гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

По результатам специальной оценки условий труда работникам определяются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Гарантии и компенсации работникам, непосредственно занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором и локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Виды гарантий и компенсаций

1. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Статья 92 Трудового кодекса РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю – для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со ст. 94 Трудового кодекса РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени:

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени либо опасным условиям труда предоставляет­ся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

3. Повышение оплаты труда

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ).

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Доплаты устанавливаются на конкретных рабочих местах и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих рабочих местах. Размер доплат в зависимости от фактического состояния условий труда на рабочих местах может быть определен от 4 до 24% к тарифной ставке (окладу).

4. Досрочное назначение трудовой пенсии

Досрочное назначение трудовой пенсии предусмотрено ст. 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В указанных статьях определены категории работников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует, в частности, Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Источник

Гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда

гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда фото. картинка гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть фото гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть картинку гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда фото. картинка гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть фото гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть картинку гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда фото. картинка гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть фото гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть картинку гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2016 г. № 15-1/В-601 О предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда

Департамент условий и охраны груда рассмотрел обращение по вопросу предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда будет считаться уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 1 января 2014 г. размеры компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии и компенсации, предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса, основаниям.

При этом, в случае установления по результатам проведения специальной опенки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда (например, был 3.2 стал 3.1) дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса.

Одновременно полагаем, что если по результатам проведения специальной оценки условия труда не изменились (был подкласс 3.2 остался 3.2) или ухудшились (был 3.2 стал 3.3), занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса дополнительные гарантии и компенсации в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Кроме того, согласно статье 219 Трудового кодекса работодатель вправе устанавливать работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, с учетом своего финансово-экономического положения.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С. Сергеев

Обзор документа

В отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест, сохраняется порядок предоставления и достигнутые на указанную дату размеры компенсаций.

Это правило действует до улучшения условий труда, подтвержденного результатами проведения их специальной оценки. Оно не распространяется на гарантии и компенсации, установленные ТК РФ для работников с вредными условиями труда и связанные с сокращенной продолжительностью рабочего времени, ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, оплатой и условиями труда.

Если по результатам проведения специальной оценки условия труда улучшатся, гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда будут предоставляться работнику в порядке, установленном ТК РФ. Если условия труда не изменились или ухудшились, такому работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные гарантии и компенсации. Кроме того, при необходимости ему должны быть также предоставлены в соответствии с ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации, соответствующие итоговому классу (подклассу) его условий труда.

Кроме того, работодатель вправе устанавливать работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, с учетом своего финансово-экономического положения.

Источник

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к ст. 147 TК РФ

1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

Судебная практика по статье 147 TК РФ

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области. Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами. По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

При рассмотрении спора суды оценили представленные доказательства и установили, что доплаты, предусмотренные статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, производились обществом на основании коллективного договора и локального соглашения по охране труда, заключенного между обществом и местным комитетом первичной профсоюзной организации. Указанные доплаты включались в состав заработной платы и в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Суды также установили, что помимо указанных выплат, общество производило компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренные коллективным договором и локальным соглашением по охране труда, на основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, изложенных в акте независимой экспертизы оценки условий труда работников общества, проведенной временной экспертной комиссией Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ. На основе установленных обстоятельств суды сделали вывод о том, что эти компенсационные выплаты согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество «Новоросметалл» производит выплату компенсаций в размере установленном коллективным договором, исходя из своего финансово-экономического положения и по им же самим утвержденному списку работников. Поэтому выплачиваемые компенсации являются элементами оплаты труда и осуществляются применительно к статье 147 Трудового кодекса РФ.

Суды, оценив представленные доказательства, установили, что стоимость талонов на питание не относится к оплате труда, не включается в фонд оплаты труда общества и никак не связана с результатами выполнения работником своих трудовых обязанностей. Суды указали, в силу того, что сумма стоимости разового (ежедневного) питания работника согласовывается обществом исключительно с организацией, оказывающей услуги питания, работник, получая талон от общества, получает только возможность воспользоваться услугой на бесплатное питание. Кроме того, суды, исходя из положений статей 129, 146, 147, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, заключили, что установленная заявителем компенсация по бесплатному питанию работников, находящихся на объектах строительства, расположенных в местности, являющейся и приравненной на государственном уровне к районам Крайнего Севера, является мерой социального характера.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 5, статей 7, 8, 9 части 1 статьи 18 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, статей 22, 129, 146, 147, 219, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, статей 59, 151, 307, 1099, 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/2012, пришли к выводу о том, что названные выплаты осуществлялись обществом своим работникам в рамках трудовых правоотношений и носили характер компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, так как спорные денежные суммы общество выплачивало своим работникам при фактическом отсутствии установленных законом на то оснований для возникновения обязанности работодателя по возмещению морального вреда. Следовательно, названные выплаты подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 129, 146, 147, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», суд кассационной инстанции указал, что установленная обществом компенсация по питанию работников является мерой социального характер, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Источник

Виды гарантий и компенсаций за вредную работу

гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда фото. картинка гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть фото гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть картинку гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Любая профессия откладывает отпечаток на здоровье человека, но есть такие виды трудовой деятельности, где люди сталкиваются с непосредственной угрозой жизни и здоровью. Перечень таких профессий закреплен в законодательных актах, и лицам, занятым на вредном производстве, положены определенные льготы, гарантии и компенсации.

Какие профессии считаются вредными?

Опасными и потенциально опасными для жизни и здоровья являются такие производственные отрасли, как:

Правовые основы

Согласно Трудовому Кодексу РФ (статья 219), лица, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны получать определенные гарантии и компенсации. Они, в свою очередь, устанавливаются Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальными актами, трудовым договором с работодателем. Размер компенсации, порядок и условия прописаны в статьях 92, 117 и 147 ТК РФ.

Какие льготы и компенсации положены за вредные условия труда?

Самым распространенными льготами и компенсациями, которые положены за вредные и опасные условия труда, являются:

Ограничения предельной длительности работы

В Трудовом Кодексе прописано, что продолжительность рабочего времени для сотрудников, занятых на вредном производстве, не должна быть более 36 часов в неделю. Для каждого конкретного сотрудника это время устанавливается трудовым договором после проведения специальной оценки условий труда. Допускается увеличение рабочего времени до 40 часов в неделю, но только с письменного согласия работника, прописанного в трудовом договоре. При этом сотруднику полагается денежная компенсация, которая по размеру соответствует отраслевым или межотраслевым соглашениям. При 36-часовой рабочей неделе смена не должна длиться более 8-ми часов, а при 30-часовой – на ежедневный труд должно отводиться максимум 6 часов. Опять же с согласия работника длительность смены может быть увеличена до 12 и 8 часов соответственно.

Дополнительный оплачиваемый отпуск

В статье 117 ТК РФ указано, что лица, работающие на предприятиях с вредными и опасными условиями труда, имеют право рассчитывать на получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Его максимальная продолжительность не превышает 7 дней. По письменному соглашению работодателя с работником отпуск можно заменить денежной компенсацией. Ее размер устанавливается также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами.

Выдача лечебно-профилактического питания

Сгладить действие некоторых производственных факторов помогает молоко, поэтому его выдают работникам вредного производства из расчета 500 мл за смену. Это положение закреплено в Приказе Минздравсоцразвития № 45н от 16.02.2009. В Трудовом Кодексе РФ (статья 222) также прописано, что выдача молока может быть заменена денежной компенсацией. Ее размер рассчитывается, исходя из стоимости продукта. Такой «обмен» возможен при определенных условиях:

Обязательный медицинский осмотр и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Руководство предприятия обязано обеспечить своих сотрудников всеми средствами, которые необходимы для соблюдения требований по охране труда и безопасности. Работодатель должен закупить, а также обеспечить хранение, ремонт, стирку средств индивидуальной защиты. Помимо этого, от него требуется организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Первые нужны для того, чтобы выявить сотрудников с проблемами здоровья и их отстранения от работы. Периодические медосмотры проводятся в целях профилактики развития профессиональных болезней и патологий. Работник обязан пройти обследование у терапевта, психиатра, нарколога, офтальмолога, аллерголога, дерматолога и других специалистов. Только после получения положительного медицинского заключения он может вернуться к выполнению трудовых обязанностей. Все медосмотры проходят за счет работодателя с обязательным сохранением заработной платы сотрудников (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011).

Источник

Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?

гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда фото. картинка гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть фото гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. смотреть картинку гарантии и компенсации работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Что такое вредные условия труда

Рассматриваемое понятие «вредные условия труда» тесно связано с термином «вредные производственные факторы».

В нормах п. 4 ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ законодатель определяет как соответствующие вредным условия труда, при которых наблюдается воздействие на сотрудника предприятия вредных производственных факторов, и интенсивность данного воздействия выше нормативов.

Согласно нормам ГОСТ 12.0.003-2015 к подобным факторам следует относить:

Если интенсивность воздействия указанных факторов превышает нормы, рабочая позиция, на которой соответствующие факторы наблюдаются, признается характеризующейся вредными условиями труда.

Список профессий с вредными условиями труда

Существует два основных подхода к выявлению позиций с вредными условиями труда на предприятии:

С перечнями профессий с вредными условиями труда можно ознакомиться, используя такой источник права, как постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Основное предназначение данного НПА — регламентация условий досрочного приобретения гражданином права на страховую пенсию. Но поскольку одним из таких условий может быть трудовая деятельность при вредных условиях труда, в структуре указанного НПА присутствует корреспонденция с различными источниками права, в которых зафиксированы списки профессий с вредными условиями труда.

Так, например, широкий перечень профессий, для которых характерны вредные условия труда, определен постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10.

Второй механизм выявления вредных условий труда — их идентификация, реализуется она в рамках спецоценки условий труда, которая осуществляется согласно нормам:

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

Отметим, что до вступления в силу закона № 426-ФЗ процедуре идентификации по ключевым признакам соответствовал комплекс мероприятий в рамках аттестации рабочих мест. При этом такое понятие, как вредные условия труда, использовалось также и при аттестации.

Для чего на предприятии выявляются вредные условия труда

Практическая значимость определения тех рабочих позиций, что характеризуются вредными условиями труда, может наблюдаться в разных аспектах. Например, тем специалистам, которые работают во вредных условиях труда, государство разрешает в установленных законом случаях досрочно выходить на пенсию, дает право на получение различных компенсаций.

В то же время фирмы, у которых получается свести к минимуму число рабочих позиций с вредными условиями труда на производстве, платят меньший объем дополнительных взносов, установленных положениями ст. 428 НК РФ.

Работники, трудящиеся во вредных условиях труда, имеют право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 28 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Доплата за вредные условия труда не может быть меньше 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты (надбавки) должны быть установлены в трудовом, коллективном договоре или ином локальном акте с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Кроме того, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации за вредные условия труда:

Подробнее о компенсациях за вредные условия труда вы можете узнать из готового решения «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и смотрите, какие выплаты и в каком размере положены работникам.

Итоги

Вредные условия труда определяются влиянием вредных производственных факторов. Обнаружение вредных условий труда на предприятии может быть осуществлено двумя основными способами: посредством сопоставления штатного расписания фирмы и списков «вредных профессий», а также с помощью идентификации вредных факторов производства.

Изучить иные полезные аспекты исследования условий труда на предприятии вы можете в статьях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *