газета кандидата в депутаты образец
Учимся у политтехнологов: Что написать в агитационной листовке
Совсем скоро, 19 сентября 2021 года, пройдёт Единый День голосования. Поэтому я решил рассказать на примерах лучших образцов агитационных материалов о том, что нужно написать на листовке, чтобы избиратели отдали свой голос за вас, если вы избираетесь в различные органы власти.
Советы, которые вы найдёте в статье, можно применить не только для печати листовок. Их можно использовать и для написания предвыборной речи, постов в социальных сетях и текстов на сайте, но, для удобства повествования, я буду оперировать термином “листовка”.
Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.
Смотрите цены на самые ходовые тиражи здесь: https://flyer-online.ru/pechat-predvybornyh-materialov
Напечатаем как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.
Листовка – гибкий инструмент коммуникации, который легко подстроить под то послание и под ту аудиторию, до которой вы хотите это послание донести. Обычно выделяют несколько основных видов или жанров информационных материалов депутатов.
Биографическая листовка
Это самый простой жанр, в котором политтехнологи просто перечисляют значимые, с их точки зрения, вехи в жизни кандидата.
*Пример биографической листовки от кандидата в Губернаторы Ленинградской области Кузьмина Н.А.
Основная задача такой “биографии” показать то, что нужно показать и спрятать то, чего показывать не нужно. Обычно делают акценты на следующие моменты:
Если вы не знаете, о чем рассказать в рекламе, расскажите историю вашей компании. О её “семье” – сотрудниках, об их квалификации и курсах, которые они закончили. Если вы распространяете листовки в определенном районе, расскажите о том, что большинство ваших сотрудников живут тут же, рядом. Не забудьте упомянуть о наградах или сертификатах, которые вы получили за годы существования.
N причин проголосовать “За”
В такого рода листовках перечисляется несколько причин выбрать того или иного кандидата. В этом случае ставка делается на то, что разные типы целевой аудитории голосуют за того или иного кандидата по разным причинам, а если таких мотивов несколько, то и агитка найдёт больший отклик.
*Пример листовки 5 причин голосовать за кандидатов депутаты Морозова и Китаева.
Аргументацию делят на рациональную – она оперирует фактами и строится на логике, и эмоциональную – такие аргументы взывают к чувствам и содержат приёмы художественной литературы, а не конкретные цифры.
Обычно в список аргументов включают 5, реже – 10 пунктов. Думаю, что это связано с распространенным мнением о том, что человек может запомнить 7 (+/-2) интеллектуальных объекта – факта или цифры за раз.Более свежие исследования показали, что число таких объектов у современного человека сократилось в среднем до 4. Я рекомендую остановиться на 3 пунктах, иначе вы рискуете, что пока потенциальный покупатель будет дочитывать 10-ый аргумент “за”, предыдущие 7 он уже забудет.
Используйте комбинацию аргументов, но помните, что конкретика всегда выглядит лучше. Если внимательно изучить два типа листовок из примера выше, то видно, что наглядный пример с предложением продать через аукцион 3 иномарки, закупленные для администрации, и купить на вырученные деньги автобусы для жителей Баравихи, выглядит гораздо убедительнее, чем громкое заявление типа “Знают долг в работе депутатов”.
Мнение сторонних людей
Тут тоже возможны два варианта:
Во-первых, депутата могут поддерживать обычные люди, “ваши соседи”. Задача такой листовки показать, что депутат живёт рядом с вами, такой же как вы, вышел из народа, а следовательно, будет защищать его интересы.
*Пример листовки с отзывами за кандидата Серебренникова
Во-вторых, депутата могут поддерживать лидеры общественного мнения или знаменитости. В этом задача повышения доверия к кандидату решается через использование авторитета источника информации о кандидате.
Опубликуйте отзывы своих клиентов, а если вам повезло оказывать услуги какой-то знаменитости, расскажите об этом. С её согласия, разумеется.
Программа
Такой вид агитационных материалов больше похож на официальный документ. В нём содержится план работ и проектов кандидата на тот случай, если его изберут на ту или иную должность.
*Пример программной листовки
На самом деле, никто уже давно не верит такого рода программам и, как следствие, не читает. Поэтому, если вы решили написать на рекламном флаере миссию вашей организации, не делайте этого. Сохраните текст для внутреннего использования.
Впрочем, если вы оказываете сложные или дорогие услуги, вы можете описать процесс их оказания, сделав акценты в нужных вам местах. Это тоже можно считать программой.
X против Y
В такого рода агитационных материалах кандидат или партия противопоставляют себя другим политикам. При этом делается ставка на то, что таким образом кандидаты привлекут на свою сторону противников оппонентов.
*Пример агитационной листовки партии «Родина», которая выступает против КПРФ.
Чему можно научиться?
Хотя закон о рекламе запрещает упоминания в рекламе конкурентов, вы всегда можете использовать абстрактную формулировку “другие парикмахерские” или “другой шампунь”, чтобы на контрасте с ними подчеркнуть свои конкурентные преимущества.
Отчёт о проделанной работе
Если политик претендует на второй срок, его команда часто применяет такой вид листовок, в котором показывает, как много пользы принёс кандидат, пока занимал свою должность.
*Пример проделанной работы кандидата в депутаты Выдрова
Расскажите потенциальным клиентам о том, как много вы уже сделали. Сколько клиентов обслужили, сколько тех или иных работ произвели, сколько потратили расходных материалов для этого использовали. Список можно продолжать и дальше – подумайте, какие цифры считать знаковыми для вашей отрасли?
Повышение электобилити
Электобилити – готовность некоторой части людей голосовать как большинство или вовсе не проявлять активность, если они понимают, что их кандидат заведомо проиграет выборы. Чтобы повысить электобилити нужного кандидата, часто публикуют результаты опросов, которые показывают, что он уже побеждает по мнению большинства.
*Пример информационной листовки с рейтингом депутатов городской думы г. Каменск-Уральский на основании лайков в социальных сетях
Да, вы не можете упоминать своих прямых конкурентов, но вы можете использовать косвенное сравнение. Например: “Каждый 10-ый житель района меняет шины у нас” или “97,6% клиентов довольны сотрудничеством с нами”.
При этом, вам даже не обязательно превосходить показатели своих конкурентов, если они не применяют в своих рекламных кампаниях тот же трюк. Достаточно, чтобы цифры, которые вы указали выглядели солидно в глазах клиентов.
Воззвание
Обычно листовка-воззвание – это реакция депутата на громкий информационный повод, которая заканчивается призывом к действию, выгодному для авторов.
*Листовка с воззванием кандидата в президенты Украины Кравчука
Чему научиться?
Используйте громкие новости для продвижения своего бренда. Основной трюк тут заключается в том, чтобы придумать, как вплести свой бренд в новостную повестку. Правда, политические новости в коммерческой рекламе лучше не упоминать, если только вы не уверены, что большинство потенциальных покупателей не разделяет ваши взгляды.
Сборная солянка
Такой агитационный материал – это попытка автора уместить на одном листе все или некоторые элементы из предыдущих типов листовок.
*Пример сборной солянки от кандидата в депутаты Гомельского городского Совета депутатов.
В этом примере есть и биография и предвыборная программа и подпись “группа поддержки”, намекающая на то, что за кандидата выступает народ и ничего не значащий лозунг.
Не делать так. Всегда придерживайтесь принципа: одна листовка – один повод.
Какой жанр листовок лучше сработает?
Точного ответа на этот вопрос не существует. На поведение потенциальных покупателей всегда влияет множество факторов: от погоды до действий прямых конкурентов. Возможно даже, что те виды, которые я считаю несостоятельными сработают лучше для вашей аудитории. Но вероятность этого очень мала. Всегда необходимо проводить тесты и согласовывать содержание листовок с общей коммуникационной стратегией.
Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.
Мы поможем вам напечатать как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.
Автор: Дмитрий Светелик, директор по маркетингу типографии Flyer-Online.
10 примеров веселой и находчивой предвыборной агитации
По всей России 10 сентября пройдут выборы. Жители Серпуховского района очень мало знают о своих кандидатах, но так происходит не везде.
До выборов осталось всего три дня, где-то пройдут региональные, а где-то – муниципальные. Однако объединяет их всех одно – отсутствие агитации населения. Даже в столице мало кто знает заранее, что готов тот или иной кандидат сделать для улучшения жизни простого народа.
Но так происходит не везде. Портал ОКА.FM решил отыскать самые показательные агитлистовки, в которых кандидаты открыто говорят о своих намерениях.
Начнём издалека, а именно с Южно-Сахалинска. Довольно показательно, как можно одновременно воспользоваться узнаваемым именем, пожелать со всех стендов города «Спокойного сна» и привлечь определённую прослойку населения, которая ложится спать после 23:00.
Следующая кандидатка правильно ориентирована на избирателей. Ведь в Талнахе (район города Норильск) живут в основном шахтёры – мужчины одинокие и истосковавшиеся по женскому вниманию. А тут такая женщина призывает, а она точно туда баллотируется?
Хотелось бы отдельно отметить места, куда клеят агилистовки. Иногда это очень показательно. Вот так, например, отличилась кандидатка от партии «Яблоко». Интересно, а на кого ориентирована данная информация? Думаю, сама Голубенко была бы недовольна, узнав, где именно «клеят» её лицо.
Продолжая тему необычных мест для агитации, обращаем внимание на то, что следующая листовка очень символична вкупе с лозунгом «Опыт! Надёжность! Порядок!». Да, человек придёт выкинуть мусор и сразу увидит, из-за кого тут «Надёжность!» и «Порядок!».
Не верьте тем, кто говорит, что все депутаты – вруны. Есть ещё честные люди в политике. Так, в городе Устюжна гражданин Козлов честно говорит, что он думает о жителях своего города.
Простым работягам, врачам, учителям и особенно детям просто необходима защита «в коридорах власти». Но становится, честно говоря, страшновато, когда тебя собираются защищать такими способами, какие показывает всему честному народу Кира Кущ.
Патриотизм нередко ассоциируется с распитием спиртных напитков, такой уж у нас менталитет. Страну как-то проще любить, когда ты «под градусом». Так считает кандидат от партии «Патриоты России» Степанов из Прикамья.
«Справедливая Россия» решила, видимо, взять в союзники избирателей не совсем традиционной сексуальной ориентации. И открыто говорит об этом. Смело.
Как строить коммунизм, нам показал Кирилл Панько из Ярославской области. Сразу видно – человек дела. Данная листовка явно ориентирована на рабочий класс, но, думаю, и женская половина населения не сможет устоять перед брутальностью данного кандидата.
В Назаровском городском Совете чётко знают, что нужно делать. Работать. Хотя тут непонятно кому, то ли «Единой России», то ли жителям Назарово.
Требования к агитационным материалам в СМИ
В этот статье — важные требования к содержанию и оформлению агитационных материалов при их публикации в печатных СМИ и сетевых изданиях.
Агитационный период выборов депутатов Госдумы восьмого созыва в 2021 году в СМИ начинается 21 августа 2021 г. и заканчивается в 23:59 ч. 16 сентября 2021. В этот период СМИ, которые заявили в избирательные комиссии о готовности публиковать агитационные материалы, будут плотно работать с агитацией.
Основные нормативные акты о выборах: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Я их буду называть «Закон № 67-ФЗ» и «Закон № 20-ФЗ». Кстати, требования к агитматериалам в них практически дословно повторяются.
Обязательные сведения об агитационных материалах
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательную информацию:
Эти требования предусмотрены пунктом 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ и частью 4 статьи 68 закона № 20-ФЗ. Требования также распространяются на материалы, которые публикуют сетевые издания.
Пример выходных данных для агитационного материала:
Изготовлено ООО «Фирма», юридический адрес: 000000, Областная область, г. Город, ул. Уличная, д. 8, кв. 8, ИНН 8880000000; тираж 1 экз., 08.08.2021; по заказу кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича
Позаботиться о наличии необходимых сведений должны кандидаты и изготовители агитационных материалов, но редакция СМИ перед публикацией должна проверить их наличие. Если их нет или они неполные, то размещать агитматериал нельзя.
Если материал изготовлен специально для сетевого издания, то количество экземпляров можно обозначить так: “тираж: единственный экз”. За достоверность сведений о тираже отвечают кандидаты.
Если сомневаетесь, как правильно указать размер тиража, уточняйте у своего регионального избиркома по телефону. Мы часто сталкиваемся с разными подходами в регионах, поэтому подстраховка лишней не будет. Но повторюсь, за достоверность сведений о тираже несут ответственность кандидаты, а не СМИ.
Агитматериалы для периодических печатных изданий
Если макет агитационного материала планируется опубликовать в периодическом печатном СМИ, то обязательная информация о нем отличается от общих правил.
Достаточно указать, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация.
Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с требованиями закона о выделении бесплатной печатной площади, то информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.
Пример выходных данных для печатных СМИ:
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Областная область — Окружной одномандатный избирательный округ № 888 Иванов Петр Иванович.
Агитационные материалы иноагентов
Иноагенты в законодательстве появились недавно, поэтому прогнозирую пристальное внимание контролирующих органов к их агитационным материалам. Для целей агитации избирательное законодательство разделяет иноагентов на два вида:
Поэтому любой агитационный материал таких людей должен содержать специальную маркировку — она предусмотрена пунктом 9.4 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и часть 9.3 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.
Маркировка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
Пример маркировки агитационного материала иноагента:
Важный нюанс о двойной маркировке материалов иноагентов
Статьей 4 Закона о СМИ предусмотрена обязанность каждый раз маркировать физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также созданные им материалы. Требования к указаниям иноагента, предусмотренные Законом о СМИ, утверждены Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020.
Эти требования не отменяют требования, предусмотренные избирательным законодательством, а требования избирательного законодательства не отменяют требования законодательства о СМИ.
Следовательно, при размещении агитационного материала иноагентов нужно выполнить требования о маркировке как Закона о СМИ, так и Закона № 67-ФЗ.
Из этого следует, что каждая публикация в СМИ агитационных материалов кандидатов, выполняющих функции иноагентов, должна содержать две маркировки!
Такую позицию озвучивает Роскомнадзор, склонен с ней согласиться.
Редакционные комментарии к агитационным материалам
Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом (п. 5 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 16 ст. 66 Федерального закона № 20-ФЗ).
Но редакции не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума — только за пределами информационных блоков.
Высказывания о кандидатах
Использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица (пункт 9 статьи 48 Закона № 67-ФЗ, пункт 9 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ).
Фотографии людей в агитационных материалах
При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях.
Эти два случая предусмотрены пунктом 9.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9.1 ст. 62 Закона № 20-ФЗ:
В Рекомендация Роскомнадзора от 19 января 2018 г. поясняется, что запрет на использование изображений в агитационных материалах специально ограничивает возможности кандидатов использовать авторитет и популярность известных личностей.
Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.
Под неопределенным кругом лиц Роскомнадзор предлагает понимать неперсонифицированных субъектов определенной социальной группы.
Например, врачей, учителей, пенсионеров, если именно на эти группы направлены программы кандидата или политической партии.
Другой пример — группа лиц, объединенных творческим замыслом агитационного материала: гости мероприятия, участники какого-либо события, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.
То есть единственной целью присутствия фото людей в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом или политической партией.
Дети в агитационных материалах
Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания детей в агитационных материалах
Ограничения установлены пунктом 6 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 8 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.
Важно понимать, что в агитационных материалах запрещены любые изображения детей, в том числе фото собственных детей кандидатов.
Честь, достоинство и деловая репутация в агитационных материалах
Редакция СМИ обязана предоставить кандидату или избирательному объединению возможность бесплатно опубликовать опровержение или ответ в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации, если были размещены информационные и агитационные материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения. Достоверность информации роли не играет.
Важный момент — возможность опубликовать опровержения должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. Это прямо указано в пункте 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ.
Воспользуется кандидат правом на опровержение или нет, это другой вопрос. Главное — обеспечить ему эту возможность.
Отсутствие такой возможности, даже формальной, является самостоятельным основанием для привлечения главредов и редакций СМИ к административной ответственности по статье 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».
Названные правила об опровержении не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
То есть, если диффамация “проскочила” в агитационном материале другого кандидата, то опровержение должно осуществляться по правилам Закона о СМИ и ст. 152 Гражданского кодекса, а не по правилам выборного законодательства.
Хотя я вижу явное противоречие пункта 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ самому себе. Пункт говорит о диффамации, опубликованной в информационных и агитационных материалах и сам же исключает опровержение диффамации в агитационных материалах. Судебной практики по этому вопросу я не нашел и буду благодарен, если поделитесь такой в чате Телеграм-канала.
В любом случае рекомендую избегать публиковать диффамационные материалы, и особенно в последних номерах печатных СМИ или в последние перед выборами дни в сетевых изданиях.
Также рекомендую прочитать мою статью о видах негативной информации.
Основания для отказа в публикации агитационного материала
Если что-то из списка ниже редакция обнаружит в агитационном материале, то следует отказать в его публикации:
Документооборот редакции СМИ в период агитации
Рекомендую запрашивать тексты минимум за 2-3 дня до даты публикации. Это время потребуется вам для заключения договора на размещение агитационных материалов, получения оплаты, согласование текста с вашими юристами и утверждение правок у кандидата.
Документооборот и последовательность действий в агитационный период важны также, как и содержание опубликованных материалов. Предлагаю следовать таким этапам:
Кто может заключить договор на агитацию: кандидат или партия?
Любые агитационные материалы можно распространять только по договору. Допускается заключение договора с федеральной партией, если она будет оплачивать агитматериалы кандидата Госдумы, который заявлен по списку (депутаты-списочники). Если депутат одномандатник, то договор заключается только напрямую с депутатом.
Региональная партия может заключить договор и оплачивать агитматериалы кандидатов в депутаты областных законодательных собраний.
Подписать договор может лицо по доверенности. Запрашивайте доверенность вместе с подписанным экземпляром договора.
Правила публикации соцопросов в период агитации
Эти правила достаточно просты, но Роскомнадзор и ЦИК утверждают, что во всем объеме нарушений избирательного законодательства они чаще всего и встречаются.
Поэтому если материал содержит конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, аналитика, содержащая предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов,то в этот период его публиковать нельзя. Если только эти сведения не будут прямо обозначены как агитационные
При публикации опросов в СМИ нужно указывать следующие данные:
За 5 дней до дня голосования и в дни самого голосования нельзя публиковать в СМИ информацию, содержащую результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов. Но и удалять из сетевых изданий ранее размещенные результаты опросов не нужно, если в нем указана дата размещения. Злоупотреблять возможностью менять даты публикации на сайте не стоит — может выйти боком и штрафом.
Ответственность СМИ за нарушение законодательства о выборах
“Нам нужно очень срочно это разместить!”, — прочитаете такие слова от кандидатов, скиньте им ссылку на эту статью. И заодно предложите им разделить ответственность.
За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах статья 5.12 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечет приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.
Блокировка сайта за нарушение избирательного законодательства
Статья 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…” допускает блокировку сайта, если на нем размещается информация с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Если владелец сайта получит от Роскомнадзора требование об удалении агитационных материалов, то исполнить его нужно в течение суток. Требование об удалении может прислать и провайдер хостинга, если РКН решит направить требование через провайдера
Возражения против этого решения не предусмотрены, поэтому стоит его исполнить и уведомить РКН об удалении спорного материала. При желании уже потом можно искать справедливость в суде.
Следите за тем, чтобы все адреса электронной почты редакции были доступны и проверялись постоянно. В спам тоже заглядывайте.
Скриншот из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Практики по блокировке сайтов за нарушение законодательства о выборах еще нет, но будет, не сомневаюсь. Понадобится помощь, обращайтесь к нам
Остаюсь с вами на связи и отвечаю на вопросы в Телеграм-чате. Следить за обновлениями контента удобнее в Телеграм-канале.