доверительное управление имуществом оквэд
НК РФ Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
1. Для целей настоящей главы имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего.
Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в соответствии с договором доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.
Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем доверительного управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном статьей 280 настоящего Кодекса.
2. В случае, если по условиям договора доверительного управления имуществом учредитель доверительного управления является выгодоприобретателем, определение налоговой базы такого учредителя осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода;
2) расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами, связанными с производством и реализацией, или внереализационными расходами учредителя доверительного управления в зависимости от вида осуществленных расходов;
3. В случае, если по условиям договора доверительного управления имуществом учредитель доверительного управления не является выгодоприобретателем либо установлено более одного выгодоприобретателя, определение налоговой базы участников такого договора осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) доходы выгодоприобретателя по договору доверительного управления имуществом включаются в состав его доходов от реализации или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода и подлежат налогообложению в установленном порядке;
2) расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (за исключением вознаграждения доверительного управляющего в случае, если указанным договором предусмотрена выплата вознаграждения не за счет уменьшения доходов, полученных в рамках исполнения этого договора), не учитываются учредителем управления при определении налоговой базы, но учитываются для целей налогообложения в составе расходов у выгодоприобретателя. При этом расходы на вознаграждение доверительного управляющего (за исключением вознаграждения доверительного управляющего в случае, если указанным договором предусмотрена выплата вознаграждения за счет уменьшения доходов, полученных в рамках исполнения этого договора) учитываются отдельно и признаются расходами учредителя доверительного управления в составе внереализационных расходов;
3) убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления, от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при определении налоговой базы по налогу учредителем управления и выгодоприобретателем;
4) при наличии нескольких выгодоприобретателей по договору доверительного управления доходы и расходы учитываются у них в соответствии с настоящим пунктом пропорционально причитающейся им доле.
4. При прекращении договора доверительного управления имущество (в том числе имущественные права), переданное в доверительное управление, по условиям указанного договора может быть либо возвращено учредителю управления, либо передано иному лицу.
В случае возврата имущества у учредителя управления не образуется дохода (убытка) независимо от возникновения положительной (отрицательной) разницы между стоимостью переданного в доверительное управление имущества на момент вступления в силу и на момент прекращения договора доверительного управления имуществом.
Доверительное управление долями в ООО: объем прав в корпоративном споре
Доверительное управление долями в ООО. Объем прав в корпоративном споре. Судебная практика.
Собственники долей в ООО обладают не только имущественными, но и корпоративными правами, непосредственно связанными со статусом участника общества. Для целей эффективного использования имущества долю можно передать в доверительное управление – тогда, по общему правилу, реализацией корпоративных прав займется доверительный управляющий. Права доверительного управляющего можно ограничить договором, однако, не сделав этого, в рассматриваемом деле участник общества полностью лишился возможности участвовать в его деятельности, так как корпоративными правами мог воспользоваться только доверительный управляющий.
Фабула дела:
Участник является собственником 20 % доли в Обществе. В то же время, между Участником и Доверительным управляющим заключен Договор доверительного управления долей Участника. В ЕГРЮЛ в предусмотренном законом порядке внесена запись о Доверительном управляющем.
Согласно Договору доверительного управления, Участник передал 20 % доли в Обществе Доверительному управляющему, а Доверительный управляющий обязался осуществлять управление переданной ему долей в интересах Участника.
Договором доверительного управления Доверительному управляющему предоставлено право получать сведения о деятельности общества, знакомиться с документами (договоры, бухгалтерская отчетность, иные).
Участник Общества обратился в арбитражный суд с иском о предоставлении копий документов и информации о хозяйственной деятельности общества, указав, что он в силу пункта 1 статьи 67 ГК РФ вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
Общество исковые требования не признало, так как полагало, что подобные требования в период действия Договора доверительного управления долей может предъявлять только Доверительный управляющий, а Участник самостоятельно не вправе осуществлять корпоративные права, реализация которых возложена договором на Доверительного управляющего.
Исследовав все доказательства по делу, арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.05.2021 года по делу № А45-2988/2021
Выводы суда:
1. Права, приобретенные Доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в Доверительное управление имущества. Таким образом, к Доверительному управляющему на время действия Договора доверительного управления долей перешли корпоративные права Участника Общества.
2. Непосредственное предъявление Участником исковых требований к Обществу о предоставлении информации о деятельности Общества является нарушением Договора доверительного управления, вмешательством собственника в правомочия Доверительного управляющего.
3. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Доверительного управляющего возникло право на получение информации о деятельности Общества в соответствии с Договором доверительного управления. Таким образом, реализовать право на обращение в суд с соответствующим иском мог только Доверительный управляющий, а не сам Участник. Исковые требования Участника оставлены судом без удовлетворения.
Комментарии:
1. В судебной и нотариальной практике распространен подход, согласно которому при передаче в доверительное управление доли в уставном капитале ООО, Доверительный управляющий может быть наделен не только имущественными, но и корпоративными правами участника общества. Аналогичный вывод прямо закреплен в статье 5 Закона о рынке ценных бумаг относительно доверительного управления акциями: Доверительный управляющий акциями вправе обращаться в суд с корпоративными исками.
2. Правомочия Доверительного управляющего относительно предмета, передаваемого в Доверительное управление, могут быть ограничены законом или договором. Между тем, по общему правилу, критерием надлежащего исполнения обязательств Доверительного управляющего является его обязанность действовать в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя по Договору доверительного управления (статья 1012 ГК РФ). В рассматриваемом случае договор не содержал ограничений на истребование Доверительным управляющим информации о действительности общества, более того, такое действие было прямо отнесено к компетенции Доверительного управляющего.
3. Так как в договоре отсутствовали какие-либо ограничения на осуществление Доверительным управляющим корпоративного права, в том числе, не была предусмотрена необходимость получить согласие или одобрение участника, арбитражный суд пришел к выводу о том, что на время действия договора доверительного управления Участник фактически лишился своих корпоративных прав ввиду недопустимости вмешательства в правомочия Доверительного управляющего.
4. В то же время, отметим, что Гражданский кодекс РФ не содержит положений, которые бы запрещали учредителю управления совершать с переданным им имуществом какие-либо юридически значимые действия.
У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.
Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, выпуск на тему «Взыскание упущенной выгоды» можно посмотреть по ссылке.
Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2020 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство», «Разрешение споров в судах общей юрисдикции» и является одной из региональных компаний по всей России в данных номинациях.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
Доверительное управление недвижимостью
Елена Ситникова, к.ю.н.,
юрист АКГ «Интерэкспертиза»
Передача недвижимого имущества в доверительное управление – удачное решение проблемы эффективности его использования. Однако его реализация на практике может вызвать у собственника немало трудностей. Избежать их поможет точное соблюдение гражданского законодательства Российской Федерации.
Как правило, недвижимое имущество обеспечивает его владельцу не только получение доходов. С его содержанием и использованием связано множество хлопот. Из-за этого в последнее время все больше собственников предпочитает сдавать имеющуюся у них недвижимость в доверительное управление. В результате они только получают прибыль от использования своего имущества – правда, за вычетом расходов на его содержание и вознаграждение доверительного управляющего. Необходимо отметить, что доверительное управление недвижимым имуществом имеет свои особенности по сравнению с доверительным управлением ценными бумагами. Это приводит к возникновению на практике множества вопросов.
Договор вступает в силу
Напомним, что из себя представляет договор доверительного управления имуществом. Одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. Другая же сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. При этом передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).
В то же время в порядке исполнения договора продажи недвижимости существует одна особенность. Его исполнение до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения отношений сторон с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК РФ). Таким образом, стороны договора доверительного управления могут предусмотреть в нем, например, что договор вступит в силу со дня его подписания. Они могут даже сразу передать имущество. Однако для третьих лиц – арендаторов или организаций, оказывающих коммунальные услуги, – дело обстоит немного иначе. Для них договор вступит в силу только с даты государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Это положение обязательно необходимо учитывать. До регистрации передачи имущества все права и обязанности перед третьими лицами несет сам собственник, а не доверительный управляющий.
Несоблюдение требований о регистрации передачи имущества влечет за собой недействительность самого договора доверительного управления.
Регистрировать или нет
Соглашение об изменении или расторжении договора, по общему правилу, заключается в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В соответствии со статьей 1017 Гражданского кодекса, договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Из этого следует, что и все дополнительные соглашения к договору доверительного управления также должны быть обязательно заключены в письменной форме.
Как следует из положений гражданского законодательства РФ, сам договор доверительного управления недвижимым имуществом в государственной регистрации не нуждается. Регистрировать нужно только передачу недвижимого имущества в доверительное управление. Соответственно, если изменения и дополнения к договору касаются не непосредственно недвижимого имущества, а лишь порядка управления им, то регистрации они также не требуют.
Арендаторов следует информировать
Согласно статье 1012 Гражданского кодекса, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. При этом, осуществляя доверительное управление имуществом, управляющий вправе совершать в отношении него любые действия в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК РФ). Естественно, они должны осуществляться в строгом соответствии с договором доверительного управления. Необходимо учитывать, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени (п. 3 ст. 1012 ГК РФ). При этом он должен указать, что действует в качестве такого управляющего.
Таким образом, передача недвижимого имущества в доверительное управление никоим образом не сказывается на арендаторах: их договоры с собственником имущества сохраняют свою силу. Однако собственник и доверительный управляющий заинтересованы в том, чтобы довести до сведения арендаторов факт заключения договора управления имуществом. Это нужно для того, чтобы свои обязательства по договору аренды арендаторы исполняли доверительному управляющему. К нему же им надлежит обращаться и за реализацией своих прав по договору аренды. Сделать это можно, заключив дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества о перемене лиц в обязательстве. При этом необходимо учитывать, что договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок более одного года, подлежат государственной регистрации (ст. 651 ГК РФ). Соответственно, необходимо регистрировать и все дополнительные соглашения к таким договорам аренды.
Что же касается договоров аренды, которые будут заключены доверительным управляющим в период действия договора доверительного управления, то вопросов здесь не возникает. К ним будут применяться обычные правила договора аренды. Единственной особенностью будет являться тот факт, что они будут заключены не самим собственником имущества, а его доверительным управляющим.
Где должна стоять отметка
Как уже было сказано, при совершении сделок с переданным в управление имуществом доверительный управляющий должен указать, что является таковым. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве. В письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего должна стоять пометка «Д.У.».
На практике часто возникает вопрос о том, на каких именно документах она должна проставляться. Только при подписании договоров, дополнительных соглашений, писем и т. п. – или во всех случаях, когда организация выступает в качестве доверительного управляющего? Например, зачастую отметка «Д.У.» проставляется не только в тех или иных документах, адресованных доверительному управляющему, но и в платежных поручениях на уплату его каких-либо сумм. Так, ряд организаций ставит пометку «Д.У.» рядом с наименованием управляющего даже в поручениях на уплату арендной платы. Это не совсем верно. В соответствии с Положением Центрального Банка РФ от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (п. 2.10), расчетные документы должны содержать ряд реквизитов. В частности, наименование получателя средств, номер его счета и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Между тем, следует обратить внимание на тот факт, что пометка «Д.У.» не является частью наименования организации. Таким образом, в соответствии с требованиями названного Положения, в платежном поручении не следует указывать пометку «Д.У.». В графе же «Назначение платежа» платежного поручения, на наш взгляд, следует сделать ссылку на документ, в соответствии с которым производится платеж.
Таким образом, использование пометки «Д.У.» не должно вступать в противоречие с нормативными актами, устанавливающими порядок оформления документов в той или иной сфере.
Как не обидеть управляющего
Принимая недвижимое имущество в доверительное управление, многие доверительные управляющие ставят перед собственником следующий вопрос. Они просят выделить им под офис часть помещений в передаваемом здании для реализации функций по договору доверительного управления. Здесь необходимо учитывать, что управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 1015 ГК РФ). В связи с этим очень важно правильно оформить такие отношения. Можно предложить несколько способов решения этой проблемы. Наиболее простой – это исключить из состава передаваемого в доверительное управление имущества помещения, которые управляющий собирается использовать под офис. Вместо этого следует сдать их ему в аренду по отдельному договору. Например, в доверительное управление может быть передано здание за исключением комнат № 1-15 на первом его этаже.
Согласно статье 1023 Гражданского кодекса, доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Также ему необходимо возместить обоснованные расходы, произведенные при доверительном управлении имуществом. Делать это следует за счет доходов от использования этого имущества. В связи с этим, в договоре доверительного управления можно предусмотреть следующее. Право пользования помещением в здании, переданном в доверительное управление, можно рассматривать как одну из составных частей такого вознаграждения. Также в договоре можно установить, что право пользования частью помещения в здании, переданном в доверительное управление, является компенсацией расходов управляющего. При этом такая часть помещения должна учитываться доверительным управляющим отдельно от имущества, переданного ему в доверительное управление.
Совет: не торопитесь с передачей
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет-2004», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»
Заострю внимание читателей на одном спорном моменте, связанном с передачей недвижимого имущества в доверительное управление. Он напрямую связан с минимизацией налогообложения.
Не секрет, что часто у материнской компании возникает необходимость в передаче имущества (в том числе недвижимого) своей дочерней структуре. При этом, как правило, более предпочтительной для собственника группы оказывается передача на безвозмездной основе. Такой способ позволяет избежать уплаты налога на прибыль. Норма, указывающая на это, содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
Однако сочетание безвозмездной передачи недвижимого имущества с последующей его передачей в доверительное управление таит серьезную проблему. В том же подпункте Налогового кодекса есть такие слова: полученное имущество не признается доходом, если в течение года со дня его получения оно не передается третьим лицам. Возникает вопрос: что же подразумевается здесь под словом «передача»? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/75. В нем однозначно указано, что в данное понятие включается и передача имущества в доверительное управление.
Вывод из этого прост. Если полученная дочерней компанией недвижимость была передана в доверительное управление в течение одного года, то заплатить налог на прибыль все-таки придется. Поэтому, если группа компаний серьезно заинтересована в минимизации налогообложения, советую не торопиться с передачей такого имущества в доверительное управление. Проведя его безвозмездную передачу, необходимо выждать срок, не меньше одного года.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Что такое доверительное управление — кот в мешке или реальная возможность инвестиций
Вопросы, рассмотренные в материале:
Потрясения на рынке, кризисы и падение стоимости активов привели к тому, что люди стали недоверчиво относиться к финансовым институтам, их услугам и, в частности, к доверительному управлению. Однако прослеживается и положительная динамика. Так, если раньше клиентами компаний, занимающихся доверительным управлением, были люди с активами в несколько сотен тысяч долларов, то сейчас появились и другие категории потребителей.
В первую очередь это люди, у которых есть некоторые сбережения или которые получили наследство и теперь хотят грамотно распорядиться капиталом. Сейчас это реально, поскольку передать в доверительное управление можно любую сумму, даже несколько десятков тысяч рублей.
Что значит доверительное управление
Услуга доверительно управления появилась для тех людей, которые не имеют необходимых знаний и навыков, чтобы грамотно распоряжаться своими активами: денежными средствами, недвижимостью и т. п. Такие владельцы имущества могут обратиться за помощью к профессионалам.
При этом клиент поручает управляющему распоряжаться своими активами для получения прибыли. Стоимость услуг, как правило, составляет какой-то процент от дохода доверителя.
Управляющим может быть физическое или юридическое лицо, оказывающее подобные услуги. При заключении договора клиент получает право знать все детали выбранной инвестиционной политики. Она должна строиться на основе требований доверителя, касающихся уровня рисков и желаемой доходности.
Важно то, что управляющий не несет ответственности за сохранность доверенного ему имущества и если клиент понесет убытки, то они не будут компенсированы. Главным образом по этой причине к выбору управляющей компании нужно подходить со всей тщательностью и скрупулёзностью.
Передача имущества в доверительное управление на законном уровне
В России, как и в большинстве других стран, услуга доверительного управления подлежит обязательному лицензированию. Это значит, что физлицо или организация, занимающаяся таким видом деятельности, должна иметь лицензию, которая оформляется в ФСФР.
Доверительному управлению посвящена глава 53 Гражданского кодекса, в которой говорится о том, что:
Преимущества и недостатки доверительного управления
Суть доверительного управления можно раскрыть фразой «умные инвестиции». Преимуществ у такого способа распоряжения своими активами довольно много. В первую очередь это экономия личного времени и получение более высокого дохода от денежных накоплений или ценных бумаг. Во-вторых, это индивидуальный подход к каждому клиенту, оперативность, профессионализм и мобильность управляющего.
В случае надвигающегося падения рынка ценных бумаг специалист сможет почувствовать это значительно раньше доверителя и успеть продать активы, не дожидаясь их обесценивания. Однако этот плюс может обернуться и минусом: управляющий не может играть на понижение, заключая «короткие сделки», из-за того, что у него нет права занимать акции. По закону РФ доверительным управляющим запрещено брать кредиты в любой форме.
Так как управляющий несет ответственность за сохранность активов клиента, то следует уточнить размер его собственного капитала. Чем он больше, тем надежнее гарантия, что имущество доверителя не будет растрачено.
Сроки вывода денежных средств, например, по требованию клиента, довольно короткие: с ПАММ-счета снятие возможно в день запроса. На вывод финансов с паевого фонда может уйти до трех дней.
Однако с доверительным управлением активами связаны и некоторые риски. Часть из них является следствием профессионализма и опыта управляющего, а часть — непредсказуемости экономической ситуации не только в России, но и во всем мире:
Существуют также и неторговые риски, к которым относятся:
Еще один существенный недостаток — отсутствие регулятора. Например, закон РФ никак не регламентирует сотрудничество брокера на Форексе и доверителя, поэтому в случае возникновения спорной ситуации обращаться к властям за помощью бесполезно. Однако крупные брокерские компании осуществляют свою деятельность по лицензиям регуляторов других государств. Это позволяет разрешать конфликты в юрисдикции той страны, по лицензии которой работает брокерская фирма. К регулирующим органам с высокой степенью доверия можно отнести Национальный банк Республики Беларусь (NBRB), Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin), Управление Финансового и Страхового Надзора Швеции (FI), Кипрскую комиссию по ценным бумагам и биржам (CySEC) и другие.
ЖЕСТКИЙ РАЗБОР! Боязнь Больших Денег! Пётр Осипов в Шоу «Богатые Тоже Плачут»:
Основные виды доверительного управления
1. Доверительное управление деньгами
Этот вид сотрудничества между клиентом и управляющим подразумевает передачу последнему денежных средств для дальнейшего их приумножения. Договор заключается на определенный срок. Брокер за свои услуги получает установленное вознаграждение.
В недалёком прошлом доверительным управлением деньгами пользовались только состоятельные люди. До сих пор есть компании, которые готовы заключить с клиентом договор только в том случае, если он собирается инвестировать сумму от одного миллиона долларов. Однако в любом случае рыночная ситуация меняется. Появились новые потребности, которые породили новые предложения. Сейчас услуги доверительного управления денежными средствами стали доступны разным слоям населения.
В России размер капитала, который можно передать под стороннее управление, начинается от 200 000 рублей. Если клиент не располагает такой суммой, но у него есть, предположим, 100 000 рублей, то он тоже может прибегнуть к услуге доверительного управления, но его средства будут объединены в пул (от англ. «pool» — «общий котел»). С пулом брокер работает точно так же, как с финансами одного клиента. Однако личные предпочтения и пожелания доверителей учитываются намного меньше, чем при индивидуальном обслуживании. ПАММ-счета — пример того, как реализовываются пулы на практике.
Срок, на который организации заключают договор по управлению финансами, начинается от одного года. Эксперты считают, что инвестирование капитала на меньший период не имеет смысла. Однако есть организации, которые готовы подписать договор и на полгода.
В любом случае клиенту важно помнить о том, что он может забрать свои деньги до окончания срока действия договора или автоматически пролонгировать соглашение на более долгий период.
Если сравнивать доверительное управление деньгами с банковским депозитом, то первый вариант может быть более прибыльным, однако доход не гарантирован. Ни частный управляющий, ни крупная компания не могут пообещать фиксированной прибыли. И бывают ситуации, когда клиент не зарабатывает, а, наоборот, теряет свои средства. И при этом ему все равно нужно оплатить услуги управляющего.
Доверительное управление деньгами сродни ПИФам (паевые инвестиционные фонды). Если возникла потребность вложения средств, то можно сравнить два этих направления. И в том, и в другом случае в задачи управляющего входят сохранение и приумножение активов клиента. Однако есть различия в законодательном регулировании.
К достоинствам доверительного управления в РФ относятся:
2. Доверительное управление ценными бумагами
К этому виду управления прибегают в надежде получить высокий доход от инвестиций в ценные бумаги. В лице управляющего выступает брокер. Он отвечает за сохранность капитала клиента. Деньги доверителя хранятся в расчетной палате биржи, а ценные бумаги — в расчетном депозитарии биржи. В функции брокера входит учет движения денежных средств и ценных бумаг инвестора, а также расчет и удержание налога. Чем дольше брокер работает на рынке, тем выше его надежность.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» гласит, что управляющий не может гарантировать доходность при оказании услуги доверительного управления. Однако брокер может публиковать прошлую доходность, которую он получил, оказывая услугу доверительного управления акциями.
3. Доверительное управление недвижимостью
Этот вид сотрудничества предполагает, что собственник недвижимости, желающий сдать ее в аренду, все заботы об этом перекладывает на риелтора. В обычных ситуациях риелтор выступает лишь посредником, в чьи задачи входит поиск арендатора. Если же клиент хочет, например, передать в доверительное управление квартиру, то здесь круг обязанностей агентства будет намного шире. Во многом полный перечень оказываемых услуг будет зависеть от пожеланий и нужд доверителя. Как правило, риелторское агентство занимается не только поиском арендатора, но и взимает с него ежемесячную плату, перечисляет ее собственнику недвижимости, оплачивает коммунальные расходы и т. п.
4. Доверительное управление имуществом
В Гражданском кодексе сказано, что доверительное управление имуществом — процесс, в ходе которого собственник передает свое имущество для управления на заранее установленный период. Сюда же входит и доверительное управление долей в ООО, если клиенту принадлежит весь бизнес или хотя бы его часть.
Собственником имущества может быть не только физическое лицо, но и юридическое. Задача управляющего — действовать в интересах клиента, заботиться о сохранности его активов.
В законе есть перечень объектов, относящихся к имуществу:
5. Паевые фонды
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — это финансовая структура, формирующая инвестиционные портфели и продающая доли (или паи) в них. Такой портфель может состоять из нескольких разных направлений для инвестиций.
Пайщики, они же инвесторы, обращаются в выбранный фонд и покупают у него доли. В конце деньги нескольких вкладчиков объединяются в один пай.
Доверительное управление ПИФами состоит в том, что управляющий в своей работе соблюдает инвестиционную декларацию. В ней прописано, в какие ценные бумаги и другие активы необходимо вкладывать деньги. Доверители получают проценты, величина которых зависит от размера доли в пае.
Вкладывание средств в ПИФы может принести приличный доход. Бесспорные преимущества таких инвестиций состоят в высоких процентных ставках, низком пороге входа (от 1000 рублей) и возможности перепродать пай и заработать на разнице. Но есть и недостатки. Это прежде всего высокие риски и отсутствие гарантий получения прибыли и даже сохранности капитала, т. к. ПИФы могут быть убыточными.
6. ИИС
ИИС расшифровывается как индивидуальный инвестиционный счет. Это брокерский счет по государственной программе с налоговыми льготами.
Открытие такого счета можно назвать практически беспроигрышной стратегией. Объясняется это тем, что даже если вкладчик не заработает на ценных бумагах, то хотя бы получит налоговый вычет. Право на получение вычета получают инвесторы, которые внесли на свой счет сумму до 1 млн рублей и не забирали ее в течение трех лет.
Налоговый вычет по ИИС может быть двух видов:
ИСС могут открыть физические лица и налоговые резиденты РФ, живущие в России больше чем шесть месяцев в году. Один человек может открыть один счет. Если брокер меняется, то счет закрывается и открывается новый.
4 причины, почему многие выбирают доверительное управление
Выйти на новый уровень. Думай и действуй как миллионер. Бизнес Молодость:
Кто такой учредитель доверительного управления
Учредителем является владелец собственности, передаваемой в управление. Управляющим может стать физическое или юридическое лицо, субъект Федерации, муниципальное образование и даже государство. Главное, чтобы управляющий тоже имел какое-то имущество в собственности.
Не могут становиться управляющими компании (юридические лица), имущество которых оформлено на правах хозяйственного ведения. Это исключение из правила объясняется тем, что передача активов в управление производится для реализации права собственности инвестора и исключительно он определяет фигуру управляющего. Кроме этого, исходя из экономической целесообразности компаниям неразумно передавать третьим лицам в управление то имущество, которое они имеют для выполнения задач, определенных собственником.
Запреты, касающиеся передачи в доверительное управление имущества, которое собственник оформил в оперативное управление учреждениям, связаны с теми же доводами. Но есть одно исключение. Речь идет об автономных учреждениях.
По закону (пункт 1 статьи 298 Гражданского кодекса, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях») такие организации имеют право распоряжаться:
В законе прописан ряд случаев, когда учредителями могут выступать лица, не являющиеся собственниками имущества.
Так, если в полученном наследстве есть имущество, требующее управления и сохранности, например предприятие, то нотариус может выступить учредителем. Он имеет право заключить соответствующий договор с доверительным управляющим.
Во втором случае согласно пункту 1 статьи 38 Гражданского кодекса учредителем может выступать орган опеки и попечительства, если требуется постоянное управление недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего подопечного. Управляющего выбирает орган опеки и заключает с ним договор на оказание соответствующих услуг.
Для госслужащих также разработаны особые требования. В законе (Федеральный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации») по этому поводу сказано, что члены Правительства РФ должны передавать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в собственности ценные бумаги, доли в коммерческих организациях на срок своего пребывания на государственной службе. Этот закон распространяется даже на те случаи, когда конфликт интересов отсутствует.
Также стоит отметить, что государство запрещает должникам, получающим денежную помощь, оформлять активы в управление. Статья 13 Федерального закона от 9 июля 2002 года «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» гласит, что должник, состоящий в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, не имеет права становиться учредителем доверительного управления.
Какой придется открыть счет доверительного управления
Имущество, переданное в доверительное управление, должно числиться на балансе отдельно от другой собственности. Доходы тоже необходимо считать отдельно.
Центральный банк разработал правила бухгалтерского учета для доверительного управления. В них указано, какие счета нужно открывать, если были взяты обязательства по управлению имуществом:
Счета могут оформляться отдельно для каждого лица для произведения расчетов с каждым из них.
Этапы передачи в доверительное управление
1. Поиск подходящей управляющей компании
Оказывать услугу доверительного управления собственностью может частный предприниматель, физическое лицо, коммерческая фирма и даже некоммерческая организация. Выбор, с кем заключать договор, полностью лежит на инвесторе.
Право доверительного управления имеют только брокерские компании с лицензией или банковские учреждения. Наличие лицензии — обязательное требование.
При выборе специалиста или фирмы необходимо обратить внимание на следующие моменты:
2. Сбор необходимых документов
Во-первых, понадобятся бумаги, подтверждающие владение активами (деньгами, недвижимостью и т. п.), которые передаются в управление. На следующем этапе нужно подготовить договор в соответствии с принятыми стандартами.
Для скачивания есть:
Если оформляется доверительное управление недвижимостью, то его нужно зарегистрировать в Едином государственном реестре. Для этого пишется соответствующее заявление. Затем госрегистратором проводится процедура правовой экспертизы, в ходе которой могут понадобиться и другие документы.
Если планируется доверительное управление денежными средствами или ценными бумагами, то для этих целей лучше выбрать лицензированное агентство. Когда у компании, оказывающей услуги, нет лицензии, оформить сотрудничество юридически практически невозможно. Единственный выход из подобной ситуации — подписать договор займа, однако он не сможет полностью защитить интересы инвестора.
3. Оплата услуг исполнителя
Правила доверительного управления обязывают указывать в договоре размер премии управляющего. Обычно она составляет определенный процент от прибыли, что применимо и к трейдерским договорам, и к договорам с риелторскими агентствами, либо фиксированную сумму.
Стоит обсудить следующие пункты:
4. Заключение договора с исполнителем
Имущество, передаваемое в доверительное управление, не становится собственностью управляющего, который обязан при осуществлении всех сделок указывать свой статус.
Рекомендуется подписывать соглашение с компанией — резидентом страны проживания доверителя. Это облегчит судебное разбирательство, если таковое возникнет.
Обязательные пункты договора:
5. Организация системы контроля за доверительным управлением
Как уже говорилось, регистрация доверительного управления невозможна без заключения договора. В нем должны быть прописаны все детали управления собственностью, включая пункт о предоставлении отчета о прибыли/убытках и операционных затратах за установленный срок.
Чтобы иметь полное понимание всех процессов, инвестору рекомендуется перед заключением договора получить консультацию у проверенного юриста.
Срок доверительного управления согласно договору
Одним из существенных ограничений является то, что максимальный срок соглашения — пять лет. Только закон может разрешить иной период действия договора для некоторых видов имущества. Временные рамки, установленные Гражданским кодексом, исключают разработку и применение долгосрочных стратегий, рассчитанных на крупные инвестиции.
Однако в статье 1016 Гражданского кодекса обозначено, что если по окончании срока действия договора ни одна из сторон не заявит в письменном виде о его расторжении, то он считается автоматически пролонгированным на такой же срок и на тех же условиях. Но это допущение не решает проблему долгосрочных инвестиций. Срок действия договора, ограниченный законом, не позволяет управляющему применять инструменты, реализация которых занимает более пяти лет.
Договор заключается в письменной форме. Если передается недвижимость, то составляется договор продажи недвижимого имущества. Оформление недвижимости в управление должно регистрироваться точно так же, как смена владельца.
Активы, состоящие в управлении, находятся на отдельном балансе, по ним ведется отдельный бухгалтерский учет, для них открывается отдельный счет в банке. Помимо этого, они обособляются от остального имущества как инвестора, так и управляющего.
Залоговое имущество тоже может быть передано в управление, однако залогодержатель может взыскать его. Учредитель обязан предупредить управляющего, что имущество заложено. Иначе последний может через суд разорвать договор и потребовать выплаты вознаграждения за свои услуги в сумме, соответствующей одному году работы (статья 1019 Гражданского кодекса).
Права и ответственность управляющей компании
Так как право доверительного управления имуществом в ходе оформления договора получает управляющий, его фигура крайне важна в этом процессе. Значение имеют права, обязанности и ответственность исполнителя. По сути, управляющий в рамках закона исполняет функции владельца имущества. Недвижимостью он распоряжается в соответствии с пунктами, предусмотренными договором. Права, полученные управляющим, включаются в состав переданного ему имущества. Обязанности, предусмотренные договором, исполняются за счет переданной собственности.
Защищая права на имущество, находящееся в его ведении, доверительный управляющий может бороться с нарушением его прав (статьи 301, 302, 304, 305, 1020 Гражданского кодекса) так, будто он имеет право собственности на это имущество. Управляющий может:
Управляющий лично контролирует все манипуляции с активами доверителя, но в некоторых случаях, например в соответствии с условиями договора или с письменного согласия учредителя управления, может поручить другому лицу совершать от своего имени некоторые действия, необходимые для управления имуществом. По сути, это лицо будет выполнять часть функций управляющего. При этом управляющий отвечает за его действия как за свои собственные.
По закону доверительный управляющий несет следующую ответственность:
1. Если управляющий не проявил должной заботы о сохранении вверенного ему имущества и об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, то он обязан возместить выгодоприобретателю упущенную прибыль, а учредителю — убытки, понесенные из-за потери или порчи имущества (с учетом естественного износа). Упущенная выгода также подлежит возмещению учредителю, если управляющий не докажет, что потери произошли в результате непреодолимой силы или по вине самого выгодоприобретателя или учредителя.
Стоит обратить внимание на неточность формулировки. Заботу сложно отнести к параметрам оценки эффективности управления. Помимо этого, сложно доказать, что управляющий не выказал должной заботы, и просто невозможно посчитать упущенную выгоду, опираясь на этот критерий. Чтобы процесс оценки эффективности управления был прозрачным, стороны на этапе составления договора должны внести в него пункт о том, как они будут определять качество работы исполнителя.
2. Долги, возникшие в процессе доверительного управления имуществом, погашаются за счет этого имущества. Если имущества недостаточно, то взыскание обращается на имущество управляющего, а если и его не хватает, то на имущество учредителя, которое не участвовало в управлении.
Совместная ответственность учредителя и управляющего защищает интересы кредиторов, увеличивая шансы получить взыскание. Также снижается риск контрагентов. Это дает управляющему возможность заключать сделки на более выгодных условиях.
3. Если управляющий заключил сделку, превысив при этом свои полномочия или нарушив прописанные в договоре ограничения, то все обязательства по этой сделке полностью лежат на нем. Если в подобном соглашении участвовали третьи лица, то устанавливается, знали они о совершенных управляющим нарушениях или нет. Если не знали и не должны были знать, то обязательства должны быть исполнены в обычном порядке. В этом случае учредитель может потребовать от управляющего компенсации причиненного убытка.
Однако могут возникнуть сложности при реализации требования учредителя о возмещении ущерба, т. к. имущество управляющего пойдет на погашение обязательств по сделке. Это затруднение решается предоставлением залога. В соответствии со статьей 1022 Гражданского кодекса договор доверительного управления может предполагать внесение управляющим залога. Он пойдет на компенсацию потерь, если таковые возникнут в процессе некачественного управления имуществом доверителя или выгодоприобретателя.
Как уже говорилось, в договоре обязательно указывается размер премии управляющего. Вознаграждение выплачивается за счет доходов от его деятельности. Из этого же источника оплачиваются все расходы, которые имели место в процессе управления имуществом.
Договор доверительного управления имуществом юридического лица или индивидуального предпринимателя прекращается вследствие:
Если одна из сторон хочет расторгнуть договор, она обязана уведомить об этом вторую сторону за три месяца до срока прекращения сотрудничества, если в договоре не указан иной временной интервал.
При расторжении договора доверительного управления имущество возвращается доверителю, если соглашением не предусмотрено иное.
Есть несколько неоднозначных моментов, связанных с процедурой закрытия договора. Так, в Гражданском кодексе ничего не сказано о том, за какой период должно быть выплачено вознаграждение управляющему, если учредитель хочет расторгнуть договор. За весь период, на который было заключено соглашение, или только до даты его расторжения? Очевидно, ответ на этот вопрос должен содержаться в тексте заключаемого договора.
Как уже говорилось, сторона, желающая прекратить действие договора, должна уведомить об этом вторую сторону за три месяца. Но в договоре может быть указан другой срок. Эксперты считают, что целесообразно включать в соглашение пункт о немедленном расторжении договора на основании непрофессиональных действий управляющего. Если такого пункта нет, то нужно помнить о том, что за три месяца недобросовестных действий управляющего интересы выгодоприобретателя могут серьезно пострадать. А выплата премии за халатное отношение к своим обязанностям, злоупотребление и даже мошенничество противоречит нормам морали и здравому смыслу.
Также следует более конкретно определить судьбу имущества после расторжения договора. Чаще всего оно возвращается учредителю доверительного управления. Но договором может быть предусмотрен иной путь развития событий. Имущество может быть передано управляющему или третьему лицу, возмездно или безвозмездно. Может быть разделено между учредителем, управляющим и третьей стороной. Возможны и другие варианты. В случае возмездной передачи имущества, очевидно, необходимо заключение отдельного договора.
Как бы там ни было, после заключения договора право на доверительное управление имуществом получает управляющий, поэтому залог успешного сотрудничества — доверие к его фигуре, убежденность инвестора в его профессионализме и порядочности. Соглашение на доверительное управление стоит подписывать при наличии веры в надежность управляющего. Возможность контроля над его действиями очень ограничена, а вероятность личного обогащения за счет доверителя слишком высока.
Компании, предлагающие доверительное управление
Ниже представлен перечень наиболее надежных компаний доверительного управления, действующих на территории РФ:
Компания осуществляет доверительное управление на российском и мировом рынках с помощью персонально разработанных стратегий. Защищает интересы своих клиентов. Инвестирование с нулевым уровнем риска возможно в депозиты, акции, облигации и срочные контракты. Все вложения делаются в валюте, что защищает капитал от инфляции.
Слоган БКС — «Простые инвестиции в большое будущее!». В компании работают только опытные и высокопрофессиональные специалисты.
Основной инструмент фирмы — паевые инвестиционные фонды (ПИФы).На сегодняшний день это один из самых простых и прозрачных способов инвестирования денег с гарантированной прибылью. Достоинство ПИФов — их высокая ликвидность. При этом собственник может реализовать свою долю в любой момент времени.
Изучить все услуги компании БКС и стать ее клиентом можно на официальном сайте организации.
За все время работы Сбербанк не раз попадал в международные рейтинги за свою надежность. Одно из доказательств надежности банка — его офис уже более полутора веков располагается в Москве. Менялось устройство государства, случались революции и войны, общество стало совершенно другим — неизменен лишь Сбербанк.
Сегодня банк управляет активами на более чем 400 млрд рублей. Использовав функцию «Управление активами», инвестор сам выбирает стратегию. Управляющий при этом работает над минимизацией рисков для вложений клиента.
Статистика деятельности банка такова, что в 2018 году более 97 % активов показали доходность выше бенчмарков. Если есть потребность в доверительном управлении активами, то стоит присмотреться к этому самому старому и одному из самых надежных банков России. Более подробную информацию об услугах учреждения можно найти на его официальном сайте.
Компания работает 23 года. За это время ее клиентами стали более 230 000 человек. Этим людям фирма «Открытие Брокер» помогла выгодно вложить и приумножить свои сбережения.
Компания входит в одну из крупнейших российских частных финансовых групп «Открытие». За время свой работы она неоднократно демонстрировала максимальный рейтинг надежности.
В компании «Открытие Брокер» можно получить консультации специалистов по фондовым рынкам и дальше заниматься интернет-трейдингом самостоятельно.
На официальном сайте компании представлены готовые пакеты — модельные портфели, структурные продукты, паевые фонды и другие продукты с комментариями, на какой срок рекомендуется сделать вклад, на какую сумму и какую прибыль можно ожидать.
Благодаря такому сервису клиент может изучить все предложения и самостоятельно выбрать тот вариант, что ему подходит, спрогнозировав возможные финансовые последствия.
Доверительное управление довольно часто осуществляют банки. Альфа-Банк — один из них. Это одно из крупнейших российских финансовых учреждений, если оценивать по размеру уставного капитала, вкладов клиентов и кредитному портфелю. Альфа-Банк на рынке с 1990 года. Компания оказывает все виды банковских услуг. Одна из структур учреждения, «Альфа-Капитал», занимается инвестиционными проектами и доверительным управлением активами.
Программа доверительного управления рассчитана на клиентов с капиталом от 500 000 рублей. Для них разработаны разнообразные инвестиционные инструменты, обещающие хорошую доходность. Клиент сам выбирает стратегию для вложения своих активов, а компания предоставляет ему регулярный и подробный отчет о расходах и доходах. Качество оказываемых услуг гарантированно подтверждено успешной работой «Альфа-Капитал» на российском финансовом рынке.
Если человек не располагает капиталом в 500 000 рублей или не планирует инвестировать такую сумму, то он может вложить свои средства в ПИФы. Порог вхождения — 1000 рублей.
Тем, кто любит стабильность и не хочет рисковать, «Альфа-Капитал» предлагает программу с защитой капитала. А как альтернатива банковским депозитам существуют инвестиционные счета, на которых можно хранить сбережения.
На официальном сайте «Альфа-Капитал» любой человек может круглосуточно получить консультацию специалиста и познакомиться с инвестиционными пакетами. Клиенты банка в личном кабинете могут контролировать свои счета и управлять ими.
Компания специализируется на оказании брокерских услуг и доверительном управлении. Ее клиентами являются как физические, так и юридические лица. Уставной капитал — 12 млн рублей.
Фирма открылась в 1995 году. За время работы несколько раз попадала в рейтинг НРА благодаря своей надежности и занимала призовое место в конкурсе «Лучший частный инвестор». Имеет высокий рейтинг кредитоспособности.
Клиентом «Цериха» можно стать даже без опыта интернет-трейдинга. Компания обеспечивает индивидуальный подход к каждому инвестору с учетом его пожеланий и суммы вложения.
В завершение обзора компаний хочется отметить, что нельзя увидеть объявление «Передам в доверительное управление свое имущество». Выбор управляющей организации — процесс кропотливый. Вся ответственность за него лежит на доверителе. В случае неправильного или поспешного решения он рискует потерять свое имущество.
6 рекомендаций, как выбрать компанию, чтобы передать ей доверительное управление своим имуществом 
Посетите фирмы лично, пообщайтесь с сотрудниками. Уточните годовую доходность по услуге доверительного управления. Посмотрите статистику за несколько лет и обратите внимание, есть ли положительная динамика по прибыльности доверительного управления. Конечно, делать выбор, опираясь исключительно на этот показатель, нельзя, однако информация в любом случае полезная.
По уровню аналитического сервиса можно судить о профессионализме компании, а значит, и о степени защищенности переданных активов.
В брокерских компаниях, фондах доверительного управления и иных структурах, оказывающих подобную услугу, аналитический отдел следит за рыночной ситуацией и за факторами, оказывающими влияние на нее. К ним можно отнести финансовые прогнозы, ключевые новости компаний, экономические и политические события.
Без наличия свежих аналитических данных ни одна компания не может оперативно реагировать на изменения рынка, обеспечивать стабильную прибыль и защищать интересы инвесторов.
Например, можно уточнить общую сумму активов, находящихся в доверительном управлении фирмы. Затем необходимо посетить сайт организации и оценить, насколько его контент актуален и полезен: есть ли на нем ежедневные новости, аналитические обзоры и рекомендации по отдельным позициям. Если все материалы присутствуют, значит, компания следит за ситуацией на рынке, собирает аналитику.
И, конечно, у фирмы должна быть лицензия на оказание услуг доверительного управления.
Национальное рейтинговое агентство (НРА) ежегодно составляет рейтинг надежности управляющих компаний. Данные актуальны в течение одного года. Фирмы оцениваются по различным критериям, в основе которых лежит способность выполнять финансовые и договорные обязательства перед своими клиентами.
НРА на рынке с 2002 года. К сегодняшнему дню оно завоевало статус ведущего рейтингового агентства России.
Если по данным НРА у компании низкий рейтинг надежности, то заключать с ней договор не стоит. Нужно помнить, что оценка снижается, если фирма предоставляет недостоверные сведения. Такое поведение можно назвать мошенничеством, поэтому фирм с низким рейтингом лучше избегать.
Отзывы клиентов очень важны, даже если выбор сделан в пользу фирмы с высокими оценками. В комментариях людей можно прочитать о деталях, которые не раскрывают глобальные рейтинги.
Помните, что доверительное управление связано не только с вероятностью высокой доходности, но и с рисками потерять все имущество. Чем выше обещанная прибыль, тем больше опасности. Поэтому стоить почитать отзывы реальных людей о доверительном управлении имуществом.
Независимо от размера активов и от того, требуется доверительное управление организацией или частным имуществом, к изучению договора нужно подойти с максимальной ответственностью.
Нужно обратить внимание на такие пункты, как раскрытие всех используемых терминов и на возможность вывода активов до окончания срока действия соглашения.
Чаще всего договор подписывается на один год с возможностью пролонгирования с согласия сторон. Помните, что только длительные отношения могут принести значительный доход. Именно от срока договора и возможности осуществить долгосрочные инвестиции во многом зависит прибыльность доверительного управления имуществом.
И не забывайте совет бывшего президента США Рональда Рейгана «Доверяй, но проверяй». Он как нельзя лучше подходит к доверительному управлению. Даже если вы уверены в своем управляющем, всегда держите руку на пульсе и контролируйте его работу.