гаагское право женевское право
Гаагское право и Женевское право: две самостоятельные области или одно и то же?
С хронологической точки зрения первой появилась Женевская конвенция в 1864 году, которая установила правила по уходу за ранеными. Этот договор, заключенный на фоне ужасов Крымской войны, установил гуманное обращение с ранеными, защиту медицинского персонала, а также просветил имя организации Красного Креста.
Что касается Гаагских конвенций (от 1899 и 1907 гг.), то они считаются одними из первых официальных документов, закрепивших право войны и военные преступления в светском международном праве. Первая конвенция 1899 года устанавливала «правила ведения войны», которые включали запреты на:
Договор также защищал жителей оккупированных территорий от призыва на военную службу и предоставлял защиту госпитальным судам. Положения о госпитальных судах, в свою очередь, получили дальнейшее развитие и были включены во вторую Женевскую конвенцию (1906 г.) в виде поправок.
Однако с наступлением Первой мировой войны договоры, достигнутые до 1914 года, потеряли всякое влияние. Немецкое вторжение в Бельгию, например, явилось нарушением статьи 3 Гаагской конвенции 1907 года, в которой говорится о запрете начала военных действий без предупреждения. Другим примером служит ядовитый газ, использовавшийся против вражеских солдат всеми основными воюющими сторонами в нарушение Гаагских конвенций 1899 года (статья 4 пункт 2) и 1907 года (статья 4). Таким образом, будучи подписанными и ратифицированными, Гаагские конвенции не смогли удержать порядок и цивилизованность в военное время.
Говоря о послевоенном времени, то в 1929 году появляется очередная Женевская конвенция, установившая правила обращения с военнопленными. Согласно комитету Красного Креста, «наиболее важные нововведения заключались в запрете репрессий и коллективных наказаний, в организации работ для заключенных и назначении среди них представителей, а также в осуществлении контроля со стороны держав-покровительниц»[1].
В период Второй мировой войны многие из вышеперечисленных договоров были вновь нарушены. Так после ее окончания была проведена в жизнь заключительная Женевская конвенция.
Женевская конвенция 1949 года является последним крупным международным договором в области законов войны, обращения с заключенными и гражданскими лицами, а также прав и обязанностей оккупационных властей. Этот договор не только объединил все положения, прописанные в предыдущих договорах, но также упомянул Организацию Объединенных Наций в качестве регулирующего органа и Международный уголовный суд в качестве арбитражного. Говоря о Женевских конвенциях, люди, как правило, имеют в виду именно договор 1949 года.
Ввиду появления новых форм ведения боевых действий, с течением времени Женевские соглашения были обновлены тремя дополнительными протоколами[2], первые из которых окончательно упразднили разделение права на «гаагское» и «женевское». Тем не менее, Женевская конвенция 1949 года по-прежнему является основой, которой приято руководствоваться в условиях вооруженного конфликта. Но в то же время Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. продолжают выступать в качестве символов, способствующих установлению ограничений ведения войны и порождающих стремление всех конфликтующих сторон к ее скорейшему завершению, хотя и с юридической точки зрения они были заменены более новыми конвенциями.
Во второй половине XX века были приняты и другие договора, направленные на обеспечение дополнительной защиты людей во время вооруженных конфликтов. К их числу относятся Конвенция о запрещении геноцида от 1948 года, Всеобщая декларация прав человека от 1948 года, Нюрнбергские принципы от 1950 года, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 1968 года. Таким образом, несмотря на то, что Женевская конвенция 1949 года является самым известным и всеобъемлющим документом, она не единственна в своем роде.
Таким образом, с течением времени обе ветви, тесно переплетаясь между собой, стали настолько взаимосвязанными, что рассматриваются теперь в качестве единой дисциплины – международное гуманитарное право, как и постановил Международный суд ООН[3].
[1] Convention relative to the Treatment of Prisoners of War. Geneva, 27 July 1929.
[2] Первые две поправки были приняты в 1977 году, третья – в 2005 году.
[3] International Court of Justice advisory opinion on the Legality of the Threat or Use of Nuclear Weapons. 8 July 1996
Вооруженные конфликты и международное право
Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»
Право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.
В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Это Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.
Из общих принципов международного права в праве вооруженных конфликтов особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов, который включает:
Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне
Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).
Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:
Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.
Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Запрещенные средства и методы ведения войны
Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).
В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.
Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
Участников вооруженных конфликтов можно условно (разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.
Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:
Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.
Международно-правовые последствия окончания войны
Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.
Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).
Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.
Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.