два счета фактуры к одному акту
Счет, счет-фактура и акт выполненных работ
Акт выполненных работ и счет-фактура оформлены разными датами: насколько это критично?
В сложившейся хозяйственной практике в пакет документов, сопровождающих сделку, включают счет, счет-фактуру и акт выполненных работ. Такой набор бумаг бухгалтерия подшивает после того, как работы приняты заказчиком и в учете произведены необходимые операции.
Возникает вопрос: если все три документа относятся к одной сделке, должны ли они оформляться одной датой или могут расходиться во времени? И если да, то насколько критично это расхождение?
Законодательство не содержит требования о том, чтобы даты в акте выполненных работ и в счете-фактуре совпадали. А дата выставления такого документа, как счет, вообще не регламентирована ни одним нормативным актом. Это объясняется тем, что счет не признается первичным документом в бухучете, да и для налогового учета он не имеет никакого значения. Исполнитель выставляет его заказчику по своему усмотрению или в сроки, прописанные в договоре. То есть совпадение в датах счета, счета-фактуры и акта выполненных работ допустимо, но не обязательно.
Можно ли использовать с актом выполненных работ как счет-фактуру, так и универсальный передаточный документ? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Что нужно учесть в ситуации, когда акт и счет-фактура оформлены разными датами?
Дата в акте выполненных работ — важный элемент, влияющий на достоверность формирования информации в бухгалтерском учете. Этой датой в учете заказчика признаются расходы в размере стоимости выполненных работ, согласованной сторонами. В учете исполнителя этой же датой отражается выручка от реализации работ и признаются связанные с исполнением обязательств по договору расходы.
Дата счета-фактуры влияет на своевременность получения заказчиком работ вычета по НДС. Она определяется по нормам п. 3 ст. 168 НК РФ и выбирается из отрезка длиной в 5 календарных дней, отсчитываемых от момента:
Получается, что расхождение в датах является нормальной ситуацией, ограниченной временными рамками.
А что будет, если нарушить 5-дневный срок или оформить не авансовый счет-фактуру ранее, чем работы будут выполнены и приняты заказчиком? Такая календарная чехарда, если она происходит на границе налоговых периодов, может вызвать претензии контролеров и стать поводом для штрафа. Но вообще более позднее выставление счета-фактуры Минфин не склонен рассматривать, как основание для отказа в вычете покупателю.
Обратите внимание, что с 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях, внесенных в документ, читайте здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно, кликнув по картинке ниже:
О возможных штрафах при нарушении срока выставления счета-фактуры рассказываем в этом материале.
Как избавиться от календарной путаницы
Чтобы не ошибаться с датами в акте и счете-фактуре, можно оптимизировать процедуру оформления этих двух документов, а именно объединить их в одном универсальном передаточном документе (УПД). Соответственно, и дата у такого документа будет только одна. Исчезнет причина разночтений в датах, и риски претензий контролеров сведутся к минимуму.
Переход на применение УПД требует предварительной подготовки:
Общие рекомендации по оформлению УПД приведены в письме ФНС России от 21.10.2013 № MMB-20-3/96@.
Подробнее об алгоритме перехода на УПД рассказываем здесь.
Итоги
Дата счета законодательством не регламентируется и определяется самостоятельно исполнителем работ или прописывается в договоре. Счет-фактура и акт выполненных работ могут оформляться одной датой. Допустимо выставлять счет-фактуру в даты, отличные от даты первичного документа (акта). При этом разница в датах не должна превышать 5 календарных дней. Чтобы не путаться в датах и оптимизировать документооборот, можно заменить акт и счет-фактуру одним универсальным передаточным документом (УПД).
Варианты выставления счета-фактуры: новая форма и связь с отгрузочными документами
Выставлять счета-фактуры нужно с соблюдением правил и по утвержденной форме. Но при этом желательно, чтобы было удобно отследить, к какому конкретно товару (услуге, работе) они относятся. Вариантов может быть несколько.
Одна накладная – один счет-фактура
Одна накладная – несколько счетов-фактур
В НК РФ нет требований о том, что к одному конкретному первичному учетному документу (товарной накладной, акту о приеме-передаче ОС, акту оказанных услуг (выполненных работ)) в обязательном порядке должен быть выписан один конкретный счет-фактура.
Может быть ситуация, когда по одному учетному документу составляют несколько счетов-фактур. Это случай, когда отгружаются несколько позиций.
К примеру, по одному акту о приеме-передаче ОС осуществляется отгрузка нескольких объектов. На каждый из них можно выставить отдельный счет-фактуру.
Один счет-фактура – на несколько накладных
При реализации товаров (работ, услуг), а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты. Так написано в пункте 3 статьи 168 НК РФ.
Для соблюдения этой нормы допускается выставление одного счета-фактуры по всем товарам, отгруженным в течение пяти календарных дней (см. письма Минфина от 12 января 2016 № 03-07-09/140, от 2 мая 2012 г. № 03-07-09/44).
Таким образом, налоговое законодательство РФ не содержит запрета на выставление одного счета-фактуры к нескольким накладным.
Более того, новая форма счета-фактуры, которая действует с 1 июля 2021 года, это прямо предусматривает – в ней предусмотрена новая строка 5а для указания реквизитов отгрузочных документов. А в табличной части появилась графа для указания порядкового номера записи о поставляемых (отгруженных) товарах (выполненных работах, оказанных услугах), соответствующего реквизитам отгрузочных документов, указанных по строке 5а.
Но здесь важно не переборщить. Если один счет-фактуру выписывать на большое количество накладных, и все их указывать в графе 5а, шапка счета-фактуры получается слишком объемной, да и ошибиться можно.
К сожалению, в таком случае вариантов только 2:
Строка 5а счета-фактуры «Документ об отгрузке»
Форма счета-фактуры и правила его заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 г. № 534 с 1 июля 2021 года в него внесены изменения.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
С этой даты в счете-фактуре заполняют новую строку 5а «Документ об отгрузке». Здесь укажите реквизиты накладной на отгрузку товаров, на основании которой составлен счет-фактура.
Если счет-фактура относится к нескольким накладным (сводный счет-фактура), в строке 5а придется перечислить все их реквизиты через точку с запятой.
Состоит строка 5а из 3 полей:
Наименование отгрузочного документа (накладная, акт и пр.) в строке 5а не указывают.
Обратите внимание: в счете-фактуре на аванс строка 5а не заполняется, а в форме корректировочного счета-фактуры ее нет.
Счет-фактура раз в месяц
Допускается выставление счетов-фактур по итогам истекшего календарного месяца или даже налогового периода.
Если счет-фактура составляется по длящимся услугам, когда не нужно оформлять ежемесячные акты, например, по аренде, в строке 5а нужно указать реквизиты договора.
При таком способе оформления нужно не забывать о том, что это нужно сделать не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (кварталом)
А в письме ФНС от 16 марта 2021 г. № СД-18-3/446 подтверждено право выставлять в соответствии с условиями договора поставки счета-фактуры не реже одного раза в месяц и также не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Это возможно в случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя. Это ежедневная многократная реализация хлеба, скоропортящихся продуктов питания и т.д., а также при оказании услуг по транспортировке электроэнергии, нефти, газа, услуг электросвязи, банковских услуг.
Аналогичная позиция в отношении поставок товаров содержится в письмах Минфина от 13 сентября 2018 г. № 03-07-11/65642, от 5 июня 2018 г. № 03-07-09/38397 и др., от 18.07.2005 N 03-04-11/166.
Полагаем, что в строке 5а в этих случаях тоже нужно указывать реквизиты договора.
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Два счета фактуры к одному акту
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация-заказчик вправе признавать расходы (как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения прибыли) в том месяце, в котором услуги были фактически оказаны, независимо от даты фактического поступления акта и от даты проставления электронной подписи под полученным актом.
Вычет НДС организация вправе предъявить в том периоде, когда фактически получены УПД или счет-фактура по системе электронного документооборота (при выполнении иных условий, необходимых для принятия НДС к вычету).
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Налог на прибыль
По общим правилам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
При определении организацией в налоговом учете доходов и расходов методом начисления расходы по оплате выполненных работ (оказанных услуг) производственного характера признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (п. 2 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63478, от 22.09.2014 N 03-03-06/1/47331, ФНС России от 12.04.2013 N ЕД-4-3/6811).
В отношении прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям, в том числе за предоставленные ими услуги (в виде иных подобных расходов) в качестве даты их осуществления (признания) пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ определена дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Специалисты финансового ведомства в отношении длящихся услуг разъясняют, что если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), то такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе (письма Минфина России от 02.08.2019 N 03-07-11/58375, от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24705, от 27.07.2015 г. N 03-03-05/42971, письмо ФНС России от 21.08.2015 N ГД-4-3/14815@).
При этом из письма Минфина России от 19.10.2015 N 03-07-11/59682 следует, что при применении ЭДО для целей налогообложения прибыли организаций расходы подлежат признанию в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся в соответствии с условиями договора. Датой признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций будет признаваться дата документа, сформированного в подтверждение возникновения соответствующих расходов.
В письме ФНС России от 02.07.2015 N ГД-4-3/11546@ указывается, что если услуги фактически оказывались налогоплательщику согласно условиям договоров в отчетном (налоговом) периоде длительно и (или) многократно с регулярным определением их выполненных и принятых объемов и подтверждающие указанные расходы документы в бумажном или электронном виде, содержащие информацию о периоде оказания услуг, были составлены в следующем отчетном (налоговом) периоде, то в целях налогообложения прибыли признание расходов, к которым применяется норма пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, на последнее число отчетного (налогового) периода, включающего указанный период их фактического потребления, не противоречит налоговому законодательству.
Из изложенного следует, что в данной ситуации расходы по услугам учитываются при налогообложении прибыли в периоде их фактического потребления (получения), несмотря на то, что первичные учетные документы были переданы через систему ЭДО позже фактического потребления (приобретения) услуг*(3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как увидеть, что у одного счета-фактуры два документа-основания?
Бывает так, что один счет-фактура ошибочно зарегистрирован сразу по двум документам-основаниям. В каком отчете это можно увидеть, чтобы не открывать каждый счет-фактуру?
В шапке отчета укажите:
В данном отчете нет возможности установить отбор по организации, поэтому отчет формируется по всем организациям, учет которых ведется в базе.
На вкладке Поля и сортировки оставьте флажки только на следующих показателях:
В окне справа Сортировки по кнопке Добавить укажите порядок отражения данных в отчете:
На вкладке Структура укажите:
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
По кнопке Закрыть и сформировать отчет будет построен по заданной настройками форме.
По данным отчета легко определить, что один счет-фактура зарегистрирован к двум документам поступления.
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Сводный счет-фактура
Как расшифровать термин «сводный счет-фактура»
Официальной расшифровки этого понятия не существует. В общем виде сводным можно признать любой документ, составленный на основании нескольких первичных документов. Соответственно, сводным можно считать счет-фактуру, в котором объединены сведения из нескольких счетов-фактур.
Информацию о сводном счете-фактуре можно узнать из разных источников:
Как оформить сводный счет-фактуру, если принципал реализует товар через агента, узнайте в этом материале.
Об особенностях оформления сводных с/ф в отдельных ситуациях с позиции ФНС и Минфина расскажем далее.
Подсказки для заказчиков от ФНС
ФНС России в письме от 17.08.2015 № ГД-4-3/14435 разъяснила, как оформлять сводный с/ф организациям, выполняющим функции заказчика. Контролеры отметили несколько важных условий, которые необходимо соблюдать:
Как заказчику строительства составить налоговую учетную политику, рассказываем тут.
С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.
Регулярные долгосрочные поставки: Минфин разрешил оптимизировать документооборот по НДС
Минфин не возражает против оформления сводных с/ф, если между заказчиком и исполнителем заключен долговременный договор на непрерывную поставку продукции (письмо от 13.09.2018 № 03-07-11/65642).
Чиновники рассмотрели ситуацию, когда поставка хлебобулочных изделий производится ежемесячно по непрерывной схеме в адрес одного и того же покупателя. В таком случае можно не составлять счет-фактуру на каждую поставку хлеба, а оформлять сводный с/ф не реже 1 раза в месяц: не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим.
Как учитывать затраты на хлебопекарном предприятии, узнайте из этого материала.
Минфин рекомендует закрепить такой порядок выставления счетов-фактур в учетной политике для целей налогового учета. Свое желание оформлять отгрузки сводным с/ф поставщик должен согласовать с покупателем. Лучше сделать это в письменной форме путем включения в договор или дополнительное соглашение к нему описания схемы документооборота.
Как организовать и совершенствовать документооборот, расскажут материалы:
Сводные счета-фактуры для экспедиторов
Могут ли оформлять сводные с/ф экспедиторы? Для ответа на этот вопрос воспользуемся налоговыми НПА и разъяснениями чиновников:
О возможности составления сводных документов участниками посреднических договоров мы рассказываем в этой публикации.
При оформлении сводного с/ф необходимо учесть следующее (письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-07-09/13799):
Оформление сводного с/ф по всем правилам не исключает повышенного внимания налоговиков и не гарантирует безусловность получения вычета (см. далее).
Когда и как оформить сводный счет-фактуру, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Вычеты по сводным счетам-фактурам: претензии налоговиков и аргументы судей
Право на получение вычета НДС по сводному с/ф налогоплательщикам нередко приходится отстаивать в суде. Особенно показательны судебные разбирательства в отношении неправомерности отказа в вычетах налогоплательщикам-инвесторам.
Что наиболее часто становится предметом судебных разбирательств по сводным счетам-фактурам, смотрите на рисунке:
Отстоять вычеты по НДС по сводным с/ф помогает грамотно составленный договор, а также умение налогоплательщика доказать в суде его правомерность после окончания трехлетнего периода.
Итоги
Сводным можно считать счет-фактуру, в котором объединены сведения из нескольких счетов-фактур. Такой объединенный документ составляется при реализации предприятия как единого имущественного комплекса, в долевом строительстве, при посреднических сделках, в условиях долговременных договорных поставок и в других случаях. Сводные счета-фактуры привлекают повышенное внимание налоговых органов, что нередко заканчивается для налогоплательщиков судебными разбирательствами по поводу правомерности применения вычетов по НДС.