гармонизация детско родительских отношений в доу
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия
Оксана Гамершмидт
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
I. Актуальность и новизна
Семья играет важнейшую роль в ребенка. Именно в ней формируются у детей нравственные качества, жизненные принципы, первичные навыки взаимодействия с социумом. Семья является посредником между личностью и обществом, транслирует от поколения к поколению фундаментальные ценности.
Родительскую функцию по воспитанию детей переоценить невозможно. Зачастую родителям не хватает знаний для воспитания гармонично развитой личности ребенка. В детско-родительских отношениях недостаточно понимания родителями формирования позитивных установок, развития сотрудничества, эмоционального общения с детьми дошкольного возраста. В семьях растет тенденция замены живого общения с ребенком телевизором, компьютером и другими гаджетами.
Часть семей все же проявляет заинтересованность в психолого-педагогически грамотном подходе в воспитании своих детей, для этого родителям нужны знания, средства, методики и техники, которые они могут доступно использовать, не имея педагогического образования. В современном мире с помощью интернетресурсов каждый человек может найти любую интересующую его информацию. В связи с этим не обязательно давать родителям глубокие знания по психологии и педагогике, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании дошкольников, осуществлять с ними открытое взаимодействие просто необходимо. Проблемы детско-родительских отношений указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах индивидуальных особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, проблема укрепления детско-родительских отношений представляется чрезвычайно актуальной.
Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию: «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»
Цель: формирование навыков гармоничного, позитивного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
2. Формировать конструктивный стиль взаимодействия родителей с ребёнком.
3. Содействовать укреплению детско-родительских отношений.
II. Теоретическое обоснование
Изучение психолого-педагогической литературы привело к выводу, что на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. Е. Личко и др.).
Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений: с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой – присутствует требовательность и контроль родителей. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима «определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания» [3].
В качестве теоретических основ использована психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и теория игрового обучения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Характер детско-родительских отношений является одним из основных факторов, способствующих успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
Учитывая современные тенденции модернизации системы дошкольного образования, опираясь на ФГОС ДО, взаимодействие с родителями дошкольников наполнено особым содержанием, направленно на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Одним из основных направлений гармонизации детско-родительских отношений является совместно-практическая детско-родительская деятельность. Более активно стало развиваться направление, использующее групповые формы работы с родителями и семейное консультирование.
III. Система работы
Моя работа по гармонизации детско-родительских отношенийпроводится по следующим направлениям:
1) психологическая диагностика;
2) психопрофилактика и психологическое просвещение;
3) психологическое консультирование;
4) коррекционно-развивающая работа.
В рамках первого направления проводится с согласия родителей диагностика детско-родительских отношений как с детьми (тест-опросник «Незаконченные предложения», «Лесенка», рисуночные тесты «Моя семья» и «Кактус», тест «Человечки на дереве» и др., так и с родителями (опросники «Стиль семейного воспитания», «Степень заботы», «Родительские установки» и т. д.).Мной проводится анкетирование родителей: «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад», «Итоги адаптации», «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению», «Кризис трёх лет», «Компьютерные игры и мой ребёнок» и др. По некоторым темам анкеты разработаны мной. Также проводится диагностика уровня развития психических процессов детей по запросу родителей.
Диагностическая работа помогает мне понять проблемы, существующие в детско-родительских отношениях и наметить пути решения и реализации по их устранению. Чтобы отследить эффективность проделанной работы, проводится повторная диагностика по тем же методикам.
Второе направление является основным в моей профессиональной деятельности и играет главную роль в решении данной проблемы.
Психопрофилактика и психологическое просвещение осуществляются мной, в первую очередь, путём организации активных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Так, мною были проведены встречи клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» (родители средних, старших и подготовительных групп, «Кризис трёх лет» (родители 1-х младших групп, «Пластилинотерапия как форма совместного досуга родителей и детей» (родители и дети подготовительных групп). Организованы выступления на родительских собраниях в подготовительных группах на темы «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет или на пороге школы», в старших группах – «Возрастные особенности детей 5-6 лет», в средних группах – «Возрастные особенности детей 4-5 лет», во 2-х младших «Особенности поведения детей 3-4 лет», в 1-х младших группах – «Возрастные особенности детей 2-3 лет».
При реализации активных форм взаимодействияс родителями мною были использованы следующие методы: разбор кейсов, деловые и коммуникативные игры, элементы тренинга, пластилинотерапия, арт-терапия, лекции с элементами диалога, театрализация, сказкотерапия, релаксация и др.
Также организуется стендовая информация в группах и в уголке педагога-психолога в виде консультаций на актуальные для родителей темы, например, «Индивидуальные особенности детей», «Родительские директивы», «Как воспитать настоящего мужчину?», «Воспитание девочки», «Адаптация к детскому саду», «Психологическая готовность к школе» и др. Часть просветительского материала в форме статей и рекомендаций публикуется на сайте ДОУ в разделе «Советуют специалисты – страничка педагога-психолога» и на других психолого-педагогических сайтах. Разработаны памятки для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Профилактика игровой компьютерной зависимости», «Развитие памяти у детей», «Как справиться с истерикой» и др.
В рамках работы по третьему направлению по индивидуальному запросу родителей мною проводились консультации на различные темы: «Возрастные особенности ребёнка», «Кризис трёх лет», «Результаты диагностики уровня развития психических процессов», «Агрессивный ребёнок», «Возрастные страхи», «Не могу сказать «нет» ребёнку» и др. Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для родителей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности.
Четвёртое направление моей деятельности в рамках проблемы детско-родительских отношенийосуществляется следующим образом: по запросу родителей мною проводится диагностика уровня развития психических процессов у детей, исходя из результатов диагностики выстраивается коррекционно-развивающая работа с ребёнком, которая строится в тесном взаимодействии с родителями, мною разрабатываются рекомендации и составляются коррекционно-развивающие задания, которые ребёнок выполняет дома под контролем родителей.
Также мною проводятся открытые коррекционно-развивающие занятия с детьми, на которых родители могут познакомиться с методами и приёмами данной работы.
Моя коррекционно-развивающая деятельность реализуется и в работе с детьми, зачисленными на ПМПк. Для каждого такого ребёнка составляется индивидуальный маршрут развития, который предполагает тесное сотрудничество с семьёй.
Разумеется, любая работа в ДОО будет эффективна только при взаимодействии всех участников педагогического процесса, и деятельность по гармонизации детско-родительских отношений не является исключением. Для успешного сотрудничества с педагогами мною был составлен перспективный план работы, определяющий формы работ по данной проблеме. С педагогическим коллективом детскогосада мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия:выступление на совещании при заведующей: консультация «Этика общения, поведения и взаимодействие участников педагогического процесса»;выступление на педагогическом совете: Консультация для воспитателей «Психологические аспекты взаимодействия педагога с семьёй», круглый стол на тему «Как распознать жестокое обращение с ребёнком в семье», семинар-практикум «Бесконфликтное общение».
При проведении повторной диагностики выявилось,что значительно снизились следующие негативные установки: семейная конфликтность у родителей, раздражительность, излишняя строгость, авторитарный стиль воспитания, стремление к доминированию, повысился уровень психолого-педагогической осведомленности до 92% родителей, с которыми проводилась работа, что на 25% выше, чем при первичном обследовании. Ни у одного родителя не выявлен низкий уровень. Это свидетельствует о том, что в формировании психолого-педагогических знаний у родителей по гармонизации детско-родительских отношений активные формы взаимодействия с семьёй являются достаточно эффективными. Также следует отметить, что на ноябрь 2019 года количество обратившихся родителей за индивидуальной консультативной помощью увеличилось на 28% в сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года, что говорит о том, что организованная мной деятельность по укреплению детско-родительских отношений вызывает интерес и доверие со стороны семей воспитанников.
Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как.
Формирование детско — родительских отношений Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как.
Консультация для родителей «Основные нарушения детско-родительских отношений» Основные нарушения детско-родительских отношений Проблема детско-родительских отношений остаётся актуальной на протяжении всего развития.
Отчет по самообразованию «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2″Светлячок»» р. п. Базарный Карабулак Саратовская область..
План по самообразованию «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС №6 «Буратино» г. Мегион Ханты Мансийский автономный округ Югра воспитатель.
Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений 1. Дом добрых сердец Программа, направленная на коррекцию детско-родительских отношений, улучшение эмоционального состояния, развитие эмоционального.
Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе» Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе» Цель: способствовать оптимизации детско – родительских отношений. Участники: родитель;.
Тренинг детско-родительских отношений «Мир детский — мир взрослый» «Мир детский – мир взрослый» Цель: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; улучшение понимания.
Совместное занятие (родители и дети) по гармонизации детско-родительских отношений «Семь — Я»
Анастасия Семкина
Совместное занятие (родители и дети) по гармонизации детско-родительских отношений «Семь — Я»
Цель: создание условий для эмоционального сближения членов семьи, совместная работа ребенка и родителя по восприятию своей семьи, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя.
Материалы для занятия: листы бумаги и фломастеры для каждого участника, мяч.
Сообщение цели и задач встречи.
1. Психолог приглашает родителей и детей занять места на стульях, расположенных по кругу.
«Здравствуйте, дорогие родители и дети! Искренне рада видеть вас. Давайте сначала познакомимся!
2. Упражнение «Приветствие».Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был (а….» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей. А что для вас значит семья?»
3. Упражнение «Перебежки».
Необходимо встать и поменяться местами:
— тем, кто часто играет с ребенком;
— те, у кого дома есть кошка;
— те, у кого один ребенок;
— те, кто любит танцевать;
— те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
— те, кто любит синий цвет;
— у кого хорошие отношения с детьми.
Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родительпозитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый, мой ребенок самый …».Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
5. Упражнение «Пирамида»
Все садятся в круг.Ведущий говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы)».
«А теперь давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (Все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами».
6. Упражнение «Родители и дети»
Инструкция: «А сейчас, взмахну волшебной палочкой и поменяю вас местами. Теперь родители превратились в детей, а дети в родителей. Родители, вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным). Дети в роли родителей (по очереди) начинают давать советы родителям (детям). (10 мин.)
Обсуждение чувств, возникших во время выполнения упражнения
Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
Психолог. В семье (даже в очень дружной) иногда случаются ссоры и обиды. Предлагаю всем поиграть в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться «культурно». Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (например: овощи, фрукты, цветы, мебель, посуда, игрушки, но говорите эти слова сердито — ругаетесь.Начинайте так: «А ты-ы… морковка!» (Дается 1–2 минуты).
А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме,то есть ласково: «Ах ты, морковочка, моя!» (Дается 1–2 минуты).
— Как вы считаете, такие слова помогают избежать ссор в семье?
— Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях?
Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.
Психолог. Наше занятие закончилось!
— Что вы приобрели нового?
— Что хотелось бы себе и другим пожелать?
— Что больше всего понравилось?
— Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
Всем спасибо за участие, до свидания!
Фотоотчет. Творческая выставка: «Помним, чтим, гордимся!» Совместное творчество (дети — родители) В группе № 2 «Звёздочки» была организована творческая выставка: «Помним, чтим, гордимся!», посвящённая Дню Победы Великой Отечественной.
Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.
Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени» Осень- это прекрасная пора, которая дарит нам необыкновенную красоту. Она раскрывает перед нами свои тайны и секреты. В это время года можно.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.
Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка» Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются-матрёшки. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет детско-родительских.
Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» (фотоотчет) ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану.
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребёнка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБ ДОУ «Детский сад №88»
ТРЕНИНГ гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»
ТРЕНИНГ гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Методы и приёмы: игровые методы (игры и упр-я), беседа, лекция, групповые обсуждения, элементы арттерапии, коммуникативные игры, релаксационные техники, телесно-ориентированные игры, притча, игры на сплочение группы.
Время проведения тренинга : 1, 5 – 2 часа
1.Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М., 2002. 2.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. 3.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001. 4.Турлыгина Д.Л., Матвеева М.В. Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми. – М., 2011. 5.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. 6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». – М.: Генезис, 2005. 7.Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», СПб., 2004.
Психолог приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу.
«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».
2. «Принятие правил работы в группе».
Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).
3. Упражнение «Приветствие ».
Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.
4. Упражнение «Перебежки».
Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
— те, у кого дома есть кошка;
— те, кто любит ходить в кино;
— те, у кого один ребенок;
— те, кто любит танцевать;
— те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
— те, кто любит синий цвет;
— у кого хорошие отношения с детьми.
5. Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем».
6. Упражнение «Семейный герб и девиз» (выполняется под музыку «Мама, будь всегда со мною рядом» ).
Психолог: «С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают их жизненную философию и ценность семьи.
После завершения работы идет обсуждение. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Объединение в 2 группы (родители рассчитываются на группы «мак» и «ромашка»). Каждая группа получает по 2 пословицы. Через 3 минуты обсуждений, каждая группа выдвигает парламентария, поясняя, что имели в виду наши предки в пословицах:
1.Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
2.Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец (матери).
5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).
6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная (матушка).
8. Отец наказывает, отец и (хвалит).
9. Игровое упражнение «Родительские установки».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
10. Упражнение «Воспоминания».
Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона.
11. Упражнение «Пойми меня».
Объединяемся в 2 команды («мак» и «ромашка»).
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
Скука, поставлен в тупик.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
Разочарование, желание бросить.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.
Все дети играют, а мне не с кем.
Одиночество, ощущение покинутости.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.
Одобрение, благодарность, радость.
Как можно исправить негативные высказывания, подбодрить ребенка?
12. Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»
Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».
Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».
13. Упражнение «Моечная машина».
14. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.
1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
15. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»
Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»
Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»
16. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.
Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.
17. Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).
«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
— Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
— Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
— Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
— Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
— Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
— Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…
Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями. »
Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
Возможные вопросы для рефлексии:
— Что вы приобрели нового?
19. Упражнение «Аплодисменты».
20. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в детском саду и дома.
Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!