другие формы учебной работы

ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Кроме самого урока, в процесс обучения могут включаться другие формы организации познавательного процесса. Они призваны дополнять и расширять основную форму учебной работы. К таким формам обучения относятся экскурсии, лаборатории, предметные кружки, исследовательские группы, экспедиции, олимпиады, выставки, кружки, факультативы, домашние занятия и др. Эти формы обучения иногда называют внеклассными, или внеурочными. В основном они применяются в средних и старших классах, но и в начальной школе они имеют место быть. Они дополняют и расширяют возможности процесса обучения, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся.

Экскурсии существуют для объединения учебного процесса в школе с реальной жизнью и позволяют учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде и в естественном для них окружении.

— укрепляют связь обучения с практикой и жизнью;

— позволяют расширить кругозор учащихся, поскольку во время экскурсий они могут непосредственно наблюдать за предметами или технологическими этапами их изготовления;

— могут профориентировать ученика в выборе будущей профессии.

Чаще всего экскурсии связываются с изучением программного учебного материала, поэтому они планируются на весь год и проводятся в специальные дни, которые отводятся для экскурсий, т.е. свободные от остальных занятий. Некоторые экскурсии предназначены для изучения нового материала, а другие направлены на повторение уже изученного. Для упорядочения экскурсий в школе составляют специальный план. Он включает в себя как учебные экскурсии, проводимые по обязательной программе, так и внеучебные, которые устраивает классный руководитель.

Если экскурсии отвечают всем необходимым педагогическим требованиям, то они помогают накопить знания и жизненные факты, способствуют развитию внимательности, нравственно-эстетического отношения к действительности, любознательности, возрастной культуры.

В методике экскурсий выделяют три основных момента. Это подготовка экскурсии; выезд учащихся к выбранному объекту и усвоение ими материала по предложенной теме; систематизация материала и подведение итогов. От тщательности подготовки учителем экскурсии зависит ее положительный результат и успех. Перед экскурсией учитель должен как следует изучить ее объект и место ее проведения. Он должен для себя наметить цели, задачи и содержание экскурсии, продумать методику, способы вовлечения учащихся в активное восприятие показываемого объекта. Неплохо было бы привлечь к рассказу специалиста, которого надо заранее проинструктировать о целях экскурсии.

Надо к тому же уделить внимание подготовке к экскурсии самих учащихся. Необходимо четко поставить перед ними цели, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии. Предварительно учитель может дать всем ученикам общее задание или каждому — индивидуальное, чтобы они были не просто пассивными зрителями, а принимали активное участие в экскурсии, задавали вопросы, делали записи, зарисовки, фотографии. Поэтому заранее нужно снабдить учащихся всем необходимым: блокнотами, ручками, карандашами, измерительными приборами, фотокамерами.

Обычно на экскурсию отводится от 45 мин до 2—3 ч. Это зависит в первую очередь от возраста учащихся, характера объекта экскурсии, ее целей и содержания. Но время не имеет особого значения. Даже длинная экскурсия может стать интересной, если учитель или экскурсовод заинтересуют учащихся, возбудят в них активность, поставят перед ними проблемные задачи, которые придется решить в ходе экскурсии.

В завершение учитель проводит итоговую беседу, в которой вместе с учащимися обобщает и систематизирует увиденное и услышанное. Для оценки полученных учащимися знаний и проверки результатов их работы учитель предлагает им прочитать доклады, написать сочинения, сделать газету, составить коллекции и гербарии, организовать выставку или написать отчет по пройденной экскурсии.

Предметные кружки представляют собой внеклассные или внеурочные формы работы. Такие кружки обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но их состав по возрасту и классу неоднороден. Работа в предметных кружках ведется на добровольных началах, и преподаватель не должен заставлять детей насильно посещать их.

Содержание предметных кружков может быть весьма разнообразным. В основном оно включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, историю развития науки, сверхпрограммное обучение, конструирование и моделирование.

В некоторых школах даже создаются научные общества, в которых учащиеся не только занимаются научной деятельностью, но также встречаются с представителями творческой интеллигенции, учеными, писателями.

Предметные кружки помогают учащимся удовлетворить все их познавательные запросы, раскрыть их творческий потенциал, организовать выставки, конференции, участвовать в олимпиадах, а также помочь учащимся в выборе их будущих профессий.

Факультативы имеют своей основной целью расширение круга знаний и интересов учащихся, развитие их познавательной деятельности. Но они осуществляются все в той же урочной форме, поэтому неправильно их выделять как сопутствующие уроку формы организации обучения. Организация факультативов и предметов по выбору должна быть согласована с родителями учеников и учитывать их пожелания.

Для факультативов готовятся специальные программы, согласованные с программами обязательных предметов. Консультации и дополнительные занятия проводятся с учениками во внеурочное время. В одном случае они могут служить для углубленного изучения предмета или отдельных вопросов по нему, а в других — устраняют пробелы в изучаемых предметах.

Источник

Форма организации учебной работы обучающихся

другие формы учебной работы. другие формы учебной работы фото. картинка другие формы учебной работы. смотреть фото другие формы учебной работы. смотреть картинку другие формы учебной работы.

Формы организации обучения

В педагогике составной частью современных педагогических технологий принято рассматривать и ф орму организации обучения . Организационные формы обучения по реализации программ СПО подразделяются на

-теоретическое обучение (временной единицей является урок)

-профессионально-практическое обучение (учебный день на предприятии)

-формы контроля знаний, умений, навыков.

Формы учебной работы по реализации программ СПО : фронтальные, групповые, индивидуальные.

Выбор формы организации обучающихся на теоретическом и производственном обучении

Форма организации учебной работы обучающихся

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на производственном обучении

Преподаватель работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, смотреть. При этом педагог ориентируется на «среднего» учащегося.

1.В ходе объяснения нового материала.

2.В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и туже ошибку, преподаватель останавливается и проводит повторное объяснение для всех.

3.Во время подведения итогов в конце уроков.

1.В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2.В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и туже ошибку, мастер останавливает работу и проходит повторный инструктаж для всех

3.В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу групп в целом и отдельных учащихся.

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте.

1.В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

2.В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3.Во время подведения итогов такая форма не практикуется.

1.В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карачкам-заданиям, индивидуальная усная беседа с целью контроля знаний, а остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают

2.В ходе практической работы, когда все выполняют задания, но работа каждого не зависит от других.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы.

Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперации. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль.

1.Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

2.В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работы, требующих кооперации и разделения труда.

3.Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.

1.В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

2.В ходе практической работы могут бвть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3.В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в котором команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся.

Источник

10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)

Под формами организации учебной работы в современной теории обучения понимается законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

Формы организации учебной работы можно разделить на основные и дополнительные. Основной формой организации учебной работы в рамках классно-урочной системы обучения является урок, поскольку он:

является наиболее разработанной формой в педагогической теории и практике;

имеет множество вариантов, позволяющих осуществлять разнообразные подходы к организации учебно-познавательной деятельности;

предполагает наличие руководящей и направляющей деятельности учителя;

позволяет осуществлять коллективный процесс получения знаний, который с точки зрения теории учебной деятельности является наиболее эффективным.

Поскольку все задачи обучения и воспитания в рамках урока решить невозможно, в учебном процессе существуют формы организации обучения, которые называют дополнительными, т.к. их применение ограничено целым рядом факторов:

они используются не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только по дисциплинам естественного цикла);

посещаются не всеми учащимися (например, факультатив посещают сильные учащиеся, дополнительные занятия – слабые);

предназначены не для всех возрастных групп (например, кружковые занятия для учащихся начального и среднего звена, факультативные занятия для старшеклассников);

являются вторичным по отношению к уроку (на них закрепляется, расширяется, углубляется, повторяется материал, освоенный на уроке).

Вместе с тем использование дополнительных форм организации обучения повышает у учащихся интерес к учебному предмету, формирует познавательную мотивацию. Кроме того, они помогают оперативно выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.

К дополнительным формам организации обучения относятся экскурсия, домашняя самостоятельная работа, факультативные занятия, кружковые занятия, дополнительные занятия, предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Кратко остановимся на характеристике некоторых из них.

Домашняя работа учащихся. Без нее учебно-воспитательный (педагогический) процесс не может быть полным, но учителям следует помнить об опасности перегрузки учащихся домашними заданиями. Нужно заботиться о том, чтобы основная работа по усвоению нового была выполнена на уроке, а домашние задания по всем предметам могли быть выполнены учениками начальных классов за 1-2 часа, в средних классах – за 2-3 часа, в старших классах – за 3-4 часа. Не всякая домашняя работа дает хороший результат. Если учащиеся не усвоили основ работы с учебником, не накопили опыта самостоятельной работы, выполненное домашнее задание не достигает своего результата. Основными недостатками домашней учебной работы являются следующие:

полумеханическое чтение изучаемого материала, без разделения его на отдельные смысловые отрезки (учащиеся, запомнив материал, не понимают его смысла);

неумение организовать свое рабочее время, часто связанное с отсутствием твердо установленного режима жизни школьника дома (это ведет к постоянной спешке, ребенок переживает, что не успеет выполнить работу, и, как следствие, приводит к серьезным стрессам);

выполнение письменных заданий без предварительного усвоения теоретического материала (в этом случае школьники про­сто не осмысливают и не усваивают материал).

Дополнительные занятия и консультации в российских школах традиционно проводятся учителями с учащимися, нуждающимися в помощи, отставшими в обучении по каким-либо причинам. Иногда для оказания помощи таким ученикам привлекают хоро­шо успевающих учащихся или поручают учащимся старших классов помочь младшим. Проводятся эти занятия и с учащимися, проявляющими успехи в изучении предмета, чтобы глубже освоить изучаемый материал или выйти за пределы учебника. Перед экзаменами, а также перед зачетом по каждому крупному разделу и т.д. проводятся консультации со всеми учениками класса.

Факультативные занятия как дополнительная форма организации обучения появились в конце 60 – начале 70-х годов. Они представляют собой сверхпрограммные занятия, посещение которых осуществляется на добровольной основе и которые призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

Факультативные занятия проводятся для учащихся VII-IX и особенно X-XI классов, интересующиеся каким-либо предметом. Для проведения факультатива учащиеся (это могут быть ученики из нескольких классов одной параллели) объединяются в группы по 12-15 человек и выбирают курс определенного содержания. В последнее время факультативные занятия нередко проводятся по морали, праву, экологии, эстетике, религии.

Содержание факультативных занятий представляет собой дополнение к учебной программе. Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы, либо новые темы, не входящие в школьную программу, но крепко связанные с ней.

Учебные конференции практикуются во многих школах для учащихся IX-XI классов, особенно в гимназиях и лицеях. К конференциям учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ научной, художественной литературы, результаты собственных (иногда – коллективных) исследований. Обычно конференции проходят один раз в год, в некоторых школах – в традиционно установленное время, часто называемое предметными неделями или неделями науки. В рамках учебной конференции часто организуются выставки творческих работ учащихся средних и младших классов. Однако это не обязательное условие, поскольку учебная конференция может быть проведена в одном классе по одному учебному предмету.

Семинарские занятия проводятся в старших классах. Для их проведения определяется тема теоретического (чаще всего, проблемного, дискуссионного) характера, формулируются три-четыре вопроса для обсуждения. Иногда выделяются основные докладчики и оппоненты (содокладчики) по каждому вопросу, а в ходе семинара к обсуждению каждого вопроса привлекается возможно большее число учащихся класса.

Экскурсии посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объ­ектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Они могут проводиться перед изучением темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия). Перед экскурсией учитель сам детально знакомится с маршрутом, объектами наблюдения, при необходимости договаривается с экскурсоводами. Составляя план проведения экскурсии, учитель предусматривает меры, обеспечивающие безопасность учащихся в пути следования и на маршруте экскурсии, детализирует содержание работы групп и отдельных учащихся. Результаты экскурсии обсуждаются и используются в работе на уроках, при подготовке учащимися сообщений и докладов. Нередко они оформляются в виде стенных газет, пресс-информации. Иногда экскурсии проводятся не одним учителем (не по одному предмету), а совместно по двум или даже нескольким предметам (комплексные экскурсии).

Учебные практикумы обычно организуются в конце учебного года по дисциплинам естественного цикла (биология, природоведение), трудового обучения и по предметам специализации в старших классах. Они проводятся на пришкольных участках, в школьных мастерских, в цехах предприятий, в учреждениях. В некоторых случаях время проведения практикумов распределяется течение летних каникул учащихся (например, для обеспечения постоянного ухода за растениями на пришкольном участке или по причине невозможности одновременного прохождения практики всеми учащимися из-за недостатка рабочих мест на производстве, в учреждении).

Источник

Другие формы учебной работы

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *