гармоническое сочетание объемов и форм это

Основные принципы композиционно-художественного формообразования

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Лекция №2

Цветовая гармония

Цветовые ассоциации

Ассоциация – образы, символы, группы форм, которые указывают на тот или иной цвет.

Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие.

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие.

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие.

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие.

7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские.

8) Сезонные: весенние, летние, зимние.

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные.

10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье. ), негативные и нейтральные (вялые, спокойные. )

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

Гармония достигается за счет:

· Близких по тону цветов – тоновая гармония

· Противоположных по тону цветов – контрастная гармония (фиолетовый – желтый, красный- зеленый)

· Цветов, находящихся под углом 90 градусов друг к другу – малый контраст

· Противоположных по тону цветов, но находящихся в одной группе (красный – оранжевый)

Основные принципы композиционного формообразования:

§ Рациональность – разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума, то есть связь формы с функцией.

§ Тектоничность – реальная структура изделия и его конструктивные решения, отраженные в форме, соответствие формы конструкции.

§ Структурность – соподчинение элементов композиции.

§ Пластичность – гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы; органичная модификация формы.

§ Органичность – учет закономерностей формообразования в природе.

§ Образность – живость, метафоричность, раскрытие художественной идеи.

§ Целостность – объединяющий принцип формообразования, «единство в многообразии».

Признаки композиции:

1. Понятие целостности:

2. Наличие доминанты

Виды композиции:

Средства и закономерности композиции:

Неподвижное изображение декора на сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), чередование повторяющихся элементов (плоскостных, объемных, линейных) создает ощущение ритма и появляется восприятие условного движения, глаз следует за этим размерным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы – все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т.д.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Ритмические членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

Можно различать порывистый, беспокойный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Так, к примеру, орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. А ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

Чаще динамика и статика понятия относительные, статика в большей мере передает сущность и строение предмета, тогда как динамика — его движение. Например: человек сам по себе статичен, а человек в движении — динамичен.

Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.

Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения: внутри формы при общей статичности формы (динамические орнаменты); вне формы – в результате выхода в пространство частей формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением, например фигуры человека. Динамическая форма может быть присуща как неподвижным объектам, так и быстро движущимся предметам: самолетам, автомобилям и т.п. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны: динамика формы гоночного автомобиля или сверхзвукового самолёта выражает сущность самого предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма.

Соответственно вышеприведенным особенностям можно выделить следующие виды композиции:

7. По признаку симметрии:

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

3. Диссимметричная композиция. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Диссимметричная, как и асимметричная композиция, сохраняет целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов в ней устраняется их зрительным равновесием. При этом устанавливается новая ось, которая проходит через зрительный центр композиции. Таким образом, при всей своей динамизации композиция не разваливается, а наоборот, уравновешивается, приобретает устойчивый характер (рис. 9).

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

ü По динамике и статике:

Статическая композиция. Используется для передачи неподвижности, устойчивости. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак статической композиции: четкий контур, нарастание сложности к центру.

Условия для выражения статики:

ü нет свободного пространства

ü симметрия, уравновешенность

ü вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал)

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.Динамическая композиция. Передает ощущение простора. Основное направление линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.

Для передачи динамики:

1. диагональные линии

2. свободное пространство перед движущимся объектом

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

Гармоничные пропорции

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Художники эпохи Возрождения искали гармоничных пропорций, с одной стороны, в прекрасных творениях природы, с другой — в тех соотношениях, которые выражают гармоническое сочетание звуков в музыке.

«Дело обстоит так: существуют числа, благодаря которым гармония звуков пленяет слух, — говорит Альберти, — эти же числа преисполняют и глаза и дух чудесным наслаждением. Следовательно, от музыкантов, которые наиболее искушены в знании этих чисел, и из тех вещей, в которых природа являет что-нибудь выдающееся и достойное, будет почерпаться правило ограничения».

Если Альберти рядом с музыкой ставит природу, указывая тем самым на общий для музыки и архитектуры источник законов красоты пропорций, то многие архитекторы пытались найти законы архитектурных пропорций только в аналогиях с музыкой.

Это далеко не всегда приводило к благоприятным результатам. Уже В. Хогарт осознал, что природа гармонии форм в живописи и архитектуре иная, чем в музыке, и сходство между ними ограничивается, пожалуй, только общностью применения принципа единства в многообразии, но формы проявления этого единства совершенно различны.

В музыке существует много аналогий с архитектурой. Об этом свидетельствует хотя бы то, что и музыканты охотно пользуются архитектурными терминами (например в теории «метротектонизма»). Однако далеко не везде аналогии архитектуры с музыкой могут быть плодотворны, как мы это видим па примере с пропорциями.

Пропорции в металлических сооружениях в сильной степени связаны с конструктивно-экономическими требованиями и построением статической схемы сооружения. Подробно эта зависимость будет рассмотрена нами ниже, в главе о композиции металлических сооружений; здесь же следует отметить, что в целом ряде конструктивных элементов архитектор может иметь достаточный простор для вариации соотношений в членениях конструкций. Это имеет место прежде всего в фахверке стен и каркасах остекления, в членениях легких решетчатых мачт, а также в расчленениях листовых конструкций. Членения решетчатых стропильных ферм и ферм мостов связаны обычно довольно тесными границами. Однако и здесь возможны небольшие вариации, дающие возможность увязать выбор длины панели и общего очертания фермы с требованиями эстетики, что мы видим на примере моста.

Вариации общих соотношений решетчатых ферм также довольно ограничены, значительно больше свободы предоставляется архитектору в выборе высоты (стрелы подъема) арочных конструкций, и использование этой возможности может в значительной степени повысить эстетический эффект композиции.

Значительная свобода возможна также в размещении членений сплошных балочных и рамных конструкций. Благодаря этому можно достигнуть гармоничного впечатления композиции с преобладанием сплошных конструкций, спокойные формы которых, оживляемые ритмическими членениями, подкрепляют общее впечатление.

Источник

10 СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ФОРМЫ: ПРОПОРЦИИ

Время чтения: 7 минут

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

10.1 Понятие о пропорции в архитектуре

Одним из важнейших методов построения выразительной и целостной архитектурной формы является пропорционирование.

Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определённое соотношение частей между собой. В современной литературе понятие пропорции употребляется в трёх основных значениях:

1. Наиболее близкое к понятию соразмерности. Означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какого-либо здания, сооружения. Пропорция здесь характеризует объект как целое, составляет основу его образа.

2. Под пропорцией в архитектуре (также, как и математике) понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях. В математической форме записывают как а/в = c/d. Это значение понятия «пропорция» используется в большинстве работ, посвящённых пропорционированию в архитектуре. Из математической записи такого понимания следует, что здесь в основе образования целостной формы лежит принцип геометрического подобия. Наиболее распространённым в архитектуре примером применения пропорции как равенства математических отношений является образование формы на основе подобных прямоугольников, диагонали которых либо параллельны (прямая пропорция), либо перпендикулярны (обратная пропорция) (рис. 33).

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Рисунок 33 – Виды пропорций на основе подобных прямоугольников

Пропорцию, средние члены которой равны между собой, называют непрерывной. Примером непрерывной пропорции может служить ряд подобных прямоугольников, в котором длина предыдущего прямоугольника равна ширине последующего.

3. Под пропорцией в архитектуре понимают любую закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в единое целое (наиболее правильное определение). Таким образом, пропорция в архитектуре есть понятие, отражающее однородность (закономерность) изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом.

Первое и второе определения пропорции являются частными случаями последнего определения.

10.2 Виды пропорциональных отношений

В теории и практике архитектуры хорошо известны такие виды закономерных (однородных) изменений величин, как арифметическая, гармоническая и геометрическая прогрессии.

Арифметическая прогрессия выражается рядом чисел, в котором каждое последующее число больше предыдущего на одну и ту же величину. Простейшим примером арифметической прогрессии является ряд натуральных чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

Гармоническая прогрессия – это ряд чисел, обратных ряду чисел арифметической прогрессии, например: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7. Отношения между соседними членами гармонического ряда по мере его возрастания также, как и в арифметической прогрессии, изменяются от контрастных к нюансным.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.
Рисунок 34 – Линейная и двухмерная интерпретация ряда Фибоначчи:

а – двухмерная – прямоугольники, начиная с 8:13, 13:21, приобретают пропорции «золотого сечения» и взаимное подобие – их диагонали параллельны и взаимоперпендикулярны; б – линейная – стабилизация пропорций «золотого сечения», начиная от 3:5:8;

10.3 Понятие золотого сечения

Термин «золотое сечение» был введён Леонардо да Винчи для известного деления отрезка в так называемом «крайнем и среднем отношении», при котором большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей частью (рис. 36).

Золотое сечение использовал в своём творчестве И. В. Жолтовский, а Ле Корбюзье положил его в основу своего «Модулора».

Золотое сечение выражают обычно числом 1,618 или обратным ему числом 0,618. По предложению Т. Куба и М. Бара для них приняты символы Ф и 1/Ф. Золотое сечение – это единственная геометрическая прогрессия, обладающая признаком аддитивного ряда (Ф3 = Ф1 + Ф2).

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Рисунок 35 – Модулор Ле Корбюзье

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Рисунок 36 – Деление отрезка по золотому сечению

10.4 Пропорционирование

Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объёмно-пространственной формы за счёт объединения её размеров в какую-либо систему.

Особенности пропорциональных систем тесно связаны со способами строительства и измерения, которые применялись архитекторами той или иной эпохи. В древности пропорциональные системы получали путём относительно простых геометрических построений на основе треугольника, квадрата, прямоугольника или круга (рис. 36).

В Древнем Египте широко использовалась система пропорционирования на основе «священного египетского треугольника» с соотношением сторон 3:4:5, позволяющего получать прямой угол со сторонами, выраженными в простых целых числах.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Рисунок 37 – Системы пропорционирования на основе гномонических построений по принципу геометрического подобия:

1, 2 – взаимовписанные квадраты и разносторонние треугольники; 3 – «свёрнутый» ряд прямоугольников «золотого сечения» (АБВГ, ГДЕВ, ЕЖЗИ. …);

4 – равнобедренный треугольник АБВ, в котором основание и сторона находятся в отношении «золотого сечения», на его основе строится пентаграмма;

5 – пропорции на основе соотношения стороны и диагонали квадрата 1 : √2; 6 – принцип подобия прямоугольников на основе параллельности и перпендикулярности диагоналей

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Перечисленные системы пропорционирования являются геометрическими, в числовом выражении они менее удобны в использовании, так как включают иррациональные числа. Однако существуют пропорциональные системы, основанные на числовых (арифметических) приёмах согласования частей и целого; это так называемые модульные системы. Простейшим примером модульной системы является масштабная сетка, в которую вписываются как общий абрис, так и детали сооружения. Модульная система пропорционирования предполагает существование модуля – условной единицы измерения. Применяемая в нашей стране модульная система (ЕМС) также использует единый модуль (М = 100 см), на основе которого путём его членения или умножения получают все принятые в строительстве размеры.

Пропорционирование может быть использовано в двух основных направлениях: как метод создания целостной формы и как метод выявления закономерностей построения уже созданных архитектурных форм. При этом следует понимать, что закономерности, выявленные в уже созданных архитектурных формах, далеко не всегда осознанно применялись их создателями.

Пропорционирование – достаточно сильное, но далеко не единственное средство гармонизации архитектурной формы, и поэтому одно только совершенство пропорции ещё не является гарантом получения совершенного архитектурного произведения.

гармоническое сочетание объемов и форм это. гармоническое сочетание объемов и форм это фото. картинка гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть фото гармоническое сочетание объемов и форм это. смотреть картинку гармоническое сочетание объемов и форм это.

Рисунок 40 – Примеры студенческих работ (1 курс):

1 – пропорционирование (ряд Фибоначчи);

2 – пропорционирование на основе пентаграммы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *