география 5 класс баринова методическое пособие
«География. Начальный курс» 5 класс Методическое пособие для учителей географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«География. Начальный курс» 5 класс
Методическое пособие для учителей географии
Михайлова Лариса Валентиновна,
Список использованных источников ……………………………………. 23 стр
Приложение 1. Памятка «Приемы рефлексии» …………………………..24 стр
Приложение 2. Разработки уроков ………………………………………..36 стр
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научить жить здесь и сейчас».
Целью методического пособия является создание учебного материала для организации учебной деятельности «педагог-ученик» таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
структурировать урок с учетом системно-деятельностного подхода в технологическую карту;
разработать уроки по ФГОС для 5 класса ;
создать памятку подходов «Приемы рефлексии».
Новизна методического пособия заключается в том, что оно поможет создать учителем всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недостающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.
Практическая значимость: учебный материал обеспечивает условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
В основу методических разработок уроков легла «Технология деятельностного метода обучения», основанная на системно-деятельностном подходе. Данная технология разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Использование современных образовательных технологий позволяют отойти от односторонней активности учителя, делают урок увлекательным поиском знаний учеником под руководством учителя. Изменение технологии обучения позволяет решить проблему разгрузки учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счет индивидуализации, переноса внимания на овладение способами работы с информацией, группового распределения нагрузок и изменения мотивации.
Глава I . Современные образовательные технологии – основа реализации системно-деятельностного подхода
Технология деятельностного метода обучения
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
– уроки «открытия» нового знания,
– уроки общеметодологической направленности,
– у роки развивающего контроля.
Данная технология обучения включает в себя систему деятельностных шагов.
Рассмотрим последовательность таких шагов на примере структуры урока «открытия» нового знания, которая имеет следующий вид:
1. Организационный момент (1-2 мин)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
– У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
– включение детей в деятельность;
– выделение содержательной области.
Новое знание дети получают в результате следующих приёмов работы:
– учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте) и подумать, что пригодится для успешной работы на уроке – дети высказываются;
– девиз-эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;
– самопроверка домашнего задания по образцу;
– настрой детей на работу, проговаривание с ними плана урока («потренируемся ……..», «познакомимся ………», «напишем ………», «повторим ………..» и т. п.)
2. Актуализация знаний (4-5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
– Актуализация полученных ранее знаний, необходимых для работы над новым материалом, и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
– создание проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. «Открытие нового знания» (7-8 мин) – построение проекта выхода из затруднения.
Цель: обсуждение решения проблемы.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
– побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог;
– организация самостоятельной исследовательской деятельности;
– выведение алгоритма самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, новые правила учащиеся пытаются выразить своими словами;
– подведение итога обсуждения, формулировка новых алгоритмов действий.
5. Первичное закрепление (4-5 мин)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем письменной самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. Каждый должен проверить: всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
– Предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
– выполнить упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности – итог урока (2-3 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания
– Домашнее задание предлагается с элементами выбора, творчества.
Глава II . Структура урока на основе системно-деятельностного подхода
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №
Тип урока : урок «открытия новых знаний»
Содержательная (формирование системы понятий)
Деятельностная (формирование умений новых способов действий)
Образовательные: сформировать понятия: …
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
— учащийся получит возможность научиться:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник
Формы учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, технологической картой
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания
Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)
Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.
Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умение вести беседу, кратко формулировать мысли в устной форме.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
3. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
4. Какой ожидаете результат?
Выходят с помощью учителя на тему «…», записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации
1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, какие поставим перед собой задачи?
1. Определяют цель урока – сформировать представления …
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания, т.е. составляют план изучения темы.
Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала)
Процессуально-содержательный этап. Деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) – «открытие новых знаний».
«Школа географа-следопыта», «Школа историка-археолога», «Школа испытателя естественных наук» «Школа занимательной математики», «Школа лингвиста»…
Определяют, отмечают, выделяют в тексте учебника, изготавливают модель, просматривают видеофрагмент, слушают сообщения одноклассников.
А) Выполняют практическую работу.
Б) Проводят наблюдения.
Памятка «Организация наблюдения за географическим объектом»
Выберите объект для наблюдения (запишите его название и местоположение).
Сформулируйте цель своего наблюдения.
Сфотографируйте или зарисуйте объект.
Выберите форму ведения записей при наблюдении (текст, таблица, график, ….)
Определите периодичность наблюдения и время снятий показаний.
Составьте перечень проводимых наблюдений (описание внешних изменений) или измерений элементов объекта (заполнение таблицы).
Выскажите предположение о возможной форме презентации результатов наблюдения и использования их в практической деятельности.
Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь, профориентация
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
— осознанно строить речевое и
— готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала
1. Фронтальный опрос.
2. Выполнение учащимися в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новые способы действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.
4. Игра «Узнай явления природы» (по прослушиванию музыкальных или просмотра художественных произведений).
5. Игра «Угадай имя путешественника».
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка знаний)
Организует индивидуальную работу.
2. Установление соответствия между понятием и его определением.
3. Игра «Конструктор»:
— расставить объекты в правильной последовательности;
— выберите из предложенного перечня и правильно расставьте цифры в соответствующие ячейки;
— расположите рисунки с изображением этапов формирования… в правильной последовательности;
— расставьте предложенные даты и названия… в соответствии …;
— распределите под рисунками соответствующие подписи…;
4. Игра «Географическая почта».
5. Географический диктант.
6. Игра «Найди ошибку». Найдите ошибки в предложениях.
7. Игра «Что это?» На интерактивной доске поочередно демонстрируются различные географические объекты. Задача учащихся – узнать объект, процесс или явление по внешним признакам или описанию и дать ему название.
8. Узнай географический объект по контуру.
Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы.
Регулятивные : умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знании в систему
и повторение (рефлексия содержательная)
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала:
выскажите свое мнение (используя изученный материал);
составьте небольшое эссе по новой теме (эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета);
прием «Закончи фразу»: продолжите следующее высказывание: …;
прием «Закончи фразу»: «работа на уроке позволила мне…»;
игра «Снежный ком». Составьте рассказ из предложений, придуманных каждым учеником класса:
— подготовьте по одному предложению о том, что узнали на уроке;
7) прием «Цветограмма». Дайте оценку занятию, используя цветограмму:
Прием «Вопрос ученого». Зачитывается научная фраза по теме.
Прием «Копилка». На листе бумаги напишите одно-два предложения о том, что нового вы узнали. Опустите листы в ящичек под названием «Копилка». Учитель зачитывает выводы учащихся.
Чему вы научились на этом уроке?
Прием «Мини-сочинение ». Напишите мини-сочинение на тему «Что мне дало изучение темы «…»?
Прием «Телеграмма». Напишите на листе о том, что нового вы узнали на уроке, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответ. Оформите свою запись в виде телеграммы. Обменяйтесь телеграммами с соседом по парте. Обсудите их друг с другом.
Включение новых знаний в систему знаний:
(1, 2, 3) Учатся связно излагать свои мысли на письме.
(4, 5) Анализируют свою работу на уроке.
(6) Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего ученика.
(7) Закрашивают прямоугольники (блоки схемы) определенным цветом. Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию.
(8) Высказывают свое мнение по данному вопросу.
(9) Делают записи, кладут листы бумаги в копилку. Анализируют усвоенные знания, определяют пробелы в изучении той или иной темы, продумывают работу по их устранению.
(10) Определяют, какие знания получили на уроке, какие умения освоили. С какими методами изучения географических объектов познакомились.
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.
9/1. Рефлексия деятельности (итог урока)
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось?
Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
Каким образом мы работали с этими источниками информации? Для чего мы их использовали?
Прием «Закончи фразу» (что делали; что использовали; что сделали для того, чтобы познакомиться с…; для того чтобы определить состав…, мы проделали следующую работу: составили …, выявили…, установили. ): продолжите следующую фразу: например, «Чтобы определить особенности Земли как планеты Солнечной системы, мы на уроке…»
Сделайте общий вывод (например): Чтобы установить причины смены времен года и выявить географические закономерности, мы выполнили следующие действия: … Для этого нам понадобились такие информационные материалы, как…, которые мы изучали коллективно, работая в …, что позволило нам быстро заполнить… и обобщить полученные знания».
Прием «Закончи фразу»: продолжите следующее предложение: «Чтобы научиться организовывать и проводить наблюдения, мы…»
Прием «Закончи фразу»: продолжите следующее предложение:
«Изучение модели Земли потребовало от меня применения знаний о…, умения…
Для выполнения заданий практической работы я использовал…
Каким методом мы воспользовались для того, что бы установить зависимость …? Как реализовывали этот метод?
Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке.
Называют свои действия и анализируют ход своей деятельности на уроке.
(7) Продолжают предложения: … познакомились с предметом изучения науки …; …выбрали объекты наблюдения; …составили план; …подготовили таблицу для фиксации результатов работы.
(9) Называют метод сравнения, моделирования…
9/2. Рефлексия эмоционального состояния
2. Своей работой в группе (паре) я доволен
3. Для меня не было подходящего задания
4. Урок для меня показался коротким
6. Мое настроение улучшилось
7. Материал урока мне был интересен
8. Материал урока мне был полезен
9. Сегодня на уроке мне было комфортно
2.Прием «Острова». На настенной карте изображены острова: «о. Радости», «о. Грусти», «о. Недоумения», «о. Тревоги», «о. Ожидания», о. Просветления», «о. Удовольствия», «о. Воодушевления». Прикрепите свой корабль на остров, который отражает ваше настроение, ваши чувства.
3. Прием «Листовка», или «Анкета-газета». На предложенном листе дайте оценку проделанной работе в виде рисунка.
4 . Прием «Пять пальцев».
1) Обведите свою ладошку.
2) На мизинце продолжите: «Я узнал о…»
3) На безымянном запишите: «Я сделал…»
4) На среднем: «Настроение у меня…»
5) На указательном: «Я помог…»
6) На большом пальце: «Мое самочувствие…»
М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт получил?
Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроение: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У (указательный) – услуга, помощь: как я сегодня помог другим?
Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?
5.Прием «Ключевое слово».
1) На листке бумаги запишите слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе.
6. Прием «Палитра». Выберите цвет полоски, который отражает ваше настроение сейчас.
7. Прием «Фотография на память». На круглых листочках нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.
8. Прием «Рефлексивная мишень». На предложенных листах поставьте точку или плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку (от 0 до 10 баллов):
А) своей деятельности на уроке;
Б) содержанию урока;
В) своего эмоционального состояния;
Г) взаимодействия с другими учениками.
Оцените отдельные компоненты урока (содержание; методы, формы работы; взаимодействие с одноклассниками…) и выразите свое отношение к ним с помощью следующих движений:
Присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
Подняться на цыпочки, поднять руки вверх, похлопать в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.
10. Прием «Плюс-минус-интересно». Ученики передают друг другу воздушный шарик, при этом каждый проговаривает:
11. Прием «Комплимент». Сделайте комплимент однокласснику – оцените вклад друг друга в урок.
12. Прием «Мини-сочинение ». На листе бумаги напишите мини-сочинение на тему «Мне хочется поделиться/рассказать о…».
13. Прием «Облака и солнце». На интерактивной доске представлен рисунок с изображением солнца и облаков.
1) Рядом с лучами солнца напишите, что понравилось на уроке, чем вы были удивлены.
2) На облаках отметьте неудовлетворенность своей работой или работой группы.
Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление отметок особо активным обучающимся.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Письменная рефлексия, на уроке «Я»:
Располагают каравеллы на настенной карте. Анализируют свое эмоциональное состояние.
Заполняют предложенные листы. Выражают свое эмоциональное состояние.
Обводят ладошки, указывают необходимые данные и прикрепляют на доске. Систематизируют полученные на уроке знания и умения.
Записывают слово, отдают листы учителю. Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке.
Выбирают цветные полоски и сами объясняют. Что значит для них тот или иной цвет.
Рисуют свой портрет.
Работают с раздаточным материалом.
Коммуникативные: умение выражать свои
собственное мнение и позицию.
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание
1. Обязательное для всех:
§, вопросы после § «Проверьте свои знания».
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
— подготовить с помощью разноцветного пластилина модели (планет Солнечной системы);
— подготовьте аргументированный ответ на вопрос…?
— представьте себя путешественником и создайте свою карту путешествий…;
— подготовьте карточки-открытки для игры «Географическая почта». Одну сторону карточки оформите фотографиями…, а на второй стороне название …;
— придумайте сказку, повествующую о жизни камня…;
— дерево понятий по теме «…»;
— сфотографируйте различные атмосферные явления. Составьте комментарий к каждой фотографии;
Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий
развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.
Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных
ситуаций реальной жизни.
Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и
операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными
Сисиемно-деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Список использованных источников
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
3. Брендина, Н.В. Интерактивные средства, развивающие мышление /
Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – № 19.
4. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В.И. Белый // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 105-153.
5.. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М. : Сентябрь, 2004.
6. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии : дидактический инструментарий. – М. : Сентябрь, 2006.
7. Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии / Д.В. Григорьев // Классный руководитель. – 2010. – № 5. – С. 51-54.
8. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности / А.М. Новикова //
Школьные технологии. – 2009. – № 6. – С. 77-89.
9. Новикова, Т. «Портфолио» – новый и эффективный инструмент оценивания /
Т. Новикова // Директор школы. – 2008. – № 2. – С. 32-35.
10. Тихонова, А.Е. Обучающие модули : способ построения / А.Е. Тихонова,
Т.И. Диденко, М.М. Нащечина // Биология в школе. – 1995. – № 6.
11. Иванова, Д.А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
12. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М. : Сентябрь, 2003.
13. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора.
Памятка «Приёмы рефлексии»
Составитель: Карлышева О. А.,
методист Центра повышения квалификации
КГАОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК»
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Рефлексия групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
По объекту анализа рефлексия бывает:
• рефлексия эмоционального состояния;
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Формы образовательной рефлексии — устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение учеником изменений своего интереса, личной активности, глубины познания, продуктивности, самочувствия, самореализации и др.