дтп с лишенными правами
Можно ли надеяться на выплаты, если попал в ДТП лишенный прав, что будет за ситуации различной степени тяжести
Многим автомобилистам отсутствие ВУ, которое отобрали за нарушение, не мешает садиться за руль. В прессе часто появляется информация о ДТП с участием таких водителей. Их ждут серьезные неприятности и немалые денежные затраты, а то и тюремный срок если в ДТП есть пострадавшие серьёзно люди. Ведь страховщики относятся к лишенным прав иначе, чем к законопослушным автомобилистам.
Что будет, если попал в ДТП лишенный прав водитель
Отсутствие ВУ у автомобилиста, попавшего в аварию, грозит серьезными неприятностями. Он будет отвечать, даже если в происшествии нет виновных, как это иногда бывает. Ведь езда без прав сама по себе является нарушением, которое наказывается по части 2 статьи 12.7 КоАП:
Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
Это минимальная санкция, применяемая к такому водителю. По закону автомобиль у него должны еще и забрать на спецстоянку. Ведь человек без удостоверения не имеет права управлять им. Это значит, что придется платить еще и за эвакуатор, пребывание авто на штрафплощадке.
Скрыть отсутствие ВУ не удастся. Процедура оформления ДТП в большинстве случаев требует вызова сотрудника ГИБДД. А он обязательно выяснит эту информацию. Если же водитель при небольших повреждениях авто уговорит вторую сторону ограничиться европротоколом, для оформления документа и всей процедуры тоже нужен номер ВУ. Таким образом, его отсутствие все равно обнаружится.
О том, что делать при ДТП с водителем без прав, смотрите в этом видео:
Вина человека без прав
К еще более серьезным неприятностям нужно готовиться тому, кто признан виновным в ДТП, будучи лишенным прав. Сотрудники ГИБДД чаще склонны считать, что именно автомобилист без ВУ спровоцировал столкновение или наезд. Кроме статьи 12.7 КоАП, которая будет применена, нарушителя ждут большие финансовые затраты. Это помимо оплаты эвакуации машины на спецстоянку, без чего тоже не обойдется.
По Закону об ОСАГО, за материальный ущерб, нанесенный водителем, платит его страховая компания. Но в данном случае это правило работает иначе, чем с законопослушным автомобилистом. Страховая фирма погасит долг виновника перед потерпевшим. Но потом она имеет право требовать вернуть эти деньги у своего клиента, севшего за руль без ВУ. Оно дается пунктом В статьи 14 Закона об ОСАГО:
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: … указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред…
Если нарушитель откажется это сделать сам, компания подаст в суд и выиграет дело.
Еще хуже, когда в ДТП есть пострадавшие или погибшие. Получивший травмы водитель без прав выплатит компенсацию за утраченное здоровье из своих средств. Страховщик скорее всего откажется это делать. Если погибли люди, для виновника наступает уголовная ответственность. Мера наказания будет зависеть от обстоятельств дела. Но то, что водитель оказался за рулем без ВУ, рассматривается судьями как отягчающий вину фактор.
Вина другого участника движения
Отсутствие водительского удостоверения вовсе не делает автомобилиста виновным в аварии автоматически. И в ходе разбирательства может выясниться, что устроил ее второй участник. В этом случае он и будет отвечать за нарушение правил, приведшее к ДТП. А его страховая компания понесет финансовые затраты из-за нанесенного другим людям ущерба. То есть деньги на ремонт машины водитель без прав получит, несмотря на нарушение им закона.
Но это не означает, что автомобилист без ВУ выйдет из дорожного происшествия без потерь. Ему придется отвечать за управление автомобилем в нарушение закона. По статье 12.7 КоАП он заплатит 30000 р. или отправится сидеть под арестом 15 суток. Нарушителя также могут приговорить к выполнению обязательных работ в течение 100 — 200 часов.
Что будет, если поймали без прав
Если автомобилиста поймали без прав, сотрудник ДПС будет вынужден применить к нему ст.12.7 КоАП:
В обоих случаях автомобилисту не позволят продолжить путь за рулем. Машину эвакуируют и отправят на штрафстоянку, если кто-то из родственников нарушителя не сможет быстро ее забрать с места задержания. Плату за пребывание техники на спецплощадке возьмут с владельца машины. То же самое (штрафы и эвакуация ТС) будет, если поймали без прав на мотоцикле. Этот вид транспорта в руках непрофессионала или нарушителя ПДД может быть не менее опасен, чем автомобиль.
Штраф, если забыл права, гораздо меньше – 500 р., а иногда удается обойтись предупреждением. За оставленный дома документ наказывают по ч.2 ст.12.3 КоАП. Но водителю придется доказать, что ВУ действительно забыто.
Законом предусмотрено и то, в каких случаях можно ездить без прав. Это экстренные обстоятельства, при которых необходимо сесть за руль ради спасения здоровья, жизни, своих или чужих. Но уважительные причины для нарушения закона тоже нужно доказать, и делать это придется в суде.
Смотрите в этом видео о том, какое наказание будет за езду без прав:
Попал в аварию без прав: что будет
Если автомобилист попал в аварию без прав, как минимум будет открыто административное производство. А при тяжело пострадавших в происшествии или погибших по факту возбуждают уголовное дело.
И то, что у водителя не оказалось прав, обязательно обнаружится, зафиксируется в протоколе. Это обстоятельство при дальнейшем разбирательстве сыграет против него. Оно может стать поводом назвать именно участника без ВУ виновником события, хотя в расследовании будут рассматриваться и другие важные детали.
Но если все же этого водителя определили, как зачинщика ДТП, отсутствие прав повлияет на выбор наказания. Суд изберет более суровую меру, чем могло быть при наличии удостоверения.
Если попавший в ДТП без прав невиновен, отсутствие документа не снимает с него статуса потерпевшего. То есть он должен получить компенсацию за ущерб от страховщика второго участника аварии или самого этого водителя. Компания перечислит средства или оплатит ремонт машины.
Если лишенный прав попал в ДТП и скрылся, он многократно усугубил проблему, в которую попал. На нем теперь «висят» два отягчающих обстоятельства: отсутствие ВУ и побег с места происшествия. Это может привести:
Если лишенный прав сел за руль трезвый
Если лишенный прав сел за руль автомобиля трезвый, но был остановлен сотрудником ГИБДД, это отнюдь не смягчает его вины. Такой водитель все равно является нарушителем закона, так как не должен был управлять машиной. Единственное, на что он может рассчитывать, – отказ со стороны полицейского арестовывать его на 15 суток. Но составления протокола, уплаты 30000 р. штрафа, задержания и отстранения от управления автомобилем в любом случае не избежать.
Посадил за руль человека без прав: чем обернется
Если автовладелец посадил за руль человека без водительских прав, его могут наказать по ч.3 ст.12.7 КоАП:
Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Избежать санкции удастся, если доказать, что не имел информации об отсутствии у водителя удостоверения. Тогда словосочетание «заведомо не имеющему права управления» не может быть применено, значит, наказывать собственника машины не за что. За все придется отвечать водителю, севшему за руль без ВУ, он-то точно знал об отсутствии документа.
Того, кто посадил за руль человека без прав в нетрезвом виде, ждет еще более строгое наказание – штраф в 30000 р. и лишение ВУ на 1,5-2 года по ч.2 ст.12.8 КоАП. Оно добавится к санкции по ст.12.7, то есть в общей сложности собственник машины заплатит 60000 р. и сам останется без водительского документа.
Без прав сбил человека: чем грозит
Когда автомобилист ехал за рулем без прав, да еще и сбил человека, ему нужно готовиться платить:
Если же пешеход травмирован серьезно, на сбившего его водителя без ВУ заведут уголовное дело по ст.264 УК РФ. Самое мягкое наказание по ней предусмотрено для трезвого автомобилиста ч.1:
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За то же, но совершенное в состоянии опьянения, он получит принудительные работы до 3 лет или лишение свободы до 4 лет. Если пешеход погиб, водителя заставят трудиться в течение периода до 4 лет или сидеть в тюрьме до 5 лет. Пьяный автомобилист без прав, сбивший человека насмерть, будет находиться за решеткой 2-7 лет.
И все это не отменяет необходимости платить штраф за езду без ВУ и компенсировать вред здоровью сбитого пешехода или потерю родственника по гражданскому иску.
Выплатят ли страховку, если водитель сел за руль, будучи лишенным прав
После ДТП, обошедшемся без жертв и пострадавших, вопрос о выплате денежной компенсации волнует автомобилистов больше всего. То, что человек оказался за рулем без водительского удостоверения, не отменяет Закона об ОСАГО. Если машина застрахована, деньги:
Авария без прав и на чужой машине
Если владелец автомобиля пустил за руль человека без удостоверения, а тот попал в ДТП, ситуация для обоих складывается сложная. Нюансы зависят от обстоятельств дела:
Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Еще ему придется раскошелиться за эвакуатор, если не будет возможности забрать ТС с места аварии. А водитель без удостоверения ответит, как предписывает раздел 2 той же статьи. И еще он будет оплачивать восстановление ТС своего приятеля, пустившего его за руль.
Что делать, если попал в ДТП без прав? Размер штрафа и последствия
Управление автомобилем при отсутствии водительских прав – серьезное нарушение ПДД. Такого человека ожидает штраф в размере до 30 тысяч рублей, административный арест или обязательные общественные работы. Если он попал в ДТП без прав, что привело к пострадавшим, или перед вождением выпил, то наказание ужесточается. Однако отсутствие у водителя прав не означает, что он по умолчанию виноват в аварии. Рассмотрим, какое наказание грозит при ДТП водителю без прав и что необходимо делать при аварии.
Что будет, если попасть в ДТП без прав
Если автомобилист стал причиной ДТП при управлении собственным авто, не имея при себе водительского удостоверения, то наказание будет одним из следующих:
Если человек попал в ДТП на чужой машине, в принципе не имея водительских прав и страховки, то ситуация усложняется. Но если человек без прав утверждает, что «виноват не я», и это было подтверждено доказательствами (например, записью с видеорегистратора или городских камер, свидетельскими показаниями), то ему потребуется заплатить только штраф.
Какой штраф определят, зависит от виновного:
Страховая выплачивает компенсацию людям, пострадавшим в ДТП. Ущерб, который был причинен источником повышенной опасности, покрывает собственник авто. При этом после перечисления средств страховая вправе взыскать с виновника всю перечисленную помощь. Виновному лицу придется выплачивать как материальный ущерб, так и моральный вред пострадавшим.
Человеку, который был за рулем чужого авто без прав, придется из собственных сбережений оплатить ремонт всех машин, которые пострадали в ходе ДТП. Собственнику автомобиля потребуется оплатить стоимость услуг эвакуатора, штрафстоянку. При этом часть суммы владелец авто сможет взыскать с виновника аварии – для этого ему потребуется обратиться в суд с документами, подтверждающими указанные в иске обстоятельства.
Если пострадавший в аварии заметил, что после ДТП виноватый в аварии водитель поменялся местами с пассажиром, то ему необходимо подготовить доказательства. В качестве последних подойдут устные показания, запись с видеорегистратора или камеры телефона, показания оказавшихся поблизости людей.
Наказание для виновного может быть ужесточено вследствие выявления отягчающих факторов:
Что делать, если попал в ДТП без прав
Необходимо оставаться на месте ДТП, пытаясь подготовить доказательства своей невиновности. Прибывшие сотрудники ГИБДД составят протокол, установят виновника аварии. Если же виновный попал в ДТП и скрылся, то наказание для него ужесточается.
Виновнику необходимо проинформировать сотрудников ГИБДД об отсутствии у него водительских прав и предоставить другой документ, удостоверяющий личность. Далее специалисты проверят сведения по внутренней базе и получат информацию, касающуюся водительских прав, количества нарушений ПДД в прошлом и т. д.
Затем порядок действий будет следующим:
Виновнику рекомендуется воспользоваться услугами автоюриста, поскольку он рискует лишиться водительского удостоверения на неограниченный срок.
Если пострадавший в результате ДТП заметил, что сотрудник ГИБДД не указывает в протоколе факт отсутствия у виновника водительских прав, то ему необходимо напомнить уполномоченному лицу об этих обстоятельствах. При игнорировании запроса пострадавшему необходимо подать жалобу на сотрудника по горячей линии МВД ГИБДД.
Дополнительно потребуется составить схему ДТП и отдать ее на проверку и подпись сотрудникам ГИБДД. При отказе одного из участников ДТП подписывать схему следует пригласить двух понятых, получить у них личную информацию (паспортные данные, ФИО и место проживания). Понятые знакомятся со схемой ДТП и подписывают ее, после чего подпись ставят сотрудники ГИБДД и составитель схемы.
Также необходимо получить информацию о виновном лице – где он живет или зарегистрирован, его контакты (телефон, e-mail).
Судебная практика
На текущий момент практика по подобным делам недостаточна, однако есть случаи, когда наказание смягчалось. Так, если виновник аварии докажет, что водитель без прав спровоцировал ДТП, то ответственность будет смягчена.
В то же время случаев ужесточения наказания немало. Например, в июне 2020 года в Неманском районе сотрудники полиции раскрыли угон автомобиля, принадлежавшего 36-летней жительницы поселка. Виновным оказался 32-летний местный житель. Уполномоченные лица выяснили, что виновный и собственница авто вместе распивали алкоголь, после чего мужчина украл ключи от авто, угнал машину со двора, но не справился с управлением и вылетел в кювет.
В результате того, что у мужчины никогда не было водительских прав, он находился в состоянии алкогольного опьянения и ранее уже привлекался к ответственности за вождение в пьяном виде, сотрудники полиции возбудили уголовное дело и установили наказание в виде тюремного заключения до 5 лет.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.