движение в защиту прав женщин

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Поскольку суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США, они быстро добились победы. В 1920 году США приняли 19-ю поправку к Конституции, которая гарантировала женщинам избирательное право; в Великобритании этого добились в 1928 году. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы решат политики, избранные женщинами.

Вторая волна феминизма

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Как феминизм развивался в России?

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).

За что борются современные феминистки в России?

За финансовое благополучие.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Источник

«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.

Марксистский феминизм

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

Марксистский феминизм сегодня

Что почитать

Социалистический феминизм

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.

Основные идеи

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Что почитать

Радикальный феминизм

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Либеральный феминизм

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.

В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.

Основные идеи

Поднаправления

Помадный феминизм

Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.

Сексуально-позитивный феминизм

Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Интерсекциональный феминизм

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.

Основные идеи

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Что почитать:

Произведения не переведены на русский язык.

Источник

РФО «ОНА»

Список феминистских движений, течений и идеологий

движение в защиту прав женщин. движение в защиту прав женщин фото. картинка движение в защиту прав женщин. смотреть фото движение в защиту прав женщин. смотреть картинку движение в защиту прав женщин.

Источник: Reddit (сообщество /r/Feminism)
Перевод: Алёна Старостина (Московская область)
Надпись на картинке: «Тьфу! Да они вообще ненастоящие феминистки!»

Феминизм — это собрание движений и идеологий, направленных на определение, установление и защиту равных политических, экономических и социальных прав для женщин.

Либеральный феминизм

— Прежде всего фокусируется на возможности женщин демонстрировать и поддерживать равенство посредством их собственных действий и выбора.

— Утверждает, что наше общество поддерживает ложную установку, будто женщины по своей природе имеют меньше умственных и физических способностей, чем мужчины, и это приводит к дискриминации женщин в академиях, дискуссиях и на рынке. Либеральные феминистки верят в то, что «женское подчинение укоренилось в ряде обычаев и правовых ограничений, которые затрудняют для женщин доступ и достижение успеха в так называемой общественной жизни», и они усердно работают над тем, чтобы подчеркнуть равные права между мужчинами и женщинами посредством политических и правовых реформ.

Термины:

Процессуальные аспекты личной независимости. Для того, чтобы женщины наслаждались личной независимостью, они должны иметь широкий спектр благоприятных условий для этого, таких как: быть свободными от насилия и угрозы насилия, быть свободными от ограничений, насаждаемых патриархальными и морализаторскими законами, иметь доступ к существующим возможностям.

Рекомендуемые авторки/ы: Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль; Бетти Фридан, Глория Стайнем; Ребекка Уокер.

Экофеминизм

— Связывает эксплуатацию и господство над женщинами с таким же отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что существует связь между женщинами и природой, которая исходит из их общей истории угнетения патриархальным Западным обществом.

Термины:

Глубинная экология. Философия о том, что проблемы окружающей среды обусловлены принятой антропоцентрической идеологией. Они могут быть решены, только если нужды природы будут поставлены на первое место или на тот же уровень, что и человеческие нужды.

Биоцентризм, или экоцентризм. Признание, что нужды природы важнее или стоят в одном ряду с нуждами человека.

Рекомендуемые авторки: Франсуаза Дюбон, Вандана Шива, Мария Миес.

Анархо-феминизм

— Рассматривает патриархат как проявление принудительно насаждаемой иерархии, которая должна быть заменена децентрализованным добровольным объединением. Анархо-феминистки уверены, что борьба с патриархатом — это важная часть классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. По сути, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимый компонент феминистской борьбы и наоборот.

— Важным аспектом является оппозиция анархо-феминизма по отношению к традиционным представлениям о семье, образовании и гендерных ролях; наиболее широко данное течение выступает против института брака.

Термины:

Свободная любовь. Общественное движение, которое не признаёт брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделение государственных дел от половых вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Оно заявило, что такие проблемы должны беспокоить только вовлечённых в них людей и никого больше.

Рекомендуемые авторки: Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Люси Парсонс, Мария Ласерда де Моура.

Чёрный феминизм

— Утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны друг с другом. То, как они соотносятся друг с другом, называют интерсекциональностью. Формы феминизма, стремящиеся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорирующие расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, посредством расовых предрассудков. Теория чёрного феминизма утверждает, что чёрные женщины находятся внутри структуры власти кардинально другим образом, нежели белые женщины. Организации чёрного феминизма, возникшие в 1970-е, столкнулись со многими трудностями со стороны политических организаций как белого феминизма, так и чёрного национализма, с которыми они были в конфронтации. Эти женщины боролись с исключением из больших движений, из рядов которых вышли многие из них.

Термины:

Интерсекциональность (также называется «теорией пересечений» — прим. переводчицы). Исследование того, как различные биологические, социальные и культурные категории, такие как гендер, раса, класс, инвалидность, сексуальная ориентация и другие маркеры идентичности, взаимодействуют на множественных и зачастую синхронных (параллельных) уровнях, приводя к систематическому социальному неравенству. Интерсекциональность предполагает, что классические концепции угнетения внутри общества, такие как расизм, сексизм, гомофобия и религиозная нетерпимость, не действуют независимо друг от друга; напротив, эти формы угнетения взаимосвязаны и создают систему угнетения, отражающую «пересечения» многочисленных форм дискриминации.

Матрица доминирования. Социологическая парадигма, которая объясняет вопросы угнетения, затрагивающие расу, класс и гендер, которые, хотя и признаны как различные социальные классификации, все являются взаимосвязанными. Например, многие заявляют, что успех Колина Пауэлла (как одного чёрного мужчины из миллионов) — доказательство того, что Соединённые Штаты уже ликвидировали дискриминацию, основанную на расе, или близки к этому. Однако сторонники теории матрицы доминирования сказали бы, что упущены из вида вопросы социального класса, гендера и возраста, ведь Пауэлл — принадлежащий к высшим слоям, средних лет/пожилой мужчина.

Рекомендуемые авторки: Анджела Дэвис, Кимберли Креншоу, Элис Уокер.

Постколониальный феминизм

— Через анализ укоренившихся властных структур в бывших колонизированных странах, постколониальный феминизм объясняет то, насколько часто экономические и политические институты и социальные практики в этих странах притесняют и маргинализируют женщин. Кроме того, он показывает, как женщины во всём мире борются за обеспечение равенства и независимости для себя, своих семей и своих наций.

— Часто обозначаемый как феминизм «третьего мира», концентрируется вокруг идеи о том, что расизм, колониализм и долгосрочные последствия колониализма (экономические, политические и культурные) в постколониальной обстановке тесно связаны с уникальными гендерными реалиями не-белых и не-западных женщин. Постколониальные феминистки критикуют западных феминисток за их длительную универсализацию проблем женщин и за то, что те часто неправильно понимают, как представлять интересы женщин всего мира.

— Таким образом, одна из центральных идей постколониального феминизма — в том, что использование термина «женщина» как универсальной группы, определяет женщин лишь по их гендеру, но не по социальному классу или этнической идентичности. Также постколониальные феминистки убеждены, что основная масса западных феминисток игнорировала голоса не-белых и не-западных феминисток на протяжении долгих лет, порождая таким образом возмущение феминисток из развивающихся стран.

— Постколониальные феминистки тесно связаны с чёрными феминистками, потому что колониализм обычно включает в себя темы расизма. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в пределах собственной культуры, но также и со стороны западных феминисток.

Рекомендуемые авторки/ы: Арундати Рой, Бучи Эмечета, Франц Фанон, Джамайка Кинкейд, Гаятри Чакраворти Спивак.

Радикальный феминизм

— Фокусируется на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в комплекс отношений, базирующихся на утверждении, что превосходство мужчин подавляет женщин. Радикальный феминизм преследует цель опротестовать и искоренить патриархат путём противостояния общепринятым гендерным ролям и угнетению женщин и требует радикального переустройства общества.

— Находит истоки угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как в либеральном феминизме) и не в классовом конфликте (как в социалистическом или марксистском феминизме).

Рекомендуемые авторки: Шуламит Файрстоун, Энн Коедт, Кейт Миллетт.

Социалистический феминизм

— Утверждает, что освобождение может быть достигнуто только через уничтожение экономических и культурных причин угнетения женщин.

— Расширяет марксистско-феминистское обоснование роли капитализма в притеснении женщин и радикально-феминистскую теорию о роли гендера и патриархата.

— Отвергает основное утверждение радикального феминизма, что патриархат — это единственный или основной источник угнетения женщин и заявляет, что женщины не имеют возможности стать свободными из-за их финансовой зависимости от мужчин в обществе. Женщины оказываются подчинёнными мужским правилам при капитализме из-за дисбаланса в благосостоянии. Они рассматривают экономическую зависимость как движущую силу женского порабощения мужчинами. К тому же социалистические феминистки представляют женское освобождение как необходимую часть более широкого процесса по поиску социальной, экономической и политической справедливости.

Рекомендуемые авторки: Шарлотта Перкинс Гилман.

Постмодернистский феминизм

— Включает постмодернистскую и постструктуалистскую теорию и, таким образом, рассматривает себя как выходящий за пределы полярных модернистских течений — либерального феминизма и радикального феминизма.

— Его описывают как течение, в наибольшей степени принимающее многообразия: «Множество истин, множество ролей, множество реальностей — в центре его внимания. Это отвержение сущностной (эссенциальной) природы женщины, наличия единственно возможного пути быть женщиной. Постструктуралистский феминизм предлагает полезную философию для выражения разнообразия в феминизме из-за своего принятия разнообразных истин и отказа от эссенциализма».

Джудит Батлер о перформативности гендера:

— Рассматривает гендер как действие, которое было отрепетировано, словно по сценарию, и мы, как актёры, делаем сценарий реальностью посредством повторений, тем самым подходя к его воплощению в состоянии веры в него.

— Разница между личным и политическим или частным и общественным является выдумкой, предназначенной для поддержки угнетающего (опрессивного) статус-кво: наши самые личные поступки, по сути, непрерывно обуславливаются сценарием гегемонных социальных установок и идеологий.

— Рассматривает гендер не как выражение того, чем является человек, а как совокупность действий человека. Более того, она рассматривает его не как социальное навязывание гендерно-нейтральному телу, а скорее как процесс «самосотворения», через который субъекты становятся понятными социуму (социально интеллигибельными). Согласно теории Батлер, гомосексуальность и гетеросексуальность не фиксированные категории. Человек лишь находится в состоянии «делать гетеросексуальность» или «делать квирность».

Рекомендуемые авторки: Мэри Джо Фраг, Джудит Батлер, Кейт Борнстайн.

Трансфеминизм

— Категория феминизма, наиболее известная тем, что поднимает тему трансгендерности в феминистском дискурсе и тему феминизма в трансгендерном дискурсе.

— Часто критикует идею «универсального сестринства», вместо этого рассматривает гендер как многогранный комплекс разнообразных внутренних и социальных качеств. Например, существуют транс/цис-мужчины/женщин, которые выражают себя в необычном феминном или маскулинном ключе. Так как это сильно влияет на то, как человек проживает свой гендер, и, кроме того, на его/её местоположение в патриархальном мире, трансфеминистки утверждают, что выражение маскулинности/феминности — это важный концепт, достойный феминистского исследования, и его следует сравнивать и противопоставлять и данному при рождении полу, и гендерной идентичности.

Мультирасовый феминизм

— Ссылается на активистскую и научную работу, произведённую цветными женщинами и антирасистски настроенными белыми союзницами для продвижения расового, классового и гендерного равенства. По сравнению с хорошо задокументированной второй волной белого, среднеклассового феминизма, которая была сосредоточена на уничтожении патриархата и ставили патриархат на первое место как форму угнетения всех остальных, цветные женщины-феминистки оказывают сопротивление разделению форм подавления и настаивают на признании пересечения расового, классового и гендерного угнетения.

Марксистский феминизм

— Фокусируется на общественных институтах частной собственности и капитализма, чтобы объяснить и подвергнуть критике гендерное неравенство и угнетение.

— Постулирует, что частная собственность приводит к экономическому неравенству, зависимости, политической и семейной борьбе между полами и является корнем угнетения женщин в нынешнем социальном контексте.

Чикано-феминизм

— Анализирует историческую, социальную, политическую и экономическую роль мексикано-американских, Чикано и латиноамериканских женщин в Соединённых Штатах.

Постструктуралистский феминизм

— Подчёркивает «условную и дискурсивную природу всех типов идентичности» и, в частности, социальное конструирование гендерных субъективностей.

— Сопротивляется универсалистским и нормализующим концепциям, представляющим женщин как отдельную группу или вообще отвергает понятие «женщина». Они разделяют скепсис психоаналитических феминисток относительно фалологоцентричности языка и социальных структур, также как и отказ французских феминисток от метанарративных объяснений и предписывающих норм в вопросах гендера и сексуальности.

Французский феминизм

— Отличается подходом более философским и литературным. Тексты этого течения отличаются экспансивностью и образностью, будучи в меньшей степени озабоченными политической доктриной, они, в основном, фокусируют внимание на теориях «тела». Термин включает и авторок, не являющихся француженками, но по большей части работавших во Франции и в русле французской традиции.

— Анализ Симоны де Бовуар фокусируется на социальном конструировании Женщины как Другого, что, по её мнению, является фундаментом угнетения женщин. Де Бовуар настаивает на том, что женщина исторически рассматривалась как нечто отклоняющееся и ненормальное, и утверждает, что даже Мэри Уолстонкрафт видела мужчину идеалом, к которому женщины должны стремиться. Она утверждает, что для движения вперёд феминизм обязан отказаться от такого подхода.

Атеистический феминизм

— Движение, которое продвигает феминизм в рамках атеизма. Атеистические феминистки также противопостоят религии как главному источнику женского притеснения и неравенства, веря в то, что большинство религий являются сексистскими и угнетающими по отношению к женщинам.

Феминистская теология

— Это движение, которое появилось в нескольких религиях — например, в буддизме, христианстве, иудаизме и Новом мышлении (американское религиозное движение — прим. переводчицы), — чтобы пересмотреть традиции, практики, священные писания и теологические доктрины этих религий с точки зрения феминизма. Некоторыми из целей феминистской теологии являются повышение роли женщин среди духовенства и религиозных авторитетов, переинтерпретация божественных образов и языка, основанных на мужском доминировании, определение места женщины относительно карьеры и материнства, а также изучение женских образов в религиозных священных текстах.

Транснациональный феминизм

— Внимателен к пересечениям национальной (государственной) принадлежности, расы, гендера, сексуальности и экономической эксплуатации в мировом масштабе, в условиях развивающегося глобального капитализма.

— Выясняет социальные, политические и экономические условия, составляющие империализм; их связи с колониализмом и национализмом; роль гендера, государства, классовой принадлежности и сексуальности в организации сопротивления гегемониям при создании и разрушении нации и национального государства.

— Практика транснационального феминизма уделяет внимание феминизму и как освободительной структуре, и как структуре, имеющей давние связи с колониализмом, расизмом и империализмом. Поэтому он противостоит утопическим идеям «всемирного сестринства», одновременно с этим работая над тем, чтобы заложить фундамент более продуктивных и равноправных социальных отношений между женщинами из разных стран и культурных контекстов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *