древняя греция отношения между мужчинами
Древние греки не слышали о сексуальной ориентации: почему Античность не была сексуальной утопией
Античность не знала представлений о грехе, подсознательных желаниях и сексуальной ориентации. Древние греки и римляне не поняли бы наших споров о правах ЛГБТ: для людей той эпохи разделения на гомо- и гетеросексуалов вообще не существовало. В то же время Античность не была ни временем тотальной раскрепощенности, ни гомосексуальной утопией. «Нож» разбирается, как обстояло дело с любовью, желанием и сексом в Древней Греции и Древнем Риме.
Миф о сексуальной свободе древних
6 апреля 1895 года в Англии арестовали поэта и известного знатока античности Оскара Уайлда. Его обвинили в «непристойных действиях» и нарушении норм морали. Уайльд неоднократно пользовался услугами мужчин-проституток, но предметом обвинения были его отношения с юным Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри.
Один из свидетелей со стороны обвинения рассказывал, что Уайльд однажды ужинал с ним в ресторане и обсуждал «поэзию, искусство и времена Рима», а потом привел домой и «содомизировал».
В самом известном эпизоде суда прокурор попросил Уайлда объяснить значение фразы из стихотворения Альфреда Дугласа — «любовь, что таит свое имя». В ответ Уайльд дал развернутое определение гомоэротических отношений:
«Это …величественная привязанность старшего мужчины к младшему […] Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни».
Для исследователей, воспитанных в христианской культуре, античное отношение к сексу всегда было проблематичным — и одновременно очень соблазнительным.
Представьте ученого Викторианской эпохи, который читает стихи Катулла («Ох и вставлю я вам и в рот и в анус…»), описания оргий в «Метаморфозах» Апулея или прославление педерастии в диалогах Платона.
Когда сексуальность вне брака порицалась, а «нетрадиционные» отношения нельзя было даже обсуждать, Античность многим европейцам казалась веком сексуальной свободы и раскрепощенности.
Оскар Уайльд почти цитировал Платона на заседаниях суда. Лесбийские пары приезжали с паломничествами на остров Лесбос, где когда-то жила Сапфо. Томас Манн поместил в Венецию действие повести о любви престарелого писателя к белокурому подростку. Фотограф Вильгельм фон Глёден снимал своих любовников на фоне средиземноморских пейзажей, создавая ностальгические образы мужской красоты.
Только во второй половине XX века, после исследований Мишеля Фуко и Кеннета Довера, стало понятно, что Античность вовсе не была эпохой сексуального раскрепощения.
Нормы поведения в Древнем Риме и Древней Греции были не менее жесткими, чем в викторианской Англии. И некоторые из этих норм нам понять очень трудно.
Кто в Риме считался распутником
В первом томе «Истории частной жизни» Поль Вен рассказывает, что нужно было сделать римскому гражданину, чтобы его считали распутным человеком:
Заниматься сексом до наступления ночи.
Это позволялось только молодоженам на следующий день после заключения брака.
Заниматься сексом не в темноте.
Наготу любимой женщины можно было увидеть только в том случае, если луна случайно заглянет в окно.
Римляне не осуждали однополые сексуальные отношения, если один из партнеров был выше другого по социальному статусу. Связь между взрослым мужчиной и юношей-простолюдином или рабом считалась естественной и вполне допустимой.
Иногда такие отношения даже называли более благородными, чем отношения с женщинами: говорили, что женщина может поработить душу, а мальчики приносят тихое и спокойное удовлетворение.
Самоконтроль был гораздо дороже любви. Над тем, кто терял голову от эротических переживаний, снисходительно посмеивались.
Доминирование и пенетрация — мужское дело
В Греции и Риме не было геев и гетеросексуалов — только те, кто пенетрирует, и те, кого пенетрируют. Историки назвали это «пенетрационной моделью» греческой и римской сексуальности.
Ориентация — дело вкуса и случая, главное — положение сторон во время полового акта. Активным мог быть только мужчина, свободный гражданин политического союза. Пассивной должна была быть женщина, раб или юноша, еще не достигший зрелости. Мужчины, которые предавались эротическим забавам с мальчиками, вполне могли быть добропорядочными мужьями и отцами.
Эротическая связь между юношей и взрослым мужчиной почиталась в Древней Греции, откуда ее вместе с философией и математикой и позаимствовали римляне. Но там связь была не столько сексуальной, сколько педагогической.
Любовь к мальчикам как основа национальной политики
Историк Геродот посвятил много страниц тому, чтобы выделить отличия между варварами и греками. По его мнению, главными чертами греческой культуры были религиозные обычаи, язык, еда и отношение к наготе. Но нам гораздо сложнее понять другую ключевую особенность Греции классического периода — институт педерастии.
Греческая педерастия — это эротическая связь между взрослыми (иногда престарелыми) мужчинами и мальчиками 12-17 лет.
В «Птицах» Аристофана один мужчина говорит другому:
Прекрасно, нечего сказать, с сынком моим
Ты поступил! Помывшись, из гимнасия
Он шел. Его ты видел. Ты не стал его
Ни целовать, ни лапать, ни тащить к себе.
И другом быть мне хочешь после этого!
В «Пире» Платона Аристофан называет любовь к существам одного пола наиболее благородной формой любовных отношений: «Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности». Через институт педерастии от старшего к младшему передавались нормы вкуса, морали и поведения. Мужчина (эраст) должен был преследовать юношу с комплиментами и подарками, а юноша (эратомен) должен был вести себя примерно так, как до недавнего времени полагалось вести себя девушкам — вежливо уклоняться от ухаживаний и идти навстречу другому, только убедившись в чистоте его намерений.
Педерастия не только прославлялась, но и вызывала насмешки. В своих комедиях Аристофан пишет о политиках «с растянутыми анусами»: продвижение по политической иерархии он связывает с готовностью пассивно удовлетворять других, а взяточничество — с привычкой принимать подарки от любовников.
Но комедии для того и ставились, чтобы издеваться над самым дорогим и священным.
Мизогиния как основа устройства общества
Связь между двумя мужчинами пересекала тщательно выстроенные социальные барьеры: мужчина занимал место женщины или раба.
Женщин греки считали несовершенными существами, которые постоянно хотят секса, неспособны к разумному рассуждению и самоконтролю.
Жены должны были управлять домохозяйством и растить детей — на публике они появлялись только во время религиозных церемоний. Среди мужчин нельзя даже было упоминать их имена.
Низкий статус женщины обосновывался медицинскими теориями школы Гиппократа. Согласно Гиппократу, устройство человеческого организма определяется составом и течением телесных соков. Женщина по природе влажная и холодная — тепло она берет от мужчины во время сексуального акта. Женская матка считалась отдельным органом, который может перемещаться по телу и при недостатке удовлетворения может привести к безумию или удушью.
По словам Демосфена, положение женщины в греческом обществе было следующим:
«Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных надобностей, тогда как жен берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».
В реальности женщины, возможно, пользовались куда большей свободой, чем это признавалось моралистической риторикой. Но мы об этом почти ничего не знаем: источники, которые до нас дошли, за единичными исключениями написаны мужчинами.
Почему «будем как греки» — плохая политическая платформа
Если бы вы спросили грека, какой он ориентации, он бы вас не понял. Затем, после долгих объяснений, он ответил бы, что это не имеет никакого значения — как предпочтение брюнетов или блондинов вашими современницами. Понятия гомо- и гетеросексуальности были для них незнакомыми и странными — примерно также, как для нас странно классифицировать людей по их пищевым предпочтениям.
Апеллировать к античной культуре в современных спорах о сексуальности еще более странно, чем во времена Оскара Уайльда. Но люди все-таки продолжают это делать.
Гомосексуальность до сих пор часто порицается как что-то противоестественное (несмотря на обилие примеров в живой природе). Но греки и римляне ставили свою цивилизацию выше природы, и для них этот аргумент не годился.
Для Платона «противоестественным» было не то, что противоречит неким вечным законам природы, а всё эгоистичное, чрезмерное и расточительное.
Эпикур писал, что «приятную жизнь рождают не попойки и кутежи, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, но трезвое рассуждение». Мальчики, женщины и сочная форель могут вызывать одинаково порочное вожделение. К счастью или сожалению, запретить чрезмерные страсти гораздо сложнее, чем принимать законы против геев.
В 2015 году во время слушаний Верховного суда США о легализации однополых браков один из судей заявил: прав на однополый брак не было даже у граждан Греции и Рима, где в целом положительно относились к гомосексуальным отношениям. Если даже древние считали, что это принесет обществу вред, то и мы должны быть осторожными.
Священный отряд Фив: элитные бойцы… и любовники!
Священный отряд Фив был элитным боевым отрядом, состоящим из 300 фиванских солдат. Которые были не только воинами, но и любовниками. По словам ученого Плутарха, создание отряда произошло где-то между 378 и 379 гг. До н.э., детище Горгидаса. Военного лидера, который считал, что те, кто были любовниками, будут сражаться более яростно. Чтобы сохранить друг друга в живых, чем те, кто не ТАКИМИ не был. Именно генерал Пелопид превратил это элитное подразделение спаренных воинов-влюбленных в грозную боевую силу. Которая впоследствии завоевала уважение всей поздне-классической Греции. Их существование длилось сорок лет, с 378 по 338 год до нашей эры, но их наследие живет и сегодня.
Долговечное наследие священного отряда Фив
Самая известная битва Священного отряда Фив произошла в 371 г. до н.э. против спартанцев в битве при Левктре. В которой они вышли победителями, оставив власть спартанцев над Греческим полуостровом в руинах. Их окончательная трагическая гибель произошла в 338 г. до н.э. во время битвы при Херонеи. Во время которой они потерпели поражение от знаменитого Филиппа II Македонского в открытом бою. Даже получив возможность сдаться, Священный отряд Фив отказался и сражался до победного конца.
Этот единственный поступок вызвал неугасимое уважение Филиппа II и его маленького сына Александра Великого. Когда они смотрели на трупы фиванских мертвецов, сложенные друг на друга. Они сражались, чтобы защитить своих возлюбленных и товарищей, пока они не перестали жить. Сам Плутарх записал, что Филипп II пролил много слез уважения при виде этого зрелища. И понимании того, что никто не должен подрывать узы товарищества, отраженного Священным отрядом Фив.
Братская могила Священного отряда Фив была реконструирована на этой иллюстрации Маркли Бойером. фото: www.ancient-origins.net
Их доблесть отозвалась эхом на протяжении веков, настолько, что в 300 г. до н.э. греческий город Фивы построил каменного льва на пьедестале в их честь. Чтобы отметить место массового захоронения. Это место до сих пор существует в деревне Херонея, Греция. Но как такое могло существовать в древности? При ближайшем рассмотрении Священный отряд Фив открывает гораздо больше о древнегреческой войне и культуре.
Гомосексуальность в фиванской культуре древней Греции
Греческий взгляд на гомосексуализм
Древние греки культурно не воспринимали это таким же образом. Гомосексуализм в Греции сильно различается по тому, как строятся гомосексуальные отношения. Как упоминал писатель Горан Блазески, древние греки различали сексуальное желание не просто по полу пары, но и по ролям доминирования. Которые каждый член играл в отношениях. Было принято, что сексуальные отношения будут между взрослым мужчиной постарше и безбородым мальчиком подросткового возраста (а иногда и до полового созревания).
Это культурное признание гомосексуальных отношений нашло отражение в симпозиуме Платона. В котором он заявил в диалоге о любви и преданности. Что «любая армия, состоящая из таких любовников, победит все человечество». Казалось бы, если такие философы хвалят это понятие. То было бы вполне естественно, что Фивы применили эту теорию на практике, когда начали создавать такую армию влюбленных.
Гомосексуальность был представлен в древнегреческой керамике. Этот пример изображает историю Зевса и Ганимеда. фото: www.ancient-origins.net
Как и Священный отряд Фив, спартанская традиция военной подготовки также одобряла гомосексуальные отношения на войне. Направленные на укрепление эмоциональной связи и морального духа среди солдат. Однако их положение было другим, поскольку многие солдаты не были исключительны для пары любовников в их роте. Поэтому ожидалось, что они будут преданы государству. В культурном отношении могло показаться, что Фивы пытались сделать что-то новое. Используя философский идеал как метод совершенствования военного искусства. Эта реализация пар влюбленных внутри полка оказалась очень успешной на практике.
Создание концепции священного отряда в Фивах
История Фив началась еще в микенские времена и возникла в древнем регионе Беотия. Став ведущей державой в Беотийской Конфедерации. Священный отряд Фив в некоторой степени отвечает за сохранение власти и репутации Фив в регионе. С самого начала своего существования Фивы также позорно поддерживали враждебность по отношению к Афинам. И наиболее известным образом встали на сторону Персидского вторжения (480–479 гг. До н.э.) вскоре после Фермопил. Фивы оставались постоянно враждующим городом-государством не только с афинянами, но и со спартанцами.
Как упоминалось ранее, Фивы пользовались большим уважением в военном искусстве. Укрепляя свою военную мощь, священный отряд Фив сыграл важную роль в укреплении репутации Фив как сильного города-государства. В статье Патрисии Клаус говорится, что первоначальное формирование Священного отряда Фив. Произошло вскоре после смерти спартанского генерала Фибида от рук генерала Горгидаса. Что неизбежно привело к изгнанию спартанских войск из оккупированной фиванской цитадели Кадма в 378 году до н.э.
Горгидас не только чувствовал, что Фивы нуждаются в элитных боевых силах, но и что они должны включать воинов огромной доблести. Основанных на заслугах, и которые были связаны с любителями равного положения. Члены отряда якобы определялись только своими заслугами и поступками, лишенными влияния статуса и классового общества. Плутарх упомянул, что термин «священный» относится к фиванским воинским частям. Которые клялись в своей бессмертной любви к своим возлюбленным перед фиванским святилищем Иолая. Укрепляя свою преданность не только друг другу, но и товарищам, которым они служили в священном отряде.
Военный эксперимент по созданию армии любовников-гомосексуалистов явил миру печально известный Священный отряд Фив. фото: www.ancient-origins.net
Военная история армии влюбленных
Священный отряд Фив был придуман сначала Горгидом, а затем преобразован в грозную армию генералами Пелопидом и Эпаминондом. Одно из самых известных сражений, которое принесло значительное признание священному отряду Фив, произошло в 371 г. до н.э. во время битвы при Левктре. В этом конфликте фиванцы сражались против спартанцев и их союзников на территории Тисбы. Это было в гуще хаоса, когда продвижение спартанской линии вызвало волну отступлений беотийских союзников в фиванские колонны, только усилив фиванскую численность.
Традиционная конструкция греческой военной колонны заключалась в том, что лучшие и самые элитные воины размещались на правом фланге. В то же время левое крыло состояло из офицеров, влиятельных лиц и более слабых солдат. Священный отряд Фив, возглавляемый генералом Пелопидом, составлял правое крыло фиванской колонны. Когда представилась возможность, фиванская кавалерия нанесла ущерб спартанским позициям, и священный отряд захватил контроль. Он стратегически атаковал правых спартанцев, что привело к потере тысячи спартанцев, включая короля Клемброта I.
Муштра Фиванцев
Фиванцами применялись новаторские стратегии, это придало решающее значение для их успеха над спартанцами. Их успех был также обусловлен их длительным обучением и дисциплиной. В процессе отбора требовались люди, обладающие спортивными способностями и предыдущим военным опытом. Они не только должны были быть великолепными образцами мужского телосложения, но и иметь любителей равной физической красоты и доблести.
Подобно многим ранним профессиональным солдатам, члены Священного отряда Фив должны были постоянно тренироваться и учиться. Готовясь к любым возможным конфликтам, которые могли возникнуть. Мужчины тренировались в борьбе, фехтовании, боксе и ранних формах Фаланги (вид боевого построения). От тех, кто служил в Священном отряде Фив, также ожидалось участие в занятиях искусством: чтение стихов и понимание философии.
Священный отряд Фив трагически погиб в битве при Херонеи. фото: www.ancient-origins.net
Трагическая гибель Филиппа II в битве при Херонеи
Для Филиппа II битва при Херонеи имела решающее значение для его господства над всеми государствами центральной и южной Греции. Он столкнулся с греческим союзом во главе с Фивами и Афинами, двумя городами-государствами, которые всегда были врагами. Объединив свои силы для своего последнего боя против царя Македонии. В этом конфликте Филипп II также поставил своего сына Александра командовать левой кавалерией, чтобы дать ему опыт руководства.
Филипп II мог либо победить и получить всю Грецию. Либо потерять свое господство, свою жизнь и своего собственного сына. И стать еще одним побежденным военачальником, который погиб, столкнувшись с мощью Священного Отряда Фив. В пылу битвы Филипп II использовал стратегию, аналогичную той, которую использовали сами фиванцы против спартанцев. При этом он симулировал отступление только для того, чтобы усилить свою собственную колонну и расположить афинскую линию напротив себя.
Александр возглавил атаку и сокрушил Священный отряд. Но, несмотря на то, что их афинские союзники начали сдаваться, фиванцы продолжали сражаться и отказывались отступать ни перед Александром, ни перед его отцом Филиппом II. Независимо от того, сколько стрел, зарядов или копий поразило их, Священный отряд терпел, пока не исчез.
И, как упоминалось ранее, в исторических отчетах Плутарха, Полиэна и многих других, что Филипп II помолчал, а затем заплакал в память о храбрости, проявленной его павшими противниками. Это поражение вызвало у Филиппа II большое уважение, а также произвело огромное впечатление на его сына Александра Великого. Который и дальше будет самым известным генералом в истории Запада.
Археологические свидетельства священного отряда Фив
Имея так много рассказов об их великом боевом мастерстве и их уникальных культурных особенностях. Историки задавались вопросом, были ли они персонажами из художественной литературы или действительно существовали в реальном мире? И эти вещественные доказательства их существования были найдены. В статье Даниэля Мендельсона 2021 года он обсуждал археологическое открытие 1818 года, сделанное Джорджем Ледуэллом Тейлором.
Фрагменты статуи льва были обнаружены в 1818 году Джорджем Ледуэллом Тейлором. Это привело к обнаружению братской могилы членов Священного отряда Фив, погибших в битве в 338 году до нашей эры. фото: www.ancient-origins.net
Статья Мендельсона продолжает обсуждение дальнейших раскопок. Которые произошли в 1890 году, через шестьдесят лет после открытия Тейлора. Лев Херонеи был не только памятным знаком битвы при Херонеи, которая произошла в 338 г. до н.э. Но и надгробием, обозначающим братскую могилу. В ходе раскопок было обнаружено более 254 останков скелетов, помещенных в прямоугольную колонну. Останки были выложены в семь рядов.
Как оказалось, несколько Фиванцев выжили
В письме Мендельсон упоминает иллюстрацию Маркли Бойера (вверху), основанную на рисунках раскопок XIX века. На которых реконструировано положение каждого скелета в колонне братской могилы. Мендельсон заявил, что несколько убитых, а также искалеченных, были похоронены в объятиях со связанными руками. Этот образ изображал их бессмертную преданную любовь. Хотя в рассказе Плутарха говорилось, что ни один из 300 фиванцев не выжил в тот день. Оказалось, что сорок шесть или, возможно, двадцать три пары выжили и сбежали, чтобы рассказать историю любви и войны.
В годы после битвы при Херонеи Филипп II Македонский будет безраздельно править в Греции. После чего Александр Великий продолжит исполнять свое эпическое предназначение. Хотя Священный отряд Фив произвел неизгладимое впечатление на обоих правителей. Никогда не было другого однополого батальона. Вместо этого солдаты оставались призванными, профессиональными воинами, пока они не поженятся. Было ли это сделано в знак уважения к Священному отряду Фив или по другим причинам? Увы, ответ может оставаться неуловимым на всю вечность.
Ложь о Древнегреческом гомосексуализме (анализ текстов древнегреческой литературы)
Если в Древнем Риме времён Христа и апостолов грех содомии и прочая сексуальная развращённость были нормальными явлениями, то касательно Древней Греции – вопрос спорный… По крайней мере не так всё было «запущенно» с этим вопросом, как ратуют за то современные гомопропагандисты! Предлагаю текст специалиста в области древнегреческой литературы…
Про античность не все так однозначно:
«В Афинах классического периода гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклисию, после чего лишались всех гражданских прав (в том числе и право быть свидетелем в суде). Если же они скрывали свой порок – их подвергали остракизму или казнили.
В Спарте было ещё суровее – никаких заявлений – кто попадался – казнили! Названия гомосексуалист – не существовало, а существовало слово – кинэдос ( что в приблизительном переводе означало – подверженный проклятию).
Как человек, живущий в Греции и имеющий возможность знакомиться с литературой древнего периода и знаю это. А литературу современных гомиков, пытающихся под личиной профессоров или журналистов замутить людям мозги – не читаю – оставляю это для тех, кто еще не понял, что и кем и для чего пишется…..
Что касается истории Древней Греции, то я не копаюсь в русскоязычном Интернете, поскольку, находясь в Греции, считаю более серьезным изучение литературы НА ГРЕЧЕСКОМ языке.
Начну с того, что перевод с древнегреческого языка – на какой-либо современный язык таит в себе огромные трудности. И они касаются – перевода смыслового, а не только дословного. Для того чтобы понять смысл написанного, совершенно недостаточно знать дословный перевод слов – необходимо иметь представление о законах и обычаях тех лет, о том мире, в котором создавалась книга!
Итак, Платон – Законы. Читаю в переводе: « …Наслаждение от соединения мужской природы с женской, влекущего за собой рождение, уделено нам от природы, соединение же мужчины с мужчиной и женщины с женщиной – противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях…»
Сравниваю с переводом греческого автора Адониса Георгиадиса – на современный греческий (посматривая и на данный рядом древнегреческий текст): «Понятно, таким образом, что природа побуждает женский пол быть в связи – с мужским полом, от рождения. И ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то же время (связь) мужского пола – с мужским и женского пола – с женским – ПРОТИВ ПРИРОДЫ…» Что ж, для начала хоть смысл не украден!
Читаю далее: «… Граждане наши, не должны быть хуже птиц и других видов животных, что рождаются в стаях и живут без совокупления до возраста деторождения, непорочные и несвязанные браком, но когда достигнут того возраста, образовывают пары мужское с женским и женское – с мужским, согласно своим желаниям и оставшуюся жизнь живут в благочестии и почитании законов, оставаясь верными тем соглашениям, которые были основой их связи. Они (граждане) должны быть ещё лучше чем животные…» И далее: «… Никто не должен сметь вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно…» Это говорит Платон, обвиненный некоторыми нечистоплотными историками – в прославлении гомосексуализма…..
Теперь немного науки – лексилогии! Возьмем словарь древнегреческого Лиддел-Скотта, как одного из точнейших: «эрамэ» – очень сильно желаю, чувствую влюблённость, нахожусь в состоянии любви, люблю безудержно; «эрастис» – тот, кто имеет «эраме» по отношению к любимым людям; «эроменос» (с ударением на первое «о») в связи с «эрао» – имею влюбленность, люблю. Когда в речи употребляется слово «люблю» – это не значит обязательно – «хочу в сексуальном плане». Также как и в русском языке, выражение «люблю своего отца или мать, сестру, товарища, учителя, Родину …» совершенно не имеет никакой связи с сексом, и слово «люблю» часто означает привязанность и жертвенность по отношению к предмету любви, также и в древнегреческом языке слово «эраме» употреблялось в аналогичном смысле. В современном же греческом языке, сильно обедневшем и выродившемся, слова с корнями «эр» относятся чаще уже к более узкому кругу желаний – сексуальному.
Поэтому, в отличие от древнегреческого, слово «эроменос» переводится как любимый (в сексуальном плане), а «эрастис» – как любовник. Что в корне не соответствует смыслу, имеющему место в древнегреческом.
Поскольку такая связь предполагала большую открытость для контроля со стороны Димоса, чем семейная, она была внушительной гарантией правильного развития граждан – таких, которые были выгодны Афинскому Димосу. Отношения между учеником и наставником, многими гражданами, считались более высокого уровня – по сравнению с семейными. Любовь наставника к ученику, зачастую, ставилась выше любви отца – к сыну. То же относилось и к любви ученика – к наставнику. Наставник назывался всегда – «эрастис» (любящий) а ученик – «эроменос» (любимый), подчеркивая главенствующую роль первого и подчиненную роль второго.
Позже, когда ученик достигал совершеннолетия, и если он сохранял почтительную дружескую связь со своим наставником, эти названия – «эрастис» и «эроменос» могли оставаться за ними до самой смерти, подчеркивая характер дружбы между ними, так же, как за сыном навсегда закрепляется название – «сын», а за отцом, независимо от возраста – название «отец»! Какого бы возраста они не были, эрастисом называли всегда старшего, а младшему отводилась роль эроменоса. Прошу заметить это, поскольку защитники теории гомосексуализма и педерастии в Древней Греции ссылаются на дословный ПЕРЕВОД СОВРЕМЕННЫХ слов «эрастис» (активная, производящая сторона в отношениях) и «эроменос» (пассивная, принимающая сторона) и говорят о гомосексуальных отношениях.
Но все знают, что отношения между гомосексуалистами не строятся на возрастном принципе: и тот, кто старше – не обязательно всегда является активным гомосексуалистом, а тот, кто моложе – всегда пассивным.… В древнегреческой же литературе «эрастис» всегда старший по возрасту, «эроменос» – всегда младший, что уже само – по себе заставляет заподозрить даже самых тупоголовых, что речь здесь идет не о гомосексуальных отношениях…
«Речи Эсхина. Против Тимарха» гл.12. (Эсхину логи: ката Тимарху): «…Учителя не должны открывать школы раньше рассвета и закрывать – раньше захода. Не разрешается тому, кто старше 13, лет входить в школу в момент, когда там находятся дети, за исключением, если он является сын, брат или зять учителя. Нарушитель карается СМЕРТЬЮ. Гимнасты-наставники, во время праздников Гермеса, обязаны не допускать никого из совершеннолетних – никоим образом сидеть рядом с детьми. Гимнаст-наставник, позволяющий нечто подобное и не выгоняющий из гимназии нарушителя – является виновным по закону о развращении свободных детей. Снабженцы, которых назначает Димос (народ), должны обязательно иметь возраст более сорока лет».
Там же в гл.16: «… если какой-либо афинянин «ивриси» (обесчестит, развратит, осквернит …) свободного юношу, тогда «кириос» (здесь – взрослый опекун, родитель) юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать его (виновного) наказания. Если суд его осудит, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнен в тот же день. Если же будет осужден к денежному штрафу, то заплатит в течение одиннадцати дней с момента приговора. Если же не имеет возможности выплатить в тот же момент, до момента выплаты должен быть под заключением в тюрьме. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению – к рабам»….
В другом законе, обозначенном в речи Демосфена против Мидия, и принадлежащем Солону: « Тот кто подталкивает к разврату детей, женщину или мужчину, свободного или раба, или совершает противозаконные действия в ущерб кого-либо из них – пусть будет обвинен любым афинянином перед законодателями. Законодатели же, в течение тридцати дней с момента заявления, учинят над ним суд, если позволяют условия. Если же будет рассмотрен судом и если будет признан виновным – осуждается к смерти или штрафу»…
Весьма суровые на наш взгляд законы.
А теперь о гомосексуалистах!
К гомосексуалистам, (не говоря уже о развратниках детей, которых обычно казнили), отношение было презрительное, как к чему-то скверному, нечистому и … опасному! «Речи Эсхина. Против Тимарха. 21гл.»: «Если какой-либо афинянин «этериси» (будет любовником у мужчины), ему запрещается: 1) быть одним из девяти архонтов, 2) быть священником, 3) быть защитником (адвокатом) на суде, 4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского Димоса (государства), как по жребию, так и по выбору, 5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая, 6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части агоры (древнее место городского схода и рынок), которая освящена окроплением. Нарушитель вышеназванных указаний, в случае если будет признан виновным (в вышеназванном) – наказывается смертью»….
Демосфен в своей речи «Против Андротиона», в параграфе 30, упоминает, что Солон утвердил закон в отношении гомосексуалистов: «Мите легин Мите графин эксине тис итерискосин» – «даже право говорить, даже право делать обвинения не имеют (в суде) те, которые «этериси».
Там же «Речи Эсхина. Против Тимарха.» гл.185: « … таковы, господа судьи, взгляды наших предков на честных и бесчестных женщин. И вы теперь объявите невиновным Тимарха, который виновен в более противном грехопадении. Он же, будучи рожден мужчиной с мужским телом, опустился до того грехопадения, которое подобает женщинам. Кто из вас после этого сможет обвинить женщину в грехопадении. Кто из вас посмеет выказать такие неуместные идеи, чтобы с одной стороны казаться суровым по отношению к какой-либо женщине, которая в конечном итоге ГРЕШИТ СОГЛАСНО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, а с другой стороны возьмет к себе советчиком того, кто втаптывает в грязь самого себя, нарушая, в том числе и законы природы». Здесь Тимарх был обвинен в мужской проституции.
Итак, как вы видите, что-то непонятное для непосвященного раскрывается перед взором. С одной стороны многочисленные заявления о поощрении гомосексуализма и детского разврата в классической Греции со стороны ряда так называемых «исследователей», а с другой – упоминания о суровых законах против тех же самых гомосексуалистов и развратников в древней литературе. Так в чем же дело? Что-то здесь не так! Не может быть двух противоположных правд…. Наша слабость, позволяющая манипулировать нашим представлением об истории – наше незнание законов и обычаев Старого Мира и наше незнание древних языков.
Ложь о Древней Греции, к примеру, приобрела поистине гигантские размеры. Историей Древней Греции часто занимаются люди, не обладающие элементарным логическим мышлением, не умеющие или не желающие производить анализ того, что они переводят или описывают. Правда замалчивается или искажается – до состояния лжи. Непосвященные, читающие переводы и не знающие античной истории и древнегреческого, не догадываются, что их вводят в заблуждения не только неправильные переводы слов, но и слова, имеющие в наше распутное время совершенно ИНОЙ СМЫСЛ. Создается извращенный образ прошлого!
Таким образом, искажая историю, наше больное общество защищается от любых попыток правдивого анализа, боясь, что в прошлом есть нечто такое, что может поставить под сомнение верность навязываемого нам образа жизни. Еще большей ненавистью пышет к древнегреческому образу жизни и мысли – христианский ДОГМАТИЗМ.
В современных языках, как русском, так и греческом, не существует слов, которые могли бы охарактеризовать древнегреческое выражение – «эрастис» и «эроменос». Как я уже написал ранее, ближе всего стоит выражение – «наставник» и «ученик» или «подопечный», хотя и эти слова очень далеки от истинного смысла. Чем же характеризовались отношения между «эрастисом» и «эроменосом»? Это была мужская дружба, где главенствовал старший, а младший пытался всячески походить на своего наставника и всячески доказывать свою преданность ему. Быть «эрастисом» умного, красивого, смелого юноши считалось показателем качества гражданина. Знаменитые, выдающиеся граждане являлись «эрастисами» для многих молодых людей. Естественно, некоторые граждане (как это всегда бывает с людьми), не имея необходимых достоинств, пытались подкупить молодых людей, чтобы те заявляли во всеуслышание о том, что они являются их наставниками – «эрастисами». Такие факты высмеивались как в комедиях того времени, так и в карикатурах. Осуждения заслуживали и те из «эрастисов», которые выдвигали непомерные требования к своим подопечным или заставляли их выполнять непосильные задания…
Чем же была «педерастия» в Древней Греции? Эта великая связь мужчин – граждан и юношей – их поклонников, стремящихся походить на свои идеалы, теперь не существует. Современный человек не может себе представить, что юноша, готовясь стать гражданином, может по настоящему любить и восторгаться своим идеалом. И что этот идеал – старается быть на высоте своего предназначения. В пошлом уме современного человечка, выросшего без четких понятий о плохом и хорошем, о достойном и низком – всегда крутится пошлая идейка, что любовь двух мужчин, настоящая мужская любовь – это желание низкой гомосексуальной связи – а не любовь двух товарищей – старшего и младшего. И что это может иметь место под солнцем. Даже слово – любовь – стараются избегать (ещё припишут чего-то там … извращенного). Предвижу, что с развитием современного общества, скоро на вопрос «А любите ли вы детей?», ответ будет следовать громкий и незамедлительный – «Ну что вы? Как вы себе такое позволяете? За такие вопросы – морду бить надо!» «А любите ли вы маму?» – «Вы что, издеваетесь? Как можно любить маму? Она же мать! Как вам не стыдно!». А я считаю, что слово любовь – неплохое слово!»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов