газовые баллоны нестандартной формы
Газовые баллоны нестандартной формы
Мы привыкли видеть сигарообразные газовые баллоны. Их используют газосварщики коммунальных предприятий, на производствах, в медицине, научных лабораториях. Но такая форма не совсем удобна, например, в транспорте. И действительно, они слишком длинные, круглой формы да ещё и тяжёлые. Для крепления и размещения таких баллонов необходимо большое пространство, часть которого тратится совершенно бесполезно.
Тем не менее, газы (метан, пропан, пропан-бутановые смеси) являются экологичными и с экономической точки зрения более оправданными. Поэтому любая форма сосуда, в котором может быть перевезен газ под высоким давлением, воспринимается автолюбителями меньшим злом.
Однако технологии производства газовых баллонов не стоят на месте и инженерами уже сравнительно давно разработаны специальные формы, которые помимо своих основных функций – нести газ, ещё и обладают рядом удобств.
Газовые баллоны тороидальной формы
Во многих автомобилях на дне багажника или сзади автомобиля присутствует специальный отсек для запасного колеса. Разветвлённая сеть ремонтных станций позволяет сегодня отказаться от так называемой «запаски» и поместить вместо неё газовый баллон. Формой этот отсек напоминает тор (или по народному «бублик»). Вот в этот «бублик» и можно поместить газовый баллон – главное, чтобы он обладал такой же формой и размером.
Среди автолюбителей такие газовые баллоны называются по разному: «таблетка», «бублик», «под запаску», «тор». Их ёмкость, как правило, составляет порядка 40 литров. Они удобны, фактически не занимают полезное пространство за счёт того, что расположены в технологических нишах. В зависимости от положения в пространстве и в автомобиле «бублики» бывают внутренние, внешние, вертикальные и горизонтальные. Вид тороидального баллона определяет положение выпускного отверстия.
Газовые баллоны прямоугольной формы
В действительности прямоугольная форма газового баллона небезопасна. В местах сильных искривлений наблюдаются сильные напряжения. Газ высокого давления просто разорвёт такой баллон изнутри. Поэтому стальные прямоугольные баллоны не изготавливают. Однако сейчас появляются материалы, прочностные свойства которых не сильно меняются в местах изгиба. Таковы, например, баллоны из Hiper-Tex – высокопрочного стекловолокна.
Баллоны из этого материала выдерживают высокие давления, им можно придать форму, которую стальным баллонам не придашь и кроме всего прочего, они легки. По утверждению производителей таких баллонов именно последнее качество позволяет экономить топливо, а значит, определяет экономическую целесообразность увеличения автомобилей, работающих на газу.
Что касается квадратной формы, то такие баллоны можно компактно устанавливать в автомобилях, не теряя при этом полезного пространства. Если раньше нужно было устанавливать несколько газовых баллонов, то с помощью этого материала можно сократить их количеств, а значит устранить сложность в обслуживании. Конечно, баллон из Hiper-Tex не идеально прямоугольный, но его форма всё равно экономнее сферической. Баллоны из этого материала можно устанавливать даже на небольших автомобилях, ведь каждый стальной баллон весит достаточно для того, чтобы разбалансировать даже тяжёлый автомобиль.
Газовые баллоны сферической формы
Такие баллоны (газгольдеры) эксплуатируются в основном для хранения огромных количеств газа, исчисляемого тысячами кубометров. Ёмкости установлены стационарно – сферическая форма не очень удобна для перемещения.
Изобретение новых материалов возможно позволит создавать ёмкости для хранения газов различных форм, но пока сферические являются самыми безопасными и поэтому часто используются на практике.
пропановые
Автомобильные газовые баллоны под пропан (сжиженный нефтяной газ) различаются по конструкции, способу крепежа, месту установки, а также по характеристикам, отличительными из которых являются:
Виды пропановых баков для ГБО:
Внутренний тороидальный баллон имеет круглую конфигурацию (в виде формы колеса). Устанавливают его в багажном отделении автомобиля, как правило, вместо запасного колеса/докатки. Горловина приварена к внутренней части корпуса емкости, угол установки запорной арматуры 30°.
Наружный или внешний тор бак, монтируют под днище машины. Фланец приварен к нижней части корпуса, угол установки мультиклапана 0°. Часто ставят на место запаски.
Полнотелый тор баллон аналогичен внешнему, также ставиться снаружи автомобиля, но его конструкция имеет повышенную вместимость за счёт заваренной центральной части.
Цилиндрический баллон ГБО может размещаться как внутри салона транспортного средства, так и снаружи. Запорная арматура монтируется под углом 30 или 90°.
Баллон спарка — две цилиндрические ёмкости одинаковых или разных размеров и вместимости, соединённые между собой неразъёмной перемычкой, через которую может перетекать СНГ топливо.
Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане
Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.
Виды баллонов для ГБО пропан
Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:
Разновидности тор баллонов
Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.
Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:
наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.
В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.
Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.
Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.
Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:
внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.
Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).
Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).
Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.
Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:
Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.
Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.
Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.
Особенности цилиндрических баков
Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.
Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.
При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.
Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.
Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.
Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:
Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.
В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.
Документы на баллон
Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:
Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:
Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.
Срок эксплуатации
Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).
Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.
Как и какой баллон ГБО выбрать
Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:
Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:
Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:
Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.
Газовые баллоны для дачи: правила выбора и эксплуатации
Отсутствие централизованной газопроводной системы не повод отказаться от использования этого относительно дешевого вида топлива на даче. На выручку придут баллоны со сжиженным газом. Их эксплуатация в домашних условиях может быть небезопасной. Чтобы избежать неприятностей, важно правильно выбирать, заправлять и подключать к газовой плите или отопительным приборам.
Особенности резервуара
Газовый баллон – это емкость, объемом от 5 до 50 л, внутри которого закачан газ в сжатом и сжиженном состоянии. Форма у всех выпускаемых баллонов представляет собой бочонок. Виды газовых баллонов различают по содержащимся веществам, материалу, цвету и объему.
В качестве сжиженного газа выступают пропан и бутан, смешанные в разных пропорциях. Под давлением эти углероды превращаются в жидкость и уменьшаются в объеме. Обратный процесс возможен при повышении температуры – нагревание влечет за собой расширение вещества. Поэтому баллоны для сжиженных углеводородных газов изготавливаются строго по ГОСТам и заполняются не более, чем на 85%.
Неоспоримое преимущество пропан-бутанового газа – легкость. Баллон, наполненный такой смесью, окажется в несколько раз легче аналогичной емкости с метаном.
Другие плюсы:
Правильно настроенная плита, подключенная к баллону с углеводородным газом, будет работать без копоти, выдавать ровные струйки горящего топлива.
По материалу корпуса резервуары с бытовым газом бывают следующих видов:
Критерии выбора
Если вы определились с материалом изготовления корпуса газового баллона и решили, какой вид вам подходит больше, обратите внимание на следующие параметры:
Рейтинг лучших моделей
На рынке газового оборудования представлены различные модели баллонов. Некоторые из них пользуются заслуженной популярностью, благодаря качеству и надежности.
Стальные
Модели этого типа надежные по стоимости. Они обладают высокой устойчивостью к механическим повреждениям, не боятся сложных условий хранения и перевозки.
По отзывам потребителей лучшие металлические газовые баллоны:
Novogas
СВ-БАЛ5Н
Модель небольшого размера и веса, что обеспечивает удобное хранение в стесненных условиях и облегчает транспортировку своими силами. Баллон оснащен специальным воротником с отверстием для захвата, что очень удобно окажется при переноске баллона в руках и необходимости быстрого его подключения. Объем модели – 5 л, рабочее давление — 16 бар. Высокая прочность материала гарантирует устойчивость к большим механическим нагрузкам. Защитная краска покрывает все основные конструктивные элементы и исключает вероятность появления коррозии.
Волчанский Механический Завод СВ-Баллон50В
Модель с толстыми стенками устойчивыми к резким ударам и деформации. При объеме 50 литров масса в опорожненном состоянии составляет чуть меньше 23 кг. Для предупреждения возникновения коррозии баллон покрыт специальной краской. За защиту вентиля и соединителя от внешнего воздействия в период хранения отвечает специальный колпак.
Барс СВ000000045
Изготовлен из высоколегированной стали, устойчивой к механическому воздействию. Емкость баллона – 50 л, рабочее давление – 16 бар. Корпус имеет защитное покрытие от коррозии и царапин. Модель может эксплуатироваться при температуре от 0 до + 45 градусов.
Eurocylinders 76327
Модель объемом 10 л. Отличается прочностью, устойчивостью к внешнему воздействию. Баллон оснащен мембранным вентилем, устойчивым к износу. Удобная вытянутая форма обеспечивает легкую установку и транспортировку.
Композитные
Этот вид баллонов отличается небольшим весом, не подвергаются коррозии, более безопасны в эксплуатации и хранении, но имеют более высокую стоимость.
Burhan Gas 00-00000376
Баллон объемом 24,5 л Оснащен специальным окном, которое дает возможность проверять уровень наполненности. На воздействие пламени реагирует контролируемым выгоранием газа, что гарантирует высокий уровень безопасности во время использования. Рабочее давление — 16 бар. Может быть доукомплектован специальным редуктором с разъемом, исключающим необходимость в переходниках для подключения. Для удобства эксплуатации и дополнительной защиты предусмотрен кожух из полимерного материала.
Ragasco
Обладает упругим и ударостойким корпусом, что снижает риск повреждения при падении с большой высоты и упрощает транспортировку. Вмещает 24,5 л. Изготовлен с использованием стекловолоконной нити, покрытой эпоксидной смолой. Для удобства эксплуатации резервуар помещен в полимерный кожух. Специальные отверстия дают возможность контролировать уровень газа. Перепускной клапан стравливает избыточное давление, что обеспечивает безопасность.
LiteSafe LS 47
Выполнен с применением стекловолоконной нити и покрыт эпоксидной смолой. Не боится ударов, высокой температуры и ультрафиолетового излучения. Давление на разрыв — 140 бар. Внутренняя часть резервуара изготовлена из полипропилена, который обеспечивает ему водонепроницаемость. Емкость — 47 л. Оснащен стальным клапаном, устойчивым к износу. Визуальный контроль уровня газа дает возможность правильно рассчитывать расход.
Элина-Т БМК-300В-7-1-1-1-136
Лучшая модель среди композитных баллонов. Вместимость – 7 л, масса 5,3 кг. Корпус устойчив к нагрузкам. Условия эксплуатации – от – 50 до + 65 градусов. Баллон предназначен для хранения и транспортировки азота, углекислого или горючих газов в любых условиях.
Правила эксплуатации
Даже надежная модель баллона при нарушении правил эксплуатации может быть опасна.
Правила использования газового баллона:
Заправлять или покупать новый
Независимо от того, какое газовое оборудование используется на даче и сколько литров газа в запасе, рано или поздно топливо в емкости закончится. Поэтому запасы нужно время возобновлять.
Существует несколько способов сделать это:
Покупать каждый раз новый баллон нерационально. Этот вариант годится только в крайнем случае, когда нужно срочно пополнить запасы топлива, а сделать это быстро нет возможности или затраты на поездку до ближайшей заправки превышают затраты на приобретение новой емкости.
Первый вариант дорог для бытовых нужд дачника, а второй чреват негативными последствиями как в ходе заправки, так и после нее. Если бы все было так просто, как пишут на форумах, все авто на газу давно бы заправлялись от газовой плиты в квартире, а газовые заправки обанкротились и закрылись.
Рассмотрим рациональные и безопасные способы заправки, их преимущества и недостатки:
Отдавая баллон на заправку нужно помнить о следующем:
Композитные газовые баллоны: характеристики, особенности, эксплуатация
Десятилетиями для хранения и использования сжиженного газа использовались только металлические емкости, так как альтернативы просто не существовало. Сравнительно недавно такая альтернатива все же появилась – современные композитные газовые баллоны успешно применяются не только за рубежом, но и в нашей стране. Однако повсеместного распространения эти емкости еще не получили, так как многие просто не знают, что можно больше не тратить силы на тяжелый, громоздкий металл, заменив куда более удобным, облегченным композитом. При участии специалиста норвежской компании Hexagon Ragasco и Президента Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз», рассмотрим, в чем преимущества композитных газовых баллонов. А также разберемся с самыми популярными мифами, которыми они успели «обрасти».
Содержание:
Что такое полимерно-композитные газовые баллоны
Композитные баллоны состоят из двух частей:
Регулирующая арматура (вентили, защитные клапана) интегрируется в готовую полимерную емкость перед установкой ее в кожух.
Ввиду сырьевой базы и особенностей технологии производства, композитные газовые баллоны обладают рядом привлекательных для пользователей свойств.
Основной плюс композитных баллонов получается во взрывобезопасности. Стальные тоже можно относительно обезопасить защитным клапаном. Расплавление корпуса у композитных – дополнительная степень защиты…
Поясним: при высоких температурах в случае возгорания, баллон не взрывается, поражая осколками, а постепенно оплавляется, что позволяет стравить газ через клапан сброса и предотвратить «хлопок».
Для приготовления пищи на даче пользуюсь композитными баллонами объемом 33 л уже два года. Баллоны легкие, можно контролировать визуально остаток газа, редуктор подключается без разводного ключа (затягивается руками). До этого было несколько стальных баллонов по 50 л. Пришлось купить композитные баллоны, несмотря на цену – заболела спина; да и жена не могла поднять заправленный стальной баллон на 50 л. Разница же в объеме не критична, композита на 33 л хватает на 2-3 месяца, стального баллона 50 л хватало на 3-4 месяца.
Композитные баллоны не ржавеют, но зато «усталостные» нагрузки для них более критичны, не начнет со временем просто сифонить?
Материалы, используемые для производства композитных баллонов, идентичны тем, что используются при изготовлении воздушных судов из стекловолокна, подводных или подземных трубопроводов. Они применяются на различных производствах уже на протяжении 50 лет и известны своей устойчивостью к внешнему воздействию, загрязнению и коррозии. Тщательное тестирование не выявило какого-либо значительного износа материалов вследствие воздействия УФ-излучения, контакта с газами (в том числе пропано-бутановой смесью) или с другими веществами в результате испытаний. За 20-летнию историю производства и эксплуатации композитных газовых баллонов не выявлены случаи усталости композитного материала, что исключает возникновение утечек газа по этой причине. В первую очередь, на баллоне могут появиться потертости внешнего кожуха, при этом колба практически всегда остается целой и невредимой. Что отличает композитный газовый баллон от традиционного металлического, у которого степень повреждений самой колбы значительно выше в процессе эксплуатации.
К вопросу о надежности композитных баллонов. Сегодня днем заправлял два своих баллона по 33,5 литра. Первый залился нормально, а во втором, как только начали заправлять, из дна засвистел газ. Глазами не видно, но слышно было отчетливо, баллон 14-го года.
Колба композитного баллона состоит из внутреннего цельного лейнера и обмотки нитями стекловолокна. Ввиду особенностей композитного материала, в обмотке остаются небольшие поры и незаметные для глаза микро-полости. При наполнении баллона газом лейнер расширяется и выдавливает воздух из этих полостей, поэтому иногда слышен характерный свистящий звук, особенно когда баллон влажный. Это абсолютно нормальная ситуация, которая не является индикатором наличия утечки или какого-либо механического повреждения баллона.
Сфера применения
Технические и эксплуатационные характеристики полимерно-композитных газовых баллонов обеспечивают им большой потенциал и практически неограниченную сферу применения. Это автономный источник одного из наиболее востребованных энергоносителей в самых различных ситуациях.
Приготовление пищи – как на сезонной даче или в капитальном загородном доме (кухонные газовые плиты), так и на пикнике или в путешествии (газовые грили и барбекю, мобильные плитки).
В отопительных системах – разнообразные домашние газовые обогреватели, банные печи, уличные обогреватели (поездки на природу).
В строительстве и отделке – сварочные аппараты, тепловые пушки.
В автономных системах энергоснабжения – генераторы.
Удобство применения компактных и презентабельных композитных баллонов, практически во всех условиях – неоспоримо.
Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении
Приверженцы привычных металлических баллонов одним из доводов против композитных, называют ограничения, связанные с запретом на их использование в помещениях.
Любителям красивых композитных баллонов рекомендую сходить в Горгаз на инструктаж по ТБ. Они запрещены для установки в помещениях. Там покажут, расскажут, фото взорванных баллонов и домов покажут. В композитах клапан стоит, который при превышении давления газ стравливает.
Что характерно – в помещениях в принципе запрещено использовать газовые баллоны объемом свыше пяти литров, независимо от того, из чего они сделаны.
В соответствии с федеральными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации, касательно использования, эксплуатации и заправки бытовых газовых баллонов, не существует разделения на металлические и композитные баллоны. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» п. п. 91-94 установка в жилых помещениях газовых баллонов, за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, запрещена. Баллоны должны быть расположены вне зданий, в пристройках из негорючих материалов, у глухого простенка стены, на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Что касается клапана сброса избыточного давления, который есть на композитных баллонах, то его основное назначение – обезопасить пользователя, поэтому появляется все больше и больше компаний, которые самостоятельно устанавливают данный вентиль с клапаном сброса избыточного давления и на металлические баллоны.
На практике же повсеместно и металл, и композит устанавливают и в кухнях и в котельных, несмотря на существующие нормативы. Однако при равных вводных, в случае чрезвычайной ситуации, как ни крути, а от композита вреда будет куда меньше.
Но лучше, конечно, не создавать для таких ситуаций условий и придерживаться существующих противопожарных правил. «Техника безопасности написана кровью» практически в любой сфере нашей жизнедеятельности.
Мифы и реальность
Как и любая относительно новая технология или продукт, полимерно-композитные газовые баллоны быстро «обросли» различными слухами с негативной окраской. В большой степени это связано как с непониманием технологии производства, так и с нашими реалиями. Чаще всего можно столкнуться с несколькими суждениями.
Такие баллоны практически невозможно заправить – действительно, несколько лет назад, когда они только появились, подобные проблемы возникали. Сегодня же не имеет значения, металлический бытовой баллон или композитный – на газонаполнительной станции заправляют любые. Но именно на специализированной станции, а не на первой попавшейся заправке для автомобилей.
Баллоны пластиковые, одноразовый китайский ширпотреб, если сломается кожух или вентиль – только выкидывать.
Все наши баллоны производятся только в Норвегии на единственном в мире на 100% автоматизированном производстве. Каждый баллон тестируется по 35 пунктам при прохождении контроля качества. Баллоны выдерживают свыше 80 тысяч заправок и при правильной эксплуатации могут прослужить 100 лет. В случае поломки вентиль или кожух меняют в специализированной газовой компании.
Основным сдерживающим фактором, препятствующим повсеместному распространению композитных баллонов, является более высокая стоимость. Но понятие рентабельности индивидуально.
У каждого своя экономическая рентабельность. Я 50-ти литровый баллон не использую по одной простой причине – постоянная угроза радикулита, спину вынужден беречь. Хотя мне это могло бы сэкономить одну поездку на заправку в год из двух. Потому использую баллон 27 литров, хотя и он тяжеловат для больной спины (25 кг). А композитный, всего 15 кг, что уже допустимо. Разница же в цене 3000 рублей. Итого: если взять лет 15 использования, за то, чтобы тягать баллон на 10 кг меньше, мне надо заплатить 3000/15=200 рублей/год. Я согласился бы на такие условия. Вполне разумная цена. Поверьте, лечение радикулитов стоит гораздо дороже. Ну, а более эстетичный вид – бесплатный бонус.
Вывод
В технологическом плане композитные газовые баллоны не уступают металлическим, а в чем-то их даже превосходят, не говоря о том, что и выглядят значительно презентабельнее. Стоит ли переплачивать за удобство и безопасность – каждый определяет исходя из собственных резонов. Но в любом случае, это жизнеспособный и перспективный продукт.
В предыдущих материалах можно прочитать о резервном отоплении дома газовым конвектором, а также об организации автономной отопительной системы на базе газовых баллонов. С этими целями также можно использовать не металлические, а композитные емкости. В видео – как сделать дизайнерский светильник своими руками с минимальными вложениями.