где платит налоги гугл
Как это работает
Для реализации схемы оптимизации используются дочерние компании в Ирландии, Нидерландах и на Бермудах. Деньги проходят от ирландской компании через голландскую («голландский сендвич») на Бермуды, а затем средства вновь возвращаются в Ирландию на счет уже другой «дочки» («двойная ирландская»).
Подобным образом Google удается уклоняться от уплаты как американского налога на прибыль корпораций – на Бермудах его нет – так и от европейских налогов на репатриацию доходов. Что интересно, в 2017 году нидерландская «дочка» Google заплатила налогов на €3,4 млн.
Перспективы схемы
По данным СМИ, в 2016 году Google с помощью налоговой схемы удалось увести от налогообложения около €16 млрд.
«Как и любая другая транснациональная компания, Google платит подавляющее большинство своего корпоративного подоходного налога на родине, а глобальная эффективная налоговая ставка за последние 10 лет составила 26%. Мы платим все налоги и соблюдаем налоговое законодательство в каждой стране, в которой работаем по всему миру» – прокомментировали в Google использование схем налоговой оптимизации.
Несмотря на эффективность описанной схемы, ее будущее может быть под угрозой. Властям ЕС и США не очень нравится, что крупные компании недоплачивают налоги из-за существующих лазеек в законодательстве. В том числе поэтому, в 2014 году Ирландия под давлением Евросоюза и США решила прекратить предоставлять Google налоговые преимущества начиная с 2020 года.
Час расплаты. Apple, Google и Facebook годами уходили от налогов. Как 130 стран мира заставят их заплатить миллиарды?
С амые влиятельные и богатые страны мира решили всерьез взяться за проблему, которая годами лишала их миллиардов долларов — налогообложение цифровых компаний, продукция которых с трудом поддается учету, а потому налог на прибыль от ее продажи крупнейшие корпорации платят там, где ниже ставка. Долгое время Google, Facebook, Apple, Amazon и им подобным удавалось не только серьезно экономить, но и ссорить между собой ведущие экономики мира, неспособные поделить лакомый кусок пирога. Но теперь они объединились ради общей цели — заставить платить несговорчивых коммерсантов. Последние неожиданно говорят, что только рады сотрудничать с властями. Тем временем, заработать на новой инициативе уже готовится Россия. Большая расплата — в материале «Ленты.ру».
Как неродные
Страны «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Япония) на саммите в британском Корнуолле решили в скором будущем ввести новый налог, объектом которого станет прибыль IT-компаний. По предварительным договоренностям, его минимальный размер не будет зависеть от конкретной страны и составит 15 процентов, а в дальнейшем может быть увеличен.
Решение уже одобрили более 130 стран (чуть больше двух третей от всех признанных ООН государств мира), но считать вопрос решенным пока рано. Чтобы в полной мере реализовать замысел, предстоит пройти еще множество инстанций — первым делом прийти к согласию на июльском саммите министров финансов стран G20. Однако многие экономисты и чиновники радуются уже тому, что дело удалось сдвинуть с мертвой точки. Британский министр финансов Риши Сунак назвал инициативу исторической и заявил, что теперь его страна будет получать справедливую плату от «крупнейших транснациональных технологических гигантов».
Международное налогообложение давно остается чувствительной темой для глобальной экономики. Крупнейшие компании со всего мира регистрируются в странах с низкими ставками (необязательно в классических офшорах) и не спешат возвращать часть заработанного на родину. Многие прибегают к сложным схемам с использованием сразу нескольких юрисдикций. Например, «двойная ирландская с голландским сэндвичем» предполагала (пока не была ликвидирована в прошлом году) подключение двух компаний из Ирландии и одной из Нидерландов: последняя выступала «прокладкой», через которую прибыль материнской структуре перечислялись в виде роялти за использование интеллектуальной собственности.
Американские корпорации, не желая делиться с государством, десятилетиями держат полученную за рубежом прибыль на счетах местных филиалов — по некоторым оценкам, около 2,7 триллиона долларов на 2017 год. Законы США позволяют свободно инвестировать ее или направлять на развитие подразделения, не выплачивая налог до тех пор, пока она не вернется домой.
Чтобы переломить ситуацию, прежний президент Дональд Трамп в 2017 году провел масштабную реформу, частью которой было введение специального налога на репатриацию (возврат в американские банки) иностранных доходов. Вместо стандартных 35 процентов налога на прибыль такие операции теперь облагаются единоразовым платежом в размере 15,5 или даже 8 процентов (в зависимости от типа активов, в которые были вложены возвращаемые средства). Более того, вся новая зарубежная прибыль теперь облагается налогами только на уровне штатов. Но даже такая мера не сильно подействовала: вместо ожидавшихся 4-5 триллионов долларов компании вернули всего несколько десятков миллиардов, преимущественно потратив их на обратный выкуп акций — альтернативный дивидендам способ поделиться прибылью с инвесторами.
На особом положении
IT-компании всегда занимали особое, более выгодное положение. Обычная фирма, продающая свою или чужую продукцию, в любом случае вынуждена платить налоги по месту совершения операций — в стране, где зарегистрирован филиал или дочерняя структура. Головной офис может переехать в юрисдикцию с льготным режимом, но он будет распространяться только на те средства, что удастся собрать с подразделений по всему миру — через дивиденды, проценты или сложные схемы. Однако эти деньги в любом случае будут обложены налогом где-то еще. Так проявляется принцип, который многие экономисты и топ-менеджеры считают несправедливым: заработанное компанией фактически подпадает под налог дважды — в виде прибыли и дивидендов (процентов по займам).
Но продукция IT-компаний слишком специфична. В наше время она все реже бывает представлена на физических носителях и все чаще продается онлайн — через лицензии, патенты и просто отдельные файлы. Ничто не мешает Google продать песню или альбом исполнителя, с которым заключен договор об использовании авторских прав, из любой точки мира. Покупатель сможет просто закачать их на свое устройство с сервера или получить неограниченный доступ к исходнику. Где он будет находиться в этот момент, не имеет значения, ведь продавцом выступает не филиал компании в его стране, а головной офис (либо региональный, рассчитанный сразу на много государств). По всем формальным признакам, прибыль образуется по месту регистрации такого филиала, а значит, и платить налоги с нее полагается там же.
Логично размещать офисы в странах с низкими налогами, особенно если они являются уважаемыми членами Евросоюза и не ассоциируются с полулегальными офшорами. Именно так поступали американские технологические гиганты, такие как Google и Apple, Facebook и Amazon, — вместе они получили аббревиатуру GAFA, которая многими правительствами ассоциируется с мошенничеством и неисполнением обязательств. Они заключали специальные секретные соглашения с властями Ирландии. Так, Apple еще в 2007-м договорилась с Дублином о том, что эффективная (реальная) ставка налога на прибыль для нее будет составлять всего 1,9 процента — в то время как в США компании обязаны были платить 35 процентов. Сделка была оформлена в сложную схему, в рамках которой корпорация создала несколько дочерних структур в Ирландии и на Бермудских островах.
Все они назывались «головными офисами», но в действительности не вели почти никакой деятельности, кроме совещаний в интернете, не имели помещений и персонала, что не мешало им передавать друг другу права на интеллектуальную собственность и выплачивать компенсации по внутрикорпоративным соглашениям (которые засчитывались в составе расходов, уменьшающих итоговую прибыль). По-настоящему работало только основное представительство в Ирландии, охват которого распространялся на всю Европу, Ближний Восток, Африку и Индию. Продажи iPhone и других устройств, в том числе в России, велись через лицензированных посредников, не имеющих юридического отношения к Apple.
Тем не менее этого хватало, чтобы соблюсти ирландские законы, позволяющие не считать компанию резидентом (а значит, и освобождать ее от уплаты налогов), если она управляется из другой страны. К примеру, в 2011 году одна из ирландских структур Apple — Apple Sales International (ASI) — получила прибыль в 16 миллиардов евро, но почти все их перевела на один из «головных офисов». В Ирландии остались только 50 миллионов, с которых и был уплачен налог — по более высокой, нежели обычная, ставке в 20 процентов. Другие местные «дочки» тоже «подсвечивали» лишь малую часть доходов, облагая их по полной. В итоге та самая эффективная ставка составляла меньше двух процентов, при том что обычные условия в Ирландии и без того являются самыми щадящими в Европе — 12,5 процента.
К подобным уловкам прибегали Facebook (перечислял ирландскому филиалу почти все заработанное) и Google. Последняя, правда, утверждала, что платит «подавляющую часть причитающегося налога» дома, то есть в США, наравне со всеми. Средняя по миру эффективная ставка, по словам руководства, в середине 2010-х составляла 26 процентов. Но журналистам удалось выяснить, что на протяжении нескольких лет корпорация выводила большую часть прибыли не только в Ирландию, но и в другие страны Европы, с властями которых удавалось договориться, а также в офшоры. Так, в 2017-м Google заплатила в Нидерландах 3,4 миллиона евро налога — при многомиллиардной прибыли.
Многочисленные расследования проводили не только СМИ, но и Еврокомиссия. В частности, ей удалось выяснить, что в отдельно взятом 2014 году эффективная ставка налога на прибыль от европейских операций Apple составила и вовсе ничтожные 0,0005 процента. Под давлением властей ЕС Ирландии пришлось отказаться от особых отношений со всемирно известными компаниями и даже закрыть лазейку для использования знаменитой схемы «двойная ирландская с голландским сэндвичем». В 2016 году с Apple дополнительно взыскали 13 миллиардов евро, которые она, по оценке Брюсселя, недоплатила в европейский бюджет в течение нескольких лет. Но четыре года спустя суд пересмотрел решение и отменил штраф, согласившись с тем, что в Европе не велось никаких разработок, а значит, и полноценной деятельности.
Опомнились
Такое положение вещей не устроило ЕС, которому совсем не хотелось упускать весомый источник дохода в виде налогов с цифровой экономики. По оценкам Всемирного банка, она занимает 15,5 процента мирового ВВП и последние 15 лет растет в 2,5 раза быстрее него. Не стала серьезной помехой и пандемия коронавируса — ведь завязанные на онлайн продукты по-прежнему имеют доступ к потребителям и не страдают от ограничений.
Первая инициатива, претендовавшая на то, чтобы стать всеобщей, датируется еще 2013 годом. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 38 наиболее развитых государств, запустила План BEPS (план по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения). Он был нацелен на противодействие отмыванию денег и уходу от уплаты налога как такового, но авторы уже тогда признавали, что в цифровую эпоху основные усилия придется сосредоточить именно на уловках технологических корпораций.
План BEPS был принят к исполнению многими странами, включая не входящую в ОЭСР Россию, но по-прежнему не имеет глобального обязательного статуса. Участники плана должны выполнять лишь 4 из 15 его пунктов. В 2018 году власти Евросоюза предложили ввести временный трехпроцентный налог на доходы от рекламы в интернете, заработки соцсетей и онлайн-магазинов, а также выручку от продажи данных пользователей. Однако против выступили США, которые тоже претендуют на налоги своих ведущих компаний, независимо от того, где те зарабатывают. Позиция Вашингтона строится на том, что именно Америка дала миру корпорации, создающие продукты, без которых подчас сложно представить современную жизнь: сенсорные смартфоны, облачные сервисы, маркетплейсы, агрегаторы и сервисы доставки.
Пошли против
Недовольство не ограничилось словами: два года назад США пригрозили ввести ответные налоги на доходы европейских компаний на своей территории. Правда, непонятно было, на кого они будут направлены в условиях мирового доминирования американских игроков. Но Белый дом быстро нашел решение в духе торговой войны: еще в 2019-м, воспользовавшись тем, что одним из первых в Европе цифровой налог ввел Париж, выбрал несколько французских товаров (в основном предметы роскоши) и объявил, что в случае чего готов быстро ввести 25-процентную пошлину на их ввоз в Соединенные Штаты.
Уже в июне 2021 года торговый представитель США Кэтрин Тай рассказала о введении тарифов против сразу шести стран: Великобритании, Австрии, Италии, Испании, Индии и Турции. Именно их Вашингтон считает лидерами в деле дискриминации американских технологических корпораций через цифровой налог. Провинившимся дадут отсрочку на полгода, в течение которых те должны будут договориться с США на двусторонней основе или же добиться принятия общих для всех правил, которые устроили бы Америку. В противном случае «традиционные» товары из шести стран на общую сумму в два миллиарда долларов будут облагаться 25-процентными пошлинами, что фактически подорвет их конкурентоспособность на рынке США.
В итоге инициатива на уровне ЕС застопорилась, но ее начали перехватывать отдельные страны, в том числе не входящие в объединение: Турция, Канада, Индия, Кения. К началу 2021 года собственные цифровые налоги имели или анонсировали почти 50 стран и юрисдикций. Параметры большинства из них схожи и следуют одному из двух принципов: облагается либо общая прибыль в стране, либо отдельные операции. При этом, как правило, под налог попадают не любые компании, а только самые крупные — те, кто удовлетворяет условиям двойного фильтра: по глобальной выручке (обычно не меньше 750 миллионов евро в год) и заработку в конкретной стране (от 5,5 до 25 миллионов евро).
Не все гладко
Однако различий в национальных трактовках куда больше, нежели сходств, что только создает путаницу. К примеру, в Индии местный порог составляет всего 20 миллионов рупий (260 тысяч долларов) в год, а в Кении его и вовсе нет. Разнятся и ставки: от 1,5 процента в Польше до 7,5 в Турции. Во Франции, Италии и Испании сборы установлены на уровне трех процентов, в Великобритании — двух. Что считать базой для налога, каждый тоже определяет сам. Австрия относит к ней только доходы от интернет-рекламы, Польша — выручку видеохостингов и онлайн-кинотеатров.
Под действие индийского налога, внедренного в апреле прошлого года, попадает заработок учебных учреждений, оказывающих онлайн-услуги, что особенно актуально в условиях пандемии коронавируса. Такой подход беспокоит политиков и экономистов, говорящих о том, что образование в одной из самых густонаселенных стран мира может стать еще менее доступным.
В США действуют сразу две похожие меры. Введенный во время реформы Трампа 2017 года налог против размывания базы (BEAT) работает следующим образом: выручка компании умножается на 10 процентов — если получившаяся сумма превышает базу по обычному налогу на прибыль (21 процент от доходов за вычетом расходов), выплачивается она. Под BEAT попадают лишь компании с годовой выручкой не менее 500 миллионов долларов, и он выступает скорее превентивной мерой для предотвращения злоупотреблений.
В отличие от него, налог на цифровой доход в юрисдикциях с низкими ставками (GILTI) применяется к уже заработанным деньгам и высчитывается по сложной схеме. Его ставка не фиксирована и плавает от 10,5 до 13,125 процента. Он взимается с материнской компании, зарегистрированной в США и владеющей не менее чем 10 процентами предприятия, работающего в низконалоговой стране. Схема похожа на налогообложение российских КИК (контролируемых иностранных компаний). Таким образом, на федеральном уровне со времен трамповской реформы налоги на зарубежные доходы отсутствуют, зато по-прежнему действуют на уровне отдельных штатов.
Принадлежность дохода к определенному государству вычисляется просто — по IP-адресу покупателя продукта или услуги. Но и тут у юристов возникают вопросы, ведь возможны спорные ситуации. Непонятно, кому засчитывать сделку, если человек купил музыку на отдыхе за границей, а вернувшись домой, удалил ее со смартфона — либо продолжил слушать в родной стране. К тому же существуют технологии, позволяющие легко скрывать настоящее местоположение устройства, например, VPN-сервисы. Отсюда же вытекает угроза двойного налогообложения — давней проблемы мировой экономики, которую большинство стран решили через заключение специальных двусторонних соглашений.
Еще одна неприятность кроется в желании многих компаний переложить новое бремя на потребителей, фактически сделав налог косвенным — наподобие НДС. Власти Франции на словах пытаются бороться с таким явлением, но на практике это почти невозможно. В то же время классический НДС никто не отменял — в большинстве стран он распространяется на онлайн-услуги и товары, в том числе иностранных фирм (в России такая практика известна как «налог на Google»). Наконец, многих пугает неопределенность вокруг цифровых налогов и их постоянная изменчивость. Юристы советуют постоянно отслеживать и проверять законодательство различных стран, чтобы не пропустить изменения и не нарваться на претензии со стороны местных властей.
«Налог на Google» был введен в России в 2017 году. Соответствующие поправки к Налоговому кодексу обязали иностранные технологические компании отчислять в бюджет 18 процентов (впоследствии ставка была повышена до 20 процентов) от стоимости продаваемых российским пользователям цифровых товаров и оказываемых им услуг. Корпорации должны самостоятельно зарегистрироваться в специальном реестре Федеральной налоговой службы. Ответственность за неуплату налога несет официальное российское представительство — при его наличии. В качестве изначальной цели «налога на Google» указывалась необходимость защитить российские цифровые компании от недобросовестного соперничества со стороны зарубежных конкурентов.
Из-за неоднородности и изменчивости правил международные организации и объединения не оставляют попыток разработать общую политику. Ее необходимость признают и многие страны, которые уже успели самостоятельно ввести цифровой налог. Они пообещали отменить его, как только появится внятная, единая для всех альтернатива. Но до недавнего времени усилия не приводили к конкретным результатам. ОЭСР долгое время обещала представить устраивающий всех международный стандарт в конце 2020 года, но так и не сделала этого.
Свет в конце тоннеля
И вот в начале июня участникам «Большой семерки» все-таки удалось договориться о едином налоге с 15-процентной ставкой. Формально он не нацелен на IT-сектор и должен затронуть все транснациональные корпорации с рентабельностью бизнеса (показатель, равный частному от деления чистой прибыли на выручку) не менее 10 процентов. Но в первую очередь попадать под него будут именно технологические гиганты, что признают даже авторы. По словам британского министра финансов Риши Сунака, как минимум 20 процентов сверхприбыли (все, что выше уровня рентабельности в 10 процентов) необходимо будет отчислять в бюджет страны, где была реально получена прибыль. Его французский коллега Бруно ле Мэр уверен, что 15 процентов станут лишь «отправной точкой» перед последующими повышениями. Глава немецкого Минфина Олаф Шольц, известный своей бережливостью, назвал договоренность «плохой новостью для налоговых гаваней по всему миру».
Специалисты уже ждут, что страны с сильнейшими экономиками мира смогут пополнить бюджеты и облегчить долговое бремя, накопившееся за время пандемии. В таком же ключе высказалась главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Гита Гопинат. Поддерживают договоренность и в США. Министр финансов Джанет Йеллен назвала ее «беспрецедентным обязательством, которое дает огромный импульс к достижению надежного глобального минимального налога». Опытная чиновница, ранее возглавлявшая Федеральную резервную систему (ФРС), считает, что такой шаг положит конец затянувшейся гонке между странами и «обеспечит справедливость для трудящихся и для среднего класса в США и во всем мире». Вероятно, на такую позицию повлияли заверения остальных участников G7 о том, что под налог будут попадать не только американские, но и вообще любые компании.
Google, Amazon и Facebook должны платить налоги в тех странах, где зарабатывают – решение G7
Крупные технологические компании, такие как Google, Amazon, Facebook или Apple, могут облагаться налогом в тех странах, в которых они зарабатывают деньги, даже если офисы не присутствуют там физически – к такому решению пришли в четверг министры финансов стран «большой семерки» и главы национальных Центробанков, сообщает Euronews.
Они также согласились с тем, что должен быть установлен минимальный уровень налога, который не позволил бы странам конкурировать в условиях для привлечения бизнеса цифровых транснациональных корпораций.
«Страны подтвердили свою решимость положить конец агрессивной налоговой конкуренции между государствами, покончить с налоговым демпингом и агрессивной оптимизацией некоторых компаний, которые могут придумать, как уклониться от уплаты налогов», — заявил министр финансов Франции Брюно Лё Мэр (Bruno Le Maire).
Участники встречи согласились с тем, что криптовалюты должны регулироваться максимально жестко, чтобы они не нарушали мировую финансовую систему. Особое внимание министры уделили, в частности, Libra, которую Facebook планирует запустить в обращение в следующем году.
На прошлой неделе администрация США, напомним, приступила к изучению последствий решения Франции выработать собственное законодательство, регулирующее налогообложение американских цифровых компаний. Президент Дональд Трамп дал распоряжение расследовать, не дискриминирует ли инициатива американские компании.
Кроме того, как стало известно СМИ на этой неделе, Госдепартамент США направил в свои посольства тех государств, которые рассматривают возможность введения так называемого налога на Google, в том числе в Испанию, документ, в котором отмечается, что администрация президента Дональда Трампа «не потерпит никакой дискриминации против компаний со штаб-квартирами в США». Посольствам поручено предупредить власти стран о вероятных мерах в случае, если правительства предпримут такие шаги в одностороннем порядке. При этом в послании не уточняется, о каких конкретно мерах может идти речь. «США проанализируют все законные возможности, чтобы ответить любой стране, которая введет налог на цифровые услуги с потенциально дискриминационным воздействием», — говорится в документе.
На прошедшем в июне саммите Группы двадцати финансовые министры G20 договорились о запуске инициативы под названием Osaka Truck, которая направлена на продвижение международной дискуссии по составлению правил в отношении аспектов цифровой торговли в рамках ВТО. Речь идёт прежде всего о «цифровом налоге» на доход транснациональных IT-компаний. Министры G20 также предварительно договорились «об общих правилах для прикрытия лазеек, используемых глобальными технологическими гигантами, такими, как Facebook, для снижения корпоративных налогов».
В России так называемый налог на Google начал действовать с 2017 года. Согласно закону, иностранные компании, торгующие через Интернет электронным контентом на территории России, обязаны уплачивать НДС.
Что такое «налог на Google» и как он работает
Менеджер по развитию бизнеса «Банка 131»
В начале ноября Минцифры подготовило ряд мер поддержки IT-отрасли, в числе которых – вычет НДС у российских компаний при лицензировании ПО иностранными пользователями. Эти меры ошибочно позиционировались как «обнуление налога на Google».
Есть несколько моментов, зная о которых, можно легко разобраться в теме налогообложения цифровых услуг и понять, когда и как нужно платить налог на Google. Об этом рассказывает Александр Леушко, менеджер по развитию бизнеса «Банка 131».
Цифровой налог и вычет НДС: отличия
В первую очередь важно понимать, что «налог на Google» касается именно иностранных компаний – НДС в размере 16,67% обязаны платить компании-нерезиденты, оказывающие цифровые услуги гражданам России на ее территории.
Меры по поддержке IT-бизнеса, то есть возможность получить вычет по НДС в размере 20%, касаются российских компаний, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту (если ПО включено в реестр отечественного).
Таким образом:
Услуги, которые попадают под налог на Google
«Самая большая категория цифровых услуг, оказываемых россиянам иностранными компаниями – онлайн-реклама»
В половине случаев рекламные кабинеты зарегистрированы на компанию за пределами России, и туда может зайти любой пользователь, зарегистрироваться и начать покупать рекламные кампании, клики и.т.д. Это одна из самых больших категорий услуг, оказываемых россиянам. И вот с такого рода услуг компании должны платить «налог на Google».
Биржи фрилансеров и другие похожие онлайн-платформы тоже являются плательщиками. Налогом облагается, например, прослушивание музыки, просмотр кино, использование игровых сервисов, предоставление доменных имен, хостинг, поддержка сайтов и веб-страниц и прочее.
«Товары и услуги, заказанные через Интернет, но по факту полученные офлайн, не облагаются налогом на Google»
Если товары или услуги были получены заказчиком без использования интернета (хотя сам заказ оформлялся онлайн), то цифровым налогом они не облагаются. Например, продажи онлайн-ритейлеров.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Помимо этого, под закон о налоге на Google не попадают консультационные услуги по электронной почте, реализация и лицензирование ПО, компьютерных игр и баз данных на материальных носителях, а также предоставление доступа к Интернету. В случае оказания подобных услуг иностранцами, расчет и оплата НДС проходит в общем порядке и лежит на российской стороне. А после вступления в силу новых мер Минцифры, местные компании смогут получить вычет по НДС при лицензировании отечественного ПО иностранцами.
Реакция иностранных компаний
«Главная мотивация иностранных продавцов цифровых услуг оплачивать налог на Google – это возможность вести легальный и прозрачный бизнес на территории РФ»
Иностранные компании заинтересованы в постановке на налоговый учет, так как это дает возможность спокойно работать на территории РФ. Кроме того, у компаний b2c-сегмента и рекламных кабинетов нет возможности сделать налоговыми агентами самих пользователей.
В случае b2b-сегмента, в уплате цифрового налога заинтересованы и российские компании, так как это дает им право получить налоговый вычет.
В качестве примеров компаний, которые платят цифровой налог в России, можно назвать Apple, Google, Airbnb, Amazon.
Последние, кстати, после введения налога повысили цены на свои услуги. Другие компании, например Apple, цены оставили прежними, но включили в стоимость услуг НДС в размере 18%. Подобная механика характерна для многих стран, где введен цифровой налог.
Оплата налога – челлендж для зарубежных компаний
«Иностранным компаниям непросто оплатить налог на Google из-за технических нюансов»
Уплата российского НДС довольно нелегко дается зарубежным компаниям. Например, часто у компании-нерезидента нет юридически оформленного лица в России и банковского счета, тогда приходится делать SWIFT-перевод на реквизиты налоговой службы. Это вызывает трудности, так как российские банки отклоняют платежи с зарубежных счетов из-за их несовместимости с форматом SWIFT – в иностранных платежных поручениях отсутствуют полные реквизиты.
Поэтому продавцы услуг заинтересованы в понятных инструментах и платежных решениях, которые позволили бы им легко оплачивать этот налог. Налоговой также интересны подобные инструменты, так как это упростило бы взаимодействие с налогоплательщиками.
На начальных этапах введение цифрового налога осложняло работу, в том числе российским компаниям – ранее они сами могли платить НДС за услуги нерезидентов, и все было урегулировано, а затем правила поменялись, и иностранным компаниям самим нужно было становиться на учет в ФНС и платить налог. Это означало, что если после заключения договора российской компании и иностранного подрядчика последний не платил налог, то компания-резидент могла не получить налоговый вычет. С этим были сложности при запуске, и позже были предложены меры, позволяющие российским компаниями становиться налоговыми агентами для зарубежных продавцов электронных услуг.
Как помочь иностранному партнеру
«Оплатить налог Google за иностранную организацию могут российские консалтинговые компании или же банки-посредники»
Чтобы избежать рисков, связанных с неуплатой налога иностранным поставщиком, российская компания может обратиться к помощи банков-посредников или консалтинговых компаний, которые оформляют платежи нерезидентов. Банк-партнер возьмет на себя исчисление налога и его перечисление в ФНС, после чего предоставит компании фискальный чек.
Сейчас больше половины зарубежных корпораций, продающих ПО в России, получают консалтинговые услуги по налогообложению у компаний «большой четверки» (KPMG, Deloitte, Ernst & Young и PwC). Для российских банков и консалтинговых агентств, налоговое консультирование нерезидентов и оформление их платежей – это одна из возможных точек роста. ФНС все равно, кто вносит налог в бюджет – агент, бухгалтер юрлица или консультант.
Практические рекомендации по оплате налога на Google
В интересах российской компании убедиться, что иностранный партнер в курсе всех законодательных норм, и проверить перед заключением договора об оплате услуг его ИНН и КПП. Далее оплатой налога занимается либо иностранная компания, либо российская компания-посредник (банк, консалтинговое агентство):
На примере сделки с Airbnb цифровой налог работает так: если гражданин России сдал квартиру через Airbnb иностранцу, около 16% от суммы сделки уходит площадке. За съем квартиры цифровой налог платить не надо, а вот с 16 процентов Airbnb заплатит 16,67% налога.
Выводы: Тренд на протекционизм
Несмотря на то, что организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) работает над единым международным подходом к цифровому налогу, проблема налогообложения международных IT-корпораций пока не урегулирована – крупные компании, такие как Facebook и Google, оказывают цифровые услуги по всему миру и платят налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса.
Таким образом, многие страны теряют налоговые доходы, а некоторые – включая Россию, Францию, Турцию и Италию, – уже ввели собственные цифровые налоги, и этот тренд на протекционизм набирает всё большие обороты.
Локальным регуляторам необходимо адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики, и пока ОЭСР не придёт к мировому консенсусу, государствам выгодно разработать свои односторонние меры по введению цифрового налога. Это позволит не только пополнить бюджет страны, но и поддержать отечественные цифровые компании, которые априори платили больше налогов, чем зарубежные IT-гиганты.
В любом случае, знание нюансов уплаты цифрового налога пригодится предпринимателям уже сейчас, так как в скором будущем он станет таким же привычным, как стандартный НДС.