две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают

Контрольные тесты

1. Для экологического сознания Востока характерно…

а) подчинение природы, власть и господство над нею;

б) признание могущества природы над человеком;

в) человек – часть природы и должен жить в гармонии с нею;

г) человек – хозяин природы и должен ее рационально использовать.

2. Второй природой в культурологии называют…

а) результаты человеческой деятельности (мосты, дома, дороги и т.д.);

б) природу самого человека, его внутренние возможности и потенциал;

в) неизвестные уголки планеты, куда не ступала нога человека;

г) космические планеты, которые в будущем освоит человечество.

3. Идеи географического детерминизма…

а) проводят жесткую взаимосвязь между развитием истории, экономики, духовной культуры народов и окружающей их природной и географической средой;

б) указывают влияние климатических условий только на национальный характер;

в) указывают влияние природных факторов только на экономический уклад государства;

г) отрицают какое-либо влияние природы на материальную и духовную культуру.

4. Укажите соответствие между типом культуры и преобладающим в них отношением к природе.

1) восточная культура а) завоевание природы

2) западная культура б) подчинение природе

3) первобытная культура в) гармония с природой

5.Религия запрещающая заниматься земледелием…

6. Автором выражения: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник» является…

7. Академик Д.С. Лихачев предложил понятие «гомосфера», которое означает…

а) нижние слои атмосферы до 100 км с составом воздуха, мало меняющимся с высотой;

б) сфера человеческого бытия, создаваемая человеком в результате культурной и «некультурной» деятельности;

в) существующая вне связи с человеком природная среда;

г) область или сфера, в которой человек чувствует себя защищенным.

8. Две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают…

б) Испания и Франция;

9. Понятие «экологическая культура» означает…

а) изучение отношения человеческих сообществ с окружающей их природной, климатической средой;

б) изучение природной среды на здоровье человека;

в) ценности, принципы и представления, определяющие отношения между человеком и природой, а также деятельность, направленную на охрану и воспроизводство окружающей среды ;

г) милосердие, терпимость, уважение к окружающим людям.

10. Цивилизацией ставившей своей целью покорить природу является…

Источник

Соотношение понятий «природа» и «культура»

две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают.

Мир, в котором живет человек, представляет собой сложную систему «природа-общество», где культура функционирует на всех уровнях системы. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. Человек, являясь и субъектом, и носителем культуры, объективно связан с ней.

В проблеме соотношения культуры и природы существует две точки зрения. Согласно первой человек не зависит от природы, состоит в натуральной связи с ней. Согласно другому подходу культура – это природа, осваиваемая человеком.

Понятия «природа» и «культура»

Дадим определение понятий «природа» и «культура». «Природа» как обобщающее понятие включает в себя все существующее, весь мир в разнообразии его форм, все, что создано естественным путем и существует независимо от воли людей. Данное понятие близко к понятиям материи и вселенной. Под словом «природа» также понимают совокупность природных условий существования человека. Таким образом, природа выступает как объективная, независимая реальность, которая предшествует социально-культурному существованию человека.

Под понятием «культура» изначально понимался процесс обработки земли (агрокультура). Цицерон же акцентировал внимание на деятельном начале, характеризуя культуру как «философию ума», «обработку человеческой души». В таком понимании культура охватывает все, что тем или иным образом преобразовано, создано, обработано, усовершенствовано человеком.

Таким образом различие понятий «культура» и «природа» заключается в следующем: культура – что-то созданное, преобразованное человеком, искусственное; природа – все натуральное, существующее независимо от человека.

Взаимосвязь культуры и природы

Природа является неотъемлемым и необходимым условием существования культуры. Родовая и телесная организация человека является объективным материальным началом. Следовательно, сама возможность бытия культуры задана природой. Культура – исходный пункт человеческого развития, а сам человек при этом – продукт естественной эволюции природы, биологическое существо. Культуру часто определяют как «вторую природу», т. е. искусственную. Данное понимание берет свое начало в античной Греции, когда Демокрит называл культуру «второй натурой».

Культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношение к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе, возникающем в ходе истории.

Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Предшествуя культуре во времени, она тем самым является постоянным и необходимым условием существования культуры. Природа является исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия, и не только как окружающий мир, но и как природная сущность самого человека.

Таким образом, человека можно рассматривать и как продукт самой природы — биологической эволюции, и как продукт культурной эволюции, причем в большей степени, чем первой. Разум — вот то эволюционное достижение, которое дает человеку коренное преимущество перед другими животными. Человек выступает единственным носителем сознания, который достиг уровня мысли.

Эволюция взглядов на проблему взаимосвязи природы и культуры

Процесс перехода от биологических закономерностей развития человека к культурным длился около 1,5 млн. лет и завершился появлением Homo sapiens – человека современного (35-40 тыс. лет назад). Начался процесс производственной деятельности по изготовлению искусственных орудий труда, передача необходимой для выживания информации, использование языка как способа негенетического кодирования этой информации и общения. Осваивались социальные отношения в организации существования человека, т. е. человек включился в новую стадию эволюции. Движущими силами этой эволюции стали коллективные творческие возможности человека, которые существуют и развиваются посредством культуры.

Такова общая схема биологической и культурной эволюции, в которой человек стал «точкой пересечения» природы и культуры. Природа стала той первоосновой, на которой сформировался человек. Как продукт природы, он, благодаря силе разума, оказался еще теснее связанным с природной мерой ответственности за те преобразования, которые приносит в нее.

В сознании первобытного общества существовал неразрывный образ человека и природы. Процесс развития рационального мышления и выделения человека из природы долго не получал завершения в культурах Индии, Китая, Японии и других стран. Природа считалась одухотворенной.

В системе античного мышления природа представлялась как подвижное, изменяющееся целое, и человек при этом не противопоставлялся природе, а мыслился как одна из ее частей. Впервые проблема гармонии человека с природой как идеал достойного человеческого существования была поставлена античной натурфилософией.

В средневековье природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, так как он в процессе творения был наделен божественным началом – душой. Кроме того, природа считалась и источником зла, которое человек пытался преодолеть или подчинить, при этом существовала борьба божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

Однако природа мыслилась и как божественное творение, в котором сокрыто рациональное начало, что позволяло истолковывать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Такое понимание являлось предпосылкой для возникновения науки о природе – естествознания.

Антропоцентризм эпохи Возрождения поспособствовал выделению мира культуры из мира природы, которая рассматривалась как убежище от развращенной и порочной цивилизации, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех несчастий.

Таким образом, процесс сотворения природы прошел ряд этапов. Итогом его развития стало формирование биосферы. Термин «биосфера» был введен в научный оборот во второй половине XIX в. французским ученым Э. Реклю. Этим понятием обозначался растительный и животный мир Земли, ее живая оболочка. Биосфера включала в себя разнообразные биологические виды, которые взаимодействовали как между собой, так и с окружающей средой.

Человек тоже является частью биосферы земли. Однако человек выделяется из природы благодаря «общественному производству своей жизни». Это «производство» включает:

С усложнением форм человеческого бытия меняется и состояние природы. Она все чаще включается в орбиту практической деятельности человека, которая становится все более обширной. Возникает «вторая природа», искусственно созданная самим человеком – среда обитания.

Однако к концу XIX в. вследствие техногенного развития общества состояние биосферы ухудшается. Все более настойчивыми становятся призывы к «преобразованию», «покорению» природы. В первой половине ХХ в. одной из тенденций в развитии культуры становится отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей. Создание мощных средств воздействия на природу породило хищническое, варварское отношение к ней. Поэтому экологическая проблема является одной из глобальных проблем современности.

В начале ХХ в. наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) обосновал идею о нерасторжимости человека и природы. Ученый был твердо уверен в том, что, овладевая законами природы и совершенствуя технику, человек не только преобразует биосферу, но и принимает на себя ответственность за ее будущее. Основу учения В. И. Вернадского составило понятие биосферы как целостной оболочки Земли, населенной жизнью и качественно преобразованной живым веществом планеты. Высшую ценность эволюции биосферы, согласно его концепции, составляет «свободно мыслящий человек», личность. И эта личность утверждает себя не в ущерб разнообразию жизни биосферы, а лишь в гармонии с этой жизнью. Если же человек не осознает самого себя как носителя «организованной биосферы» и свою роль в повышении этой организованности, он станет разрушителем материальных и духовных основ своего существования.

Вернадский ввел в концепцию биосферы новое понятие «ноосфера». В его понимании, ноосфера – это сфера разума, преобразующего природу. В свою очередь, ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению, ибо человек, по мысли ученого, в полном объеме способен освоить весь космос. Согласно учению Вернадского, с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству переходит роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности изменений. Переход в ноосферу ученый связывал с раскрытием творческого, созидательного потенциала человечества. Новую форму биохимической энергии он называл энергией человеческой культуры. «Русский космизм» характеризовался ярко выраженным гуманистическим, нравственным подходом к пониманию взаимосвязи человека и природы. В нем были возрождены традиции, берущие начало еще в античности, которые лежат в основе европейской цивилизации: единство и нерасторжимость природы и человека.

Вернадский был создателем учения антропокосмизма. В нем сущность природы (понимаемая как космическая) и деятельность человека в результате взаимодействия должны слиться в единую систему.

Культурологическая мысль постоянно возвращается к проблеме гармонизации взаимоотношения природы и культуры. Этому посвящены теории нового космизма (Н. Ф. Федоров, Л. А. Чижевский, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден). Вместе с «ноосферой» Вернадского пришло понимание роли и места человека в единой системе развития материи, возникли предпосылки синтеза неорганической природы, органической жизни и человека.

Глобальные проблемы человечества

Другой, не менее грозной проблемой является экологическая катастрофа. Термин «экология» ввел в научный оборот немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). Им он обозначил «все внешнее но отношению к человеческому телу».

В XX в. резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

Очень многие ученые высказывают мысль о том, что к необратимым экологическим катастрофическим процессам уже сегодня может быть отнесен процесс образования так называемых «озоновых дыр» в атмосфере. Другими словами, в мировом общественном сознании укрепляется мысль о том, что глобальная катастрофа уже разразилась. Живущие на планете люди являются свидетелями ее начала, но никак не могут ее предотвратить или хотя бы приостановить и окажутся последними представителями человеческой цивилизации на Земле.

К глобальным проблемам относятся: продовольственная, энергетическая, ресурсная. По сути своей, они являются компонентами или последствиями экологической и демографической проблем.

Для преодоления всего комплекса ситуаций, связанных с действием глобальных проблем, необходимо изменить мировосприятие людей, воспитать homo globulis — человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

Пришло время переосмыслить знаменитый тезис К. Маркса: «Философы лишь различным объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его». Задача ныне живущих состоит в том, чтобы, сохранить его, прежде всего как жизненный мир человека.

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Помогите, пожалуйста с культурологией

1. Кто из ученых использовал в своих исследованиях следующие понятия и концепты:

«культурно-исторический тип», «духовное производство», «культура как система норм и запре-тов», «коллективное бессознательное», «прасимвол и душа культуры», «ответ на вызов и миме-зис», «культурная суперсистема», «осевое время», «неизбежность столкновения цивилизаций», «экранная культура».

2. Кто и когда впервые ввел в гуманитарные науки понятия:

а) «культура»; б) «неолитическая революция»; в) «культурология».

3. Время широкого распространения понятия «культура»:

1) Неолит; 2) Античность; 3) Средние века; 4) Возрождение; 5) Просвещение.

4. Две противоположные модели отношений между культурой и политикой воплощают:

5) Франция и Испания.

5. Религия, запрещающая заниматься земледелием:

1) Буддизм; 2) Джайнизм; 3) Индуизм; 4) Ислам; 5) Синтоизм; 6) Христианство.

6. Историческая точка отсчета критического отношения к культуре (кто впервые):

1) Бердяев; 2) Данилевский; 3) Ницше; 4) Руссо; 5) Фрейд; 6) Шпенглер; 7) Ясперс.

7. Стили архитектуры известных дворцов, храмов:

1) Версаль; 2) Екатерининский (Большой Царскосельский) дворец; 3) Пизанская башня; 4) Со-бор Парижской Богоматери; 5) Собор Святого Стефана в Вене.

Но в отличие от Н. Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логике их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

О. Шпенглер полагает, что культура в рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них – следовательно, культурный диалог невозможен.

Источник

Тестовые задания. 1. Для экологического сознания Востока характерно

1. Для экологического сознания Востока характерно…

а) подчинение природы, власть и господство над нею

б) признание могущества природы над человеком

в) человек – часть природы и должен жить в гармонии с нею

г) человек – хозяин природы и должен ее рационально использовать

2. Второй природой в культурологии называют…

а) результаты человеческой деятельности (дома, дороги, картины, статуи и т.д.);

б) природу самого человека, его внутренние возможности и потенциал

в) неизвестные уголки планеты, куда не ступала нога человека

г) космические планеты, которые в будущем освоит человечество.

3. Идеи географического детерминизма…

а) проводят жесткую взаимосвязь между развитием истории, экономики, духовной культуры народов и окружающей их природной и географической средой;

б) указывают влияние климатических условий только на национальный характер

в) указывают влияние природных факторов только на экономический уклад государства

г) отрицают какое-либо влияние природы на материальную и духовную культуру

4. Укажите соответствие между типом культуры и преобладающим в них отношением к природе.

1) восточная культура а) завоевание природы

2) западная культура б) подчинение природе

3) первобытная культура в) гармония с природой

5.Религия запрещающая заниматься земледелием…

6. Выражение «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» принадлежит герою произведения…

7. Академик Д.С. Лихачев предложил понятие «гомосфера», которое означает…

а) нижние слои атмосферы до 100 км с составом воздуха, мало меняющиеся с высотой;

б) сферу человеческого бытия, создаваемую человеком в результате культурной и «некультурной» деятельности

в) существующую вне связи с человеком природную среду

г) область или сферу, в которой человек чувствует себя защищенным

8. Две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают…

б) Испания и Франция

9. Понятие «экологическая культура» означает…

а) изучение отношения человеческих сообществ с окружающей их природной, климатической средой

б) изучение влияния природной среды на здоровье человека

в) ценности, принципы и представления, определяющие отношения между человеком и природой, а также деятельность, направленную на охрану и воспроизводство окружающей среды

г) милосердие, терпимость, уважение к окружающим людям.

10. Представление о человеке как органичной части мира природы не характерно для…

11. Согласно общепринятым представлениям русский интеллигент в отличии от западного интеллектуала наряду с образованностью должен обладать…

а) широким кругозором

б) отменным здоровьем

в) высокой нравственностью

г) научными познаниями

12. С позиций культурологии выражение «некультурный человек» является…

б) абсолютно неверным

в) некорректным, так как каждый человек в той или иной степени культурен

13. Представители низкого типа культуры не обладают (не менее двух вариантов)…

а) житейским опытом

г) широким кругозором

14. Толерантность это…

а) терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям

б) способность терпеть, переносить трудности

в) принятие иного мировоззрения и образа жизни

в) милосердие и сочувствие к людям

15. Процессом, определяющим вхождение индивида в общество, является…

г) девиантное поведение

16. Инкультурация означает…

а) процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, позволяющих человеку приспособиться к жизни в обществе

б) постепенное вхождение в конкретную культуру, усвоение ее ценностей, верований, правил этикета, обычаев и традиций

в) взаимосвязь и взаимовлияние культур различных народов

г) отрицание существующих правил и норм в обществе

17. Поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, называется…

18. Представители развлекательного типа культуры…

а) интересуются только массовой культурой, полностью погружены в нее

б) проявляют интерес как к массовой, так и элитарной культуре

в) являются всесторонне развитыми личностями с богатым внутренним миром

19. Термин «интеллигенция» в широкий обиход ввел…

20. Интеллигентность – это…

а) социокультурная общность, профессионально занимающаяся интеллектуальным трудом

б) совокупность целого ряда свойств и качеств личности, которыми должен обладать интеллигент

в) принадлежность к европейской культуре

г) отсутствие сомнений, непоколебимая уверенность в собственной правоте

Источник

Культура и природа: проблема единства и противоречия

две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают.

две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают.

две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают.

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.

Согласно концепции К. Юнга, восточный человек — интраверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Мусульманин не смотрит на природу как на «профанную» вещь, т.е. на то. что можно присвоить, подчинить и тем более разрушить. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы.

Западный христианин придерживается куда более прагматического отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек — экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы.

Точкой отсчета в данном вопросе может служить античная культура. Греки воспринимали труд земледельца как нечто героическое, требующее смелости, отваги и даже неистовства. Земледелие для них выступало как способ подчинения и господства над природой. Римляне смотрели на это иначе. Для них труд земледельца выступал как самое мирное, спокойное и естественное занятие. Они стремились к гармонии, согласию культуры и природы, надеясь получить от нее за это щедрое вознаграждение. В средние века господствовал религиозно-аскетический взгляд на природу, в свете которого она оценивалась не слишком высоко и воспринималась как источник соблазна и скверны. В эпоху Возрождения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядах на природу. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком. Искусство эпохи Ренессанса вновь начинает следовать античному принципу мимесиса (подражание), называя художника великим подражателем природы, провозглашая близость языка искусства и языка природы. В Новое время, начиная с середины XVII в., в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество с полной определенностью ставит целью покорение и подчинение себе природы. Эта тенденция достигает наивысшей своей точки к середине XX столетия, когда разразившийся экологический кризис поставил под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

Проблема отношений природы и культуры может быть рассмотрена и применительно к человеку. Здесь она выступает как проблема соотношения в нем врожденного, т.е. биологически передающегося по наследству, и приобретенного, т.е. социокультурного, возникающего благодаря воспитанию. Исторически данная проблема также толковалась по-разному, но в целом приоритет обычно отдавался приобретенному, социокультурному фактору.

Одним из основных факторов, детерминирующих возникновение культуры, является природа. Поэтому на протяжении многих десятилетий взаимоотношение природы (натуры) и культуры остается одной из ключевых тем культурологии. Многочисленные исследования этой взаимосвязи показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу, но культура человека есть не что иное, как преобразованное человеческой деятельностью природное начало. В таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который называют культурой. В этом случае культура противопоставляется природе, так как культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком.

две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают фото. картинка две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть фото две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают. смотреть картинку две противоположные модели отношений между культурой и природой воплощают.

С другой стороны, социобиологи не столь категорично отвечают на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разница — лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап обшей эволюции природы. В любом случае граница между природой и культурой очень тонкая и зыбкая. Скорее всего их разграничивают механизмы накопления и трансляции опыта жизнедеятельности: животные используют для этого механизмы инстинктов, а человек — небиологически выработанные механизмы, т.е. культуру.

Человек всегда испытывал на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам формирует преображенную, окультуренную природу. Но выделившись из природной среды, человек оставался и остается в известной мере ее частью. «Вторая природа»(преобразованная естественная природная среда), созданная человеком, представляет собой природную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. Иначе говоря, природа и культура тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества. Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, с другой — составляет с ней единство, поскольку в ее основе лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *