гармоничный тип отношения к болезни
12 пациентов и их психотипы
Александр Чернов о классификации психотипов пациентов
Александр Чернов (Енакиево, Донецкая область, Украина) — анестезиолог и реаниматолог, работает в Енакиевском онкологическом диспансере и городской больнице № 7, стаж работы — 11 лет.
1. нормальный (реальная оценка объективного состояния);
2. пренебрежительный (недооценка тяжести заболевания);
3. отрицающий (игнорирование самого факта болезни);
4. нозофобный (понимает, что утрирует ситуацию, но преодолеть панику не может);
5. ипохондрический (погружение в болезнь);
6. нозофильный (своеобразная форма удовлетворения от того, что болезнь освобождает от ряда неприятных обязанностей);
7. утилитарный (стремление нажиться на заболевании — материально или морально).
В отечественной практике здравоохранения выделяются и другие типы «особых пациентов»: ветераны войны, бизнесмены, дети-инвалиды… Психологами проводятся тренинги, посвященные «особым пациентам», выпускаются специздания о работе с ними, например, журнал «Трудный пациент». Некоторые психологи и социологи предлагают внести в разряд «особых» и пациентов-врачей.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.
Особенности личности пациента
Наиболее «удобен» для контакта пациент с гармоничным типом личности, здравомыслящий, зрелый, волевой человек, адекватно оценивающий свое состоянии, готовый приложить усилия к сохранению собственного здоровья и располагающий условиями для этого. Такой вариант встречается достаточно редко.
Чаще среди больных наблюдаются лица с тревожными или ипохондрическими чертами, нередко слабовольные, преувеличивающие тяжесть своей болезни, пассивно покоряющиеся ей и не верящие в саму возможность выздоровления, имеющие депрессивные проявления.
Другой вариант активные, демонстративное люди, признающие правильной преимущественно свою позицию, успешные в социальном плане. Они работают «на износ», не умеют отдыхать и нередко отмахиваются от болезни, как от досадной помехи. При неудачах в работе, бизнесе могут совершенно измениться, объясняя свои проблемы болезнью, и становятся нашими постоянными пациентами,
Еще один вариант — эмоцианально ригидные личности. Они долго «переваривают» информацию, недоверчивы, обидчивы, злопамятны. Предпочитают опытных врачей, проверяют всё, что назначено медицинскими работниками, склонны консультировался у разных специалистов. При работе с ними требуется особый такт, вежливость и корректность.
Особый тип — эмоционально возбудимые, импульсивные люди, не умеющие владеть своими чувствами. Разум у них не успевает за эмоциями. В состоянии эмоционального возбуждения, которое легко возникает по различны причинам они становятся плохо управляемыми, склонными к ассоциальному поведению и жестокости. Особенно ярко проявляют себя в алкогольном опьянение. Работа с такими пациентами не только трудна, но может быть и опасна в ситуации, когда они недовольны действиями врача.
Нередко в одном человеке сочетаются различные черты, нивелирующие или усиливающие друг друга. С возрастом, а иногда в связи с заболеванием, происходит изменение личностных характеристик. Повышенная социальная активность, стремление к быстрому достижению материальных благ, склонность к соперничеству (так называемый поведенческий тип «A») может трансформироваться в противоположность. что проявляется в боязни навредить себе, отказе от активной жизненной позиции, организации строго размеренного образа жизни (поведенческий тип «B»).
В настоящее время психосоматический подход считается обоснованным при любой патологии. Тем не мене, степень влияния личностных и социальных факторов на развитие и прогрессирование тех или иных заболеваний различна и индивидуальна.
При выраженных психологических особенностях, затрудняющих лечение соматической патологии, целесообразно проводить психологическую и психотерапевтическую коррекцию, в том числе силами специалистов.
С личностными особенностями связано отношение пациентов к своей болезни.
В соответствии с классификацией А.Е. Личко и Н.Я. Иванова выделяются 12 типов отношения к болезни, диагностируемых с помощью специального опросника. Они характеризуют внутреннюю картину болезни, как ее понимает сам пациент.
1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличевать тяжесть, и без оснований видеть все и мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во вссм активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидности — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
2. Эргопатический. «Уход от болезни в работу ». Несмотря на тяжесть болезни и страдания, стремление продолжать работу. Характерно сверхответственное, одержимое, стеническое отношение к работе, в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и к лечению, обусловленное желанием во чтo бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.
3. Анозогностический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидных фактов. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте этого типа необоснованно повышенное настроение Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание продолжать получать от жизни все, несмотря на болезнь. Нарушения режима, пагубно сказывающиеся па лечении болезни.
4.Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому — предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетенность вследствие этой тревоги. При обсессивно-фобичсском варианте этого типа тревожная мнительность, прежде всего, касается опасений не реальных, а мало вероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но мало обоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
5. Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим На их основе преувеличение действия дельных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.
6. Неврастеничесский. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения. Оно нередко изливается на первого попавшегося. Повышена чувствительность к боли. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения и последующем раскаяние за беспокойство и несдержанность, слезы.
7. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
8. Апатический. Полной безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждений со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.
9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих новость о его болезни. Опасение что окружающие станут больного избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни о причине и природе заболевания. Боязнь стать обузой для близких людей из-за проблем со здоровьем и недоброжелательного отношения с их стороны.
10. Эгоцентрический. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном, разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношение к ним неприязненное Постоянное желание показать другим свое особое положение свою исключительность в отношении болезни.
11. Паранойялгьный. Уверенность, что болезнь результат чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные, действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
12. Дифорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид. Зависть и ненависть по отношению к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким — требования во всем угождать.
С учетом характерологических особенностей, социального статуса, адекватности оценки своего состояния больным выбирается стиль общения. Различают четыре модели общении врача и больного (Дудников Л.Г., 1989)
1. Информационная модель. Общение бесстрастного врача с полностью автономным пациентом, который получает необходимые сведения о заболевании и лечении. Такой стиль по,входит при ано зогнозическом и эргопатическом типах отношения к болезни. Кроме этого, информационная модель с различными нюансами целесообразно при ипохондрическом, неврастеническом, и эгоцентрическом и дисфорическом вариантах. В основе модели – рациональный, даже официальный подход. Важно избежать неверных шагов — уговоров, назначения бесполезных консультаций под давлением пациента. Даже при большом старании врача его авторитет не повышается. Надеяться на благодарность этих больных не приходится. Остаёмся доброжелательными, принимаем пациента таким какой он есть.
2. Интерпретационная модель. Врач убеждает, разъясняет, старается склонить к нужному поведению. Такое общение может быть целесообразно с больными, имеющими меланхолический, апатический типы, при работе с малообразованными людьми.
3. Совещательная модель. Наиболее эффективный способ общения, основан на доверии и взаимном согласии при активном участии больного. Подходит для работы при гармоничном типе отношения к болезни.
4. Патерналистская модель. В недалеком прошлом такой стиль был широко распространен. Врач по отношенияю к больному играет роль опекуна, руководителя или заботливой матери. Такую модель общения можно использовать (лучше временно) при тревожном, сенситивном типах отношения к болезни, при работе с беспомощными людьми, а также в ургентных ситуациях.
Следует стремиться к достижению большей адаптации больного к условиям жизни с болезнью, к адекватному пониманию своего состояния и сознательному и активному выполнению рекомендаций по лечению и профилактике. Равнодушие к проблемам больного, неумение или нежелание устанавливать отношения взаимопонимания и доверия могут свести на нет эффект даже от верно подобранной терапии из-за отсутствия приверженности больного к лечению.
Избежать ошибок в общении с пациентами могут помочь следующие психотерапевтичесские рекомендации:
Приверженность к лечению, кроме личностных особенностей больного и эффективности общения с врачом, зависит от многих факторов. В их числе образование, культурной уровень, социальный статус, пол больного, его возраст. Выполнение рекомендаций прямо связано с количеством назначенных препаратов ( чем больше, тем реже они принимаются), частотой приёма в течение суток, стоимостью лекарств. Не менее важным для пациентов является доступность консультаций врача и диагностических обследований, включая затраты времени.
Многие вопросы могут быть решены при индивидуальном обучении больного. Оно дает возможность конфиденциального обсуждения проблем с учётом особенностей пациента.
Источник: Амбулаторная терапия. Составители: Т. С. Полятыкина, В.Г. Геллер. Рецензент: О.А. Назарова
Психологические реакции пациента на болезнь
Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)
Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.
Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).
Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.
Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».
Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.
К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).
Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.
Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание
Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.
В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:
Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:
Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.
Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.
Психологические реакции пациента на болезнь
Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.
Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).
Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.
Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».
Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.
К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).
Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.
Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание
Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.
В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:
Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.
Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:
Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).
Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния.
Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее.
Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.
Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.