где правый берег невы а где левый
Невский район
Контрастные берега
Невский — единственный район в городе, который располагается на двух берегах Невы. Они не похожи между собой, а раньше юные жители правого и левого берегов нередко даже дрались между собой.
Невский всегда был важным логистическим центром Петербурга: в XVIII веке отсюда начинался Шлиссельбургский тракт на Архангельск, а сейчас район пронизывают разнообразные железнодорожные пути. Есть у Невского и свои рекорды. Например, в послевоенное время именно здесь был построен первый в стране квартал с хрущевками. А еще тут находятся самый длинный проспект, самый длинный мост и самое высокое жилое здание в городе.
Интересно, что в 1930-е годы, когда генплан Ленинграда подразумевал перенос центра города на юг, даже в этом районе начали возводить архитектурно привлекательные здания. Вместе с тем за годы существования Невский сохранил и атрибуты старого города: здесь есть усадьбы, крупные заводы и церкви, вокруг которых издавна росло жилье.
За последнее десятилетие район сильно преобразился: выделились зоны, объективно удобные для жилья, появилось много торговых центров, ожидается реновация старых кварталов.
Правый берег:
«Проспект Большевиков»-«Улица Дыбенко»
Необитаемое прошлое
В XVIII-XIX веках здесь жили немецкие колонисты. Есть версия, что историческое название этой местности — «Веселый поселок» — появилось как дословный перевод оригинального немецкого наименования LustDorf. Однако существуют догадки, будто топоним возник из-за привязанности к выпивке русских заводских рабочих, которые в то время тоже здесь селились. Еще один вариант — на образ места повлияло поведение цыган, таборы которых нередко буянили на правом берегу Невы. В любом случае точное происхождение названия сейчас установить тяжело.
В период Великой Отечественной войны местным немцам пришлось покинуть территорию, и она пустовала несколько десятилетий. Жилье здесь начали строить только в конце 1960-х годов. Это были дома с отдельными квартирами для пролетариата. После коммуналок поселенцы были рады даже маленькой отдельной площади. Тогда эта часть района была настоящей окраиной: лес вплотную подступал к новым домам, отчего жильцы чувствовали себя первооткрывателями диких земель.
Метро сюда провели лишь в 1985 году, до этого Веселый поселок был почти отрезан от города. В центр ходил один-единственный автобус, очереди на который даже высмеивали в сатирических журналах.
Динамичное настоящее
Сегодня этот микрорайон полностью изменился. Транспортное сообщение хорошо развито, есть прямой выезд на КАД, рядом с метро «Проспект Большевиков» возводятся высокие кирпично-монолитные дома.
Молодежь из других городов воспринимает это место с чистого листа как современную застройку. Главная точка притяжения здесь — Ледовый дворец.
Неподалеку проходит граница с Красногвардейским районом. Пара километров через железную дорогу, и вот вы оказались у Ладожского вокзала или торгового центра «Июнь», которые уже не принадлежат Невскому. Визуально этот переход отследить не всегда удается, так как панорама не меняется.
Станция «Улица Дыбенко» менее популярна для выбора жилья: жилищный фонд здесь состоит в основном из панельных хрущевок. Но строительство новых зданий тоже идет. Например, в конце 2014 года был сдан жилой комплекс «Аврора», в котором предусмотрено больше двух тысяч квартир. Местные шутят, что номер квартиры в этом ЖК можно выбирать по своему году рождения.
На улице Белышева возводится жилой квартал «Невская галактика» со своей инфраструктурой: школой, детскими садами, детскими площадками и зелеными участками для прогулок. Первые этажи будут предназначены для коммерческих помещений.
Забавно, что на правом берегу района есть парк Есенина, хотя поэт ни разу здесь не бывал. Это народное название было дано из-за обилия берез в парке. В парке Строителей внимание привлекает церковь Петра Апостола с высокой колокольней.
Октябрьская набережная: встреча с Невой
В современном облике она была сооружена в 30-е годы XX века. Набережная значительно удалена от метро, пешком от обеих правобережных станций добираться до нее проблематично — только наземный транспорт. Ближайшие к набережной жилые здания — это хрущевки, сталинки и панельные девятиэтажные здания. Большая площадь занята промышленными предприятиями, особенно в историческом районе Уткина заводь. Вместе с тем здесь сохранились красоты былых времен: загородная усадьба полковника А. И. Чернова конца XIX века и водонапорная башня в неоготическом стиле. Также на Октябрьской набережной работает причал.
Сегодня самое привлекательно место для жилья на набережной — жилой комплекс «Ласточкино гнездо» рядом с Большим Обуховским мостом: 12 разновысотных корпусов на 700 квартир, паркинг на 1000 автомобилей, два детских сада, две школы, оздоровительный комплекс, спортивные площадки и клумбы. Дом окончательно сдан в марте 2015 года. Большая часть квартир в нем, как можно понять из названия, — однокомнатные.
С левым берегом Веселый поселок соединяет Володарский мост. На другом берегу недвижимость еще более разнородная. Рассмотрим подробнее несколько локаций.
Левый берег:
«Елизаровская»
Параллельно Октябрьской набережной с левой стороны Невы идет проспект Обуховской обороны. Между прочим, его длина — 11 км. Это самая длинная магистраль в городе, по протяженности она превосходит даже парадный Московский проспект.
При Петре I здесь стала активно развиваться промышленность: появились чугунно-литейный и кирпичный заводы, ткацкая и катушечная фабрики. Уже в 1920-е годы остро встал вопрос о жилье для рабочих, и в районе появились жилмассивы из двух-трехэтажных домов с арочными проемами: на улице Ткачей, а также между проспектом Елизарова и улицей Ольги Берггольц. К ним прилагалась фабрика-кухня на проспекте Обуховской обороны. Палевский жилмассив сохранился лучше всех, а в 2000-е годы в нем также были отремонтированы фасады домов, поставлены стеклопакеты. Интересно, что внутри есть квартиры с отдельным выходом на улицу. Поблизости находится небольшой Палевский сад, где местные жители часто гуляют с детьми.
ДК имени Крупской тоже появился в районе в 1920-е годы вместе с жилмассивами. Сейчас он работает круглый год и шесть дней в неделю, кроме понедельника. Но направление деятельности изменилось: с 1992 года здесь торгуют книгами и канцтоварами, проходят встречи с писателями и мастер-классы. Книголюбы знают, что здесь можно найти раритетные издания по низкой цене и пообщаться со знающими продавцами.
«Ломоносовская»
В окрестностях этой станции метро можно изучать историю советского строительства. Ведь здесь есть и двух-трехэтажные «немецкие коттеджи» (их строили пленные немцы в 1940-е годы), и популярные сталинки, и хрущевки, и современные дома. К тому же, как оказалось, Невский район — поле для экспериментов. В 1930-е годы Ивановская улица стала застраиваться привлекательными зданиями с тонкими почти готическими колоннами, что было нехарактерно для спального района. В то время считалось, что центр города вскоре будет перенесен на юг, к Московской площади. А значит, и соседние районы должны соответствовать парадному уровню.
Местные сталинки стоят на Ивановской улице и улице Бабушкина вплоть до бульвара Красных зорь. В отличие от недвижимости Московского района здесь квартиры стоят куда дешевле. В 1990-е даже прошел бум на «Невские» сталинки с просторными дворами. Здесь же появилась и первая в стране хрущевка (на улице Полярников). Также тут, как и в центре, встречаются квартиры с восьмиугольными комнатами.
В этих краях есть знаковые места:
Предприятие работает с XVIII века, и местный фарфор впечатляет даже зарубежных гостей. На заводе есть галерея современного искусства и музей, проходят мастер-классы по росписи.
В XIX веке землей здесь владели князья Куракины. Сегодня тут есть пруд, яблоневый сад, каштаны, кусты жасмина и акации, много птичьих гнезд на деревьях. К концу 2016 года должна завершиться масштабная реконструкция парка, чего местные жители ждали очень долго. Она включает ремонт мостов, установку фонарей и восстановление сливной канализации.
Этот парк тоже известен еще с XIX века. Сейчас здесь работают аттракционы и крытый ледовый каток. Стараясь привлечь сюда горожан для семейного отдыха, организаторы назвали место «Парком Сказок».
Одно из главных изменений последних лет в этом микрорайоне — демонтаж речного вокзала и гостиницы при нем в 2012 году: город признал их устаревшими. Теперь на их месте уже построен 25-этажный жилой комплекс с несколько ироничным теперь названием «Дом у речного вокзала». А обеспечение туристических водных маршрутов взял на себя причал в Уткиной заводи.
«Пролетарская»-«Обухово»
Рядом со станцией метро «Пролетарская» находится один из самых знаменитых заводов в городе — Обуховский сталелитейный. С XIX века он был передовым предприятием страны, участвовал в международных промышленных выставках и получал высшие награды. На нем выпускали двигатели для самолетов, снаряды и мины. Также завод красив с архитектурной точки зрения. Раньше на его месте стояла Александровская мануфактура, в проектировании которой участвовал шотландский архитектор А.Я. Вильсон. Многие постройки мануфактуры сохранились, но были дополнены новыми кирпичными зданиями завода.
Обухово — транспортный узел: мимо проходит Октябрьская железная дорога. Здесь построены кировки и хрущевки, есть и брежневки с просторными кухнями. Это самое дешевое жилье в районе. Новостроек здесь нет в силу не самого удобного расположения и отсутствия инфраструктуры.
Неподалеку от железнодорожной станции «Обухово» находится Кладбище «Памяти жертв 9-го января», где покоятся родственники многих коренных жителей этого микрорайона. На кладбище, кроме захоронений, есть старообрядческая церковь, часовня, памятник жертвам Кровавого воскресенья и несколько дотов. Правда, формально эта территория относится уже к Фрунзенскому району.
«Рыбацкое»: есть ли жизнь за КАД
Еще при Петре I здесь появилась Рыбацкая слобода. Тут росли фруктовые сады и процветало деревянное зодчество. До сих пор сохранились названия улиц в честь коренных жителей — крестьян. Однако в 1980-е годы все местные постройки, согласно Генплану Ленинграда, были снесены, и в Рыбацком выросли новые панельные здания. Сказалось выгодное расположение: в отличие от правого берега здесь есть прямой выход к воде со стороны жилых кварталов. Кажется, что в этой части района берега Невы меняются местами. Теперь слева — высокие новостройки, справа — лесопарк. С недавних пор тут построен самый высокий в городе жилой комплекс «Князь Александр Невский»: 35 этажей, 19 лифтов OTIS, фитнес-центр, кафе и магазины. В ЖК есть как квартиры-студии, так и двухуровневые апартаменты. Поблизости должны быть построены крупные комплексы «Петр Великий» и «Екатерина Великая». Пока эти постройки находятся в стадии проекта.
Усть-Славянка: масштабное освоение
Этот поселок вдалеке от метро ждет судьба Рыбацкого: 52 здания из имеющихся 54-х будут снесены. На их месте компания «СПб. Реновация» построит жилой комплекс Gutenborg с поликлиникой, несколькими детскими садами, школами и магазинами. Неизменным останется дом поэта Слепушкина, который относится к памятникам архитектуры. Пока главный вопрос к этому проекту — как будет решена транспортная доступность. Учитывая, что эта часть района находится на окраине города, отсюда тяжело выехать даже на автомобиле. Единственный путь в другие районы — Шлиссельбургский проспект. Но Смольный уже разрабатывает план развития транспортного сообщения за КАД. Также известно, что от Рыбацкого до Усть-Славянки будет продлена трамвайная линия.
Коммерческая недвижимость
Всего в районе есть около 40 бизнес-центров. Но среди них пока нет ни одного центра класса A. Компенсируют этот недостаток масштабные замыслы:
Инфраструктура
Наиболее интенсивно в Невском районе развивается индустрия развлечений (особенно на правом берегу Невы). Здесь уже есть около 30 торговых и развлекательных центров. Особенно выделяются современные ТРК «Штрих-Код» и «Лондон Молл». Оба они отличаются продуманным архитектурным решением: «Штрих-Код» выглядит в соответствии со своим названием, а проект «Лондон Молла» разрабатывало британское архитектурное бюро. В обоих ТРК расположены более ста магазинов, кафе и кинотеатры.
На улице Коллонтай должен появиться новый ТРК большой площади: с автодромом и роллердромом, бильярдом, настольным теннисом и другими популярными услугами. Он будет принадлежать холдингу, в который входит MazaPark (развлекательный центр во Фрунзенском районе, крупнейший в нашей стране). Также в районе более 20 детских игровых и развивающих кружков.
На хорошем уровне спортивная инфраструктура: в наличии фитнес-центры, сеть бассейнов «Атлантика», детские спортивные школы, секции хоккея и фигурного катания, дайвинга, легкой атлетики, художественной гимнастики, бокса и восточных единоборств. На Российском проспекте — на территории Яблоновского сада — построен спортивный комплекс хоккейного клуба СКА с двумя ледовыми полями. Наконец, на проспекте Большевиков стоит Ледовый дворец.
Не отстает и медицинское обслуживание: целых два роддома, городская Александровская больница, психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева, более 10 поликлиник, частные медицинские центры.
Транспорт
Самые оживленные магистрали района на правом берегу — Октябрьская набережная, Российский и Дальневосточный проспекты, проспект Большевиков, улица Дыбенко. На левом — проспект Обуховской обороны, длинные улицы Седова и Бабушкина. В районе есть несколько мостов:
Отсюда удобен выезд на КАД. Дорога до центра города занимает не более 20 минут без пробок. От станции метро «Проспект Большевиков» до «Чернышевской» ходят автобусы. Наземный транспорт едет также во Фрунзенский, Красногвардейский, Калининский районы.
Резюме
В Невском районе заметна колоссальная разница между дореволюционным прошлым, советской реальностью и сегодняшним днем. Если вы хотите понять, как выглядели окрестности 30-50 лет назад, самостоятельная прогулка почти ничего не даст. Многое снесено, заброшено или используется по-новому. Так что нужно общаться с коренными жителями и запастись краеведческими справочниками. К Невскому приходится приглядываться более пристально, искать его лицо более дотошно, чем может показаться на первый взгляд.
Если оценивать Невский без оглядки в прошлое, у него есть потенциал для того, чтобы стать комфортным спальным районом. Уже сегодня это самое популярное место в городе с доступным жильем. Как и в Красногвардейском районе, «серый пояс» здесь нужно переоборудовать под жилую и деловую застройку. В этом ключе по-новому сможет заиграть и выход к Неве — появится еще больше видовых квартир на последних этажах. А это уже привилегия. Ведь в Красносельском, Приморском и Василеостровском районах домов с видом на залив совсем немного. В центре города или на Крестовском острове видовые квартиры стоят баснословных денег. А здесь недвижимость намного доступнее.
Образование
В районе почти 100 детских садов и около 60 школ. Наиболее сильные из них:
Правда, стоит отметить, что даже имеющихся садиков хватает не всем семьям: очереди стоят по несколько лет.
Шум и грязь. Почему не стоит гулять по левому берегу Невы?
У берега появились хозяева, которым не все равно, как он выглядит. ФОТО АВТОРА
Несколько дней назад довелось познакомиться с пожилой жительницей дома № 21 по проспекту Обуховской Обороны. Она была чрезвычайно озлоблена и шумлива: громко ругаясь, собирала бутылки в огромный мешок. Ей помогала девочка лет десяти.
Знаете ли вы, что в Петербурге имеется Перевозная набережная Невы? Она невелика: около километра. Собственно, это неухоженный разбитый проезд по самому берегу с несколькими ветхими домами. Идет параллельно проспекту Обуховской Обороны между узеньким Общественным переулком и Смоленским садом. Здесь, за садом, опять забор с колючей проволокой: берег Невы ныряет на территорию Александро-Невской мануфактуры. И заводы, склады, цеха.
Наконец, сад Крупской. Здесь можно подойти к берегу. Но лучше этого не делать. Слово «набережная» не годится для этих глухих мест, заросших лопухами. И опять-таки: мусор. И нет бабушки с мешком.
Петербург становится Петербургом лишь за 100 метров до Володарского моста, но через 200 метров после него вновь превращается в собственные задворки.
Здесь можно посидеть, поглядеть на Неву. И люди сидят, стараясь не замечать развалину рядом. По сравнению с кустами в саду Крупской здесь даже чисто. Или это ветер сметает мусор с каменной пристани в Неву?
Две молодые женщины с колясками, минуту назад увлеченно болтавшие о чем-то, внимательно посмотрели на человека с бутылкой минералки в руках. Человек засунул опустевшую бутылку в мешок. Дамы отвернулись и продолжили свой разговор.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10.06.2019 под заголовком «Левый берег».
Река Нева
Река Нева — одна из самых красивых и полноводных рек Европы. В Ладожское озеро впадает около 40 рек, а Нева — единственная, вытекающая из него. Вольная и своенравная, она подчеркивает красоту Санкт-Петербурга. Ей посвящают стихи и песни, она также любима, как и сам величественный Петербург. Александр Пушкин в повести «Медный всадник» писал:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Церковь Святой Екатерины, Биржевой мост и прогулочный теплоход на Неве
Это самая молодая река в Европе, ей около 4000 лет, и формально она является протокой, а не рекой. Поскольку реки начинаются с ручейка, небольшого истока, а Нева вытекает из самого большого в Европе Ладожского озера, а впадает в Финский залив.
В давние времена (12000 лет назад) с того места, где стоит Санкт-Петербург, ушел последний ледник и образовалось Древнее Балтийское море, уровень воды в котором был на 55 метров выше уровня нынешней Невы. Постепенно уровень воды опускался, и так образовался Карельский перешеек и Ладога.
Ладожское озеро было закрытым, но в какой-то момент оно переполнилось, вода нашла себе выход и так появилась река. Название относится к 13 веку, к эпохе Александра Невского.
Краткая справка
По сравнению с другими реками, Нева — одна из самых коротких, её длина — 74 километра, из них 32 — на территории Санкт-Петербурга. Для сравнения длина Волги — 3500 километров.
Средняя ширина — 200–400 метров, самая широкая часть — 1000–1250 метров — в дельте у Невских ворот Морского торгового порта, самая узкая 210 метров — напротив мыса Святка в начале Ивановских порогов.
Глубина — от 4 метров у Ивановских порогов до 24 метров, выше Литейного моста.
Берега не крутые, но сразу уходят вглубь, что дает возможность судам подходить близко к берегам.
Лёд проходит в Санкт-Петербурге два раза: сначала собственный в апреле, а затем в мае из Ладоги, тогда становится холодно и цветёт черёмуха.
Река Нева имеет бассейн площадью 281 000 кв. км., на территории которого расположены 50 000 озер, самые крупные из них — Ладожское и Онежское, и протекает 60 000 рек, общая протяженность которых — 160 000 км. В мире существует только ещё одна подобная система — это Великие озера в Северной Америке
Кроме Санкт Петербурга на реке расположены города Отрадное и Кировск. У истока находится город Петрокрепость (Шлиссельбург, Орешек). Крепость стала участником русско-шведских войн и не раз переходила из рук в руки. Шлиссельбург, в переводе «город-ключ». Этот ключ во время Северной войны и открыл Петру и русскому народу выход к Балтийскому морю.
Петрокрепость, начало Невы
Пройдя 74 километра от Ладожского озера до Финского залива, образуя обширную дельту, Нева впадает в Финский залив.
Дельта состоит из нескольких рек и рукотворных каналов.
Классический вид на Стрелку Васильевского острова с Троицкого моста
У Стрелки Васильевского острова река разделяется на Большую и Малую. Чуть выше, где сейчас стоит крейсер «Аврора», от Невы отделяется Большая Невка, от которой через несколько километров начинаются Средняя и Малая Невки.
Между данными реками расположена парковая зона Санкт-Петербурга — острова Елагин, Крестовский и Каменный.
Смотровая площадка со львами на Елагином острове
В реке категорически запрещено купаться. Это связано с тем, что течение очень сильное, увеличивается ближе к середине реки. Вода холодная даже в середине лета — редко поднимается выше 16 градусов. Есть водовороты и холодные подводные течения.
Сильное течение Невы и опора Дворцового моста
Пляж с южной стороны Петропавловской крепости — излюбленное место для загорания, особенно популярно у пожилых местных жителей. Солнечные дни в Петербурге в дефиците, поэтому первые загорающие появляются здесь уже в марте месяце.
Карта: самые большие рукава, реки и каналы дельты Невы
Гранитные набережные Санкт-Петербурга
В середине XVIII века все самые красивые и большие здания Санкт-Петербурга строились вдоль берегов Невы. Сами же набережные оставались деревянными. По указу Екатерины II была создана комиссия, которая занялась проектом облицовки набережных камнем.
Первая гранитная набережная появилась у Зимнего дворца в 1762 году, затем строительство продолжилось вверх по течению Невы. Почти на 20 лет набережные стали строительной площадкой. В 1788 году завершилось оформление гранитом центральной части левого берега от Галерного двора до Литейного дома, которая включает нынешние набережные Дворцовую, Английскую и Кутузова. Только набережная около Адмиралтейства была отстроена почти на сто лет позже (в 1873–1879 годах).
В 1805–1810 годах возводятся Ростральные колонны и строится набережная стрелки Васильевского острова. С 1842 по 1852 год сооружаются гранитные набережные на участке от Академии художеств до здания Горного института, Университетская и Лейтенанта Шмидта, а также гранитная набережная за Литейным мостом.
Помня об угрозе наводнений, набережные делали высокими. В ходе работ сооружали и спуски, служившие причалами для посадки и высадки с небольших судов. Они создавались красивой овальной формы. Сегодня это самые романтические места набережных. Одно из них находится у впадения Зимней канавки в Неву.
Эрмитажный мост и Эрмитажный театр
Мосты
Пётр Первый запрещал строить мосты, поскольку считал, что все его подданные должны научиться морскому делу. Но после его смерти, в 1727 году, был построен наплавной Исаакиевский мост. Ночью его отводили в сторону для прохода судов. Этот мост решил проблему переправы лишь частично. Мост сооружался только летом, а зимой горожане перебирались с одного берега на другой по льду.
Постоянная связь Васильевского острова с городом появилась лишь в 1850 году со строительством Благовещенского моста, первого постоянного моста Санкт-Петербурга. Исаакиевский мост потерял свое транспортное значение, а после пожара 1916 года он был демонтирован.
Монумент на месте первого в Петербурге наплавного моста
Петроградская сторона также очень долгий период была отрезана от центра Северной столицы, несмотря на то, что там начиналась история города. На Петроградке располагались промышленные предприятия, а активное жилое строительство началось лишь в начале XX века после сооружения Троицкого моста.
Постоянная переправа между районом Охта и центром Санкт-Петербурга появилась только в 1811 году, когда был построен мост Императора Петра Великого (сейчас Большеохтинский).
Не многие знают, что Дворцовый мост, который находится в самом центре города у Эрмитажа, развод которого смотрят почти все туристы, был сооружен только в 1916 году. До этого на Неве находился плашкоутный Дворцовый мост, построенный в 1856 году. С приходом советской власти в 1918 году его переименовали в Республиканский. В 1939 году взамен его деревянных перил появилось чугунное ограждение. Звезды, колосья, герб и знамена в оградах моста напоминают нам о реконструкции, проведенной в советское время. В 1944 году мосту вернули историческое имя — Дворцовый.
Ограда Дворцового моста
Почти все мосты на Неве являются разводными. Мосты разводятся ночью для пропуска судов.
Всего в Северной столице 13 разводных мостов, 10 из которых разводятся летом ежедневно, это зрелище — одно из самых популярных среди туристов. Более подробно про развод мостов в Санкт-Петербурге.
Салют на стрелке Васильевского острова и Дворцовый мост
Самые красивые разводные мосты:
Новый Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта)
В Ленинградской области через Неву построены разводные Кузьминский железнодорожный и Ладожский мосты.
В 2004 году был открыт самый длинный единственный неразводной вантовый Большой Обуховский мост протяженностью 2824 метра.
Вантовый мост — вид из «Уткиной заводи»
Со строительством ЗСД появилось ещё несколько неразводных мостов, которые формально находятся над Финском заливом, в устье рукавов Невы:
В 2018 году был построен неразводной мост Бетанкура через Малую Неву. Его сооружение вызвало негативную реакцию среди яхтсменов, поскольку данная протока раньше использовалась для прохода судов. Высота моста 16 метров теперь вынудит корабли с большими габаритами двигаться по Большой Неве.
Судоходство
Нева является частью Волго-Балтийского водного пути, находится в управлении ФБУ «Администрация «Волго-Балт» www.volgo-balt.ru, которое организует движение больших судов по Волго-Балтийскому пути и Неве, в частности. Именно для больших судов разводят ночью мосты, а вовсе не для развлечения туристов.
Движение судов ограничивается низкими мостами, поэтому грузовые теплоходы ожидают своей очереди на проход через центр города у набережной Лейтенанта Шмидта.
Когда мосты сведены, навигация не прекращается. Днём могут двигаться, например, грузовые суда типа «Невский», имеющие небольшую высоту, перевозящие насыпные материалы, обычно песок для строительных целей.
Грузовое судно «Невский 25»
По реке и Финскому заливу ходят прогулочные теплоходы типа «Москва», имеющие закрытую нижнюю и открытую верхнюю палубу (многие суда были перестроены до неузнаваемости).
Прогулки по Неве на теплоходе типа «Москва»
По всем рекам Санкт-Петербурга ходят небольшие суда различных проектов. Самый популярный тип маломерных прогулочных судов — «Фонтанка». У таких судов часть палубы закрыта, часть открыта. В хорошую погоду туристы могут отдыхать на свежем воздухе, а во время дождя — в закрытой части.
Движение судов по малым рекам Санкт-Петербурга регламентирует Комитет по транспорту администрации города. Обычно навигация туристических корабликов начинается в середине апреля и заканчивается в ноябре. Точные сроки зависят от погоды.
Речные вокзалы Санкт-Петербурга
Исторический речной вокзал Санкт-Петербурга располагался на проспекте Обуховской обороны, недалеко от метро «Пролетарская». На сегодня здание вокзала снесено, осталась только причальная стенка. Часть теплоходов по-прежнему прибывает и отправляется отсюда.
Речной вокзал в Санкт-Петербурге
Новые речные вокзалы «Уткина Заводь» и «Соляной» находятся на противоположном берегу Невы, на значительном удалении от станций метро, формально на территории Ленинградской области (Октябрьская набережная д. 31). Добраться сюда можно только на маршрутке или на бесплатных автобусах круизных компаний. У причалов Уткина Заводь останавливаются все теплоходы компании «Водоходъ».
Причалы «Уткина заводь» и «Соляной»
Как видите, данные причалы находятся далеко от центра города. В 2020 году были построены причалы у моста Александра Невского на Синопской набережной и Малоохтинской набережной. К сожалению, у данных причалов пока планируют останавливаться только теплоходы компании «Викинг», обслуживающей в основном иностранных туристов.
С лета 2020 года новый теплоход класса люкс «Мустай Карим» останавливается у причалов на Английской набережной, в самом центре города. К сожалению, круизы на данном судне могут себе позволить далеко не все.
Эстетика невских набережных
Виды на берегах Невы — визитная карточка города. Конечно, самые популярные — это виды в центре города.
Тут можно выделить открыточный вид на Петропавловскую крепость с Дворцовой набережной. Он почти не меняется, если идти от Дворцового до Троицкого моста. Ширина реки лишь подчеркивает грандиозность строительства в данном месте. Почти идеальный горизонт пробивает лишь шпиль Петропавловского собора. На самом деле вторит ему ещё и силуэт телебашни. Больше на горизонте наблюдатель не увидит ничего. Однако не многие знают, какой ценой достигнут такой вид. В Петербурге строгие регламенты на высоту зданий. И чем ближе к центру, тем более они жесткие. Так, за крепостью находится Петроградский район, где вы с трудом найдете здания выше 5 этажей.
Петропавловская крепость и Нева
Другой открыточный вид — в противоположной стороне (от Петропавловской крепости на Дворцовую набережную). Набережная занята зданиями Эрмитажа и дворцами. Часть из них можно посетить, часть занимают государственные структуры. Купить квартиру или даже снять номер в гостинице на этой набережной невозможно.
Вид на Эрмитажа с пляжа перед Петропавловской крепостью
На Дворцовой набережной расположены здания Эрмитажа (Зимний дворец, Большой, Малый, Новый и Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр), а также:
Третий открыточный вид — между двумя первыми (посередине, с Троицкого моста на Стрелку Васильевского острова.
По своей красоте и богатству дворцов Английская набережная спорит с Дворцовой. Название «Английская» она получила в XVIII веке, когда здесь поселились английские купцы и была открыта Англиканская церковь Иисуса Христа.
Нева и здание Сената и Синода
В начале XIX века газета «Северная пчела» назвала Английскую набережную Невы одним из прелестнейших гульбищ Петербурга. Здесь располагались здание Сената, построенное Карлом Росси и дом графини А.Г. Лаваль (архитектор А.Н. Воронихин). Среди многих интересных зданий отметим следующие:
Дворец бракосочетаний в Петербурге
Церковь «Спас-на-Водах» на Английской набережной
Виды берегов резко меняются после здания Горного института на правом берегу и часовни Спаса-на-водах на левом. Здесь начинаются судостроительные заводы. А набережные собственно заканчиваются там, где на правом берегу находится Балтийский завод, а на левом — Адмиралтейские верфи. У причальных стенок можно увидеть суда, которые в настоящее время строятся. Например, в 2020 году Балтийский завод получил несколько крупных заказов на строительство ледоколов для Северного морского пути.
Если двигаться в другую сторону от центра, то можно увидеть, как промышленные кварталы перемежаются с жилыми.
Арсенальная набережная переходит в Свердловскую, и обе они почти полностью заняты промышленными предприятиями, имеющими исторические корни. Многие здания объявлены памятниками промышленной архитектуры. Здесь располагаются завод Арсенал, бывший завод «Красный Выборжец», Ленинградский металлический завод, ЗАО «Игристые вина» (бренд шампанского «Лев Голицын»).
Отважный летчик Валерий Чкалов пролетел под Троицким мостом, но в наше время многие считают это выдумкой. Хотя известно, что летчик отличался лихачеством, за что его не раз отстраняли от полётов. К тому же, во время съемок фильма про Чкалова летчик Евгений Борисенко пролетел под этим мостом, по требованию режиссера, четыре раза.
В 1964 году на Неве, между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным, приводнился самолет ТУ-124 после того, как у него заклинило шасси и отказались оба двигателя, к счастью, никто не пострадал.
Рыбалка
Самая популярная невская рыба — корюшка из отряда сельдеобразных, поднимающаяся на нерест весной из Финского залива. Является кулинарным символом Санкт-Петербурга. Излюбленными местами ловли рыбы для любителей является Набережные Кутузова и Лейтенанта Шмидта.
Лет 200 назад в Неве водился атлантический лосось, самый большой среди этого вида. В 1851 году был выловлен лосось весом 213 кг, который дал 80 кг икры.
Наводнения
Многие называют Неву самой непостоянной рекой в мире. Ведь на протяжении всего течения почти каждые полкилометра она меняет свою ширину и глубину. Из-за этих колебаний ей трудно противостоять силе встречного ветра. Страшное наводнение 1824 года описывает А. С. Пушкин в поэме Медный всадник:
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Очевидцы рассказывают, что вода в Неве кипела как в котле и обратила течение вспять, баржи и суда метало как щепки, а парусники вынесло на набережную. Дворцовую площадь залило водой, и она вместе с Невой представляла собой огромное озеро, а под завалами на 9 линии Васильевского острова скопились трупы людей и скота. Обезумевшие люди цеплялись за фонарные столбы и лезли на деревья. Житель одного из домов на Выборгской стороне спас младенца, оказавшегося в ящике, который вынесло к крыльцу его дома. Случались и забавные случаи. Муж и жена сумели уцелеть, плавая на сорванной бурей двери. У мужа в руках была курица, а у жены — собачка.
Наводнения для Невы также характерны, как и белые ночи, дожди и туманы для Санкт-Петербурга. В те годы, когда город только строился, противники Петра считали, что затопление Петербурга — божья кара и возмездие. Но в летописи рассказывается, что ещё в 1691 году вода поднялась на 25 футов — 7,62 метра.
Для справки: наводнением считается подъем уровня воды более чем на 160 см выше ординара. Подъем воды до 210 см считается опасным, до 299 см — особо опасным и более 300 см — катастрофическим. С 1703 года произошло более 300 наводнений.
Самое большое случилось в 1824 году, когда уровень воды поднялся на 421 см выше ординара. В 1924 году вода поднялась до 380 см, это наводнение даже заснято на кинопленку. В 1777 году был зафиксирован уровень 321 см (вода смыла фонтаны Летнего сада) и в 1955 году вода поднялась до 293 см.
Ученый геофизик Виктор Белов предупредил, что в 2023–2024 годах в Санкт-Петербурге может произойти сильное наводнение и землетрясение ввиду большого нагона воды. По его мнению, водный поток упрётся в дамбу и возникнет большое напряжение на земную кору, которого она до этого не испытывала.
Какой разной бывает закованная в гранит красавица река Нева! Под пасмурным небом — мрачная и чёрная, на закате дня — жемчужная и светлая, а каждую осень стремится показать свой характер, но не любить её невозможно.