дтп в маршрутке компенсация
Роспотребнадзор разъяснил вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира
Apriori / Depositphotos.com |
Сегодня на официальном сайте службы появилась соответствующая памятка. В ней содержится перечень прав потребителей при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам, а также приводится инструкция в части действий при возникновении ДТП или причинении вреда. Одновременно разъясняются особенности обязательного страхования ответственности перевозчика и судебной защиты прав пассажиров.
Так, приоритетным правом пассажира, пользующегося транспортными услугами (независимо от формы оплаты проезда – самостоятельно или через третье лицо), считается его право на безопасность перевозок. А в случае ДТП или причинения пассажиру, его имуществу вреда перечень прав включает также права требовать:
При этом приводятся советы в части действий потерпевших при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам. Так, в первом случае Роспотребнадзор призывает настаивать на вызове сотрудников Госавтоинспекции для оформления происшествия. Если же имело место причинение вреда здоровью, то рекомендуется дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю с просьбой довезти до ближайшего лечебного учреждения, либо самостоятельно прибыть в медучреждение, проинформировав об этом водителя или перевозчика. Эксперты советуют, по возможности, зафиксировать на фото или видео место в салоне, где был причинен вред, причиненные травмы или ущерб имуществу. Также следует обменяться контактами с пассажирами или свидетелями ДТП для облегчения процесса доказывания в последующем.
В числе рекомендаций также:
Что касается вопросов обязательного страхования ответственности перевозчика, то Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (далее – Закон № 67-ФЗ) обязывает всех перевозчиков, кроме метрополитена, страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. «Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию», – подчеркивается в материале. Это не распространяется на перевозки легковыми такси – при причинении вреда в процессе его использования действует полис ОСАГО.
Отмечается, что с информацией о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, подлежит размещению во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика. После получения такой информации у потерпевшего есть возможность обратиться за страховой выплатой. Последняя выплачивается в установленных размерах, которые определены в зависимости от риска гражданской ответственности (например, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира – не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира – не менее 2 млн руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира – не менее 23 тыс. руб. на одного пассажира).
Если же на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ). В этом случае пострадавший может написать заявление-претензию на имя перевозчика и потребовать от него компенсировать причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск потребитель может предъявить в суд по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика, являющегося ИП. Если цена иска каждого из истцов не превышает 1 млн руб., то уплачивать госпошлину по искам о защите прав потребителей не придется.
Произошло ДТП с общественным транспортом: что делать и работает ли ОСАГО?
По дорогам наших с вами городов ездит большое количество общественного транспорта, и у водителей велик риск попасть в ДТП с автобусом, троллейбусом или трамваем. Важно знать тонкости оформления данных происшествий и порядок дальнейших действий по получению выплаты за ущерб или самостоятельного его возмещения, ведь полис ОСАГО спасает не всегда и не от всего. В статье постараемся уделить внимание всем видам перевозчиков и наиболее актуальным ситуациям, а также приведём судебную практику 2021 года и выясним, могут ли получить выплату пассажирам перевозчика.
Кому принадлежит общественный транспорт?
Начнем с того, что выясним, кто же является владельцем и собственником всего этого многообразия техники. Ведь от этого будет зависеть, что делать далее после произошедшего ДТП с автобусом, трамваем или троллейбусом.
В разных городах названия организаций могут отличаться, но всех их объединяет то, что они городские, то есть владеет ими администрация или правительство города в лице различных комитетов по управлению имуществом.
Приведем примеры для трёх городов, в которых проживает наибольшее число жителей:
Москва в этом плане скорее исключение, здесь за всё отвечает одна структура – ГУП «МОСГОРТРАНС». Организация ведает всеми автобусами, троллейбусами и трамваями.
Санкт-Петербург
Новосибирск
По остальным городам координаторы надземного автотранспорта легко ищутся поиском.
Есть ли у перевозчиков ОСАГО?
В соответствии с Законом об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Но какой транспорт подпадает под действие закона?!
В статье 1 Закона указано понятие, которое используется именно для целей ОСАГО:
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Вспоминаем из ПДД, что дорога включает в себя не только проезжую часть, но и трамвайные пути. Получается, что автобусы, троллейбусы и даже трамваи обязаны иметь полис ОСАГО.
Попали в ДТП с общественным транспортом – что делать в первую очередь?
Хотя численность аварий с ОТ не такая и большая, риск попасть в неё есть. После происшествия необходимо выполнить необходимые требования ПДД, указанные в п. 2.5, п. 2.6 и в п. 2.6.1.
Особое внимание следует уделить возможным пострадавшим пассажирам в городском транспорте и на возможность движения других транспортных средств. Ведь за вред, причиненный жизни и здоровью людей, вы можете понести ответственность, в том числе и уголовную, а в случае простоя общественного транспорта по вашей вине придется оплатить упущенную выгоду.
И если в случае ДТП на полосе для маршрутных транспортных средств другие автобусы или троллейбусы в большинстве случаев смогут вас объехать и простаивать не будут, то если ДТП произойдет с трамваем, простоя не избежать. Однако, можно его минимизировать, убрав свой авто, если он мешает проезду трамваев во встречном направлении. Это как раз разрешается Правилами при условиях, процитированных в указанных выше пунктах.
Покроет ли ОСАГО, если я виновник?
Водитель, застраховавший свою ответственность по ОСАГО вправе рассчитывать, что страховая компания возместит ущерб в пределах 400 000 рублей, однако говорить о том, покроет ли ОСАГО весь ущерб, нельзя, не зная конкретный его размер.
Большинство водителей уже знает, что выплата страховке осуществляется с учетом износа. Исключением не станет и общественный транспорт. Повредив старенький автобус, водителю, возможно, придется доплатить разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта новыми деталями.
Но это не все подводные камни, которые могут ждать водителя.
В ноябре 2018 года Останкинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск ГУП «Мосгостранс» к водителю о взыскании утери товарной стоимости за повреждение нового трамвая. В том деле у водителя не было ОСАГО, но это особо ничего не меняет, ведь главное в этом деле – размер требуемой суммы. Государственное учреждение требовало почти 1 500 000 рублей компенсации УТС.
То есть, даже если бы у водителя было ОСАГО с лимитом в 400 000 рублей. Оно ему помогло не полностью, ведь страховая выплата включает в себя также и возмещение УТС!
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Мосгортранса и взыскал утрату товарной стоимости в размере 1 468 082 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 723 руб. 50 коп.
Апелляция изменила решение и взыскала с водителя только 100 000 рублей УТС вместо 1 468 082, но сделала это, вероятно, не совсем законно, поскольку апелляционное определение было отменено 2 Кассационным судом общей юрисдикции и дело было направлено на новое рассмотрение, которое состоится 28.04.2020 года (карточка дела, на дату написания статьи суда ещё не было).
Ключевой вопрос именно в размере утраты товарной стоимости, и как правильно его считать. Апелляция снизила сумму просто на своё усмотрение, право такое у них было, но должны быть и какие-то доказательства в деле, опровергающие 1.5 млн. рублей. Скорее всего, по делу будет назначена еще одна судебная экспертиза, которая и определит, как считать ущерб и его размер, ведь новая методика Минюста 2019 года для трамваев не подходит, но именно по ней изначально определяли размер утраты товарной стоимости.
Но это трамвай. Повредить новый автобус или троллейбус вероятность больше, так что практика таких дел будет только нарастать. Хотя, стоимость колесных ТС в разы меньше, чем стоимость трамвая, от которой считается УТС, но все равно внушительная, поэтому взыскиваемые суммы в 2021 году могут быть солидные.
Если пострадали пассажиры – можно ли получить выплату?
Лимит ОСАГО на выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам в связи с причинением вреда их жизни и здоровью равен 500 000 рублей. И выплачивается каждому потерпевшему. Но в данном случае пассажирам общественного транспорта не видать выплат по ОСАГО. Объясняем, почему!
Процитируем определение потерпевшего из статьи 1 Закона об ОСАГО:
Потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинён вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинён вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).
Как видите, в законе прямо прописано исключение и дана ссылка на другой федеральный закон, по которому перевозчики страхуют свою ответственность.
Но это не значит, что платить за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, которые пострадали по вине водителя машины, придется этому самому водителю.
По действующему законодательству ответственность перевозчика наступает вне зависимости от вины его водителя в самом ДТП. В связи с этим, выплаты всем потерпевшим осуществляются исключительно в соответствии с Федеральным законом для перевозчиков.
Однако, сразу же встает вопрос о возмещении своих «потерь» страховщиками, которые выплачивают страховое возмещение по этому закону. И такие иски подавались страховыми и возможно подаются в 2021 году несмотря на то, что судебная практика не в их пользу.
Судебная практика
Примеры судебной практики, когда страховщикам было отказано в удовлетворении их требований к виновнику ДТП или дело было направлено на новое рассмотрение:
Дело под пунктом 2 рассматривалось почти всеми инстанциями, и по нему высказал свою позицию Верховный Суд РФ в Определении от 25 июня 2019 года по делу №46-КГ19-15. Мотивировочную часть этого определения можно встретить во всех указанных выше судебных постановлениях, таким образом, можно сказать, что ВС РФ поставил точку в этом вопросе судебной практики по ДТП с пострадавшими пассажирами в общественном транспорте, и у страховщиков не будет возможности взыскать ущерб в порядке суброгации с виновника аварии.
Виновник – водитель автобуса – что делать?
В случае, когда Правила дорожного движения были нарушены водителем общественного транспорта, и он (она) виноваты в ДТП, то оформление происшествия не отличается от оформления любой другой аварии. Закон об ОСАГО не запрещает даже оформить европротокол, но водители ОТ на это, как правило, не идут, поскольку в их инструкциях прописано вызывать и дожидаться сотрудников ДПС.
Как взыскать ущерб и получить выплату?
Получить страховое возмещение в рамках ОСАГО можно по стандартному алгоритму.
Стоит ли вообще подавать в суд?
Если по результатам экспертизы (которую вам скорее всего придется провести) будет понятно, что рыночная стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО, тогда вместе со страховщиком необходимо привлекать в ответчики и собственника общественного транспорта и взыскивать разницу с него.
В таких делах есть свои плюсы. У данных организаций с большой долей вероятности есть деньги, и их в конечном итоге можно будет получить, а когда подобный иск подается к виновнику физическому лицу, то не факт, что после суда удастся еще всё присужденное с него получить.
Придётся ли платить за простой?
Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!
Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.
Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.
При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.
В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.
С городскими автобусами проще, они в большинстве случаев смогут объехать аварию и продолжить движение по маршруту.
Время простоя будет зависеть от того, как быстро на место ДТП приедут сотрудники полиции, но, к сожалению, вряд ли на них можно будет перенести часть ответственности за долгий простой общественного транспорта.
В суд организация перевозчик может предоставить следующие документы (перечень не обязательный, просто для примера):
Сколько насчитают?
Требуемая сумма всегда разная и зависит в том числе от того:
Вот пример дела, где Сосновский районный суд Челябинской области взыскал с водителя 52 855 рублей убытков. И дело дальше второй инстанции не ушло.
А вот пример, когда дело дошло до Шестого кассационного суда общей юрисдикции при сумме требований 913 рублей 50 копеек.
При этом, как указано в подпункте б пункта 1 ст. 6 Закона об ОСАГО, возмещение упущенной выгоды не относится к страховому риску по ОСАГО, и за простой общественного транспорта водителю придется платить из собственного кармана.
Памятка для потребителей: ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира (если ДТП произошло в России)
1. Какие права есть у потребителя в связи с возникновением ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам
Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:
А) Требовать возврата или снижения стоимости перевозки;
Б) Требовать возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);
В) Требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу
Г) Требовать компенсации морального вреда;
Д) Требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
2. Что делать при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам
Шаг 1. Если вред был причинен в результате ДТП, настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД для надлежащего оформления происшествия.
Если был причинен вред здоровью (в зависимости от тяжести причинённого вреда):
— дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи,
— или обратиться к водителю для транспортирования Вас в ближайшее лечебное учреждение,
— или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика.
Шаг 2. При наличии возможности провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причиненные травмы или ущерб имуществу. Обменяться контактными данными с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах.
Шаг 3. В возможно короткие сроки обратиться по телефону к перевозчику, проинформировать его о произошедшем событии и причиненном вреде и получить информацию о сроках подготовки перевозчиком документа о произошедшем событии и месте его получения.
Шаг 4. В возможно короткие сроки обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях.
Шаг 5. Подготовить и подать претензию перевозчику (учитывая право на заявление требований, указанных в пункте 1 Памятки).
3. Обязательное страхование ответственности перевозчика
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.
Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.
Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.
4. Размеры страховых выплат
В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.
Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира является обязательным, однако, может случиться так, что на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, в таких случаях вся ответственность за причиненный вред возлагается непосредственно на перевозчика (п.3 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Пострадавшему необходимо написать заявление-претензию на имя перевозчика с требованием компенсировать причиненный вред, если же требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав.
Если размер причиненного вреда жизни или здоровью оценивается в большем объеме, то такие расходы (убытки) могут быть взысканы непосредственно с перевозчика.
Если компания, застраховавшая ответственность перевозчика не может осуществить страховую выплату по причине того, что находится в стадии банкротства или у неё отозвана лицензия, то в таком случае пострадавшему нужно обращаться в Национальный союз страховой ответственности, который осуществит компенсационную выплату.
5. Если фактическим перевозчиком оказалось не то лицо, которое было указано на вывеске, в рекламе, на сайте в сети интернет
В соответствии со сложившейся судебной практикой лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
6. Если пришлось прибегнуть к судебной защите.
Информация предоставлена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей
Суть дела
До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.
Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.
На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.
Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.
Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.
Позиция ВС
Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.
Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.
При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).
«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.
Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.
Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».
В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).
Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.
«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.
Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.
Добровольные компенсации
Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.
«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.
Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.
Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.
Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.
Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.
«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.
Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.