гарантия на ремонт квартиры по закону о защите прав потребителей
Негарантийный ремонт
Отношения, вытекающие из договора о выполнении работы (оказания услуги) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025, иными нормативными правовыми актами.
При сдаче товара в сервисный центр для проведения платного (не гарантийного) ремонта, между потребителем и исполнителем должен быть заключен договор об оказании услуги, в котором должны быть определены сроки ремонта.
Ответственность за нарушение исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) закреплена в ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
— отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги) в виде дополнительного соглашения либо иного документа.
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 данной статьи.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 вышеуказанной статьи.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Требования потребителя, установленные пунктом 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Однако необходимо иметь ввиду, что поскольку все претензии потребителей к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), носят имущественный характер, спор между сторонами может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
В этой связи, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, потребители вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и п/п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ РЕМОНТ КВАРТИРЫ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ РЕМОНТ КВАРТИРЫ
Ремонт квартир, жилых помещений осуществляют множество компаний. Как выбрать среди множества фирм ту – единственную, которая выполнит ремонтные работы качественно и в срок?
Можно воспользоваться рекомендациями знакомых или соседей, можно довериться рекламе из газет и журналов, но в том и другом случае, следует помнить правила, которые помогут вам избежать многих неприятностей.
Внимательно читайте договор на оказание услуг.
В договоре на оказание услуг обязательно должны быть указаны:
Вы имеете право изучить представленный исполнителем проект договора в спокойной обстановке, к примеру, дома. Рассматривая проект договора, вы вправе внести свои поправки в текст договора и потребовать приложить к нему в качестве приложений копии свидетельств о государственной регистрации фирмы-исполнителя работ, заверенные печатью фирмы (ИНН, ОГРН).
Обратите внимание на смету. Желательно, чтобы она содержала подробную информацию обо всех видах работ их стоимости не в общем, а по отдельности. Если цены исполнителя Вас устраивают, подписывайте договор после того, как в проект договора внесены все поправки, и он подписан уполномоченным лицом от компании-исполнителя.
Окончательный договор и все его приложения должен быть подписаны обеими сторонами в двух экземплярах. На каждом экземпляре договора должна стоять печать компании.
Храните один экземпляр договора и его приложения у себя в течение нескольких лет.
Расчеты с исполнителем производите только через банк. Оригиналы квитанций храните у себя
Несоблюдение сроков – довольно распространенное явление при проведении ремонтных работ. Закон предусматривает ответственность за это нарушение. Причем заявлять свои требования заказчик имеет право на каждом этапе ремонта.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в таких случаях по своему выбору вправе:
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
— потребовать уменьшения стоимости выполненной работы
— отказаться от исполнения договора.
Закон дает право потребителю право потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с затягиванием сроков выполнения работ.
При нарушении установленных сроков исполнитель должен заплатить за каждый день просрочки 3% от цены выполненной работы, а если стоимость работы договором не определена от общей цены заказа (при этом неустойка не может быть выше нее).
Срыв сроков окончания ремонта следует зафиксировать при подписании акта сдачи-приемки работ. И здесь не помещает написать претензию руководству фирмы.
РЕМОНТ С НЕДОСТАТКАМИ
В ст. 29 закона РФ «О защите прав потребителей» сказано: при обнаружении Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий.
При этом удовлетворение данных требований не освобождает исполнителя от уплаты неустойки, если строители к тому же еще и нарушили сроки.
Если же исполнитель не устранит недочеты в положенные сроки или если в работе будут обнаружены существенные недостатки, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.
Согласно ст. 30 Закона недостатки должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем и указанный в договоре или в ином документе, подписанном сторонами, либо в претензии, направленной заказчиком исполнителю.
Для оплаты ремонтных работ составляется смета, которая может быть твердой и приблизительной. О том, какие права и обязанности возлагаются на заказчика и исполнителя указано в ст. 33 Закона «О защите прав потребителей» Если исполнитель понял, что уложиться в указанные в договоре денежные рамки ему не удастся, он должен предупредить потребителя и получить его согласие. Если же согласие получено не будет, исполнитель имеет право прервать договор и потребовать, чтобы заказчик оплатил уже выполненные работы.
В случае некачественного выполнения работ не спешите подписывать акт выполненных работ до устранения всех недостатков.
О гарантийном сроке на ремонтные работы:
Добросовестные компании представляют гарантии на ремонт любой сложности. Но если исполнитель не обозначил гарантийный срок не стоит отчаиваться.
В соответствии с действующим законодательством срок обращения к исполнителю за устранением выявленных недостатков составляет два года со дня приемки выполненной работы (оказанной услуги).
Ваши права, если делаете ремонт в квартире
Вы удивитесь, но, когда вы делаете ремонт в квартире, у вас есть права. Можно отказаться от подрядчиков, требовать от них компенсацию за просрочку, использовать общую площадку для выгрузки материалов и бесплатно ремонтировать стояки за счет управляющей компании.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
А еще можно сэкономить на налогах: вернуть 13% от стоимости отделки, а потом учесть эти расходы, чтобы уменьшить налог при продаже.
Право заключить договор подряда или оказания услуг
Как это работает. Если нанимаете рабочих для ремонта, лучше заключать с ними договор. Рабочие могут взять деньги и пропасть, испортить дорогой ламинат при монтаже потолков, залить соседей или затянуть ремонт на полгода. Без письменного договора будет сложно получить от них компенсацию и вообще доказать, что они что-то должны.
Вид договора зависит от результата. Если в итоге вам должны сдать то, что можно потрогать, — это договор подряда. Там важен не процесс, а ощутимый результат работы: лестница, арка, остекленная лоджия.
Договор услуг заключают, когда платят за процесс: укладку ламината, монтаж потолков, утепление стены. Четкого разделения между этими договорами может и не быть, но последствия у них разные. Например, по договору подряда можно по умолчанию нанимать третьих лиц, а по договору оказания услуг — нет. В договоре подряда нужно прописывать запрет на привлечение субподрядчиков, а в договоре на услуги — разрешение.
Договор можно заключать с кем угодно: с компанией, ИП, самозанятым или обычным физлицом.
На что влияет статус исполнителя по договору на ремонт
Физлицо | ИП | Фирма | |
---|---|---|---|
Закон о защите прав потребителей | не действует | действует | действует |
Уплата налога на доходы | самостоятельно за себя | самостоятельно за себя и сотрудников | самостоятельно за себя и сотрудников |
Уплата страховых взносов | платит заказчик | самостоятельно за себя и сотрудников | самостоятельно за сотрудников |
Ответственность по долгам | всем имуществом | всем имуществом | в пределах уставного капитала |
Заключать договор на ремонт с физлицом можно, но гарантий при этом меньше, а обязанностей больше. Если мастер честный, он сделает работы на совесть даже без договора. А мошенников, нечистых на руку прорабов и безответственных рабочих документ заставит насторожиться или отпугнет.
Право требовать соблюдения сроков ремонта
Как это работает. В договоре на ремонт нужно обязательно указать, когда работы должны быть закончены. Для договора подряда это существенное условие, то есть без сроков он считается незаключенным, для услуг — не всегда. Но лучше указывать, какие работы и когда должны быть закончены. Можно разбить ремонт на этапы и принимать частями: дизайн-проект, перепланировка, черновая отделка. Так проще требовать компенсацию за нарушение сроков.
Если бригада не успела сделать ремонт вовремя, можно требовать компенсацию — штраф, неустойку и даже расходы на наем жилья, если не удалось вовремя переехать в свою квартиру. При этом неважно, кто исполнитель: ИП, компания или физлицо. Укажите в договоре фиксированный штраф или пеню в процентах — это здорово стимулирует побыстрее закончить работы.
Право платить строго по смете
Если в договоре указана фиксированная цена, потребуйте список работ и материалов, которые входят в эту сумму. Чтобы не получилось, что все черновые материалы входили, но штукатурки понадобилось больше — теперь доплатите.
Если подрядчик назвал цену, ее зафиксировали в договоре и нет согласованных причин для увеличения — не платите больше. О повышении цены вам как минимум должны сообщить заранее, а не когда все готово. Никто не может заставить вас платить за навязанные услуги или что-то не предусмотренное договором. Даже через суд.
Право контролировать ход работ
Как это работает. Заказчик ремонта может на любом этапе прийти и проверить, как идут дела. Прораб не может сказать вам: «Вот когда закончим, тогда и посмотрите». Проверяйте, как прокладывают провода, нет ли трещин в стяжке, заделали ли щели перед утеплением балкона. Когда закончат чистовую отделку, под ней могут быть скрытые недостатки, но в конце ремонта заметить их будет уже нельзя.
Еще контроль во время работы помогает понять, уложится ли бригада в срок. Если станет ясно, что рабочие не успеют закончить отделку квартиры вовремя или сделают некачественно, можно дать им время на ускорение и исправление, а потом расторгнуть договор. И пусть при этом возмещают убытки.
Условие о контроле можно указывать в договоре, а можно обойтись без него: такое право есть по умолчанию. Главное при этом — не мешать рабочим.
Право в любое время отказаться от услуг бригады
Как это работает. Если вам не нравится, как работает подрядчик, вы нашли услуги дешевле или просто передумали, в любой момент можно расторгнуть договор. При этом нужно оплатить те работы, что уже сделаны. Отдавать все деньги за ремонт, потому что мастер на них рассчитывал, не придется.
В договоре может быть написано, что заказчик не вправе отказаться от исполнения договора. Якобы вам выделили бригаду, компания отказалась от других объектов — теперь терпите и платите. Право на отказ от договора подряда или оказания услуг нельзя аннулировать никакими условиями договора — даже если подписаться на такое, их признают ничтожными.
Чтобы было проще подсчитать расходы, разбейте их в смете на этапы или отдельные виды работ. Платить штраф или неустойку за отказ от договора вы не обязаны — только фактические расходы.
Право не платить за плохой ремонт и требовать устранения недостатков
Как это работает. Если вас не устраивает качество работы, за нее можно не платить. Или пусть мастера бесплатно все исправляют.
Например, если ламинат лежит неровно, а швы на плитке в ванной разной толщины, можно потребовать:
По поводу полного отказа от оплаты у судов разное мнение. Есть случаи, когда из-за некачественных работ разрешали вообще их не оплачивать. Неровная стяжка, плохая гидроизоляция, пустоты, трещины и отслойки, неправильное нанесение грунтовки — и вот заказчик уже не должен оплачивать работы. Но иногда оценивают, можно ли устранить недостатки и являются ли они существенными, — и если все поправимо, рабочим дают время на переделку, а заказчик должен будет отдать деньги. При условии, что все исправят.
Если не устраивает качество работ, не принимайте их и все фиксируйте в акте. Потому что тут тоже противоречивая практика: одни суды говорят, что если работу формально приняли, то снижать цену или вообще не платить нельзя. А другие — что даже если акт подписан, то все равно можно потребовать все исправить или снизить цену.
Право делать ремонт без разрешений и согласований
Как это работает. Чтобы объединить санузел, перенести кухню или снести перегородки в квартире, нужно получить разрешение, а потом все узаконить. А чтобы расширить тамбур или увеличить балкон, придется еще согласовать это с другими жильцами дома.
Но это не касается обычного ремонта. Вы не обязаны спрашивать разрешения на установку натяжных потолков, замену сантехники, укладку ламината или заделывание дверного проема.
Поменять газовую плиту на электрическую — это переустройство. А заменить старую газовую плиту на новую можно без разрешения. Перенести радиатор на кухне без разрешения не получится, а установку нового на том же месте согласовывать не придется. Водяные теплые полы сделать нельзя, а электрические — пожалуйста.
Но даже если какие-то работы считаются перепланировкой, их можно узаконить и после того, как ремонт закончится. Главное — не нарушать требования и не ухудшать жизнь соседям. Если объединить санузел, но оставить его на своем месте, это несложно узаконить. Но если перенести его так, что ванная окажется над спальней соседей, придется возвращать все как было.
Право стучать и сверлить вечером и по выходным
Как это работает. Шум во время ремонта может мешать соседям. Но им придется смириться, если вы делаете ремонт в то время, когда шуметь разрешается.
Например, в Москве можно делать ремонт с 9 утра до 7 вечера — и даже в субботу. Но нужно сделать перерыв на тихий час с 13 до 15 часов. Если соседям снизу не нравится, что в субботу утром рабочие укладывают в вашей квартире ламинат, им придется потерпеть: вы ничего не нарушаете.
Но особые требования к шуму при ремонте в московской квартире не касаются случаев, когда работы проводят в новостройке — в течение полутора лет после сдачи дома. В такой квартире можно шуметь с 7 утра до 11 вечера. То есть если ваши рабочие стучат киянкой по ламинату, ходят, двигают мебель или включают миксер для разведения плиточного клея в 10 вечера, то соседи ничего не смогут сделать. Попросить не шуметь можно, но вызывать полицию и жаловаться на шум бесполезно: это ваше право. Во время ремонта в новостройке вы даже не обязаны соблюдать тихий час.
В других регионах есть свои требования — сверьтесь с ними и, если очень нужно, делайте ремонт даже утром в субботу.
Право оставлять материалы на общей площадке
Как это работает. Если у вас есть квартира, то есть и доля в общем имуществе: вам принадлежит часть лестничного пролета, тамбура, двора и лифта. Эту долю нельзя выделить в натуре, но ею можно пользоваться наравне с другими жильцами. Это значит, что машина с гипсокартоном, смесями и мебелью может подъехать к подъезду, материалы можно доставить на общем лифте и выгрузить их на общей площадке. Соседи не могут запретить вам оставлять там материалы, если они не загораживают проход.
Двор общий, площадка тоже. Даже если это место возле соседской квартиры, оно все равно общее, а не их личное. У вас на это место такие же права, как и у них.
Если соседи требуют убрать ваши материалы и оборудование с общей площадки, они должны доказать, что эти вещи им мешают — например что из-за них нельзя попасть в квартиру. Если таких доказательств нет, даже суд не запретит вам использовать общее имущество во время ремонта.
Еще бывает, что бабушка с пятого этажа вдруг выступает против того, что на третьем этаже кто-то делает ремонт и носит мешки с цементом по лестнице. Непонятно, как при этом нарушаются права бабушки, поэтому ее запрет на использование лифта и лестниц можно проигнорировать. Но с уважением к почтенному возрасту бабушки.
Право обратиться за бесплатной помощью в управляющую компанию
Как это работает. Владельцам квартир принадлежит не только их жилплощадь, но и доля в общем имуществе. За содержание этого имущества они платят управляющей компании: чтобы в подъездах было чисто, на фасадах не было трещин, а в квартире не текли стояки и работали вентили на радиаторах.
Управляющая компания должна бесплатно ремонтировать общее имущество, даже если оно находится внутри квартиры. Если при ремонте выяснилось, что в ванной ржавый стояк, а балконная плита разрушается, то ремонтировать должна УК за свой счет. Если в новостройке неровный пол, текут окна и дует из щелей, эти недостатки должен устранять застройщик.
Тратить свои деньги на ремонт стояков, вентилей и перекрытий, которые считаются общим имуществом, вы не обязаны. А если управляющая компания откажется ремонтировать — ответит по закону о защите прав потребителей и возместит убытки.
Право получить налоговый вычет за отделку
Как это работает. Вы можете вернуть 13% стоимости ремонта — даже с учетом материалов. Но только если квартира в новостройке и продавалась без отделки. В договоре должно быть так и написано. Важно использовать слово «отделка», а не «ремонт».
Тогда собираете договоры подряда и чеки на материалы и предъявляете все это налоговой, прибавляя стоимость ремонта к цене квартиры. Вычет дадут в пределах лимита — 2 млн рублей на одного человека. Но если квартиру купили в браке, лимит на двоих вырастет уже до 4 млн рублей. То есть можно купить трешку в регионе, сделать в ней хороший ремонт — и вернуть НДФЛ со всей суммы расходов на квартиру.
В сумму вычета за отделку войдет даже установка кухни, дверей, укладка плитки и ламината. Если делаете ремонт своими силами, собирайте чеки на грунтовку, обои и клей: это тоже подойдет для вычета.
Можно не ждать следующего года и сразу получить уведомление о праве на вычет, чтобы работодатель вернул налог без декларации. С учетом расходов на квартиру можно получить столько денег, что хватит еще и на мебель.
Право уменьшить расходы при продаже квартиры на стоимость отделки
Как это работает. Если решите продавать квартиру раньше минимального срока владения, придется заплатить НДФЛ. Его платят не со всей суммы продажи, а за вычетом расходов на покупку.
Но если квартира была без отделки, а потом в ней сделали ремонт, разница может быть большой. Например, за квартиру в новостройке заплатили 2 млн рублей, а после сдачи дома и ремонта продали ее за 3 млн рублей. Получается, нужно заплатить 130 000 Р в бюджет.
Так можно делать только с новостройками. То есть расходы на отделку должны быть связаны с покупкой. Без них квартиру нельзя было бы использовать. Если делать ремонт для улучшений, такие расходы к вычету не примут. Даже если дом аварийный и в квартире нельзя было жить без ремонта — увы, расходы на отделку уменьшат налог только для первичного жилья по ДДУ.
Право признать отремонтированную квартиру общим имуществом
Как это работает. Если супруги ремонтируют квартиру, которую купили в браке, это их общее имущество. При разводе его можно поделить поровну с учетом любых улучшений.
Но бывает так, что у кого-то из супругов есть добрачная квартира. После свадьбы второй супруг вкладывается в ремонт: из убитой хрущевки делают шикарную студию с утепленным балконом. А потом развод — и вроде бы в ремонт вкладывались оба, даже ипотеку вместе платили, а поделить квартиру нельзя. Это не совместно нажитое имущество.
Для таких случаев в семейном кодексе есть оговорка: если кто-то из супругов вложился в личное имущество другого супруга и теперь квартира стала дороже, ее можно признать совместно нажитой и при разводе забрать свою часть — деньгами или в натуре. То есть жена сможет претендовать на часть добрачной квартиры мужа, если она вложилась в ремонт.