германия форма правления в 20 веке

Германия: форма правления, особенности и устройство

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

История государства в 19-м веке

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

В 1848 году в Германии было сформировано общегосударственное Национальное собрание, которое разработало проект Конституции. Итак, в первой половине 19-го века в Германии создался особый тип конституционализма с авторитарной властью правителя. Национальное объединение страны способствовало дальнейшему развитию капитализма в государстве. Единственным препятствием на пути этого развития была раздробленность Германии. Перед Первой мировой войной страна вышла в тройку лидеров по объему производства. Ее стремительные темпы развития определялись появлением внушительного рынка сбыта внутри государства.

Форма правления Германии в 20-м веке

К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.

Решающее поражение в масштабной войне

Советский Союз и другие государства, к счастью, одержали победу во Второй мировой войне. Они уничтожили государственное устройство и политическую систему Германии, которая являлась на тот момент самым крупным авторитарным государством в мире. В июле 1945 г. был обнародован главный документ о поражении Германии и об организации новой формы управления. Германия отныне подразделялась на четыре зоны, которые отдавались под контроль Советского Союза, США, Великобритании и Франции.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

Правда, уже через три года в условиях разгоравшейся Холодной войны недавние союзники по борьбе с врагом в мировой войне взяли курс на окончательное разграничение Германии на две половины. Каждая из двух частей ориентировалась на построение своей формы правления Германии на ее земле: капиталистической (ФРГ) и социалистической (ГДР).

Объединение ФРГ и ГДР

В конце восьмидесятых годов ГДР охватил кризис во всех сферах. В процессе кризиса правительство страны практически утратило управление государством. Желание руководства ГДР сохранить стабильное положение с помощью ультимативных методов управления вызвало лишь повсеместное недовольство граждан и массовый переход их в ФРГ. В этих условиях решающим для будущей формы правления Германии стал предложенный канцлером ФРГ план объединения страны. Формирование новой единой страны опиралось на соглашения между ГДР и ФРГ. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вступила в силу Конституция ФРГ. Наконец-то, исторически свершилась форма правления и политического устройства Германии, к чему страна шла на протяжении нескольких столетий. Только в конце второго тысячелетия Германия стала мощным демократическим государством.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

Государственное устройство

Президент и его полномочия

Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:

Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.

Федеральное правительство

По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:

Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.

Должность канцлера

В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.

В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.

Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

Со своей стороны канцлер может самостоятельно предложить распустить нижнюю палату. В соответствии с Конституцией страны канцлер имеет право поднимать в нижней палате вопрос о наличии доверия к нему. Получив вотум отсутствия доверия от членов бундестага, президент может по желанию канцлера в течение двадцати одного дня разогнать палату. Право на роспуск теряется, как только бундестаг изберет иного канцлера. Между прошением канцлером о выражении доверия и голосованием должно пройти минимум двое суток.

Федеральный канцлер фактически олицетворяет собой федеральное правительство государства Германии. Он определяет главные направления политики страны и несет индивидуальную ответственность за деятельность государства на международной арене. Канцлеру предоставлено основное право формировать состав правительства государства. Именно он выдвигает кандидатуры на должности министров президенту, а тот их согласует или не согласует. При этом, если канцлер избран определенными партиями, при подборе кандидатур на должность министров для него являются основополагающими соглашения, достигнутые при создании партийного союза.

Исполнительная власть

Специфика работы исполнительной власти Германии заключается в том, что федеральные министерства ведут государственную политику не самостоятельно, а через аналогичные органы исполнительной власти земель Германии на местах. Исключение составляют:

Судебная власть

Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.

Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.

Основной закон

В Германии действует Конституция, принятая в 1949 г. В последующие двадцать семь лет из 146 статей 67 полностью или частично удалены, дополнены или изменены, около тридцати оставлены в неизменном виде. Основные изменения затронули рассмотрения прав федеральной власти, введены системы чрезвычайного законодательства.

Источник

Германия

Германия (Deutschland)

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Флаг Германии

Полезная информация о Германии

География и природа

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Река Эльба в Дрездене

Север Германии омывается Северным и Балтийским морями. Здесь расположены главные морские порты и морские курорты. В прибрежной зоне расположено большое количество островов, крупнейший из которых остров Рюген.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Леса Германии

Климат

Германия расположена в зоне умеренного климата. На севере климат и погода во многом определяются близостью моря. На юге климат ближе к умеренно-континентальному. Погода в Германии часто довольна переменчива. Тёплые дни могут чередоваться прохладными и дождливыми. В целом, сезоны года выделены отчётливо и какие-то экстремальные погодные явления (жара, сильные морозы и ураганы) достаточно редки и скоротечны. Средняя температура лета от 15-20 градусов. Зимой держится температура близкая к нулю или небольшие морозы. В горах, конечно, холоднее. За год выпадает 600-800 мм осадков (все зависит от региона).

Лучшее время для посещения

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Осень в Германии

История

Первые упоминания о германских племенах относятся к периоду Древней Греции. Дальше упоминания о германцах встречаются в древнеримских документах. С Античности до 10 века большая часть территории Германии была заселена славянскими племенами. После распада Римской империи в Западной Европе было образовано королевство франком. В 9 веке Карл Великий создал новую империю, которая просуществовала совсем недолго. Внуки Карла поделили империю на три королевства. Королевство восточных франков впоследствии стало Германией.

Датой основания Германии как государства считается 962 год, когда король восточных франков Оттон I стал королем Священной Римской империи. Священная Римская империя представляла собой конфедерацию земель с широкими полномочиями. Они имели свою монету, армию. Императора выбирали на специальном совете. Свои интересы земли представляли в Рейхстаге.

В 12-14 веке земли, на которых жили славяне, так или иначе вошли в состав Империи. Славянское население было вытеснено или ассимилировано.

Священная Римская империя прекратила своё существование в начале 19 века во время Наполеоновских войн. После Венского конгресса был образован Германский союз, который управлялся кайзером. В 1866 году Германский союз распался. В 1877 году был образован Северогерманский союз, впоследствии ставший Германской империей. В конце 19 века Германия становится одной из ведущих стран Европы. В стране происходит расцвет культуры, науки и философии.

Административное деление

Германия состоит из 16 федеральных земель:

Население

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Пейзажи Германии

Транспорт

Транспортная инфраструктура Германии одна из лучших в Европе и мире. Одной из главных достоинств транспортной сети являются знаменитые автобаны. Это высокоскоростные магистрали с отличным дорожным покрытием. Некоторые из них даже не имеют ограничений скорости. Учитывая, что автомагистрали соединяют Германию с соседними странами, являются бесплатными, при этом стоимость топлива здесь немного дешевле, чем во Франции, Австрии и Италии, передвижение по стране на автомобиле является очень быстрым и комфортным. Одним из минусов разве что являются заторы возле крупных городов и довольно плотные транспортные потоки, что несколько увеличивает время в пути.

Достаточно много в Германии и международных аэропортов. Они связывают страну почти со всеми государствами Европы и мира. Крупнейшие аэропорты Германии расположены в Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Дюссельдорфе, Кёльне, Дрездене, Нюрнберге.

Также в Германии развито железнодорожное сообщение. Протяженность железных дорог более 35 тысяч км. Высокоскоростные поезда интегрированы в европейскую транспортную систему.

Города Германии

Столицей Германии является город Берлин, расположенный в северо-восточной части страны на берегах реки Шпрее. Это один из крупнейших городов Европы. Берлин стал столицей во времена Германской империи. С 1961 по 1989 годы был разделен стеной, которая стала одним из главных его достопримечательностей и символов.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Ганзейский город Бремен

Достопримечательности

На территории Германии расположено 34 объекта, внесенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Карта объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Германии

В Германии расположено большое количество замков. Самые известные из них Кайзербург в Нюрнберге, Нойшванштайн, Гогенцоллерн, Гейдельберг, Вартбург, Хоэншвангау.

Проживание

В Германии действует огромное количество отелей, гостиниц, пансионов разных ценовых категорий. Средняя стоимость номера значительно выше соседней Чехии и Польши и находится примерно на одном уровне с Францией, Австрией. Хотя если планировать путешествие заранее можно найти очень экономичные и удобные варианты. Во многих местах в стоимость проживания включается завтрак, который обычно очень хороший. В принципе, неплохой номер на двоих почти в любом регионе Германии можно найти за 50-70 евро.

германия форма правления в 20 веке. германия форма правления в 20 веке фото. картинка германия форма правления в 20 веке. смотреть фото германия форма правления в 20 веке. смотреть картинку германия форма правления в 20 веке.Пейзажи Шварцвальда

Кухня

Стоимость питания в Германии не самая дешёвая. Средний счёт на двоих в недорогом ресторане составляет приблизительно 50 евро.

Главным напитком в Германии является пиво. При этом качество и объемы производства пенного напитка ничуть не уступают Чехии. В историческом регионе Франкония расположены винодельческие регионы, которые производят очень неплохое вино.

Видео

Источник

XIX в. для истории Германии имеет особое значение. В этот период она проходит путь от страны крестьян и ремесленников (доминирование сельского хозяйства) до развитого высокоиндустриального государства. Это эпоха возвышения буржуазии, развития государственного и общественного строя, время глубоких преобразований в социально-экономической сфере. И самое главное, в этот период происходит объединение Германии, основанное на немецком единстве с признаками правового государства.

Создание Германской империи способствовало унификации права и кодификации законодательства. В германском обществе задолго до этого созрели необходимые предпосылки для реформирования правовой области. Также формированию немецкого права способствовали социально-экономические условия (развитие капитализма, технический прогресс и т.д.). Право играло решающую роль в модернизации государственного устройства и экономического строя Германии.

Следует признать, что основные принципы современной германской правовой системы были заложены именно в XIX в. Так, например, основы Германского гражданского уложения 1896 г. действуют в ФРГ с отдельными поправками и дополнениями до настоящего времени.

Объединение Германии. Создание Германской империи

В начале XIX в. территория, ныне именуемая ФРГ, представляла собой пестрый конгломерат германских государств — мелких, мельчайших и совсем крохотных (территория некоторых не представляла собой единого целого, а была вкраплена отдельными кусками в территории более крупных соседей). Перефразируя знаменитые слова Дантона, немцы иронизировали, что «землю этих государств- карликов можно унести на подошвах сапог».

Упразднение Наполеоном в 1806 г. Священной Римской империи германской нации, а затем Венский конгресс 1814-1815 гг. привели к начальным процессам секуляризации и медиатизации, т. е. ликвидации церковных государственных образований и слиянию самых мелких государств в единое целое. К середине XIX в. из более чем 300 государств осталось лишь 38, вошедших в Германский союз. В его состав вошли 34 государства (королевства, княжества, герцогства) и 4 «вольных города» (Гамбург, Франкфурт, Бремен, Любек).

В этот период перед германскими государствами остро встает вопрос о необходимости дальнейшей экономической и политической консолидации. Прежде всего необходимость объединения диктовалась крепнущей мощью германского капитализма, нормальному развитию которого мешали многочисленные таможенные барьеры на границах государств (современники писали, что на германских дорогах больше таможенных шлагбаумов, чем телеграфных столбов). Таможенные барьеры (частично ликвидированные в 1834 г. созданием Таможенного союза), а также отсутствие единого общегерманского гражданства мешали миграции свободной рабочей силы, рынок которой был весьма обширен. Складывалась парадоксальная ситуация, когда немцам легче было выехать в Новый Свет, чем в соседнее германское княжество или королевство.

Малоземелье и безземелье германского крестьянства, авторитарный политический режим, установленный во многих германских государствах, способствовали весьма интенсивному миграционному процессу. В результате миллионы немцев оказались в США, Африке и России — до сих пор ФРГ в определении гражданства придерживается т. н. «принципа крови» — где бы не жил немец, он имеет все права на скорейшее приобретение германского гражданства.

В первой половине XIX в. раздробленность Германии не способствовала консолидации германского рабочего класса, росту его самосознания и политической активности, поэтому революция 1848 г. в Германии свелась к таким незначительным результатам.

Для того чтобы государство имело авторитет на международной арене, оно должно выступать как целостная система, также определенный вес государству придают единая армия, ВМФ, представительные учреждения, денежная единица и т. д. Всего вышеперечисленного у германских государств не было, однако существовал так называемый Союзный сейм — общегерманский совещательный орган. Надо признать, что его решения игнорировались даже самыми мелкими германскими государствами, если затрагивали их интересы. Германским купцам за границей приходилось нелегко, особенно в неспокойных регионах мира. Так, американские, английские и французские торговцы могли надеяться в случае обиды на защиту своих прав послами, консулами, а то и военными кораблями. Между тем германский купец надеялся только на себя и на Бога.

Внутригерманская торговля тоже была делом рискованным — пестрота права, разнобой мер, весов, денежных единиц, таможенные барьеры не способствовали ее развитию. Необходимо также отметить, что политические режимы в большинстве государств Германии носили ярко выраженный реакционный характер — принятые в ряде германских государств конституции не влияли существенно на полуабсолютистскую монархию. Монархи предлагали делать ставку не на буржуазию, а на помещиков — юнкеров, поэтому процесс т. н. «первоначального накопления капитала» (необходимое условие для нормального развития капитализма) был очень затруднен. Едва ли можно насчитать более десятка крупных промышленных предприятий, существовавших в Германии в этот период.

Прогрессивно настроенные немцы прекрасно понимали, что сохранение такого положения в германском капитале и экономике чревато все большим отставанием от европейских соседей (и от России), поэтому вопросы о необходимости объединения страны стали подниматься еще в начале 40-х гг. XIX в.

Знаменитый призыв коммунистов «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» относили прежде всего к германским рабочим, разделенным гражданам. Еще в 1848 г. К. Маркс в работе «Требования коммунистической партии в Германии» сформулировал конечную цель борьбы за объединение — «Вся Германия объявляется единой, неделимой республикой». До конца своих дней жизни К. Маркс продолжал ждать революцию в Германии и не видел иного пути к подлинному объединению, кроме как революционного.

Новый этап в борьбе за объединение Германии был связан с увеличением могущества Пруссии, которая претендовала на роль объединителя страны. Прусская армия в середине XIX в. была одной из самых дисциплинированных и многочисленных армий в Европе. В 1850 г. была проведена военная реформа, позволившая на случай войны развернуть многочисленную армию за счет подготовленных резервистов (сокращенный срок службы для солдат и офицеров, всеобщая воинская повинность).

С 1834 г., когда под эгидой Пруссии был создан Таможенный союз из 18 немецких государств (за исключением Австрии), антагонизм между двумя ведущими германскими державами начинает нарастать и в конце концов приводит к войне.

Между тем были и противники объединения Германии. Прежде всего это сами германские государи (особенно в католической южной Германии), боявшиеся в случае объединения утратить серьезные монархические привилегии. Затем следует упомянуть реакционное дворянство, продолжавшее считать себя австрийцами, пруссаками, саксонцами, а не единой германской нацией.

Необходимо помнить, что объединение Германии никогда не было чисто внутригерманским делом. Благодаря своему центральноевропейскому положению эта территория была объектом самого пристального внимания могущественных европейских соседей — Франции, Англии и России. Ни одна из перечисленных держав не была заинтересована в создании единого Германского государства — «divide et impera» — лозунг, не утративший своей актуальности и сегодня, а тем более в XIX в.

Между тем противодействие европейских держав могло бы стать роковым, если бы не политика величайшего государственного деятеля Германии — Отто фон Бисмарка.

Бисмарк сумел сыграть на межгосударственных противоречиях Англии, Франции и России и создать буквально под носом у них державу мирового масштаба, которая дважды в течение XX в. развернула самые крупные и кровопролитные в истории войны (ударившие по Англии, Франции и России в первую очередь).

Отто фон Бисмарк (1815-1898 гг.) родился в семье прусского помещика и до 33 лет не был известен как политик. Появился он на политической арене в период германского восстания 1848 г. Дебют его был не очень удачен — ярый контрреволюционер, пытавшийся выступать в защиту монархии («Прусская Вандея»). Он приобрел такую скандальную известность, что король Фридрих- Вильгельм IV опасался подходить к нему на приемах во дворце, дабы не прослыть реакционером. Однако монарх заметил такую яркую личность и записал в своем дневнике о Бисмарке: «Ярый реакционер, может быть использован позднее и при неограниченном господстве штыков».

После революции 1848 г. Бисмарк исполнял множество поручений короля — то как депутат прусского ландтага (псевдопарламента), то в качестве посланника Пруссии в Союзном сейме, а затем и на дипломатическом поприще в Санкт-Петербурге и Париже. Один из немногих прусских деятелей, знавший русский язык и даже награжденный русским орденом А. Невского Бисмарк на всю жизнь запомнил огромные просторы России и характер ее народа (он был сторонником сохранения вечной дружбы с нашей страной, понимая, что победить ее невозможно).

В период с 1851 по 1862 гг. Бисмарк формируется как крупнейший дипломат и политик своего времени. Еще будучи посланником в Союзном сейме, он понял, что Германия должна стать единым государством, причем процесс объединения должны возглавить монарх и дворянство, заставив немецкую буржуазию покорно последовать за собой.

Свой план объединения он начинает претворять в жизнь в 50-е гг. XIX в., первоначально в дипломатической сфере. В 1862 г. Бисмарка назначают министром-президентом Пруссии. В одной из своих первых речей как глава правительства он сформулировал перед ландтагом основные принципы своей будущей политики: «Пруссия имеет слишком тяжелое вооружение, которое должно чему-нибудь служить. Великие вопросы времени решаются не речами и постановлениями большинства, а железом и кровью. Германия смотрит не на либерализм Пруссии, а на ее мощь, и эту мощь следует продемонстрировать всей Европе, показав, что Пруссия перестала быть пятым колесом в европейской колеснице. Мощь прусской военной машины следует продемонстрировать и собственной либеральной буржуазии, которая забывает, кто в доме хозяин».

К 1871 г. было завершено объединение Германии (см. схему 18). 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца было заявлено о создании Германской империи — король Пруссии и президент Северогерманского союза Вильгельм I становился императором (это было сделано под давлением Бисмарка), а Отто фон Бисмарк стал имперским канцлером.

Конституция Германской империи 1871 г

Новоиспеченной империи (540 тыс. км2, 41 млн. человек населения) для придания законности требовалось соответствующее конституционное оформление.

3 марта 1871 г. состоялись выборы в первый германский рейхстаг, а 14 апреля принята Конституция (в основу которой была положена конституция Северогерманского союза). Конституция состояла из 78 статей.

Конституция предусматривала создание союза, именуемого Германская империя, в состав которого входило 22 государственных образования и 3 вольных города (Любек, Бремен и Гамбург). Главой Союза считался кайзер (по совместительству король Пруссии и президент Союза). Полномочия у императора Германской империи по Конституции были достаточно разнообразны:

Президент осуществлял часть своих полномочий через имперского канцлера (Бисмарк занимал этот пост до 1890 г.).

Законодательная власть принадлежала рейхстагу и Союзному совету (бундесрат), который фактически являлся верхней палатой и обладал законодательной инициативой. Бундесрату также предоставлялась часть исполнительных функций (отступление от принципа разделения властей).

Можно сделать вывод, что Германская империя — дуалистическая монархия по форме правления (хотя о монархическом правлении в Конституции не упоминалось, использовали термины «президентство» и «союз»).

По форме государственного устройства Германская империя была федерацией (со значительными чертами унитаризма) — очень широкие полномочия федеральных органов:

Отличительная особенность германского федерализма — преобладание и особая роль Пруссии. Как писал К. Маркс: «Превращение Германии в Великопруссию». В частности, президент Союза — прусский король, канцлер — пруссак, в Союзном совете 17 голосов (из 58 человек) — представители Пруссии. Перечисленные факты объясняются тем, что Пруссия в рассматриваемый период являлась самым крупным и могущественным германским государством в Союзе.

Конституция 1871 г. ограничила избирательное право (хотя формально оно было всеобщим), вводила возрастной ценз — 25 лет; право голосовать предоставлялось мужчинам; избирательного права лишались военнослужащие, недееспособные, лица, получающие пособие по бедности, и несостоятельные должники.

Также необходимо отметить одну примечательную особенность Конституции — отсутствие раздела о правах и свободах немцев.

Вместе с тем принятие Конституции 1871 г. способствовало объединению Германии, политическому и социально-экономическому развитию страны.

Право Германии в XIX в.

Гражданское право. Важнейшим событием на пути эволюции немецкого права XIX в. стало принятие Германского гражданского уложения (ГГУ) 1896 г.

Гражданское уложение (ГУ) 1896 г. стало первой в истории Германии кодификацией гражданского права. До принятия всегерманского ГУ в стране насчитывалось свыше 30 партикулярных правовых систем.

Общее право Германии, действовавшее в некоторых областях, включало в себя имперские (немногочисленные) законы и пандект- ное римское право, которое имело в ряде областей Германии субсидиарное (дополнительное) значение, восполняя пробелы местного германского права. Территориально пандектное право оставалось действующим для 16,5 млн. человек в западных прусских землях, значительной части Баварии, среднегерманских герцогствах, великом герцогстве Гессенском и Саксен-Веймарском, бывших вольных имперских городах.

В другом крупном территориально-правовом пространстве Германии первой половины XIX в. господствовало систематизированное местное право. Здесь формально не признавалась юридическая сила пандектного права. Однако многие его принципы и институты уже были интегрированы в германские земские кодификации. К известным германским партикулярным правовым сводам относились Прусское земское уложение (Прусский ландрехт) 1794 г. и Саксонский гражданский кодекс 1863 г.

Сфера действия Прусского земского уложения распространялась на 21 млн. немцев. Под действием норм наиболее современного для Германии второй половины XIX в. Саксонского гражданского кодекса 1863 г. подпадало 3,5 млн. жителей саксонского королевства. Наконец, в качестве действующего гражданского законодательства в ряде областей Германии (княжества на левом берегу Рейна и в Бадене) следует упомянуть и Кодекс Наполеона 1804 г. В сфере его действия проживали 8,6 млн. человек.

Таким образом, Германия 50-60-х гг. XIX в. отличалась глубокой разобщенностью норм гражданского права. Но не только множественность и фрагментарность правовых систем тормозили экономическое и правовое развитие страны. Многочисленные институты и нормы пандектного (римского) права и партикулярного (германского) законодательства были явно устаревшими, не соответствовали новым капиталистическим отношениям. Среди них выделялись нормы, охраняющие привилегии королевских и княжеских семей, права дворянской собственности.

Общая характеристика, система и содержание Германского гражданского уложения (ГГУ). ГГУ является крупнейшей гражданско-правовой кодификацией. Уложение включает в себя 2385 параграфов, не считая 218 статей Вводного закона. ГГУ выстроено по так называемой пандектной системе. Для него характерно наличие общей части и сведение гражданско-правовых институтов в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

В Вводном законе даны правила о времени вступления в силу ГГУ, о применении иностранных законов в Германии и германских законов за границей. Значительное число норм Вводного закона регулировали отношение ГГУ с прежним имперским и особенно земским законодательствами. Старые имперские законы были действительными.

Статьи Вводного закона, касающиеся взаимоотношений ГГУ с земским правом, по существу представляли собой длинный перечень прав, оставленных в компетенции земских законодательств отдельных германских княжеств. Формула, с которой начинались статьи этой части Вводного закона, гласила «Нетронутыми остаются предписания земского права. ». Сконцентрированные в Вводном законе изъятия и права-привилегии касались главным образом особого гражданско-правового положения германского дворянства, что наносило существенный ущерб идее единства гражданского законодательства Германии. Между тем действительного правового единства в Германии в конце XIX — начале XX в. в сфере гражданского права создать не удалось.

Основной блок ГГУ состоял из следующих пяти книг: общей части, обязательственного, вещного, брачно-семейного и наследственного права.

В общей части раскрывается статус физических и юридических лиц.

В книге также даны предписания о юридических сделках, сроках давности, вещах и, наконец, о самозащите и самопомощи.

Вторая книга содержит нормы обязательственного права. В ней излагаются общие положения об обязательствах и отдельных договорах, как традиционных (купля, ссуда, заем, товарищество и др.), так и новых (наем рабочей силы, пари и др.). Заканчивается вторая книга подробным регулированием обязательств из недозволенных действий.

В третьей книге Уложения помимо институтов владения и собственности подробно регламентируются так называемые служебно- сти (сервитуты, обременения) и различные формы залога движимостей и недвижимостей (ипотека).

Четвертая книга воспроизводит нормы семейного права. В ней указываются правила, посвященные условиям вступления в брак, личным и имущественным отношениям супругов, условиям расторжения брака. Из других разделов книги следует выделить институт родительской власти и правовое положение детей (законных и незаконнорожденных), опеку и попечительство.

Наконец, в пятой книге ГГУ, посвященной наследственному праву, регламентируются два порядка наследования (по закону и по завещанию); юридическое положение наследника; особый договор о наследовании и правила об «обязательной доле» так называемых необходимых наследников.

Язык изложения и форма ГГУ воспринимаются нередко критически. Считается, что оно может быть освоено только специалистами- юристами, так как для Уложения характерны длинные, сложно сформулированные параграфы и обилие специальных юридических терминов. Наряду со специальной юридической терминологией в ГГУ выделены термины и обороты социального и этического (морального) содержания. К их числу относятся «добрые нравы», «добрая совесть» и «злоупотребление правом». Отмеченные особенности языка ГГУ не мешают, однако, утверждать, что его юридическая терминология и форма изложения весьма продуманны и точны.

Характерная черта Германского гражданского уложения — отсутствие общих юридических определений. Соответствующие его параграфы носят скорее описательный характер. Необходимо отметить, что всякие общие определения намеренно избегались. Позднее, комментируя ГГУ, германские юристы подчеркивали, что выработка определений — дело опасное для законодателя.

Основные институты Германского гражданского уложения. После острой критики первого проекта кодекса, попытавшегося игнорировать проблему юридического лица, Гражданское уложение закрепило право частных объединений на получение статуса юридического лица. ГГУ признавало два основных вида юридических лиц:

Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Наиболее важные ферейны — объединения лиц либо с хозяйственными (§ 22), либо с идеальными (нехозяйственными) целями (§ 21). К последним могли быть отнесены политические союзы, некоторые союзы предпринимателей и т. п. Надо подчеркнуть, что союзы с хозяйственными целями не следует смешивать с объединениями в форме торговых товариществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), регулируемых торговым законодательством.

Многочисленные параграфы ГГУ (почти 70%), посвященные юридическим лицам, рассматривают вопросы, в основном связанные с организацией и прекращением деятельности ферейнов и учреждений.

Статус юридических лиц по ГГУ наглядно демонстрирует порядок их возникновения. В Германии постепенный переход от разрешительной (концессионной) к явочной (свободной) системе образования юридических лиц начался только в 70-е гг. XIX в. По явочной системе раньше всего начали создаваться в Германии торговые товарищества (акционерные общества). Вопрос о введении свободной системы образования для всех видов юридических лиц гражданского права встал в ходе подготовки общегерманского уложения. После длительной борьбы был принят компромиссный вариант: общества с идеальными (нехозяйственными) целями получили свободу образования (явочная система). Для образования союзов с хозяйственными целями, как и ранее, Уложением установлен разрешительный (концессионный) порядок.

ГГУ признало за юридическими лицами широкую правоспособность. В принципе, их правоспособность охватывала всю сферу гражданского права, за исключением правоотношений, характерных для физических лиц. Однако германский законодатель посчитал нужным сохранить за государством сильный рычаг контроля за деятельностью юридических лиц. Согласно § 43 «общество может быть лишено правоспособности, если вследствие противозаконного постановления общего собрания или благодаря противозаконному образу действий правления оно угрожает общественным интересам». При одной угрозе общественным интересам органам государственной власти разрешено закрывать общества (союзы).

Характеристика института юридического лица по ГГУ не будет полной без рассмотрения одной нормы, весьма характерной для этого кодекса. § 54 Уложения закрепил так называемые неправоспособные общества. К ним отнесены объединения, не отвечающие юридическим требованиям, установленным для юридических лиц. Это главным образом разнообразные рабочие союзы, они не получили по ГГУ статуса юридического лица. В Уложении появился особый вид объединений — неправоспособный союз (общество). Германский кодекс сделал по тем временам серьезную социальную уступку, юридически признав существование таких обществ. Однако статуса юридического лица им не было дано. Неправоспособные союзы действуют в ГГУ по правилам, установленным по договору товарищества. В то время отдельные их черты были подобны юридическим лицам. Так, неправоспособные союзы могли выступать в суде в качестве сторон; договоры, заключенные от имени такого общества, признавались действительными (§ 54). Уступка, сделанная германскому рабочему движению законодателем, была, конечно, половинчатая. Однако сам факт юридического признания за рабочими союзами отдельных элементов гражданской правоспособности, бесспорно, значителен.

Вещное и обязательственное право. Характерной внешней особенностью Германского гражданского уложения является выдвижение на первое место вещного и обязательственного права. Это выдвижение подчеркнуло возросшее значение капиталистического, товарно-денежного хозяйства, перед интересами которого отступили на второй план традиционные институты, связанные с правом собственности.

В сфере вещного права Уложение делит все вещи на земельные участки и движимое имущество, четко различая между собой движимые и недвижимые вещи. Движимостью считается все, что не

является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой (§ 94).

Основная часть второй книги ГГУ (обязательственное право) посвящена договорному праву. В соответствии с принятой установкой ГГУ не дает определения ни обязательства в целом, ни договора в частности. Реконструируя наиболее существенные черты понимания германским кодексом договора, можно выделить следующее. Договор понимался как юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Содержанием договора могло быть любое «предоставление (удовлетворение)», как положительное действие, так и воздержание от такового. Такой юридический состав договора следует считать традиционным для европейского права и его общего римского источника.

В ГГУ в основу договорного права был положен классический принцип свободы договора. Он не представлен прямо в тексте ГГУ, но постоянно упоминается в Мотивах и Протоколах к проекту Уложения.

Свобода установления договорных обязательств раскрывалась в Уложении обычными для гражданского законодательства немногочисленными легальными условиями их действительности. ГГУ не допускало прежде всего договоров, прямо нарушающих какие-либо предписания законов (§ 309). Ряд требований ГГУ предъявляло к лицам, заключающим договор. Круг лиц, способных заключать договор, достаточно широк. В их число Уложение не допускает замужних женщин и лиц, не достигших возраста совершеннолетия (21 год).

К числу обязательных условий действительности договоров относится согласие сторон «по всем пунктам договора», причем согласие трактуется Уложением как согласие волеизъявления сторон.

Брак и семья. Брак по Германскому гражданскому уложению являлся светским (не церковным) институтом, имел моногамный характер (единобрачие). Так, Уложение запрещает «вступать в брак, пока прежний брак не прекращен или не признан ничтожным». Определение брака в уложении не дано. Однако в Мотивах к проекту ГГУ говорится, что брак есть «некоторый независимый от воли супругов нравственный и юридический порядок». При таком широком подходе основные юридические вопросы брака были решены германским кодексом особым порядком. Прежде всего Уложение установило для вступления в брак высокий брачный возраст: для женщин — 16 лет, для мужчин — 21 год. Брак заключался по обоюдному согласию; для несовершеннолетних требовалось согласие родителей. Запрещено было вступление в брак разведенным лицам, если причиной развода было совершенное ими прелюбодеяние (§ 1305).

Муж и жена имели одинаковые законные основания на развод. Однако развод разрешался только при наличии особых причин: злонамеренное оставление супруга (§ 1567); грубое нарушение брачных обязанностей; прелюбодеяние и другие нравственные проступки.

Уложение не признавало равенства мужчины и женщины, находящихся в браке. Так, § 1354 закреплял принцип главенства мужа в общесемейных делах, но жена могла не повиноваться мужу, если он злоупотреблял супружеским правом. Таким образом, главенство мужа в семье не было полным и всевластным.

Замужние женщины не входили в число лиц, лишенных имущественной дееспособности. Более того, согласно § 1356 жена имела право заведовать общим хозяйством. В пределах домашнего хозяйства ей предоставлялось право «вести дела мужа вместо него и представлять его» (§ 1357). Однако супруг мог ограничить или отменить данное право супруги.

Германское уложение признавало общим для всех браков режим общности имущества с правом мужа им пользоваться и управлять. Т. е. имущество жены, принадлежащее ей до брака или приобретенное ею во время брака, оставалось в ее собственности, но находилось в управлении и пользовании мужа (§ 1363).

В § 1626 указывалось, что несовершеннолетние дети (до 21 года) находились под родительской опекой. ГГУ предоставляло отцу право «заботиться о личности и имуществе детей» (§ 1627). Пока длится брак, мать наряду с отцом «вправе и обязана заботиться о личности детей» (§ 1634). Наиболее значительна по объему отцовская власть. Так, право отца заботиться о личности детей простиралось на право «прибегать к соответствующим исправительным мерам», налагаемым опекунским судом по просьбе отца (§ 1631). Наконец, для осуществления заботы об имуществе детей Уложение предоставляло отцу «право пользования имуществом детей» (§ 1649).

Наследственное право. Германское гражданское уложение весьма подробно (свыше 450 параграфов) регламентирует правоотношения, связанные с порядком наследования. Наследственное право основывалось на старом германском праве. Характерной чертой наследования по Уложению стало отсутствие пределов наследования по закону. При отсутствии более близких родственников наследниками умершего становились родственники любых отдаленных степеней.

Родственники участвовали в наследовании по закону по так называемым парантеллам (линиям), представляющим собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую линию составлял сам наследователь со своими нисходящими (§ 1924). Вторую линию составляли родители наследователя со своими нисходящими и т.д. Первостепенная линия (парантелла) исключала наследников других линий (парантелл). И самое главное, внутри наследующей парантеллы наследство получают не все родственники, а только главы данной парантеллы. Такова в общих чертах своеобразная система наследования по закону.

Особое правовое положение в этой системе наследования занимал переживший супруг. Уложение предоставляло пережившему супругу право собственности на определенную часть наследства умершего (от 1/4 до 1/2 при наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки). Если же нет родственников первой и второй линии, деда и бабки, то все наследство переходит к пережившему супругу (§ 1931). Таким образом, по ГГУ переживший супруг являлся привилегированным законным наследником.

Наряду с наследованием по закону ГГУ регулирует и наследование по завещанию. Уложением провозглашен принцип свободы завещания с правом «устранить от наследования по закону родственника или супруга. » (§ 1938). ГГУ установило легальные ограничения свободы завещания в интересах ближайших родственников наследователя. К таким ограничениям традиционно относится «обязательная доля». По ГГУ, нисходящие линии наследователя, а также родители и супруг наследователя, если они отстранены от наследования завещанием наследователя, могут потребовать от наследника предоставления им обязательной доли наследства. Обязательная доля равняется по Уложению половине стоимости его доли при наследовании по закону (§ 2303). Таким образом, принцип свободы завещания проведен Германским гражданским уложением весьма последовательно и в значительном объеме.

Уголовное право. Статья 4 Конституции Германской империи 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства» относится к исключительной компетенции империи. Во исполнение этого положения уже в мае 1871 г. на территории империи начало действовать Уголовное положение Германской империи, воспринявшее нормы Уголовного уложения Северо-Германского союза 1870 г.

Подобно УК Франции 1810 г. Уголовное уложение Германской империи базировалось на идейных основах так называемой «классической» школы уголовного права, наиболее яркими представителями которой в Германии были Г. Гегель, И. Кант, А. Фейербах, К. Биндинг. Последние рассматривали в качестве преступления лишь деяния, недвусмысленно запрещенные законом на момент их совершения, а основное значение наказания видели в справедливом возмездии за совершенное преступление. Непосредственным же автором Уголовного уложения 1871 г. стал германский правовед Адольф Леонард.

Уголовное уложение Германской империи 1871 г. состояло из трех частей, первые две из которых были посвящены общим вопросам уголовного права, принципам разграничения правонарушений и назначения уголовного наказания, а также институтам покушения, соучастия и др. Третья книга представляла собой особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний.

В отличие от Гражданского уложения, принятие которого сопровождалось длительной бурной дискуссией, Уголовное уложение 1871 г. было введено в действие достаточно быстро, вызвав дискуссию лишь по одному вопросу — вопросу о допустимости смертной казни, поскольку в то время в Саксонии и в ряде других германских государств смертная казнь была отменена.

Все преступные деяния разделены в Уголовном уложении 1871 г. на преступления, проступки и полицейские нарушения, в зависимости от тяжести предусмотренных за них наказаний.

За одно лишь публичное выступление или распространение сочинений с целью побудить к одному из указанных деяний виновный лишался свободы на срок до 10 лет.

Произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекали к неповиновению законам или иным постановлениям властей, наказывались большим штрафом или тюремным заключением до двух лет. В § 116 предусматривалась жесткая уголовная ответственность для лиц, которые собирались в публичных местах и не расходились после трехкратного приказа должностных лиц. Если последними было оказано сопротивление, то они наказывались как бунтовщики.

Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюремное заключение, содержание в крепости и пр.), штраф, конфискацию имущества и ограничение в правах. Несмотря на строгость, Уголовный кодекс воспринял и отдельные либеральные тенденции. Так, применение смертной казни (введенной под давлением Пруссии в бундесрате) в качестве меры наказания в мирное время допускалось лишь в двух случаях: за государственную измену, включая измену конкретному германскому государству, и за спланированное умышленное убийство. В отличие от уголовных законов отдельных германских государств Уголовное уложение Германской империи исключало применение телесных наказаний, рассматриваемых как пережиток средневековья.

Последующее развитие уголовного законодательства в Германии проходило под знаменем нового «социологического направления» в германской уголовно-правовой науке, основателем которого считается профессор Берлинского университета Ф. Лист. В период с 1912 по 1933 гг. было создано большое число комиссий с целью пересмотра отдельных положений УК 1871 г., появилось восемь новых проектов УК, но ни один из них так и не был принят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *