доверенность на получение квартиры сироте образец
Все про доверенность
Зачем она нужна, как ее составить и что учесть
Если у вас нет времени или возможности получить почту, подготовить документы, продать квартиру или совершить другое юридическое действие, поможет доверенность.
С доверенностью можно передать часть своих прав, например получить вклад или забрать автомобиль со штрафстоянки.
В доверенностях не все так просто, как кажется. Эта статья — о тонкостях их оформления.
Что такое доверенность
Доверенность — это документ, который дает право одному человеку действовать от имени другого или от имени организации. В доверенности есть две стороны. Доверитель — тот, кто доверяет; и представитель, или доверенное лицо, — это тот, кому доверяют.
С точки зрения закона доверенность — это односторонняя сделка. Чтобы ее оформить, достаточно желания только доверителя. Присутствие или согласие представителя не требуется, но он вправе отказаться от доверенности.
Доверенности могут выдавать граждане и организации. В этой статье мы будем говорить только про доверенности от имени граждан.
Доверитель и представитель должны быть совершеннолетними и дееспособными. От имени детей и недееспособных граждан доверенности выдают их законные представители: родители, опекуны или усыновители. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут оформить доверенность на те действия, которые по закону они уже могут совершать самостоятельно — например, открыть вклад в банке.
В одной доверенности от имени доверителя и представителя могут выступать несколько человек. Например, три собственника квартиры могут доверить ее продажу одному представителю. Или один доверитель может выдать доверенность на участие в суде сразу трем юристам.
Доверенное лицо не может совершать сделки от имени доверителя в отношении самого себя и в отношении другого доверителя, представителем которого он выступает. Например, представитель не может сам купить квартиру, если на него оформлена доверенность для ее продажи. И не может продать эту квартиру другому человеку, доверенным лицом которого выступает.
Что нужно указать в доверенности
Доверенность действительна, если в ней есть минимум четыре реквизита: дата составления, сведения о доверителе и представителе, полномочия и подпись доверителя.
Дата составления. Может быть указана числом или прописью. Это очень важная информация, потому что именно от даты составления доверенности отсчитывается срок полномочий представителя.
Сведения о доверителе и представителе. К ним относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные, адрес регистрации.
Еще нужно указывать максимальные суммы сделок по доверенности, любые законные условия и ограничения полномочий максимально подробно и понятно.
В законе предусмотрены обязательные требования к некоторым доверенностям:
Подпись доверителя. Доверенность недействительна без подписи лица, выдавшего ее.
Что желательно указать в доверенности
Срок действия доверенности. Если в доверенности нет срока ее действия, документ будет иметь силу один год. Максимального срока действия доверенности нет.
Образец подписи представителя. Это необязательный реквизит, но обычно его включают в доверенности в простой письменной форме.
Передоверие. Обычно представитель имеет право совершать действия по доверенности лично. Но если включить специальное условие о передоверии, то представитель сможет уполномочить совершать действия по доверенности другое лицо.
Например, муж оставил доверенность с правом передоверия на получение посылки своей жене. Жену отправили в командировку, и она в порядке передоверия оформила доверенность на дочь. Теперь они обе могут получать посылки.
Что нужно знать о передоверии:
Форма исполнения доверенности
По форме исполнения есть два вида доверенностей: нотариальные и в простой письменной форме.
Нотариальные — это доверенности на сделки, требующие государственной регистрации или нотариальной формы. Например:
У нотариуса можно удостоверить любую доверенность — даже ту, для которой по закону не обязательна нотариальная форма.
Чтобы оформить нотариальную доверенность, нужно прийти к любому нотариусу с паспортом. Это платная услуга. Госпошлина за удостоверение доверенности от имени физического лица — от 100 до 500 рублей, в зависимости от вида полномочий и степени родства с представителем. Доверенность сыну или маме обойдется дешевле, чем постороннему человеку. Еще стоимость доверенности будет увеличиваться, если число представителей более двух, — на 100 рублей за каждого представителя, но не более 1500 рублей.
Если вы точно знаете, какие полномочия вам нужны и как их сформулировать, можно напечатать доверенность самостоятельно и попросить нотариуса просто ее удостоверить. Главное, чтобы там были все обязательные реквизиты.
Еще можно попросить нотариуса изготовить доверенность. У него уже есть шаблоны на все случаи жизни — нотариус добавит ваши личные сведения и распечатает на красивом бланке. За эту работу нотариус возьмет плату «за услуги правового и технического характера». Стоимость может в несколько раз превышать сумму госпошлины, но зато не придется ни о чем беспокоиться. Нотариус сам разберется, чего вы хотите и как это оформить.
Даже если доверенность составлял нотариус, в нотариальной конторе ее нужно прочитать и проверить. Нотариус может опечататься в важных сведениях, например в фамилии или адресе. В дальнейшем это можно исправить у того же нотариуса бесплатно, но лучше проверить все на месте.
Заверить может не только нотариус
Удостоверить доверенность может не только нотариус. В зависимости от ситуации нотариальной будет считаться:
Доверенности в простой письменной форме можно самостоятельно напечатать на компьютере или написать от руки. Например, чтобы получить справку, документ или обратиться за назначением пенсии в Пенсионный фонд РФ, не нужно идти к нотариусу. Можно поручить эти действия другому лицу, указав в доверенности сведения о доверителе и представителе, дату доверенности, полномочия и срок действия. Еще в простой письменной форме можно оформить доверенность на управление автомобилем, получение трудовой книжки на работе.
Некоторые доверенности в простой письменной форме нужно заверить у должностных лиц различных организаций. Например, доверенность на получение ценной посылки можно заверить не у нотариуса, а у начальника почтового отделения. А доверенность на распоряжение вкладом — у сотрудника банка. Это бесплатно.
В зависимости от объема полномочий представителя выделяют три вида доверенностей:
Примеры доверенностей
Видов доверенностей по полномочиям очень много. В статье мы рассмотрим самые популярные.
Судебная доверенность. Один из самых распространенных видов доверенностей — доверенность на представление интересов в суде.
Доверенность для суда может удостоверить:
Все, кроме нотариуса, обязаны удостоверить доверенность бесплатно. Об этих правилах мало кто знает. Обычно в суд приходят с платными нотариальными доверенностями, хотя можно бесплатно удостоверить доверенность прямо на работе или рядом с домом.
Есть еще один нюанс: доверитель может устно в судебном заседании заявить о своем представителе. Например, истец подал в суд иск о взыскании долга с соседа. Он хочет сам участвовать в судебном заседании, но для поддержки ему нужен племянник. Истец может не ходить к нотариусу или в управляющую компанию. Он просто придет в суд с племянником и на заседании заявит ходатайство о допуске своего представителя. Так и скажет: «Прошу допустить племянника в качестве моего представителя». Судья разрешит племяннику участвовать в деле, и он станет представителем истца, как будто у него есть доверенность. Теперь оба могут выступать в суде, давать объяснения и задавать вопросы ответчику.
Есть еще один способ сэкономить на нотариусе — составить письменное заявление, в котором также попросить допустить в качестве представителя какое-либо лицо и указать его полномочия. Заявление нужно отдать судье на судебном заседании.
Доверенность на получение посылки. По почтовым правилам корреспонденцию вправе забрать только тот человек, на чье имя она адресована, или его представитель.
Какая доверенность подойдет на почте
Для заказного письма, бандероли, мелкого пакета, посылки | Для ценных отправлений: бандероли, посылки, EMS | Для денежных переводов, пенсии, пособия, субсидии |
---|---|---|
Нотариальная доверенность | Нотариальная доверенность | Нотариальная доверенность |
Доверенность, заверенная в почтовом отделении | Доверенность, заверенная в почтовом отделении | |
Доверенность, заверенная по месту работы, учебы, лечения |
Доверенность на продажу квартиры. Для любых сделок с недвижимостью подойдет только нотариальная доверенность.
Кроме обязательных реквизитов в ней должен быть адрес квартиры, которую нужно продать, а если продается доля, то нужно обязательно указать ее размер. Перечисляются организации и учреждения, где доверенное лицо вправе представлять интересы доверителя: Росреестр, МФЦ, банк, паспортный стол. Еще одно важное условие — имеет ли право доверенное лицо получить деньги от покупателя.
Если квартира или доля в ней принадлежит ребенку младше 14 лет, то доверенность выдается законным представителем: отцом, матерью, опекуном или усыновителем. Ребенка вести в нотариальную контору не нужно. Если ребенку уже исполнилось 14 лет, тогда на доверенности ребенок с согласия законного представителя ставит свою подпись.
Доверенность в банк. При открытии вклада и в течение его действия вкладчик может уполномочить другого человека снимать деньги с вклада и пополнять его.
Такую доверенность может удостоверить нотариус, организация, в которой доверитель работает или учится, или администрация стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на лечении. В особых случаях доверенность может удостоверить также начальник места лишения свободы — для заключенных, командир воинской части — для военнослужащих.
Еще доверенность на действия с вкладом можно оформить прямо в банке, где открыт вклад. Сотрудник банка распечатает бланк и удостоверит его, а вкладчик заполнит данные о доверенном лице.
Доверенность на автомобиль. По правилам дорожного движения для управления чужим автомобилем водителю не требуется доверенность — достаточно иметь полис ОСАГО, допускающий его право на управление этим автомобилем.
Но для других действий, например для изъятия авто со штрафстоянки, доверенность понадобится. Ее можно составить в простой письменной форме — написать от руки или заполнить бланк, скачанный из интернета.
Кроме сведений о водителе и собственнике автомобиля необходимо указать все данные автомобиля.
Как проверить доверенность
Если у вас есть реквизиты нотариальной доверенности, можно проверить подлинность и срок ее действия при помощи специального нотариального сервиса. Система проверит, есть ли этот документ в общем реестре и действует ли он.
Если вы покупаете или продаете квартиру, а от имени другой стороны действует представитель по доверенности, лучше проверить доверенность дважды. Первый раз — сразу на этапе сбора документов, а второй — в день регистрации сделки в Росреестре, чтобы сделку не признали недействительной или не приостановили регистрацию права.
Прекращение доверенности
Доверенность может прекратить свое действие сама по себе или в связи с отменой доверителем.
Сама по себе доверенность перестает действовать, когда истекает ее срок или исполняется полномочие, на которое она выдана. Например, если доверенное лицо продало вашу квартиру, то доверенность больше не действует.
Еще доверенность прекращает свое действие, если доверитель умер. В этом случае его правопреемники должны сообщить о прекращении доверенности доверенному лицу и всем организациям, в которых эта доверенность работает.
Доверитель в любой момент может отозвать доверенность. Например, если изменились жизненные обстоятельства и в доверенности больше нет необходимости.
Самый простой способ отозвать доверенность — сделать это через нотариуса. Так можно отменить любую доверенность — и нотариальную, и в простой письменной форме. Нужно только заверить отзыв у нотариуса. Отозвать нотариальную доверенность может любой нотариус, не обязательно тот, кто заверял ее. Он внесет данные в реестр доверенностей. Все ведомства имеют доступ в эту систему и могут проверить подлинность и срок действия документа.
При оформлении сделки регистратор проверит доверенность по базе или отправит запрос напрямую нотариусу. Росреестр, приставы, администрация и нотариусы обмениваются документами по внутренним каналам связи.
Доверитель не обязан сообщать об отзыве доверенности риелторам и покупателям квартиры. Считается, что они об этом узнают на следующий день. Если сделку все равно оформят по аннулированной доверенности, договор признают недействительным.
Еще сведения об отмене доверенности в простой письменной форме можно опубликовать в официальном издании, в котором публикуются сведения о банкротстве. Сейчас это газета «Коммерсант». Нужно составить уведомление об отмене доверенности и нотариально засвидетельствовать подпись на нем. Все заинтересованные лица будут считаться извещенными об отмене доверенности через месяц со дня публикации, если они не были извещены об отмене ранее. Именно с этой даты доверенность будет считаться полностью прекратившейся. За этот месяц представитель сможет законно совершать сделки, даже если доверенность уже отменена. Поэтому с введением реестра доверенностей этот способ стал менее удобным.
Доверенность на продажу квартиры: как оформить и какую
Доверенность — письменное поручение, согласно которому один человек передает другому право представлять свои интересы в определенных сделках. Полномочия человека, которому вы доверили свои права, могут быть ограничены временем действия и сферой применения. При покупке и продаже недвижимости многие действия — от подбора необходимых документов до заключения самой сделки и распоряжения деньгами — можно делегировать другим лицам. Это необходимо, если один из участников сделки не может физически на ней присутствовать или принимать участие в ее подготовке, например, находясь в другом городе или стране.
Представлять интересы покупателя или продавца недвижимости может любой дееспособный гражданин, не только родственник, но и знакомый или риелтор. Единственное исключение — второй участник сделки. Один человек не может и покупать и продавать объект.
Какие бывают доверенности на продажу квартиры
Есть несколько типов таких документов:
Если нужно делегировать кому-то сделку по приобретению или продаже жилья, то подойдет только доверенность, заверенная у нотариуса.
Как и где оформить доверенность
Для оформления документа придется посетить офис нотариуса. При процедуре лично обязан присутствовать только доверитель — нотариус удостоверится, что гражданин в здравом уме и по собственной воле делегирует свои права, после чего оба подпишут доверенность. Если доверитель не в состоянии посетить нотариуса лично, то специалиста можно вызвать домой. Нотариуса можно выбрать из реестра вашего города, при этом не важно, в каком районе или округе города он работает. Если вам порекомендовали нотариуса, вы можете проверить его статус в реестре палаты своего города.
Во время оформления нотариусу нужно предъявить паспорта обеих сторон. Если доверенное лицо не может присутствовать, достаточно копии его удостоверения личности. Бывают случаи, когда могут потребоваться дополнительные документы — например, если доверителем является гражданин, не достигший совершеннолетия. Кроме его свидетельства о рождении, потребуются и документы его представителя. Аналогичные требования и в случае, если объект принадлежит лицу, признанному недееспособным. При продаже совместно нажитого имущества обязательно предоставить письменное согласие на продажу от супруга.
Текст доверенности составляет сам нотариус, учитывая собственника и доверенного лица.
Что должно быть указано в доверенности на продажу квартиры:
В документе должны быть проставлены подписи доверителя и нотариуса. Доверенность заверяется печатью.
Также в тексте должно быть указано, какие конкретно права делегирует гражданин. Это может быть право представлять интересы при продаже или приобретении недвижимости, подписывать документы, собирать и запрашивать необходимые для сделки бумаги, провести государственную регистрацию объекта, получить задаток или полную сумму за жилье. Отдельно стоит указать, включает ли документ право передоверия. То есть может ли человек, которому доверены какие-то права, передать их другому человеку и кому.
Если известна сумма сделки, то ее также можно указать в документе, как и вознаграждение доверенному лицу за оказанные услуги.
Сроки действия
На текущий момент нет никакого ограничения, сколько может действовать доверенность. Если в документе не указывается конкретная дата или срок, то по умолчанию закон ограничивает действие одним годом.
Исключение составляют доверенности, которые включают сделки с недвижимостью за рубежом. Там ограничений вообще нет, и если никакая дата не указана, то документ будет действовать до его аннулирования.
При этом доверенность, на которой не указана дата составления, будет признана недействительной, сделки по ней совершать невозможно.
Можно ли отменить доверенность
Доверитель имеет право прекратить действие доверенности в любой момент, даже если у нее есть сроки. Для этого достаточно обратиться к любому нотариусу города, входящему в палату, написать заявление об отзыве и оплатить стоимость услуг специалиста.
Нотариус внесет изменения в единый электронный реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты. Уведомление уполномоченного о прекращении действия доверенности происходит автоматически в течение суток после внесения изменений в реестр. Никаких дополнительных действий от доверителя не потребуется. Однако рекомендуется все же сообщить третьим лицам, участвующим в сделке, об отзыве доверенности.
Следует отметить, что электронный реестр доверенностей — открытый веб-ресурс, которым может воспользоваться любой гражданин с целью установления сведений о доверенности. Там можно узнать, действительна ли доверенность и какой у нее срок действия.
Когда доверенность считается недействительной
Документ может потерять силу не только, когда собственник сам его отозвал или когда истек срок действия. Сделки и операции по доверенности будут невозможны в следующих случаях:
Сколько стоит оформить доверенность
Стоимость нотариальных услуг регулируется палатой города. Общая сумма будет складываться из госпошлины и оплаты дополнительных услуг самого нотариуса, например консультации и составления особого текста документа. Также общая стоимость доверенности может зависеть от количества представителей в документе.
Нотариальная доверенность на продажу квартиры в Москве обойдется в среднем не более чем в 2 тыс. руб., из которых 1,4 тыс. руб. составляет пошлина. Базовые тарифы можно посмотреть на официальных сайтах нотариальных палат города.
Отзыв доверенности — также платная услуга. Ее стоимость в Москве составляет 500 руб.
Какие есть льготы сиротам
Как их оформить и где получать
Кто считается сиротой
Сироты — дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Таким детям полагаются дополнительные льготы от государства — социальные пособия, пенсии и др.
Дополнительные льготы также предоставляются и детям, которые остались без попечения родителей. Вот по каким причинам это бывает:
В статье по умолчанию я буду рассказывать о льготах, которые положены сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и молодым людям 18—23 лет из их числа.
Какие льготы полагаются сиротам по закону
Опекуны, усыновители, попечители и приемные семьи, в которых воспитывают сирот, имеют право на специальные выплаты.
Законодательная база. Льготы детям-сиротам регулируют федеральные и региональные нормативные акты. Федеральные действуют по всей России, региональные — только в том регионе, где местные власти их приняли.
Региональные акты в каждом регионе свои, поэтому их нужно смотреть в местном законодательстве. Льготы сиротам могут быть установлены в социальном кодексе региона или отдельном нормативном акте специально для этой категории.
Например, в Москве действуют следующие акты в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Региональные программы. Регионы тоже могут давать определенные преимущества сиротам, оставшимся без попечения родителей детям и лицам из их числа.
Например, в Омской и Кемеровской областях есть программы, которые готовят воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Эти программы принимаются на несколько лет. Местные власти указывают в них, сколько средств они выделили на помощь детям и что именно будут делать.
Преференции в области образования
Льготы в области образования распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Они имеют право на следующие преференции:
Если ребенок потерял во время обучения единственного или обоих родителей, его зачисляют на полное государственное обеспечение до конца обучения. Это значит, что государство будет обеспечивать его в течение всего обучения бесплатным питанием и проживанием, медпомощью, а также комплектом одежды, обуви, постельного белья и другими необходимыми предметами. Но только при условии, что ребенок учится по очной форме и за счет бюджета.
Еще сироты могут бесплатно ездить на городском и пригородном транспорте и один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы.
Сироты имеют право на выплаты во время обучения:
Размер выплат устанавливают власти региона.
В Москве размер социальной стипендии следующий:
Если во время обучения такие студенты берут отпуск, за ними сохраняют полное государственное обеспечение и выплачивают социальную стипендию в течение всего отпуска. Но эти льготы сохраняются, только если отпуск академический, по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет.
Если сирота берет отпуск по другой причине, он обеспечивает себя самостоятельно.
Помимо этого есть другие виды льгот. Например, ребенок из числа сирот и оставшихся без попечения родителей детей ходит в государственный детский сад бесплатно. Его опекуны или приемные родители родительскую плату не платят.
Процедура оформления. Льготы при поступлении, обучении и при выпуске из учебного заведения оформляют непосредственно в учебном заведении. Социальные стипендии и выплаты — в отделе соцзащиты, в МФЦ или на госуслугах в зависимости от региона.
Необходимые документы. Сироты, оставшиеся без попечения родителей дети, молодые люди из их числа и те, кто потерял родителей во время обучения, должны подтвердить свой статус документально. Например, предоставить свидетельство о смерти обоих или единственного родителя, решение суда об ограничении или лишении родителей родительских прав. Понадобятся документы, которые объясняют, что произошло с обоими родителями или единственным родителем.
Более подробный порядок назначения выплаты устанавливают органы местного самоуправления и учебные учреждения. Запросите в вузе список документов, которые нужны для подтверждения статуса сироты.
Например, университет МИСиС запрашивает у сироты и детей из числа сирот один из следующих документов или оба:
Для подтверждения статуса детей, оставшихся без попечения родителей, университет МИСиС запрашивает решение суда:
Понадобится один или несколько документов, которые подтверждают отсутствие у ребенка родителей. Решение суда должно вступить в силу и быть заверенным судом. Еще подойдет справка о розыске матери или отца студента, если единственный родитель или оба родителя пропали и решение суда об этом пока не готово.
Обеспечение жильем
Жилье предоставляют по специальному договору — договору найма специализированных жилых помещений. Он действует пять лет. Но его можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору социального найма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать. Приватизировать жилье можно через пять лет после заключения договора соцнайма. Для этого нужно написать заявление в администрации. Решение примут в течение двух месяцев.
Размер предоставляемого жилья зависит от установленных норм жилой площади в регионе. Например, в Самарской области норма жилого помещения на человека — 33 м². В Москве — 18 м². Соответственно, сирота получит отдельную квартиру или дом примерно такой же площади или больше.
Нормы площади в своем регионе можно найти в нормативах о найме жилья по договорам социального найма или специальным законам о предоставлении жилья сиротам.
Процедура оформления. Чтобы получить жилье по договору найма специализированных жилых помещений, сироте нужно встать на специальный учет. На него встают с 14 до 23 лет, но лучше сделать это сразу после получения паспорта.
Для этого нужно подать заявление на включение в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. За сирот возрастом до 18 лет его подает администрация специального учреждения ( дома-интерната ), попечитель или опекун. Сирота 18 лет и старше подает заявление самостоятельно в местную администрацию напрямую или через МФЦ.
Список необходимых документов определяет регион, который предоставляет сироте жилье. Вот примерный список документов:
Понадобятся оригиналы документов, чтобы инспектор, принимающий документы, убедился в их подлинности.
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
Их предоставляют на уровне региона.
Например, в Москве сироты не платят за жилье по договору найма специализированного жилого помещения. На время обучения по очной форме — не оплачивают в нем и ЖКУ.
Сирота также может не платить за ЖКУ, если он собственник жилья и в данный момент находится в организациях для сирот и оставшихся без попечения родителей детей. Еще он также может не платить за жилье, если в этом время воспитывается в семье или учится по очной форме и живет в общежитии от вуза или суза. То же самое относится к случаю, если такие дети или члены их семьи, в которой они проживают, снимают жилье по договору социального найма.
Если квартиру или комнату сдают в поднаем, пока сирота отсутствует, — эта льгота не работает.
В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.
В Санкт-Петербурге сиротам компенсируют стоимость ЖКУ в размере 100%. Компенсацию начислят за всю площадь, если в квартире зарегистрирован только сирота, и в пределах специальных норм, если в квартире зарегистрирован кто-то еще. В последнем случае для расчета компенсации власти используют социальную норму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.
Социальная норма площади жилья на одного человека в Санкт-Петербурге — 36 м² для квартир и домов, 25 м² — для общежитий.
Нормативы потребления коммунальных услуг различаются в зависимости от их вида и условий в доме. Например, нормы потребления воды на человека такие: холодной — 4,90 м³, горячей — 3,48 м³. Это если в доме централизованное водоснабжение и водоотведение, есть вся необходимая сантехника: унитазы, раковины и ванна или душ.
В общем, рассчитать размер компенсации за ЖКУ самостоятельно сложно и лучше доверить это дело властям.
В Санкт-Петербурге сироты имеют право на компенсацию расходов в размере 100% на ремонт квартиры, в которой они проживают. Но только если они единственные собственники или сособственники. Нанимателям по договору соцнайма льготу город не предоставляет.
Процедура оформления. Оформить компенсацию можно в отделе социальной защиты населения или МФЦ. В Санкт-Петербурге — еще на местном портале госуслуг.
Если с заявлением все в порядке, квартиру сироты осмотрит специальная комиссия и решит, что именно в ней нужно отремонтировать или заменить. Комиссия составит специальный акт обследования жилого помещения и на его основе рассчитает компенсацию.
Необходимые документы различаются в зависимости от вида льготы и региона, который ее предоставляет.
Так, в Санкт-Петербурге сироты, которые имеют право на ремонт в собственной квартире за счет государства, предоставляют:
Если заявление подает законный представитель, ему дополнительно понадобятся:
Трудовые льготы
Если работника из числа сирот и оставшихся без попечительства родителей детей увольняют, поскольку организацию ликвидируют, сокращают численность или штат работников, работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить.
Еще сироты могут получать повышенное пособие по безработице, если до этого никогда не работали и встали на учет в центре впервые. Его размер — среднемесячная зарплата в регионе на дату регистрации в качестве безработного.
Так, в Москве сирота будет получать 86 733,1 Р в месяц, если его признали безработным в августе 2019 года.
Служба занятости может отправить сироту на обучение. Если отправят спустя шесть месяцев со дня регистрации в качестве безработного — будут выплачивать стипендию в повышенном размере. Размер — минимальное пособие по безработице, увеличенное на районный коэффициент.
Условия предоставления. Чтобы получать повышенное пособие по безработице, сироте нужно встать на учет в центре занятости и соблюсти важное условие — искать работу впервые и никогда до этого не работать. Если сирота уже где-то работал и у него есть трудовая книжка, повышенное пособие ему не положено.
Процедура оформления. Повышенное пособие по безработице, направление на обучение и соответствующую стипендию оформляют в центре занятости населения по месту жительства.
Необходимые документы. Для регистрации в качестве безработных и ищущих работу впервые понадобятся следующие документы:
Пенсионные выплаты
Сирота имеет право на трудовую (страховую) или социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли, а ему нет 18 лет или он учится по очной форме.
Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается по специальной формуле. Она зависит от трудового стажа родителей и региональной доплаты — ее платят, если социальная или страховая пенсия не дотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
Если сильно упростить, размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе.
Трудовую пенсию по потере кормильца назначают в случае, если родители сироты имели трудовой стаж. Это связано с тем, что размер пенсии рассчитывают на основе такого стажа. Если родители не работали, трудовую пенсию нельзя рассчитать. Вместо нее сироты могут оформить социальную пенсию.
Процедура оформления. Пенсию по потере кормильца назначает и выплачивает Пенсионный фонд России — обращаться за ней нужно в территориальное отделение по месту регистрации.
Необходимые документы. Для оформления пенсии по потере кормильца понадобятся следующие документы:
Дополнительно могут понадобиться следующие документы:
Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.
Господдержка в области медицины
Сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа имеют право получать:
Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели могут получить компенсацию стоимости путевки и проезда туда и обратно, если покупают путевки и оплачивают проезд детям самостоятельно.
Процедура оформления. Сироты получают медпомощь в государственных медучреждениях. Условия и порядок оформления путевок в лагеря и санатории, а также компенсации стоимости путевки определяют местные власти.
Например, в Санкт-Петербурге можно оформить компенсацию стоимости проезда к месту лечения или отдыха и обратно в отделе социальной защиты, в МФЦ или на местном портале госуслуг.
Необходимые документы требуются для предоставления некоторых медуслуг, например для бесплатного зубопротезирования или компенсации стоимости путевки и проезда в санаторий или лагерь.
Чтобы получить компенсацию стоимости проезда и путевки в лагерь или в санаторий, понадобятся следующие документы:
Для компенсации билета в санаторий дополнительно потребуется:
Понадобятся оригиналы и копии перечисленных выше документов. Копии нужно приложить к заявлению.
Заявление на компенсацию подают в течение 6 месяцев со дня окончания поездки. А выплату предоставят в пределах специальных норм.
Выплаты для детей-сирот
Выплаты для детей-сирот бывают федеральными и региональными. Вне зависимости от типа выплат их размеры устанавливают власти региона.
Вместо готового комплекта одежды, обуви и других необходимых предметов, которые выпускник получает после выпуска из спецучреждения, он может получить денежную компенсацию.
Выплаты для детей-сирот в Москве, 2019 год
При устройстве на работу | 79 416 Р |
При выпуске из сузов и вузов | 79 416 Р |
После выпуска из спецучреждений для сирот | 24 000 Р |
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет | 24 000 Р |
При зачислении в суз или вуз | 20 639 Р |
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами | 3000 Р в месяц |
Выпускникам образовательных учреждений | 89 335 Р |
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно | 25 266,97 Р — мальчикам, 27 111,52 Р — девочкам |
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии | 19 794,02 Р — мальчикам, 21 638,58 Р — девочкам |
За поступление в вуз или суз | 8932 Р |
Условия предоставления. В зависимости от типа выплаты могут быть особенности ее предоставления.
Например, чтобы оформить выплаты, у ребенка должна быть постоянная регистрация в этом городе.
В Москве единовременная денежная выплата (ЕДВ) выпускникам назначается и выплачивается при условии, что ребенок:
Ежемесячная выплата сиротам на содержание детей — 3000 Р — положена, если соблюдаются следующие условия:
Процедура оформления. Все выплаты предоставляются по заявлению сироты или его законного представителя. Например, единовременная выплата при прекращении попечительства полагается сиротам и оставшимся без попечения родителей детям после 18 лет.
выплата сиротам при устройстве на работу
Полный список необходимых документов для выплат сиротам нужно смотреть в местном законодательном документе. Например, в Санкт-Петербурге он представлен в части 2 положения, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 № 1044.
Чтобы оформить ежемесячную компенсацию на содержание детей в Москве, у ребенка должна быть регистрация по месту жительства в столице. Понадобятся следующие документы:
Порядок и сроки выплаты. В Санкт-Петербурге решение о назначении выплаты или отказе в ней принимают в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Срок принятия решения может сдвинуться еще на 10 дней, если администрация решит самостоятельно проверить сведения о сироте. Когда администрация наконец принимает решение, она уведомляет о нем в течение 5 дней. В общем, на все про все понадобится до одного месяца.
До скольких лет выплачиваются пособия. Пособия выплачиваются до 18 лет, 23 лет или в течение обучения сироты вне зависимости от его возраста.
Выплаты для опекунов и усыновителей
Те, кто воспитывают сирот, тоже могут рассчитывать на дополнительные выплаты — федеральные и региональные.
Федеральная выплата одна — это единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Она положена усыновителям, опекунам, попечителям и приемным родителям.
Опекуны еще имеют право на ежемесячные пособия:
Регион может установить свои дополнительные выплаты.
Например, в Москве каждый месяц платят за содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством:
Если в семье три и более ребенка, компенсация за каждого будет меньше:
Получать их могут опекуны, попечители, усыновители, приемные родители и патронатные воспитатели.
ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет
Условия предоставления. Все выплаты предоставляют только по заявлению и на основании подтверждающих документов.
Процедура оформления. Оформить выплаты можно в отделе социальной защиты населения, в МФЦ, некоторые из них — на госуслугах. Так, в Санкт-Петербурге единовременное пособие при передаче ребенка в семью можно оформить на местном портале госуслуг.
К подтверждающим документам могут относиться:
Порядок и сроки выплаты. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту жительства усыновителя или в МФЦ. В Санкт-Петербурге его можно оформить в том числе на местном портале госуслуг.
Его назначат и выплатят в течение 10 дней со дня приема заявления и необходимых документов.
Остальные льготы оформляют в отделе социальной защиты по месту регистрации.
До скольких лет выплачиваются пособия. Пособия на сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются до 18 лет или до 23 лет, если сирота еще учится по очной форме.
Другие льготы
Сироты имеют право на бесплатную юридическую помощь. Это может быть консультация юриста или помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других правовых документов, а также представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Налоговых льгот у сирот и оставшихся без попечения родителей детей нет.
Дополнительные льготы иногда есть в регионах. Например, в Москве опекун или попечитель ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей ребенка до 18 лет может бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и маршруток.
Или сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут бесплатно питаться в школе, посещать музеи, выставки, картинные галереи, театры, кинотеатры, парки культуры и отдыха, зоопарки, культурно-массовые мероприятия, спортивные секции и спортивные соревнования. Еще их можно вне очереди устроить в государственные детские сады Москвы.
Родители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут воспользоваться своим правом отдать ребенка в детский сад без очереди, оформить ребенку бесплатное питание в детском саду и школе и другие преимущества.
Процедура оформления. За помощью они могут обратиться в юридическое бюро, к адвокату или нотариусу. Как именно найти такое бюро или нужного специалиста, подскажут в районном отделе социальной защиты или МФЦ.
Условия предоставления. Все льготы предоставляют по заявлению и на основании подтверждающих документов.
Необходимые документы. Например, в Санкт-Петербурге сначала нужно получить специальное направление к юристу в местном отделе соцзащиты или МФЦ или оформить его на госуслугах.