где платят налоги сетевые магазины
Внутренняя политика России
Почему все крупные российские супермаркеты находятся в офшорах?
Почти все отечественные ритейлеры принадлежат зарубежным собственникам
Такой вывод можно сделать из таблицы, которая стала очень популярной в Интернете. Пользователи возмущаются: мол, а как же хваленое импортозамещение и деофшоризация? И куда в кризисное время уходят российские налоги?
Надо сказать, что все это было известно давно. Во-первых, многие розничные сети пришли в Россию с Запада. И вполне логично, что их собственники находятся за рубежом. Взять те же «Ашан» (Франция), «Леруа Мерлен» (Франция) и «Метро» (Германия). Во-вторых, многие изначально российские компании тоже зарегистрированы за рубежом. Например, X5 Retail Group (им принадлежит больше десятка различных брендов), «Лента» и «Магнит». Но здесь причина другая, объясняют эксперты.
При этом далеко не все компании принадлежат именно офшорным компаниям. Если взять за основу офшорный список Минфина (приказ №108н от 3 декабря 2007 года), то «уходит от налогов» только «Лента», потому что ее собственник зарегистрирован на Британских Виргинских островах. В остальных случаях компании находятся в прозрачных юрисдикциях, с которыми у России подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения.
РОССИЙСКИЕ РОЗНИЧНЫЕ СЕТИ
1. «Ашан» (Франция),
2. «О’кей» (Люксембург),
3. «Пятерочка» (Нидерланды),
4. «Перекресток» (Нидерланды),
5. «Карусель» (Нидерланды),
6. «MetroCash&Carry» (Германия),
7. «Лента» (Британские Виргинские острова),
8. «Глобус» (Кипр),
9. «Билла» (Австрия),
10. «Зельгрос» (Германия),
11. «Leroy Merlin» (Франция),
12. «Магнит» (Кипрский офшор Laverno Ltd.),
13. «Копейка» (Нидерланды),
14. «Мы» (Нидерланды),
15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды),
16. «Корзинка» (Нидерланды),
17. «Патэрсон» (Нидерланды),
18. «Народный» (Нидерланды),
19. «Симбирка» (Нидерланды),
20. «Провиант» (Нидерланды),
21. «Ярмарка» (Нидерланды),
22. «Тройка» (Нидерланды),
23. «Семья» (Нидерланды),
24. «Экономная семья» (Нидерланды),
25. «Мир продуктов» (Нидерланды),
26. «А5» (Нидерланды),
27. «Spar» (Нидерланды),
28. «Универсам» (Нидерланды),
29. «Тамерлан» (Нидерланды),
30. «Покупочка» (Нидерланды).
Торговый сбор: кто, сколько и когда платит
Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!
Торговый сбор появился в Налоговом кодексе еще в 2015 году. Это платеж для предпринимателей и организаций, которые занимаются розничной, оптовой и мелкооптовой торговлей. В Москве он действует с 1 июля 2015 года. Другие города федерального значения (Севастополь и Санкт-Петербург) принимают решение о вводе торгового сбора самостоятельно — своим правом они пока не воспользовались. В других городах России торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона, которого нет и по сей день.
Расскажем, в чем суть торгового сбора и что нужно сделать, если его ведут в вашем городе.
Изменения по торговому сбору в 2021 году
Изменения по торговому сбору в 2021 году по сравнению с 2020 годом небольшие:
Кто платит торговый сбор?
Торговый сбор регулирует глава 33 Налогового кодекса и нормативные акты органов местного самоуправления и законов городов федерального значения. Для Москвы это Закон № 62 «О торговом сборе» от 17 декабря 2014 г. В других субъектах РФ торговый сбор в 2020 году не введен.
Объект, через который ведется торговля, — это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщик осуществляет деятельность, в отношении которой установлен сбор (п. 4 ст. 413 НК РФ).
Торговый сбор платят компании и ИП, которые торгуют на территории Москвы:
Торговой сетью признается совокупность двух и более объектов, но для обложения торговым сбором не имеет значения количество точек. Сбор надо платить даже с одного магазина или киоска.
Кто не должен платить торговый сбор?
В 2021 году торговый сбор уплачивают только организации и предприниматели, которые занимаются торговлей в Москве. Потенциально в этот перечень может попасть торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме заправок) и с торговыми залами, через объекты нестационарной торговой сети и реализация товаров напрямую со складов. Так, московские интернет-магазины торговый сбор не платят.
Региональные законы могут сузить список объектов, с которых нужно платить сбор. Так, в Москве продажи со складов не попадают под торговый сбор, потому что они не перечислены в законе города. Также столичные власти предусмотрели ряд налоговых льгот, освободив от торгового сбора следующие виды деятельности:
Льготники сбор не платят, но на учет встают.
От уплаты сбора освобождены автономные, бюджетные и казенные учреждения, отделения «Почты России», религиозные организации, торговцы книгами и периодическими изданиями. Также освобождаются организации и ИП, для которых торговля является сопутствующим, а не основным видом деятельности, при соблюдении следующих условий:
Статья 411 Налогового кодекса освобождает от уплаты торгового сбора ИП на патентной системе налогообложения и налогоплательщиков на ЕСХН.
Что нужно сделать, если ввели торговый сбор?
Компаниям, которые начинают торговую деятельность после вступления в силу закона «О торговом сборе», нужно подать уведомление по форме № ТС-1 в течение 5 рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В уведомлении укажите информацию об объекте обложения сбором:
Также инспекцию нужно уведомлять каждый раз, когда у вас меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки те же — 5 рабочих дней с даты изменений.
Если не подать уведомление вовремя, грозит штраф в размере 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ, а также инспекция может оштрафовать должностных лиц на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Куда подать уведомление?
Владельцы стационарных магазинов с торговыми залами и без них и владельцы розничных рынков подают уведомление в ИФНС по месту нахождения магазина.
Владельцы передвижных магазинов, палаток и других движимых торговых точек информируют ИФНС по месту регистрации фирмы или месту жительства ИП.
Если точек продаж несколько, направьте уведомление о постановке на учет по адресу объекта, который идет первым в списке торговых точек.
Если организация или ИП зарегистрированы в другом регионе, но торгуют в Москве, они должны тоже встать на учет как плательщики торгового сбора. При этом уведомление подается и в ИФНС Москвы по месту нахождения магазина, если торговля ведется через объект недвижимого имущества. А при торговле через движимое имущество — в ИФНС региона, в котором зарегистрирован предприниматель или организация.
В течение 5 дней после подачи уведомления налоговики поставят компанию на учет и отправят свидетельство.
Сколько и когда платить?
Ставки торгового сбора содержатся в тексте муниципального закона. Для стационарной и нестационарной торговли они разные. Ставки для стационарной торговли зависят от вида деятельности, площади торгового зала и его местоположения. Их можно найти в ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62.
Торговый сбор нужно считать и платить по каждому объекту, который организация или предприниматель используют в торговой деятельности.
Торговый сбор = Ставке торгового сбора — для следующих категорий:
Торговый сбор = Ставка торгового сбора на 1 м2 площади × площадь — для следующих категорий:
Специалисты Минфина предлагают определять торговую площадь, руководствуясь главой Налогового кодекса о патентной системе налогообложения (п. 5 ст. 415 НК РФ).
Платить торговый сбор нужно ежеквартально не позже 25-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода. Сроки уплаты торгового сбора в 2021 году — 26 апреля, 26 июля, 25 октябя и 25 января 2022 года.
Как уменьшить налоги на торговый сбор?
Налогоплательщики на ОСНО уменьшают на сумму торгового сбора налог на прибыль в региональной части. Но Сбор не включается в расходы, как другие налоги, а уменьшает сам налог на прибыль или авансовый платеж по нему. Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно заплатить сбор до срока уплаты налога (авансового платежа), установленного законом. Например, если вы уплатили сбор за 4 квартал 2020 года в январе 2021 года, то на сумму сбора можно уменьшить налог за 2020 год или авансовый платеж за 1 квартал 2021 года.
Если сумма сбора оказалась больше налога на прибыль, то учесть сбор можно только в пределах суммы налога. В таком случае налог платить не придется, а неучтенную сумму сбора можно перенести на будущие отчетные периоды, а также уменьшить налог за год. Перенести сбор на следующий год нельзя (ст. 286 НК РФ).
Упрощенцы на «Доходах» вычитают торговый сбор из суммы единого налога, если торговый сбор и налог платятся в одном регионе. Сбор включается в налоговый вычет вместе со страховыми взносами, больничными и пр. Учесть сбор можно только в пределах суммы налога (аванса) по торговой деятельности, которая уже уменьшена на страховые взносы и другие вычеты. Получить компенсацию из бюджета, если сбор превысит сумму налога после вычетов, нельзя. Также разницу нельзя вычесть из налога по другим видам деятельности. При этом ограничение в 50%, которое запрещает уменьшать налог по УСН более чем в два раза организациям и ИП с сотрудниками, для торгового сбора не действует.
Для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы» перечень расходов включает «сборы, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах». Торговый сбор удовлетворяет этому условию, поэтому его можно включать в расходы при расчете единого налога. На сумму торгового сбора уменьшится не единый налог, а расходы при его расчете. Учитывайте его тогда, когда фактически уплатили сбор.
ИП уменьшает на сумму торгового сбора НДФЛ, если торговая деятельность осуществлялась в том регионе, где он зарегистрирован как ИП. При расчете НДФЛ по итогам года с доходов, облагаемых по ставке 13%, можно уменьшить налог на сумму уплаченного торгового сбора. Учитывайте, что уменьшать нужно всю сумму НДФЛ без вычета авансовых платежей. Их нужно вычитать из суммы налога, оставшейся уже после уменьшения на сумму сбора. Если сбор превысил НДФЛ, остаток не возвращается и не переносится на будущие налоговые периоды.
Если компания платила 100 000 рублей налога на прибыль, а теперь должна платить 10 000 рублей торгового сбора, то она заплатит 90 000 рублей в счет налога на прибыль и 10 000 рублей торгового сбора. В этом случае налоговая нагрузка добросовестного налогоплательщика не изменится.
Как перестать платить торговый сбор?
Даже если вы использовали торговый объект всего один раз, торговый сбор придется заплатить за весь квартал. Поэтому если вы прекращаете торговую деятельность совсем или не планируете что-то продавать в ближайшем будущем, стоит сняться с учета.
Для этого подайте уведомление по форме ТС-2 в инспекцию, в которой вы числитесь как плательщик торгового сбора. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с даты фактического прекращения торговли. Если вы подадите уведомление позже, вас снимут с учета только на дату уведомления — получится переплата по сбору.
Порядок направления уведомлений такой же, как при постановке на учет. Подавать его нужно в ту же инспекцию, в которой вы стоите на учете как плательщик торгового сбора.
Если вы закрываете только часть торговых объектов, подайте уведомление по форме ТС-1, а в первом поле бланка укажите признак 3 «прекращение объекта обложения сбором».
Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия следит за всеми изменениями по торговому сбору. Ведите учет в нашем сервисе, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность и будьте в курсе всех нововведений. Мы подскажем, что делать. Первый месяц работы в сервисе бесплатен для всех новых пользователей.
Где платят налоги сетевые магазины
Федеральные сетевики паразитируют на регионах!
Сетевые торговые точки быстрыми темпами разрастаются по городу, вытесняя при этом региональные магазины, которые зачастую просто не способны выдержать конкуренцию.
При этом, в отличие от местных, основную часть налогов сетевые гиганты платят где-нибудь в Московской области, где они зарегистрированы. А вот «по месту работы» «сетевики» отчисляют гроши, которые несоизмеримы с той прибылью, которую они здесь получают.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕГ ПРОХОДИТ МИМО
Эта проблема беспокоит многие регионы. Выход из сложившейся ситуации пытаются найти в Брянской, Иркутской и других областях. Занялись этим и у нас. Так, еще в феврале калужские депутаты предложили выйти в Госдуму с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство, которые обязывали бы предприятия платить налоги по месту их нахождения, а не прописки.
Такую озабоченность можно объяснить цифрами. В области зарегистрировано 207 обособленных подразделений семи крупных федеральных торговых сетей, к концу года их станет еще больше. Они контролируют 25 процентов торговли продуктами питания, при этом, обороты денежных средств исчисляются миллиардами рублей. И это не удивительно, ведь большую часть своего бюджета люди тратят на продукты питания. Однако деньги, которые поступают от деятельности этих филиалов в бюджет области, минимальны, основные средства утекают куда-нибудь в Москву.
В Калуге на днях состоялось первое заседание рабочей группы, которая займется вопросами уплаты налогов в региональный бюджет федеральными торговыми сетями. Ведущая заседания депутат Ирина ЯШАНИНА предложила членам группы изучить всю необходимую информацию по данному вопросу и подготовить конкретные предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Обратят ли внимание на подобную инициативу в столице, большой вопрос.
А вот в Ярославской области, например, борясь за налоги филиалов крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие обязательно должно быть зарегистрировано на территории области. Зато в процессе реализации инвестпроектов они могут рассчитывать на существенные налоговые льготы.
«ОТ НИХ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ ДОХОДА!»
В Обнинске, где львиную долю потребительского рынка занимают именно сетевики, данная проблема также интересует многих. У нас свою деятельность развернули такие гиганты, как «Дикси» (Москва), «Магнит» (Краснодар), магазины компании X5 Reteil Grupp («Пятерочка», «Перекресток», «Вам сюда») и другие. У каждого из них в наукограде по 7-10 торговых точек.
А вот «местных» у нас гораздо меньше. «Аквамарин», «Букет», ну и, пожалуй, все. В области работает даже специальный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных, товарных рынков региона, где поднимают вопросы взаимодействия с сетевыми торговыми точками. Когда речь заходит о пополнении областной казны, выясняется, что любой маленький магазинчик местного предпринимателя налогов в регион платит больше, чем огромная федеральная сеть.
А вот глава местного самоуправления Владимир САВИН считает, что особой проблемы от сетевиков нет, и, как говорится, чем больше конкуренции, тем лучше.
ЛЕГКО ЛИ ПОПАСТЬ НА ПОЛКИ К «ФЕДЕРАЛАМ»?
Кстати, попасть на полки крупных сетевых магазинов не так-то просто. Не случайно «Народный контроль» в Калужской области ни один раз выявлял в таких торговых точках недостаток продукции местных производителей. Зачем им связываться с нашими, если у них есть свои, опять-таки федеральные, у которых все поставлено на поток.
Чтобы попасть на полки федеральных магазинов, местным предпринимателям нужно очень постараться. Придется пробираться через сети бюрократии, входные платы и тому подобное.
Как открыть розничный магазин и какие документы нужны: юридические и бухгалтерские тонкости
Розничная торговля – один из самых популярных (1,4 млн. зарегистрированных предприятий в России) и простых для начинания бизнесов. На первый взгляд кажется, что решить задачу под названием “как открыть розничный магазин” довольно просто:
При этом мало кто изучает законы, что часто приводит к неприятным последствиям: переплате налогов, штрафам и проблемам с контролирующими органами.
В лучшем случае начинающие предприниматели задаются вопросом, какие документы нужны для открытия магазина. И думают, что открыть: ИП или ООО.
В этой статье мы описали процесс открытия розничного магазина с юридической и финансовой точки зрения:
Некогда читать?
Посмотрите краткий обзор статьи.
Что лучше выбрать: ООО или ИП?
”Мы изначально открывали ООО, потому что вообще ничего не знали, и нам посоветовали открывать ООО, – рассказывает предприниматель из Калининграда Павел Столяров. – При этом нас было четверо, и это был единственный вариант, когда можно было законно закрепить долю за каждым”.
По данным Росстата, доля ИП, занятых в сфере розничной торговли, составляет 38,4%. ООО обычно регистрируют те, кто планирует привлекать инвесторов для расширения бизнеса. Или те, кто, как Павел, организовывает бизнес совместно с партнерами.
Бывает так, что свежеиспеченный владелец магазина, не успев прийти в себя после торжественного открытия розничного магазина, получает неприятную новость.
Например, узнает, что если бы зарегистрировал ИП, а не ООО, то ему не пришлось бы платить НДФЛ и вести бухгалтерский учет. Давайте разберемся в преимуществах и недостатках ИП и ООО.
Сложно определиться с выбором формы собственности? В этой статье мы свели плюсы и минусы ООО и ИП в таблицу, чтобы вам было удобно сравнить варианты и сделать выводы.
Нет времени разбираться в нюансах? Специалисты Фингуру ответят на все ваши вопросы!
Системы налогообложения
После того, как вы выбрали организационную форму вашего бизнеса ( ИП или ООО), нужно решить, какой режим налогообложения будет применяться. Российским законодательством предусмотрено пять: один общий и четыре специальных. Какой из них выбрать для розничного магазина?
Общая система налогообложения (ОСНО)
Назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов). Налоговая нагрузка на ОСНО – самая высокая. Организации на ОСНО платят налог на прибыль по ставке 20% (за исключением немногочисленных льготных категорий налогоплательщиков), НДС по ставке 0%, 10%, 20% и налог на имущество организации по ставке до 2,2%. ИП платят налог на доходы физических лиц по ставке 13% (если предприниматель был в отчетном году резидентом РФ), НДС по ставке 0%, 10%, 20% и налог на имущество физических лиц по ставке до 2%.
Упрощенная система налогообложения (УСНО, “упрощенка”)
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, “вмененка”)
Применяется только в регионах и только в отношении определенных видов деятельности (в их числе и розничная торговля). ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством. Размер реально полученного дохода значения не имеет. Ставка налога по ЕНВД составляет 15%.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН могут применять только ИП, средняя численность наемных работников у которых не превышает 15 человек. Налоговая ставка на патентной системе налогообложения равна 6%, а налоговой базой является потенциально возможный годовой доход.
Владельцу магазина следует помнить о ряде ограничений и условий, при которых он сможет воспользоваться соответствующим режимом налогообложения. Так, на патентную систему налогообложения он сможет перейти только в случае осуществления розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, с площадью торгового зала не более 50 кв. м. по каждому объекту. Для ЕНВД допускается площадь торгового зала магазина не более 150 кв. м.
Как и когда платить налоги
Не менее важен вопрос о том, как и когда надо платить налоги. Сроки их уплаты зависят от того режима налогообложения, который вы выбрали.
При УСНО предусмотрена авансовая оплата по итогам отчетного квартала до 25 числа. Сам же единый налог рассчитывают по итогам года (учитывая все авансовые платежи) и уплачивают до 30 апреля.
ЕНВД уплачивается ежеквартально до 25 числа.
Срок уплаты ПСН зависит от срока, на который получен патент. Предприниматели, покупающие патент на период до 6 месяцев, должны внести его стоимость до того, как окончится срок его действия. Если речь идет о сроках, превышающих 6 месяцев, то одна треть платы должна поступить до истечения 90 календарных дней с первого дня действия патента, а оставшаяся сумма вносится за 30 дней до окончания срока его действия.
В случае с ЕСХН предусмотрена авансовая уплата, которая производится не позднее 25 июля. Оставшаяся сумма налога должна быть перечислена до 31 марта.
ОСНО – схема налогообложения, которая является самой сложной в налоговой системе РФ. Сроки уплаты налогов, которые необходимо соблюдать организациям и предприятиям, работающим на этом режиме, представлены в таблице ниже.
Кто платит | Вид налога | Срок уплаты |
ИП | НДФЛ | До 15 июля года, следующего за отчетным. |
Организации | Налог на имущество организаций | Согласно срокам, устанавливаемым нормативными актами субъектов РФ. |
Организации | Налог на прибыль организаций | |
Организации и ИП | НДС | Не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), по 1/3 суммы каждый месяц или единой суммой до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. |
Соблюдение сроков уплаты позволяет избежать санкций в виде пеней и штрафов. Исполнить свои налоговые обязательства можно одним из двух способов:
В обоих случаях денежные средства поступят в бюджет в течение одного операционного дня.
Какие бывают налоговые вычеты, и как их получить
Налоговым вычетом в российском законодательстве называется сумма, на которую гражданин, который платит НДФЛ, может в законном порядке уменьшить налоговую базу. Это правило применимо и к индивидуальным предпринимателям, но только к тем, кто платит НДФЛ 13% в бюджет государства, – то есть к работающим на общем режиме налогообложения (ОСНО).
Существует несколько видов налоговых вычетов:
Например, ИП Иванов потратил деньги на строительство дома. Он имеет право на имущественный вычет, так как использует ОСНО и платит НДФЛ 13%. Другой пример: ИП Петров работает по “упрощенке” и покупает квартиру. Он не может рассчитывать на получение налоговых льгот, потому что освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц.
Для получения вычета предпринимателю следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Оформить льготу можно в любое время по окончании отчетного года. Так, если вы купили квартиру в 2019 году, заявить о желании получить вычет можно, начиная с 1 января 2020 года.
ИП, использующие УСН, ЕНВД или патент, не могут рассчитывать на получение налоговых льгот. Однако предприниматели, работающие на упрощенном налоговом режиме, имеют право пользоваться рядом послаблений в отношении обязательных страховых взносов. Так, ИП без работников на УСН может уменьшить налог до 100% на все обязательные взносы в ПФР и ФФОМС. ИП-работодатель, работающий на “упрощенке”, также вправе уменьшить налог на обязательные выплаты, но до 50%.
Какие отчеты нужно сдавать в налоговую, и как это сделать через интернет
ИП без работников на упрощенной системе налогообложения ограничивается только подачей декларации по УСН. Подается она ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Организации на УСН подают декларацию также раз в год, но в срок до конца марта включительно. Плательщики ЕНВД сдают отчеты в налоговую ежеквартально, не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за прошедшим кварталом.
Для ИП на патенте, у которого нет наемных работников, отчетность заключается в ведении Книги учета доходов и расходов (КУДИР). Можно одновременно вести бумажную книгу и электронную. Последний вариант по окончании патента распечатывается и хранится четыре года.
Организации, которые находятся на общей системе налогообложения, должны ежеквартально составлять декларацию по НДС. По итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев и года они сдают декларацию по налогу на прибыль. Помимо обязательных видов отчетности существует ряд деклараций, которые организации на ОСНО должны сдавать по ситуации. Например, если на балансе есть автомобиль, нужно сдавать декларацию по транспортному налогу.
Кроме того, ООО и ИП с работниками вне зависимости от режима налогообложения обязаны сдавать:
Отчеты в налоговую инспекцию можно сдавать лично или через представителя, а также направлять по почте или через интернет. На сегодняшний день в России четыре оператора контролируют порядка 85% рынка отправки отчетности в электронном виде:
До 1 июля 2019 года в рамках пилотного проекта, который проводит Федеральная налоговая служба, можно представить налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через официальный сайт ФНС в сети Интернет (кроме декларации по НДС).
Сэкономьте время, запишитесь на бесплатную консультацию
Как зарегистрировать компанию
Какие документы нужны для открытия магазина
Если вы решили регистрировать ИП, вам будут необходимы следующие документы:
Для регистрации ООО понадобятся:
Разрешения
Если ваша деятельность относится к лицензируемой, ее нельзя осуществлять без получения разрешения (лицензии), иначе вас могут привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Нарушение наказывается:
Например, для того чтобы заняться розничной торговлей алкогольными напитками, необходимо получить лицензию, если в тех напитках, которые планируются к реализации, содержание этилового спирта превышает 6%.
Также лицензию необходимо получить на розничную реализацию:
Как выбрать ОКВЭД, и для чего он нужен
Далее нужно определиться с видами деятельности и подобрать коды ОКВЭД. Один код нужно выбрать в качестве основного, все остальные будут дополнительными. Процент получаемой вами выручки по основному коду должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.
Для компании, работающей в сфере розничной торговли, подойдут коды ОКВЭД класса 47. Например:
Как подать документы в налоговую. Какой для этого нужен бланк, и где его взять
Не так давно существовало всего два варианта подачи документов в налоговую: при личном посещении или по почте. Сейчас их стало больше. Вот все возможные способы:
Вам понадобится бланк заявления, который можно скачать сейчас:
Что делать после налоговой
У вас на руках только что полученный пакет регистрационных документов. Поздравляем! Теперь встает закономерный вопрос «А что дальше?»
Давайте рассмотрим несколько важных шагов, которые нужно сделать сразу после регистрации ИП или ООО.
Что нужно сделать | ООО | ИП |
Заключить трудовой договор с директором | да | нет |
Выбрать систему налогообложения | если вы не сделали этого при подаче документов | если вы не сделали этого при подаче документов |
Открыть расчетный счет | да | при необходимости |
Внести уставный капитал | да | нет |
Заказать изготовление печати | если наличие печати предусмотрено уставом организации | по желанию |
Получить лицензию | если деятельность относится к лицензионной | если деятельность относится к лицензионной |
Зарегистрироваться в ПФР и ФСС | нет | при наличии наемных работников |
Что необходимо для пенсионного фонда
В отличие от ООО, которое сразу оформляется как работодатель, ИП должен зарегистрироваться в ПФР самостоятельно, после заключения первого трудового договора или договора ГПХ. Если вы уже наняли сотрудников, то должны пройти эту процедуру в 30-дневный срок после их выхода на работу. Необходимо предоставить в фонд следующие документы:
Работодатели, средняя численность сотрудников которых составляет 25 человек и более, обязаны подавать отчеты в Пенсионный фонд только в электронном виде. Для подключения к системе электронного документооборота ПФР необходимо заключить с фондом договор на ЭДО. Для этого обязателен визит в ПФР самого предпринимателя или его доверенного лица.
Расчетный счет
Как выбрать банк
Приготовьтесь к тому, что как только вы зарегистрируете свой бизнес, вам тут же начнут поступать звонки из банков с предложением открыть расчетный счет. Не верьте обещаниям. Не поддавайтесь на уговоры. Ваше решение должно быть тщательно взвешено и оценено. Если вы чувствуете, что сотрудник банка на другом конце провода пытается вами манипулировать, отложите этот разговор.
Следующий критерий – стоимость обслуживания, которая складывается из нескольких показателей, а именно:
В-третьих, следует узнать о банке, участвует ли он в программах поддержки малого и среднего бизнеса и имеет ли собственные продукты для начинающих предпринимателей. Также поинтересуйтесь стоимостью кредитов и формами кредитования.
Основной перечень документов для открытия расчетного счета разработан ЦБ РФ, но он может отличаться в разных банках. Для открытия расчетного счета в отделении выбранного банка у ИП могут запросить следующий пакет документов:
Для открытия расчетного счета организации банки обычно просят предоставить:
Платежи
Какие существуют обязательные платежи
Фиксированные платежи в государственные внебюджетные фонды являются обязательными для индивидуальных предпринимателей. За 2019 год ИП с годовым доходом 300 000 руб. и менее платят два страховых взноса (на обязательное пенсионное и медицинское страхование) на общую сумму 36 238 руб. Индивидуальные предприниматели с годовым доходом более 300 000 руб. дополнительно к вышеуказанной сумме платят 1% от дохода, превышающего 300 000 руб.
Что, куда и когда платить
Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование нужно платить даже в том случае, если вы не ведете деятельность или не получаете прибыль. Срок оплаты – не позднее 31 декабря текущего года. 1% от превышения 300 000 руб. нужно внести до 1 июля следующего года. Оплатить фиксированные платежи можно как наличными деньгами (через отделения банков), так и с расчетного счета.
Как распоряжаться доходами
Распределение прибыли ООО может производиться ежеквартально, раз в полгода или раз в год, по решению общего собрания (при условии, что общество состоит из нескольких участников). В ООО, состоящем из одного участника, решения о распределении прибыли принимаются его единственным учредителем и оформляются письменно.
ИП вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, полученной от ведения предпринимательской деятельности, без объяснений и ограничений. Весь полученный доход может быть потрачен как на бизнес, так и на личные нужды предпринимателя.
За что могут начислить штраф, и как выплачивать штрафы
В перечень самых распространенных санкций, которым подвергаются новоиспеченные бизнесмены, входят штрафы:
Заплатить штрафы вы можете как с расчетного счета, так и наличными через любой банк. Действующее законодательство позволяет эту категорию взносов осуществлять третьим физическим и юридическим лицам.
Ведение бухгалтерии (самостоятельно или с бухгалтером)
Вести учет самому, нанять бухгалтера или передать дела сторонней фирме? Давайте рассмотрим все эти варианты. В зависимости от объема и вида вашей деятельности каждый из них имеет право на жизнь.
Самостоятельное ведение | Ведение через аутсорс | Штатный бухгалтер | Удаленный бухгалтер | |
Кто несет ответственность | владелец бизнеса | подрядчик (ответственность аутсорсера застрахована) | штатный бухгалтер | владелец бизнеса |
Сколько стоит | от 0 р./мес. (вручную) до 1500 р./мес. (через сервисы) | 8000 р./мес. | 30000 р./мес. | 5000-10000 р./мес. |
Сколько времени отнимает у владельца бизнеса | 5-10 часов в мес. | 30 минут в мес. | 1-2 часа в мес. | 3-4 часа в мес. |
Если ваша фирма небольшая, у вас есть лишние пять часов в месяц, вы уверены, что изучили налоговое законодательство, и не боитесь нести ответственность за свои действия, то бухгалтерский учет можно вести самостоятельно, используя облачные сервисы, которые широко представлены на рынке. Например, такие, как Мое дело и Контур.Эльба.
Частые ошибки, и как их избежать
Все начинающие предприниматели разные, но ошибки, которые совершаются ими в бухгалтерском учете, чаще всего одни и те же. Ниже мы перечислим самые распространенные проблемы, из-за которых вы рискуете попасть на штрафные санкции и блокировку расчетного счета.
Задолженность по налогам/взносам
Если вы получили требование об уплате налогов или взносов – значит, у вас есть задолженность. Ее наличие означает, что данные в вашем учете и в учете налоговой инспекции различаются. Если вам повезло с налоговым инспектором, он вам предварительно позвонит или пришлет письмо с требованием прояснить ситуацию. Если нет – деньги по неоплаченному требованию снимут с вашего расчетного счета без уведомления.
Несдача налоговых деклараций
Несдача налоговых деклараций – самый частый повод для блокировки расчетного счета. Счет заблокируют примерно через 10 дней после истечения срока сдачи. На его разблокировку после подачи деклараций обычно уходит около трех рабочих дней.
Ведение первичной документации не систематизировано
В нашей практике было мало клиентов, которые пришли на бухгалтерское обслуживание с нормальным состоянием первичной документации. У большинства компаний нет понимания, что в случае проверки именно к первичной документации будут апеллировать налоговые органы.
Неправильные округления, опечатки, ошибки при вычислениях
К сожалению, человеческий фактор отражается на качестве ведения бухгалтерского учета даже в век автоматизации. Избежать дорогостоящих ошибок можно, доверившись аккуратному бухгалтеру, который дорожит репутацией.
Хотите разобраться в нюансах открытия розничного магазина самостоятельно? Зарегистрируйтесь на наш бесплатный email-курс “Как открыть розничный магазин: пошаговое руководство” и получите первый урок сегодня!