гарантии реализации института учета

ИНСТИТУТЫ РЕГИСТРАЦИИ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ.

ИНСТИТУТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ

И АККРЕДИТАЦИИ

Самостоятельная работа – 1 ч.

Учебные вопросы:

1. Понятие и основное содержание института регистрации.

2. Понятие и основное содержание института учета.

3. Понятие и основное содержание института отчетности.

4. Понятие и основное содержание института лицензирования.

5. Понятие и основное содержание института аттестации.

6. Понятие и основное содержание института аккредитации.

Литература

Основная:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (гл. 21): федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. федерального закона от 05.06.2012. № 561-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности: закон от 13 мая 1992 г. № 2761-1: в ред. федерального закона от 30.12.2001. № 196-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242 – 1: в ред. федерального закона от 06.12.2011. № 241-ФЗ Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ: в ред. федерального закона от 01.07.2011. №169-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ6 в ред. федерального закона от 03.12.2011. № 200-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ: в ред. федерального закона от 06.11.2011. № 291-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

7. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ: в ред. федерального закона от 01.07.2011. №169-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

8. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ: в ред. федерального закона от 06.12.2011. № 409-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

9. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143–ФЗ: в ред. федерального закона от 03.12.2011. № 378-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

10. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: в ред. федерального закона от 06.12. 2011. № 410-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

11. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129–ФЗ: в ред. Федерального закона от 03.12.2011. № 383 // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

12. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: в ред. федерального закона от 06.12.2011. № 395-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

13. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109: в ред. федерального закона от 03.12.2011. № 383-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

14. Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ: в ред. федерального закона от 19.10.2011. № 285-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

15. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ: в ред. федерального закона от 21.11.2011. № 327-ФЗ // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

16. Проведение аттестации государственных служащих: указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

17. О единой национальной системе аккредитаций: указ президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

18. Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций: постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184 // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

19.Об утверждении Правил регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713: в ред. постановления Правительства РФ от 26.10.2011. № 869 // Режим доступа: http//www.consultant.ru.

20. Волков, В. В. Правовая сущность лицензионных сборов / В. В. Волков // Юридический мир. – 2009. – № 5. – С. 74-77.

21. Дёмина, М. Ф. Разрешительная деятельность органов внутренних дел в системе административного процесса / М. Ф. Дёмина // Административное и муниципальное право. – 2009. –№ 6. – С. 73-77.

Дополнительная:

1. Илезов, М. Б. Регистрация по месту пребывания и по месту жительства как правовая форма управления в миграционной сфере / М. Б. Илезов // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Тихомиров, М. Ю. Государственная регистрация акционерного общества // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

Задание в часы самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

2. Законспектировать в тетрадях:

· Федеральный закон «Лицензировании отдельных видов деятельности».

· Указы Президента РФ: «О единой национальной системе аккредитаций».

· Одну из представленных научных статей.

Методические рекомендации при самостоятельной работе по теме 8

Кроме того, при раскрытии содержания данного вопроса необходимо обозначить общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства.

Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта.

Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти Российской Федерации и их подразделениями.

Далее в таком же порядке раскрываются особенности института учета, его цели, задачи, функции. Правовое основание учета. Объекты учета. Субъекты, производящие учет, их административно-правовой статус. Гарантии реализации института учета. Эффективность института учета.

И в заключении ответа необходимо затронуть особенности института отчетности, его цели, задачи, функции. Правовое основание отчетности. Объекты отчетности. Субъекты, представляющие отчеты, и их полномочия в отчетных правоотношениях. Субъекты, истребующие отчеты, и их полномочия в отчетных правоотношениях. Гарантии реализации института отчетности. Эффективность института отчетности.

Раскрывая содержание вопросанеобходимо обратить внимание на понятие и основы правового регулирования института лицензирования.

Далее переходя к рассмотрению правовой базы лицензионно-разрешительного производства необходимо отметить ряд нормативных правовых актов, к числу которых относятся:

— Федеральный закон от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, например, от 13 января 1996 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Необходимо уделить внимание раскрытию понятия и основных характерных признаков как субъектов лицензионно-разрешительной деятельности, так и объектов.

Рассмотрим какие субъекты выделяет закон.

3.Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Раскрывая особенности института аттестации необходимо отметить цели, задачи, функции института аттестации, раскрыть содержание понятийного аппарата института аттестации, правовое основание для проведения аттестации. Обозначить и раскрыть субъекты аттестационных отношений и их административно-правовой статус. Гарантии реализации института аттестации и его эффективность.

В заключении рассмотреть институт аккредитации. Его цели, задачи, функции, правовое основание. Обозначить и раскрыть объекты аккредитации и субъекты аккредитационных отношений и их административно-правовой статус. Вместе с тем, необходимо обозначить основные направления, по которым осуществляется аккредитация. Раскрыть гарантии реализации института аккредитации и его эффективность.

Источник

Институты учета и отчетности: понятие, цели, задачи, субъекты.

Централизованная система статистического учета и статистической отчетности− важнейшее средство государственного управления экономикой и социально-культурным строительством. Без учета и изучения статистических данных о тех или иных процессах и явлениях, происходящих в обществе, невозможно прогнозирование социально-экономического развития страны и принятие обоснованных управленческих явлений.

В российской науке административного права учет рассматривается как одна из функций государственного управления. Учет – это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

В настоящее время в научной литературе не сложилось единообразного подхода к классификации учетных систем, выделяются различные виды учета: оперативный (оперативно-технический), статистический, бухгалтерский, налоговый, бюджетный, финансовый и управленческий. Для упорядочения действующего в данной сфере законодательства, в частности, Е.М. Ашмарина справедливо предлагает выделять отдельную подотрасль – учетное право (финансовый учет), представляющую собой «совокупность императивных юридических норм, регулирующих общественные финансово-экономические отношения по учету образования, распределения и использования фондов денежных средств»[37].

Предметом учетного права (финансового учета) являются общественные отношения по учету денежных средств, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

Особую роль играют бухгалтерский, налоговый, воинский и статистический учеты. Во многом, этим обусловлено то, что они более детально, чем другие виды учета, проанализированы в научной литературе.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

− формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций и ее имущественном положении;

− обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ;

− предотвращение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организаций.

Тем не менее, одни лишь данные бухгалтерского учета не всегда могли обеспечить пользователей информацией, необходимой для исчисления налогов и других обязательных платежей. Со временем необходимость внесения корректировок в данные бухгалтерского учета в целях начисления налогов возникала все больше и больше. «В нормативных правовых актах по налогам такие корректировки обычно сопровождались формулировкой «для целей налогообложения» или «в целях налогообложения» (аналогичные формулировки используются и в законодательстве о налогах и сборах). Большей частью корректирование данных бухгалтерского учета в целях налогообложения устанавливалось для порядка исчисления налога на прибыль предприятий и организаций»[38].

Налоговый учет как институт административного и налогового права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе сбора, регистрации и обобщения информации для определения налоговой базы текущего налогового периода или налоговой базы последующих периодов, а также в необходимых случаях налоговых вычетов.

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ[39] (далее – НК РФ), налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В данном определении в качестве функций налогового учета не указываются сбор и регистрация информации, в чем и выражается главное отличие налогового учета от бухгалтерского учета, который, согласно п. 2. ст. 1 федерального закона «О бухгалтерском учете»[40], представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными данным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Главная цель налогового учета – определение налоговой базы по налогу.

Другими целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Из этого вытекает отличие налогового учета как учетной системы от бухгалтерского учета: выполнение исключительно учетно-фискальной функции без выполнения финансово-учетной.

Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об обороне»[41], «О воинской обязанности и военной службе»[42], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[43] и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541[44].

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, МВД России, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Цели и задачи воинского учета:

− обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством;

− определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

− проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Официальная статистическая информация определяется как сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Организация государственного статистического учета базируется на принципе обязательного представления в установленном порядке и установленные сроки всеми государственными и муниципальными органами, организациями всех форм собственности и гражданами достоверных статистических данных.

Таким образом, под учетом понимается фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены федеральным органом исполнительной власти в области статистики или по согласованию с ним статистическими органами субъектов федерации. Ответственность за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности установлена Законом РФ от 13 мая 1992 года «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»[46].

В качестве субъектов официального статистического учета и отчетности выступают федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа (п. 9 ст. 5 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению. В настоящее время таким органом является Федеральная служба государственной статистики[47].

Федеральная служба государственной статистики, в частности, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

— разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

— согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета;

— разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;

— утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;

— осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологическое обеспечение;

— разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности

— ; обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Кроме того, субъектов, производящих учет, принято рассматривать применительно к каждому из основных видов учета. В частности, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных образований по месту их жительства; налоговый учет осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения и т.д..

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. М., 1958. Т.23.

2. Административное право: Учебник / Л.Л. Попова. –М.: Юрайт,2012.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. –М.: Юристъ,2006. С. 398.

4. Ашмарина Е.М. Учетные системы в финансовом праве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2005. № 5. С. 84.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2007.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2009.

8. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации. Дисс… докт. юрид. наук. М., 2003. С.118.

9. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2002.

10. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации. «Журнал российского права», N 7, 2002.

Нормативные правовые акты

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3594.

2. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях»

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143 «Об актах гражданского состояния».

9. Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

10. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ»

11. Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. №328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений».

12. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»

13. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

14. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *