где посмотреть налогообложение ооо по инн
Как узнать налоговую систему контрагента
В российской налоговой системе предусмотрено несколько режимов. Для их применения установлены определенные ограничения, однако большая часть организаций и предпринимателей все же имеют возможность выбора. Эти режимы периодически можно менять. Например, компания вправе с начала следующего календарного года перейти с основной системы на упрощенную или обратно. Поэтому не всегда можно знать наверняка, какой режим применяет ваш контрагент. Рассмотрим, как узнать систему налогообложения по ИНН, если такая информация необходима.
Когда требуется узнать систему налогообложения
Знание налогового режима партнера – важное условие для начала сотрудничества. В первую очередь это связано с правом возмещать предъявленный НДС.
Суть в следующем: если поставщик является плательщиком этого налога, то фирма может заявить к вычету сумму НДС, указанную в счете-фактуре. А вот если поставку осуществил контрагент, применяющий один из специальных режимов, то права на вычет не возникает. Поэтому нужно знать, с кем планируется сделка, и придется ли платить НДС из своего кармана.
Кроме того, знать, какая система налогообложения применяется контрагентом, необходимо и для общей оценки его добросовестности. Такая проверка должна проводиться в отношении каждого потенциального, а периодически – в отношении действующего партнера. Ее отсутствие может привести к тому, что ФНС переложит ответственность за неуплату таким субъектом НДС на его контрагентов. Вот почему всегда следует проявлять осмотрительность и не вести бизнес с «однодневками», созданными для ухода от налогов.
Сведения о СНО могут косвенно свидетельствовать о размере бизнеса, о примерном объеме дохода и количестве сотрудников, о том, какие налоги должен платить субъект и какую отчетность подавать.
Наконец, иногда компания или ИП не знает даже собственную налоговую систему. Это бывает, если регистрация производилась через посредников. Конечно, таких ситуаций лучше не допускать, ведь доходность бизнеса не в последнюю очередь зависит от выбора режима. Но если так произошло, нужно как можно скорее узнать, какая применяется система налогообложения, по своему ИНН. И при необходимости изменить ее. Однако, например, перейти с основной системы на упрощенную можно лишь в течение первого месяца после регистрации, поэтому тянуть не стоит.
Для справки добавим, что у компаний выбор систем таков: основная или упрощенная, ЕСХН (для сельхозпроизводителей). У предпринимателей возможностей больше, поскольку им теоретически доступны все существующие режимы налогообложения. Кроме уже перечисленных, это патентная система (ПСН) и налог на профессиональный доход (НПД).
Как узнать СНО по ИНН
В настоящее время налоговая служба ведет множество реестров с открытой информацией о компаниях и ИП, а также предлагает сервис для проверки бизнеса. Казалось бы, при такой доступности данных узнать систему налогообложения любого субъекта по ИНН на сайте ФНС – не самая большая проблема. Но это не совсем так. Сведения о налоговом режиме в явном виде не входят в перечень данных, которые доступны при обращении к этим сервисам и реестрам.
Поэтому чтобы точно узнать применяемый режим налогообложения по ИНН, лучше обратиться в любую инспекцию ФНС. Составляется запрос в произвольной форме, указывается ИНН субъекта и обратный адрес, на который будет получен письменный ответ с печатью налогового органа. Этот документ сможет послужить весомым доказательством при возникновении споров.
Еще проще получить нужные данные, если у вас уже оформлена электронная подпись для работы с ФНС и есть доступ в личный кабинет. Тогда запрос о СНО контрагента можно направить в электронной форме.
Также можно обратиться к сервису » Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте налоговой службы. Он не предоставит официального ответа на вопрос о налоговой системе, но все же даст представление о ней по косвенному признаку.
В поисковой строке достаточно ввести ИНН бизнес-субъекта. Можно также поискать по названию/имени, но при этом рекомендуется указать регион:
На картинке видно, что подавалось уведомление о переходе на УСН. Следовательно, применяется упрощенка. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему.
Правда, некоторые режимы можно совмещать. Например, перейдя на УСН, предприниматель может купить патент, а эти сведения в реестре не фигурируют. То есть точно узнать режим налогообложения по выписке из реестра можно не всегда. Однако из нее можно сделать вывод о том, должен ли в силу применяемой налоговой системы контрагент платить НДС или нет (на всех спецрежимах, кроме ЕСХН, его не платят). А это, как сказано выше, наиболее частая причина выяснения СНО партнера по бизнесу.
Единственная налоговая система, о применении которой можно получить точную информацию – это НПД для предпринимателей и самозанятых лиц. Для этого ФНС разработала специальный сервис. Для проверки статуса самозанятого достаточно ввести ИНН ИП /самозанятого и дату, на которую нужна информация. Если гражданин среди плательщиков НПД не найден, значит, он им не является. Вот как выглядит этот поисковый сервис:
О том, как проверить сторону по сделке перед тем как заключить договор, мы рассказали в этой статье.
Как узнать систему налогообложения ООО
Вопрос о системе налогообложения ООО может возникнуть, как ни странно, не только у контрагентов, но и у сотрудников (например, бухгалтеров) самого Общества. Все дело в том, что документы имеют свойство теряться, информация может быть утрачена за давностью лет или по иным причинам. Что же делать в этой ситуации? Давайте попробуем разобраться, как узнать, какая система налогообложения у ООО.
Какие системы бывают
Если директор ООО не подал уведомление в Налоговую инспекцию о том, что он переходит на иной режим налогообложения, автоматически будет применяться ОСНО — общая система налогообложения. Это основной режим, как ясно из его названия. Наряду с ним есть еще упрощенные, которые позволяют:
Три способа определить налоговый режим на сайте ФНС
Способ № 1
Проще всего это сделать на официальном сайте ФНС, используя сервис «Сведения о госрегистрации юридических лиц. ». Разыскивать сведения можно как по ИНН или ОГРН, так и по названию.
Напомним, что ИНН — код, состоящий из 12 знаков, — обычно присутствует на договорах, счетах-фактурах, иных исходящих документах. Там же указывается и ОГРН (государственный регистрационный номер компании).
Если эти коды неизвестны, их можно узнать по названию компании, об этом мы рассказывали в статье «Как узнать реквизиты компании по названию».
Итак, ниже, под ИНН, нужно ввести цифры с картинки (это так называемая капча, или тест, который проверит, кто запрашивает информацию: человек или компьютер) и нажать на кнопку «Найти».
Через секунду появятся результаты поиска — файл pdf, в котором будет очень много информации о запрашиваемом ООО, в том числе можент быть и такая:
Из этого документа можно сделать вывод, что ООО работает на основе упрощенки, или УСН.
Способ № 2
Также на портале ФНС есть специальный сервис «Проверь контрагента». Правда, надо отметить, что пока он работает в тестовом режиме и не всегда позволяет получить нужную информацию.
Обратите внимание на красную звездочку рядом с ИНН. Она означает, что для проверки контрагента достаточно ввести ИНН, остальные поля необязательны. Естественно, можно ввести ИНН не контрагента, а собственного ООО и получить искомую информацию.
Способ № 3
Не так давно ФНС России анонсировала запуск портала «Прозрачный бизнес», на котором планировала публиковать сведения, ранее считавшиеся налоговой тайной. Однако запуск портала много раз переносился, и в конце концов было объявлено о замораживании проекта. Однако кое-какие сведения ФНС все же публикует. Так, данные о том, какую упрощенную систему налогообложения использует юридическое лицо, можно найти на странице «Сведения о спецрежимах, применяемых налогоплательщиками». Но работать с данными непросто: по ссылке придется открыть заархивированный файл и искать ООО там.
Четыре способа получения информации
Зная ИНН, можно получить нужные сведения следующими способами:
Ко всем иным сайтам, предлагающим подобные услуги, стоит относиться с осторожностью, источники их информации неясны.
Дополнительные способы
Если вопрос возникает у работника Общества, он может быть быстрее и оптимальнее решен при просмотре внутренней документации. Если не составлялось уведомления о переходе на упрощенную СН, то применяется основная. Также можно проверить прошлую отчетность, из которой станут ясны нужные данные.
Некоторые организации с определенными видами деятельности, например, ломбарды или страховые компании, могут применять только ОСН.
Как самостоятельно определить систему налогообложения своего ИП или ООО?
Каждый день мы решаем сотни предпринимательских задач, разбираем простые и сложные вопросы, считаем, ищем, находим, заполняем, обучаем, возвращаем на землю, радуем.
Мы решили, что можно делиться частыми и интересными историями. Поэтому запускаем новую рубрику. Назовём её просто — #ответыКнопки. Будем публиковать вопрос, который когда-то задал один из наших клиентов, и тут же наш ответ. Думаем, будет полезно. Начнём 🙂
Вопрос:
Сомневаюсь, какая у меня система налогообложения. Как это проверить без обращения к бухгалтеру?
Ответ:
Отправить запрос в налоговую на сайте. Получить подтверждение таким способом просто, достаточно быстро и не надо никуда ходить 🙂
Для этого сделайте следующее:
На сайте налоговой в специальном разделе выберите «Иные обращения».
Если у вас компания, нажимайте на «Юридическое лицо». Если вы индивидуальный предприниматель — на «Физическое лицо или ИП».
Перед вами форма, которую нужно заполнить. В самом верху 3 строчки о том, куда обратиться: 1 — оставляем «Управление или Инспекцию»; 2 — выбираем свой город; 3 — выбираем номер налоговой.
Если у вас юридическое лицо, заполните название компании, ОГРН, ИНН, должность и ФИО руководителя. Телефон оставлять необязательно. Если у руководителя нет времени, отправить обращение может кто-нибудь другой, главное — заполните данные заявителя так, будто оставляет обращение руководитель.
Индивидуальному предпринимателю нужно ввести ФИО.
Прошу предоставить информационное письмо о применяемой системе налогообложения для ИП/ООО __________, ИНН _____________. В случае применения упрощенной системы налогообложения прошу предоставить информационное письмо по форме 26.2-7 с обязательной расшифровкой объекта налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов». На основание п.105 “Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию… ”, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, просим предоставить подтверждение в электронном виде по адресу электронной почты: ________________ В случае, если ответ на запрос не может быть направлен на указанный адрес электронной почты, прошу направить ответ через ТКС.
После того, как нажмёте «Далее», нужно ввести код. Он придёт на почту, которую вы указали в форме. Код невечный, если закроете страницу с формой, то и код перестанет действовать.
Обычно налоговая обрабатывает запрос в течение 14 дней. Ответ может прийти и за сутки или задержаться до 30 дней. Вы получите подтверждение в виде скана информационного письма на указанную почту.
Это простой способ проверить систему налогообложения, чтобы быть уверенными в правильном ведении учёта в соответствии с системой.
Если хотите что-нибудь добавить, пишите 🙂
Как проверить долги по налогам у ИП и ООО
Причины наличия налоговых долгов
Одной из важнейших для каждого налогоплательщика является обязанность уплаты налогов, страховых взносов и сборов (подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 3.4, п. 4 ст. 23 НК РФ). Конечно, только в том случае, если они начислены на законных основаниях.
Начисление налоговых платежей осуществляет:
О том, как оформляется документ о суммах налога, направляемый налоговым органом плательщику-физлицу, читайте в материале «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».
Однако всегда вероятны обстоятельства, в силу которых представление о реальной величине налога окажется искаженным. В основном они будут иметь характер технических сбоев — ошибки в учетных данных, непоступление или утрата информации о сделанных ИФНС начислениях или доначислениях.
Последствия неуплаты налогов
Неуплата налогов в срок приводит не только к начислению пеней на сумму долга (п. 1 ст. 75 НК РФ), но и может послужить основанием для инициирования процедуры взыскания или принуждения к оплате задолженности путем:
В последнем случае на сайте ФНС при сумме долга, превышающей 1 тыс. руб., неплательщик-юрлицо попадает в список должников, доступный для просмотра любому желающему получить такую информацию.
Перед заключением любого договора, рекомендуем проверить контрагента. Ведь если он не уплачивает налоги, значит, с бизнесов не все в порядке и контрагент не надежен. Проверить юрлицо или узнать ИП по ИНН можно на сайте ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес».
Кроме этого, за неуплату налогов могут оштрафовать.
То есть неплатежи по налогам приводят к достаточно серьезным последствиям. Именно поэтому вопрос о периодической проверке наличия долгов по ним всегда является актуальным.
Как узнать долги по налогам ИП, юрлиц и физлиц?
Как узнать долги ООО по налогам, проверить на долги по налогам ИП или выяснить налоговую задолженность физлица? Способов существует несколько.
Но чтобы или воспользоваться, необходимо наличие информации об ИНН (идентификационном номере налогоплательщика). Этот номер является уникальным и присваивается при постановке плательщика на учет. Поэтому проверять ООО на долги по налогам или узнавать долги по налогам ИП нужно по ИНН. Знание этого номера необходимо и для физлица, интересующегося своими долгами.
Информирование плательщиков налогов об их долгах является обязанностью налоговых органов (подп. 10 п.1 ст. 32 НК РФ) для ситуации, когда от плательщика поступает запрос (бумажный или электронный) на предоставление соответствующей информации. ИФНС в этом случае может выдать справку одного из двух видов:
С 10.10.2022 справка оформляется по форме из приказа ФНС от 06.08.2021 № ЕД-7-19/728@.
Конкретные суммы долгов, имеющиеся на дату формирования справки, можно увидеть только в справке первого вида. Второй документ (об исполнении обязанности) будет содержать лишь сведения о том, исполнена эта обязанность или нет.
О том, как оформить запрос в ИФНС, читайте в статье «Справки о налогах: виды, когда могут потребоваться».
Однако вариант запроса справки о состоянии расчетов хорош, когда налогоплательщику нужен официальный документ для представления в какую-либо инстанцию. Если же речь идет только о выяснении того, есть ли долги по каким-либо налогам и каковы их суммы, то можно воспользоваться иными способами проверки, рекомендованными ФНС:
Если вы обнаружили недоимку по налогу, то нужно выяснить причины, по которым она возникла. В зависимости от этого различается порядок дальнейших действий. Что нужно делать в каждом случае – подробно рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+ и бесплатно изучите материал.
Проверку долгов, переданных на взыскание в службу судебных приставов, можно осуществить на сайте ФССП (http://fssprus.ru/) по фамилии и имени физлица или ИНН ИП.
Итоги
Неуплата налога может быть чревата для налогоплательщика не только дополнительными расходами в виде пеней, но и принудительным взысканием неоплаченной суммы, в т. ч. за счет имущества. Поэтому особое значение приобретает возможность оперативно получать актуальную информацию о наличии долгов по налогам. Налогоплательщики всех видов (юрлица, ИП, физлица) могут узнать о своей задолженности на сайте ФНС. Для ИП и физлиц аналогичный сервис доступен также на сайте «Госуслуги».
Как проверить контрагента на благонадежность по ИНН или ОГРН либо на сайте налоговой
Наверное, каждый бизнесмен и бухгалтер слышали о необходимости проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента перед заключением контракта. Но далеко не все знают, что конкретно следует изучить, и какие сведения о бизнес-партнере можно получить по его ИНН или ОГРН на сайте налоговой либо с помощью специальных сервисов. У тех, кто хоть раз сталкивался с проверкой контрагента, возникают и другие вопросы. Зависит ли объем проверки от суммы сделки или иных факторов? Как оценить результаты исследования? Что будет, если не проверить контрагента на благонадежность? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.
Для чего нужно проверять контрагента
Чтобы успешно противостоять претензиям налоговых органов и требуется проверка контрагента перед подписанием контракта. В частности, нужно удостовериться, что сторона по договору является реально действующей организацией, с которой можно без проблем связаться; у нее есть необходимые для исполнения обязательств ресурсы (производственные мощности, оборудование, персонал) и соответствующий опыт. При этом судебная практика исходит из того, что глубина проверок зависит от значимости сделки: чем крупнее контракт, тем более тщательно нужно изучить контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597).
Так, перед заключением разовой некрупной сделки достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и с ним можно связаться по указанному в реестре адресу, а от его имени действует уполномоченное лицо.
Исключение составляют ситуации, когда условия планируемого договора значительно отклоняются от рыночного уровня, либо свои услуги предлагает компания или ИП, которые не имеют опыта исполнения аналогичных сделок. В этих случаях имеет смысл дополнительно выяснить наличие у потенциального контрагента нужных ресурсов, задолженности перед бюджетом и другими бизнес-партнерами, изучить его деловую репутацию и т.д. Такие же тщательные проверки нужно проводить при покупке недвижимости или иного дорогостоящего актива, либо перед заключением длительных контрактов.
Способы проверки организации на благонадежность
Сегодня имеется несколько механизмов проверки. Самый простой — воспользоваться платными сервисами, которые агрегируют все имеющиеся в открытом доступе данные. Исчерпывающая информация о потенциальном контрагенте будет предоставлена быстро, в доступной и наглядной форме. При этом некоторые из таких сервисов еще и проведут первоначальный анализ собранных сведений; сообщат, на какие моменты нужно обратить внимание, и дадут предварительную оценку безопасности заключения сделки.
Альтернативный вариант предполагает самостоятельный сбор сведений при помощи бесплатных баз данных госорганов и прочих открытых источников. В частности, информацию о контрагенте можно найти на сайтах ФНС, Росреестра, арбитражных судов, судебных приставов и т.д. Также не лишним будет воспользоваться обычными поисковиками для оценки деловой активности будущего партнера.
Наконец, есть и еще один способ проверки. Он предполагает получение всей необходимой информации непосредственно у контрагента, либо связанных с ним лиц. Этот вариант, как правило, применяется в дополнение к первому или второму. У компании, с которой планируется сотрудничество, можно запросить копию устава, информацию о паспортных данных руководителя, сведения из налоговых деклараций, а также реальные отзывы (рекомендации) лиц, имевших с ней дело.
Как проверить контрагента: пошаговая инструкция
Если для проверки используется специальный платный сервис, то для получения аналитической справки по контрагенту достаточно внести его данные в соответствующую программу. В остальных случаях для выяснения информации о контрагенте следует придерживаться определенного алгоритма.
Шаг первый: проверка контрагента на сайте ФНС
Самостоятельную проверку нужно начинать с посещения официального сайта ФНС, где размещен электронный сервис « Риски бизнеса: проверь себя и контрагента ». С его помощью можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для этого надо ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого налогоплательщика. Либо указать название организации (ФИО физлица) и выбрать регион. Полученная выписка позволит убедиться, что ваш бизнес-партнер является действующим налогоплательщиком, в отношении него не начата процедура ликвидации, исключения из реестра, либо банкротства.
Дополнительно из выписки можно узнать данные о руководителе организации и об ее адресе. Эти сведения следует сравнить с теми, которые были предоставлены самим контрагентом. Кроме этого, нужно обратить внимание на коды по ОКВЭД, указанные в выписке. Такая информация позволит удостовериться, что бизнес-партнер указал при регистрации код, соответствующий тому виду деятельности, которую он обязуется осуществлять по условиям договора.
ВАЖНО
Если в выписке из ЕГРЮЛ отображается информация о недостоверности сведений об адресе, руководителе или участниках контрагента, то от заключения договора с ним лучше воздержаться.
Далее на сайте ФНС нужно проверить, если ли у партнера налоговая задолженность. Для этого надо ввести его ИНН в сервис « Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года ». Саму сумму долга можно посмотреть в разделе «Открытые данные» на сайте ФНС. Но получить информацию из этого раздела, просто указав ИНН или ОГРН контрагента, нельзя. Чтобы узнать сведения о налоговой задолженности, необходимо найти и скачать соответствующий файл на странице https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/.
ВНИМАНИЕ
Обнаружить в Открытых данных информацию о конкретном контрагенте достаточно сложно. На сайте ФНС даны гиперссылки на архивы, содержащие файлы с данными сразу по всем налогоплательщикам. Соответственно, чтобы найти проверяемую организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое. Гораздо удобнее получать сведения из реестров, в том числе о налоговой задолженности контрагента, используя специальные сервисы. Так, пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку название или ИНН контрагента. Сервис соберет важную информацию из баз данных ФНС и других источников в одном окне и сформирует экспресс-отчет (подробнее см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками» и «Опубликованы сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год»).
Далее на сайте ФНС нужно воспользоваться сервисом « Прозрачный бизнес ». Проверка осуществляется по ИНН, ОГРН, названию (ФИО) контрагента. С помощью сервиса можно узнать данные о руководителе и учредителях бизнес-партнера на предмет их участия в различных «массовых» организациях, возможной дисквалификации или лишения права занимать должности (участвовать в управлении организациями). Также есть возможность проверить, не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации. Отдельно следует уточнить, заявлял ли директор о том, что он не имеет отношения к соответствующей организации (https://service.nalog.ru/svl.do).
После этого имеет смысл перейти в раздел https://bo.nalog.ru, где можно получить данные о бухотчетности организации (по ИНН, ОГРН, адресу или названию).
Еще один сервис на сайте ФНС позволяет узнать, не заблокирован ли счет контрагента. На странице https://service.nalog.ru/bi.do нужно выбрать вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении», затем ввести ИНН контрагента и БИК банка, в котором открыт проверяемый счет. Подробнее об этом сервисе см. « Блокировка счета налоговой в 2020 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать ».
Кроме этого, официальный сайт ФНС позволяет проверить следующие данные о контрагенте (сведения содержатся в архивах файлов):
ВАЖНО
Шаг второй: проверка контрагента по ИНН или ОГРН
Следующий этап — поиск данных о контрагенте по его ИНН, ОГРН или названию в базах данных государственных органов. Для этого можно использовать следующие сайты:
ВАЖНО
Также не лишним будет «пробить» ИНН и ОГРН контрагента через поисковики, чтобы изучить отзывы клиентов и прочую информацию, имеющуюся в интернете.
Шаг третий: проверка исполнительных производств
Сервис на сайте Службы судебных приставов (www.fssprus.ru) не предоставляет информацию по ИНН или ОГРН. Этот банк данных работает исключительно с наименованием организации или данными о физлице. Для поиска надо перейти в раздел «Сервисы» и далее в «Банк исполнительных производств». Затем ввести сведения о контрагенте и регион.
ВНИМАНИЕ
В обнаруженных данных о задолженности не будет указан ИНН или ОГРН. Поэтому использовать эти сведения нужно с осторожностью. Дело в том, что в одном регионе может быть несколько организаций с одинаковым названием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.20 № Ф05-4553/2020). Соответственно, найденную на сайте приставов информацию о задолженности лучше перепроверить по другим источникам. В частности, в банке данных арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru) либо на сайте суда общей юрисдикции, который вынес решение
Шаг четвертый: сбор информации в интернете
«Заочный» этап проверки завершается анализом информации из сети Интернет. Прежде всего, следует изучить сайт бизнес-партнера. Размещенную там информацию нужно сверить с данными, полученными на предыдущих шагах. Также необходимо удостовериться, что она соответствует сведениям, которые контрагент сам сообщил о себе.
После этого через поисковики запрашивается информация о бизнес-партнере по его фирменному наименованию, адресу, ФИО руководителя и т.д. Полученные сведения составят образ деловой репутации контрагента.
Шаг пятый: запрос сведений у контрагента
Следующий шаг является «очным» этапом проверки. Непосредственно у контрагента запрашиваются копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, которые будут подписывать договор. Это может быть устав, приказ, доверенность и т.п. Также следует запросить документы, удостоверяющие личности этих лиц.
ВАЖНО
Эти сведения должны быть актуальны на дату подписания договора, счета-фактуры или первичного документа. Поэтому при длительных взаимоотношениях следует периодически обновлять информацию о доверенностях, приказах и паспортных данных.
Также непосредственно у контрагента истребуются документы на право осуществлять определенные виды деятельности (лицензии, допуски СРО и т.п.), и сведения о наличии ресурсов, необходимых для исполнения конкретного договора (персонал, транспорт, склады и т.п.). Не лишним будет попросить предоставить копии договора аренды или документов, подтверждающих право собственности на помещения по месту нахождения контрагента.
Поступившая от партнера информация сверяется с данными, которые были получены на «заочном» этапе. Если выявляются расхождения, нужно запросить у контрагента пояснения.
Завершают проверку мероприятия, позволяющие убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным номерам телефонов и адресу электронной почты. Также на «очном» этапе можно напрямую связаться с другими организациями и ИП, которые уже имели дело с контрагентом, и запросить у них рекомендации.
Признаки недобросовестного контрагента
Главным признаком ненадежного бизнес-партнера является его фиктивность. То есть ситуация, когда он самостоятельно не осуществляет никакой деятельности, а все обязательства по сделкам выполняют другие лица. Причем, не на основании договоров субподряда, доверенностей и т.п., а неофициально, фактически по собственной инициативе. Именно этот признак назван в статье 54.1 НК РФ в качестве основного критерия для снятия вычетов по НДС и расходов.
О фиктивности контрагента в первую очередь свидетельствуют такие факты, как отсутствие по официальному адресу либо использование адреса массовой регистрации. «Массовый» директор и учредитель также склоняют чашу весов в пользу фиктивности. Об этом же может свидетельствовать и непредставление налоговой отчетности, заблокированные счета и прочие косвенные факторы, при наличии которых нормальное ведение бизнеса практически невозможно.
Все остальные признаки, в том числе отсутствие ресурсов и неуплата налогов, следует рассматривать именно через призму фиктивности деятельности. Сами по себе они не говорят о недобросовестности контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597). Тем не менее, если подобные факты выявлены на стадии проверки, лучше воздержаться от заключения сделки. Ведь в такой ситуации значительно увеличивается риск снятия расходов и вычетов.
Подведем итог. Проверка контрагента на благонадежность — это обязательное мероприятие, которое необходимо проводить перед заключением сделок. Особенно, если они предполагают учет расходов для целей налогообложения прибыли или применение вычетов по НДС. Часть сведений можно получить бесплатно при помощи баз данных госорганов и из открытых источников. Но самый простой и надежный способ проверки — использовать специальные сервисы. В них все важные данные о контрагенте можно получить, сделав всего несколько кликов.