джейсон стэтхэм форма 2021
«У нас, мужиков, тоже чувства есть» Джейсон Стэйтем о «Гневе человеческом», пацанских идеалах и своих портретах на российских заборах
В российский прокат вышел новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» — неожиданно прямолинейный на фоне остальных работ британского режиссера экшен-триллер о почти библейской по накалу драматизма мести. В центре сюжета — загадочный новичок лос-анджелесской инкассаторской компании, который пытается найти виновников дерзких ограблений ее фургонов. Этого героя сыграл когда-то открытый Гаем Ричи в «Картах, деньгах, двух стволах» Джейсон Стэйтем. «Лента.ру» поговорила со Стэйтемом, одной из главных суперзвезд современного экшена, о его актерских корнях, российском культе его крутизны и «Гневе человеческом».
«Лента.ру»: Вы двадцать лет не работали с Гаем Ричи. Он сильно изменился?
Джейсон Стэйтем: Знаете, он стал немного старше, немного мудрее, чуть-чуть продуктивнее (смеется). Но он тот же малый. Тот же Гай. Все так же кайфует от режиссуры. Он всегда был очень оживленным на площадке. Думаю, Ричи мог бы сам сыграть любую роль в своих фильмах, заменить собой каждого из нас. Он так ловко перенимает и показывает качества каждого из своих персонажей! Из него бы вышел потрясающий актер — он как хамелеон. Ричи не из тех режиссеров, что сидят на съемках за монитором с наушниками на голове. Нет, все время мелькает у тебя перед глазами, всем своим внешним видом показывает, как тебе нужно играть каждую конкретную сцену.
Он тут сказал, что ему понадобилось всего две минуты, чтобы уговорить вас на «Гнев человеческий». Это правда?
Даже меньше (смеется). Если мне предлагают центрального персонажа в фильме Гая Ричи, долго размышлять незачем. Более-менее сразу звучит: «Да». Я уже довольно долго хотел снова с ним поработать, но возможности никак не выпадало. Нужно ведь, чтобы мы оба были свободны в один и тот же момент времени и хотели создать одно и то же кино. Гай, когда его обо мне как-то спрашивали, по-моему, говорил то же самое. Звезды должны были сойтись: я не занят, он не занят, мы настроены на одну волну в плане будущего кино. Бум, поехали!
Занятно, что «Гнев человеческий» не похож на типичный фильм Гая Ричи — но зато подчеркивает ваши сильные стороны как актера. Это жесткое, хмурое, прямолинейное кино.
Да, пожалуй. Думаю, нам удалось найти золотую середину между его талантами и моими, моей любовью к экшену. Если сравнивать с прошлыми фильмами Ричи, то «Гнев человеческий», конечно, кино более серьезное, более жестокое, более реалистичное. Он тут отошел от своих фирменных криминальных комедий, кейперов, как мы говорим в Англии. «Гнев» не похож на наши с ним старые добрые ранние фильмы: «Карты, деньги, два ствола» или «Большой куш». Это были ансамблевые картины с гротескными персонажами. А теперь мы сняли намного более реалистическое кино.
У вас в этом кино интересный герой. Кажется, на поверхности он сведен всего к одной-единственной эмоции — тому самому гневу из названия фильма. Но все равно не покидает ощущение, что за этой поверхностью есть глубина, несколько невидимых зрителю слоев.
Вы знаете, что в России у вас особенный статус? Русскоязычный интернет полон ваших цитат, мемов и демотиваторов с вами — и в них вы предстаете таким пацанским идеалом, образцом уличной маскулинности. Хочу показать вам одну картинку.
Это ваш портрет на типичном русском заборе с цитатой «Не проси уважения. Делай так, чтобы уважали». Что думаете?
Ахахахаха, я польщен!
Ну что, каково быть пацанским идеалом?
(смеется) Что ж, я в каком-то смысле вырос на улицах. Мутил разные делишки на перекрестках. Встречал немало сомнительных персонажей. Мое детство и юность прошли на окраинах в южном Лондоне. Вокруг всегда хватало жестких пацанов, людей с интересными лицами. Так что, наверное, во мне осталась эта аутентичность. А маскулинность. Ну, я мужчина, да. И мне свойственны все те вещи, которые любят мужики вроде меня. Люблю делать вещи своими руками. Люблю нести ответственность. Стараюсь быть хорошим отцом и надежным защитником своей леди (смеется). Так что у меня определенно есть маскулинное нутро. Но в то же время я стараюсь с этим не перегибать. У нас, мужиков, тоже чувства есть. Как и у всех. Скрывать их не всегда правильно.
При этом вы, кажется, довольно легко решаетесь выйти за пределы амплуа, не боитесь показаться смешным, например. Вот в «Шпионе» вы буквально высмеиваете свой экранный героизм. Да и, например, «Адреналин» — насквозь самоироничное кино.
О да! Я не слишком серьезно к себе отношусь — даже если и играю очень серьезные роли. Тот же «Гнев человеческий» — портрет крайне интенсивного внутренне персонажа. Вообще, я же пришел в кино, не особенно заслужив свое место. Кинематограф буквально меня с улицы подцепил — когда Гай Ричи увидел меня в Лондоне и дал мне шанс. Ну а раз я не шел к этому годами и тяжким трудом, то на хрена мне серьезно к себе относиться? Я человек интуиции и инстинктов, и мне повезло. Учился на ходу — хотя определенный бэкграунд и был: спорт, танцы. Но да, по-моему, это нездорово — принимать себя слишком всерьез. Ирония важна. Посмеяться над собой важно. Да и, наоборот, быть серьезным разве весело?
Материалы по теме
Куш побольше
Небольшой куш
Вы сильно выросли как актер за эти двадцать с лишним лет в профессии, как считаете?
Конечно. На каждом фильме ты учишься чему-то новому. Как минимум узнаешь, что тебе понравилось или нет в каждом конкретном актерском опыте. В технических аспектах профессии разбираешься все лучше и лучше. Самое главное — обретаешь уверенность в себе все больше и больше. А когда только начинаешь, этой роскоши ты лишен — вслепую, по сути, работаешь, очень нервничаешь и волнуешься, хочешь как можно лучше себя проявить. И, по-моему, это может тебя невероятно ограничивать, сковывать. Не то чтобы я сейчас не стараюсь — но я слежу за тем, чтобы оставаться расслабленным, свободным. Не съедать себе мозг самокритикой — тем более, что все мы, люди, к самокритике и так склонны по природе.
А вам комфортно в качестве звезды боевика? Не бывает импульса предстать на экране в роли или жанре, в которых вас никто не мог бы вообразить?
Джейсон Стэтхэм – суперагент в смокинге
Главный герой фильма «Перевозчик», который предпочитал строгий стиль в одежде и неизменные очки, герой «Форсаж-8», одевающийся небрежно – все это Джейсон Стэтхэм, который является иконой стиля для сильной половины человечества.
В чем же его секрет?
Можно долго спорить, что Стэтхэма одевают стилисты; но по его словам, он слушает их только на съемочной площадке. А, значит, в выборе одежды актер доверяет своему вкусу. Благо, что многомиллионные гонорары позволяют ни в чем себе не отказывать.
Итак, небольшой ликбез причин популярности Стетхема:
Стэтхэму одинаково хорошо подходят темные тона и светлые. Вот он небрежно поправляет черный галстук на очередном мероприятии; другая фотография из глянца показывает нам примерного папу в белой футболке.
Из-за того, что стиль актера не вычурный, многие мужчины, наблюдая за его гардеробом, смогут найти похожие вещи и стать немножко похожими на своего кумира, который не перестает удивлять нас новыми гранями своего творчества.
Эволюция стиля Джейсона Стетхема
Джейсон Стэтхэм, одежда которого сегодня пример подражания для многих, начал свое восхождение с фильмов Гая Риччи. Далее пошли американские комедии. В это время он не уделял особого внимания своему гардеробу; одевал то, что удобно или то, что просили сценаристы.
И, наконец, «Перевозчик», который приблизил гонорары актера к шестизначным цифрам. Теперь на него стали охотиться репортеры; его фотографии появились на первых страницах таблоидов и он начал пользоваться услугами стилистов.
Что мы видим сейчас:
С 2010 года за стилем Джейсона Стэтхэма стала следить его девушка – Роузи Хайтингтон Уайтли. Ангел Виктории Сикрет, обладающая потрясающим вкусом, привила его и своему другу.
Одежда Джейсона Стетхема приобретается как в дорогих магазинах, из эксклюзивных коллекций, шьется на заказ, так и приобретается в обычном массмаркете. Актер пользуется услугами стилиста в фильмах (следует их четким указаниям); в обычной жизни в выборе гардероба ему помогает Роузи.
Варианты гардероба
В свободное от работы время в его гардеробе преобладает стиль casual: свободные ветровки, спортивные штаны/джинсы, парки.
На съемочной площадке Джейсон Стэтхэм одевает то, что ему предлагают, за исключением вариантов, когда он может выбрать сам.
На светских раутах – стильный смокинг или брючный костюм.
Особенности стиля
Отличная фигура позволяет носить Джейсону обтягивающие майки и толстовки. Попытка подчеркнуть мужественность и брутальность – часть его экранного образа.
Стиль Джейсона Стэтхэма и спорт
Из биографии актера известно, что он довольно серьезно занимался пряжками в воду и даже участвовал в Олимпийских играх. Это увлечение не могло не повлиять на стиль одежды.
Вне съемок и рекламных проектов актер предпочитает спортивную одежду, сочетая ее с джинсами и пуловерами. Его часто можно увидеть на прогулке с сыном в спортивных штанах и футболке. Как он признается, удобство в движениях для него важнее моды.
Джейсон выбирает разных героев для исполнения. Очень часто они стоят по другую сторону закона и безжалостно расправляются с обидчиками. Но брутальность образа, безукоризненный стиль в одежде Джейсона Стэтхэма заставляет пересматривать его фильмы и копировать образы, разыскивая вещи в интернете и массмаркете.
Джейсон Стэтэм: «В мозгу щелкал секундомер — «Умру? Или выживу?»
Этот 53-летний британец прошел путь от уличного торговца ювелирными изделиями сомнительного происхождения до звезды голливудских блокбастеров и франшиз — «Перевозчика», «Форсажа», «Механика», «Неудержимых», «Ограбления по-итальянски».
Джейсон очень узнаваем и популярен, но сторонится публичной жизни, и хотя живет вместе со своей гражданской женой — супермоделью Рози Хантингтон-Уайтли (моложе актера на 20 лет) и сынишкой Джеком Оскаром на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе, остается истинным англичанином до мозга костей. С особым чувством юмора и отсутствием интереса к самопиару. Что характерно, его 33-летняя возлюбленная, несмотря на свою, казалось бы, гламурную профессию, полностью солидарна с Джейсоном и тоже предпочитает появляться лишь на красных дорожках и избегать общения с прессой. Могут себе позволить, что тут скажешь. Любовный союз этот считается одним из самых крепких в Голливуде. Джейсон и Рози вместе уже больше десяти лет. В 2016 году они объявили о своей помолвке, через год родился сын, ну а о том, когда все-таки случится свадебная церемония, предоставляют гадать поклонникам. «Люди сходят с ума по Джейсону, — призналась однажды Рози. — Прогулка с ним по улице может довести до безумия. Все реагируют на Джейсона так, словно выросли с ним вместе, настолько он людям кажется «своим». Бывает немножко чудно. Мы стараемся со всем этим примириться, но нам совсем не улыбается выходить из ресторана через черный ход и порознь. Некоторые обожают 24 часа в сутки семь дней в неделю находиться под прицелом камер, но эта история не про нас».
— Джейсон, вы и правда в жизни совсем другой, чем на экране, — этакий милашка.
— (Ухмыляется.) Я не знаю. А вы чего ожидали? Что я сейчас достану один из своих пистолетов? (Смеется.) В фильмах, знаете ли, все в основном происходит в нашем воображении. Такой театр в голове. Мы вовсе даже не обязаны походить на этих парней или тем более в жизни ими быть. Да, у артистов боевиков припасено некоторое количество приемчиков, трюков и уловок, и мы физически подготовлены неплохо, но все равно большую часть того, что происходит на экране, я лично никогда не смог бы сам осуществить. А все эти ярлыки типа «крутого парня», которые медиа любят на меня навешивать, как и на других актеров, — я вообще-то внимания на них не обращаю. У меня много старых друзей, и я держу их поблизости — они-то уж точно не дадут мне слишком заноситься.
— Как вам после большого перерыва работалось с Гаем Ричи над его новым фильмом «Гнев человеческий»?
— Во всем мире нет ничего лучше! Мы с Гаем прошли долгий путь с тех пор, как познакомились больше двадцати лет тому назад и я первый раз у него снялся. Конечно, всегда невольно пытаешься увидеть, что изменилось с тех пор. Но, по правде говоря, ничего! Я влюбился в эту профессию благодаря лотерейному билету, который подарил мне Гай.
— Расскажите, как он вас нашел тогда, много лет назад?
— Случай, счастливый случай. Не так часто можно с режиссером на улице познакомиться! (Смеется.) Не стоят они в толпе и не благодарят за то, что им подсунули дешевку под видом дорогих часов, а потом еще и приглашают в своем кино сыграть!
— Вы и правда торговали на улице ювелирными изделиями?
— Я сидел рядом с известным универмагом в Лондоне и толкал ювелирку. Золотые цепочки, нитки жемчуга, браслеты, кольца, подвески — целые комплекты, все это я раскладывал в коробки, потом заворачивал в папиросную бумагу и нате вам — подавал даме, клал ей прямо на ладошку. Эта сцена есть в фильме, там все очень реалистично показано. Мы особо не интересовались у своих поставщиков, откуда они берут товар. Главное — устроить представление и впарить. Дело тонкое. Но люди ведь жадные. Такова уж человеческая натура — всегда хочется по дешевке что-нибудь отхватить, даже если тебе эти вещи и не нужны особо.
— Так скажите, Гай все-таки вас прямо на улице увидел?
— Не совсем. Я еще периодически снимался в рекламных роликах — одежду демонстрировал. Что-то они нашли в моей далеко не модельной внешности. Гай меня там углядел. А потом уж пришел на улицу. В сценарии для своего первого фильма «Карты, деньги, два ствола» о лондонских гангстерах он изобразил героя один в один на меня похожего. И пришел ко мне, попросил показать свое «искусство» уличного торговца, все мои штуки-трюки. А у меня их навалом. И зачем ему, спрашивается, было какого-то выпускника театральной школы обучать, когда вот он я — натуральный гангстер. (Смеется.) «Как они смогут обучиться тому, что ты тут делаешь? Это же такой экзотический предмет, только посвященные им владеют! В учебниках ничего об этом не написано» — так он мне и сказал. Ричи прямо был заворожен моим «шоу». Ну и потом много чего в сценарии переписал. И вот я уже тусуюсь с парнями, выдающими потрясающие диалоги в криминальной картине, которая становится большим хитом в Англии. Думаю, это были лучшие шесть недель в моей жизни. Такой случай раз в жизни выдается, и далеко не всем. Я и сам не мог понять, как это, черт побери, могло случиться со мной? За роль в фильме «Карты, деньги, два ствола» я получил 5 тысяч фунтов, за «Большой куш» — что-то около 15 тысяч. Но я бы и бесплатно в них снялся — за возможность попробовать в жизни что-то новенькое.
— А как же ваша спортивная карьера? Вы же входили в сборную Великобритании по прыжкам в воду.
— Сюжет «Гнева человеческого» пока держится в тайне. Расскажите хотя бы о своем герое по имени Эйч.
— Я его вижу как довольно-таки сложного человека, но прежде всего — отца. И хотя я сам поздно вступил в эту игру (Стэтэм имеет в виду, что он стал отцом в 49 лет. — Прим. ред.), думаю, что и у меня с тех пор все в жизни крутится вокруг сына. Невозможно представить себе тот ужас и кошмар, с которым приходится иметь дело отцу, когда у него отнимают ребенка. Мой герой становится одержимым, все направлено теперь только на одно — отыскать виновников случившегося кошмара и наказать. Он загадочный, таинственный персонаж. Я люблю играть таких людей. Думаю, Гаю нравится сочинять подобных персонажей. Помню, когда мы снимали «Карты, деньги, два ствола», он меня втолкнул в свою комнату и велел прекратить играть. Просто, мол, сфокусируйся на диалоге. Говори свои реплики, и все. Он умеет выбить из тебя все самые дурные актерские привычки и трюки. Иногда кажется, что ты особо и не делаешь ничего, но это как раз то, что ему и нужно.
— Значит, отцовство вам помогло лучше понять этого персонажа и вообще сильно вас изменило?
— О да! Начинаешь учиться всему заново, как только становишься отцом. Все свои эгоистичные желания оставляешь «на заднем дворе», многое уходит на второй, третий, десятый план. Это невероятное изменение и величайшее в мире чувство. Как можно смириться и вернуться к жизни, потеряв сына или дочь, даже невозможно вообразить. Вот об этом всем мы с Гаем вели разговоры. Когда я с ним работаю, стараюсь не бежать впереди паровоза. Тем более что все равно не получится — у него-то фильм в голове уже давно сложился. Гай хотел, чтобы в «Гневе человеческом» все выглядело максимально реалистично.
— Неужели в этом фильме все настолько драматично и серьезно, что нет места для знаменитого ричевского юмора и иронии?
— Ну, мы и впрямь пытались этого избежать. Но, конечно, для Гая практически нереально не написать ни одного смешного диалога. А следовательно, не впустить немного иронии в любую, даже такую мрачную историю.
— Так что ждать от этого фильма, учитывая, что ваш тандем с Ричи еще никогда не подводил зрителя?
— Я думаю, стоит приготовиться к стильному, интенсивному типу кино, которое вас будет все время заставлять пытаться угадать, что к чему. Нравится вам или нет, но этот фильм обязательно останется у вас в памяти, потому что Гай просто не способен снять так, чтобы этого не произошло.
— Еще не вышел «Гнев человеческий», а вы уже успели сняться в новом фильме Ричи с пока условным названием, верно?
— Верно! Если бы я до конца своих дней только и делал, что снимался у Гая, был бы очень счастливым человеком.
— Кстати, о возрасте. Вы совсем не меняетесь, но все же как относитесь к этой теме: возраста, старения и всего такого прочего.
— Я просто думаю, что с каждым прожитым годом мужчина становится более опытным, искушенным, бывалым, практичным и эмоционально устойчивым. Что немаловажно во многих отношениях. (Улыбается.) Ну а несколько морщин — вряд ли стоит из-за этого слишком переживать. Лично я, например, сейчас гораздо более шустрый и сообразительный, чем раньше был. Чувствую себя легко и непринужденно! (Улыбается.) Тренировки, занятия спортом, еда, нормальный сон — все это очень сильно влияет на состояние и самочувствие. Вот Сталлоне, например, старше меня на 20 лет, а отлично выглядит и вдохновляет таких, как я. Над тремя фильмами «Неудержимых» мы с ним хорошо поработали.
— Ваши друзья и кумиры и впрямь по полвека уже в бизнесе. Вы так же долго планируете оставаться на экране, как Клинт Иствуд и Сталлоне?
— Никогда не заглядываю так надолго вперед. Буду сниматься еще десять лет, или двадцать, или, может, два года — кто знает? Я живу сегодняшним днем. Но если смотрю на того же Слая, или Клинта, или на Чарльза Бронсона, то их лучшие дни и годы как раз последние, а роли — возрастные. И мне это представляется очень обнадеживающим. Кстати, большинство моих кумиров не взяли ни одного урока актерского мастерства в своей жизни. Хорошо это или плохо, не знаю, но зато я точно понимаю, что могу и что нет. А если меня кто и учил с самого начала — всему, что я умею, — так это Гай. В принципе, именно он научил меня самым необходимым вещам — как и что надо уметь делать перед камерой. Если плохо научил, есть кого винить! (Смеется.)
— А что вам больше всего нравится в актерской работе? Или, как сейчас модно говорить, что мотивирует?
— Не думаю, что отношусь к тем личностям, которые способны испытывать стопроцентное чувство удовлетворения или наполненности. Дойдя до определенного уровня, я всякий раз ищу мотивацию, чтобы сделать что-то новое, то, чего еще не делал. Мотивация же главная одна и та же: не хочу снова становиться уличным торговцем и продавать на углу часы. Это отличный мотивирующий фактор. Мне нравится моя нынешняя позиция, мое место.
— Что еще в жизни вас привлекает?
— Люблю кататься на доске за катером. И всякие сумасшедшие штуки на водных лыжах и гидроцикле откалывать. Виндсерфинг. Занимался всеми без исключения видами боевых искусств. Мы с Гаем Ричи еще в его гараже давным-давно до одури друг с другом боролись. Он тоже фанат джиу-джитсу. И сейчас в свободную минутку друг друга мутузим. Но уже не в гараже. (Улыбается.) А вот чего я еще не пробовал, так это прыгнуть со скалы и полетать в вингсьюте (специальный костюм для прыжков с высоты, позволяющий пролетать большие расстояния. — Прим. ред.). Кожа с лица сдирается, так близко надо парить к скалам. Говорят, переживаешь ощущение, будто умираешь и живешь одновременно. Выброс адреналина происходит фантастический.
— И вы не испытываете страха перед такими вещами?
— Нет. Я всегда готов бросить себе вызов. Страх или то, что кажется страхом, формируется в голове еще до того, как сталкиваешься с чем-то экстремальным. Например, я плавал с друзьями-дайверами и нырял у берегов Фиджи рядом с огромными акулами-быками. В сантиметрах от их зубастых пастей. Но я был не один, и это было феноменальное ощущение!
— Как человеку не пропустить свой шанс изменить жизнь, что бы вы посоветовали?
— Всегда полагайтесь на свою интуицию. Мне кажется, это единственное, что нельзя обмануть, на нее повлиять невозможно. И еще. Я в свое время не достиг в спорте того, о чем мечтал, и хорошо понимал, что не могу облажаться в кино. Это важно: если жизнь подкинула вам шанс, сделайте все, чтобы не облажаться.
— Это правда, что вы однажды на съемках «Неудержимых» чуть не погибли? Сталлоне рассказывал, что, если бы не ваше спортивное прошлое и мастерство профессионального пловца и дайвера, плохо все могло бы закончиться.
— Было дело. Я и до этого понимал, что не бессмертен, но этот опыт помог, конечно, поменять свое отношение ко многим вещам. Я гнал тяжелый грузовик, и он сошел с курса — тормоза отказали. И рухнул в море. За секунду до падения я еще двух операторов сбил — и успел решить, что им конец. Грузовик мгновенно погрузился на дно у дока, вода вся была пропитана дизельным топливом, ничего не видно. Я тону в грузовике, нет даже шанса вдохнуть, пустые легкие. Привязан ремнями, костюм, одежда, ботинки тяжелые — в ловушке, словом. Вот когда паника-то охватила. Но я сотни раз нырял в море и под водой плавал, так что я и правда хорош в этом деле. Сумел все-таки освободиться от всего и выбраться из машины через окно. Буквально выцарапал себя из воды, наглотался вонючей дряни, а в мозгу все это время как будто секундомер щелкал: «Я умру». — «Нет, нет, нет, соберись, ты выживешь!» Настоящий кошмар. Фиговый опыт. Никому не порекомендую.