доверенность на сделки с недвижимостью без присутствия собственника
Можно ли продать квартиру по доверенности без присутствия собственника
Здравствуйте. Да, по закону можно продать квартиру по доверенности и собственникам необязательно присутствовать на сделке, сборе и подаче документов. Все это указано в ст. 182 и ст. 185 ГК РФ, п. 4 ст. 15 Федерального закона о регистрации недвижимости. Собрать документы, подписать договор купли-продажи и подать его на регистрацию сможет и доверенное лицо (представитель). Доверенность обязательно должна быть составлена и удостоверена у нотариуса — п. 1 ст. 185.1 ГК РФ.
Может ли продавец оформить доверенность на самого покупателя? Покупатель не имеет право подписывать договор купли-продажи за продавца, даже если у него будет на это доверенность. Покупатель и продавец не могут быть в одном лице — п. 3 ст. 182 ГК. Продавец может оформить доверенность на покупателя только на сбор документов и подачу договора купли-продажи на регистрацию, но не на его подписание.
Небольшое отступление — если нужна бесплатная консультация, напишите онлайн юристу справа или позвоните (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 (Москва и обл.); 8 (812) 425-62-89 (Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-24-83 (все регионы РФ).
Как оформить доверенность на продажу квартиры
Доверенность может оформить любой нотариус, даже с другого региона (области, края и т.п.) — ст. 40 Основ о нотариате. Доверенному лицу необязательно присутствовать у нотариуса. Собственнику достаточно подать нотариусу оригинал своего паспорта, копию паспорта доверенного лица и копию какого-либо правоподтверждающего документа на квартиру — свидетельства о регистрации собственности или выписки из ЕГРН. Доверенность можно оформить как на продажу конкретной квартиры, так и на совершение любых сделок гражданско-правового характера, представление интересов в любых инстанциях и т.п. В общем, в доверенности можно указать четкий список полномочий в отношении конкретной недвижимости. Нотариус все подскажет.
Доверенность стоит от 1 200 — 2 000 рублей и оформляется в течение 10 — 30 минут. В доверенности можно указать срок ее действия — ст. 190 ГК РФ. Если срок не указать, то она действует 1 год — п. 1 ст. 186 ГК РФ.
В завершении
На практике многие покупатели не рассматривают квартиры, которые продаются по доверенности. Бывают ситуации, когда доверенность поддельная. Или недобросовестные граждане обманом или угрозами заставляют собственников оформлять доверенность на продажу квартиры, а их самих отправляют в психушку или деревни. Чаще всего нотариус при этом в сговоре. Такие махинации обычно проводят с пенсионерами и алкоголиками. К сожалению, такова реальность.
Что можно сделать? Собственнику лучше всего оформить доверенность только на сбор документов, но присутствовать на сделке для подписания договора купли-продажи и его подачи на регистрацию. Это обычно занимает максимум день.
Если собственник никак не может присутствовать, как минимум стоит пообщаться с покупателями по видеозвонку. Нужно подробно объяснить причину продажи по доверенности и ответить на все интересующие вопросы. В общем, убедить покупателя, что перед ними действительно собственник и он хочет продать квартиру, но не позволяют обстоятельства.
Прочтите другие статьи по теме:
Хочу купить квартиру по доверенности. Как ее проверить?
Мы с семьей решили подобрать новое жилище поближе к школе и работе. Пересмотрели множество квартир, одна понравилась. Но с ней не все так просто. Есть две проблемы: продают ее по доверенности, а собственник не хочет из нее выписываться.
Квартиру продает мама собственника по доверенности. Собственник с семьей, которая также прописана в квартире, переехали в другой город. Я знаю, что доверенность могут отозвать в день сделки. Деньги передашь, а потом окажется, что сделка недействительна. Как обезопасить себя в этом случае и что указать в договоре?
Еще одна проблема — выписка. Собственник жалуется, что это долго и нудно. Он предлагает выписать семью потом, когда у него будет время. Но я слышал, что можно все сделать гораздо быстрее через МФЦ.
Покупать квартиру, в которой прописаны чужие люди, не хочется.
Дмитрий, вы правы, что со сделками с недвижимостью лучше лишний раз перестраховаться. Покупать квартиру, где зарегистрированы чужие люди, действительно не стоит. А вот доверенность можно проверить. Расскажу сначала про нее.
Как проверить доверенность
Доверенность — это документ, который подтверждает право одного лица представлять интересы другого в разных ситуациях. Например, в отношениях с людьми, юридическими лицами или органами власти. Главное, чтобы в доверенности было написано, какие действия доверенное лицо вправе совершать и с кем.
В некоторых случаях доверенность должен удостоверить нотариус, например в случае подачи заявлений о государственной регистрации прав или сделок с недвижимостью.
Действие доверенности ограничено во времени — срок указан в самом документе. Если срока нет, по умолчанию доверенность действительна в течение одного года.
Поэтому прежде всего проверьте, когда истекает срок действия доверенности и сохранятся ли полномочия доверенного лица на момент подписания договора. Иначе можете оказаться в ситуации, когда предварительный договор подписали, аванс передали, а с подписанием основного договора возникла проблема: самого хозяина нет, у доверенного лица закончились полномочия.
И вы правы: доверенность утратит силу, если человек, который ее выдал, передумает и отменит ее. Он должен сделать это в той же форме, в которой он эту доверенность выдал. Ваш продавец может это сделать только через нотариуса.
Все действия нотариусы обязаны тут же регистрировать в реестре нотариальных действий ЕИС. Вы можете воспользоваться сервисом для проверки доверенностей по реквизитам непосредственно перед сделкой и посмотреть, действительна ли еще доверенность. Еще можете сделать скриншот экрана, на котором будет видно, что, например, в день сделки такого-то числа в такое-то время доверенность, на основании которой представитель продавца продал вам квартиру, не была отменена. Но, чтобы такой скриншот в последующем приняли в качестве доказательства, его нужно удостоверить у нотариуса.
Разумеется, самый лучший вариант — попробовать договориться с продавцом, чтобы он лично приехал на сделку. Так вы гарантированно избежите возможных проблем. Но если он категорически отказывается, а квартира идеально подходит вам и искать другой вариант не хочется, можете дополнительно подстраховаться.
Как еще можно подстраховаться
Договоритесь с продавцом, что деньги за квартиру он получит, только когда будет зарегистрирован переход права собственности от предыдущего собственника к вам и ваше право собственности. Вы можете арендовать ячейку в банке, положить в нее деньги за квартиру и прописать в договоре аренды ячейки определенные условия: что продавец или его доверенное лицо может забрать оттуда деньги, только если подтвердит, что сделка состоялась. Например, предъявит договор купли-продажи и выписку из ЕГРН, в которой в качестве собственника будете указаны вы.
Вы можете арендовать ячейку два месяца, а в случае необходимости продлить аренду. В среднем за аренду ячейки банки берут от 1200 до 2600 рублей в месяц. Дополнительные плюсы: банк еще пересчитает сумму и проверит подлинность денег.
В этом случае продавец получит деньги, только если регистрация права собственности пройдет успешно, а вы будете точно знать, что с документами все в порядке. Когда государственный регистратор регистрирует переход права от продавца к вам, он проводит правовую экспертизу документов. В том числе проверяет полномочия доверенного лица на момент подписания договора купли-продажи.
Как собственнику квартиры сняться с регистрационного учета
Не покупайте квартиру, пока собственник не снимется с регистрационного учета. Это можно сделать и через интернет, но все равно потом ему придется лично приходить с паспортом.
По правилам, чтобы сняться с регистрационного учета по месту жительства, собственник должен лично обратиться в органы регистрационного учета. Можно подать заявление непосредственно в отдел миграции МВД, в МФЦ или паспортисту в ТСЖ, ЖСК, УК. А можно сделать это и через портал госуслуг.
В вашем случае продавец переехал в другой город. Он может сняться с регучета даже там.
Заодно сразу зарегистрируется по новому месту жительства и тем самым избежит штрафа, предусмотренного за проживание без регистрации.
Продавцу и членам его семьи надо будет подать одновременно два заявления: на снятие с учета по прежнему месту жительства и на регистрацию в новом жилье. Единственный минус: этот процесс может затянуться на срок до двух месяцев из-за того, что документы пересылают в другой город почтой.
В любом случае я советую настаивать на снятии всех проживающих в квартире с регистрации до того, как подпишете договор. Да, вы можете прописать в договоре условие, что продавец с семьей обязаны выписаться, и определить им на это срок. Закон в таких случаях на стороне собственника, поэтому, если обратитесь в суд, скорее всего, решение будет в вашу пользу. Но может быть иначе, если вскроются дополнительные обстоятельства, например: в квартире зарегистрирован человек, который сейчас отбывает срок, и другого жилья у него нет или прописаны несовершеннолетние и их некуда выписать. Это большая и скользкая тема, а судебная практика неоднозначная. Есть шанс, что суд может вынести решение не в вашу пользу. И вам придется потратить время, нервы и деньги, чтобы выписать чужих людей из вашей квартиры.
Чтобы продавец поскорее снялся с регистрационного учета, пропишите в договоре дополнительное условие: продавец получит деньги только после выписки. Для этого в договоре аренды банковской ячейки добавьте листки убытия в список документов, которые продавец должен предъявить, чтобы получить деньги.
Чтобы обезопасить себя от других проблем, прочитайте нашу статью о том, какие документы проверять перед покупкой квартиры.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Переезжаю и хочу продать квартиру удаленно
Я переезжаю на другой конец страны — из Владивостока в Калининград. Нужно продать квартиру. Она не в идеальном состоянии и не в самом лучшем районе, но терять в деньгах я не хочу. Лететь во Владивосток на сделку накладно. А вдруг сорвется?! Родственников или друзей, на которых я мог бы оформить доверенность, у меня нет.
Есть идея поручить всю работу агентству. Но не знаю, как это оформить юридически, чтобы не остаться с носом и не потратить лишние деньги. Подскажите, какие права и обязанности указать в договоре? Например, показывать квартиру покупателям, расписываться за получение аванса, нести ответственность, чтобы в квартире не было третьих лиц. Как оформить договор, чтобы деньги не улетали в трубу? Стоит ли договориться об оплате после сделки? Это вообще легально?
Павел, полноценной удаленной купли-продажи недвижимости в настоящее время не существует. Вы должны участвовать в сделке лично либо через своего представителя по доверенности или воспользоваться услугами нотариусов.
Расскажу о каждом варианте подробнее.
Плюсы и минусы представителя по доверенности
Вы верно отметили, что сделку по продаже можно оформить через представителя. Если доверить сделку другу или родственнику не выходит, остается только вариант с профессиональными представителями в сфере недвижимости. Представителем может быть не только физическое, но и юридическое лицо: агентство недвижимости, риелтор или юрист.
Что касается договора с таким представителем, то, как правило, это договор поручения или агентский договор. По договору поручения поверенный действует в ваших интересах не только до, но и во время сделки. Он ищет клиента, заключает с ним договор от вашего имени и за ваш счет, но права и обязанности по договору — например, передать квартиру, получить за нее деньги и нести ответственность за ее недостатки — возникают у вас, а не у поверенного. По агентскому же договору агент может искать покупателя, но сам договор будете заключать вы, как продавец.
Возможен и третий вариант — договор возмездного оказания услуг. Но наименование договора не влияет на его суть. Важно только то, что написано в договоре. Вот что обязательно должно быть в нем указано:
Доверенность. В любом случае вам потребуется дать нотариальную доверенность. Я строго рекомендую выбрать разовую доверенность: ее выдают на одну сделку. В ней четко расписывают, в отношении какой квартиры и на каких условиях может заключать сделки доверенное лицо.
Как производить расчеты
Расчетный счет. В доверенности можно и нужно указать, что право получения денег по сделке есть только у вас, а не у доверенного лица. Можно даже прямо в доверенности написать расчетный счет, на который вы будете получать деньги от продажи. Это обезопасит вас от того, что недобросовестный риелтор попробует сбежать с вашими деньгами. Хотя это крайне маловероятно, но лучше перестраховаться.
Можно обязать доверенное лицо оформить куплю-продажу с покупателем у нотариуса. Тогда нотариус сам составит договор. Если при этом в доверенности будет указан расчетный счет для перевода денег от продажи, это дополнительная гарантия, что вы их получите.
Депозит нотариуса. Это работает так: покупатель вашей квартиры и ваш представитель приходят к нотариусу. Они подписывают договор купли-продажи, после чего нотариус дает покупателю поручение внести деньги на его депозит. Как только нотариус увидит деньги на своем счету, он оформит договор окончательно.
Сколько будет стоить такая услуга в вашем регионе, можно посмотреть на сайте нотариальной палаты РФ. Как правило, все расходы возлагаются на покупателя. С учетом услуг нотариуса цена квартиры может стать неконкурентоспособной, и это будет отпугивать потенциальных покупателей. Возможно, вам стоит подумать над тем, чтобы взять эти расходы на себя или предложить компенсировать покупателю хотя бы половину.
Банковская ячейка. Для этого нужно оформить ячейку на ваше имя, а в договоре с представителем указать, что расчеты по договору купли-продажи будут осуществляться с использованием данной ячейки. Покупатель положит туда деньги, после чего ваш представитель оформит на него квартиру. Никто не сможет взять деньги из ячейки, кроме вас. Это вам будет гарантировать банк.
Этот вариант подходит тем, кто предпочитает расчет наличными. О том, как продать квартиру таким способом, мы уже писали в статье про банковскую ячейку. Но в вашем случае такой способ не годится, поскольку вы не сможете лично контролировать момент, когда деньги будут помещать в ячейку. Это будет делать ваш представитель. Существует теоретический риск, что он все подпишет, а когда вы придете в банк, денег там не будет. И ничего доказать вы не сможете.
Аккредитив. Это безналичная форма расчетов. Покупатель кладет деньги на счет, а банк их замораживает. Когда вы предъявите сотруднику банка документы о продаже, он раскроет аккредитив и переведет деньги уже на ваш счет. То есть банк выступает посредником при переводе денег.
Но если вы решите использовать схемы с ячейками или аккредитивом, я рекомендую даже при заключении договора с агентством недвижимости привлечь к делу юриста. Он составит самостоятельный договор, в котором будут учтены ваши интересы, или проверит тот, что предложат вам. Слепо доверять договору, который вам предоставит агентство, не стоит, если вы не обладаете юридическими знаниями.
Проблема в том, что юрист, агентство и нотариус будут стоить столько денег, что, возможно, проще сделать скидку от средней цены по рынку и продать самому. С хорошей скидкой квартира может уйти за неделю. Конечно, затраты на юристов и риелторов можно заложить в стоимость квартиры, но тогда продаваться она будет значительно дольше.
Какой договор заключать с риелтором
Непосредственно в договоре между вами и агентом можно предусмотреть какие угодно условия: получить деньги от продажи квартиры до или после регистрации сделки, брать аванс или не брать, доверить получение денег доверенному лицу или не доверить, разрешить показывать квартиру или не разрешать.
У агентств, как правило, стандартный договор, который составлен так, чтобы агентство поменьше отвечало и побольше получало. Если хотите свои условия, нанимайте юриста, чтобы он составил вам договор. Если, конечно, агентство будет готово обсуждать изменения в своем типовом договоре.
Предварительный договор купли-продажи недвижимости
По сути, задаток — это отдельный договор. Его не надо путать с авансом. Аванс — это частичная оплата будущего товара. А задаток в данном случае — форма обеспечения обязательства. Поэтому если покупатель по своей инициативе передумает покупать квартиру, то задаток можно и не возвращать. При этом вы можете взять задаток в размере стоимости, например, ваших билетов на самолет туда и обратно.
Однако, чтобы оставить задаток себе, нужно доказать, что вторая сторона активно уклонялась от заключения основного договора.
Приведу пример из суда. Покупатель внес продавцу задаток, поскольку стороны собирались заключить договор купли-продажи. В оговоренные сроки договор не заключили, поэтому покупатель захотел задаток вернуть. Изначально суд встал на сторону продавца и постановил вернуть деньги. Однако апелляция установила, что продавец не уклонялся от договора, а истец не предпринимал никаких действий, чтобы его заключить, поэтому задаток оставили продавцу.
Как будет работать удаленная продажа в будущем
Агент или доверенное лицо нужны только для того, чтобы найти покупателя и сопроводить его к нотариусу Фактически сделку будете заключать лично вы: вы будете видеть текст договора, условия, сами поставите подпись, а нотариусы будут нести ответственность, если что-то пойдет не так.
Пока мы к этому только идем. Например, сейчас убрали территориальность. Если раньше вы должны были оформлять сделку только у того нотариуса, к чьему округу относится недвижимость, то теперь это можно сделать у любого нотариуса вашего округа. Но все равно нужно, чтобы обе стороны договора пришли к нотариусу одновременно и лично.
Как быть в вашей ситуации
Мой совет такой: максимально строго подойдите к составлению доверенности с той компанией, которой хотите доверить продажу квартиры. Не так важно, как будет составлен договор. Важно, что будет написано в доверенности. Нотариус обязан бесплатно вас проконсультировать и помочь составить такую доверенность, которая отразит ваши интересы и главный вопрос — за сколько будет продана квартира и как вы получите деньги.
Если у вас есть сложные вопросы о законах, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как удаленно провести сделку с жильем через нотариуса. 7 главных вопросов
Важное новшество 2021 года — возможность оформлять сделки дистанционно, с привлечением сразу нескольких нотариусов. (Закон был подписан в конце 2019 года, но положение о дистанционных сделках и об удаленных нотариальных действиях вступило в силу 29 декабря 2020 года.) Дистанционный формат позволяет сторонам сделки не встречаться в одной нотариальной конторе, но каждому выбрать свою. Это особенно актуально, если участники сделки проживают в разных городах — дистанционный формат в этом случае помогает сэкономить не только время, но и деньги на дорогу.
Вместе с нотариусом Всеволожского нотариального округа, председателем методического совета Нотариальной палаты Ленинградской области Николаем Быстровым рассказываем, как провести дистанционные сделки с недвижимостью при участии нотариуса.
Вопрос 1. Как работает схема?
Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны согласовывают время проведения дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.
Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.
Вопрос 2. Не опасен ли такой формат?
«Дистанционно» не означает онлайн или заочно — стороны дистанционной сделки должны пусть и по отдельности, но все равно лично явиться к нотариусу. Сами нотариусы свяжутся между собой по защищенному каналу видеосвязи и проведут все необходимые этапы работы, отметил Николай Быстров.
По его словам, по степени безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту удостоверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как и всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю участников договора и понимание ими правовой сути сделки, разъясняют ее юридические последствия и т. д.
Важно и то, что удостоверившие дистанционную сделку нотариусы несут за нее солидарную полную имущественную ответственность. То есть если кто-то из них ошибется, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба.
Вопрос 3. Какие сделки можно оформить таким способом?
Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.
Дистанционный формат помогает упростить заключение ряда сделок — например, если продается долевая недвижимость, собственники которой проживают в разных концах страны. Может быть и такое, что стороны просто не хотят встречаться лично: к примеру, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также дистанционно удобно будет оформить сделку, когда органы опеки разрешают продать имущество несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а квартиры, о которых идет речь, находятся в разных регионах.
Вопрос 4. Есть ли ограничения по числу участников сделки?
Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Число сторон не ограничено. Главное условие — каждый участник сделки должен пойти к нотариусу.
«Единственный момент, который необходимо учесть, если речь идет о сделке с недвижимостью: один из выбранных нотариусов должен работать в регионе, где находится отчуждаемый объект недвижимого имущества», — отметил Николай Быстров.
Вопрос 5. Нужна ли доверенность?
При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого, чтобы купить или продать имущество в удалении от постоянного места жительства, нужно было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.
«Такая доверенность — это не только лишняя головная боль, но и высокие риски. Она влечет за собой серьезные правовые последствия и нередко становится инструментом в руках мошенников. С ее помощью совершаются незаконные сделки в простой письменной форме, а обманутые люди остаются без жилья и денег. В рамках же дистанционной сделки покупатель и продавец недвижимости могут контролировать весь процесс лично, без лишних трат времени и денег», — рассказал нотариус.
Вопрос 6. Понадобится ли электронная подпись?
При оформлении дистанционной сделки самим заявителям не нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для того чтобы подписать договор, нотариусы выдадут им специальные планшеты, где они смогут оставить так называемую простую электронную подпись.
Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет сохранен в отдельном реестре Единой информационной системы нотариата. Там ему гарантируется сохранность и защита от подделки, удаления или незаконного доступа третьих лиц. Получить свой экземпляр договора каждая из сторон сделки сможет в том формате, в котором ей удобно, — либо в электронном виде, либо на бумаге.
Вопрос 7. Какие документы нужны?
Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от того, который установлен законом для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого понадобятся:
Полный список документов, которые вправе запросить нотариус в том или ином случае, прописан в отдельном документе — регламенте совершения нотариальных действий. При это значительную часть сведений нотариусы запрашивают самостоятельно — в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.