доверенность на исполняющего обязанности генерального директора образец
Исполняющий обязанности директора: образец доверенности 2019
Зачем нужна доверенность на исполняющего обязанности директора? Образец этого документа, актуальный на 2019 год, подготовлен нашими специалистами для читателей блога. Однако на первый взгляд не совсем понятно, почему нужно заполнять доверенность, если есть приказ о наделении замещающего лица функциями руководителя. О значении доверенности на исполняющего обязанности директора поговорим в материале.
Начальник тоже человек
Руководитель организации по той или иной причине может отсутствовать на своем рабочем месте. Однако директор является ключевой фигурой компании и в его отсутствие кто-то должен исполнять его обязанности. Для этого нужен приказ на исполняющего обязанности директора. Замена оформляется, если в уставе компании не прописано, что функции генерального директора организации исполняют несколько сотрудников (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
В общем случае, обязанности генерального директора, что вполне логично, возлагаются на его заместителя. В этом случае издается приказ о временно исполняющем обязанности директора. Однако помимо приказа нужно оформить доверенность на исполняющего обязанности директора с правом подписи (образец см. в конце статьи).
Порядок, в котором будет происходить временное замещение руководителя организации, можно предусмотреть в уставных документах компании. Например, в случае долгого отсутствия директора можно предусмотреть алгоритм назначения на должность нового руководителя компании (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Одним приказом не обойтись
Зачем же нужна доверенность на исполняющего обязанности? Ведь есть соответствующий приказ. Неужели его не достаточно?
Заменить директора на время его отсутствия может не только его заместитель, но и любой другой сотрудник компании. Никаких ограничений на временное выполнение функций руководителя организации любым подходящим работником действующее законодательство не содержит (п. 1 Порядка, утв. разъяснением от 29.12.1965 Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39).
Объясняется это следующим. Доверенность на исполняющего обязанности директора (на время отпуска, например) подтверждает полномочия сотрудника, которому переданы функции руководителя, для контрагентов. То есть этот документ призван служить доказательством того, что заместитель директора может представлять интересы компании в отношениях со сторонними лицами: организациями и «физиками».
Поэтому без образца доверенности на исполняющего обязанности генерального директора не обойтись. Подписать доверенность должен сам руководитель организации (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Максимальный срок действия такой доверенности – 1 год с момента выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
За исполнение обязанностей генерального директора замещающему его сотруднику положена доплата (ст. 151 ТК РФ). Возлагать на работника обязанности руководителя компании и не оплачивать такое совмещение нельзя.
Составляя доверенность указать следующие сведения:
Вопреки общему мнению печать организации на доверенности, выдаваемой организацией, ставить не обязательно. Главное – наличие подписи руководителя компании.
Специально для читателей наши специалисты подготовили доверенность на исполняющего обязанности директора: образец 2019, который можно скачать бесплатно на сайте.
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
Очередную статью для Палаты адвокатов подготовила Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ.
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают вопросы, касающиеся правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора), – в частности вопрос о том, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают потому, что действующее законодательство не дает четкого определения правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, в которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая
В организации есть действующий руководитель, его должность не является вакантной. Руководитель знает, что длительное время его на рабочем месте не будет (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск, пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из его заместителей). Исполняющий обязанности руководителя на период временного отсутствия последнего становится главой трудового коллектива организации. Работники должны исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью. Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее ее лицо уволилось по собственному желанию. Руководитель состоит с юридическим лицом не только в гражданско-правовых, но и в трудовых отношениях. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем, и руководитель организации в данном случае не исключение.
Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить на должность руководителя кандидатуру, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего его обязанности, и в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации. Срок его полномочий, как правило, ограничен, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя бывают случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности руководителя многие годы (что, впрочем, не противоречит закону).
В этом случае исполняющий обязанности руководителя организации является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников организации (ее акционеров, членов).
Вывод
Если в договоре есть ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: функционирует ли он при действующем руководителе организации или при его вакантной должности.
Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя
Оформляем временного директора
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В обоих случаях, кроме приказа, необходимо от имени юридического лица оформить временному руководителю доверенность на представление интересов компании «вовне».
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если он не указан в документе, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК РФ). Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам лицо, выдавшее доверенность, решает отменить ее раньше срока. Это его право. Такая возможность предоставлена доверителю Гражданским кодексом. В соответствии со ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми она выдавалась. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть документ.
Для чего нужна доверенность?
Как в приказе, так и в доверенности, следует четко определить, какие функции генерального директора передаются, в противном случае будет считаться, что передан весь объем полномочий первого руководителя.
Как разгрузить руководителя?
До этого момента мы говорили о передаче полномочий генерального директора на период его временного отсутствия. Но передача полномочий возможна (даже принята) и в случае, когда требуется просто разгрузить действующего руководителя, чтобы избавить его от ежедневной «текучки» и тем самым повысить эффективность управления компанией. При этом часть функций (как правило, на постоянной основе) передается кому-нибудь из его подчиненных. Например, начальнику кадровой службы.
В любом случае выполнение отдельных функций руководителя должно быть отражено в трудовом договоре с сотрудником и детально прописано в его должностной инструкции. По этому поводу в компании также должен быть издан соответствующий приказ.
На практике часто возникает такой вопрос: вправе ли руководитель компании подписывать различные документы (приказы, распоряжения) то тем вопросам, которые он передал в ведение другого сотрудника? Да, может. Ведь, делегируя полномочия, гендиректор не отказывается от них, а только делится ими. Он не теряет статуса первого лица компании и вправе действовать на основании полномочий, предоставленных ему в силу закона и учредительных документов.
Проблемный договор
В Информационном письме № 57 также говорится о том, что последующее одобрение сделки имеет правовое значение только в том случае, если исходит от органа или лица, уполномоченных в силу закона (учредительных документов или договора) заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
Сергей Л., генеральный директор строительной компании «Остров», на период отпуска с 01.09.2010 г. по 28.09.2010 г. передал свои полномочия по управлению фирмой начальнику планового отдела Константину Р. Он издал об этом соответствующий приказ, оформил доверенность на представительство с правом передоверия третьему лицу 10 и отбыл к месту отдыха. Константин в положенный срок приступил к обязанностям временного директора. Вскоре ему понадобилось (для разрешения нестандартной ситуации) вылететь на несколько дней на отдаленный строительный объект. ВРИО дал распоряжение подготовить для него командировочные документы и доверенность на передоверие полномочий генерального директора руководителю финансового отдела Михаилу Т., чтобы фирма на этот период не оставалась без хозяина. Однако Константин не оформил передоверие должным образом, то есть в нотариальном порядке. Временно возглавляя компанию, Михаил заключил несколько договоров о поставке строительных материалов. А генеральный директор, вернувшись из отпуска, подписал акты приемки, по которым поступил товар. Таким образом, сделка, совершенная неправомочным лицом, была впоследствии одобрена руководителем компании. Это свидетельствует о том, что договор следует считать действительным с самого момента его совершения (ч. 2 ст. 183 ГК РФ).
Подпись под сомнением
Неприятности, связанные с нарушением порядка передачи полномочий генерального директора, могут возникнуть и внутри компании. Например, в том случае, если кадровые документы сотрудников подписывает ненадлежащее лицо. Чаще всего подобные огрехи обнаруживаются в результате проверок Гострудинспекции или при обращении работника в отделение Пенсионного фонда за назначением пенсии.
Анализируя приведенный выше пример, отметим, что для работников, как правило, не наступает каких-либо негативных последствий, связанных с подписанием их трудовых договоров ненадлежащим лицом. Дело в том, что такую ситуацию можно вполне расценить как фактическое допущение к работе без оформления (в письменном виде) трудового договора. Правда, следует оговориться. При этом должно быть соблюдено условие, что каждый из сотрудников в свое время был фактически допущен к работе с ведома или по поручению надлежащего лица, то есть работодателя или его представителя (например, генерального директора).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
А вот ситуация, при которой работник Пенсионного фонда обнаружит в трудовой книжке сотрудника «странную» подпись, заставит поволноваться не только ответственное лицо компании, но и будущего пенсионера.
Мы рассказали о том, как важно с точки зрения закона правильно делегировать полномочия генерального директора. Но не менее важно определиться и с самой кандидатурой преемника. Это должен быть человек, на которого можно всецело положиться и от которого не последует каких-либо нежелательных «сюрпризов». Например, бывает так, что уполномоченное лицо, после того, как отпала необходимость в его услугах, «забывает» вернуть доверенность, срок которой еще не истек, а порой и злоупотребляет доверием, продолжая действовать от имени компании. Поэтому если у генерального директора есть какие-то сомнения в отношении кандидатуры представителя, лучше вовремя найти ему замену. А если доверенность нужна для выполнения каких-либо отдельных полномочий (например, заключения договоров с одной и той же компанией), то лучше сделать так. Выдать доверенность на руки не представителю, а непосредственно третьему лицу, допустим, директору компании, с которой должны будут заключаться договоры (ч. 1 ст. 185 ГК РФ).
Образец доверенности на исполнение обязанностей генерального директора
Всегда ли необходимо оформление временного исполнения обязанностей руководителя
Да, поскольку для управления организацией в случае отсутствия руководителя должен кто-то заниматься, соответственно у него должны быть оформлены полномочия на это, ему должна выплачиваться надбавка (в некоторых случаях, о которых расскажем ниже).
Генеральный директор, директор, президент или иным образом именуемый единоличный орган управления обществом с ограниченной ответственностью в силу ст. 40 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ обладает всей полнотой исполнительной власти и без доверенности (на основании устава) имеет право вести все дела от имени общества.
Следствием единоличного управления компанией является тот факт, что на период отсутствия генерального директора необходима передача его функций иному лицу с надлежащим оформлением полномочий. Данная необходимость может возникнуть в случае:
Разберемся, как все оформить.
Как оформить временное исполнение обязанностей руководителя
Порядок назначении исполняющего обязанности руководителя, и передачи полномочий, лучше оговорить в уставе фирмы. Так вы сможете избежать любых возможных проблем, а передача полномочий станет типовой процедурой.
Чтобы оформить передачу полномочий, нужно:
1. Подготовить дополнительное соглашение.
2. Подготовить приказ.
3. Подготовить доверенность, поскольку только руководитель может действовать от имени организации без доверенности.
Образцы этих документов можно скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.
Передача исполнения обязанностей обычному сотруднику (не заместителю), должна оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору с ним. Кроме того, ему нужно доплачивать. Роструд указал что размер доплаты должен оговариваться в соглашении с работникам. Законам он не определен, соответственно может быть любым.
Если же вы передаете полномочия заместителю, то необходимость доплаты зависит от положений его трудового договора и должностной инструкции. Передаваемые обязанности могут выполняться в рамках трудового договора и должностной инструкции, и в этом случае доплачивать не нужно.
Форма и образец доверенности
В соответствии с п. 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса доверенность на исполнение обязанностей руководителя имеет простую письменную форму и удостоверяется подписью последнего.
Рассматриваемый документ должен (в том числе в силу ст. 185 ГК) содержать следующие сведения:
Скачать образец доверенности можно в разделе «Документы и бланки» в начале статьи. Благодаря ему задача по безошибочному и грамотному составлению доверенности значительно упростится.
Итак, исполнение обязанностей руководителя может быть возложено как на замдиректора, так и любого другого работника. Передача полномочий заверяется генеральным директором общества, при этом в некоторых случаях работнику придется доплатить.
Больше полезной информации — в рубрике «Доверенность».
Как правильно оформить доверенность директора на исполняющего обязанности директора
Составление доверенности директором на исполняющего обязанности директора в некоторых случаях помогает упростить работу целой системы. Имея такой документ на руках, заместитель становится исполнителем управленческих функций и имеет право ставить свою подпись на важных документах, а также проводить сделки от имени руководителя.
Правила оформления
Руководитель любого предприятие имеет право пользоваться исполнительной властью без какой-либо доверенности. Но бывают случаи, когда его нет на месте, а нужно подписать документ или совершить сделку, именно в этот момент необходимо оформить доверенность на исполняющего обязанности генерального директора.
Как правило, оформить документ можно на любого сотрудника предприятия, но чаще всего это заместитель, так как он максимально осведомлен обо всех обязанностях руководителя. Стоит помнить, что перед тем как составлять подобный документ, нужно знать, что по закону заместителю в отсутствии руководителя придется выполнять все его функции без нарушений и злоупотреблений. Заместитель не должен пользоваться своим служебным положением и обязан действовать строго по регламенту и условиям, которые были указаны в доверенности.
Доверенность директора на исполняющего обязанности директора должна содержать весь перечень полномочий, которыми наделен заместитель в его отсутствие. Кроме этого, сотруднику, который временно становится руководителем, положена добавка к зарплате, это условие предусматривается статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации.
Образец доверенности на исполнение обязанностей генерального директора содержит в себе следующую информацию:
В конце документа должна присутствовать подпись самого руководителя, а также обязана стоять фирменная печать.
Причины составления
Принято, что руководитель предприятия должен всегда присутствовать на своем рабочем месте. Но не стоит забывать о том, что он тоже человек, который может заболеть или просто хочет отдохнуть. Доверенность директора на исполняющего обязанности директора составляется в следующих ситуациях:
В этих ситуациях передаются все полномочия по управлению компании. Но бывает так, что руководство доверяет выполнение всего нескольких функций.
Такая ситуация образуется в результате сильной занятости директора фирмы. В этом случае оформляется доверенность и в ней прописываются конкретные действия, которые может осуществлять доверенное лицо, например, подписывать ряд документов или же набирать сотрудников. Все условия выполнения обязанностей должны быть прописаны в доверенности.
Прекращение действий
Доверенность директора на исполняющего обязанности директора может досрочно прекратить свое существование. На это могут повлиять разные причины, например:
Это самые распространенные случаи, когда доверенность может быть преждевременно расторгнута. Окончание срока действия также является причиной прекращения выполнения полномочий.
Разновидность доверенности
Составление любой доверенности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, на территории страны существуют три вида доверенности, а именно:
Генеральная доверенность позволяет доверенному лицу выполнять все полномочия и подписывать важные документы. Многих интересует, может ли исполняющий обязанности директора выдавать доверенность другим лицам? Конечно, может, если это условия прописано и обговорено заранее.
Разовый документ создается для конкретных действий. Например, для подписания важного контракта или для получения товара. Но стоит помнить, что после выполнения конкретного обязательства документ считается недействительным.
Специальная доверенность создается с целью неоднократного выполнения конкретных функций.
Кто выдает и подписывает документ
Перед тем как выдавать временную доверенность, необходимо соблюдать все требования по оформлению. При неверном составлении документ может считаться недействительным и не иметь юридическую силу. В доверенности должна присутствовать:
Кроме этого, созданная доверенность на временно исполняющего обязанности директора должна регистрироваться в специальном журнале учета. После того как все правила соблюдены, доверенное лицо получает один экземпляр документа на руки и только после этого может приступать к выполнению своих обязанностей.
Что необходимо для назначения заместителя
Руководитель, перед тем как выбрать и назначить сотрудника, который будет исполнять его обязанности должен изучить все нормы статьи 60.2 Трудового кодекса. Директор фирмы перед назначением обязан:
Основанием для составления временной доверенности на исполняющего обязанности директора всегда служит приказ руководителя предприятия о назначении на должность.