дружба в деловых отношениях
Бизнес и дружба: что остаётся?
Совместимы ли дружба и деловые отношения?
В наше время многие пробуют себя в бизнесе. Время подходящее, вариантов для собственных проектов пруд пруди, а вот с ресурсами сложнее.
Без стартового капитала никак не обойтись, и, как правило, капитал этот бывает гораздо меньше, чем нужно. В итоге приходиться экономить с самого начала: офис — поменьше и подальше, компьютер — из дома, мебель — что бог пошлёт. Как говорится, «Не до жиру — быть бы живу!». Знакомо?
И хорошо еще, если проект на начальном этапе требует только ваших усилий (не очень крупный проект). Но вот проходит время, дела идут в гору, и вам уже тяжело одному. Настает день, когда вы становитесь работодателем! Возникает задача подбора кадров. И тут есть варианты: квалифицированный (согласитесь, что в бизнесе это немаловажно?) и дорогой; менее квалифицированный и менее дорогой. С первым все просто — дал задачу, получил результат и его оплатил. Со вторым сложнее — дал задачу, обучил, поучаствовал в достижении результата, но и потратил на зарплату меньше. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, но сейчас не об этом.
Когда вы решаете, как вам поступить, вдруг вспоминаете (а может, уже давно думали об этом), что ваш друг — отличный кандидат. Возможно, он уже всё знает и умеет, а может, и не всё, но обучить вам его не составит труда (человек он толковый). К тому же он давно собирался уволиться или уже ищет работу, поэтому вы приглашаете его в свой бизнес, и ваш друг соглашается.
Мой друг — мой подчинённый
Рассмотрим именно эту формулировку. Вы свой бизнес придумали, вложились в него собственными деньгами и силами, а теперь и товарища подтянули — мол, чего тебе на своей работе прозябать, давай ко мне — горы свернём! Отныне вы вместе двигаете бизнес к процветанию. И в начале этого движения всё складывается замечательно, вы мотивированы и полны оптимизма.
Но со временем первоначальный запал угасает. Начинают всплывать мелочи, которым раньше вы не придавали значения, поскольку вместе не проводили так много времени. Становятся заметными его вредные привычки — он частенько фривольно занимает ваше кресло, опаздывает на несколько минут, отпускает шуточки в ваш адрес при партнёрах или клиентах, дает слабину в какой-то работе. Напрягает его личное мнение, противоположное вашему, пусть даже оно и имеет смысл. Да много чего еще может вас раздражать как руководителя. И в какие-то моменты хочется одёрнуть друга-подчинённого, сделать внушение, а может и наказать рублём, ведь вы же босс! Но в тоже время вы понимаете, что с другом так поступить не можете. Понимание того, что совершена ошибка, начинает расти, как снежный ком. И вы боретесь сами с собой, пытаясь понять, что для вас дороже: друг или рабочий процесс.
Мой друг — мой начальник
А что же может происходить по другую сторону этих непростых отношений? Да всё то же самое! В начале «друг-подчинённый» крайне доволен положением дел. И ничего удивительного, ведь он на новой работе, в дружеской атмосфере, возможно, именно этим и хотел всегда заниматься. Причём за это платят неплохие деньги. А потом и он превращается в заложника своего положения: замечает ваши недостатки в виде легкого высокомерия, замечаний и ворчаний по пустякам (пусть и не по пустякам), сверхурочной нагрузки, отсутствия благодарности (в том числе и в виде премиальных) за какое-нибудь «большое» дело. Постепенно у вашего друга тоже крепнет чувство недосказанности в отношениях «начальник-подчинённый» и, как следствие, дилемма — остаться и работать по инерции, отстраняясь от дружеских отношений, или уйти и начать новый этап карьеры, пытаясь сохранить дружбу.
Какой бы выбор не был сделан, как правило, прежними друзьями люди уже не останутся. Структура современного бизнеса в большинстве случаев не оставляет шанса на дружбу представителям разных карьерных ступеней.
Однако в бизнесе существуют и схемы, при которых возможны гармоничные и даже дружеские отношения по вертикали. Вот только при этом должны соблюдаться определённые условия: индивидуальная деятельность, направленная на достижение одной общей цели, и прямая заинтересованность в успехе каждого из партнёров. На этом строится крепкий и постоянно растущий бизнес.
Как вести бизнес с друзьями и не поссориться
В бизнесе сложно найти не только первоначальный капитал, но и партнеров. Поэтому многие хотят вести бизнес с друзьями. Разбираемся, стоит ли так делать и можно ли сохранить дружбу в деловых отношениях.
Содержание статьи
Почему бизнес с друзьями — это опасно
В дружбе нет четкого регламента. Но бизнес — это другое. Деловое общение предполагает, что процессы четко прописаны и отстроены, каждый занимается своим направлением, присутствуют денежные отношения. И тут не получится вариант, когда первый забирает 90% прибыли, а второй молча соглашается. Появляется чистый расчет, и нет места эмоциям и обидам. Поэтому и опасно делать бизнес с друзьями.
Основатель и руководитель SMM-агентства STEPLER Яна Ерохина подчеркивает, что можно потерять и бизнес, и дружбу:
«Партнерство в бизнесе напоминают отношения в паре. Когда только дружите — все просто, и ссоры возникают редко. Когда становитесь еще и партнерами по бизнесу, то в дело вступают амбиции, эго, разные взгляды на одни и те же вещи. Начали работать вместе, но понимаете, что ваш вклад в развитие компании гораздо выше, чем вклад партнера. Да и в общем кажется, что партнер больше занимается своими делами, повесив на вас груз ответственности за компанию. Вы понимаете, что так продолжаться больше не может, и хотите остаться единственным руководителем. Тут-то и возникает сложность — как сказать об этом партнеру и не потерять его как друга? Знаю истории, когда две бывшие подруги, поделив компанию, подали друг на друга в суд. Или друзья оставляли третьего друга, не согласного с каким-то решением, без компании и надежды на выплаты»
Бизнес с друзьями — это табу?
Иногда дружба дает и преимущества. Во-первых, вы знаете характер партнера и привычки. Это помогает скорректировать собственное поведение. Например, как правильно донести претензию или предложение по развитию. Во-вторых, друзья бывают увлечены интересами или идеей. Именно это может стать мотором для постоянного развития бизнеса.
Основатель цифровой лизинговой компании Capital Leasing Group и стартапа «Смартолет» Сергей Гришин считает, что в бизнесе с друзьями нет ничего страшного:
«В целом бизнес с друзьями — это очень выгодная история. У тебя изначально есть доверие с партнерами. Тебе не нужно проверять человека, придумывать схемы, как себя обезопасить от подставы, потому что ты доверяешь человеку. При этом, чтобы был эффект от партнерства, нужно брать в напарники человека, который в чем-то тебя превосходит. Идеальная ситуация, когда каждый из партнеров в чем-то сильнее, чем остальные. Например, ты отличный продавец, а твой партнер хороший менеджер. Или ты стратег, а твой друг хорошо знает, как сделать идеальный продукт. Тогда появляется команда, где кооперация и взаимная поддержка гораздо выше, чем внутренняя конкуренция. Но такой способ ведения бизнеса подходит не всем. Чтобы бизнес с другом состоялся, вы оба должны уметь уважать чужую точку зрения. Не должно быть эгоцентризма, вы не должны быть жадными людьми и должны уметь делиться. Если у тебя и твоего друга есть такие установки, то партнерство будет очень плодотворным. Если нет, то все закончится плохо и бизнес может рухнуть»
Как правильно делать бизнес с друзьями
Главное правило — понять, что это бизнес, а не просто совместное развлечение. И уяснить, что предприниматели строят процессы на основе цифр, а не эмоций. В деловых отношениях все документируют и ведут учет денег. Кстати, в блоге ПланФакта есть статья про управленческий учет, которая раскрывает тему управления. И не забывайте про другие эффективные правила:
1. Регистрируйте ООО, а не ИП
В ООО может быть несколько учредителей с разными долями. Если один из партнеров хочет выйти из бизнеса, то получает компенсацию, которая равна доле участия. А вот ИП может только нанимать сотрудников, и при конфликте трудно доказать, что претензии предъявляет владелец бизнеса, а не работник.
2. Разграничьте полномочия
Пропишите в уставе, на какие процессы влияет каждый собственник и как принимаются стратегические решения. А также алгоритм для решения спорных вопросов. Если собственники работают в компании, то в кадровых документах прописывают должностные инструкции, качественные и количественные показатели. Если результатов нет, то собственники имеют право предъявить претензии или вмешаться в работу.
Основатель проектов «Шкаф.СПБ» и «Потолки.СПБ» Ян Петручик подчеркивает важность того, чтобы у одного из партнеров было право решающего голоса:
«Запуская новый проект с партнёрами, я предлагаю им договориться о зонах ответственности и весе голоса каждого из компаньонов в спорных ситуациях. Пример: я отвечаю за продажи и продвижение, один партнер — за разработку сайта, другой — за офлайн-точки. При этом по всем важным вопросам мы совещаемся, и каждый из нас имеет равный по своей важности голос. Чтобы избежать ничьей в голосовании при четном количестве участников проекта, важно предоставить одному из них право решающего, двойного голоса. Очень важно чтобы как минимум у одного из бизнесменов было право выкупа проекта целиком. Не забудьте также предусмотреть условия выхода человека из проекта, на случай, если он будет не согласен с общим решением»
Некоторые специалисты уверены, что друзья сохранят отношения, если управлять бизнесом будут третьи лица. Так считает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Венерова:
«Компании, в которых собственники-друзья владеют равными (или почти равными — 60 на 40) долями, могут быть вполне успешны. Но желательно, чтобы операционное управление они делегировали наемному менеджменту, а себе оставили только стратегическое планирование. Это позволит избежать конфликтов. Рано или поздно собственники начинают борьбу за власть, не желая делиться ею — в выборе сотрудников, основных векторов движения компании. Иногда эмоции берут верх, и друзья начинают соперничать, доказывая свою значимость или подтверждая амбиции. Все это не идет на пользу бизнесу и атмосфере внутри компании. Мы все знаем множество примеров, когда бывшие друзья или супруги остаются партнерами по бизнесу, но теряют свои отношения»
3. Договоритесь, как делить прибыль
Бизнес делают для получения прибыли. И важно установить, какую часть собственники забирают себе, а какую вкладывают в развитие. Потому что на этом этапе часто появляются споры. Один партнер хочет купить себе машину, а другой настаивает на инвестициях и вложениях в бизнес. Если закрепить этот момент, то снимается проблема распределения дивидендов.
4. Не забудьте сходить к нотариусу
Предприниматели регистрируют ООО и вносят доли в уставной капитал. Обязательно закрепите размеры долей и другие активы у нотариуса. Это защитит от необоснованных претензий при конфликте.
5. Учитесь избавляться от эмоций
В личных отношениях эмоции бьют через край. Друзья обижаются, не разговаривают, оскорбляют друг друга, а потом мирятся. В бизнесе так нельзя. Представьте, что один партнер обиделся и не ставит подпись на договоре поставки. В итоге бизнес останавливается из-за обиды. Поэтому все эмоции должны уйти на второй план, и каждый должен выполнять свои обязанности. Если что-то не нравится, то необходимо остыть и решить вопрос в рабочем порядке.
6. Не думайте, что вы особенные
Главное, не строить иллюзий, что вы станете особенными людьми, которых никогда не испортят деньги, так как ваша дружба и идеи выше всего этого. Это большая ошибка. Сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников делает бизнес с двоюродным братом Юрием. Они не только родственники, но и друзья, которые много лет играли в одной панк-группе. Они также соблюдают определенные правила:
«Мы панки, и обманывать друг друга — не по понятиям. А если серьезно, то мне кажется, наш случай 1 на 100. Потому что как правило все ссорятся. Но у нас есть договоренность, что мы не лезем в дела друг друга. Я занимаюсь закупкой и приемом товара, бухгалтерией, а Юра соцсетями и интернет-магазином. В конце месяца считаем прибыль и подводим итоги. Но каждый знает, что если срочно понадобились деньги, например, на проблемы со здоровьем, то можно взять себе больше. Иногда бывают ссоры, и кто-то из двоих упирается в своем решении. Например, закупить определенные куртки. И если потом это решение провалилось, то второй имеет право сказать, мол, доволен, баран? Но все равно тяжело справиться с эмоциями, когда делаешь бизнес с близким человеком»
Как решать конфликты с друзьями, если у вас общий бизнес
Если предприниматели следуют правилам, которые прописаны выше, то действуют по регламенту. То есть кто-то выкупает бизнес или один из партнеров получает собственную долю. В некоторых случаях собственники закрывают бизнес и договариваются, как гасить долги перед партнерами и друг другом.
1. Помните, что делаете бизнес, а не дружбу
Ян Петручик считает, что между партнерами вполне могут быть и разговоры на повышенных тонах. Главное не забывать, что делаете бизнес:
«Я вел с друзьями несколько бизнес-проектов: торговля техникой Apple с офлайн-точками и сервисным центром, точка фаст-фуда в ресторанном дворике торгового центра, продажа одежды и микрокредитование. Нам всегда удавалось найти компромисс, несмотря на множество возникающих противоречий. Порой мы обсуждали ключевые решения буквально целый рабочий день. Иногда — на повышенных тонах. Нам очень повезло, что все проекты вышли в хороший плюс, а мы не поссорились в процессе. Это получилось благодаря совокупности факторов: договороспособность участников, коммерческий успех предприятий и просто везение. Но самое главное — это вывод, к которому каждый из нас пришел независимо друг от друга: нужно по возможности использовать в новых бизнесах наемный труд и избегать партнерства с друзьями. Так вы будете богаче, а друзей у вас будет больше»
2. Старайтесь договариваться
Примите мысль, что трения между партнерами — это абсолютно нормально. В любом деле собственники иногда теряют интерес, расходятся в планах или решают инвестировать в другие проекты. Поэтому необходимо сохранять спокойствие и деловое поведение.
Яна Ерохина на своем опыте знает, что реально мирно разойтись и без договоренностей, хотя это сложнее:
«Два года назад мы с подругой объединились, чтобы усилить слабые стороны друг друга и организовать smm-команду, где каждую роль бы выполнял специально обученный человек. Делать что-то с другом не так страшно, мы делили ответственность, принимали вместе многие решения и достаточно неплохо развивались. Не уверена, что решилась бы открывать первое агентство, не будь рядом друга. Я давно вынашивала идею переезда из родного Владивостока в Санкт-Петербург. План заключался в том, что первое время я просто работаю удаленно, а также постепенно открываю наш «филиал» в Санкт-Петербурге. Работать было неудобно, напряжение копилось, возникало недовольство с обеих сторон, затем от нас ушел один из ключевых клиентов. Нужно было срочно что-то менять, и мы обе работали над идеями. Затем мой партнер предложила мне разделиться и работать отдельно. Думаю, это был сложный разговор для нас обеих, потому что разом потерять и бизнес, и друга никому не хотелось. Мы никогда не обсуждали, что будет, если мы разойдемся. Кто и сколько должен выплатить кому? Что будет с клиентами? Сотрудниками? Все эти вопросы пришлось решать, хотя, несмотря на эмоции, нам удалось обо всем договориться»
3. Не используйте мессенджеры
Постарайтесь успокоиться и лично обсудить все вопросы. Когда эмоции бьют через край, то переписка в сети не приведет к позитивным результатам. В тексте не всегда понятны эмоции, и обычный смайлик могут понять как сарказм или насмешку. Потому спорные моменты лучше обсудить в офлайн-режиме.
Автор статьи когда-то пытался делать концертное агентство с близким товарищем, и интернет-переговоры чуть не переросли в драку:
«Мы с другом делали панк-концерты в 2005-2007 годы. Когда работали с малоизвестными артистами, часто уходили в минус, тогда мы спокойно выплачивали долги без претензий друг к другу. Затем сделали концерт группы покрупнее, и это был наш первый плюс. Мы заработали приличные деньги для студентов. И совершили ошибку, решив сразу перейти на более высокий уровень. Сделали концерт известной рок-группы. Я занимался рекламой, поиском спонсоров, размещением и питанием артистов, а приятель только звуком, как обычно. Концерт провалился, мы влетели в большой минус. Я взял кредит, чтобы покрыть все долги, а товарищ долго возвращал мне деньги. Тогда была аська, и мы вели переговоры в ней. Эмоции взяли вверх, и я был уверен, что он хочет меня кинуть и обмануть, хотя ему просто требовалось время на возврат долгов. В итоге лично все обсудили и решили вопрос. Долги закрыли, но совместные дела больше никогда не вели. Общение продолжаем, но уже не так близко, как раньше»
Если подводить итоги, то вести бизнес с друзьями можно. Но в этом случае большая вероятность, что в деловые отношения вмешаются личные эмоции. Поэтому нужно обязательно закрепить в документах доли, компетенции и обязанности.
Дружба в деловых отношениях
Большинство людей ошибочно полагают, что совместное ведение бизнеса с друзьями только способствует его скорейшему и удачному развитию. Отчасти это так. Всегда можно привести положительные примеры бизнес-партнёрства с друзьями. Но дело в том, что известными стали только удачные примеры такого сотрудничества. Гораздо больше предпринимателей, имеющих негативный опыт неудачного ведения дел с друзьями. Бизнес и дружба чаще всего не способны существовать вместе.
10 причин, почему бизнес и дружба несовместимы:
1. Дружба и бизнес – не одно и тоже
Прекрасные отношения, сложившиеся между друзьями, совсем не обязательно должны перерасти в успешное деловое партнёрство. Чаще всего оказывается, что друзья имеет совершенно противоположные мнения по той или иной производственной ситуации.
Доверяя друзьям решение вопросов, люди почему-то уверены, что в том, что друг поступит также, как и он сам. Но поступить по-дружески вовсе не означает поступить правильно.
Поэтому дружба не всегда является залогом успешного ведения дел.
2. Разделение должностных обязанностей между друзьями обычно ведёт к недопониманию
Не секрет, что в бизнесе всегда есть не очень приятные обязанности. Для успеха важно так распределить роли, чтобы неприятными обязанностями занимался наиболее подготовленный для этого сотрудник. А если таким сотрудником является друг?
Если поручить ему малоприятные обязанности, то это может вызвать обиду.
Именно поэтому очень сложно бывает правильно распределить обязанности между друзьями.
3. Друзья чаще всего ставят перед собой разные цели
Для того, чтобы бизнес-проект стал успешным, необходимо чтобы сотрудники ставили перед собой одинаковые цели. Дружба не всегда способна вести бизнес в правильном направлении.
Ну а если, один из друзей стремится к созданию устойчивого бизнеса, способного приносить постоянный доход только в будущем, а другой друг рассматривают свою работу как способ заработать деньги именно сейчас? Понятно, что цели, которые они ставят перед собой, существенным образом отличаются от убеждений другой стороны.
Не всегда поставленные перед собой друзьями цели совпадают. Очевидно, что это не способствует успешному развитию бизнеса.
4. В провале всегда легче обвинить других
Статистика свидетельствует о том, что более 75% новых бизнес-проектов терпят крах в течении первых 1-2 лет. При этом учредители несут не только финансовые потери, но и моральные издержки. В таких ситуациях и проверяются на прочность дружеские отношения. Чаще всего люди не хотят равномерно делить ответственность за провал, обвиняя во всём другую сторону.
Именно в такие моменты приходит осознание ошибки совместного ведения бизнеса с друзьями.
5. Общие бизнес обязательства разрушают дружбу
Готовность вложить личные средства в собственное дело не всегда присуща всем друзьям. Однако, как показывает жизненный опыт, люди обычно не всегда готовы терпеть материальные трудности, имея возможность залезть в средства бизнеса. То есть, они путают свой карман и кассу предприятия. Такое отношение подвергает дружбу серьёзному испытанию.
Не зря говорят: «Если хочешь потерять друга, предложи ему денег». Прежде, чем доверить друзьям финансовые средства, стоит задуматься, выдержат ли они такой соблазн?
6. Успешный бизнес строится только профессионалами
Каждый человек ошибочно считает себя специалистом во многих сферах. Друзья всегда просят поручить им то направление, в котором они считают себя специалистом. Но дружба мешает объективной оценке способностей человека.
Например, ведение учёта финансовых средств, по мнению многих людей, под силу любому человеку, тем более другу. Грамотный учёт – дело бухгалтеров, поэтому поручать ведение учёта дилетанту, пусть даже другу является ошибкой.
Непрофессиональные действия друзей обычно приводят к провалу. То есть в этом случае становится очевидной ошибка назначения друзей-неспециалистов на ответственные должности.
7. Дружба ослабевает от постоянного обсуждения бизнес-проблем
Конечно, в спорах рождается истина. Но как утверждают социологи, для снятия стресса надо периодически отвлекаться от проблем.
Друзья общаются постоянно, часто обсуждая проблемы и в нерабочее время. Во многих случаях такие действия только усугубляют стресс. В этом случае велика вероятность того, что человек не сдержит эмоции и не сможет объективно разобраться в ситуации.
А если в коллективе трудятся обычные коллеги, то предприниматель получает возможность спокойно, без эмоций, обдумать создавшуюся ситуацию и принять правильное решение.
8. Друзей морально трудно упрекнуть
От ошибок никто не застрахован. Предприниматели становятся успешными только в том случае, если вовремя замечают допущенные ошибки, немедленно исправляют их и стараются больше не совершать. Естественно, в таких ситуациях надо рассчитывать на то, что друг укажет на ошибку и поможет её исправить. Но друзья не упрекают друг друга допущенными ошибками, и тем более не наказывают за них. Это способствует возникновению чувства вседозволенности, что никогда не приводит к успеху.
Поэтому дружеские отношения в данном случае только мешают делу.
9. Успех тоже может быть вреден для дружбы
Как уже отмечалось, цели у друзей чаще всего бывают разными. Если в результате совместных усилий, появятся первые положительные результаты, то реакция будет тоже разной. При успехе люди испытывают эмоциональный подъём, возводя при этом свою самооценку на головокружительную высоту.
Вместо того, чтобы удвоить усилия, люди обычно расслабляются, считая, что цель достигнута. Такие действия вызовут у другой стороны раздражение, которое неизменно выплеснется наружу.
В этом случае дружба опять сыграет против бизнеса.
10. Бизнес должен уметь приспосабливаться, а дружба – нет
Настоящая дружба всегда постоянна, независимо от внешних условий. Но, чтобы достигнуть успеха в бизнесе, надо идти в ногу с меняющимися внешними условиями и, соответственно, адаптироваться к ним. Со стороны может ошибочно показаться, что человек изменяет своим прежним принципам.
Очевидно, что далеко не всякий друг может принять такую позицию. В итоге дружба прекращается, а дело страдает.
Дружба и бизнес: как совместить несовместимое?
Не секрет, что главное испытание, которому подвергается дружба – это испытание деньгами. Хотите проверить? Займите у друга кругленькую сумму и подольше не отдавайте. Вы увидите, как скоро ваши отношения дадут трещину. Вернув долг, можно исправить ситуацию. Возможно, со временем взаимная приязнь вернется и все пойдет по-прежнему.
Но если друзья решили стать партнерами в бизнесе, их отношения подвергаются огромному риску. Разрыв достигает вселенских масштабов, бывшие друзья становятся лютыми врагами, а обоюдная ненависть передается следующим поколениям.
Если мы говорим о масштабном бизнесе, то в борьбе с бывшими друзьями люди используют любые средства, от публичной клеветы до криминала. Бывшие партнеры в маленьком бизнесе в основном ограничиваются мелкими «пакостями».
Между тем, есть немало удачных примеров совмещения дружбы и бизнеса. Партнеры умеют договариваться, конструктивно решать все противоречия, эффективно работать, создав крепкие и взаимовыгодные отношения.
Почему это удается не всем?
Размышляя на эту тему, я выделила ряд ошибок, которые совершают люди, вступая в партнерские отношения с друзьями. Заранее подчеркну, что данная статья не претендует на научность, я не буду опираться в ней на психологические и социально – экономические теории, а расскажу исключительно примеры из практики.
Итак, 7 ошибок выбора бизнес – партнера и взаимодействия с ним.
Ошибка № 1. Не анализировать поведение друга (будущего партнера) по отношению к третьим лицам.
Если вы общаетесь с другом достаточно плотно, то не можете не знать, порядочен ли он, честен ли, этичен ли и достоин ли доверия. Подумайте, вспомните, держит ли ваш друг свое слово, своевременно ли выполняет взятые на себя обязательства, пользуется ли уважением в обществе? Принимает ли на себя ответственность?
Собрать данную информацию крайне необходимо, если вы не хотите проверить все это «на собственной шкуре».
Ошибка № 2, прямо вытекающая из предыдущей.
Думать, что непорядочное и неэтичное поведение друга по отношению к третьим лицам не будет распространяться на вас.
Это огромное заблуждение. Если ваш друг воровал на прежних местах работы, обманывал и «подставлял» коллег, демонстрировал эгоцентризм, действовал исключительно в своих интересах – поверьте, в вашем совместном бизнесе он будет вести себя точно так же. Может быть, не сразу, но со временем – обязательно!
Ошибка № 3. Не учитывать психологические особенности и привычки вашего друга – партнера.
О психологической несовместимости людей написано множество научных трудов, не стану их пересказывать здесь. Замечу лишь, что особенности и недостатки людей, которые лишь забавляют вас при эпизодическом общении, становятся нестерпимыми при постоянном взаимодействии.
Например, приходя в гости к другу, вы видите, что он – не поклонник чистоты и порядка. «Это его дело. Зато человек хороший»! – думаете вы.
Но когда ваш друг становится партнером по бизнесу и переносит свои привычки в общий офис, ваше отношение к ним меняется. Раздражение копится от месяца к месяцу, и в какой-то момент вид очередной немытой кружки, чайного пакетика, брошенного прямо на документы, следы грязной обуви на полу просто «взрывают» вас.
Другой пример: вы – человек логичный, с развитым стратегическим мышлением, умеете просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. В основном, живете «по велению неокортиса». Ваш друг и партнер – человек эмоциональный, живущий «по настроению», которое он регулярно на вас выплескивает, склонный к паникам и суете по любому поводу.
Взаимодействовать в одном бизнесе таким людям очень тяжело, и это не тот случай, когда противоположности взаимно дополняют друг друга. Что хорошо в дружеских отношениях, то неприемлемо в бизнесе. Вы не сможете постоянно делить буйные эмоции партнера, а он не способен оценить цепочку ваших рассуждений и увидеть перспективы возникшей ситуации.
Общение и совместная работа должны быть конструктивными и комфортными для обеих сторон, иначе партнерство обречено на провал.
Ошибка № 4. Не выявить цели и ценности друга – партнера на старте вашего совместного бизнеса.
А цель вашего друга – это «развод» людей, получение большой прибыли здесь и сейчас путем обмана клиентов, поставщиков и всех, с кем приходится контактировать в бизнесе. Вы хотите добиться высокого качества продукта и сервиса, а ваш партнер желает «сорвать большой куш» любыми средствами, в том числе, путем игнорирования долгов бизнеса.
В моей практике были такие случаи: бизнесмены годами не гасят дебиторскую задолженность перед поставщиками, при этом находят средства на покупку дорогих автомобилей и отдых на престижных заграничных курортах. Думаю, никого не удивила, вы все таких людей знаете. Но сможете ли вы работать с ними в одном бизнесе?
Ошибка № 5. Не составить соответствующих документов, регламентирующих распределение затрат и прибыли между партнерами и раздел имущества в случае выхода из партнерства.
Для некоторых видов юридических лиц такие регламенты обязательны, они создаются в установленном законом порядке. Но порой партнерство носит неформальный характер, когда один из участников регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, а второй вносит свои деньги и помогает вести бизнес.
Такого рода «брачный договор» необходим даже в тех случаях, когда ваши отношения с другом –партнером близки к идеалу. Могут измениться ваши взгляды на развитие бизнеса, могут возникнуть неустранимые противоречия – причин для «развода» множество, и к нему следует подготовиться заранее.
Ошибка № 6. Не распределить функционал партнеров на старте нового бизнеса.
Одна из основных причин разрыва партнерства – это споры по поводу трудозатрат сторон. Каждому кажется, что он работает больше. Соответственно, должен получить больше прибыли. Вторая сторона, что характерно, с этим не согласна.
А вообще, я отметила такую закономерность: многим людям свойственно преувеличивать значимость собственного труда и преуменьшать значимость труда остальных. Например, производственники с пренебрежением смотрят на работу управленцев, а те, в свою очередь, отвечают тем им же. Начинаются взаимные претензии, которые банальной ротацией не разрешить, у сторон недостаточно компетенций для выполнения работы друг друга.
Четко оговоренный и зафиксированный в документах функционал сторон в некоторой степени ослабляет напряженность этой ситуации.
Ошибка № 7. Отсутствие капитана на корабле будущего бизнеса.
Равноправное партнерство – это ошибка, которая приводит не только к стагнации, но и к гибели бизнеса. Когда нет главного лица, принимающего окончательное решение, партнеры могут увязнуть в постоянных спорах по любому поводу, начиная от стратегии и заканчивая мелкими бытовыми проблемами. Соответственно, необходимо определить, кто именно займет лидерскую позицию, зафиксировать это в регламенте и впредь руководствоваться им.
Резюмируя вышеизложенное: успешное партнерство возможно, если к нему отнестись со всей серьезностью и заранее продумать каждую деталь. Это также важно, как выбор будущего спутника жизни. Спешка, эйфория от совместных планов, необоснованное доверие другу – все это неминуемо приведет вас к краху бизнеса и другим неприятностям.
И, конечно, с друзьями лучше просто общаться, а не работать вместе.