доверенность о наделении правом подписи образец
Доверенность на право подписи документов
Строго установленного образца по написанию доверенности на право подписи документов не определено. Предприятия и организации вправе писать ее в свободной форме либо разработать собственный шаблон такого документа. Для предъявления по назначению подойдет как рукописный, так и печатный вариант доверенности.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто и на кого может выписывать доверенность на право подписи
Юридические лица выписывают такие документы, как правило, на своих сотрудников: юристов, главных бухгалтеров, руководителей подразделений и т.д. Оформлением документа обычно занимается либо секретарь, либо юрист предприятия, затем доверенность передается на подпись руководителю.
Не пользуйтесь передоверием — лучше выдать доверенность сразу нескольким лицам.
Иногда доверенности выписываются с правом передоверия, но это влечет за собой необходимость заверения данного документа у нотариуса. Поэтому чаще всего руководство организаций предпочитает выдавать доверенности сразу на несколько представителей.
Основные особенности доверенности на право подписи
Доверенность может быть генеральной (с неограниченными полномочиями); специальной (для выполнения поручений в обозначенный период) или разовой (на осуществление одного конкретного задания).
Если доверенность заполняется на подписание строго определенных документов, их нужно вписать предельно четко, желательно каждый документ отдельным подпунктом.
Предъявлять доверенность можно в любые организации: как государственные (суды, налоговые инспекции, почтовые отделения, внебюджетные фонды и т.д.), так и коммерческие (банки, другие организации и предприятия).
Однозначно определенных норм на заполнение доверенности нет, тем не менее, при ее оформлении нужно соблюдать основные правила, рекомендуемые в делопроизводстве при выписывании подобного рода документов. В числе прочего, доверенность на право подписи документов обязательно должна включать в себя информацию о доверителе и персональные сведения о доверенном лице. Также здесь должен быть указан срок действия доверенности и подписи обеих сторон.
Следует отметить, что чем шире полномочия доверенного лица, тем более подробную информацию о сторонах следует вписывать в доверенность.
Как написать доверенность на право подписи документов
Надо сказать, что с 2016 года юридические лица не обязаны пользоваться печатями при оформлении документов.
После написания доверенности
Закон не обязывает доверителей заверять все выписываемые доверенности у нотариусов. Однако существует определенные виды доверенностей, которые все же следует нотариально удостоверять. В частности, необходимо заверять доверенности, предъявляемые в некоторые государственные организации, а также для выполнения определенных действий (получение документов в государственных органах и пр.). Здесь лучше будет совершить звонок нотариусу и проконсультироваться конкретно по вашему случаю.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Приказ на право подписи первичных документов
Приказ о праве подписи первичных документов пишется в тех случаях, когда руководитель предприятия имеет необходимость уполномочить кого-либо из подчиненных на визирование различной документации.
Как правило, такая практика распространена в крупных и средних организациях, где директор чисто физически не имеет возможности знакомиться и визировать всю текущие бумаги.
Что такое первичные документы
К первичной документации относятся любые документы бухгалтерского и налогового учета:
В большинстве своем эти документы должны оформляться без единой ошибки и при этом визироваться подписями ответственных сотрудников и/или директора компании.
Кто наделяется правом подписи первичных документов
В основном право подписи предоставляется тем работникам, которые по долгу службы постоянно сталкиваются с «первичкой»:
Кто составляет приказ
Приказ может писать любой работник предприятия, в чьи обязанности входит выполнение данной задачи, обладающий необходимой компетенцией, знаниями и навыками по составлению распорядительных документов.
Чаще всего это юрисконсульт, кадровик или секретарь.
Но кто бы не занимался непосредственным написанием приказа, он должен передать его для ознакомления и визирования директору фирмы, поскольку без его подписи данный документ не будет считаться действительным.
Порядок предоставления права подписи
Первым делом руководство предприятия определяет сотрудников, которые по роду деятельности постоянно сталкиваются с разного рода документами. Затем решается, каким образом предоставить им право подписи. Сделать это можно двумя путями:
Доверенность уместна в тех случаях, когда документы подписываются не только на территории предприятия, но и в других местах: например при получении водителем-экспедитором груза со склада организации-партнера или при получении бухгалтером выписки из банка и т.п. Еще одна отличительная особенность доверенности – она может быть выдана не только штатному работнику предприятия, но и человеку со стороны.
Приказ же касается только тех сотрудников, которые числятся в компании и получают право подписи строго внутрикорпоративных документов.
После составления приказа, руководитель предприятия должен удостоверить подписи подчиненных, упомянутых в нем, своим автографом.
Длительность действия приказа определяется в индивидуальном порядке: он может иметь бессрочный характер, а может составляться сроком на один квартал, полугодие, год и т.д. в зависимости от ситуации внутри фирмы.
Основание для приказа
По общепринятым нормам составления приказов, любой подобный документ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае это Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402 (статьи 7 и 9). При этом в приказе можно указывать как прямую ссылку на него, так и просто писать «В целях обеспечения выполнения норм действующего законодательства» — такая формулировка тоже не будет считаться нарушением.
Как написать приказ: основные правила и образец
Единого для всех унифицированного бланка приказа на право подписи первичных документов на сегодня нет, так что предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или по образцу, утвержденному в учетной политике предприятия.
При этом некоторых стандартов все же следует придерживаться. В частности в приказе обязательно нужно указывать:
В основной части нужно обязательно перечислить всех, кому предоставляется право подписи первичных документов, с указанием:
Следует отметить, что приказ может касаться как одного работника организации, так и целой группы лиц.
Как оформить приказ
Подход к оформлению приказов также может быть совершенно любым: компании имеют право использовать для написания этих распорядительных документов простые листы А4 или А5 формата либо свои фирменные бланки. При этом приказ можно писать от руки или печатать на компьютере – в определении законности документа роли это никакой не играет.
Однако при всем при этом приказ должен быть обязательно заверен подписью руководителя предприятия или любого другого работника, уполномоченного на визирование подобного рода бумаг.
Кроме того, с документом под роспись должны быть ознакомлены все, кто в нем упомянут, а также сотрудники, назначенные ответственными за его исполнение.
Ставить на приказе печать или нет – выбор составителя, поскольку он относится к внутреннему документообороту компании, к тому же с 2016 года требование об обязательном использовании в деятельности юридических лиц печатей и штампов законодательно отменено.
Приказ составляется как правило, в единственном оригинальном экземпляре.
После написания приказа
После того, как приказ будет соответствующим образом написан, оформлен и издан, весь период действия он должен содержаться вместе с другими распорядительными бумагами фирмы. После утраты актуальности его следует передать в архив, где он должен храниться на протяжении периода, установленного законом или локальными актами (но не менее трех лет), затем его можно утилизировать.
Доверенность на представление интересов юридического лица
Утвержденного государством единого образца по заполнению доверенности на представление интересов юридического лица нет. Поэтому организации вправе самостоятельно разрабатывать форму такого документа или же оформлять ее в свободном виде. Крупные компании чаще всего пишут доверенности на фирменных бланках, но это не является обязательной нормой.
На кого можно выписать доверенность
Юридическое лицо может выдать доверенность как физическому, так и другому юридическому лицу. Чаще всего организации предпочитают доверять представление своих интересов своим сотрудникам: руководителям подразделений, главным бухгалтерам, юристам и т.д. Выписать доверенность можно как на одного представителя, так и на нескольких.
Бывает, что предприятия включают строку о возможности передоверия доверенности. В случаях, когда это право предоставляется, первую доверенность нужно в обязательном порядке удостоверить у нотариуса.
Виды доверенности
Доверенность может быть трех видов:
Предъявлять данную доверенность можно в любые учреждения: как коммерческие (банки и пр. структуры), так и государственные (суды, налоговые инспекции, почтовые отделения, внебюджетные фонды и т.д.).
Основные правила по заполнению доверенности
Четко разработанных норм на заполнение доверенности нет. Однако при ее оформлении следует придерживаться основных правил, рекомендуемых в делопроизводстве при выписывании подобного рода документов. В частности, доверенность на представление интересов юридического лица обязательно должна включать в себя сведения о доверителе и персональную информацию о доверенном лице. В ней должен быть прописан подробный перечень поручений, которые доверитель делегирует своему представителю, также здесь должен быть указан срок действия доверенности и подписи обеих сторон. Причем, чем шире круг полномочий у доверенного лица, тем более подробную информацию о сторонах следует вносить в документ.
При предъявлении доверенности в некоторые государственные структуры (например суды), а также для выполнения определенных действий (например, получение документов в государственных органах) доверенность следует удостоверять у нотариуса.
Писать доверенность можно на листе формата А4, как от руки, так и в печатном виде. При этом все подписи, разумеется, должны быть выполнены вручную.
Оформление основной части документа
Срок доверенности и подписи сторон
В заключении документа указывают срок, на который выдана доверенность.
Тут можно указать любой период, если же конкретных цифр не будет, то доверенность автоматически будет считаться действительной в течение года с момента выдачи.
Затем доверенное лицо ставит под документом свою подпись, которую удостоверяет руководитель юридического лица-доверителя. Последний также расписывается под доверенностью и ставит печать организации (с 2016 года юридические лица не обязаны пользоваться при работе штампами и печатями, однако, многие государственные и негосударственные организации, как и раньше, требует наличия оттиска на документах).
Доверенность от юридического лица физическому лицу
Доверенность – документ, который в текущей деятельности предприятий и организаций требуется довольно часто. С его помощью руководство той или иной компании поручает выполнение каких-то функций доверенному лицу, а также возлагает на него определенную долю своих прав и полномочий.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто может выступать в роли доверенного лица
По закону представителем доверителя может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если речь идет о физическом лице, главное условие, чтобы это был человек достигший совершеннолетия, и, как говорится «в здравом уме и твердой памяти».
Представитель не должен вызывать сомнений у доверителя, поскольку с момента подписания доверенности, вся ответственность за действия, которые происходят с применением документа ложится на него.
На какие действия можно выписывать доверенность
Доверенность, выписанная от имени юридического лица на какого-то конкретного человека, может касаться самых разных аспектов деятельности организации:
Кто пишет доверенность
Доверенность от лица предприятия имеет право составлять любой его работник, уполномоченный на это распоряжением руководства фирмы или в том случае, если эта функция прописана у него в должностной инструкции. В любом случае, это должен быть человек, имеющий представление о том, как именно составлять подобного рода бумаги.
Срок действия документа
Если в документе дата не указывается, то она автоматически приравнивается к одному году.
Период действия доверенности может быть абсолютно любым – здесь все отдается на откуп доверителю.
При этом любую доверенность при желании можно пролонгировать.
Надо ли идти к нотариусу
Заверять доверенность у нотариуса нужно не всегда – в большинстве случаев доверенность действительна и без его печати и подписи. Однако есть виды доверенностей, которые надо удостоверять в нотариальной конторе в обязательном порядке. Это, например, договоры, касающиеся перевода долга, уступки права требования, а также все доверенности, которые выписываются с правом передоверия.
Что такое «право передоверия»
Некоторые доверенности выдаются с правом передоверия. Такая форма документа обозначает, что представитель доверителя получает возможность в случае каких-то обстоятельств, передать порученные ему функции другому человеку.
Подобные доверенности всегда удостоверяются у нотариуса, при этом предварительно представитель обязан уведомить своего доверителя о необходимости передоверить возложенные на него дела.
Надо отметить, что в практике такого рода бумаги встречаются не так уж и часто. Связано это с тем, что руководителям предприятий удобнее выписывать доверенности сразу на нескольких человек, с которыми они знакомы лично, чем доверять кому-либо возможность передоверия порученных полномочий.
Как составить доверенность
Единого унифицированного бланка доверенности от юридического лица физическому на сегодняшний день нет. Представители организаций имеют полное право составлять документ в произвольной форме или по шаблону, действующему в компании. Важно соблюсти лишь два основных правила: чтобы по своей структуре документ соответствовал стандартам делопроизводства, а по содержанию – включал в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:
В основную часть доверенности нужно внести полный перечень полномочий, прав и обязанностей, которые предоставляет предъявителю данный документ. На этом разделе доверенности следует сосредоточить максимальное внимание, прописывая все пункты детально и тщательно.
Если представитель доверителя получает право подписи различного рода бумаг, это необходимо также отметить.
В завершение нужно обязательно указать срок действия документа.
Как оформить документ
В отношении оформления доверенности, также как и в отношении ее составления никаких особых требований законодательство не устанавливает. Это значит, что формировать ее можно как на обыкновенном листе любого удобного формата, так и на фирменном бланке компании. Писать документ допустимо как от руки, так и в печатном виде – в определении его законности это роли не играет.
Есть только один непреложный момент, который нужно учесть: в доверенности должно стоять две подписи, одна из которых должна принадлежать доверенному лицу, вторая – его доверителю. При этом вторая подпись удостоверяет подлинность первой, поэтому использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом исключено.
Что касается печати или штампа, то удостоверять бланк при их помощи необходимо только тогда, когда в нормативно-правовых актах организации закреплено требование использовать различного рода штемпельные изделия.
Доверенность всегда делается в одном оригинальном экземпляре.
Можно ли отозвать доверенность
В законодательстве однозначно прописано то, что в любой момент времени любая доверенность может быть отменена или отозвана. Если доверенность потеряла свою актуальность, то ее нужно аннулировать, уведомив заинтересованную сторону об утрате документом законной силы. Хорошо, если доверителю удастся получить обратно на руки и оригинал доверенности.
Доверенность в суд
Представлять интересы юридического лица, то есть организации. В суде гражданин может по предоставленной ему на это доверенности. Главное, правильно документально оформить полномочия, которыми он наделяется в связи с такой формой гражданских отношений. Этот документ станет подтверждением права физического лица (как правило, сотрудника) перед судебной инстанцией на определенные действия, на которые его уполномочила от своего имени фирма.
Законодательные требования к такой доверенности не требуют ее строгой и однозначной формы, однако, необходимо наличие обязательных составляющих:
Образец доверенности на право физического лица представлять интересы юридического лица в суде
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ЛОРЕЛЕЯ»
г. Самара, ул. Арзамасская, д.8, оф.1
тел. (846) 325-78-09
e-mail: loreleacompany@gmail.com
Двадцать девятое мая две тысячи семнадцатого года
Общество с ограниченной ответственностью «Лорелея»» (ИНН 5467098312 ОГРН 956784563123) в лице Генерального директора Крамарского Антона Владиславовича, действующего на основании Устава,
гражданину Арцыбашеву Максиму Анатольевичу, штатному юристу ООО «Лорелея», 16.08.1998 года рождения (паспорт 03 10 № 875412, выдан 12.04.2010 г. Центральным РО УМВД г.Краснодара) проживающему по адресу: г.Самара, ул. Аэрофлотская, д. 26, кв.19) представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью в мировых, районных, краевых, арбитражных, третейских и иных судах Российской Федерации со всеми правами, предусмотренными для участников судебного процесса статьей 35 ГПК и статьей 41 АПК, в связи с чем предоставляет специальные права: подписи всех документов, необходимых для качественного исполнения настоящего поручения, в том числе ходатайств, отзывов, мировых соглашений; подачи и получения справок, копий, документов, которые могут потребоваться в ходе судебного разбирательства.
Доверенность выдана без права передоверия сроком на 3 года.
/Арцыбашев/ М.А.Арцыбашев
Подпись М.А. Арцыбашева удостоверяю.
Генеральный директор ООО «Лорелея» /Крамарский/ А.В. Крамарский
М.П.
Доверенность в налоговую инспекцию
По предоставлению такого документа представитель фирмы может взаимодействовать с налоговыми органами: отдавать или получать любые бумаги, ставить подписи, делать выписки и совершать другие предусмотренные законом и перечисленные в доверенности действия.
Доверенность в обязательном порядке нужна, если право сотрудника представлять фирму в ИНФС не прописано в Уставе. Нотариальное заявление такой доверенности обязательно. Обязательные компоненты доверенности аналогичны любому документу такого типа: реквизиты сторон, перечень полномочий, срок действия, констатация права на передоверие, подпись доверенного лица и ее заверение руководством фирмы, и, конечно, подпись и печать руководства. Доверенность не будет действительной, если:
Образец доверенности в органы ИНФС
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«Реконструктор»
620027, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д.15, оф.1
тел. (343) 761-09-12
e-mail: rekonstruktor@gmail.com
ИНН 7859306748 ОГРН 165728592067486
Двадцать третье марта две тысячи семнадцатого года
Настоящей доверенностью Общество с ограниченной ответственностью «Реконструктор» в лице генерального директора Антропкиной Натальи Михайловны, действующей на основании Устава,
Настоящая доверенность выдана сроком на 3 (три) года без права передоверия.
/Богатова/ А.В. Богатова
Подпись А.В. Богатовой удостоверяю
Генеральный директор ООО «Реконструктор» /Антропкина/ Н.М. Антропкина
Доверенность на получение товара/денег
Эта доверенность помогает наилучшему протеканию сделки по купле-продаже. Совершение сделки или доставка купленного товара всегда предусматривают подписи конкретных лиц – представителей компании. Фирма уполномочивает своего представителя совершать все действия, необходимые для сделки или приемки товара от поставщика, от ее имени. Такой документ называется «доверенность на ТМЦ», то есть для передачи или получения товара и/или материальных ценностей.
Форма такого документа, в отличие от других доверенностей, не является свободной. Для оформления поручительства на получение ТМЦ нужно использовать форму М-2, если процедура проводится один раз, и М-2а – если процесс происходит на регулярной основе. Бланки утверждены Постановлением Госкомстата России № 71а от 30 октября 1997 года.
Бланк заполняется на двух сторонах. С лицевой стороны в специально отведенных графах указываются:
Оборотная сторона предназначена для информации о ТМЦ, подлежащих передаче: они перечисляются под порядковыми номерами, единицы, в которых они измеряются, и их количество (словами, а не цифрами). Пустые строки вычеркиваются. Также на этой стороне заверяется подпись доверенного лица.
У доверенности ТМЦ по форме М-2 есть еще отрывной корешок, где проставляется ее номер, срок действия, дублируются подписи и даются ссылки на разрешительные документы. Хранить этот корешок полагается в бухгалтерии.
Помимо остальных компонентов, характерных для любых доверенностей, в документе на получение ТМЦ обязательна подпись главбуха организации.
Обратите внимание! Ниже приведен пример доверенности в свободной форме. Типовые межотраслевые формы М-2 и М-2а подробно рассмотрены на отдельной странице.
Образец доверенности на получение товара и/или денег (свободная форма)
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«Маргарита»
620027, г. Ижевск, ул. Чугуевского, д.105
тел. (3412) 79-89-00
e-mail: margarita_izh@hotmail.com
ИНН 4459306743 ОГРН 234528592067485
Двадцать первое мая две тысячи семнадцатого года
Настоящей доверенностью Общество с ограниченной ответственностью «Маргарита» в лице генерального директора Чудиковой Маргариты Алексеевны, действующей на основании Устава,
В рамках настоящего поручения Грузин Валерий Михайлович наделяется правом подписывать от имени ООО «Маргарита» акты и другие документы, представлять и получать финансовые, бухгалтерские и иные документы, связанные с выполнением настоящего поручения.
Доверенность действует до 31.12.2017 г., без права передоверия.
Подпись Грузина В.М. удостоверяю.
Руководитель: / Подпись / Чудикова Маргарита Алексеевна
Главный бухгалтер: / Подпись / Ильиных София Александровна
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Доверенности
Доверенность представляет собой документ, на основании которого третье лицо получает полномочия на представление интересов. То есть, третье лицо сможет действовать от лица человека, давшего доверенность. Документ может оформляться как на одного человека, так и на группу лиц. Определение данного вида бумаги содержится в статье 185 ГК.
Основные признаки доверенности
Доверенность отличается этими признаками:
Если документ не имеет перечисленных признаков (к примеру, соглашение не заключено в письменной форме), он не будет иметь юридической силы.
Нужно ли заверять документ нотариально?
В статье 185.1 ГК указаны случаи, когда доверенность нужно заверять у нотариуса:
Существуют доверенности, которые приравнены к нотариальным. Соответственно, такие документы не нужно заверять у нотариуса. Виды подобных бумаг содержатся в части 2 статьи 185.1 ГК. В частности, заверять ничего не нужно, если документ выдается фирмой:
Если доверенность выдается от имени ЮЛ, заверять ее у нотариуса не нужно. Достаточно подписи руководителя или лиц, которые имеют право на проставление подписи согласно Уставу компании.
Разновидности доверенностей
Основные разновидности документов, передающих полномочия:
Генеральная доверенность – это особый тип документа. Оформляться она может только на человека, на которого доверитель может полностью положиться. Нужно всегда учитывать риск того, что представитель может обмануть доверие. На основании генеральной доверенности человек получает исключительные полномочия. Следовательно, высок риск злоупотребления.
Разновидности документов по типу предоставляемых полномочий
На основании доверенности могут предоставляться общие или исключительные полномочия. Рассмотрим общие полномочия в рамках делопроизводства (статья 35 ГПК, статья 41 АПК, статья 45 КАС):
Исключительные полномочия в рамках судопроизводства (статья 54 ГПК):
Под общими полномочиями понимаются полномочия, которые не нужно отдельно закреплять в доверенности. Если же это исключительные полномочия, перечень их нужно дословно указывать. Если они не будут указаны, представитель не сможет ими воспользоваться.
Содержание документа
Содержание доверенности зависит от ее вида. Но, как правило, в документе присутствуют эти реквизиты:
Иногда в документе указывается возможность передоверия. Предполагает передачу полномочий от одного представителя другому.