где самый большой подоходный налог
Сравнение налогов в России и США. От каждого по способностям?
«Перед законом все равны» — как бы мы хотели, чтобы это правило никогда не нарушалось. Но, оказывается, даже быть равным можно по-разному. Например, в России большая часть физлиц платит 13% налога с дохода, а в других странах — каждый по-разному, и зависит это от многих факторов, такие как размер дохода, род деятельности, семейное положение и тд. И где теперь «от каждого по способностям, каждому по потребностям»?
В налогообложении стран есть ряд нюансов, из-за которых нельзя просто начертить таблицу и сказать где налог выше, а где ниже. Например, существует «прогрессивный налог», когда ставка меняется от величины дохода. А ещё все налоги делятся на две части: ту которую работодатель платит сверх зарплаты сотрудника, и те, которые удерживаются из зарплаты сотрудника. Только узнав эти нюансы можно говорить об объективности суждений.
Налоги, которые платит работодатель
В США работодатель платит сверх зарплаты работника:
Налоги, которые платит работник
Итого из зарплат будет удержан налог в размере 2 600 рублей и 26 000 рублей, соответственно.
В США: тут система намного сложнее, например не весь размер дохода облагается налогом. Часть от которой рассчитываются налоги называется налоговой базой. Налоговая база это доход минус все налоговые вычеты (у них называется «освобождения»). Причём эти освобождения есть у каждого вообще.
Дело в том, что это доход оставляемый человеку, так как он необходим для существования. Например холостой одинокий человек освобождается от уплаты налога с части дохода в размере 12 000$, а супружеская пара — 24 000$ (источник). И таких освобождений очень много. Для плательщиков ипотеки, для ухаживающих за инвалидами, для родителей, для военных и тд.
Далее ещё интереснее: в США прогрессивная система налогообложения. То есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит налогов. Например с годового дохода от 0$ до 9 525$ подоходный налог 10%. С части дохода от 9 525$ до 38 700$ платится налог по ставке 12% и так далее, вплоть до 37% (источник).
Помимо общего налога на доход существуют различные налоги и сборы, которые зависят от штата, округа, города и тд. Их я не взял в расчет, в сравнение с НДФЛ будет только Income Tax.
Итого из зарплаты в 20 000 рублей, при полном отсутствии освобождений, что невозможно даже теоретически, максимум будет удержано 2 000 рублей (10%). Из зарплаты в 200 000 рублей будет удержано примерно 28 346 рублей, Опять же без учета льгот, которых не может не быть. Учитывая освобождения, вероятно, что с зарплаты в 20 000 не будет платиться существенного налога вообще.
Заключение и вопросы
На западе платишь с учётом вычетов, но если ты неправильно посчитал или не имел право на вычеты — плати штраф. То есть, проще говоря: человек свободен заплатить столько налогов, сколько считает правильным, если он оказался неправ, то его накажут. Это похоже на турникеты метро СССР. Мало кто знает, но сделать турникеты в метро изначально открытыми — это идеологический ход. Советский житель свободен изначально, но будет наказан ударом по ногам, если нарушит правила. Вот и с налогами так же: заполняй декларацию сам, сам плати, но есть ошибся или пытался уклониться — будет штраф.
А теперь меня интересует ваше мнение. Представим, что в Россию вернется прогрессивная шкала налогообложения (да, именно вернется, она действовала в разные годы и в разной форме в СССР и России). То есть чем больше получаешь — тем больше платишь налогов. Есть минимум, не облагаемый налогом вообще, а налоговых вычетов нет в принципе, вместо них есть льготы и снижение налогов в случае ипотеки, например.
Представили? А теперь ответьте себе честно, стали бы вы платить налоги по такой системе, сами нести ответственность за заполнение декларации? Ещё интересно услышать ваше мнение, где сейчас работает лозунг «от каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ваше мнение о системах налогообложения и прочем — пишите в комментариях. Мне интересно узнать ваше мнение, так же принимаю критику на счёт неточностей расчетов и возможных ошибок. Чуть не забыл: вопрос о том, куда эти налоги уйдут, мы поднимать конечно же не будем).
Налоги в странах мира
Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.
Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.
В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.
Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году
Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц
Место в рейтинге налогов | Название страны | Ставки налогов (в % от общего дохода предприятия) |
1 | Македония | 7,4 |
2 | Катар | 11,3 |
3 | Кувейт | 12,8 |
4 | Бахрейн | 13,5 |
5 | Лесото | 13,6 |
6 | Саудовская Аравия | 14,5 |
7 | Замбия | 14,8 |
8 | Объединенные Арабские Эмираты | 14,8 |
9 | Грузия | 16,4 |
10 | Сингапур | 18,4 |
11 | Хорватия | 18,8 |
12 | Люксембург | 20,2 |
13 | Армения | 20,4 |
14 | Намибия | 20,7 |
15 | Камбоджа | 21 |
16 | Канада | 21 |
17 | Черногория | 22,3 |
18 | Гонконг | 22,8 |
19 | Оман | 23 |
20 | Кипр | 23,2 |
21 | Босния и Герцеговина | 23,3 |
22 | Монголия | 24,4 |
23 | Маврикий | 24,5 |
24 | Ботсвана | 25,3 |
25 | Лаос | 25,8 |
26 | Ирландия | 25,9 |
27 | Дания | 26 |
28 | Таиланд | 26,9 |
29 | Болгария | 27 |
С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.
Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц
Место в рейтинге | Название страны | Ставка подоходного налога (в %) |
1 | Албания | 10 |
2 | Босния и Герцеговина | 10 |
3 | Болгария | 10 |
4 | Казахстан | 10 |
5 | Беларусь | 12 |
6 | Макао | 12 |
7 | Россия | 13 |
8 | Иордания | 14 |
9 | Коста-Рика | 15 |
10 | Гонконг | 15 |
11 | Литва | 15 |
12 | Маврикий | 15 |
13 | Сербия | 15 |
14 | Судан | 15 |
15 | Йемен | 15 |
16 | Венгрия | 16 |
17 | Румыния | 16 |
18 | Ангола | 17 |
19 | Украина | 18 |
20 | Черногория | 19 |
21 | Словакия | 19 |
C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.
Таблица стран с самыми высокими налогами
Страны с самыми высокими налогами в мире
Место в рейтинге | Название государства | Размер общей налоговой ставки (в %) |
1 | Аргентина | 137,3 |
2 | Боливия | 83,7 |
3 | Таджикистан | 80,9 |
4 | Колумбия | 75,4 |
5 | Алжир | 72,7 |
6 | Мавритания | 71,3 |
7 | Бразилия | 69 |
8 | Гвинея | 68,3 |
9 | Франция | 66,6 |
10 | Никарагуа | 65,8 |
11 | Венесуэла | 65,5 |
12 | Италия | 65,4 |
13 | Китай | 64,6 |
14 | Чад | 63,5 |
15 | Гамбия | 63,3 |
16 | Бенин | 63,3 |
17 | Тунис | 62,4 |
18 | Индия | 61,7 |
19 | Испания | 58,2 |
20 | Коста-Рика | 58 |
21 | Бельгия | 57,8 |
22 | Шри-Ланка | 55,6 |
23 | Украина | 52,9 |
24 | Австрия | 52 |
25 | Кот-д`Ивуар | 51,9 |
26 | Мексика | 51,8 |
27 | Япония | 51,3 |
Таблица со средней налоговой ставкой в мире
Список стран с самыми высокими подоходными налогами:
Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии
Подоходный налог в разных государствах
Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.
Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.
Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:
Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:
Налогообложение в Австрилии
Размер подоходного налога в разных странах
Страна | Размер подоходного налога (в %) |
Португалия | 56,50 |
Зимбабве | 45,00 |
Франция | 50,30 |
Израиль | 50,00 |
Словения | 50,00 |
Ирландия | 48,00 |
Греция | 46,00 |
Республике Конго | 45,00 |
Люксембург | 43,60 |
Папуа — Новая Гвинея | 42,00 |
ЮАР | 40,00 |
Чили | 40,00 |
Гвинея | 40,00 |
Сенегал | 40,00 |
Швейцария | 40,00 |
Тайвань | 40,00 |
Уганда | 40,00 |
Соединенные Штаты Америки | 39,60 |
Норвегия | 40,00 |
Марокко | 38,00 |
Южная Корея | 38,00 |
Суринам | 38,00 |
Намибия | 37,00 |
Алжир | 35,00 |
Аргентина | 35,00 |
Барбадос | 35,00 |
Камерун | 35,00 |
Кипр | 35,00 |
Эквадор | 35,00 |
Экваториальная Гвинея | 35,00 |
Эфиопия | 35,00 |
Габон | 35,00 |
Мальта | 35,00 |
Таиланд | 35,00 |
Тунис | 35,00 |
Турция | 35,00 |
Вьетнам | 35,00 |
Замбия | 35,00 |
Венесуэла | 34,00 |
Индия | 33,99 |
Колумбия | 33,00 |
Мавритания | 33,00 |
Новая Зеландия | 33,00 |
Пуэрто-Рико | 33,00 |
Свазиленд | 33,00 |
Мозамбик | 32,00 |
Филиппины | 32,00 |
Польша | 32,00 |
Конго | 30,00 |
Сальвадор | 30,00 |
Индонезия | 30,00 |
Кения | 30,00 |
Лесото | 35,00 |
Малави | 30,00 |
Мексика | 30,00 |
Никарагуа | 30,00 |
Перу | 30,00 |
Руанда | 30,00 |
Сьерра-Леоне | 30,00 |
Танзания | 30,00 |
Бразилия | 27,50 |
Самоа | 27,00 |
Армения | 25,00 |
Малайзия | 26,00 |
Азербайджан | 25,00 |
Бангладеш | 25,00 |
Доминиканская Республика | 25,00 |
Египет | 25,00 |
Гана | 25,00 |
Гондурас | 25,00 |
Ямайка | 25,00 |
Панама | 25,00 |
Тринидад и Тобаго | 25,00 |
Лаос | 24,00 |
Нигерия | 24,00 |
Шри-Ланка | 24,00 |
Албания | 10,00 |
Чешская Республика | 22,00 |
Сирия | 22,00 |
Узбекистан | 22,00 |
Эстония | 21,00 |
Лихтенштейн | 21,00 |
Афганистан | 20,00 |
Камбоджа | 20,00 |
Фиджи | 20,00 |
Грузия | 20,00 |
Остров Мэн | 20,00 |
Ливан | 20,00 |
Мадагаскар | 20,00 |
Мьянма | 20,00 |
Пакистан | 20,00 |
Сингапур | 20,00 |
Молдова | 18,00 |
Ангола | 17,00 |
Украина | 17,00 |
Румыния | 16,00 |
Коста-Рика | 15,00 |
Венгрия | 16,00 |
Ирак | 15,00 |
Сербии | 15,00 |
Сейшельские острова | 15,00 |
Судан | 15,00 |
Йемен | 15,00 |
Иордания | 14,00 |
Боливия | 13,00 |
Таджикистан | 13,00 |
Макао | 12,00 |
Казахстан | 10,00 |
Косово | 10,00 |
Ливия | 10,00 |
Монголия | 10,00 |
Гватемала | 31,00 |
Государства без подоходного налога
В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.
Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.
Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:Прогрессивная шкала как профилактика накопительства
Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила существенно поднять налоги на неинвестируемые личные доходы состоятельных граждан и неинвестируемые средства корпораций. Инициатива содержится в отзыве ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Речь идет о ставке налога 20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн и 24 млн руб. в год и о возвращении к ставке 24% или даже к 30% по налогу на прибыль (сейчас 20%) в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета, отмечается в заключении ВШЭ. Достигнутый налоговыми органами уровень контроля и современная внешнеэкономическая ситуация «существенно ограничивают возможности бегства национального капитала» и вывода денег за рубеж, поэтому повышение налогов не приведет к массовой эмиграции налогоплательщиков, считают экономисты.
С 2021 года в России впервые за 20 лет будет введен прогрессивный элемент при налогообложении доходов физических лиц: по поручению президента НДФЛ вырастет с 13 до 15% для граждан с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. руб. в месяц). Повышенным налогом будет облагаться часть доходов, превышающая 5 млн руб. При расчетах будут учитываться только периодические и активные доходы, например зарплата, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг, а разовые доходы, например от продажи личного имущества, из базы для повышенного налога будут исключены. За счет этой меры бюджет рассчитывает получить 60 млрд руб. дополнительных доходов в 2021 году, 64 млрд — в 2022 году и 68,5 млрд — в 2023 году. Средства будут направляться на лечение детей с редкими тяжелыми (орфанными) заболеваниями.
Минфин сообщил РБК, что другие варианты изменений по НДФЛ и налогу на прибыль сейчас не разрабатываются.
Тем не менее вероятность повышения НДФЛ в будущем есть, прокомментировал РБК партнер КПМГ Донат Подниек: «Это наглядно демонстрирует весь период действия плоской 13-процентной ставки — сразу после ее введения с 2001 года регулярно появлялись инициативы по возвращению к прогрессивной шкале, и 20 лет спустя эти инициативы концептуально реализовались. Как говорится, вода камень точит».
Запланированное повышение налогов хотя и затронет незначительную долю россиян, имеет большой потенциал расширения в будущем, отмечали ранее опрошенные РБК экономисты. После «тренировки» на небольшой группе граждан в дальнейшем возможно повышение НДФЛ и/или снижение планки доходов для применения повышенной ставки, допускали они.
Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании она составляет 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела Армения с максимальной ставкой 36%. В Белоруссии ставка НДФЛ равна 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.
Целесообразно ли повышать НДФЛ для состоятельных россиян
Поскольку ВШЭ предлагает облагать повышенным налогом только неинвестируемые доходы, такой подход «представляет собой своего рода штраф за накопление капитала», указывает Подниек. Подтолкнуть физлица вкладывать деньги может только повышение привлекательности таких инвестиций. «Стимулирование «кнутом» может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе эффективным не станет», — уверен партнер КПМГ.
«При цели увеличить налогообложение доходов богатейших лиц бессмысленно повышать НДФЛ: они получают основные доходы не в виде зарплат, а в виде дивидендов», — считает заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко. В связи с этим, по ее мнению, нужно вернуться к идее ужесточить правила налогового резидентства.
Сейчас платить налоги в России обязаны лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более. Поэтому часть состоятельных бизнесменов покидают страну в сумме более чем на полгода, чтобы не платить здесь налоги. Минфин предлагал сократить лимит для признания налоговым резидентом до 90 дней и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в стране меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет обязан заплатить налоги в России. Позже Минфин отказался от этой идеи.
По мнению Подниека, более жесткие правила налогового резидентства логично вводить по мере роста привлекательности России для ведения бизнеса, совершенствования судебной системы, защиты предпринимателей от административного давления. В таком случае значительное улучшение условий ведения бизнеса должно компенсировать рост налогов. Сейчас Россия «проигрывает борьбу за налоговых резидентов многим странам, у которых шире арсенал средств для сбора налогов с доходов физлиц, получаемых за пределами страны резидентства», отмечает эксперт.
Уже состоявшееся повышение НДФЛ для граждан с доходами выше 5 млн руб. затронет средний класс, а не сверхбогатых, отмечала ранее РАНХиГС. При этом на фоне повышения НДФЛ для них государство вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами. С 2021 года владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога 13% смогут платить фиксированный платеж 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК).
Инициатива направлена на то, чтобы создать в России выгодный налоговый режим для бизнесменов с зарубежными активами и вывести их доходы из тени. За 2019 год в бюджет пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, следует из данных ФНС. Причем большую часть выплат обеспечил один российский миллиардер — Владимир Лисин (бенефициар НЛМК), писал РБК.
Подтолкнет ли инвестиции рост налога на прибыль
Помимо повышения подоходного налога для богатых ВШЭ выступает за повышение до 24% или даже до 30% ставки налога на прибыль на свободные неинвестированные средства корпораций. Компании в России накопили на корпоративных счетах и банковских депозитах более 31,8 трлн руб., следует из данных ЦБ на 1 октября 2020 года, что на 10%, или почти на 3 трлн руб., больше, чем год назад (28,9 трлн руб.). Сложно сказать, какую их часть можно отнести к неинвестируемым и по каким критериям.
В 1995–2001 годах базовая ставка налога на прибыль в России составляла 35%, а для банков, страховых компаний и ряда других организаций была еще выше. В 2002–2008 годах была введена единая ставка 24%, с 2009 года она снижена до 20%.
Счетная палата указывала в недавнем заключении на проект бюджета, что «значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании [«Автодор»] в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации (государственная компания) получают проценты». Общий объем временно свободных средств госкорпораций (их в России шесть) аудиторы оценили в 182 млрд руб. на 1 сентября 2020 года.
Все налоговые изменения нужно рассматривать в комплексе, отмечает замдиректора центра развития ВШЭ Валерий Миронов: «Это как система сообщающихся сосудов. С одной стороны, государство, изъяв часть неинвестируемых средств корпораций, может направить их на антикризисные меры. С другой стороны, прибыли, находясь на счетах в банках, являются, например, ресурсом для выдачи кредитов».
В общем случае повышать налоги, изымая деньги у производителей в пользу бюджета, когда сам бизнес должен искать пути выхода из кризиса, нецелесообразно, говорит Миронов. Но нынешняя ситуация — не обычная циклическая рецессия: кризис не связан со сменой технологического уклада или производственными шоками. На фоне пандемии нужно расширять вложения в здравоохранение и поддержку наиболее проигравших секторов: предприятия пострадали не в результате проигрыша в конкурентной борьбе, а из-за ограничений, введенных самим государством, и бизнесу нужно компенсировать затраты и потери, объясняет эксперт. В такой ситуации повышение налогов на неинвестируемые средства с эффективным инвестиционным вычетом может быть оправданной мерой, полагает Миронов. Это, по его мнению, могло бы активизировать инвестиционный процесс, подтолкнуть компании «не почивать на лаврах», а вкладываться и в основной бизнес, и в сопряженные отрасли.
Хотя в этом году прибыли корпораций не растут такими темпами, как в предыдущие годы (в первом полугодии упали в два раза), определенные средства заморожены на счетах крупных игроков, напоминает Миронов. «Если на Западе корпорации инвестировали в ценные бумаги и на этом фоне фондовые рынки росли, то в России ситуация иная из-за высоких рисков санкций; деньги «не работают» в полной мере. Предприятия продолжают осторожничать — накапливать ресурсы на черный день», — заключает Миронов.
Инвестиции в основной капитал в России упали на 7,6% (год к году, до 4,03 трлн руб.) во втором квартале 2020 года, на который пришелся пик первой волны пандемии, оценил Росстат. За первое полугодие инвестиции в основной капитал снизились на 4% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Правительство в базовом варианте прогноза ожидает рост инвестиций на 3,9% в 2021 году после спада на 6,6% в текущем году.