гастарбайтерам в россии теперь будут начислять пенсии
Гастарбайтерам – пенсии, россиянам – заморозку накопительной части
Щедрая душа
Идея формирования общей пенсии для граждан пяти государств родилась еще в 2014 году и все это время проходила многочисленные процедуры согласования. Главы Евразийского экономического союза договорились выплачивать трудовым мигрантам пенсии вне зависимости от места жительства.
В соответствии с протоколами, которые должны вступить в силу с января 2021 года, все официально трудоустроенные в ЕАЭС граждане России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии будут получать пенсии от страны работодателя. При этом пенсионер может жить у себя на родине и получать деньги из другого государства, если ранее был там трудоустроен.
Главным условием начисления денежных выплат являются регулярные отчисления в Пенсионный фонд и трудовой стаж не менее одного года. То есть на российскую пенсию, к примеру, могут претендовать не только наемные рабочие, получающие белую заработную плату, но и законопослушные индивидуальные предприниматели.
Гипотетически у чрезвычайно активного трудового мигранта пенсия может сложиться, как финансовый пирог, из выплат всех стран ЕАЭС, в которых он успел официально поработать не менее года.
Естественно, главными выгодоприобретателями от ратификации такого договора стали Армения, Киргизия, Казахстан и Белоруссия. Во-первых, количество трудовых мигрантов из России в этих странах стремится к нулю. Во-вторых, средняя пенсия в этих странах, как правило, ниже, чем в России. По соглашению сторон, пенсия рассчитывается из ставок страны, в которой работал гастарбайтер, и выплачивается в национальной валюте с учетом обменного курса.
Исключением в этой ситуации является только Казахстан, в котором средняя пенсия в пересчете на рубли сопоставима с российской и составляет 16 тысяч. Гораздо выгоднее быть пенсионером с российским стажем в Армении (средняя эквивалентная пенсия 6,2 тысяч рублей) и Киргизии (около 6 тысяч рублей). Белорусам (со средней пенсией в пересчете на российскую валюту в 13,5 тысяч) также выгоднее работать в России.
В конце прошлого года в Санкт-Петербурге стороны подписали Соглашение о пенсионном обеспечении, регламентирующее все вышеперечисленные правила в рамках ЕАЭС. Вице-премьер Киргизии Жениш Разаков очень положительно отозвался о договоре (что было ожидаемо):
По данным статистики, в Киргизии ежегодно число пенсионеров увеличивается на 17 тысяч человек. Учитывая уровень трудовой миграции между Россией и Киргизией, сложно представить, какая часть пенсионеров будет с нового года получать российскую пенсию.
На данный момент все ждут ратификации договора правительством Казахстана в конце текущего месяца. И (если она состоится) с 2021 года новые правила начисления пенсий вступят в реальную силу.
Не только ЕАЭС
Необходимость подобного пенсионного соглашения России с четырьмя странами ЕАЭС выглядит на первый взгляд вполне логичной – в стране уже несколько лет наблюдается отток трудовых ресурсов из государств СНГ. С каждым годом приток трудовых мигрантов снижается в среднем на 4%, а отток обратно на родину увеличивается на 10ꟷ15 %.
Насколько принятые меры действительно стимулируют гастарбайтеров возвращаться в Россию, да и еще работать официально, неизвестно. Но попытка сделана. По подсчетам Минтруда, в ближайшие два года наша страна потратит на пенсионное обеспечение граждан четырех государств ЕАЭС около 166 млн рублей. Из этой суммы 91 млн будет выплачен лицам, проживающим за пределами РФ. То есть деньги будут просто экспортированы. Остальные миллионы останутся для трудовых мигрантов, живущих в России. Если они пожелают уехать на родину, то пенсия последует за ними.
Аналогичная ситуация сложилась с непризнанными ЛНР и ДНР, граждане которых с весны прошлого года имеют почти беспрепятственную возможность получения российского паспорта. При этом, естественно, Россия берет на себя все пенсионные обязательства. Здесь уже на первый план выходит Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ от 1992 года, в котором гарантируется пенсионное обеспечение гражданам стран Содружества.
Только вот Украина к весне 2019 года уже не являлась членом СНГ. А Луганская и Донецкая народные республики в организацию так и не приняты. Украинское руководство при этом поступило с выходом из СНГ очень продуманно и осталось в рамках пенсионного соглашения 1992 года. Несмотря на такое подвешенное юридическое состояние, пенсии жителям неподконтрольных Киеву территорий, в случае принятия гражданства РФ, будут гарантированы. Для этого, правда, жителю ЛНР и ДНР с российским гражданством придется переехать в Россию.
Потенциально, если все пенсионеры непризнанных республик решатся на переезд, отечественному бюджету это обойдется ежегодно в 100 млрд рублей. Соотношение пенсионного обеспечения в республиках и России просто несоизмеримо – 5,5 тыс. рублей и 16 тыс. рублей, соответственно.
Однако здесь все не так просто. Жителям непризнанных республик недостаточно просто получить гражданство и переехать в РФ. Требуется еще и дождаться пенсионного возраста, который в ЛНР и ДНР в последнее время не повышался. К примеру, 56-летнему мужчине-пенсионеру из Луганска придется ждать еще четыре года в России до пенсионных выплат.
Пенсионный кризис
На фоне всех непредвиденных трат бюджета, связанных с исполнением пенсионных обязательств, достаточно необычно выглядят решения о заморозке пенсионных накоплений граждан России. В начале декабря Совет Федерации РФ одобрил закон об очередном моратории накопительной части пенсии до конца 2023 года. Это означает, что работающие сейчас граждане отчисляют 6% заработной платы не на накопительную часть собственной пенсии, а на выплаты действующим пенсионерам.
Такой финансовый маневр был впервые предпринят еще в 2014 году и носил временный характер. Как видно, временная мера растянулась почти на десять лет и позволила сэкономить бюджету ежегодно несколько сотен миллиардов рублей на выплаты пенсий. Даже несмотря на такие непопулярные меры, государственный бюджет вынужден отчислять пенсионерам немалые суммы, хотя это прерогатива пенсионного фонда. Поэтому приходится экономить, замораживая поступления в накопительную часть будущих пенсионеров. В частности, в 2023 году подобных трансферов из государственной казны, благодаря одобренному законопроекту будет на 669,3 млрд рублей меньше.
Такая ситуация с финансированием пенсий сложилась по многим причинам – неуклонное повышение доли пенсионеров среди граждан, обширный рынок труда с серыми зарплатами и неэффективный менеджмент в пенсионной сфере. Все это заставляет государство идти на непопулярные меры повышения возраста выхода на пенсию и манипуляции с пенсионными накоплениями граждан.
Самое удручающее во всей этой истории, что никакого выхода из фактического тупика нет – государственному бюджету придется отчислять огромные суммы для покрытия растущего дефицита пенсионного фонда. Это означает, что пенсия гражданина Российской Федерации теперь формируется не только из его регулярных отчислений в фонд, но и из налогов, выплаченных в бюджет. О том, какой дисбаланс это вносит в общую финансовую логику работы государства, отдельно рассказывать не стоит – и без того все понятно.
Зачем обижать своих?
Ситуация с пенсионными выплатами трудовым мигрантам в рамках соглашения ЕАЭС выглядит, по меньшей мере, странно.
В ситуации разбалансированной государственной пенсионной системы дополнительная финансовая нагрузка в несколько сотен миллионов рублей положение пенсионеров точно не улучшит.
А вот раздражения и непонимания точно добавит.
Россия будет платить пенсии трудовым мигрантам
Важно, что пенсионные права трудящихся из указанных стран будут формироваться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства, где они работали.
Так, если документы подаются в России, то их необходимо представлять в порядке, установленном российским законодательством.
Согласно законодательству России, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории как РФ, так и на территории бывшего СССР. А если величины такого коэффициента недостаточно для возникновения права на пенсию, то будет учитываться 1 пенсионный балл за год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов ЕАЭС.
Устанавливается также право члена семьи на пенсию в случае смерти трудящегося в соответствии с законодательством государств-членов союза. Если размер такой пенсии зависит от количества членов семьи, учитываются все члены семьи.
В других странах ратификация соглашения завершена, кроме Казахстана, где ее планируется завершить до конца декабря.
Согласно поправкам, под действие соглашения в РФ подпадают:
— страховая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
— фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, если иное не предусмотрено Соглашением;
— накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
Путин гастарбайтеров без пенсий не оставит
Россия оплатит трудовым мигрантам заслуженный отдых
Проведя пенсионную реформу для россиян и повысив пенсионный возраст, Россия решила выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как ожидается, члены ЕАЭС подпишут и ратифицируют соответствующее соглашение до конца 2019 года. 11 июня об этом сообщило агентство РБК.
Ранее, 29 мая, идею засчитывать стаж работы на территории ЕАЭС при расчете пенсий поддержал президент РФ Владимир Путин.
По мнению, российского лидера, «для конкретного гражданина, для простого человека, человека, который всю жизнь работал, это имеет очень важное значение». «Будет не важно, где конкретно человек работал, главное — чтобы были соответствующие документы, подтверждающие этот стаж», — отметил он.
Нововведения предполагают, что страна, в которой мигрант работал, делал взносы в пенсионный фонд и получил право на страховую пенсию по старости, будет выплачивать ему пенсию и после его возвращения на родину либо переезда в другую страну ЕАЭС. Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством. Трудовой стаж, полученный на территории разных стран ЕАЭС, будет суммироваться.
Сейчас мигранты, работающие в России, делают отчисления в ПФР, однако выплат не получают, не коснулась их пока и пенсионная реформа.
По подсчетам Министерства труда РФ, в 2020—2021 году на выплату пенсий по новым правилам понадобится около 166 миллионов рублей. В будущем сумма будет расти, поскольку отчисления после подписания соглашения будут накапливаться.
Заметим, хотя соглашение должны одобрить все члены ЕАЭС, по сути, это игра в одни ворота — российские.
В России наивысшая средняя зарплата среди всех стран-членов ЕАЭС. Стало быть, и пенсии — тоже. Мигранты из входящих в ЕАЭС Казахстана и Киргизии составляют около 40% от всех мигрантов в РФ, миграция из Армении и Белоруссии не так велика. В то же время число россиян, переехавших на постоянное или временное жительство в эти страны, — мизерное.
Понятно, почему Кремль пошел на признание прав гастарбайтеров после проведения пенсионной реформы для россиян. Согласно данным Росстата, с 2019 по 2034 год численность трудоспособного населения в РФ сократится примерно на 3 млн. человек — с 82,2 млн. до 79,4 млн. Эта оценка может снизиться благодаря ежегодному приросту населения за счет долговременных мигрантов. Надо думать, право на российскую пенсию увеличит поток гастарбайтеров, желающих жить и работать в России.
Правда, миграция — палка о двух концах. Решая сиюминутные экономические проблемы, она создает шлейф проблем системных. Перестройка экономики России и повышение производительности труда могли бы свести масштабы трудовой миграции к минимуму.
Но, похоже, Кремль — в условиях санкционного давления, и в преддверии транзита власти в 2024 году, — о долговременных проблемах не задумывается. Пример тому — пенсионная реформа.
— Чтобы мигранту прямо сейчас оформить российскую пенсию, не нужно ратификации дополнительного соглашения в рамках ЕАЭС — достаточно иметь 15 лет трудового стажа на территории РФ, — напоминает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Этот стаж, понятно, должен быть документально подтвержден. Однако таких уникумов — знающих Трудовой кодекс РФ и работающих по трудовым договорам — среди мигрантов очень мало. Думаю, подписание соглашения вряд ли кардинально изменит эту ситуацию.
Однако политически инициатива Путина значима. Она показывает, что мы никого не хотим дискриминировать. Ведь помимо мигрантов есть экспаты — квалифицированные работники компаний из стран ЕАЭС, работающих в России. Надо думать, у них заявление российского лидера вызовет чувство глубокого удовлетворения: у них трудовые отношения правильно оформлены, и стаж идет.
«СП»: — Сейчас, чтобы претендовать на российскую пенсию, иностранец должен 15 лет отработать в РФ. Соглашение ЕАЭС предусматривает, что трудовой стаж, полученный на территории разных стран ЕАЭС, будет суммироваться. Что это изменит?
— Имеется в виду, что для пенсии по-прежнему потребуется 15 лет стажа. Но этот стаж больше не должен быть непрерывным. Скажем, человек отработал в России в 2003—2005 годах, потом в 2010—2015 годах. Соглашение позволит эти «кусочки» суммировать. Но в сумме все равно должно получиться не меньше 15 лет — только тогда возможна российская пенсия.
Я, во всяком случае, смысл нововведения так понимаю.
Есть, правда, тонкость. Никто сейчас не говорит, что на момент, когда придется выплачивать пенсии мигрантам, необходимый стаж будет по-прежнему составлять 15 лет. Вполне возможно, к тому времени условия ужесточатся — планка будет поднята. Как получилось у нас у тех, кому повысили пенсионный возраст.
«СП»: — Насколько России необходим приток мигрантов, или без него можно было бы обойтись?
— Трудовая миграция высококвалифицированных специалистов России очень нужна. Это те самые экспаты. Такая миграция — непременное условие перетока капиталов и технологий, обмен производственным и научно-техническим опытом.
Что же касается малоквалифицированных мигрантов, они решают проблемы предпринимателей тем, что сокращают затраты на труд. Они усиливают конкуренцию, и увеличивают прибыль тех, кто их нанимает.
Такие мигранты получают гроши. Но надо понимать: чем дешевле труд — тем меньший стимул к применению новых технологий.
Капиталисты применяют новые машины только в тех случаях, когда они экономят заработную плату. И никак иначе.
Посмотрите, как организовано строительство высотных зданий в Индии. Там на верхние этажи ведут мостки, и по ним идут бесчисленные индийские женщины. У каждой в руках — один-два кирпича. Это вместо подъемного крана.
Вот и задайтесь вопросом: нужно ли в России такое строительство?
А индусы рассуждают так: если поставить подъемный кран, все эти женщины должны умереть с голоду. Потому что делать они ничего не умеют.
«СП»: — То есть, дешевая сила мигрантов — вариант возможный, но тупиковый?
— Да. Потому что он сильно дестимулирует техническое развитие — накопление капитала и инвестиций.
«СП»: — Нам было бы правильно отказаться от миграции?
— У нас нет никакого выхода. Проблема в том, что в России — рыночная экономика. Мы не можем ничего приказать предпринимателю. Если бизнесмен видит, что мигранты обходятся ему дешевле — он будет стремиться воспользоваться их трудом.
— В России идет сокращение трудоспособного населения, и власть пытается заместить эту убыль мигрантами, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Тем самым Кремль допускает, я считаю, серьезную ошибку. Это можно видеть на примере проблем Германии с турецкими мигрантами, или проблем Франции с мигрантами из Северной Африки.
Ситуация с мигрантами в РФ также постепенно становится более острой — я сужу об этом по Подмосковью. На глазах происходит, например, вытеснение «коренных» врачей и медработников выходцами из республик Средней Азии. На родине зарплаты у них мизерные, они знают, что в российской глубинке дефицит медицинских кадров — и с удовольствием едут к нам.
Чем это обернется спустя несколько лет — вопрос открытый. Можно предположить, что произойдет замещение части русского населения на выходцев из Азии. И это создаст в обществе дополнительную напряженность, в том числе на межрелигиозной почве.
Понятно, что такой сценарий несет серьезные риски. Но нынешние власти, к сожалению, живут в рамках логики «после нас — хоть потоп».
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Как старикам жить, меньше всего волнует «кремлевских»
Чем опасен для пожилых россиян проект федерального бюджета на 2022−2024 годы?
Гастарбайтеры теперь будут получать Российскую пенсию
Россия – добрая душа, всем поможем, всех обогреем, кроме своих собственных граждан, разумеется, они и сами как-нибудь справятся. Почему бы работягам из соседних стран Евразийского экономического союза не заработать себе пенсию у нас в России.
Госдума ратифицировала соглашение, согласно которому обязуется платить пенсии гастарбайтерам за время, отработанное на ее территории. Данные изменения коснутся граждан стран: Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии.
Если мигрант, например, из Казахстана по достижении пенсионного возраста получил право на страховую пенсию по старости в России, то даже при возвращении в Казахстан пенсию ему должна будет выплачивать РФ. Неплохо выходит, можно по работать в России пока здоровье позволяет, а затем вернуться на родину и получать Российскую пенсию, которая будет по больше местной. В Минтруде подсчитали, что дополнительные расходы ПФР для начала потребуют 166 млн рублей.
Россияне, трудящиеся в данных странах, тоже могут рассчитывать на выплаты. А много ли Россиян уезжают трудиться в эти страны? Думаю, нет.
Возникает вопрос, как это соглашение соотносится с тем, что у самих российских граждан пенсии очень мизерные, а работающим пенсионерам пенсия не индексируется уже который год? Получается, что страна, которая не может обеспечить достойную пенсию своим гражданам, теперь берет на баланс еще и иностранных.
Эксперты отмечают, что основная задача данной инициативы – вывести трудовую миграцию из тени, а заодно возобновить приток экономически необходимых гастарбайтеров, поток которых из-за ухудшающейся ситуации в стране пошел на убыль.
В Казахстане и Киргизии пенсии в несколько раз ниже, чем в России, а значит подобное соглашение может стать отличным поводом идти работать в РФ.
Власть пытается заменить русского работника на мигранта, но подобная политика ведет в тупик.
Исследования показывают, что дешевая рабочая сила мигрантов снижает стимул предпринимателей использовать новые технологии и методы производства.
21 век – это время, где «берет» не количество, а качество. И эта тенденция будет только распространяться.
Россия — щедрая душа: зачем ПФР приготовился платить пенсию мигрантам из Азии, у нас же вроде денег нет
Искал статьи про российский туризм в период ковида, а нашёл заметку о том, что Россия будет платить пенсии гастарбайтерам. Авторы намекают, что в РФ рождается новый вид туризма — пенсионный, а в комментариях разгорается жуткое бамболео. Новость горячая, поэтому буду разбираться.
Какая сейчас пенсия у жителей РФ
Если верить ПФР, самый высокий ПМП (прожиточного минимума пенсионера) в Ненецком АО — почти 20 тысяч рублей. Меньше всех получают пенсионеры в Татарстане 8,4 тысяч рублей. Средняя температура по палате — ₽15 тыс.
Если честно, не густо. Одни из будущих пенсионеров считают, что до пенсии уже доживать необязательно, а вторые — мозгуют, куда бы вложить свои скромные заначки, чтобы, выйдя на пенсию, не зависеть от государства.
Хотя некоторые чиновники уверены, пенсионеры просто вредничают. Государство платит хорошо — на коммуналку и макарошки хватит.
Слышал, даже, что к 2023 среднюю пенсию поднимут аж до 18 тысяч, но учитывая, как летит инфляция, дай бог, чтобы хоть как-то в плюс выйти. На этом фоне новость про российские пенсии для соседей по бывшему соцлагерю как минимум вызывает недоумение.
Почему в правительстве решили платить пенсионерам Таджикистана
Пограничная служба РФ начала собирать статистику по трудовым мигрантам только в 2019 году. Сами признаются, что данные пока «сырые» и много людей просачиваются мимо, но тем не менее, буду ориентироваться на неё.
По данным погранслужбы, больше всего трудовых мигрантов Россия приняла из:
Дальше с заметным отставанием — Украина и Казахстан.
Ориентируясь на эти цифры, в Пенсионном фонде решили платить деньги новым пенсионерам. Пока только из Таджикистана — Узбекистана, Киргизия на очереди.
В правительстве посчитали, что будет корректно поддержать материально граждан СНГ, приезжающих в Российскую Федерацию с целью трудоустройства и длительного проживания. Мол это нормальная международная практика и для России в том числе.
Логику госведомств я понимаю. Предполагаю, что, сделав такой ход конём, они хотят и геополитический профит получить (укрепление «общей экономики» в рамках ЕврАзЭС) и стимулировать самих мигрантов работать «в белую», башляя процент в ПФР. Моё мнение: напрасно надеются.
Тут весь цимес как раз и есть в конвертных зарплатах, без страховок, налогов и прочего — чтобы побольше отправить домой в солнечные республики.
Есть ли что-то похожее в других странах
В этой части представители ПФР не соврали. Практика такая есть и большинство развитых стран заключили подобные договоры ещё в конце 70-х — начале 80-х годов. Например, в период с 1978 по 1994 двусторонние договоры были подписаны между такими странами, как :
С конца нулевых к большой семье начали присоединяться Чехия, Польша, Словакия и прочая Восточная и Центральная Европа. Есть даже международная база ISSA Database, которая собирает информацию по международным соглашениям о социальном обеспечении.
Пенсионный фонд России к настоящему моменту заключил договоры с 24 странами. Это преимущество наши бывшие соседи по СССР, как, например, Армения, Белоруссия, Молдова, Грузия, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Есть также договоры с заграницей — Сербией, Болгарией, Чехией и Израилем.
Как будущему пенсионеру улучшить свое финансовое положение — мои советы по инвестированию
Инструментов накопления много. Только навскидку могу назвать:
Депозиты и недвижимость — традиционно популярные у россиян варианты, хотя в последнее время сторонников у них поубавилось. Низкие процентные ставки снижают ценность депозитов, а недвижимость как ни крути, не чистый пассив — тоже требует управления и контроля.
Оптимальный вариант по доходности — ценные бумаги. Цель накопления прежде всего зависит от планов на будущее. Для одного достойная пенсия — это уютная квартира и свежий борщ на столе, для другого — путешествия и клубничные смузи в 5-звёздочных отелях.
Чтобы найти нужную сумму, нужно выбрать возраст, в который мы хотим выйти на пенсию, срок дожития и желаемый ежемесячный доход.
Например, я хочу выйти на пенсию в 50 и получать по 50 тысяч рублей в месяц до 75 лет. Выходит, что мне нужно накопить 15 млн рублей. С процентов по депозитам вряд ли накапает столько. Инвестиции на фондовом рынке более рискованный, но единственно адекватный способ накопить на пенсию.
Риски можно контролировать, правильно подбирая активы. Например, популярностью пользуются такие «классические» типы портфелей:
40 % облигаций и 60 % акций
Портфель акций разделен между акциями роста и дивидендными ценными бумагами в различных секторах экономики.
10 % — облигации и 90 % — эталонный индекс
25 % облигации, 25 % отечественные акции, 25 % иностранные акции и 25 % эталонный индекс
Есть и куча других «авторских» решений от известных и не очень финансистов.
В общем принцип понятен — не складывать все яйца в одну корзину и соблюдать баланс между риском и доходностью. Кто опасается или не имеет опыта торговли, может выбрать фонды с активным управлением.
Минус — придётся отстегнуть процент за это самое управление; плюс — составлением и перебалансированием портфеля занимаются люди с соответствующим образованием и опытом.
А что вы думаете о планах ПФР и как вообще смотрите не свои перспективы в будущем — надеетесь на государство или сами копите себе на старость?