где и когда в беларуси появились первые демократические формы политической жизни
Дорогу осилит идущий. Беларусь — в начале пути построения демократии
Сегодня никого не нужно убеждать в ценностях демократии. Защита прав человека, участие граждан в политической жизни общества, публичное обсуждение всех важных вопросов политической и экономической жизни — это не только ключевые ценности, обеспечивающие стабильность и устойчивость социальной системы, но и важное условие экономического развития и процветания в XXI веке.
Тем не менее, укоренение демократических традиций во многих странах проходит очень болезненно и противоречиво. Очень часто демократические практики выхолащиваются или имитируются.
С моей точки зрения это происходит потому, что демократическая традиция является порождением цивилизации. Равенство не существует в физической природе, а значит, является продуктом цивилизационного прогресса, существование которого поддерживается искусственно за счет осознанно сформированных в обществе гуманистических традиций, обычаев, законов и институтов.
Это ключевая особенность, определяющая условия функционирования и сохранения демократии как общественного института. Для ее появления нужно прилагать усилия, часто значительные, и даже после укоренения демократической системы нужны постоянные усилия общества, направленные на ее сохранение и защиту. Этот процесс усложнен еще и тем, что каждое общество проходит этот долгий путь по-своему, делая собственные ошибки и добиваясь успеха своими уникальными путями.
Наиболее активно демократические традиции в Беларуси стали формироваться начиная с 90-х годов. Так исторически сложилось, что в качестве образца белорусское общество могло использовать или советскую (акцент на социально-экономические права), или западную (акцент на индивидуальные и политические права) модель демократического устройства.
Сейчас «просвещенные» мыслители пренебрежительно относятся к советской системе обеспечения прав человека. Отчасти это понятно. Данная система сформировалась на основе классовых подходов. И у нее не хватило времени для постепенной исторической трансформации в систему, базирующуюся на общечеловеческих принципах. Тем не менее в теоретическом плане такая иерархия прав человека имеет свою логику – «голодный», испытывающий нужду человек не является свободным и независимым. Он не может принимать рациональных долгосрочных решений.
В 90-х Беларусь, делая акцент на соблюдении социально-экономических прав, избежала жесткого сценария развития «дикого капитализма». Сегодня демографические потери нашей страны выглядят ничтожными на фоне потерь ряда других стран бывшего Советского Союза, где либеральные реформы, проведенные по жесткому сценарию, унесли, по оценкам историков, человеческих жизней в три раза больше, чем Гражданская война советского периода. На мой взгляд, эти рассуждения имеют прямое отношение к восприятию белорусским обществом стандартов прав человека.
С течением времени в Беларуси стали внедряться институты рыночной экономики и свобода предпринимательства. Эти процессы сопровождались распространением западных моделей построения демократических традиций.
Как мне представляется, именно в эти годы Беларуси была даже не предложена, а навязана концепция западной системы демократии, но вне исторического контекста и в особом экспортном варианте, целенаправленно разработанным для стран, которым было уготовано стать периферией западной метрополии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Акцент был сделан на обеспечении исключительно политических или индивидуальных свобод, а социальными и экономическими правами предлагалось заниматься по остаточному принципу.
Примечательно, что западные эксперты не акцентировали внимание на важном обстоятельстве – для стабильности общества политические права в обязательном порядке должны сочетаться с обязанностью гражданина принимать только продуманные, основанные на разуме, логике и общественных интересах политические решения. Эти два понятия – политическое право и обязанность действовать ответственно – нельзя разделить без катастрофических для общества последствий. На практике же получалось, что права предлагались в отрыве от обязанностей.
Хорошо известно, что в таких условиях демократия очень быстро вырождается в охлократию. Граждане, не обладающие политическими знаниями, легко поддаются на манипуляции популистов или становятся жертвами организованных олигархических структур. В результате страна погружается в анархию или превращается в олигархию. В любом случае экономическое развитие тормозится. Это очень интересный нюанс.
Я убежден, что появление иерархии прав человека в экспортируемых Западом демократических концепциях обусловлено именно этим важным побочным фактором, связанным с торможением экономического развития.
Такие подходы не могли не вызывать сопротивления белорусских институтов государственной власти, а возникновение разногласий на уровне концепции развития правозащитных механизмов неизбежно стало тормозить развитие этих традиций. В этом смысле мы имеем право рассуждать о тормозящем влиянии Запада на социальное развитие в нашей стране.
Но если мы хотим успешно развивать свою систему защиты прав человека, нам нужно учитывать еще одну очень опасную тенденцию, которая сейчас динамично прогрессирует на Западе.
Проблема в том, что в настоящее время на Западе завершается «тихая революция элит». Это очень важный момент, на который нужно обратить самое пристальное внимание.
Изначально широкая западная демократия была выращена на двух факторах: искусственно подогреваемом экономическом росте и задаче уничтожения Советского блока. (Я не затрагиваю здесь сословную демократию, которая развивалась в этих странах с переменным успехом последние 300 лет.)
После распада СССР элитные группы Запада посчитали, что основная задача выполнена, и на фоне углубляющегося финансового и экономического кризиса широкие демократические процедуры становятся слишком дорогостоящими и угрожают благосостоянию правящих социальных групп. Был взят курс на сохранение внешних форм демократии и демонтаж реального содержания. На Западе демократия превратилась в шоу в руках специалистов по пиару. Исключением можно считать разве что ряд стран Северной Европы.
Это утверждаю не я! Этот тезис обоснован и доказан в трудах многих университетских исследователей и ученых Запада!
Суть тихой революции заключается в управлении гражданскими массами с помощью технологии «мягкой силы». Эти техники позволяют контролировать поведение больших масс людей с минимально возможными издержками. От гражданина уже не требуется разбираться в сути проблем, изучать логику реального мира и делать трудный, но осознанный гражданский выбор. Ему предлагается выслушать несколько лидеров мнений и поддержать того, чье мнение покажется привлекательным. В этом процессе информация лишается реального содержания, а логические противоречия маскируются позитивными эмоциями. В результате люди теряют возможность рационально оценивать свои общественные интересы и становятся объектами манипуляций.
На определенном этапе западные элиты увидели в когнитивных технологиях новый более изощренный, эффективный и дешевый способ контроля за социальным развитием в других странах.
Демократизация общественно-политической жизни БССР. Возникновение и деятельность новых политических партий и движений
Одним из главных компонентов перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.
Первоначально демократизация и гласность в Беларуси стали проявляться в национально-культурных и экологических формах. Эти процессы влияли на пробуждение национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня». «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.
На начальном этапе демократизации политической системы происходит процесс обновления избирательного законодательства. В нем определены демократические основы выборов. Например, разрешалось баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Эти и другие меры, направленные на реформирование избирательной системы носили половинчатый характер. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Верховный Совет 4 марта 1990 г. В первом туре в него было избрано только 98 депутатов из 360. Низкой была степень доверия избирателей и к кандидатам в местные органы власти. Так, в городском и районных Советах г. Минска вакантными после выборов оставалось 100 депутатских мандатов1.
Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т. д.2
Комиссия Верховного Совета приступила к разработке Основного Закона – Конституции Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. новая Конституция была принята. Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. Конституцией вводилась президентская форма правления.
На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.
Третий съезд народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.
В 1991 году принят Закон «Об общественных объединениях». В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.
В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией (ст. 4,5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).
В январе 1999 г. был издан Декрет Президента республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений 3.
Указанные выше изменения в обществе придали динамику процессу образования политических партий.
В 1991 году в республике действовало 15 политических партий, в 1995 – 34, в 1997 – 46 партий, более тысячи общественных объединений и фондов. В 2002 г. – 18 партий.
Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), являющейся самым крупным общественным объединением в стране. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.
В июле 1994 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал А.Г. Лукашенко. За него проголосовали 81 % участвующих в выборах. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности, проведения курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Эта программа последовательно реализовывалась на протяжении 90-х гг. на практике.
Одним из главных политических событий этого стало Всебелорусское народное собрание, состоявшееся 19020 октября 1996 г. Это своеобразное вече обсудило основные положения Программы социально-экономического развития республики до 2000-го года.
Подробно деятельность названных партий, а также КПБ мы рассмотрим ниже. Сейчас же остановимся на партиях и политических группах, образовавшихся в 1990 г. Это даст возможность проследить условия и историю возникновения некоторых известных сегодня политических партий, например ОГП и БСДП (Народная Грамада), и лучше понять особенности партийной системы.
В конце 80-х годов в некогда единых рядах коммунистов, в том числе и в Беларуси, появились свои собственные реформаторы-диссиденты. В Польше, Литве, некоторых других странах советского блока компартии постепенно эволюционировали в социал-демократические партии европейского типа. В Беларуси, России и Украине дело ограничилось образованием только так называемых демократических платформ в КПСС, которые так и не стали основой для возникновения массовых политических партий левого толка, признающих ценности демократического общества. В Беларуси ни один из высокопоставленных членов партийного руководства так и не примкнул к коммунистам-реформаторам. Наоборот, 21 марта 1990 г. бюро ЦК КПБ приняло специальное секретное постановление № 86, в котором содержались рекомендации по борьбе со сторонниками Демплатформы. Движение сторонников реформирования КПБ-КПСС развивалось преимущественно на базе партийных организаций крупных предприятий, таких, как ПО «Горизонт», НПО «Интеграл», НИИ ЭВМ, НПО «Гранат» и ПО «Гомсельмаш».
24-25 марта 1990 г. в Минске состоялась Белорусская республиканская конференция сторонников Демократической платформы в КПСС. На ней присутствовал 201 делегат, 175 приглашенных (в том числе и от БНФ) и 19 представителей СМИ. На конференции были приняты Декларация о целях и задачах Демплатформы, а также ряд резолюций с требованиями к руководству КПБ, в том числе о немедленной регистрации БНФ. Сторонники Демплатформы понимали, что КПБ нереформируема. Поэтому 27 июля 1990 г. избранный на Республиканской конференции Координационный совет принял решение об отделении от КПБ, возложив на себя полномочия организационного комитета по учреждению общественно-политической организации (партии) «Демократическая платформа Белоруссии». Однако руководство платформы понимало, что на базе КПБ не удастся создать массовую политическую организацию. Поэтому в августе-сентябре 1990 г. было решено провести консультации с образованными вне рамок БНФ политическими партиями и группами на предмет создания единой партии демократического направления.
В ходе консультаций выявились не только близость программных установок, в первую очередь их несоциалистический характер, но и общее стремление к созданию общереспубликанской политической организации. Все перечисленные партии рассматривали себя в качестве самостоятельных субъектов политической жизни, близких к БНФ, но организационно не входящих в него, для которых независимость государства являлась не самоцелью, а инструментальной задачей по отношению к правам человека, демократии и свободе.
13 октября 1990 г. в Минске прошла Объединенная конференция политических партий Минска и Минской области. Принятая на ней согласованная Декларация целей и принципов содержала положения, которыми необходимо было руководствоваться при разработке программы и устава будущей партии. На конференции из представителей различных политических партий был утвержден оргкомитет по подготовке объединительного съезда.
Объединительный съезд демократических партий и Демплатформы, носивший учредительный характер, прошел в Минске 3-4 ноября 1990 г. В его работе приняли участие 127 делегатов, представлявшие 1410 человек, а также народные депутаты СССР и БССР, многочисленные гости, представители средств массовой информации. (Всего на съезде присутствовали около 200 человек) Съезд прошел в обстановке бурных дебатов, особенно по проекту устава, который многим казался слишком либеральным, однако после значительной доработки в редакционной комиссии был принят большинством голосов. Вновь образованная партия получила название Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Принятая на II съезде ОДПБ в ноябре 1991 г. Декларация основных целей и принципов провозгласила либерализм в качестве официальной партийной идеологии.
Кроме несоциалистических партий и групп в Беларуси имелись и приверженцы социал-демократических ценностей, организационно оформившихся в 1990 г. вне рамок КПБ, Демплатформы и БНФ.
23 декабря 1990 г. в Минске, почти одновременно с опубликованием в газете «Лiтаратура i мастацтва» Заявления инициативного комитета по созданию (возрождению) Грамады, прошло Совещание представителей Социал-демократических групп и организаций Белоруссии, на котором были приняты политическое заявление и решение созвать в феврале-марте 1991 г. учредительный съезд СДПБ. Обеспечить созыв съезда должен был образованный на Совещании республиканский оргкомитет Социал-демократической партии Белоруссии.
Однако попытки создать в 1989-1990 гг. достаточно сильную социал-демократическую партию оказались безуспешными. Движение за демократизацию КПБ, развернувшееся на уровне среднего звена партийного руководства, без поддержки высокопоставленных чиновников высшего ранга оказалось настолько слабым, что на базе Демплатформы была создана не социал-демократическая, а либеральная партия. К сожалению, в Беларуси партийная и управленческая элита не только в конце 80-х годов, но и после распада СССР в 1991 г. оказалась не готова к построению новой конфигурации власти, не стала своеобразным кадровым ядром и поставщиком кадров для создания новых политических партий. Своих Бразаускасов, Ельциных и Кравчуков в Беларуси не нашлось, и процесс возникновения и развития левых партий шел вне рамок КПБ. Поэтому среди делегатов учредительных съездов БНФ (в июне 1989 г), ОДПБ (в ноябре 1990 г) и БСДГ (в феврале 1991 г) не было ни одного высокопоставленного чиновника компартии. В отличие от других стран демократически настроенные интеллектуалы в Беларуси явились инициаторами образования как социал-демократических партий, так и партий несоциалистического направления. В будущем это предопределило отсутствие в политическом спектре страны массовых и сильных левых партий, которые могли бы отстаивать интересы людей, тяготеющих к уравнительным ценностям общества советского образца, как это произошло, например, в Польше и Литве.
Первые попытки создания БХДЗ относятся к 1990 г. Однако Учредительная конференция этой партии прошла только 1 июня 1991 г., а зарегистрирована БХДЗ была 16 декабря 1991 г. Возникшие позднее разногласия внутри партии, а также конфликт с руководством БНФ, в первую очередь с 3. Пазьняком, вызвали организационный кризис, приведший к расколу БХДЗ и последующему фактическому прекращению ее деятельности.
Несмотря на попытки БНФ сдерживать процесс образования политических партий, 23-24 июня 1990 г. прошла Учредительная конференция Национально-демократической партии Беларуси. На конференции были приняты Устав, а также Основные программные принципы. В то время НДПБ была единственной политической партией, которая в уставном порядке требовала от желающих вступить в ее ряды знание белорусского языка. НДПБ часто критиковала БНФ за нерешительность и недостаточность мер по защите белорусского языка и возрождению национальной культуры. Позднее внутри НДПБ возникли разногласия, приведшие к расколу этой партии и фактическому прекращению ее деятельности во второй половине 90-х годов.
Таким образом, по количеству возникших политических партий и групп Беларусь лишь незначительно отставала от других стран Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР. К сожалению, количество не переросло в качество, и до августовского путча 1991 г. в республике не образовалось политической силы, которая в случае краха КПБ-КПСС сумела бы взять всю полноту власти в свои руки. Слабость политических партий, включая БНФ, была обусловлена тем, что в их рядах преобладала творческая и техническая интеллигенция, почти не было опытных управленцев высшего ранга и профессионалов-хозяйственников, способных без старой номенклатуры управлять страной.
В отличие от других стран развитие политических партий в Беларуси на рубеже 80-90-х годов проходило в обстановке гонений со стороны руководства КПБ-КПСС. Это тормозило процесс укрепления вновь образованных партий. Достаточно сказать, что свой Учредительный съезд БНФ в июне 1989 г. вынужден был провести в Вильнюсе.
Общеизвестно, что выборы в законодательные и представительные органы власти являются хорошим средством для укрепления политических партий. Первые относительно демократические выборы в Беларуси прошли весной 1990 г. Однако в них смог принять участие только БНФ, так как на момент их проведения в Беларуси не было других реальных политических организаций и партий. Следующие выборы в Верховный и местные Советы состоялись только в мае 1995 г., причем проходили они уже в условиях кризиса между ветвями власти. Естественно, что столь длительное отсутствие в стране избирательных кампаний негативно сказалось на развитии политических партий.
Особенности общественно-политического развития страны, нежелание правящей элиты идти в ногу со временем предопределили слабость политических партий, которая не была преодолена и после 1991 г., в условиях независимого государства.
Дата добавления: 2021-06-02 ; просмотров: 34 ; Мы поможем в написании вашей работы!
§ 2. Начало процесса демократизации в бсср.
Гласность в Беларуси. Начало процесса демократизации в Беларуси было положено в январе 1987г., когда в соответствии с решениями январского Пленума ЦК КПСС был взят курс на демократизацию всех сфер жизни советского общества и реформирование политических институтов. На страницах республиканских журналов и газет, в телевизионных и радиопередачах сначала робко, а затем все более активно начала вестись полемика об условиях жизни общества, путях обновления социализма и его реформирования
На волне гласности в республике резко возрос интерес белорусского народа к проблемам национальной истории и культуры. Стали возникать многочисленные неформальные клубы и объединения по изучению литературного и исторического наследия, краеведения, среди которых выделялись «Талака», «Паходня», «Узгор’е» и другие. Белорусские культурные общества организовывались в Москве, Литве, Латвии, Эстонии, многих других городах России и союзных республик.
Большую заинтересованность в республике вызвали процессы десталинизации советского общества. 14 июня 1988г. решением Совета Министров БССР была создана правительственная комиссия, которая расследовала место массового расстрела не менее 30 тыс. человек в течение 1937-1941гг. в лесном массиве Куропаты под Минском. Были выявлены места массовых расстрелов советских граждан в годы сталинских репрессий в Гомеле, Витебске, Борисове, Орше, Мозыре и других местах Беларуси.
В конце 1987г. был реабилитирован первый председатель рабоче-крестьянского правительства Беларуси Д.Жилунович. Всего к началу 1993г. в республике было реабилитировано 130 тыс. человек. Были приняты меры по обеспечению прав реабилитированных и их родных, компенсации материальных потерь.
Перевыборы Советов. Первые за многие десятилетия свободные и демократические выборы, когда граждане получили возможность выдвигать и избирать на альтернативной основе в высший орган государственной власти своих представителей, были выборы народных депутатов СССР в марте 1989г. Как и во всей стране, они прошли при большой активности населения, в открытой и напряженной борьбе. Всего от Беларуси на съезд
народных депутатов СССР было избрано 60 народных депутатов.
В октябре 1989г. Верховный Совет БССР принял закон о выборах народных депутатов Белорусской ССР и народных депутатов местных советов. Выборы по-новому в Верховный Совет БССР и местные советы прошли 4 марта 1990г. На 310 мест в белорусском парламенте претендовало 1769 кандидатов, но только 98 народных депутатов было избрано после первого тура голосований. Избирательная кампания превратилась в настоящий марафон и даже после нескольких повторных выборов в конце 1991г. в Верховном Совете БССР оставалось 11 вакантных мест. Такая же ситуация наблюдалась и в местных советах. Тем не менее, в результате выборов значительно обновились и Верховный Совет БССР, и местные советы, оживилась их работа.
После выборов были сформированы руководящие органы Советов. В мае 1990г. сессия Верховного Совета БССР избрала председателем Верховного Совета Н.И.Дементея, его первым заместителем С.С.Шушкевича, заместителем – В.И.Шаладонова. Были избраны также председатели постоянных комиссий, их заместители, секретари.
Пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР, собравшаяся после августовского путча 1991г. удовлетворила просьбу Н.И.Дементея об отставке. В сентябре 1991г. на альтернативной основе председателем Верховного Совета был избран С.С.Шушкевич, которого в январе 1994г. отозвали с этой должности. Председателем парламента был избран М.И.Гриб.
Верховный Совет БССР в обстановке гласности, борьбы разных взглядов и позиций, плюрализма мыслей развернул законодательную деятельность по подготовке новой Конституции БССР, реформированию политической системы, экономики, всего общественного строя. Однако депутатам в их работе не всегда хватало профессионализма.
Острой проблемой для республики стала ликвидация последствий аварии на чернобыльской АЭС. Верховный Совет принял несколько законов по социальной поддержке людей, пострадавших в результате этой аварии. В ходе их выполнения только в 1991г. было освоено капиталовложений на 500 млн. рублей больше, чем за предшествующие четыре года.
Возникновение новых политических партий.В соответствии с законом СССР «Об общественных организациях», принятом в 1990г. и направленном на реформирование политической системы, советские люди получили право на образование объединений и товарищества, а также политических партий. Однако в республике неформальные объединения стали возникать значительно раньше. В июне 1989г. на съезде в Вильнюсе организационно оформился Белорусский народный фронт. В программном заявлении подчеркивалось, что БНФ выступает за перестройку общества на принципах демократии и социальной справедливости, правовое государство, реальный суверенитет Беларуси. БНФ создал в Верховном Совете парламентскую оппозицию.
В ноябре 1990г. прошел учредительный съезд Объединенной демократической партии Беларуси. Главной целью этой партии является строительство демократического общества с приоритетом общечеловеческих ценностей. По своей ориентации ОДПБ стала организацией общедемократической направленности, выступая за свободу личности, частную собственность, семейные традиции.
Для защиты политических прав и экономических интересов крестьянства в феврале 1991г. была создана Белорусская крестьянская партия. Главной своей задачей партия считает осуществление земельной реформы, создание фермерских хозяйств и преобразование колхозов и совхозов в ассоциации и акционерные товарищества. Крестьянам, считает эта партия, необходимо вернуть право собственности на землю.
В республике стали возрождаться и социал-демократические традиции. Группа народных депутатов Беларуси, ученых и писателей организовала Белорусскую социал-демократическую громаду (БСДГ), учредительный съезд которой прошел в 1991г. В программном заявлении партии говорилось, что задачи партии основаны на общечеловеческих ценностях и традициях белорусской социал-демократии начала ХХ века. Основной целью БСДП считает строительство свободного и демократического общества, основанного на принципах свободы, равенства, приоритета права. При этом партия выступает за преобразование общества с помощью реформ, без насилия при достижении своих целей, строго соблюдая Конституцию и законодательство.
В июне 1990г. была образована Национально-демократическая партия Беларуси. Цель партии – создание независимого демократического белорусского государства, возрождение исторической памяти, языка и культуры, национального самосознания белорусов. Согласно устава этой партии, ее членом может быть любой гражданин республики, который владеет белорусским языком и осознает себя белорусом.
В последующие годы были образованы Партия народного согласия, Белорусское христианско-демократическое объединение, ряд независимых профсоюзных и молодежных организаций.
Образование политических партий, объединений и товариществ свидетельствовало о глубоких изменениях в общественной жизни и развитии демократии. Несмотря на небольшой количественный состав, они содействовали возникновению в республике парламентской оппозиции, расширению прав граждан, плюрализму мыслей, новым подходам к решению сложных проблем общественного бытия. Многопартийность означала конец монополии коммунистов на власть. Под воздействием этих процессов стали высказываться идеи о необходимости реформирования правящей коммунистической партии, ее демократизации и превращения в партию парламентского типа. После августовского путча 1991г. некогда единая КПБ расколется на две самостоятельные партии – Партию коммунистов Беларуси и Коммунистическую партию Беларуси. Эти две политические партии объединяют сторонников социалистической перспективы, преобладание государственного сектора в экономике, но и выступают за поддержку производства других форм собственности.
Беларусь на международной арене. Впервые на международную арену в качестве самостоятельного члена международных отношений Беларусь вышла после Великой Отечественной войны. 1 февраля 1944г. Верховный Совет СССР принял закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. Верховный Совет БССР в марте 1844г. закрепил в Конституции республики право вступать в непосредственные отношения с зарубежными странами, заключать с ними соглашения, обмениваться с ними дипломатическими и консульскими представителями. Был образован Народный комиссариат иностранных дел БССР (с 1946г. – Министерство иностранных дел). Эти меры благоприятно сказывались на усилении позиций БССР на международной арене, но реального повышения самостоятельности Беларуси в международных делах не произошло. По-прежнему, международная деятельность осуществлялась центральными органами СССР, которые не собирались делиться своей монополией на эту деятельность.
На Крымской конференции руководителей Англии, США и СССР в феврале 1945г. была достигнута договоренность о представительстве в создаваемой Организации Объединенных Наций одновременно с СССР двух с 16-ти союзных республик – Беларуси и Украины. Учредительная конференция в Сан-Франциско, проходившая в апреле-июне 1945г. включила СССР, БССР и УССР в число основателей ООН. Основанием для этого решения стал формально суверенный характер этих союзных республик, а также признание мировым сообществом вклада белорусского и украинского народов в разгром гитлеровской Германии. 26 июня 1945г. БССР подписала Устав Организации Объединенных Наций.
Членство республики в ООН открыло перспективу от участия, правда в русле союзных инициатив, в обсуждении мировым сообществом важных проблем международной жизни, а также включения в состав специализированных международных учреждений – Всемирный почтовый союз, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация охраны здоровья охраны здоровья, Международная организация труда, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры) и ряд других. Представители БССР в этих международных организациях выступали в поддержку советских предложений о наказании военных преступников, по укреплению международной безопасности, разоружению, против угрозы новой войны, за урегулирование послевоенных европейских проблем. ЬССР участвовала в разработке мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии во второй мировой войне и подписала их с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией. Всего с 1944 по 1955 гг. республика подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций.
Однако инициативы БССР определялись союзным руководством, самостоятельно республика не могла участвовать в решении международных проблем, всегда обязана была поддерживать советские предложения. Например, когда в декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН обсуждала всеобщую декларацию прав человека, то делегация БССР воздержалась. Сталинскому режиму, при котором происходили массовые нарушения прав человека, не нужен был международный акт, определявший требования мирового сообщества и соблюдению элементарных прав человека. При этом позиция советских делегаций лицемерно обосновывалась декларативностью документа, отсутствием гарантий для его осуществления. Без согласования с соответствующими органами БССР высшее политическое руководство СССР уточняло государственную границу с Польшей, о членстве БССР в международных организациях.
«Холодная война» между двумя противоположными общественно-экономическими системами, «железный занавес» между советским обществом и внешним миром обусловили ограниченный характер связей республики с зарубежными странами. Они были эпизодическими даже со стороны социалистического лагеря. Негативно влияла на развитие международных связей подозрительность некоторых силовых структур ко всем, кто имел контакты с гражданами зарубежных стран, а также начавшаяся во второй половине 1940-х – начале 50-х гг. кампания борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Именно так могли квалифицировать естественный интерес советских людей к опыту общественной жизни в зарубежных странах, достижениям в развитии науки, техники, образования и культуры.
Основными формами обмена духовными ценностями был в те годы книгообмен и взаимный перевод произведений художественной литературы. В первое послевоенное десятилетие республиканские издательства выпустили 71 издание переводной литературы писателей и поэтов из зарубежных стран тиражом 2,7 млн. экземпляров, в том числе на белорусском языке 48 изданий тиражом около 850 тыс. экземпляров. За это же время 40 изданий произведений 17 деятелей белорусской литературы вышли за рубежом на албанском, польском, немецком, чешском, словацком, румынском и китайском языках. Это произведения М.Богдановича, Я.Коласа, Я.Купалы, П.Бровки, М.Лынькова, К.Крапивы и других. Дальнейшему развитию культурных связей между белорусским народом и народами зарубежных стран способствовала организация в 1952г. Белорусского товарищества по культурным связям с зарубежными странами, хотя решение о его организации было принято еще в 1946г.
Только после смерти Сталина появились первые признаки позитивных изменений в деле о международных связях БССР. В 1953г. СМ БССР было создано управление по иностранному туризму, а в 1955г. Беларусь посетили первые группы туристов из многих стран мира и более 100 граждан Беларуси побывали за рубежом.
Таким образом, выход БССР на международную арену обусловил некоторую активизацию внешнеполитической деятельности. Вместе с тем, в условиях отсутствия реального суверенитета республика не имела самостоятельной позиции в международных отношениях. Роль Беларуси в этой форме общественной жизни центром отводилась к поддержанию союзных инициатив, незначительному и жестко регулируемому участию в зарубежных экономических и культурных связях СССР. Сталинский режим отдавал приоритет изолированности советского общества от внешнего мира.
В годы т.н. «хрущевской оттепели» во внешнеполитическом курсе СССР произошли определенные изменения. В частности, был провозглашен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, отказались от тезиса о неизбежности войн, политики изоляции от внешнего мира, начались осуществляться практические меры по прорыву «железного занавеса» и т.д. В этих условиях возможность участия БССР во внешнеполитической деятельности значительно расширилась. Это происходило главным образом через заключение международных договоров и активизацию деятельности белорусских делегаций в международных организациях.
Однако и в эти годы внешнеполитическая деятельность БССР происходила в русле международной деятельности СССР, скоординированной политики стран – членов Варшавского договора и Совета Экономической взаимопомощи. Хотя внешнеэкономическая деятельность БССР и расширилась, но самостоятельности на международной арене республика по-прежнему не имела.
На характере внешнеполитических акций БССР сказывался непоследовательный, противоречивый курс советского руководства на международной арене. Сильный негативный резонанс и резкое осложнение международной обстановки вызвало подавление советскими войсками восстания в Венгрии в 1956г., военная интервенция СССР, НРБ, ПНР, ГДР и ВНР в Чехословакию в 1968г., афганская война в 1980-1987гг. Эти акции СССР были резко осуждены международным сообществом, в ООН ежегодно преобладающим большинством голосов принимались резолюции, осуждавшие вмешательство СССР во внутренние дела других стран. Белорусские делегации должны были оказывать полную поддержку действиям Москвы, что усложняло позиции республики на международной арене, негативно влияло на ее внешнюю политику.
Расширение международных связей республики требовало создания и новых структур: Постоянной комиссии по иностранным делам Верховного Совета БССР, специальных подразделений в правительстве, Госплане, Министерствах, предприятиях, общественных организациях. В 1972г. в Минске были открыты консульства ГДР и Польши.
Республика включилась в международное движение породненных городов. В 1957г. Минск и Ноттенгем стали городами-побратимами, а в 1985г. уже семь городов БССР имели такие связи с 14-ю городами США, Англии, Франции, Бельгии, Финляндии, Индии, Мексики, Анголы и Японии. Кроме того, все области республики имели договоры о сотрудничестве с соответствующими территориально-административными единицами ПНР, ГДР, НРБ и ЧССР. Обмен между ними официальными делегациями, спортивными и творческими коллективами, молодежными группами, выставками взаимно обогащал опытом организации охраны здоровья, отдыха, образования, сферы услуг и т.д.
Создавались новые общественные организации. В 1958г. был создан Комитет молодежных организаций БССР, который наладил связи с молодежными организациями 20 стран мира. С 1964г. стало функционировать Белорусское товарищество по культурным связям с соотечественниками за рубежом.
Расширялись и внешнеэкономические связи. Если в 1956г. 100 предприятий БССР поставляли свою продукцию в 47 стран, то в 1985г. 300 предприятий – в более чем 100 стран мира. Основная часть продукции поставлялась странам – членам СЭВ. Осуществлялись и совместные проекты: нефтепровод «Дружба», энергосистема «Мир», газопровод Кобрин-Варшава. Однако уровень социалистической интеграции был невысоким.
Более активно в международный диалог стала включаться и белорусская культура. За 1946-1985гг. за рубежом были опубликованы около 350 отдельных книг 55 белорусских поэтов и писателей. В свою очередь в Беларуси переводились труды зарубежных авторов.
Духовному обогащению народов способствовали дни национальных культур, литератур, обмены выставками, декады кинофильмов и многое другое. Однако фактически отсутствовали контакты с белорусской эмиграцией, а ее культурное наследие замалчивалось.
Таким образом, международные связи республики в 50—80-е гг. значительно расширились, стали более разнообразными по формам и содержанию. Но Беларусь, являясь членом мирового сообщества и многих международных организаций, имея значительный производственный, научный и культурный потенциал, самостоятельно развивать международные связи в соответствии со своими потребностями не могла. Монополия центральных органов власти Союза ССР на международные отношения привела к их несоответствию интересам белорусского народа.