустил их из виду. Специалист добавил, что решить проблему можно единственным способом – отправить БрендРевизору документы, которые смогут доказать легальную торговлю. Тогда конфликт будет урегулирован, а ссылкам восстановлен доступ.
Почему отключили сайт
Проблема возникла 30 декабря, когда сотрудники СтройРем праздновали удачное завершение года на корпоративе. На рабочую почту поступило сообщение от БрендРевизора.
БрендРевизор нанимают для защиты от незаконной торговли в интернете. Официальный дистрибьютор марки МакАллистер в России использует услуги этой компании. Ревизоры мониторят продукцию брендов в онлайне. При обнаружении незаконного использования логотипов или фотографий бренда направляют досудебную претензию владельцу сайта и хостингу. Конфликт быстро решается, если компании высылают подтверждающие документы.
Из-за молчания владельца сайта БрендРевизор отправил претензию хостинг-провайдеру и прикрепил документы:
патент на товарный знак,
доверенность о том, что БрендРевизор могут действовать во всех правоотношениях, связанных с правонарушением интеллектуальных прав.
Претензия к СтройРем о незаконном использовании авторских прав
Патент на товарный знак МакАллистер
Техподдержка хостинга переадресовала полученное сообщение владельцу сайта и написала, что нужно срочно принять меры по размещению списка товаров на сайте. Иначе хостинг-провайдер ограничит к ним доступ до прояснения ситуации.
Здравствуйте, Никитенко Антон Викторович!
На ваш сайт СтройРем поступила досудебная претензия от компании ООО «БрендРевизор» о незаконном использовании товарных знаков «МакАллистер». Во вложении находится скан-копия претензии и полученный пакет документов.
Вам необходимо срочно подготовить ответ на претензию и предоставить документальное подтверждение правомерности использования товарного знака, либо удалить указанные в претензии страницы, содержащие упоминание спорного товарных знака. В случае отсутствия ответа на претензию до 2019-12-31 мы оставляем за собой право произвести полную блокировку аккаунта в соответствии с п. 3.2.4. Оферты об оказании услуг: https://reddock.ru/docs/oferta/.
Хостинг-провайдеру пришлось ограничить доступ по перечисленным в претензии ссылкам.
Как Антон решил проблему
После звонка в техподдержку хостинга Антон отправил договор купли-продажи БрендРевизору. Ревизоры проверили договор и ответили хостинг-провайдеру о регулировании конфликта:
Вопрос по сайту СтройРем был урегулирован с правообладателем. Просьба считать претензию отозванной. Просим не предпринимать никаких дальнейших действий в отношении сайта. Спасибо за содействие.
С уважением, ООО “БрендРевизор”
Олеся: «Как я сохранила заказы»
Олеся из ЧудоДом – владелец интернет-магазина товаров для дома и офиса. Она противоположность Антона: в ее офисе царит спокойствие и порядок. Потеряться в поисках документов невозможно, каждому из них определено место.
На рабочую почту магазина пришло письмо от техподдержки хостинга, на котором размещен сайт. В нем:
претензия от представителя бренда Бош о нарушении авторских прав,
патент правообладателя на товарный знак,
требование удалить перечисленные товары с сайта.
Как быстро решить ситуацию
Олеся не растерялась и подготовила письменный ответ на претензию. К нему прикрепила:
Товарные накладные, подтверждающие приобретение товаров у официального дилера.
Отправила его на почту хостинг-провайдера и компании БрендРевизор.
Вся продукция Бош на сайте ЧудоДом оригинальная и приобретается в авторизованного постановщика ООО «Центр Бытовой Техники» договор прилагаем.
Здравствуйте, Олеся Ивановна! Спасибо за оперативное решение. Отличного дня.
Что сказано в законе
Любое использование интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя считается незаконным. Авторские права охраняются:
Гражданским Кодексом РФ (ст. 1229, 1300, 1301),
Федеральным Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 15.7).
Правообладатель может потребовать блокировку сайта в течение 24 часов и обратиться с заявлением в суд. Компенсация за нарушение авторских прав составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей.
Что будет, если все оставить как есть
Если вы проигнорируете письмо – проблема не решится сама собой. Давайте разберемся, как хостинг-провайдер действует по закону.
Согласно п. 2 ч. 3 статьи 1253.1 Гражданского Кодекса РФ информационный посредник должен своевременно принять необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.
Уведомляет о полученной претензии.
Дает время на оперативное разрешение ситуации.
Если проблема не решается, то доступ к контенту ограничивается.
Для нас важно сохранить ваш проект в целости и сохранности: делаем все для отстаивания ваших прав. Мы связываемся с вами всеми способами – пишем на электронную почту и звоним по номерам, которые указаны в анкете, на сайте, в соцсетях вашего проекта и других источниках. Если ответ не поступает, дублируем сообщения и ищем новые контакты для связи.
Понимаем, что от наших действий зависит многое, и делаем максимум. Но только от вас зависит все. Пожалуйста, проверяйте почту не только в папке «Входящие», но и в спаме. Рекомендуем скачать приложение почты, которой вы пользуетесь, и включить оповещения о новых письмах. Если нет интернета, то не игнорируйте входящие звонки. Если вы не отвечаете, то закон нас вынуждает закрывать доступ к спорному контенту. Мы заботимся о вашем бизнесе, поэтому страницы сайта или товары из претензии не удаляем, а лишь блокируем.
По всем вопросам обращайтесь в техподдержку. С радостью поможем в любой ситуации!