гарантии государства по обеспечению дошкольного образования в различных формах его организации
Гарантии государства по обеспечению дошкольного образования в различных формах его организации
1. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона).
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Непосредственно организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
2. Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам, они разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона).
Основные общеобразовательные программы дошкольного образования могут реализовываться дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; профессиональными образовательными организациями; образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими лечение, оздоровление и (или) отдых; организациями, осуществляющими социальное обслуживание (пункт 1 части 2, пункты 2,3 и 4 части 4 статьи 23, часть 3 статьи 31 Федерального закона). В Федеральном законе все вместе эти организации называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают образовательные программы дошкольного образования, устанавливаются сроки получения дошкольного образования, определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (часть 2 статьи 64 Федерального закона).
Федеральный закон запрещает использовать при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов научных и медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему частью 3 статьи 15 Федерального закона.
В зависимости от направленности группы в них реализуются следующие образовательные программы дошкольного образования:
в группах общеразвивающей направленности – образовательная программа дошкольного образования;
в группах компенсирующей направленности – адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
в группах оздоровительной направленности – образовательная программа дошкольного образования, с реализацией комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
в группах комбинированной направленности – образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть организованы также группы для детей раннего возраста, группы по присмотру и уходу, семейные дошкольные группы, в которых образовательные программы дошкольного образования не реализуются.
3. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе дошкольное образование, которое может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций – в форме семейного образования (часть 1 статьи 17 Федерального закона). Интересы несовершеннолетних детей представляют их родители (законные представители). Именно они имеют право до завершения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) выбирать формы получения образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования и обязаны обеспечить получение детьми общего, в том числе дошкольного образования (пункт 1 части 3 и пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона). О выборе родителями (законными представителями) детей семейной формы получения дошкольного образования, родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, выбравшим семейную форму получения детьми дошкольного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Указанная помощь предоставляется без взимания платы (часть 3 статьи 64 Федерального закона).
Помощь родителям (законным представителям) оказывается в специально создаваемых государственных и муниципальных консультационных центрах, а также в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы такие консультационные центы в форме структурного подразделения.
Основными задачами оказания помощи родителям (законным представителям) являются:
оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста;
создание равных возможностей для получения качественного образования и оказания содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;
оказание диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста.
Помощь родителям (законным представителям) может оказываться в различных формах, в том числе в форме:
психолого-педагогического консультирования, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с ребенком;
логопедических занятий с ребенком и диагностико-психологических тренингов;
комплекса реабилитационных мероприятий.
Помощь родителям (законным представителям) предоставляется по письменному заявлению одного из родителей (законных представителей), в том числе поданному в электронной форме; по телефонному или личному обращению одного из родителей (законных представителей).
При это помощь родителям (законным представителям) оказывается по телефону в случае, если на ее предоставление требуется не более 15 минут. В случае, если необходима комплексная диагностика врачей и педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель – дефектолог) на базе образовательной организации, которая предоставляет методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) создается психолого-медико-педагогический консилиум. По данным обследования каждым специалистом консилиума составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для них форме, а предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) обследованного ребенка.
Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, предоставляется в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
приказ Министерства образования Иркутской области от 29 ноября 2013 г.
№ 115-мпр «Об утверждении Положения об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области» («Областная», № 143, 20 декабря 2013 г.);
постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2014 г.
№ 373 «Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» («Правовая среда», № 66 (1776), 19 июня 2014 г. (приложение к газете «Нижегородские новости», № 111 (5444), 19 июня 2014 г.);
постановление Правительства Ленинградской области от 4 марта 2014 г. № 40 «О предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Ленинградской области» (официальный интернет – портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 марта 2014 г.);
Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.
Государственные нормы, обеспечивающие гарантии уровня и качества дошкольного образования
Государственные нормы, обеспечивающие гарантии уровня и качества дошкольного образования
1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивающий дошкольные учреждения.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации,в основе которых заложены следующие основные принципы:
• поддержки специфики и разнообразия детства;
• сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
• осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт направлен на достижениеследующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующихзадач:
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образованиянеобходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
— создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
— создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
— создание организационного обеспечения введения ФГОС;
— создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
— создание информационного обеспечения введения ФГОС;
— создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.
2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.
3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.
5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.
6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.
7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.
8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)
— Учебного плана, годового календарного графика;
— Рабочих программ педагогов
— Положения о мониторинге
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.
2. Разработка модели организации образовательного процесса.
3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.
4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.
5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.
3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.
6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.
7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ
1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.
2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.
4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.
5.Разработка рекомендаций для педагогических работников:
— По организации дополнительного образования;
— По организации оценки достижения планируемых результатов
«Профессиональный стандарт педагога»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.
В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Дошкольная образовательная организация –это организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, осуществляющая присмотр и уход за детьми.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, но не является обязательным.
Дошкольное образование направлено на:
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств4
• формирование предпосылок учебной деятельности;
• сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Финансовое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных учреждений по предоставлению дошкольного образования осуществляется из бюджетов двух уровней (субъекта и муниципалитета), а также привлечение внебюджетных средс
Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.
По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».
Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.
Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательныйстандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Нормативные документы федерального уровня
— Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Роспотребнадзор) от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382
— План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.2013
— Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Нормативные документы регионального уровня
— Департамент образования Ярославской области от 02.04.2014 № 761/01-10 «Об утверждении планов-графиков введения ФГОС ДО»
Методические материалы к ФГОС ДО федерального уровня
— Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
— Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 01.10.2013 № 08-1408 «Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Инструктивно-методические материалы регионального уровня
— Глоссарий к ФГОС ДО
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Российская газета, 25 декабря 1993 г. ; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3.В Стандарте учитываются:
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5.Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.7.Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8.Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.
Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым». Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.
Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ «Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе». И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.
Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.