древнейшая форма общественного сознания использующаяся для регуляции отношений между людьми

Этика. 1. Мораль как форма общественого сознания

1.1. Мораль как предмет этики
Мораль (от лат. moralis — нравственный), особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет этики. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от специфических требований каждой из этих сфер, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру взаимоотношений людей и формируется в процессе развития общества. Мораль имеет повелительно-предписывающий характер, есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа?

Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.
Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Социальные основы морали. К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, школа, право, государство, церковь, средства массовой информации, особенно телевидение.

К социальным основам нравственности следует отнести и объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы. Реально существующая нравственность существенно зависит от экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно. Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели. Актуальной остаётся проблема нравственного воспитания личности, однако, очевидно, что она не может быть решена вне общества. Для поддержания нравственности специальных органов нет. Эти функции берет на себя общественное мнение.

1.1.2. Сущность морали
Происхождение правил морали познается через противоречия. Первое противоречие связано с безличностью нравственного закона. Мы практически не знаем автора правил нравственности. Мы субъективно – избирательно руководствуемся представлениями о добре и зле. Безусловно многие из нас критически относятся к нравам, сложившимся в обществе и понимаем, что они далеки от идеала, Но тем не менее, обществом принимаются нравственные заповеди не зависящие от склонностей и предпочтений отдельных индивидов и даже социальных групп. И в конечном счете осознаем безличность нравственного закона. Моральный закон формулируется так словно он исходит каждого и ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Но безличность нравственного закона не исключает его повелительность и предпочтительность исполнения.
Второе противоречие предполагает всеобщий характер и универсальность нравственного требования. Нравы разных народов и времен отражают различные исторические условия, образ жизни, менталитет, потребности и интересы. Каждая социальная группа имеет свои представления о добре и долге нередко противоположные по своему содержанию. Один и тот же поступок может быть допустимым для молодого и безнравственным для пожилого, нравственным для богатого и безнравственным для бедного и наоборот. Например, олигарх, «прихватизировав» миллиарды, может за миллионы купить футбольную команду и считать это нравственным, в то время как миллионы пенсионеров едва сводят концы с концами и считают поступок олигарха аморальным. Но нравственность может быть разнообразной и всеобщей одновременно. Это происходит за счет универсальности моральных требований.

Третье противоречие указывает на незаинтересованность морального мотива, кажущуюся бесполезность моральной цели. Совершенная добродетель далеко не всегда оборачивается пользой. Для того чтобы добиться успеха в делах нередко приходится нарушать установленные правила, в том числе и моральные. Более того, если человек ожидает получить какую-то выгоду за совершенный нравственный поступок, то такое действие по сути дела утрачивает моральную ценность. Поэтому подлинно нравственным поступком считается совершенный бескорыстно, без воздаяния за него.
Четвертое противоречие связано с установлением нравственного равенства и нравственного единства человеческого рода. Если человек сумеет вырваться из повседневных стереотипов поведения, то его поведение вызывает уважения. Работник автоинспекции или преподаватель не берущий взяток, студент принципиально не использующий шпаргалок, любовь между молодыми людьми разных национальностей или социального положения – все эти действия могут показаться вызовом определенному социальному окружению и в то же время свидетельством высоких моральных принципов.

Источник

Формы общественного сознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы общественного сознания в философии

По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.

Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:

Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.

Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы.

Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.

Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.

Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.

Виды общественного сознания

Виды и формы сознания имеют созвучные названия, и по сути в большей степени совпадают в содержательной части. Тем не менее, исследователи и эксперты подчеркивают, что виды общественного сознания в современной социологической науке более обширны, не углублены в частные формы сознания, поэтому имеют свои специфические характеристики. Каждый вид включает в себя несколько отдельных форм, поэтому они могут иметь характеристики, которые объединяются при объединении нескольких форм общественного сознания.

Первый вид общественного сознания – это политическое сознание. В любом обществе присутствуют люди, приверженные разнообразным политическим взглядам. Для многих политика становится делом всей их жизни, профессиональной сферой. Равнодушных к данному аспекту нет, поэтому смело можно заявлять, что каждый современный гражданин государства обладает политическим сознанием. Другое дело, что все по-разному осознают себя в политике и политику вокруг себя, поэтому сознание может быть развито как большей степени, так и в меньшей степени.

Второй вид сознания, который тесно связан с политическим – правовое общественное сознание. В нем человек оценивает себя в системе права, также соотносит, насколько он знаком с собственными правами и свободами, и то, как эти права и свободы поддерживаются другими членами общества и, наконец, государства. Борьба за свои права начинается с опоры на законодательную базу, в которой как раз и обозначены все те необходимые аспекты, что обеспечивают человеку спокойную, безопасную и достойную жизнь в государстве. Права гарантируются со стороны политических партий и властей, которые берут на себя ответственность за их осуществление и поддержание.

Нравственное сознание позволяет индивиду оценивать свое поведение, осознавать себя как адаптируемую в обществе личность. Нравственность – это в обязательном порядке нормы, этические и моральные, которые необходимо поддерживать и транслировать для того, чтобы в дальнейшем человек не навредил ни самому себе, ни окружающим, не стал носителем асоциального, девиантного поведения, которое наказывается законом. К нравственному сознанию примыкает эстетическое общественное сознание, которое воспитывает в индивиде эстетические идеалы, взгляды, ценности и вкусы, а также чувство прекрасного в отношении окружающей действительности и отдельных ее элементов.

Источник

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. В нашей философской литературе встречается утверждение, что термин «формы» устарел, что его можно заменить понятиями «вид» общественного сознания, «сфера» общественного сознания и т. д. Однако это утверждение не представляется верным, ибо данные понятия не несут в себе философского содержания. С точки зрения философии наиболее адекватным является именно понятие формы.

Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака, по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких при­знаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Если же обратиться к таким разным формам знания, как наука и философия, то различить их по предмету отражения практически невозможно. Обычно ссылаются на то, что наука имеет своим предметом «особенное», конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания. Из этого следует, однако, лишь то, что конкретные науки и философия имеют разные предметы познания, но почему они являются разными формами общественного сознания, на основе данного критерия определить невозможно. Поэтому предмет отражения является лишь одним из признаков, отделяющих одну форму общественного сознания от другой.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т. д., искусство в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали — нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие. Например, в политическом сознании, как и в научном, существуют понятия и теории, хотя политическое сознание не всегда научно. По формам отражения также трудно отличить философию и науку, моральное и правовое сознание.

Понятие «отражение» не тождественно духовному освоению действительности, а представляет собой один из элементов этого освоения. Есть формы сознания, более близкие друг другу с точки зрения форм отражения (например, наука и философия). Иногда различия в формах отражения более очевидны (наука и искусство). Поэтому и форма отражения — лишь один из признаков разграничения форм общественного сознания.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В сфере искусства, конечно, тоже может иметь место прогресс познания, но искусство заключает в себе особый тип знания, отличный от научного. Однако самое главное — для понимания развития искусства важны эстетические критерии, которые в науке такой существенной роли не играют. Следовательно, для понимания развития той или иной формы общественного сознания необходимо выявить ее особенности и выработать на основе этого специфический для этой формы сознания критерий развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются так­же по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания. Например, наука имеет функции познавательную и практическую как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям и т. д.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей. Промежуточное место занимает религия, которая предстает и как форма мировоззрения и одновременно как регулятор человеческих отношений, особенно в тех обществах, где она представляет влиятельную силу, занимает доминирующее положение.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует практически во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.

Наконец, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга. При этом как к самим формам, так и к их взаимодействию надо подходить исторически, поскольку для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Например, в средние века, в эпоху феодализма, доминирующей формой общественного сознания в обществе была религия. Наука была развита очень слабо, а все другие формы сознания практически либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В капиталистическом обществе происходит изменение типа взаимодействия форм сознания: на первый план выступают такие его формы, как политическое, юридическое сознание, наука. Но продолжает играть важную роль и религия.

Взаимодействие форм общественного сознания в истории социализма претерпело сложную эволюцию и его нельзя определить однозначно. Устойчивой тенденцией является выдвижение на первый план политики, политизация всех форм общественного сознания, что не всегда имело лишь позитивное значение (например, в период культа личности это негативно сказывалось на развитии науки, искусства, философии). В условиях перестройки начинают формироваться более гармоничные отношения между различными формами сознания, позволяющие каждой из них полнее выявить свою специфику. Но это сложный и противоречивый процесс.

Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, ибо в реальной жизни все эти формы и уровни переплетаются друг с другом.

Источник

Различные формы общественного сознания и их содержание

Социальная общность – это социоисторическая система, которая представляет собой сложнейшую структуру, жизнедеятельность которой зависит от ряда феноменов внутреннего и внешнего происхождения. Здесь могут быть и природные, и социальные явления, процессы и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на жизнеспособность социальной системы, а также возможности её развития. Самым важным среди всех факторов является общественное сознание как единый фактор, так и его отдельные формы.

Общественное сознание – это духовная часть бытия общества, единое духовное образование, которому характерна конкретная внутренняя структура с отражением мира бытия общества в различных его проявлениях (религиозной, моральной, эстетической, политической, правовой, философской, научной), которая состоит из нескольких уровней (теоретического или обыденного, идеологического и общественной психологии).

Формы общественного сознания

Содержание общественного сознания состоит из совокупности философских, политических, религиозных, нравственных и других видов идей, взглядов, концепций, мнений, переживаний, которые усваиваются крупными группами людей, руководствующихся этими представлениями в собственной жизни.

Формы общественного сознания:

Общественное сознание по своему происхождению показывает реальное общественное бытие определённого сообщества людей, в определённое время его существования. Более того, общественное сознание в конкретных случаях может не соответствовать общественному бытию, поскольку оно имеет тенденцию к саморазвитию.

На позициях аспектного подхода выделяют различные формы общественного сознания и его уровни. Происходит рассмотрение общественного сознания по уровням, что даёт возможность оценивать идеологию в качестве уровня общественного сознания и в качестве способа духовной деятельности человека.

Вместе с тем такое мировоззрение подходит для объяснения жизнестойкости различных фетишистских форм общественного сознания, именно это даёт возможность отделить характер мотивации деятельности человека от содержания идей на двух уровнях, и на общетеоретическом, и на обыденном.

Исследование общественного сознания в плане бытия «горизонтальных структур» общества дают возможность сделать вывод, что любой социальный слой, любая страта, класс, сословие и т.п. представляют свои идеологии, более того, они выступают с требованием их учёта, базируясь на конкретных характерных им признаках бытия. Это говорит о том, что в любом социальном пространстве имеется многовекторность общественного сознания.

Аспектный подход подразумевает, что общественное сознание может представлять не только бытие общества, но и определённую сторону человеческой деятельности, саму жизнь общества и человеческую жизнь. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что общественное сознание – это не только регулятор жизнедеятельности общества, но и одновременно потенциал моральной составляющей общества, в котором даже в самых идеализированных концепциях существуют полезные и рациональные основания для их совершенствования.

Общественное сознание состоит из двух уровней:

Обыденный уровень общественного сознания

Обыденный уровень общественного сознания представляет собой совокупность разного вида и типа воззрений, отражающих присущие им связи в явлениях бытия всех сообществ людей, которые охватывают этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и иные сообщества.

Представляется возможным, что знания на обыденном уровне общественного сознания могут быть истинными. При этом всё зависит от содержания и «зрелости» явлений, сформированных на основе воззрений, а также тех субъектов, которые формулируют эти воззрения.

Социально-политическая ситуация, которая сформировалась в Украине в 2013 году, явно проиллюстрировала, что появившиеся сущностные черты содержания общественного бытия, не отражают в полной мере субъективный фактор воззрения, что привело к противоречиям обыденного сознания и природы общественного бытия.

Теоретические уровень сознания общественного бытия

Теоретический уровень общественного сознания являет собой совокупность систематизированных видов воззрений, отражающих сущностные закономерности бытия общества. Его исследование происходит в разных интерпретациях и это показывает направления его развития. Важно отметить, что основное предназначение теоретического уровня общественного сознания является применение его во многих идеологиях, отражающих закономерности развития общества, полагаясь на мнения и интересы те или иных классов, социальных общностей или институтов.

Естественно, идеология не лишена познавательного свойства, однако от науки её отличает преобладание классового или национального интереса.

Общественное сознание сравнимо с человеческим разумом в контексте того, какое влияние оно оказывает на духовную сферу общества. Стоит отметить, что общественное сознание обуславливается теорией и практикой социальной регуляции. Общественное сознание помогает обществу формировать принципы общественного правопорядка, осуществлять согласование усилий индивидов, различных социальных групп общества в разрешение спорных вопросов относительно общественного развития, а также принимает участие в формировании согласованной общественной позиции по основным направлениям в политической, экономической и международной сферах.

Современной философской наукой выделяются некоторые её формы, которые определяются по критерию содержания взглядов в общественном сознании: религиозное сознание, моральное сознание, эстетическое сознание, правовое сознание, философское сознание, научное сознание. Их возникновение продиктовано развитием общества, где общественное сознание имеет свойство постоянно приобретать более сложные формы.

Появление разных видов сознания стало возможно в процессе накопления опыта в конкретной сфере, когда социум был способен отразить общественное бытие в определённой форме. Важно заметить, что все сферы общественного сознания тесно связаны друг с другом и не имеют чёткого разграничения. Однако всем формах характерны определённые черты и специфика, которая связана с различными аспектами общественной жизни, потребностями общества и человека.

Религиозное сознание как форма общественного сознания

Религиозное сознание – это совокупность взглядов, воззрений, мнений, которые базируются на вере в Бога, в Его всемогущую силу и в отражающих общественное бытие как творение высшей сущности, призванное существовать по намерениям Бога, которые приходят к людям в качестве Божественного откровения.

Социальные предпосылки для религиозного сознания зарождаются в бессилии людей, их неспособности регулировать законы природы и их собственными отношениями. Иначе говоря, в основе религии лежат страхи человека перед природой, его бессилие перед угнетением и отчуждением в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить действительность земной жизни на иллюзии справедливости в другом мире.

Для первого этапа становления формы общественного сознания характерны мифы. Чуть позднее, когда мифология исчерпала себя, сполна реализовав себя, практически одновременно появились мифология и религия.

Спустя некоторое время и религия, и религиозное сознание приобрели очертания средства социальной интеграции, тем самым обеспечивая единство общества и его целостность. Интересен тот факт, что вместе с тем, религиозное сознание выступает ограничителем творческих возможностей социализирующихся людей.

С точки зрения гносеологии, религиозное сознание можно воспринимать как способность сознания абстрагироваться, так и неспособность узнать причину множества разнообразных явлений природы и социума.

Психологические основания для религии и религиозного сознания заключаются в эксцентрической сущности человека, его открытости, любознательности и незащищённости. Человек – это живой пример целостности конечной и бесконечной. Именно он выступает с осознанием того, что Вселенная вечна и переживает собственную конечность.

Смерть природного начала логична, но это не относится к духовному началу. Человек стремиться к бессмертию, а обрести его может только в религии. Внутренний мир человека концентрирует внимание на диалоге с самым совершенным собеседником, с которым наиболее удобно молчать, нежели вести диалог. Своего идеального собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит только в Боге.

Благоприятные условия для функций религиозного сознания заключаются в положении, которое оно занимает в общей системе общественного сознания. Исторически сложилось так, что данный вид сознания периодически принимал разные формы, это происходило из-за перемен в сфере общественного бытия. Для первобытного общества характерно существование религиозного сознания как аспекта синкретического сознания. В Античные времена главным фактором для формирования принципов общественного сознания была философия, а в эпоху Средневековья важнейшим стало религиозное сознание, оно и поспособствовало структурной организации общественного сознания, придавая религиозную окраску все наличные формы общественного сознания.

Свои позиции религиозное сознание теряет в эпоху фетишизации денег, потребления товаров и капитала. Оно по-прежнему сохраняет за собой статус самостоятельной формы сознания, однако уже не влияет коренным образом на содержание и направление общественного сознания. Человек уже начинает сомневаться в целесообразности религиозного сознания, при этом теряя веру в святость всего, кроме своих потребностей.

Бесспорно, религиозное сознание общества оказывает определённое воздействие на становление человека, поскольку в современном мире, в условиях постиндустриального развития общества, человек всё ещё сохраняет своё право на свободу выбора и проявление собственной активности. Индивид имеет право выбрать любую веру, так и вовсе принять атеистическую позицию, но только в том случае, если данный выбор не ведёт к антисоциальным последствиям, нарушению прав других людей или общественных норм.

В современных условиях жизни ни одна форма сознания не представляет собой внутренне однородную или неизменную структуру. Религиозное сознание, как и любые другие формы сознания находятся в постоянном процессе развития. Каждый новый вид религии производит новые представления о бытии, иначе его интерпретирует. Некоторые религии исчезают навсегда, на их месте появляются совершенно новые.

Моральное сознание человека

Религиозное сознание в качестве формы общественного сознания носит характер специфического феномена духовной жизни общества и духовного производства. Возможности религиозного сознания по-прежнему до конца не изучены, и даже в эпоху научно-технической революции религиозное сознание выступает важным фактором, который определяет развитие и становление в человеке человеческого, а также необходимым аспектом проявления человеческого в обществе.

Мораль как форма общественного сознания появилась и сформировалась как следствие объективной необходимости получением человеком собственной качественной определённости и социального статуса, которые образовываются процессе отношений с другими людьми.

Содержание морали состоит в совокупности взглядов, воззрений, идей, которые формируются на основе отражения общественного бытия посредством добра и зла, а также норм, правил и оценок поведения человека, групп людей, следующих процессу формирования отражений духовных конструкций, тем самым обосновывается и закрепляется в таких регулятивах, как справедливость, общественный идеал, сесть, долг, совесть, достоинство и т.п., которые воплощены в обществе на основе общественного мнения.

Потребность в общественной связи, предоставляющая социальную значимость каждому человеку, которая объединяет людей отношением понимания, доверия и взаимного уважения, и есть реальная основа морали. Эта потребность получила логическое название потребности в человечности.

Основные положения морали сформировались ещё в Античные времена, когда философия раскрыла своё отношение к проблеме человека, хотя в реальной жизни многие принципы морали уже были утверждены. Это характерно для многих народов мира, в их число входили и славяне, это получило отражение в сказаниях, которые передались множеству последующих поколений.

Сократ в своих трудах говорил о добродетели. В его изречениях уже присутствовало положение о том, что в жизни каждому человеку необходимо полагаться на собственные заранее продуманные убеждения. Добродетельный человек – это выражение совершенства, идеала. Совершенный человек строит добродетельные отношения с миром, принимая во внимание интересы других людей на тех же основаниях, что и собственные.

Аристотель, который основал моральную теорию, говорил, что человек в ходе своей жизни должен придерживаться золотой середины, иными словами избегать недостатка, но при этом не стремиться к избытку. Для такого человека характерными чертами являются дружелюбие, мужество, правдивость, ровность, справедливость, умеренность, щедрость, честолюбие.

Образ совершенного человека – это сфера долженствования, но такого, которое расположено в границах возможного для любого человека как «разумного или полисного».

Во времена Средневековья, когда религиозное сознание преобладало в обществе, критерии добра и зла были исключены из описания человека. Бытовало мнение, что добродетели не нужно учиться, не нужно аккумулировать в себе характер совершенного человека. Самое важное для этого – суметь принять моральные нормы, которые отождествляются с заповедями Бога, поскольку мораль создана Богом до бытия человека, и в силу этого, её нормы общезначимы для всех, безусловны и абсолютны.

Для Нового времени характерны попытки соединения имеющихся взглядов на мораль и этического учения. Был занятным поиск ответов на вопрос о том, как мораль под видом свойства отдельного человека превращается в общеобязательную социальную организующую силу и как данная сила может блокировать эгоизм отдельной личности. Ответ на эти вопросы был предсказуем, поскольку только разум в форме просвещения и воспитания имеет способность к обузданию анархии эгоизма, тем самым помогает осуществить переход от индивида к роду, от зла к добру посредством соединения индивидуального добродетели и общественной справедливости.

Однако стоит отметить, что практическая реальность отражала не гармоничное развитие, а противопоставление индивида и общества.

И. Кант утверждал, что мораль как всеобщая связь не выводится из опыта. Она не может быть учением о сущем. Мораль – это учение о должном.

В современном мире, рассуждая о морали как о форме общественного сознания, делается акцент на то, что она состоит из системы норм, моральных качеств, морального идеала, моральных принципов, категорий. Одни категории регулируют сущность социального бытия: справедливость, общественный идеал, смысл жизни и т.д. Есть категории, которые определяют уровень нравственной зрелости человека: долг, честь, совесть, достоинство, ответственность. Специфическая особенность моральных требований заключается в том, что они носят всеобщий, общечеловеческий характер, снимают различия между субъектом и объектом, обозначают высший уровень обусловленности, ему присущи свои санкции в форме общественного мнения, которое отвечает требованиям должного.

Иными словами, логическая составляющая бытия морали как формы общественного сознания – это логика долженствования. Она координирует действия человека относительно его возможностей проектировать самого себя, создавать свою жизнь, при этом однозначно расставив приоритеты смысла и образа своей жизнедеятельности.

Касательно взаимосвязи морали как формы общественного сознания и нравственности человека, стоит сказать, что последняя является некой формой морали, освоенной человеком. В границах данной взаимосвязи мораль представляется как идеальная форма человечности, обращая внимание индивида на необходимость критического отношения к обществу и к самому себе. Мораль даёт возможность сблизиться общественным интересам и личным, тем самым согласовывает их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми, закрепляя их в нравах.

Эстетическое сознание как форма общественного сознания

Важной формой общественного сознания является эстетическое.

Эстетическое сознание – это форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность конкретно-чувственных художественных образов, воображений, отражающих бытие посредством прекрасного и безобразного, имеет специфическую форму освоения, осознания людьми реальности, объективные закономерности и принципы создания совершенных форм отражения сущностных признаков, внутренней природы реального мира.

Можно говорить о том, что эстетическое сознание представляет собой специфическую форму отражения окружающего мира и его практическое освоение, которое, в свою очередь, за основу берёт эмоционально-образное и художественное представление о нём.

Эстетическое сознание является частью искусства на уровне выражения художественной культуры. Именно поэтому в литературе часто данная форма общественного сознания называется искусством.

Г. Гегель в своих исследованиях рассматривал искусство в качестве формы общественного сознания. Он характеризовал его как «мышление в образах», как мир представлений и образов, параллельный реальному. Понятно, что посредством художественных образов мир открывается перед человеком и вместе с тем обогащает его духовно, потому что мышление в образах концентрируется на открытии красоты мира. Общая роль красота мира, добро мира, истина мира создают основание истинного бытия человека и его сущностных сил. Отсутствие одного из элементов позволяет сомневаться в статусе общественного человека.

Ум человека, который не способен делать добро и понимать красоту этого мира, способен только на совершение зла.

Необходимо сделать акцент на том, что триада истины, добра и красоты имеет свой религиозный аналог. В религии вера отождествляется с истиной, надежда – с благом, любовь – с красотой. Итог таков, что всякое соприкосновение человека с прекрасным, позволяет ему возвыситься над миром суеты и стань немного добрее, умнее и красивее.

Естественно, эстетическое сознание в качестве формы общественного сознания послужило ответом на общественную потребность. Обуславливается это процессом общественного разделения и потребностью культур воспроизводить деятельность человека в соответствии с его начальной полифункциональностью. Иными словами, одновременно и слитно осуществлять материальные и духовные способы освоения мира.

Можно говорить и так, что искусство не только отражает действительность, но и показывает в полной мере её потенциал, который имеет более значительное содержание, нежели внешние проявления. Он же и даёт возможность входить в будущее настоящему, поскольку определяет направление человеческих желаний и стремлений, оголяет неучтённые потребности и показывает на нереализованные, но при этом требует своего осуществления.

Эстетическое сознание выступает в качестве регулятора поведения человека. Оно отличается от норм морали тем, что сориентировано на конкретное поведение личности посредством художественных образов, которые задают настрой на жизнь. Эффективность этого настроя заключается в чувственно-эмоциональной форме образа, суть которого почувствовать и пережить невидимое, но представляемое, почти реальное содержание и тем самым соотнести его с идеалом прекрасного или безобразного. Такое восприятие необходимо для понимания произведений искусства. Но стоит отметить, что многое зависит и от вкуса человека. В данном контексте необходимо помнить, что искусство – это творчество тандема: исполнителя и потребителя.

Из этого всего следует, что недостаточно для искусства быть прекрасным и совершенным, оно должно быть ещё и действенным. Более того, необходим и оппонент, который поможет исполнителю совершенствоваться. В таком сложном процессе зародится человек, способный творить себя по канонам красоты и осваивать мир полагаясь на них.

Правовое сознание человека

В силу своей многогранности, правовое сознание исследуется на разных уровнях и разными науками. Философия видит правовое сознание как специфическую форму общественного сознания, которая тесно связана с другими формами. Философия определяет признаки, место и роль в жизни общества и человека правового сознания.

Правовое сознание – это особая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций и целей, отражающий бытие общества посредством разрешений и запретов, представляющих отношение индивидов, социальных групп, страт, сословий, каст к праву, законности, деятельности судов, их представление о правомерности или неправомерности деяний, совершаемых в сообществах людей.

Правосознание состоит из права, действующего в обществе, его принципов и требований, однако не сводится к нему. Правовое сознание – это особое измерение конкретной правовой действительности, представленной в виде правоприменительных решений и степенью сознания правовых норм, а также их адаптация на поведенческом уровне. Кроме того, правосознание можно считать собственным взглядом человека или группы людей относительно природы и сущности действующих правовых норм.

Стоит сказать, что связь правосознания и права усложняется тем, что правовые положения и рациональное отношение относительно действующего права формируется в процессе правового образования и воспитания. С малых лет каждый человек приобретает определённые правовые навыки.

Именно от правосознания граждан зависит функционирование права и его интеграция в жизнь общества.

Одной из главных особенностей правосознания является его обращение к действующему праву, практике его объяснения и правоприменения, а также ориентация на будущее. Эта черта правосознания объясняется качествами субъектов, носителей этой формы общественного сознания, в силу того, что человеку характерно смотреть в будущее.

Правосознание имеет определённую структуру, которая состоит из правовой психологии, правовой идеологии, индивидуального, группового и общественного сознания, обыденного и теоретического сознания, профессионального правосознания. Правовая психология базируется на обыденном сознании и регулярно снабжается эмпирической практикой людей в связи с реальным положением правовых норм. Посредством правовой психологии у человека в обществе формируется осознание права. Оно способствует эффективной деятельности субъективной правовой инициативы. Непринятие законов на уровне правовой психологии служит причиной появления проблем в процессе их реализации, при этом ещё и создаёт сложность в работе правоохранительных органов.

Правовая идеология состоит из теоретического уровня правосознания и включает совокупность воззрений, идей, концепций, которые в структурированном виде являются отражением и таким образом, оценивают право и правовую действительность. При этом осмысление проблематики права и разрешение проблем происходит не стихийным образом, а в организованном порядке, с участием подготовленных специалистов.

Правовое сознание, которое формируется у субъектов, даёт им возможность выполнять оценку правовых норм и ориентироваться в общественной жизни, тем самым обеспечивая регулирование общественных отношений. Оно толкает граждан к определённому типу поведения, побуждает людей, не имеющих представления о конкретных правовых нормах, вести себя соответствующим образом.

Правовое сознание позволяет с помощью субъектов, овладевших им, выполнять и достаточно обоснованные прогнозы по развитию права и его роли в жизни общества и человека, а также регулировать общественные отношения.

Очевиден тот факт, что уровень правового сознания не может у всех людей совпадать. Оно может находится на обыденном, профессиональном или научном уровне. Это целиком и полностью формирует их правовую культуру, которая обеспечивает производство и воспроизводство правовых воззрений. Интересен тот факт, что совершенствование правовой культуры общества должно быть сопряжено с совершенствованием правовой культуры отдельной личности. Только такая взаимосвязь позволяет вести диалог обществу с гражданином и выстраивать отношения взаимопонимания законодателя и гражданина на субъектно-объектных и субъектно-субъектных уровнях отношений. Только это позволит не превращать гражданина в объект манипуляций со стороны авторитета власти, и даже проработать проблемы прав человека, а не просто их задекларировать.

Политическое сознание общества

Политическое сознание среди всех форм общественного сознания занимает самое важное место. Считается, что его формирование завершилось в Античные времена, однако его статус возрос только с становлением капиталистического способа производства. Этот то время, когда политика получала подпитку от экономики и выступала как её концентрированное выражение.

Политическое сознание – это форма общественного сознания, которая отражает бытие общества посредством властных отношений и состоит из комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний, которые служат для осознания политической области социальными субъектами и включения их в процесс завоевания и использования политической власти в своих интересах.

Политическое сознание по своей природе идеальным, духовным компонентом политической деятельности, политического поведения. Но стоит отметить, что содержание политического сознания не ограничивается знанием как рациональным моментом, а состоит из продуктов чувственного отражения и оценки. Политическое сознание – это продукт одновременного и адекватного, эмоционального и волевого освоения человеком содержания политической жизни общества.

Многообразие идеальных образов, которые помогают социальным группа или отдельным личностям отражать политическую реальность, определяют структуру политического сознания, обусловленного структурой сознания в целом и формами отражения субъектов реальности: рациональными и иррациональными. В силу того, что политическое сознание связано с деятельность в него ещё включен волевой компонент.

Исходя из всего этого, можно говорить о том, что в структуре политического сознания выделяют несколько компонентов:

Политическое сознание состоит из двух уровней: идеологического и социально-психологического.

Политическая идеология – это система идей, теорий, взглядов, концепций, которые отражают процесс развития общества, народов и человека на политическом уровне относительно определённого класса или группы людей.

Социально-психологическая составляющая политического сознания – это совокупность чувств, эмоций, поведенческих установок, отражающих насущные интересы людей, граждан страны с позиций любого класса под влиянием конкретно-исторических социальных ситуаций, которые закрепляются в общественном мнении и проявляются в массовом социальном поведении членов общества.

Учитывая содержание и потенциал политического сознания, можно говорить о том, что оно занимает соответствующее место в бытии общества, поскольку все субъекты политических процессов, прежде, чем приступать к действиям, должны сначала сформировать и закрепить в своём сознании и мышлении образ этого действия. Кроме этого, важно сказать, что политические системы общества находятся в постоянном развитии, и естественно, что их будущее также должно отражаться в политическом сознании.

Из вышесказанного следует, что политическое сознание – это идеально-регулирующий орган политической системы общества. Необходимо отметить особенность политического сознания выделяться в самостоятельную подсистему там и тогда, где и когда происходит становление института государственного управления и публичной власти.

Политическое сознание, точно так же, как и иные формы общественного сознания, способно раскрывать собственные возможности посредством политической деятельности людей, их восприятие к политическим процессам в стране. Это происходит через воздействие политической идеологии на граждан. Стоит отметить, что несмотря на то, что политическая система, создаваемая обществом, работает на его благо, сами граждане, социальные слои и группы, которые относятся к субъектам или объектам политической системы, осуществляют собственную политическую деятельность согласно установкам властвующей социальной группы. Характер воздействия на граждан со стороны политической идеологии делится на несколько видов:

Со стороны идеологии наблюдается консолидация общества, что носит важнейший характер и показывает её силу. В данном контексте не лишним будет упоминание того факта, что Великую Отечественную войну против фашистских захватчиков вело общество идеологически консолидированное и одержало победу. В современной России эта истина получает множество подтверждений и показывает значимость в борьбе за укрепление суверенитета страны, её единства и светлого будущего.

Важным элементом политической системы является социально-психологическая составляющая и общественное мнение. Уместно напомнить, что политическая деятельность является отражением всех человеческих чувственных компонентов бытия людей. Первыми проявляются инстинкты, как негативные типа агрессии или жадности, так и положительные типа солидарности и самосохранения.

Сегодня политическая жизнь ярко демонстрирует, как иррациональные аспекты политического сознания оказывают влияние на ход политических процессов. Это воздействие наиболее активно проявляется в политическом терроризме, который, к слову сказать, уже охватил многие страны.

К иррациональной составляющей политического сознания также относятся правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика и знаковая система, которые выражаются разными способами.

Научное сознание как форма общественного сознания

Научное сознание является ещё одной формой общественного сознания.

Научное сознание – это систематизированное и рациональное отражение действительности мира посредством научного языка, система знаний, теорий, моделей, раскрывающих изученные объекты в качественных признаках, которые отражают их природу и сущность, закономерности появления, деятельности и развития, тем самым подтверждая их в общественной практике.

Возникновение научного сознания предопределено ходом развития человека и человеческого сообщества. На это повлияли в значительной степени производственные и духовные противоречия, которые на протяжении множества столетий сопровождают развитие человека и общества. Кроме этого, само появление науки стало одним из важнейших факторов, которые способствовали формированию научного сознания.

Наука – это сложное социальное образование, которое было создано человеком для адекватного объяснения законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях, которые могут проверяться, опровергаться, но в общей массе предназначаться на постановки прогноза, создания социоприроды, обеспечения безопасного поля для будущего существования человечества.

История показала на собственном примере, как наука превратилась из занятия одиночек в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания, социальный институт и деятельность человека. Результатами научной деятельности выступают научные знания, истинность которых подтверждена критериями научности.

Одним из важнейших признаков научного сознания является его системность. Научные знания объединяются единой идеей, которая представляется в виде общего воззрения на предмет. Они связаны между собой законами логики, имеют общую структуру и функции. Системность научного сознания отражает реальную системность общества, человеческую деятельность.

Структуру современного научного сознания объясняют естественные, технические общественные и гуманитарные науки. Более того, научное сознание формирует очень важную область понимания человеком многообразного мира. Оно состоит из единства и отражает культуру общества во взаимодействии с иными формами общественного сознания. Здесь имеются в виду искусство, религия, философия, мораль, право и политика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *